Что означает уровень освоения в рабочей программе

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных дисциплин

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное профессиональное

«Белгородский политехнический колледж»

Методические рекомендации по разработке рабочей программы профессионального модуля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Методические рекомендации содержат практические рекомендации по разработке содержания рабочих программ через конкретизацию результатов образования, предназначенных для освоения профессиональных и общих компетенций, предлагают логический пошаговый алгоритм действий, справочные материалы для заполнения шаблона рабочей программы учебной дисциплины, устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Методическим Советом ОГАПОУ «БПК»

от «___» ____________ 2016 г.

Шамрай Л.Э., заместитель директора по УМР ОГАПОУ «БПК»

Ставропольцева Т.П., методист ОГАПОУ «БПК»

I. Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины

1.Анализ ФГОС и учебного плана по специальности (профессии)

2. Оформление титульного листа рабочей программы дисциплины

3. Оформление «Содержания»

4. Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы дисциплины»

5. Заполнение раздела 2. «Структура и содержание учебной дисциплины»

6. Заполнение раздела 3. «Условия реализации программы дисциплины»

7. Заполнение раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»

II. Требования к оформлению рабочей программы

III. Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей программы

Приложение 1. Макет рабочей программы учебной дисциплины

Приложение 2. Бланки технической и содержательной экспертиз

Приложение 3. Лист изменений и дополнений, внесённых в программу УД

Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке рабочих программ учебных дисциплин (УД) по специальностям и профессиям, реализуемым в колледже.

Разработка рабочих программ учебных дисциплин связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования , что ведет к системным изменениям основной профессиональной образовательной программы и её основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, методических рекомендаций и т.д.

ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата.

Рабочая программа УД является одним из основных документов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по соответствующей специальности или профессии.

Учебная дисциплина как часть ОПОП имеет определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначена для освоения профессиональных и общих компетенций.

Рекомендации содержат полный алгоритм действий по разработке программ УД, устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, порядок разработки и утверждения.

Основные подходы, изложенные в методических рекомендациях, взяты из Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального

профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.

Федеральным институтом развития образования разработаны макеты примерных программ учебных дисциплин (Приложение 1). Макеты программ учебных дисциплин подчинены единой логике, единство требований отражено и в структуре.

На основании вышеуказанных макетов и разъяснений определены основные подходы к разработке рабочих программ учебных дисциплин реализуемых в колледже. Макеты программ и настоящие методические рекомендации по формированию рабочих программ объединены в единый пакет, который должен стать для разработчика программ УД «настольной книгой».

Работа по разработке программ УД должна проходить в рамках утвержденной структуры. При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные письменным шрифтом к каждому пункту программ УД (Приложение 1). Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу.

Исходными документами для составления рабочих программ УД являются:

— федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной специальности или профессии;

— примерные программы (если имеются);

— базисный учебный план по специальности или профессии;

— учебный план колледжа, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

Рабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины (УМК).

При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине не допускается проведение учебных занятий.

К рабочей программе предъявляются следующие требования:

— содержание включенного в рабочую программу материала должно соответствовать требованиям ФГОС СПО;

— количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа студента), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать учебному плану колледжа;

— в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки, техники и практики хозяйствования (требования работодателей при необходимости);

— рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;

— рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в учебном заведении учебной и учебно-методической литературы.

Рабочая программа составляется для всех форм обучения (очной, очно-заочной).

Рабочие программы разрабатываются на срок действия учебного плана.

Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине учебного плана по специальности/профессии.

Целесообразность разработки нескольких рабочих программ по одной и той же дисциплине для студентов разных специальностей определяется цикловой комиссией, обеспечивающей преподавание дисциплины.

Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины

Анализ ФГОС и учебного плана по специальности (профессии)

Работа преподавателя по разработке программы учебной дисциплины (УД) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начинается с анализа ФГОС СПО и учебного плана (УП) по специальности/профессии.

1.1. В ходе работы с ФГОС СПО необходимо:

— изучить требования к результатам освоения дисциплины («уметь», «знать»);

— изучить требования к результатам освоения тех профессиональных модулей («иметь практический опыт», «уметь», «знать»), профессиональные компетенции (ПК) которых указаны в качестве ориентиров при изучении данной дисциплины;

— произвести сравнительный анализ требований к результатам освоения дисциплины и профессионального модуля, чтобы конкретизировать, детализировать результаты изучения дисциплины. Данная работа позволит включить в содержание дисциплины тот необходимый материал, который потребуется при освоении модуля и будет направлен на формирование ПК.

