Что означает ускорение развития
УСКОРЕНИЕ
Политика ускорения экономического и научно-технического развития, проводившаяся в СССР в 1982-1988 гг.
Идея «ускорения научно-технического прогресса» и экономики в целом административными методами, авторитарной модернизации выдвинул Ю. Андропов. Вскоре после своего прихода к власти М. Горбачев 23.4.1985 г. собрал пленум ЦК, на котором объявил основы своей политики. Продолжая курс Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР, и его политика получила название “ускорение”. Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доводя “хозрасчет” почти до ста процентов. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая поможет улучшить качество продукции до уровня капиталистических стран. На технологическую модернизацию 1985-1988 гг. было потрачено около 120 миллиардов рублей. 16 мая 1985 г. была начата Антиалкогольная кампания, которая была призвана укрепить здоровье советского населения и трудовую дисциплину. Продолжалась борьба с теневым предпринимательством («нетрудовыми доходами»). Горбачев надеялся улучшить управление экономикой с помощью реформ отраслевого управления (создание Агропрома 22.11.1985 г.).
На этом этапе реформы проводились авторитарно. По-прежнему вся власть оставалась в руках партийно-государственной бюрократии, которой руководила узкая группа Политбюро. Горбачев вывел из руководства своих противников Г. Романова (1.7.1985 г.) и Н. Тихонова (27.9.1985 г.). Председателем Совета министров стал сторонник Горбачева Н. Рыжков. 21.7.1985 г. отдел пропаганды ЦК КПСС возглавил А. Яковлев. 24.12.1985 г. московский горком партии возглавил Б. Ельцин.
В 1985-1987 гг. продолжались широкие репрессии против коррупционеров. Несмотря на то, что арестовывались тысячи людей, криминальный капитал сохранялся. “Дела” по коррупции часто носили демонстрационный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества.
Вскоре «ускорение» показало свою ограниченность – работники не были заинтересованы во внедрении новой техники, производительность труда росла медленно. Потребовались более глубокие реформы «Перестройки», которые стали осуществляться уже с 1986 г. Но меры «ускорения» в основном продолжали действовать до 1988 г.
Исторические источники:
Воротников В.И. «А было это так…» М., 1995;
Ускоренное психическое развитие
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Курс на ускорение развития общества в середине 1980-х гг.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Причины и программа политики «ускорения»
В марте 1985 г. М. С. Горбачев занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Вступив в должность генсека, он тут же пообещал по традиции продолжить курс своего предшественника, однако общество ожидало перемен, устав от эпохи «застоя».
В это время страна имела большой комплекс внутриполитических и внешнеполитических проблем: затянувшаяся война в Афганистане, поддержание военного паритета с США (эти расходы занимали около 40 % всех ресурсов СССР), а экономика держалась только за счет активной продажи сырья. Именно проблема темпов экономического роста виделась Горбачеву требующей немедленного разрешения. Когда Горбачев получил разметку на ближайшую пятилетку, где рост экономики предусматривал 2,8 % в год (в 1950-е гг. экономический рост составлял 19 %), то он заложил в базис политики концепцию ускорения развития, заключающегося в повышения темпов роста экономики. В частности, за 15 лет планировалась:
Также М.С. Горбачев отказался от концепции развитого социализма, так как на то время она уже не соответствовала реальности. Сама программа КПСС была пересмотрена, переработана, и ее новый вариант был утвержден на XXVII съезде КПСС (25 февраля-6 марта 1986 г.). В нем не было предусмотрено конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом, а также была снята задача непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм стал идеалом общественного устройства как общество свободных тружеников, где нет классовой системы, а его наступление было перенесено на неопределенно далекое будущее. Главное внимание уделялось всестороннему улучшению и совершенствованию социализма путем ускорения социально-экономической системы.
Готовые работы на аналогичную тему
Для этого новое правительство СССР разработало план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, фактически как «вторая индустриализация». XXVII съезд КПСС одобрил данный план, а после утверждения Верховным Советом план стал законом. Согласно этому плану, основной упор делался на тяжелой промышленности: машиностроение стало играть роль ключевого звена. Согласно «генеральной линии» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова, были необходимы переход от производства станков, выполняющих отдельные операции, к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрение новых типов машин в сельское хозяйство, придав ему «ускорение».
Содержание политики «ускорения»
Реализация таких задач требовала больших затрат бюджета и энтузиазма рабочих, поэтому в сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми «стахановцами» М.С. Горбачев призвал население не «сводить дело к рублю», а направлять энергию молодежи на решение задач, которые поставила партия. Энтузиазм молодого поколения хотели использовать для приведения в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно получить требуемое ускорение, а техническое оснащение появится позже.
Предполагалось использовать следующие резервы:
Моральное поощрение выпуска высококачественной продукции особых результатов не дало, поэтому в 1986 г. руководство вводит государственную приемку по образцу уже существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военных организаций.
Осенью 1985 г. цены на нефть резко снизились, что оказало влияние на ход политики ускорения. Вследствие того, валютная выручка СССР сократилась на две трети, следствием чего стал экономический кризис. Вместе с тем огромные расходы шли на ликвидацию катастрофических последствий чернобыльской аварии, а несколько позже, и землетрясения в Армении, увеличились капиталовложения в машиностроение, а снижение торговли алкоголем также сократило поступления в бюджет. Дефицит валюты привел к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.
Итоги политики «ускорения»
Вследствие этих факторов в 1987 г. появилась угроза срыва ранее взятого курса на ускорение, поэтому было принято решение перейти к перестройке экономической системы как основному средству достижения ускорения. Перестройка, происходившая в 1987-1988 гг. представляла собой частичный возврат к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях административной экономики. С этого времени ускорение стало целью, а перестройка – средством его достижения. При этом пришло осознание того, что единственным путем исправления экономического кризиса является не плановая экономика, а переход к рыночной экономике.
Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Ускоренное психическое развитие
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Акселерация у детей
Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.
МКБ-10
Общие сведения
Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.
Причины акселерации
Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:
Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).
Симптомы акселерации у детей
Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.
Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.
Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.
Осложнения
Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.
У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.
Диагностика
Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.
Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.
Лечение осложнений акселерации
В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.
Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.
Прогноз и профилактика
Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.