Что означает ускорение развития в экономике
Курс на ускорение развития общества в середине 1980-х гг.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Причины и программа политики «ускорения»
В марте 1985 г. М. С. Горбачев занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Вступив в должность генсека, он тут же пообещал по традиции продолжить курс своего предшественника, однако общество ожидало перемен, устав от эпохи «застоя».
В это время страна имела большой комплекс внутриполитических и внешнеполитических проблем: затянувшаяся война в Афганистане, поддержание военного паритета с США (эти расходы занимали около 40 % всех ресурсов СССР), а экономика держалась только за счет активной продажи сырья. Именно проблема темпов экономического роста виделась Горбачеву требующей немедленного разрешения. Когда Горбачев получил разметку на ближайшую пятилетку, где рост экономики предусматривал 2,8 % в год (в 1950-е гг. экономический рост составлял 19 %), то он заложил в базис политики концепцию ускорения развития, заключающегося в повышения темпов роста экономики. В частности, за 15 лет планировалась:
Также М.С. Горбачев отказался от концепции развитого социализма, так как на то время она уже не соответствовала реальности. Сама программа КПСС была пересмотрена, переработана, и ее новый вариант был утвержден на XXVII съезде КПСС (25 февраля-6 марта 1986 г.). В нем не было предусмотрено конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом, а также была снята задача непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм стал идеалом общественного устройства как общество свободных тружеников, где нет классовой системы, а его наступление было перенесено на неопределенно далекое будущее. Главное внимание уделялось всестороннему улучшению и совершенствованию социализма путем ускорения социально-экономической системы.
Готовые работы на аналогичную тему
Для этого новое правительство СССР разработало план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, фактически как «вторая индустриализация». XXVII съезд КПСС одобрил данный план, а после утверждения Верховным Советом план стал законом. Согласно этому плану, основной упор делался на тяжелой промышленности: машиностроение стало играть роль ключевого звена. Согласно «генеральной линии» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова, были необходимы переход от производства станков, выполняющих отдельные операции, к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрение новых типов машин в сельское хозяйство, придав ему «ускорение».
Содержание политики «ускорения»
Реализация таких задач требовала больших затрат бюджета и энтузиазма рабочих, поэтому в сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми «стахановцами» М.С. Горбачев призвал население не «сводить дело к рублю», а направлять энергию молодежи на решение задач, которые поставила партия. Энтузиазм молодого поколения хотели использовать для приведения в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно получить требуемое ускорение, а техническое оснащение появится позже.
Предполагалось использовать следующие резервы:
Моральное поощрение выпуска высококачественной продукции особых результатов не дало, поэтому в 1986 г. руководство вводит государственную приемку по образцу уже существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военных организаций.
Осенью 1985 г. цены на нефть резко снизились, что оказало влияние на ход политики ускорения. Вследствие того, валютная выручка СССР сократилась на две трети, следствием чего стал экономический кризис. Вместе с тем огромные расходы шли на ликвидацию катастрофических последствий чернобыльской аварии, а несколько позже, и землетрясения в Армении, увеличились капиталовложения в машиностроение, а снижение торговли алкоголем также сократило поступления в бюджет. Дефицит валюты привел к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.
Итоги политики «ускорения»
Вследствие этих факторов в 1987 г. появилась угроза срыва ранее взятого курса на ускорение, поэтому было принято решение перейти к перестройке экономической системы как основному средству достижения ускорения. Перестройка, происходившая в 1987-1988 гг. представляла собой частичный возврат к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях административной экономики. С этого времени ускорение стало целью, а перестройка – средством его достижения. При этом пришло осознание того, что единственным путем исправления экономического кризиса является не плановая экономика, а переход к рыночной экономике.
Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Апрельский ( 1985 г.) Пленум ЦК КПСС сформулировал концепцию ускорения развития экономики страны на базе научно-технического прогресса. Как было подчеркнуто на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса, речь идет не только о том, чтобы повысить темпы роста народного хозяйства, но и о новом качестве экономического роста, переходе на интенсивные рельсы развития, о структурной перестройке производства, внедрении эффективных форм управления, о более полном решении социальных проблем. Поэтому на предприятиях данных отраслей промышленности от инженера-технолога требуется глубокое знание химии, фундамент которого закладывается при изучении неорганической химии в вузе. [6]
Под автоматизированными системами управления понимают сложные системы, в которых реализован комплекс научно-методологических, организационных и инженерно-технических мероприятий по совершенствованию управления и функционирования предприятий и отраслей народного хозяйства с целью повышения эффективности н ускорения развития экономики страны в целом. [9]
Таким путем могут быть достигнуты реальное ускорение развития экономики и повышение уровня жизни народа. [11]
Вместо поиска и использования имеющихся резервов ускорения развития экономики области часть руководителей встала на путь приукрашивания действительного положения дел, приписками прикрывает свою бездеятельность и безхозяйственность. В этом году они выявлены на каждом шестом из проверенных предприятий. [12]
Обо всем этом мы принципиально, по-партийному говорили на декабрьском Пленуме ЦК КПСС. Мне хочется здесь особо подчеркнуть, что источником ускорения развития экономики является обеспечение высокой организованности, порядка и дисциплины на каждом участке хозяйственной работы. [13]
Реферат на тему: Программа «ускорения социально-экономического развития» 1985-1986 гг.
Содержание:
Введение
В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в докризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его роста приближались к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, порог кризиса.
В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь Совнаркома Михаил Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни советского государства, названный «перестройкой» и положивший начало глубоким, коренным изменениям состояния советского и российского общества.
Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, является стратегическим курсом партии, направленным на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.
Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила подробное обоснование в решениях XXVII Съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Политика ускорения социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застоя и консерватизма. В экономической сфере ускорение означает, прежде всего, решительное преодоление негативных тенденций, возникших в 70-80-е годы, и увеличение темпов роста. Все вышеперечисленные факторы определили актуальность нашего исследования.
Цель работы является анализ концепции ускорения социально-экономического развития и определение причин ее неполноты.
В соответствии с поставленными целями были решены следующие основные задачи:
Методы исследования:
Экономическая политика М. С. Горбачева
10 марта 1985 года умер генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. В тот же день состоялась короткая (получасовая) встреча между старейшим членом Политбюро, министром иностранных дел А. А. Громыко, и секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, самым молодым членом Политбюро. Они договорились «взаимодействовать». 11 марта состоялось заседание Политбюро. Громыко первым взял слово и предложил кандидатуру Горбачева на пост генерального секретаря. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал Михаила Горбачева главой партии.
Горбачев унаследовал страну с огромным набором внутренних и внешнеполитических проблем. В Афганистане шла изнурительная война. Около 40% всех ресурсов страны было потрачено на поддержание военного паритета с США. Экономика СССР несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном для Горбачева была проблема темпов экономического роста.
Курс на ускорение
Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени уже не соответствовала действительности. Под его руководством программа КПСС была пересмотрена и разработана новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля-2 марта 1986 года).
В отличие от Программы КПСС, принятой в 1961 году на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом и окончательно снимала задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных трудящихся, предстал как идеал общественного устройства, и его облик был перенесен в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на систематическое и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, обещая народу резко повернуть экономику «лицом к лицу», новое руководство СССР разработало план двенадцатой Пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками-с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был утвержден XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
С этого момента задачи демократизации, борьбы с бюрократией и беззаконием были поставлены во главу угла политики «ускорения». За короткое время верхний эшелон руководства омолодился. Один за другим были удалены наиболее консервативные члены партийной элиты: Н.И. Рыжков сменил на посту премьер-министра престарелого Н. А. Тихонова, н. в. Талызин стал председателем Госплана СССР вместо Н. К. Байбакова. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский городской Комитет КПСС и вскоре стал кандидатом в члены Политбюро. Чистка коснулась также среднего и низшего звена партийной номенклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов и 40% членов ЦК КПСС.
По замыслу партийных реформаторов, в него предполагалось включить» дополнительные резервы и преимущества » социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрации, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призывал шире использовать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет внедрения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество выпускаемой продукции, развивать инновации, передовые формы и методы социальной конкуренции и др. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития делалась ставка на традиционные для СССР методы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачкой приоритетных отраслей народного хозяйства.
1985-1986 годы были периодом масштабных кампаний и серьезных разрушений административных структур управления народным хозяйством.
Предполагалось использовать следующие резервы:
Мы использовали обычные методы административного управления. Убедившись, что моральное поощрение производства высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества не дало ожидаемого эффекта, правительство 12 мая 1986 года ввело государственную приемку, по примеру приемки готовой продукции представителями военного ведомства, существовавшей на оборонных предприятиях.
Некоторые изменения, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (рост производительности труда в 1985 году составил 1,3%), породили у нового руководства страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в повышении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопичности принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов социально-экономического развития страны до 2000 г., согласно которым промышленный потенциал СССР должен был удвоиться за 15 лет. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.
Неэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не менявшие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции существующего бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисной ситуации, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий.
Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом ядерного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» под Новороссийском. Во всех случаях причиной катастроф была халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.
Однако ключом к этому ускорению стало падение цен на нефть осенью 1985 года. Валютные доходы СССР упали сразу на две трети. Одно это неизбежно вызвало экономический кризис. Но падение цен на нефть сопровождалось расходами на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, позже-землетрясением в Армении, увеличением капиталовложений в машиностроение и потерями бюджета из-за сокращения торговли алкоголем. В то же время нехватка валюты привела к сокращению закупок потребительских товаров за рубежом.
Самое главное-осознание того, что единственный способ исправить ситуацию в экономике-это не плановый путь, а путь рыночных отношений.
Экономические преобразования, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:
Осенью 1986 года Верховный Совет СССР принял закон Об индивидуальной трудовой деятельности. Это была небольшая, но вклинившаяся в основы системы, закрепленной в Конституции СССР, первая победа сторонников частной собственности. Однако развитию этого процесса помешало постановление Совета Министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).
Вторым этапом экономической реформы стал закон О государственном предприятии (Ассоциации) 1987 года, который предоставил значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако государство не решилось сделать цены свободными как важнейший рычаг социальной политики, что существенно снизило экономическую самостоятельность предприятий.
Компании получили право на внешнеэкономические связи, в том числе на создание совместных предприятий и свободную продажу части своей продукции на внешнем рынке. Таким образом, государство ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 году. При этом большая часть произведенной продукции, а в других случаях и вся она, включенная государством в государственный заказ, изымалась из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно сокращать госзаказ, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 году ликвидированы) подбора руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.
Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию власти Горбачев выступал против гигантских союзных министерств. Этому делу придавалось большое общественное значение. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первичные-резко сокращены. В течение одного года численность работников центральных министерств сократилась с 1,7 до 0,7 миллиона человек. Пропаганда провозгласила резкое сокращение административного аппарата и без того плохо управляемой страны своего рода триумфом рациональности над безумием брежневской администрации. Следует отметить, что какое-то время огромная, неповоротливая и, конечно, недостаточно эффективная машина управления все еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях привели к кризису всей системы.
Кроме того, кооперативы стали основным каналом перевода безналичных денег в наличные, что вынудило правительство на порядок увеличить производительность печатного станка, то есть денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов, они ничего не могли купить, не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раздавила товарную. Менее чем за год полки магазинов и складов опустели. Социально-экономическая ситуация в стране резко ухудшилась.
Наконец, кооперативы демонополизировали право государственных предприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое они получили в 1987 году по закону О государственных предприятиях (объединениях). Это право использовалось для перевода товарно-денежной массы за границу.
Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития, провозглашенная XXVII съездом, провалилась, окончательно разбалансировав экономику. Страна столкнулась с необходимостью резко ограничить инвестиции в строительство, сократить импорт продукции и перераспределить ресурсы на производство и закупку товаров народного потребления
Концепция » регулируемого рынка «базировалась на программе» Лизинг экономики » (основным разработчиком был академик Л. Абалкин), которая должна была реализовываться с 1991 по 1995 год. Предполагалось передать в аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992 гг.) предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно возрастала. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось методам хозяйствования.
Не осознавая в полной мере масштабов кризиса в советской экономике, разработчики этой программы не понимали, что осуществление любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В июле 1990 года на встрече Президента СССР Михаила Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы.
Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя председателя Совета Министров РСФСР Г. А. Явлинского.
Они разработали альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличие от государственной программы, программа «500 дней» нацелена на быстрый и решительный переход к рынку, передачу торгово-промышленных предприятий в частные руки. По политическим причинам программа Шаталина-Явлинского несла в себе значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения уровня жизни. Многие фундаментальные вопросы в ней были едва намечены или даже обойдены. Прежде всего, программа» 500 дней » не давала однозначного ответа на такие фундаментальные вопросы, как приватизация, разгосударствление земли, какой должна быть политическая система (советы или парламентская республика). Вопрос о денежной реформе также был обойден.
Новая цель экономической реформы требовала новых законов. Они были быстро приняты Верховным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы экономических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельности предприятий в СССР, организации местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процессов децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных обществ, развитию малых предприятий, развертыванию свободы экономической деятельности и предпринимательства. К лету 1991 года было принято более 100 законов, постановлений и указов по экономическим вопросам, но большинство из них не сработало из-за противодействия республиканских властей, отстаивающих свой суверенитет.
Если в 1986-1988 годах национальный доход рос медленно, то с 1989 года он начал падать. Реальные доходы населения начали снижаться. В стране увеличился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчуждение масс от результатов их труда усилилось. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 года, все эти проблемы стали все острее осознаваться людьми. Рабочие вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 года, отметив развал экономики и» провал перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Это совпало с правительственной реформой.
Тупик в экономической реформе был во многом обусловлен нерешительностью Советского правительства в вопросах ценовой политики. По инициативе Рыжкова в 1986 году последняя советская пятилетка включала реформу ценообразования путем освобождения цен в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных субсидий сельскохозяйственному производству. Горбачев в 1986-1987 годах занимал несколько иную позицию. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольствие, он предлагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. Однако в 1988 году Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необходимость одновременного повышения цен как на продовольственные, так и на промышленные товары, пообещав сопровождать реформу повышением заработной платы и социальными субсидиями. Но до весны 1991 года руководство Союза не решалось на реформы, опасаясь социальных потрясений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.
Однако принятые меры не смогли спасти ситуацию. Симпатии населения Союзного государства были на стороне республиканских лидеров, обещавших проводить экономические реформы не за счет народа, а во имя и на благо народа. Лидеры России во главе с Борисом Ельциным особенно активно выступали против обнищания народа руководством СССР. «Павловская реформа» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного центра в антинародной экономической политике.
Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству партийным руководством. Административные методы больше не работали, власти не овладевали экономическими методами, а новые политические методы руководства становились все более необходимыми.
Заключение
Таким образом, в начале 1985 года в СССР новое руководство партии выбрало курс на радикальные экономические реформы.
Программа обновления ветхой командно-административной системы распределения «развитого социализма», выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, поначалу отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ стала политика полного ускорения социально-экономического развития страны за счет внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль качества продукции (закон О государственной приемке).
В 1986 году стало очевидно, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Окостеневшая система государственного планирования не могла справиться с устранением созданных ею диспропорций. Национальные экономические приоритеты диктовались интересами ведомств, что делало невозможным сколько-нибудь значительное перераспределение ресурсов в пользу прогрессивных отраслей. Резкий рост экономики, заложенный в новую пятилетку, оказался очередной утопией. К концу 1986 года экономическая ситуация, после некоторого восстановления, снова начала ухудшаться. Антиалкогольная кампания привела к несбалансированности бюджета. Введение государственной приемки вместо ведомственного контроля на производстве привело к сокращению производства промышленной и пищевой продукции. В январе 1987 года произошел спад производства, что стало началом экономического кризиса. Экономическая ситуация усугубилась страшной трагедией на Чернобыльской АЭС, которая стала возможной в условиях нарастающего падения производственной и технологической дисциплины.
Реальным результатом полуторагодичной реализации акселерационной программы стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму.
Неудачи первого этапа перестройки заставили новое руководство искать другие пути продвижения вперед, поставить на повестку дня вопрос о всесторонней экономической реформе и, прежде всего, о движении к рыночной экономике.
Соглашаясь с ведущими экономистами и социологами, Горбачев провозгласил курс на перестройку экономики и всей общественно-политической системы, перевод государственного планового управления на рыночную, товарно-денежную основу (1987). Новые законы сыпались один за другим: закон о предприятии (1987), О кооперации и индивидуальной трудовой деятельности (1988), дававший большую свободу директорам предприятий, etc.In в 1989 году появился курс на создание «регулируемой рыночной экономики» (хотя ведущие экономисты отрицали возможность объединения плана и рынка).
К концу лета 1989 года Советский Союз вступил в глубокий социально-экономический и политический кризис. Она усугублялась проигранной Западом холодной войной и растущим национально-освободительным движением, особенно в Закавказье и Прибалтике. Экономический кризис, в который впала страна, уже не могла спасти программа реформ «500 дней», задуманная демократически мыслящими экономистами (С. Н.Шаталин, Г. А. Явлинский).
Последнее доверие к государству было подорвано денежной реформой начала 1991 года, в ходе которой начался обмен банкнот и цены в магазинах удвоились. В стране ожидались радикальные перемены.
8 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Такое решение приняли главы Беларуси, России и Украины, собравшиеся в Беловежской пуще.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.