Примечание: профессиональные и общие компетенции (ПК и ОК) по каждой дисциплине в отдельности указаны в ФГОС СПО в таблице 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы…» в графе «Коды формируемых компетенций».

Внимание! В содержание дисциплины требуется включать только те темы, лабораторные работы и/или практические занятия, которые необходимы для достижения результатов освоения дисциплины, указанные в ФГОС (в ФГОС результаты – это «уметь», «знать» приведены в таблице 3 по каждой дисциплине отдельно).

1.2. Анализ учебного плана (УП) позволит изучить перечень, объемы, последовательность изучения (по курсам) учебных дисциплин, виды учебных занятий. Анализ содержания УП показывает последовательность изучения дисциплин, исходя из междисциплинарных связей.

Обратите внимание на то, что перед началом работы необходимо уточнить для какого уровня подготовки (базового или углубленного) Вы должны разработать рабочую программу. Для этого необходимо посмотреть учебный план по специальности. Для базового и углубленного уровня подготовки в ФГОС могут различаться ПК, ОК, умения и знания.

2. Оформление титульного листа рабочей программы

2.1. Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в колледже макетом (Приложение 1).

На титульном листе название колледжа должно соответствовать его названию согласно Уставу.

Гриф утверждения оформляется согласно требованиям по делопроизводству и должен содержать все необходимые реквизиты.

Название рабочей программы должно соответствовать учебному плану по конкретной специальности/профессии и содержать информацию о данной специальности/профессии.

Титульный лист содержит:

— полное наименование учебного заведения в соответствии с Уставом;

— сведения о прохождении процедуры рассмотрения программы на заседании цикловой комиссии (дата и номер протокола, подпись председателя цикловой комиссии);

— гриф утверждения программы (с указанием когда и кем утверждена рабочая программа);

— гриф рассмотрения программы (с указанием где рассмотрена рабочая программа);

— код и наименование учебной дисциплины;

— код и название специальности в соответствии с ФГОС;

Внимание! При написании названия специальности/профессии, учебной дисциплины кавычки не ставятся.

2.2. На оборотной стороне титульного листа указываются:

— аннотация к программе;

— ФИО составителей – преподавателя и/или мастера производственного обучения колледжа;

— ФИО рецензента полностью, с указанием должности и места работы.

2.3. В аннотации к рабочей программе должны содержаться:

— название специальности/профессии, для которой разработана данная программа;

— выходные данные методических и нормативных документов, на основе которых разработана программа.

3. Оформление раздела «СОДЕРЖАНИЕ»

Содержание (стандартная форма, заполняем только номера страниц).

4. Заполнение раздела 1. « паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ »

При заполнении паспорта программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.

4.2. При заполнении раздела 1.3 паспорта программы из ФГОС по специальности указываются результаты освоения дисциплины «уметь» и «знать».

В случае если на изучение дисциплины отводятся дополнительные часы из вариативной части, то необходимо указать дополнительные «уметь», «знать», либо дать обоснование углубленного освоения «уметь», «знать» ФГОС.

В подразделе 1.3 паспорта программы необходимо перечислить профессиональные и общие компетенции (ПК, ОК), указанные в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы…» ФГОС по конкретной специальности/профессии. Название ПК указано в ФГОС в разделе V «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы».

4.3. В подразделе 1.4 паспорта программы указываются данные из учебного плана по конкретной специальности/профессии.

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для подготовки специалистов среднего звена по специальности:

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии:

Далее прописывается, где еще программа может быть использована.

Указывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке. Запись не является обязательной для всех программ учебных дисциплин.

Эта запись касается программ учебных дисциплин Профессионального цикла раздела «Общепрофессиональные дисциплины»:

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессии «Машинист дорожных и строительных машин».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный учебный цикл в раздел общепрофессиональные дисциплины обязательной части циклов ОПОП.

Если дисциплина введена за счёт часов вариативной части, то пишем «… вариативной части циклов ОПОП»

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Для заполнения пункта следует обратиться к содержанию ФГОС. В таблице 3 «Структура ОПОП СПО базовой подготовки» по всем дисциплинам, входящим во все учебные циклы, разработаны и включены перечень основных умений и перечень основных знаний.

Вариативная часть – не предусмотрено (если на изучение дисциплины не отводятся часы вариативной части)

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Следует указать на формирование каких профессиональных компетенций направлен процесс изучения дисциплины, перечисляем ПК по дисциплине согласно таблице 3 ФГОС (крайний правый столбец) и разделу 5 ФГОС (расшифровка ПК).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК):

Следует указать на формирование каких общих компетенций направлен процесс изучения дисциплины, перечисляем ОК по дисциплине согласно таблице 3 ФГОС (крайний правый столбец) и разделу 5 ФГОС (расшифровка ОК).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;

самостоятельной работы обучающегося ______ часов.

Пункт 1.4 заполняется на основе данных учебного плана специальности.

5. Заполнение раздела 2. «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

5.1. При заполнении подраздела 2.1 раздела 2 рабочей программы информация переносится из учебного плана по специальности. Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов. Строчки в таблице удалять нельзя. В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в строке пишется «не предусмотрено», а в графе «Объем часов» ставится прочерк.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

лабораторные занятия (не предусмотрено)

курсовая работа (проект) ( не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

Здесь необходимо указать виды деятельности, которые будет осуществлять обучающийся при внеаудиторной работе.

Итоговая аттестация в форме (указать) в этой строке часы не указываются

При разработке пункта 2.1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» обратите внимание на то, что данные по объему часов, которые вы будете вносить в таблицу по видам учебной деятельности, должны соответствовать данным пункта 1.4 раздела «Паспорт» программы учебной дисциплины.

Форма итоговой аттестации по учебной дисциплине прописана в учебном плане. Итоговая аттестация может быть проведена в форме экзамена, зачета, дифференцированного зачета.

Содержание самостоятельной работы студентов необходимо формулировать через деятельность. Тематика самостоятельной работы должна отражать:

– вид и содержание деятельности студента;

– иметь вариативный и дифференцированный характер;

– учитывать специфику специальности, содержание учебной дисциплины.

Формулировка самостоятельной работы должна быть однозначно понятна студенту. Эти формулировки потом перейдут при последующем планировании в перспективно-тематический план дисциплины и раздел 2.2. рабочей программы.

Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов Формулировка самостоятельной работы должна определять тему и вид деятельности (расписать, что должен сделать студент по этой теме), быть однозначно понятой и преподавателями, и студентами, и родителями, и администрацией. Все то, что не пересекается по темам с аудиторной работой, но без чего не может быть полностью изучена дисциплина – есть самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа не включается в нагрузку преподавателя.

Студенту могут быть рекомендованы различные виды заданий:

— выполнение практических работ;

— выбор оптимального решения;

— выполнение расчетно-графических работ;

— анализ производственных ситуаций;

— решение ситуационных производственных задач;

— подготовка к деловым играм и участие в них;

— работа на тренажерах;

— подготовка рефератов, докладов;

— исследовательская учебная работа;

— чтение текста первоисточника; дополнительной литературы;

— составление плана текста;

— составление каталога; перечня;

— графическое изображение структуры текста;

— оформление технологической документации (или его фрагмента),

— анализ и разработка предложений по заданной производственной, или рыночной ситуации, профессиональной проблеме и т.п.;

— расшифровка какой-либо схемы с использованием условных обозначений;

— поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;

— работа со словарями и справочниками;

— работа с нормативными документами;

— составление таблиц для систематизации учебного материала;

— анализ текста (аннотирование, рецензирование, реферирование);

— составление библиографии, кроссвордов;

— решение вариативных задач и упражнений;

— подготовка к проектам и др.

5.2. Таблица подраздела 2.2 «Тематический план и содержание дисциплины » заполняется на основе макета рабочей.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

Название тем, лабораторных работ и/или практических занятий, содержание самостоятельной работы студентов должно соответствовать содержанию вышеназванного приложения.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы.

По каждой теме расписываются:

— содержание учебного материала;

— наименования необходимых лабораторных работ;

— наименования необходимых практических занятий;

— контрольные работы (контрольные работы не обязательны во всех темах раздела и во всех разделах;

— тематика самостоятельной работы.

Количество часов, отводимых на контрольные, практические или лабораторные работы по учебной дисциплине в тематическом плане, должны совпадать с данными, указанными в таблице 2.1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» раздела 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины». Содержание самостоятельной работы студентов необходимо формулировать через деятельность. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, указывается тематика. В строке «Всего» количество часов суммируется в столбце 3 и должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 « максимальная учебная нагрузка ».

Внимание! Строки в таблице удалять нельзя, даже в случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Содержание учебного материала».

Уровень освоения проставляется напротив подтем в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Внимание! Для тем, имеющих практические занятия и/или лабораторные работы, уровень освоения учебного материала соответствует «2» или «3», в зависимости от содержания работы.

6. Заполнение раздела 3. «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»

В данном разделе программы приводится информация о материально-техническом и информационном обеспечении дисциплины.

6.1. В подразделе 3.1 приводится информация о материально-техническом обеспечении дисциплины, где указывается перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (количество не указывается). Если дисциплина входит в обязательную часть стандарта, то пункт 3.1 данного раздела заполняется в соответствии с информацией из ФГОС (в нем приведен список кабинетов и лабораторий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программе).

Внимание! Сведения приводятся, исходя из необходимости обеспечения кабинета для качественного обучения (а не фактической, когда в кабинете нет ничего).

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-наглядных пособий;

— другое (т.е. перечисляете то, что требуется).

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

6.2. При описании подраздела 3.2 указываются литература, основные и дополнительные источники для преподавателей и студентов.

2-4 источника основной учебной литературы должны быть изданы за последние 5 лет.

В перечне дополнительной литературы указывается учебно-методическая литература (учебные пособия, методические рекомендации, рабочие тетради, сборники контрольно-измерительных материалов и др.), изданная в учебном заведении, другие источники, в том числе электронные пособия и учебники.

Также сюда указываем ссылки на интернет ресурсы, которыми могут воспользоваться обучающиеся при освоении материала дисциплины.

7. Заполнение раздела 4 «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

В левую графу таблицы результаты обучения переносятся из паспорта программы. Это освоенные знания, умения, сформированные ОК и ПК. В правой графе таблицы формулируются формы и методы контроля и оценки результатов обучения, содержание графы должно состоять из отдельно прописанных форм и методов контроля и оценки для каждого умения и каждого знания.

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение из раздела 1.3

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контрольной работы, ответов на устные и письменные работы

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контрольной работы

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса, написания рефератов.

Знание из раздела 1.3.

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий (написание рефератов), опроса

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий (написание рефератов), опроса, тестирования

ОБРАЗЕЦ РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результаты (освоенные общие компетенции) *

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— участие в работе научно-студенческих обществ;

— выступления на научно-практических конференциях;

— участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией/специальностью (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т.п.),

— высокие показатели производственной деятельности;

-успешное выполнение программы ;

-регулярное участие в мероприятиях профессиональной направленности.

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

— оценка профпортфолио модуля;

— при выполнении работ на различных этапах производственной практики;

— при выполнении работ на различных этапах производственной практики;

— на практических занятиях (при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх; при подготовке и участии в семи

нарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.);

— при выполнении и защите курсовой работы (проекта);

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— анализ профессиональных ситуации;

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

— эффективный поиск необходимой информации;

— использование различных источников, включая электронные, при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики.

ОК 5. Использовать инфор мационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

— использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

— с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов),

— с преподавателями, мастерами в ходе обучения,

— с потребителями и коллегами в ходе производственной практики.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

— самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности при выполнении коллективных заданий (проектов),

-ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

— планирование и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики;

— определение этапов и содержания работы по реализации самообразования.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

-адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

-проявление профессиональной маневренности при прохождении различных этапов производственной практики.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).

— готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования:

— рабочая программа печатается на одной стороне листа;

— текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word;

— шрифт Times New Roman, кегль – 14, одинарный интервал; размеры полей – 20 мм;

— шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 10;

— для нумерации страницы использовать положение внизу страницы справа,

— нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер страницы на 1 странице;

— для выравнивания правого края страницы текст следует разверстать по ширине печатного поля;

— страницы текста рабочей программы должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм);

— заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом.

При заполнении программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.

III. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

После разработки программы учебной дисциплины автору программы необходимо провести техническую и содержательную внутреннюю и внешнюю экспертизы. Для обеспечения удобства проведения технической и содержательной экспертиз разработаны стандартизированные формы.

Разработанные преподавателем рабочие учебные программы подлежат обязательной экспертизе как со стороны самого преподавателя, ведущих преподавателей образовательных учреждений СПО и/или соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования так и председателя ПЦК реализующей дисциплину, и методиста.

Первоначальную экспертизу проводит сам преподаватель и председатель ПЦК реализующей дисциплину. Экспертиза проводится с использованием и стандартизированных бланков технической и содержательной экспертиз.

Заполненные бланки технической и содержательной экспертизы подписываются преподавателем и председателем ПЦК и сдаются вместе с рабочей программой методисту Колледжа. Содержание работы методиста над программой заключается в проведении повторной технической экспертизы.

В случае положительного решения программа подлежит прохождению процедуры согласования на ПЦК. ПЦК дает заключение об одобрении учебной программы, подтверждением чему является протокол заседания ПЦК.

Затем программа проходит процедуру содержательной экспертизы ведущими преподавателями образовательных учреждений СПО и/или соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования. ФИО эксперта вписывается на оборотную сторону программы.

Далее рабочие учебные программы представляются к утверждению заместителем директора по учебной работе. В случае положительного решения на титульном листе программы ставится дата и подпись заместителя директора по учебной работе. Этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального учебно-планирующего документа, регламентирующего реализацию содержания учебной дисциплины.

Экземпляр учебной программы, одобренный на заседании ПЦК реализующей дисциплину, согласованный с председателем ПЦК реализующей профессиональный модуль по специальности, прошедший внешнюю содержательную экспертизу, техническую экспертизу методиста и утвержденный заместителем директора по УР, является контрольным. Он регистрируется и хранится в методическом кабинете вместе с бланками внутренней и внешней экспертизы. Электронная копия утвержденной программы также хранится в методическом кабинете.

Ежегодная актуализация рабочих программ осуществляется их составителями, результаты актуализации отражаются в протоколе заседания ПЦК. В случае необходимости внесения изменений оформляется приложение к контрольному варианту программы и его электронной версии. В случае значительного количества изменений выпускается новый вариант рабочей программы дисциплины.

Методистом колледжа ведется текущий контроль за реализацией рабочих учебных программ.

IV. ОФОРМЛЕНИЕ ЛИСТА ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Лист изменений и дополнений заполняется только тогда, когда необходимо внести изменения в рабочую программу.

Изменения в рабочую программу вносятся в случаях:

— изменения федеральных государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе внутриколледжных;

— изменения требований работодателей к выпускникам;

— появления новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;

— введения новых или изменения тематики лабораторных работ, приобретения нового оборудования;

— разработки новых методик преподавания и контроля знаний студентов.

Все изменения регистрируются и вносятся в контрольные экземпляры и электронные версии преподавателем.

Ответственность за актуализацию рабочих программ (т.е. внесение изменений по мере необходимости: корректировка учебного плана, изменение педагогической нагрузки по предмету) возлагается на преподавателя. Решение о внесении изменений в рабочую программу принимается на заседании ПЦК при утверждении ПТП на новый учебный год. Ответственность за организацию работы по актуализации рабочих программ в ПЦК несет председатель ПЦК.

Изменения в рабочие программы вносятся:

— заменой отдельных листов (старый лист при этом цветным маркером перечеркивается, а новый лист с указанием № и даты изменения степлером прикалывается к рабочей программе);

— введением дополнительных листов (дополнительному листу присваивает новый номер, например: Изм. №1 от 05.10.2016 г. стр. 7А);

— выделением старого текста с указанием ссылки на новый (при незначительной корректировке изменяемые слова, символы и т.д. выделяются цветным маркером сплошной линией так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, рядом делается запись: Изм. № 1 от 05.10.2016 г.).

Изменения фиксируются (оформляются) на листе для заметок (лист регистрации изменений) (Приложение 3).

После внесения изменений документ пригоден для использования и хранения.

При наличии большого количества изменений и поправок, затрудняющих его понимание, при изменении основополагающей нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по объему изменений проводится пересмотр рабочей программы (т.е. выпускается новая рабочая программа), которая проходит все стадии верификации (проверки на пригодность) и валидации (утверждения).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *