Что означает японский термин heijunka

Что такое хейдзунка, или что такое выравнивание

Что это такое — выравнивание? Что такое хейдзунка и как ею пользоваться?

Одна из главных проблем любого производства, да и любого процесса оказания услуг — неравномерность спроса. Сегодня клиенты хотят одно, завтра — другое, и хорошо, если на одной производственной линии можно делать летом бутылка для минералки, а зимой — елочные украшения, только таких линий в реальной жизни не бывает.

Что означает японский термин heijunka

Хейдзунка в действии

Выравнивание, или то, что японцы называют хейдзунка, это ряд подходов, которые нацелены на сглаживание «неровностей спроса». Для чего? Для того, чтобы ключевые ресурсы, которые, собственно, используются для удовлетворения спроса, были загружены более равномерно. В производстве это чаще всего несколько видов оборудования, в сфере услуг — это специалисты определенного профиля, т.е. люди. То же самое может касаться задач выравнивания использования финансов или определенных видов сырья или расходных материалов.

В России словом «хейдзунка» так же называют инструмент, с помощью которого осуществляется выравнивание спроса. Самый известный его вид — ящик хейдзунка, с которым вся Россия познакомилась благодаря иллюстрированному глоссарию Марчвински и Шука.

На самом деле, сам по себе ящик с карточками никакого выравнивания добиться не позволяет, это понятно. Если вы производите только елочные украшения, то деваться некуда — спрос в ноябре-декабре будет все равно в сотни раз выше спроса летом, и в тысячи — выше спроса в феврале-марте.

Кроме хейдзунки в таких случаях конечно же приходится делать запас на складе к пику сезонного спроса.

Сам ящик хейдзунка помогает выравнивать производство, если речь идет о колебаниях спроса на отдельные виды продукции — скажем, одну неделю больше покупают шариковые ручки, а в другую — перьевые… В этом случае загрузка производства шариковых и перьевых ручек распределяется таким образом, чтобы каждую неделю производилось приблизительно одно и то же количество ручек и того и другого вида.

Как это происходит? Для начала определяется усредненный уровень спроса за достаточно большой период времени. Это нужно для того, чтобы сгладить отдельные всплески спроса. Иногда при анализе самые большие пики спроса вообще исключаются. Далее плановик рассчитывает, сколько в среднем единиц продукции приобретается, скажем, за неделю. Таким образом, формируется усредненный план работы на неделю и под производство каждого вида продукции выделяются слоты времени. Учитывается время перехода производства с одного вида продукции на другой — время переналадки. Суммарно время всех слотов и время всех переналадок показывает среднюю загрузку производства. Далее запускается система приема заказов, в виде отдельных заказов, канбанов или как-либо еще… В моей практике такую систему выравнивания совмещали с планированием производства в системе класса MRP-II.

Поступающие заказы распределяются по имеющимся слотам времени. Если какой-то заказ уже не помещается в выделенный слот времени, он переносится на следующий плановый период, в нашем случае — на следующую неделю. Обычно заказы не попадают в производство сразу после их оформления — такова правда жизни. Проходит какое-то время, часы или даже дни, прежде чем до конкретного заказа дойдет очередь и его начнут выполнять. Наличие такое очереди и позволяет заполнять «пустые слоты» недостающими заказами… Ведь они, если верить статистике, все равно должны поступать, и скорее всего просто задерживаются…

Таким образом, производство получает равномерную загрузку в соответствии с тем «общим планом», который есть у компании. Понятно, что объем фактических заказов на самом деле будет отличаться от «планируемых» и тогда выравнивание будет не такой уж простой задачей. Поэтому одной из задач планировщика является определение того момента, когда отклонение поступающих заказов от плана становятся настолько большими, что их уже не обработать с помощью существующей схемы выравнивания, не вписать в выделенные слоты времени. Тогда нужно изменить схему выравнивания, поменять размеры слотов для каждого из видов продукции, чтобы снова стабилизировать, выровнять загрузку производства.

Звучит просто, но на практике очень сложно поймать тот момент, когда потребительский спрос меняется существенным образом.

В следующий раз я расскажу, как можно применять выравнивание в непроизводственной сфере.

Вот здесь и здесь приведена история о том, как мы применяли хейдзунку для планирования непериодических работ.

Источник

Хейдзунка: искусство выравнивания производства

Что означает японский термин heijunka

найти еще статьи по теме:

Хейдзунка – это японское слово, которое означает «выравнивание». При правильной реализации хейдзунка помогает организациям удовлетворять спрос c одновременным сокращением потерь в производстве и взаимосвязанных процессах.

Согласно мнению многих экспертов Лин хейдзунка легче достигается в организациях, где уже внедрено Лин, когда определены все потоки создания ценности, а философия Лин глубоко укоренилась в циклы процессов и материалов.

Что такое Хейдзунка?

Что означает японский термин heijunkaСогласно 4-му изданию Lean Lexicon, хейдзунка это: «выравнивание вида и количества продукции на протяжении определенного отрезка времени. Она позволяет эффективно удовлетворять спрос потребителя, при этом избегая накопления партий товара, что, в свою очередь, приводит к минимизации запасов, капитальных затрат, трудовых ресурсов и времени выпуска продукции на протяжении всего цикла создания ценности».

Дениэл Джонс, основатель и председатель Академии бережливого производства (Lean Enterprise Academy) пишет: «Много лет назад Toyota пришла к противоречащему выводу, что производство партиями – это плохая идея. Эти суждения были сделаны из того, что ни одна производственная система не может постоянно реагировать на изменяющиеся заказы, не страдая при этом от муры (неравномерности в продуктивности и качестве) и от мури (перегрузки машин, менеджеров и всего, что связано с производством). А мура и мури вместе создают муду (потери)».

Что означает японский термин heijunka

Выравнивание объема или вида

Давайте рассмотрим вопрос выравнивания объема. Скажем, производитель головных уборов получает заказы на 500 одинаковых головных уборов в неделю: 200 заказов в понедельник, 100 – во вторник, 50 – в среду, 100 – в четверг и 50 – в пятницу. Вместо того чтобы удовлетворить спрос путем последовательного выполнения заказов, производитель головных уборов будет использовать метод хейдзунка для выравнивания спроса путем создания запаса из 100 головных уборов, чтобы выполнить заказы понедельника. Каждый понедельник у производителя будет запас, состоящий из 100 головных уборов. Оставшуюся неделю ежедневно будет выпускаться 100 шляп. Создание запасов может показаться несколько сомнительным для блюстителей методологии Лин, но у данного метода есть свои поклонники – это метод, который сегодня использует производственная система Тойота.

Но что делать, если производиться несколько видов головных уборов? Представим, что головные уборы бывают A, B, C и D моделей. Массовый производитель захочет минимизировать потери связанные с переналадкой оборудования. Его производственный график будет выглядеть примерно так: AAAAABBBCCDD.

Но что если покупатель в последний момент решит купить головные уборы типа А вместо типа В? Что делать если объемы заказов для модели А внезапно начинают падать, а заказы на модель С начинают расти? Массовый производитель может отчаянно искать возможности для производства большего количества модели С, в то время как объемы производства модели А падают. Чтобы избежать подобного вида потерь, график производства, работающего согласно методологии «хейдзунка» может выглядеть так: ABCDAABCDAB, причем акцент будет сделан на эффективное время переналадки и создание буферных запасов, которые способны удовлетворить спрос на наиболее популярные модели.

В 2004 году репортер Джонатан Фейхи написал статью в журнале Forbes о попытках компании Toyota в США позволить дилерам изменять атрибуты продукта, такие как цвет. Они вели компьютерную базу, которая также показывала им, что находится в очереди на изготовление и вносили свои поправки. Таким образом, за счет высокоэффективного времени переналадки с помощью «хейдзунки» сократилось время выполнения заказа.

Производство отвечает требованиям с помощью хейдзунки

Прежде чем говорить о внедрении хейдзунки давайте рассмотрим то, как эксперт в области Лин описывает важность хейдзунки для Лин-организаций: производя каждый продукт в течении определенного срока, общее время выполнения заказа сокращается и бизнес приближается к удовлетворению «реального» спроса.

В этом и есть суть хейдзунки: производство напрямую связано со спросом. Если все виды продукции были произведены и хранятся, так как необходимо, на протяжении всего года, то возрастает гибкость производства и все головные уборы будут проданы (может быть, не сразу, но со временем), а производство будет способно удовлетворить пиковые периоды спроса.

Основа любой реализации хейдзунки должна начинаться с времени такта и ящика хейдзунки.

Время такта – это время необходимое для выпуска продукции, которая сможет удовлетворить спрос клиентов. Оно представляет собой скорость, с которой клиенты покупают продукцию компании. В конце дня или недели, будет видно, сколько продукции вида A, B, C или D необходимо отправить (или закончить – так как хейдзунка может использоваться не только в производстве, а и в любых отраслях, которые имеют значительный спрос и предложения).

Ящик хейдзунки (также может быть колесом или доской) это простая визуализация производства с помощью канбан-карт для отображения производства в соответствии с заданным интервалом работы (например, за день). Он используется персоналом производства в цехах и высоко ценится при визуализации процессов.

Рисунок 2: Пример ящика хейдзунки – он помогает наглядно представить оптимизированный график производства. Каждый квадрат на доске представляет карту канбан, который сигнализирует производство одного продукта. Существуют специальные отделения, куда помещаются канбаны. Каждый квадрат в определенный день представляет один продукт, который будет произведен. В этом примере, в период времени с понедельника по пятницу, каждый день производились два продукта коричневого цвета, которые представлены двумя квадратами (канбанами). Ящики хейдзунка – это ящики с литерами в производственном цехе, которые сигнализируют работникам о том, что необходимо делать дальше на протяжении дня.

Что означает японский термин heijunka

Руководящие понятия при внедрении хейдзунки

Соблюдение основных понятий хейдзунки поможет направить компанию на верный путь.

Источник

Хейдзунка – выравнивание производства и графика работ

Хейдзунка – выравнивание производства и графика работ

Хейдзунка представляет собой выравнивание производства как по объему, так и по номенклатуре изделий. Чтобы предотвратить резкие взлеты и падения, продукция выпускается не в порядке поступления заказов потребителя. Сначала в течение некоторого периода собираются заказы, после чего их выполнение планируется таким образом, чтобы каждый день производить одинаковый ассортимент продукции в одинаковом количестве.

С самого начала TPS предполагала производство небольших партий продукции с учетом нужд потребителя (как внешнего, так и внутреннего). При наличии потока единичных изделий вы можете изготавливать изделия А и Б в соответствии с порядком поступления заказов (например, А, Б, А, Б, А, Б, Б, Б, А, Б…). Но это значит, что изготовление деталей будет носить неупорядоченный характер. Поэтому если в понедельник поступит в два раза больше заказов, чем во вторник, вам придется в понедельник заплатить рабочим за сверхурочную работу, а во вторник отправить их домой до окончания рабочего дня. Чтобы выровнять график работы, вам следует выяснить запросы потребителя, определиться с номенклатурой и объемом и составить сбалансированный график на каждый день. Например, вам известно, что на каждые пять А вы изготавливаете пять Б. Вы можете выровнять производство и производить их в последовательности АБАБАБ. Это называется выровненное производство со смешанной номенклатурой, поскольку вы производите неоднородную продукцию, но при этом, прогнозируя потребительский спрос, выстраиваете определенную последовательность производства разных изделий со сбалансированным уровнем объема и номенклатурой.

На рис. 10.2 приводится пример несбалансированного графика на заводе по производству небольших двигателей для газонокосильного оборудования (пример из практики одного предприятия).

Что означает японский термин heijunka

Рис. 10.2. Традиционное производство (выравнивание отсутствует)

В данном случае производственная линия изготавливает двигатели трех типов: маленькие, средние и большие. Средние двигатели пользуются наибольшим спросом, поэтому их изготавливают в начале недели: в понедельник, вторник и часть среды. Затем осуществляется переналадка линии, которая занимает несколько часов, и начинается производство маленьких двигателей, которые изготавливаются остаток среды, четверг и утро пятницы. Меньше всего спрос на большие двигатели, которые изготавливаются в пятницу. Такой невыровненный график порождает четыре проблемы:

1, Обычно предсказать порядок закупок двигателей потребителями нельзя. Потребители закупают средние и большие двигатели всю неделю. Поэтому если потребитель неожиданно решит приобрести крупную партию больших двигателей в начале недели, у завода возникнут проблемы. Их можно решить, если держать в запасе большое количество готовых двигателей всех видов, но эти запасы из-за сопутствующих затрат обойдутся предприятию очень дорого.

2, Не всегда можно продать все двигатели. Если завод не продаст все средние двигатели, изготовленные с понедельника по среду, ему придется держать их в запасе.

3, Несбалансированное использование ресурсов. Скорее всего, изготовление двигателей разного размера требует разных затрат труда, и самым трудоемким является изготовление больших двигателей. Поэтому в начале недели уровень трудозатрат средний, затем он снижается, а в конце недели резко возрастает. Следовательно, здесь ярко выражены м?да и м?ра.

4, К предыдущим стадиям процесса предъявляются неравномерные требования. Это, пожалуй, самая серьезная проблема. Поскольку завод закупает различные детали для трех типов двигателей, он просит поставщиков присылать с понедельника по среду детали одного вида, а остаток недели – разные виды других деталей. Опыт показывает, что потребительский спрос постоянно меняется и заводу так или иначе не удается придерживаться данного графика. Часто происходят внезапные изменения в номенклатуре продукции, например, поступает срочный заказ на большие двигатели, и завод занимается всю неделю только этим видом продукции. Поставщикам приходится быть готовыми к самому неблагоприятному развитию событий и хранить у себя по меньшей мере недельный запас комплектующих для каждого из трех типов двигателей. Так называемый эффект пастушьего кнута ведет к тому, что образ действия изготовителя передается по цепочке поставок к ее началу, то есть при небольшом взмахе руки создается огромное усилие на кончике кнута. Так незначительное изменение графика на заводе по сборке двигателей ведет к созданию все больших запасов на всех стадиях цепочки поставок, по мере того, как мы движемся от конечного потребителя к ее началу.

Цель серийного производства – за счет масштабов производства добиться экономии для каждой единицы оборудования. Переналадка инструментов для перехода с изделия А на изделие Б ведет к простою оборудования во время переналадки, а следовательно к потерям. Вам приходится оплачивать оператору время, в течение которого переналаживают его станок. Казалось бы, напрашивается вывод – перед переходом на изделие Б изготовить крупную партию изделия А. Но для хейдзунка такой подход неприемлем.

В примере с двигателями на заводе тщательно проанализировали ситуацию и обнаружили, что переналадка линии занимает так много времени из-за необходимости доставки, возврата, установки и демонтажа деталей и инструмента для разных видов двигателей. Для разных двигателей использовались паллеты (поддоны) разных размеров. Было решено подавать оператору линии небольшое количество всех видов деталей на передвижных стеллажах. Инструменты, необходимые для всех трех двигателей, были установлены над производственной линией. Кроме того, было необходимо создать паллету, на которой можно было бы устанавливать двигатели любого размера. Это позволяло избежать полной переналадки оборудования, позволяя заводу производить двигатели в любой последовательности. В результате появилась возможность определить повторяющуюся последовательность изготовления двигателей всех трех типов с учетом заказов потребителя (см. рис. 10.3). Выравнивание графика дало четыре преимущества:

Что означает японский термин heijunka

Рис. 10.3. Сбалансированное производство со смешанной номенклатурой

1. Гибкость – теперь завод может дать потребителю то, что ему нужно в нужное время. Это ведет к сокращению запасов и устранению иных сопутствующих проблем.

2. Снижение риска того, что готовая продукция не будет продана. Если завод изготавливает только то, что заказывает потребитель, ему не приходится беспокоиться о затратах на хранение запасов.

3. Сбалансированное использование трудовых ресурсов и станков. Теперь завод может стандартизировать работу и выровнять производство с учетом того факта, что некоторые двигатели требуют меньших трудозатрат, чем другие. И если за одним большим двигателем, который требует более интенсивной работы, не следует другой, рабочие успешно справляются с нагрузкой. Если предприятие выравнивает график с учетом трудозатрат, можно обеспечить сбалансированную и равномерную загрузку работой в течение дня.

4. Сбалансированность заявок, выдаваемых предыдущим процессам и поставщикам. Если завод использует систему «точно вовремя» и поставщики поставляют комплектующие несколько раз в день, у поставщиков будет стабильный комплект заказов. Это позволит им сократить объем запасов, а следовательно, и затрат, что отразится на себестоимости, а значит, от выравнивания выиграют все.

Но все это будет невозможно, если завод не сумеет сократить время переналадки.

В это трудно поверить, но подобное можно сделать практически в любой ситуации. Несколько десятилетий назад Сигео Синго доказал, что именно с этого и следует начинать. Синго не работал в Toyota, но тесно сотрудничал с ней. Он был инженером по организации производства и дотошно учитывал каждое микроскопическое движение рабочего. В духе Toyota он досконально проанализировал процесс наладки больших штамповочных прессов и обнаружил, что бо?льшую часть выполняемой работы можно отнести к одной из двух категорий – это или м?да, или нечто, что можно сделать во время работы пресса. Вторую категорию он назвал «внешней наладкой» в противоположность «внутренней наладке», которую можно осуществлять только при отключенном прессе.

При традиционном массовом производстве команда, которая занимается переналадкой производственной линии при переходе на другое изделие, начинает с отключения пресса. Синго заинтересовался, какую часть работ по переналадке можно выполнить, пока пресс продолжает работать. Стараясь расширить диапазон таких операций, он по-иному организовал рабочее место оператора и внес ряд технических усовершенствований. При работающем прессе можно было взять следующий штамп и инструменты, прогреть штамп и положить его рядом с прессом – все это «внешние» операции, и они могли выполняться, пока пресс еще выпускает детали. Когда пресс отключен, остается лишь заменить штамп и продолжить работу. Неожиданно оказалось, что многотонные прессы, которые раньше переналаживали часами, можно перенастроить за несколько минут. Представить это было так же трудно, как авторемонтную бригаду на автомобильных гонках, которой требуется не более минуты, чтобы привести машину в порядок.

С годами переналадка оборудования стала в Японии чем-то вроде национального вида спорта, подобного американскому родео. Во время поездки в Японию в 1980-е годы я посетил одного из поставщиков штампованных дверных панелей для автомобиля Mazda. Команда этого завода получила приз на национальных состязаниях за переналадку пресса с усилием в несколько сотен тонн за 52 секунды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4.2.29. Подтверждение соответствия продукции иди иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

4.2.29. Подтверждение соответствия продукции иди иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям

Спиральное выравнивание через потоки

Спиральное выравнивание через потоки Краткий обзорТеперь представьте себе могучую Миссисипи. Как и у всех рек, у неё есть свои истоки, бассейн, притоки и стоки. Потоки текут через каналы, некоторые места глубже, чем другие, иногда река разливается вширь, иногда ниспадает

3.3. АУДИТ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО МОНТАЖУ ОБОРУДОВАНИЯ

3.3. АУДИТ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО МОНТАЖУ ОБОРУДОВАНИЯ Перечень работ, относящихся к строительным, приведен в Инструкции Госкомстата (с 2004 г. – Росстат) от 3 октября 1996 г. № 123. В соответствии с этим документом к строительным относятся: работы по возведению,

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления 1. При передаче налогоплательщиком товаров

Оценка незавершенного производства при оказании услуг и выполнении работ

Оценка незавершенного производства при оказании услуг и выполнении работ С 1 января 2005 г. налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и

Приложение B ВЫРАВНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Приложение B ВЫРАВНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Темпы потоков в промышленных и экономических системах обычно нерегулярны. Решения, порождающие эти потоки, принимаются под влиянием множества локальных событий. Нерегулярность потоков обусловливается разнообразными причинами:

4.2 Выравнивание условий конкуренции

4.2 Выравнивание условий конкуренции Основной метод решения проблемы — выравнивание условий конкуренции для всех предприятий, ликвидация различных льгот, преференций, субсидий для неэффективных предприятий на федеральном и региональном уровнях, ужесточение платежной

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии 4.1 Нерыночный сектор Еще одна крупная проблема, которая будет тормозить модернизацию экономики, связана с крупными деформациями системы относительных цен и наличием значительного нерыночного

Глава 10 Принцип 4: выравнивай объем работ (хейдзунка )

Глава 10 Принцип 4: выравнивай объем работ (хейдзунка) Когда вы внедряете TPS, вы должны начать с выравнивания производства. Это первоочередная обязанность тех, кто занимается управлением производством. Возможно, выравнивание графика производства может потребовать

Выравнивание графика: роль запасов

Выравнивание графика: роль запасов Выравнивание графика приносит пользу всему потоку добавления ценности, в том числе позволяет вам планировать производство до мелочей и стандартизировать методы работы. Если вы посетите завод Toyota или его поставщика, то увидите, какие

«Изготовление на заказ» не исключает хейдзунка

«Изготовление на заказ» не исключает хейдзунка Из слов господина Тё, приведенных в начале главы, понятно, что потребителю, возможно, придется ждать чуть дольше, если ему понадобится автомобиль по особому заказу. Это говорит о том, что Тё не собирается жертвовать качеством

Хейдзунка при оказании услуг

Хейдзунка при оказании услуг Выравнивать график работ проще при производстве больших объемов, чем при оказании услуг, где большие объемы встречаются редко. Как можно выровнять график при обслуживании, если поставщик услуг вынужден реагировать на требования

Соединить выравнивание и поток – задача непростая

Соединить выравнивание и поток – задача непростая Любому предприятию хотелось бы со временем выйти на стабильный объем производства, который означает стабильный и предсказуемый объем работ. Теоретически тут все понятно. Но что можно сделать, если ваш отдел продаж не

2.3. Особенности налогообложения на этапе производства продукции (работ, услуг)

2.3. Особенности налогообложения на этапе производства продукции (работ, услуг) Процесс производства отражается в учете как комплекс хозяйственных операций, отражающих потребление экономических ресурсов в соответствии с конкретным технологическим циклом, приводящим к

Глава 3 Выравнивание – сглаживание производственной системы

Глава 3 Выравнивание – сглаживание производственной системы Пики и спады в работе Обычно чем больше варьирует поток изделий на рабочем месте, тем выше вероятность возникновения потерь. Нередко при планировании производственной мощности оборудования за основу берется

Выравнивание производства по количеству и видам продукции

Выравнивание производства по количеству и видам продукции Мы уже говорили о потерях в производственных мощностях, когда их настраивают на пиковый спрос. Но и при увеличенных мощностях, если производится только одно наименование продукции, вполне возможно разработать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *