Что означает усобицы потомков

Значение слова «усобица»

Что означает усобицы потомков

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УСО’БИЦА, ы, ж. (старин.). Междоусобная вражда, борьба. Княжеские усобицы удельного времени.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

усо́бица

1. разногласия, внутренняя вражда между политическими лидерами, общественными, национальными и т. п. группами, регионами в государстве; междоусобная вражда, борьба; междоусобица ◆ Постоянные усобицы между севером и югом создали ниуэанцам славу неустрашимых воинов. М.С. Полинская, «Мифы, предания и сказки Западной Полинезии», 1986 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает усобицы потомковПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: фабрикат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что значит слово междоусобица? Междоусобные войны на Руси

Что означает усобицы потомков

Малая гражданская?

В эпоху феодализма в Европе и на Руси (VI-XVII вв.) не было полноценных государств в современном смысле этого слова. Тем более речь не шла о формировании наций. Потому термин «гражданская война» к тем временам не применим.

Что означает усобицы потомковКарта Древней Руси. Источник: Wikimedia

Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств.

Примеры употребления

В общем смысле раньше «усобицей» или «междоусобицей» называли любой конфликт.

Молчанием своим Усобице откроешь ты затворы, Тьма бед, царица, по твоей вине, Падет на Русь!

А. К. Толстой, Царь Борис.

На женихов накинулись невесты

Из ревности, и брань идет такая

— Усобица, что только руки врозь!

А. Островский, Снегурочка.

Княжеские междоусобицы на Руси

Киевская Русь с IX по XI вв. часто сталкивалась с междоусобными войнами между князьями за власть. Они стремились захватить киевский престол и стать Великим князем или же, наоборот, стать независимыми от Киева.

Выделяют три крупных междоусобицы на Руси. Первая из них пришлась на конец X – начало XI века. После смерти князя Святослава в 972 году у него осталось три сына: Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, Владимир – в Новгороде. В результате той вражды победил Владимир, ставший править и в Киеве. Ярополк и Олег погибли.

Что означает усобицы потомковУбийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков

Что означает усобицы потомковОдна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Написана в Твери в начале 1300-х

Источник

Что означает усобицы потомков

Самый младший из трех братьев-Святославичей ― Владимир, узнав о произошедшем кровопролитии и братоубийстве, бежал за море. А в Новгороде, где он княжил, были посажены наместники киевского князя Ярополка.

После смерти Владимира на Руси вспыхнула кровавая междоусобная война.

На долгие годы междоусобная брань на Руси затихла. А после смерти Ярослава противоречия между его сыновьями и внуками привели к целой серии кровавых столкновений.

Однако, новгородский князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха и брат погибшего под Муромом Изяслава) направляет к князю Олегу Святославичу послание, в котором предлагает оставить захваченные земли и ограничиться Муромом, как родовым владением Святославичей. Князь Олег выдвигает войска во главе со своим братом Ярославом к реке Медведице, к границе с Новгородской землей, угрожая Мстиславу вторжением.

Все эти мероприятия должны были остановить усобицы на Руси.

Однако, в том же 1097 г. началась еще одна волна княжеских междоусобиц: Любечский съезд князей не смог разрешить всех противоречий между потомками Ярослава Мудрого. Можно предполагать, что многие из противоречий вообще на съезде не поднимались и не обсуждались.

Съезд в Уветичах (Витичеве) разрешил вопросы, вызванные диким ослеплением суверенного князя (Василька Ростиславича Теребовльского). Но в дальнейшем избежать новых противоречий между разросшимся родом Рюрика не удалось.

Таким образом, за рассмотренный период с конца X до середины XII столетия (977‒1132 гг.) можно выделить 62 вооруженных конфликта, обладающих характеристиками усобиц.

Тринадцать из них произошли в борьбе за верховную власть и киевский княжеский стол. Сюда же примыкает противостояние, связанное с вооруженным давлением на киевского князя, как верховного судью, в рамках наказаний за нарушения межкняжеских договоренностей (1098 г.).

Волынская земля десять раз подвергалась разорению в рамках междоусобных столкновений. Чернигов и Черниговская земля оказались вовлечены в усобицы девять раз. Полоцкая земля семь раз участвовала в вооруженных княжеских конфликтах. Тмутаракань переходила из рук в руки пять раз. Территория Галицкого княжества вовлекалась в усобную брань четыре раза. Трижды подвергался осадам и нападениям город Луцк. Новгород, Муром и Друцк были разорены по два раза. Две усобицы затронули Берестье и Берестейскую землю. Столько же ― два раза ― была подвергнута разорению и Ростовская земля. Псков, Смоленск, Слуцк, Орша, Копысь, Изяславль, Борисов, Лагожск оказались центрами нападения по одному разу.

Источники фиксируют привлечение русскими князьями для решения внутренних противоречий иноземных союзников. По четыре раза во внутренние русские военные конфликты были втянуты поляки и половцы. По три раза приняли участие в борьбе за власть в русских княжествах варяги и печенеги; дважды были привлечены венгерские войска; один раз фиксируется участие в качестве союзника одной из сторон противостояния чешского контингента.

1 Теория «очередного порядка» или «лестничного восхождения» на престол князей, в соответствии с которой Русь находилась в нераздельной собственности всего рода Рюриковичей, предложена С. М. Соловьевым и поддержана В. О. Ключевским. См.: Черепнин Л. В. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVII века) // ВИ. 1953. № 4. С. 38‒64; Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1. М.: Мысль, 1987. С. 183‒189; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. // Сочинения. Кн. 1. Т. 1‒2. М.: Голос, 1993. С. 314‒321.
2 НПЛ. С. 124‒125; ПВЛ. С. 35; ПСРЛ. Т. I. Стб. 74‒75; Т. II. Стб. 62‒63.
3 НПЛ. С. 125; ПВЛ. С. 36; ПСРЛ. Т. I. Стб. 75; Т. II. Стб. 63.
4 НПЛ. С. 125‒127; ПВЛ. С. 36‒37; ПСРЛ. Т. I. Стб. 75‒78; Т. II. Стб. 63‒68.
5 Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‒XII вв.). Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 156. 6 Есть все основания считать Святополка сыном Ярополка Святославича: князь Владимир взял в жены Рогнеду, одну из жен Ярополка, уже беременной. Но даже если это литературный вымысел, то Святополк является в 1015 г. старшим сыном Владимира и вполне легитимно претендует на верховный престол (см. например: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‒XII вв.). Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 336).
7 ПВЛ. С. 62; ПСРЛ. Т. I. Стб. 140.
8 НПЛ. С. 174; ПВЛ. С. 62; ПСРЛ. Т. I. Стб. 141‒142; Т. II. Стб. 128‒129.
9 Латиноязычные источники по истории Древней Руси: Германия, IX ― первая половина XII в.: [Сб. текстов] // Сост., перев., коммент., предисл. М. Б. Свердлова. М.‒Л., 1989. С. 57‒103; ПВЛ. С. 63; ПСРЛ. Т. I. Стб. 142‒143; Т. II. Стб. 130.
10 ПВЛ. С. 63; ПСРЛ. Т. I. Стб. 143‒144; Т. II. Стб. 130‒131.
11 ПВЛ. С. 63‒64; ПСРЛ. Т. I. Стб. 144‒145; Т. II. Стб. 130‒131.
12 НПЛ. С. 180; ПВЛ. С. 64; ПСРЛ. Т. I. Стб. 146; Т. II. Стб. 133.
13 ПВЛ. С. 64‒65; ПСРЛ. Т. I. Стб. 147; Т. II. Стб. 134‒135.
14 ПВЛ. С. 65; ПСРЛ. Т. I. Стб. 148‒149; Т. II. Стб. 135‒136.
15 ПВЛ. С. 65; ПСРЛ. Т. I. Стб. 149; Т. II. Стб. 135.
16 ПВЛ. С. 71; ПСРЛ. Т. I. Стб. 163; Т. II. Стб. 152.
17 ПВЛ. С. 71; ПСРЛ. Т. I. Стб. 163‒164; Т. II. Стб. 152‒153.
18 ПВЛ. С. 71; ПСРЛ. Т. I. Стб. 164; Т. II. Стб.153.
19 ПСРЛ. Т. I. Стб. 163.
20 ПСРЛ. Т. V. Вып. 2. С. 18.
21 НПЛ. С. 17; ПСРЛ. Т. I. Стб. 164, 166; Т. II. Стб. 155; Т. V. Вып. 2. С. 18.
22 НПЛ. С. 17.
23 ПВЛ. С. 72; ПСРЛ. Т. I. Стб. 166; Т. II. Стб. 155‒156.
24 НПЛ. С. 17; ПВЛ. С. 72; ПСРЛ. Т. I. Стб. 166‒167; Т. II. Стб. 156.
25 НПЛ. С. 17; ПВЛ. С. 75; ПСРЛ. Т. I. Стб. 173; Т. II. Стб. 162.
26 ПВЛ. С. 75; ПСРЛ. Т. I. Стб. 174; Т. II. Стб. 163.
27 ПВЛ. С. 75; ПСРЛ. Т. I. Стб. 174; Т. II. Стб. 164.
28 ПВЛ. С. 75; ПСРЛ. Т. I. Стб. 174; Т. II. Стб. 164.
29 НПЛ. С. 18; ПВЛ. С. 78‒79; ПСРЛ. Т. I. Стб. 182‒182; Т. II. Стб. 172‒173.
30 ПВЛ. С. 85; ПСРЛ. Т. I. Стб. 199; Т. II. Стб. 190.
31 НПЛ. С. 18; ПВЛ. С. 85; ПСРЛ. Т. I. Стб. 200; Т. II. Стб. 191.
32 НПЛ. С. 18; ПВЛ. С. 85‒86; ПСРЛ. Т. I. Стб. 201‒202, 204; Т. II. Стб. 192‒193, 195.
33 НПЛ. С. 18;
34 ПСРЛ. Т. II. Стб. 196.
35 ПСРЛ. Т. I. Стб. 204; Т. II. Стб. 195‒196.
36 ПВЛ. С. 87; ПСРЛ. Т. I. Стб. 204; Т. II. Стб. 196.
37 ПВЛ. С. 87; ПСРЛ. Т. I. Стб. 205; Т. II. Стб. 196.
38 ПВЛ. С. 87.
39 ПВЛ. С. 87; ПСРЛ. Т. I. Стб. 205; Т. II. Стб. 196.
40 ПВЛ. С. 87; ПСРЛ. Т. I. Стб. 205; Т. II. Стб. 197.
41 ПВЛ. С. 87; ПСРЛ. Т. I. Стб. 206; Т. II. Стб. 197‒198.
42 ПВЛ. С. 95; ПСРЛ. Т. I. Стб. 226; Т. II. Стб. 216‒217.
43 НПЛ. С. 19; с. 202; ПСРЛ. Т. I. Стб. 229; Т. II. Стб. 219‒220.
44 ПСРЛ. Т. I. Стб. 229.
45 ПВЛ. С. 97
46 ПВЛ. С. 96‒97; ПСРЛ. Т. I. Стб. 229‒230; Т. II. Стб. 220‒221.
47 ПВЛ. С. 108; ПСРЛ. Т. I. Стб. 236‒237; Т. II. Стб. 226‒227.
48 ПВЛ. С. 108; ПСРЛ. Т. I. Стб. 237‒238; Т. II. Стб. 227‒228.
49 НПЛ. С. 19; с. 202; ПВЛ. С. 108‒109; ПСРЛ. Т. I. Стб. 239‒240; Т. II. Стб. 229‒230; Т. VII. С. 11‒12; Т. IX. С. 128‒129; Т. XXIII. С. 26; Т. XXIV. С. 71 (под 1095 г.); Т. XXXIII. С. 40.
50 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 358.
51 ПВЛ. С. 113‒114; ПСРЛ. Т. I. Стб. 267; Т. II. Стб. 241.
52 ПВЛ. С. 114; ПСРЛ. Т. I. Стб. 267‒268; ПСРЛ. Т. II. Стб. 241.
53 ПСРЛ. Т. I. Стб. 263; Т. II. Стб. 237.
54 ПВЛ. С. 114; ПСРЛ. Т. I. Стб. 269; ПСРЛ. Т. II. Стб. 243‒244.
55 ПВЛ. С. 114.
56 ПВЛ. С. 114‒115; ПСРЛ. Т. I. Стб. 269‒270; ПСРЛ. Т. II. Стб. 244‒245.
57 ПВЛ. С. 115; ПСРЛ. Т. I. Стб. 270‒271; Т. II. Стб. 245‒246; Т. VII. С. 16‒17; Т. IX. С. 135; Т. XXIII. С. 28; Т. XXX. С. 54.
58 ПВЛ. С. 115‒116; ПСРЛ. Т. I. Стб. 271‒272; ПСРЛ. Т. II. Стб. 246‒247.
59 ПВЛ. С. 116; ПСРЛ. Т. I. Стб. 272; Т. II. Стб. 247‒248; Т. XXX. С. 55.
60 ПВЛ. С. 117; ПСРЛ. Т. I. Стб. 274‒275; Т. II. Стб. 250; Т. IX. С. 137.
61 ПВЛ. С. 117; ПСРЛ. Т. I. Стб. 275; Т. II. Стб. 251; Т. IX. С. 137.
62 ПВЛ. С. 119; ПСРЛ. Т. I. Стб.280; Т. II. Стб. 256; Т. IX. С. 140.
63 ПВЛ. С. 119; ПСРЛ. Т. I. Стб.280; Т. II. Стб. 256; Т. IX. С. 140.
64 ПВЛ. С. 128; ПСРЛ. Т. I. Стб. 290‒291; Т. II. Стб. 282; Т. IX. С. 149.
65 ПВЛ. С. 128; ПСРЛ. Т. I. Стб. 290‒291; Т. II. Стб. 282‒283; Т. IX. С. 149.
66 ПВЛ. С. 129; ПСРЛ. Т. I. Стб. 291; Т. II. Стб. 284‒285; Т. IX. С. 150.
67 ПСРЛ. Т. I. Стб. 292; Т. II. Стб. 285; Т. IX. С. 150.
68 ПСРЛ. Т. I. Стб. 293; Т. II. Стб. 287‒288; Т. IX. С. 151‒152.
69 ПСРЛ. Т. I. Стб. 296; Т. II. Стб. 290; Т. IX. С. 154.
70 ПСРЛ. Т. I. Стб. 296‒297; Т. II. Стб. 290‒292; Т. IX. С. 154.
71 ПСРЛ. Т. I. Стб. 297‒299; Т. II. Стб. 292‒293; Т. IX. С. 154.
72 ПСРЛ. Т. I. Стб. 297‒299; Т. II. Стб. 292‒293; Т. IX. С. 154.
73 ПСРЛ. Т. I. Стб. 301; Т. II. Стб. 293; Т. IX. С. 156.
74 Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 208.

Войтович Л. Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. 649 с.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‒XII вв.). Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 156.

Екатерина II. Российская история. Записки великой императрицы / Екатерина II. М.: Эксмо, 2008. 800 с.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. СПб., 1842. Т. 2.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2004. 454 с.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. М.: Мысль, 1987. 430 c.

Коган В.М., Домбровский-Шагалин В.И. Князь Рюрик и его потомки: Историко-генеалогический свод. СПб.: Паритет, 2004. 688 с.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических отношений IX‒XII веков. М.: Языки Русской Культуры, 2001. 784 с.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. / Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., 1950.

Плетнева С.А. Половцы. М.: Наука, 1990. С. 52‒53; с.134‒136; 2010. С. 61; с. 144‒145.

Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 2007. 667 с.

Полное собрание русских летописей (далее ― ПСРЛ). Т. I. Вып. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2; 3: Лаврентьевская летопись по Суздальскому списку. Л., 1927‒1928; М., 1962; М., 1997.

ПСРЛ. Т. II: Ипатьевская летопись. М., 1962; 1998.

ПСРЛ. Т. IX: Никоновская летопись. М., 1965; 2000.

ПСРЛ. Т. V. Вып. 2: Псковские летописи. М., 2000.

ПСРЛ. Т. VII: Воскресенская летопись. СПб., 1856; М., 2001.

ПСРЛ. Т. XXX: Владимирская летопись. Новгородская вторая летопись. М., 1965.

ПСРЛ. Т. XXXIII: Холмогорская летопись. Л., 1977.

ПСРЛ. Т. XXIII: Ермолинская летопись. СПб., 1910; М., 2004.

ПСРЛ. Т. XXIV: Типографская летопись. Пг., 1921; М., 2000.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения. Кн. 1. Т. 1‒2. М.: Голос, 1993. 752 с.

Черепнин Л.В. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVII века) // Вопросы истории. 1953. № 4. С. 38‒64.

Латиноязычные источники по истории Древней Руси:

Германия, IX ― первая половина XII в.: [Сб. текстов] / Сост., перев., коммент., предисл. М.Б. Свердлова. М.; Л., 1989. 206 с.

Источник

Междоусобицы на руси кратко

Княжеские усобицы на Руси: их причины и последствия

Что означает усобицы потомков

Перед смертью Ярославом была разделена территория русского государства на пять частей, каждая из которых досталась пятерым его сыновьям в порядке старшинства.

Каждый брат руководил отдельным княжеством, но всеми русскими землями управлял старший из братьев — Великий князь Киевский. После его смерти должен был утверждаться в Киеве не сын, а следующий по старшинству брат.

В случае смерти этого брата правление переходило в руки следующего брата. Такой порядок наследования делал русскую землю совместным владением рода Рюриковичей.

Порядок, который основал Ярополк, казался четким и понятным, но каждое новое поколение становилось всё большим по числу членов княжеского рода, что всё более запутывало родовые отношения.

Каждый из князей стремился доказать именно своё старшинство в роду и тем самым получить возможность править более значительным и богатым княжеством. Недовольство результатами передела земель стало порождать княжеские усобицы.

В это же время угроза со стороны половцев принимала всё более серьёзные очертания. Поэтому в 1097 году русские князья собрались в городе Любече и договорились о прекращении распрей ради сплочения против степняков.

На съезде было решено наследовать земли своих отцов.

Это значило, что Русь больше не была единой землёй для всего княжеского рода, а стала совокупностью каждого отдельного наследственного владения.

Этот установленный в Любечах принцип стал основой для начала раздробления русских земель.

Первая княжеская усобица в Киевской Руси

После того как умер Святослав в 972 году, началась первая княжеская междоусобица в Киевской Руси. Это событие было ярким свидетельством незрелости государства.

После смерти Святослава правление Киевом перешло в руки его старшего сына Ярополка. Его воспитывала Ольга, с детства привившая ему христианскую веру. В жены Ярополк взял себе греческую монахиню, которую он полонил в Византии. Эти обстоятельства вызывали недовольство языческой Киевской верхушкой, и против Ярополка стали выступать древляне.

Ярополк пошел со своим войском на древлянскую землю, где в сражении за город Овруч был убит его младший брат Олег. Но тут бороться за Киевский престол начал и Владимир, сын Святослава.

Несмотря на то что у Владимира права на престол не было (поскольку его родила рабыня, ключница Ольги, Малуша), он всё же отличался довольно честолюбивым нравом, и уже в течение нескольких лет правил Новгородом от имени князя Киевского.

К тому же ему помогал опытный воин, его дядя, брат Малуши — Добрыня.

Понимая, что Ярополк пойдёт с войском на Новгород, Владимир со своим дядей бежал к варягам, где собрал из них дружину и вернулся в Новгород, в котором уже правил наместник Ярополка. Взяв Новгород, Владимир двинулся на Киев, по дороге к которому захватил и Полоцк. В Полоцке в то время правил союзник Ярополка — Рогволд.

Убив его, Владимир женился на дочери Рогволда Рогнеде против её воли, увеличил численность своего войска за счет полочан и, прибыв к Киеву, начал его осаду. Переманив к себе со стороны Ярополка воеводу Блуда, организовав против брата заговор и убив его, князь Владимир занимает Киевский престол.

Так первая княжеская усобица привела к победе русского севера над русским югом.

Причины княжеских усобиц

Княжеские усобицы на Руси привели к распаду Древнерусского государства в середине 12 века на самостоятельные её части. Большинство стран Западной Европы в своё время также подверглись подобным процессам, которые, по мнению историков, были вполне закономерными для того времени — эпохи политической раздробленности.

Начало ожесточенной борьбы за Киевский престол было положено сыновьями Святослава. Позже их потомки продолжали усобицы и конфликты, которые длились почти сотню лет. К внутренним распрям добавлялись и половецкие набеги, разоряющие русские земли и ускорявшие процесс распада государства.

Историки выделяют следующие причины княжеских усобиц:

Каждая русская земля-волость имела обычай собирать свои народные собрания, имела свою выборную власть и народное ополчение.

При назначении здесь наместниками киевского князя, его братья и сыновья очень скоро начинали чувствовать свою самостоятельность, что побуждало их к отделению от Киева. Это желание подкреплялось поддержкой народа, не хотевшего платить Киеву дань.

Кроме того, населению более выгодно было вместо киевского наместника иметь своего князя, который бы отстаивал их интересы.

Порядок наследования престола

В Древней Руси отсутствовал твёрдый определённый порядок наследования престола Киева, практика принципа старшинства не прижилась из-за сложностей и путаницы уже во вторых и третьих поколениях Ярославовичей. Поэтому князьям удобнее было закреплять власть на определённых территориях, чтобы потом передать её в наследство своим сыновьям, не растрачивая при этом средства и силы на борьбу за киевский престол.

Подрыв обороноспособности и упадок Киевской Руси

Первые княжеские усобицы, а также последующие конфликты постепенно привели к подрыву обороноспособности государства. Половцы, которых разгромил Владимир Мономах, снова возобновили свои набеги на Русь.

Ситуация осложнялась также и тем, что сами князья, борясь друг с другом, зачастую нанимали половецкие отряды для набегов на конкурентов. В результате набегов степной конницы и междоусобных войн Киев больше не был крупнейшим торговым центром и самым богатым русским городом.

На фоне угасающего Киева начали расти новые города, затмевавшие его своим богатством и не желавшие более ему подчиняться.

Видео о княжеских усобицах на Руси

Изменение хозяйственной жизни государства

Князья постепенно оседали на землю. Основой их богатства теперь была не дань, которую они ранее собирали с подвластных земель и не военная добыча, а эксплуатация сельских людей внутри каждой из вотчин.

Отсутствие необходимости перехода на новые княжеские столы отобрало у князей стимул быть более подвижными. Каждый из них заботился об укреплении собственного владения.

Также у князей и дружинников пропала возможность обогащения за счет торговли с заморскими государствами, поскольку страна переживала упадок торгового пути из-за половцев.

Призыв к прекращению княжеских усобиц

Русь, пребывая в упадке, страдая от произвола мелких князей и внешних притеснений, почувствовала острую необходимость в объединении русских земель.

До настоящего времени сохранились летописные рассказы о походе Игоря Святославовича в 1185 году. Самый известный среди них — «Слово о полку Игореве». Это произведение — призыв к прекращению княжеских усобиц, к объединению общественного мнения против внешних угроз, феодальных княжеских раздоров, к идейному сплочению всего русского народа вокруг мысли о единстве земли русской.

Киевская Русь имела достаточное количество важнейших объединяющих факторов, свидетельствующих об общности её земель:

Собирание земель Киевской Руси осложнялось тяжелыми внешнеполитическими условиями и было продиктовано, прежде всего, политическими предпосылками. В итоге северо-восточная Русь до 16 века консолидировалась вокруг Москвы, а русские земли юга и запада вошли в состав великого Литовского княжества.

Как Вы считаете, на что повлияли княжеские усобицы в масштабах истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Междоусобица на Руси в 70-е годы XI века

Что означает усобицы потомков

Русь на перепутье.
Междоусобица на Руси в 70-е годы XI в.

Народные волнения конца 60-х — начала 70-х годов XI в.

, появление на киевском престоле полоцкого князя, бегство Рюриковичей из Киева нарушили государственную стабильность, которая существовала на Руси в последние годы жизни Ярослава и в течение двух десятков лет правления его сыновей.

Общая политическая ситуация обострялась и в связи с новой серьезной внешнеполитической опасностью: место печенегов заняла новая волна половцев.

Они пришли в причерноморские степи из глубин Азии тем же путем, что и некогда печенеги. Половецкие орды перевалили через Волгу, появились на Дону, заняли бескрайние степи между Доном и Днепром.

Половцы отогнали печенегов на Запад и, преследуя их, дошли до византийских сторожевых крепостей на Дунае.

От пастбища к пастбищу, от одной земли к другой передвигались половецкие орды, все сокрушая на своем пути.

Зимой они уходили к югу, поближе к теплым черноморским берегам, а летом постепенно перемещались на север; их стада тучнели в ковыльных степях, и половцы подходили к самой кромке южнорусских земель. Осенью же, когда кони были сыты, начиналась пора набегов. В поход поднимались все взрослые половцы.

Их конные лавины внезапно возникали перед изумленным и испуганным врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел.

Сокрушив противника, они мгновенно исчезали, на месте набега оставались развалины и пожарища, а за кочевниками тянулись следы многочисленных пленников, которых гнали на невольничьи рынки юга.

Тактика кочевников состояла в том, чтобы напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить их в засаду, уничтожить — так они вели свои войны.

Но если половцы сталкивались с сильным противником и вынуждены были отступать, они умели и обороняться: быстро составляли свои телеги в несколько кругов, накрывали их бычьими шкурами, чтобы враг не мог поджечь лагерь, и, укрывшись внутри, отчаянно отбивались от неприятеля.

Через проходы между телегами вырывались они порой конными отрядами на вылазки, сея ужас среди осаждавших.

Со временем, уже прочно осев в южных степях, некоторые половецкие орды перешли на полуоседлый образ жизни, у них появились постоянные становища и возникли небольшие городки, огороженные земляными валами. Столицей донских половцев позднее стал город Шарукань, который так был назван в честь всесильного половецкого хана Шарукана.

В течение долгих десятилетий половцы вели постоянные войны с Русью. Но в отношениях Руси с половцами были и долгие периоды мирных отношений, когда народы вели торговлю, широко общались в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы нередко заключали династические браки между своими сыновьями и дочерьми. Известно, что вторая жена Всеволода Ярославича была половецкой княжной.

Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ создавало на Руси внутреннее напряжение, особенно в южных районах страны. Князья в борьбе друг с другом нередко обращались к помощи половцев. Русские земли с последних десятилетий XI в. периодически стали превращаться в кровопролитные поля междоусобных битв.

Мощи были перенесены из деревянной церкви в Киеве в новый каменный вышгородский храм.

На перенос мощей собрался весь княжеский, боярский, дружинный мир Руси: трое Ярославичей, их сыновья, митрополит грек Георгий, который до последнего противился признанию Бориса и Глеба святыми и сдался лишь под натиском властей, а также епископ Переяславский, игумены крупных русских монастырей, в том числе знаменитый руководитель Печерского монастыря Феодосии. Затем, после торжественного богослужения был обед, на котором братья-князья восседали со своими боярами. Кажется, все обещало мир и покой на Руси, осененной святостью Бориса и Глеба. Но «котора» (распря, ссора) была уже близка.

Поводом стал слух, возникший в княжеской среде, будто Изяслав заключил союз против братьев, решив стать самовластием на Руси по примеру Владимира и Ярослава, что он пошел на союз с Всеславом Полоцким против братьев.

Братья со своими дружинами подступили к Киеву, и Изяслав вместе с сыном вновь бежал в Польшу. Киевский князь вывез с собой много золота, серебра, дорогих вещей, стремясь нанять на них войско.

Но польский король Болеслав II, приняв от Изяслава дорогие дары, не оказал ему помощи.

Несколько лет скитался Изяслав по Европе, прося помощи у германского императора и даже у папы римского. Изяслав преподнес в Майнце богатые дары Генриху IV, германскому императору. В те дни один из немецких хронистов писал в своем труде: «Явился русский князь по имени Дмитрий (христианское имя Изяслава. — Авт.

Генрих IV взялся быть посредником в противоборстве между братьями и направил Святославу послание с просьбой вернуть трон Изяславу. Послание повез в Киев трирский пробст Бурхард — сводный брат Оды, второй жены Святослава Ярославича. Итак, межкняжеский конфликт на Руси стал событием европейского масштаба.

В дальнейшем в эту борьбу включился знаменитый папа Григорий VII Гильдебрант, соперник германского императора. Папа, стремящийся к распространению влияния римской церкви, получил обещание от русских беглых князей верно служить церкви св.

Петра и оказал воздействие на польского короля, заставив его вернуть взятые у Изяслава ценности и помочь ему в снаряжении войска. На имя Изяслава была прислана папская булла, что означало принятие вассальной зависимости русского великого князя от папы римского.

А в это время на Руси правил Святослав Ярославич. Он рассадил своих сыновей по всем крупным русским городам, отодвинул третьего Ярославича — Всеволода в тень, отправил его сына — Владимира Мономаха на далекую пограничную Волынь.

Командовали ратью два молодых князя, два друга, двоюродные братья — Владимир Мономах, сын Всеволода, и Олег, сын Святослава, не ведая, что скоро жизнь разведет их в жестокой борьбе за власть. Поход русских князей был успешным.

Они одержали ряд побед над объединенными чешско-немецкими войсками и заключили почетный мир. Впервые Русь стала участницей крупных политических событий в центре Европы.

Теперь на Руси на первое место выдвинулись два Ярославовых сына — Изяслав и Всеволод. Соответственно выдвинулись вперед и их сыновья, ставшие уже взрослыми князьями: наследник Изяслава — Святополк и наследник Всеволода — Владимир Мономах.

Сыновья же третьего Ярославнча — Святослава после смерти отца остались не у дел: действовал установленный Ярославом Мудрым порядок передачи власти по старшинству, а не от отца к сыну. Старший сын Святослава — деятельный и честолюбивый Олег продолжал жить в родном городе своего отца Чернигове, но здесь уже правил князь Всеволод.

Все другие крупные и славные русские города были поделены между Изяславом и Всеволодом.

По существу в течение всего X и XI вв. междоусобная борьба в Киевской Руси не прекращалась. Но если Владимиру I и Ярославу Мудрому удалось в течение долгого времени сохранять после захвата власти единство Руси, то сыновьям и внукам Ярослава Мудрого сделать это оказалось труднее.

Это объяснялось, во-первых, самим порядком престолонаследия, установленным Ярославом. Сыновья не хотели отдавать власть старшим по возрасту князьям, своим дядьям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

В этом случае распри были неизбежны.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось такой яркой, целеустремленной и волевой личности, какой были Владимир 1 и сам Ярослав. Его старший сын Изяслав был правителем вялым, ограниченным и скупым. Выгнанный своими братьями, он с трудом вернулся в Киев и теперь всеми силами стремился сохранить мир.

Третий брат Всеволод, женатый на византийской принцессе, дочери императора Константина Мономаха, был человеком образованным, он знал пять языков, слыл знатоком книг, но был больше склонен не к решительным действиям, а к размышлениям, покойной неторопливой жизни.

Многие дела он передоверял своему способному и деятельному сыну Владимиру Мономаху.

Но когда наступал час решительных испытаний, Всеволод преображался, он становился расчетливым полководцем и бесстрашным воином, за которым без колебаний шла дружина, и в этом смысле он напоминал своего отца Ярослава Мудрого.

В-третьих, в последние десятилетия XI в. после мирного и созидательного времени Ярослава Мудрого стали набирать еще большую силу крупные русские города и земли. На днепровском пути выделялись Смоленск, Любеч, в Средней Руси — Чернигов, Переяславль, на юго-западе — Владимир-Волынский, Перемышль, на северо-востоке — Ростов, Суздаль.

Набирали силу Минск, Ярославль и другие неизвестные ранее или основанные совсем недавно городские центры.

Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных и монастырских земельных владений, с их концентрацией рабочей силы, материальными возможностями способствовало общему прогрессу хозяйственной жизни отдельных земель, питало их стремление к независимости от Киева, особенно с учетом находившихся там посредственных правителей.

В-четвертых, дезорганизации политической жизни Руси способствовало и постоянное вмешательство половцев в ее внутренние дела.

Междоусобицы на Руси. Опыт преодоления

Что означает усобицы потомковВерсия для печати

В прошлом юбилейном году было сказано много восторженных слов об историческом выборе веры, сделанном Киевским князем Владимиром Святославичем 1025 лет назад.

Однако провожая год в историю, на фоне последних событий общественно-политической жизни мы призваны в очередной раз задать себе вопрос: в чем мы действительно являемся носителями Владимирова наследия, а в чем – нет.

Для светского взгляда в Крещении Руси 988 г. главным видится вхождение страны в сонм государств христианской Европы (со всеми мыслимыми тогда геополитическими выгодами данного шага), мощный импульс для «скачка» во внутреннем культурном развитии, начало освоения богатой христианской (и переосмысленной христианами античной) ученой книжности.

Для религиозного же взгляда на первом плане стоит обретение (разумеется, постепенное) принципиально нового мировоззрения (не идущего ни в какое сравнение с языческим принципом «услуга за услугу»), приобщение к без малого 1000-летнему (на тот момент) опыту Христианства.

Первые миротворцы — страстотерпцы

Вникая в Евангелие, Русь в лице лучших своих сынов поняла его главный урок. Это было заметно уже в поколении русичей, рожденных около времени Владимирова Крещения.

Речь — о подвиге страстотерпничества святых Бориса и Глеба, детей Владимира. И Владимир, и его сын Ярослав шли к Киевскому княжению через междоусобицу с братьями. Но в первом случае, еще до Крещения, это была лишь борьба язычников, в которой Владимир не побрезговал коварством.

Во втором – среди кандидатов на старшинство обозначились двое, заявившие о принципиальном отказе от борьбы за верховную власть и даже от законной самообороны. Еще молодые, они предпочли сохранить для себя сокровище, большее, чем все блага мира – верность Евангелию вплоть до смерти.

Лаврский игумен и князь: если не обличением, то увещеванием

Примечателен и другой пример.

Когда дети Ярослава, нарушив завещанный отцом порядок престолонаследия, ввергли Русь в очередную междоусобицу, один из основателей Киево-Печерской Лавры, преподобный Феодосий, обличил Святослава Ярославича за изгнание из Киева старшего брата Изяслава. Изяслав был менее талантливым политиком, чем Святослав. Зная это, прп. Феодосий, однако, понимал и другое: дурной пример заразителен.

Первые обличения прп. Феодосия были столь резки, что киевские бояре стали опасаться заточения уважаемого всеми игумена в темницу. На аккуратные попытки бояр убедить прп. Феодосия «поберечь себя» игумен высказал готовность к репрессиям, если таковые последуют (по принципу «монаху терять нечего»).

Между тем Святослав не осмелился причинить подвижнику ни малейшего зла. Спустя время он через третьих лиц стал напрашиваться к прп. Феодосию в гости. Игумен ответил согласием, надеясь склонить князя к справедливости если не обличением, то увещеванием.

При встрече, когда князь признался, что не был уверен в готовности прп.

Феодосия к беседе, игумен ответил фразой, вошедшей в историю как девиз отношения Церкви к государству на Руси: «А что, добрый владыка, может сделать наш гнев против твоей власти? Но нам, однако, надлежит обличать и указывать вам все спасительное для души, а вам следует к тому прислушиваться».

Междоусобицы на Руси: каждое поколение ставит свои эксперименты

При всем уважении к прп. Феодосию Святослав так и не вернул брату киевский стол.

Казалось бы, он принадлежал ко второму после Крещения поколению русских князей и вместе с братьями слышал предсмертное предостережение отца: «Если вы сохраните любовь друг с другом – Бог будет с вами, и покорит вам противников ваших, и ваша жизнь будет мирной. А если станете жить, ненавидя, в распрях и ссорах, – и сами погибнете, и землю отцов и дедов своих погубите».

Ярослав говорил правильные вещи, основанные не только на личном опыте.

Но путь к мудрости лежит через время и опыт. Вот и некоторым из детей Ярослава в какой-то момент показалось, что без усобицы они не могут навести порядок в стране.

Каждое поколение, даже учитывая опыт предков, в определенных границах ставит свои эксперименты, включая ситуации, когда происходит повтор уже пройденного (в соответствии с известной мудростью: «если бы молодость знала, если бы старость могла»).

«Поднял диавол вражду между братьями…»

Если в эпоху Владимира и Ярослава междоусобицы были кратковременными этапами между долгими периодами стабильности, то со времен разлада между старшими Ярославичами княжеские «которы» становятся хронической болезнью Руси.

Однако хотя так называемую «феодальную раздробленность» пережила не только Русь, и данное явление имеет в исторической науке вполне логическое объяснение, – видимые политико-экономические причины являются лишь внешней «платформой» событий: обозначить ее как «звено в цепи» — еще не значит указать верный путь к преодолению трагедии.Не зря православный монах-летописец, говоря об изгнании Изяслава из Киева в 1073 г., обращает внимание на духовную сторону происходящего: «Поднял диавол вражду между теми братьями Ярославичами».

И здесь – самое время вспомнить, что и в эпоху третьего поколения князей крещеной Руси находились люди, способные на основе искренней и глубокой веры в Евангелие совершать поступки вопреки инерции «маховика» междоусобиц и не «плыть по течению». Речь – о Владимире Всеволодовиче Мономахе…

Любечский съезд: «Зачем мы губим Русскую землю. »

Чтобы наладить взаимоотношения в условиях, когда междоусобицы стали обыденностью, а половецкие нападения диктовали консолидацию для борьбы с общим внешним противником, русские князья собрались в 1097 г. на знаменитый Любечский съезд и постановили: «Зачем мы губим Русскую землю. Отныне… пусть каждый держит отчину свою».

Новый порядок владения уделами способствовал образованию региональных княжеских династий, что по-своему углубляло дистанцию между княжествами, но привязка к «отчине» давала надежду на преодоление накопившихся тяжб (слишком много со времени кончины Ярослава произошло отступлений от завещанной им системы: в зависимости от старшинства братья владеют разными по иерархическому достоинству городами, и в случае смерти старшего брата все живые «перешагивают» на один город «вверх», поголовно сохраняя шанс дойти до Киевского стола).

«Если отныне кто на кого восстанет, против такого будем мы все и честной Крест», – обещали друг другу участники съезда при его завершении. Но и теперь, по словам летописца, «взяла диавола досада об этой любви. И влез сатана в сердце некоторым мужам».

Мир заключен… Вражда продолжается

Трое советников убедили Волынского князя Давида Игоревича в том, что против него и Киевского князя Святополка-Михаила якобы существует заговор между Владимиром Мономахом и Васильком Теребовльским. В свою очередь Давид убедил Святополка вероломно пленить Василька в Киеве и выдать ему, а затем ослепил пленника.

Мало того, что главный принцип Любечского съезда был нарушен уже вскоре после крестного целования между князьями. Василько даже не имел возможности отстоять свою репутацию, а столь изощренная расправа, как выкалывание глаз, оказалась предпринятой между русскими князьями впервые.

Примечательно, что когда Василько был уже пленен, но еще не передан Святополком в руки Давида, игумены киевских монастырей умоляли своего князя помиловать пленника. Увы, невзирая на собственное желание отпустить Василька, Святополк не устоял под давлением Давида…

Принципиально христианский политик. Владимир Мономах

Узнав о страшной судьбе Василька, Мономах обвинил Святополка в нарушении постановлений Любечского съезда. На переданные через послов возражения Киевского князя, что Василька ослепил Давид, Владимир резонно возразил, что схватили пленника не на Волыни и что Святополк обязан был представить Давидовы обвинения суду всех князей, а не участвовать в самосуде.

Киевский князь хотел бежать из столицы, но киевляне не дали ему уйти, а к Владимиру, который во главе коалиции князей подступил к городу, отправили посольство – митрополита Николая и мачеху Анну – с просьбой не начинать военных действий во имя внутреннего мира на Руси.

Уважая и предстоятеля Православной Церкви своей родной земли, и супругу своего покойного отца, и созвучную Любечскому съезду позицию киевлян, Мономах не обнажил меча, но путем переговоров заставил Святополка возглавить кампанию против Давида как главного зачинщика новой усобицы…

Как известно, в судьбе Мономаха было немало других эпизодов, в которых он проявил себя принципиальным христианским политиком. В числе таковых – его двукратный отказ от Киевского стола из уважения к заветам Ярослава: в 1093 г.

Владимир имел шанс сесть в Киеве после смерти своего отца, но уступил город Святополку Изяславичу, т.к. ранее Всеволода в столице княжил Изяслав; после смерти в 1113 г. самого Святополка, невзирая на приглашение киевлян, Владимир не сразу согласился приехать, поскольку Черниговский князь Олег был старше его.

И лишь повторная и более настойчивая просьба убедила Мономаха прибыть в Киев.

«Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха…»

Не вдаваясь в подробности войны, в которой погиб Изяслав, обратим внимание на знаменитое письмо Мономаха к Олегу, написанное после поражения последнего.

Академик Д.С.Лихачев сказал об этом письме: «О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение.

Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле. Я не знаю в мировойисторииничегопохожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его.

Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды…

Больше того, Мономах просит его простить старую вражду. Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу.

Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране.

Письмо Мономаха должно занять одно изпервыхмест в историичеловеческойСовести, еслитолькоэтаИсторияСовестибудеткогда-либо написана.

Если мы приглядимся ко всей политической деятельности Владимира Мономаха, ко всем его сочинениям, то убедимся в одном чрезвычайно важном факте: письмо его к Олегу не было вызвано случайным настроением или случайными политическими обстоятельствами (хотя какой случай может заставить победителя убийцы своего сына так полно, так искренне простить этого убийцу и отдать ему его владения?). У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики».

Во все века было и есть: поле битвы — сердце каждого

Казалось бы, в чем смысл предпринятого нами экскурса в историю, ведь упомянутые события хорошо известны? Можно ответить, что и заповеди Евангелия также знакомы сегодня большинству, однако в храмах – и не только – они повторяются устами Церкви вновь и вновь, дабы не угасали уже горящие светильники человеческих душ и зажигались новые.

Обращение к уже знакомым историческим примерам тоже весьма полезно, поскольку эти примеры свидетельствуют о нижеследующем.

Во-первых – один из многих духовных плодов, взращенных на Руси благодаря принятию Православного Христианства, – это умение представителей политической элиты совершать глубоко христианские поступки, и притом не только в плане личного благочестия, но в контексте судеб государства.

Во-вторых, даже в христианской стране сердце каждого гражданина остается полем битвы между стремлением к совершенной любви во Христе и демоническим эгоцентризмом, и каждый поступок, зависящий от результатов очередной схватки, прямо или косвенно отражается в причинно-следственной цепи исторических событий.

Музей истории Десятинной церкви

Музей истории Десятинной церкви
страстотерпцы Борис и Глеб

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

Презентация на тему «Междоусобица на Руси в 70-е гг. XI в.»

Что означает усобицы потомков

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Междоусобица на Руси в 70-е гг.XIв Урок истории 10 класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

2 слайд Описание слайда:

План урока Наследство Ярослава Мудрого. Причины усобицы, характеристика усобицы и её последствия. Влияние половцев на жизнь Руси. Любечский съезд и его значение для русского государства МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

3 слайд Описание слайда:

Наследство Ярослава Мудрого Во главе государства стоял его старший сын – Изяслав Ярославич В Чернигове – Святослав Ярославич В Переяславле – Всеволод Ярославич В других городах – младшие сыновья Ярослава (Вячеслав – Смоленск, Игорь-Владимир-Волынск, Владимир-Новгород) Все они подчинялись старшему брату Такой порядок сохранялся 19 лет (старший брат-младшие братья по порядку-сыновья старшего брата-сыновья других братье по порядку-внуки) МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

4 слайд Описание слайда:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна 1073г – умирает Ярослав Мудрый.

5 слайд Описание слайда:

Половцы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна Половцы постоянно вмешивались в борьбу русских князей. 1054г- первое упоминание, тюркские племена. Беспощадный и коварный враг. Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси.

Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел.

Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

6 слайд Описание слайда:

В течение долгих десятилетий половцы вели постоянные войны с Русью. Но в отношениях Руси с половцами были и долгие периоды мирных отношений, когда народы вели торговлю, широко общались в приграничных районах.

Русские князья и половецкие ханы нередко заключали династические браки между своими сыновьями и дочерьми. Известно, что вторая жена Всеволода Ярославича была половецкой княжной.

Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ создавало на Руси внутреннее напряжение, особенно в южных районах страны. Князья в борьбе друг с другом нередко обращались к помощи половцев. Русские земли с последних десятилетий XI в.

периодически стали превращаться в кровопролитные поля междоусобных битв. МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

7 слайд Описание слайда:

Причины усобицы: 1. Система престолонаследия (сыновья не хотели уступать власть своим дядьям, а те в свою очередь старались передать власть своим сыновьям) 2. В последние десятилетия XI в.

после мирного и созидательного времени Ярослава Мудрого стали набирать еще большую силу крупные русские города и земли. 3.

Дезорганизации политической жизни Руси способствовало и постоянное вмешательство половцев в ее внутренние дела МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

9 слайд Описание слайда:

Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах показал себя с юных лет как смелый воин, талантливый полководец и умелый дипломат К началу 90-х гг. XI в.

он стал самым сильным и влиятельным князем на Руси, который не знал поражений на поле брани. Слыл как князь-патриот, который не жалел своей жизни ради обороны русских земель.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

10 слайд Описание слайда:

11 слайд Описание слайда:

Да если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою — тогда и волость добром получишь, и сердце наше обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел я ведь крови твоей видеть у Стародуба.

» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

13 слайд Описание слайда:

Как это письмо характеризует Мономаха? Поступает согласно христианским нормам: отказывается мстить, готов простить Олега и предлагает ему покаяться в содеянном (Оле был крестным отцом Изяслава) Ставит на первое место не личные интересы, а интересы государства: предлагает остановить кровопролитие на русских землях и решить вопрос миром МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

14 слайд Описание слайда:

Любечский съезд 1097г. Инициатор – Владимир Мономах (съезд проходил в его родовом замке в г.

Любеч) Участники: Святополк Изяславич, братья Олег и Давыд Святославичи, Владимир Мономах, Давыд Игоревич (из Владимира-Волынского), Василько Ростилавич (из Теребовля) Вопросы: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

15 слайд Описание слайда:

Любечский съезд 1097г. Решения: 1. за каждым сохраняются земли их отцов. «…Каждый да держит Отчину свою» 2. За киевским князем по-прежнему сохранялось главенство на Руси 3. Совместные действия против половцев МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

16 слайд Описание слайда:

Значение Любечского съезда МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна Съезд узаконил феодальную раздробленность Руси.

Рост городов, усиление их хозяйственной и военной мощи, увеличение в них населения, привело к тому что города не нуждались в защите со стороны центральной власти в такой степени как раньше. Единственно, что ещё объединяло все земли, это страх перед половецкими нашествиями.

Заключенный мир был хрупким (сразу после съезда предательское нападение на Василька со стороны Киевского и Владимиро-Волынского князя). Но этот мир позволил усилить борьбу с половцами.

17 слайд Описание слайда:

Вопросы для обсуждения: Какие последствия имели усобицы для русского общества? Можно ли было бы избежать усобиц в изучаемый период? Как вы оцениваете роль половцев на внутреннюю политику древнерусского государства? МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

Домашнее задание Параграф 12, вопросы в конце параграфа на стр.101 МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 учитель истории Щербакова Наталья Ивановна

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Междоусобная война в Московской Руси (1425–1453)

Что означает усобицы потомков

Феодальная война на Руси во второй четверти XV века

27 февраля 1425 — 17 июля 1453

Великое княжество Московское, Новгородская земля

Борьба за права на великокняжеский престол после смерти Василия I

1425-1434
Юрий Дмитриевич Дмитрий Шемяка (1433-1434) Василий Косой (1433-1434)

1434-1436
Василий Тёмный Дмитрий Шемяка Дмитрий Красный

1436-1453
Дмитрий Шемяка Борис Александрович Тверской (1446) Иван Андреевич Можайский (1446-1447)

1436-1453 Василий Тёмный Борис Александрович Тверской (1446-1453) Иван Андреевич Можайский (1447-1453)

Юрий Дмитриевич Дмитрий Юрьевич Шемяка Василий Юрьевич Косой Александр Васильевич Чарторыйский

Василий Васильевич Тёмный Борис Александрович Тверской Фёдор Васильевич Басёнок Иван Васильевич Стрига-Оболенский

Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) — война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки.

Основными причинами войны были: усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке татарских набегов и литовской экспансии; политическая и экономическая консолидация княжеств. Результатом стала ликвидация большинства мелких уделов в составе Московского княжества и укрепление власти великого князя. Последняя междоусобная война на Руси и одна из последних в Европе.

Василий II против Юрия Дмитриевича (1425—1434)

В 1389 Юрий Дмитриевич по завещанию своего отца Дмитрия Донского был назначен наследником в случае смерти малолетнего брата Василия Дмитриевича, что впоследствии, после смерти уже взрослого брата в 1425 году, дало ему основания претендовать на великокняжеский престол в обход сына того — Василия Васильевича.

В 1428 году Юрий признал, однако, племянника «старшим братом», но в 1431 году пытался получить ярлык на княжение у ордынского хана, но ярлык достался Василию. Однако Василий не отдал Юрию Дмитрова, который приговорил отдать ему хан.

В 1433 году на свадьбе Василия II его мать Софья Витовтовна публично сорвала с сына Юрия Василия драгоценный пояс, по её утверждению, якобы ранее предназначавшийся Дмитрию Донскому и подменённый. Оскорблённые Юрьевичи немедленно ушли к отцу в Галич; по дороге они разграбили Ярославль, князь которого поддерживал Василия Васильевича.

Оскорбление стало поводом для нового выступления Юрия, который с отрядами галичан разгромил Василия на берегу Клязьмы и занял Москву, отдав племяннику в удел Коломну. Однако вслед за тем московские бояре и служилые люди стали перебегать в Коломну; к ним присоединились и оба сына Юрия, Василий и Дмитрий, поссорившиеся с отцом.

Юрий предпочёл примириться с племянником, вернув ему великокняжеский престол. Однако последовавшие затем преследования Василием бывших противников привели к выступлению в 1434 году против Василия сначала сыновей Юрия (в битве на берегу реки Кусь Юрьевичи взяли верх), а потом (после разгрома москвичами Галича) и его самого.

Василий был разбит под Ростовом близ села Никольского на реке Устье, Юрий вновь занял Москву, но вскоре после этого умер (как полагали был отравлен), завещав престол племяннику.

Василий II против Василия Юрьевича (1434—1436)

Несмотря на это, его сын Василий Юрьевич объявил себя великим князем, но младшие братья его не поддержали, заключив мир с Василием II, по которому Дмитрий Шемяка получил Углич и Ржев, а Дмитрий Красный — Галич и Бежецк.

При приближении соединённых князей к Москве, Василий Юрьевич, забрав казну отца, бежал в Новгород. Пробыв в Новгороде месяца полтора, пошёл в Заволочье, потом в Кострому и вышел в поход на Москву.

Разбитый 6 января 1435 года на берегу реки Которосль между сёлами Козьмодемьянским и Великим близ Ярославля, он бежал в Вологду, откуда явился с новыми войсками и пошёл к Ростову, по пути взяв Нерехту.

Василий Васильевич сосредоточил свои силы в Ростове, а его союзник, ярославский князь Александр Фёдорович встал под Ярославлем, не пуская к городу часть войск Василия Юрьевича, пошедших взять его — в результате попал в плен вместе с княгиней, за них был дан большой выкуп, но отпущены они были не сразу.

Василий Юрьевич думал застать Василия Васильевича врасплох, но тот выступил из Ростова и занял позицию в селе Скорятино, затем разбил войска противника (май 1436 года), а сам Василий Юрьевич был взят в плен и ослеплён, за что прозван Косым (умер в 1448 году).

Василий II освободил Дмитрия Шемяку, содержавшегося в Коломне, и вернул ему все владения, к которым, после смерти Дмитрия Красного в 1440 году, присоединились Галич и Бежецк.

Василий II против Дмитрия Юрьевича (1436—1453)

После того, как в 1445 году в битве под Суздалем сыновья казанского хана Улу-Мухаммеда разбили московское войско и взяли в плен Василия II, власть в Москве, согласно традиционному порядку наследования, перешла к Дмитрию Шемяке. Но Василий, пообещав хану выкуп, получил от него войско и вернулся в Москву, а Шемяка вынужден был покинуть столицу и удалиться в Углич.

Но на сторону Дмитрия перешли многие бояре, купцы и представители духовенства, возмущённые «ордынским полководством» Василия Тёмного, и в 1446 году при их поддержке Дмитрий Шемяка стал московским князем.

Затем он с помощью Ивана Андреевича можайского пленил в Троицком монастыре Василия Васильевича и — в отместку за ослепление своего брата и обвинив Василия II в благосклонности к татарам — ослепил, за что Василий II был прозван Тёмным, и отправил в Углич, а затем в Вологду.

Но вновь к Василию Тёмному стали приезжать недовольные Дмитрием Шемякой, помощь оказали князья Борис Александрович (тверской), Василий Ярославич (боровский), Александр Фёдорович (ярославский), Иван Иванович (стародубско-ряполовский) и другие. 25 декабря 1446 года, в отсутствие Дмитрия Шемяки, Москва была занята войсками Василия II.

17 февраля 1447 года Василий Тёмный торжественно въехал в Москву. Дмитрий, находившийся в это время у Волоколамска, вынужден был начать отступление от Москвы — ушёл в Галич, а затем в Чухлому. Позже Дмитрий Шемяка безуспешно продолжал бороться с Василием Тёмным, потерпев поражения под Галичем, а затем под Устюгом.

В 1449 году Василий II заключил с польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV мирный договор, подтверждающий московско-литовские границы и обещание не поддерживать внутриполитических противников другой стороны, также Казимир отказывался от претензий на Новгород. В 1452 году Дмитрий был окружён войском Василия Тёмного, потерял владения, бежал в Новгород, где умер (по летописным данным отравлен людьми Василия II) в 1453 году. В 1456 году Василий II смог навязать Новгороду неравноправный Яжелбицкий мирный договор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *