Что означает уровень медицинской организации
Министерство здравоохранения Российской Федерации разработало требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения
Материал опубликован 25 января 2016 в 11:06.
Обновлён 29 января 2016 в 18:25.
Указанные требования разработаны специалистами в области организации здравоохранения в целях обеспечения доступности медицинской помощи населению в медицинских организациях и их структурных подразделениях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи.
Проектом требований устанавливается, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме, должны размещаться с учетом транспортной доступности от всех обслуживаемых населенных пунктов, не превышающей 60 минут.
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме, должны размещаться с учетом транспортной доступности от всех обслуживаемых населенных пунктов, не превышающей 120 минут.
Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, должны размещаться с соблюдением шаговой доступности, не превышающей 60 минут.
Размещение станций скорой медицинской помощи, а также иных структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь, должно осуществляться с учетом времени доезда бригады скорой медицинской помощи до наиболее отдаленного населенного пункта обслуживаемой территории не превышающем 20 минут с момента ее вызова.
Медицинская эвакуация пациентов для оказания медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях осуществляется в ближайшую медицинскую организацию, в том числе расположенную в граничащем субъекте Российской Федерации, соответствующую профилю оказываемой медицинской помощи, согласно порядкам оказания медицинской помощи и с соблюдением вышеуказанных требований по их доступности.
Медицинские организации согласно требованиям в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования их рационального размещения распределяются по трем уровням. Медицинские организации первого уровня – это медицинские организации, оказывающие населению преимущественно своего муниципального образования: первичную медико-санитарную помощь и/или паллиативную медицинскую помощь и/или скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь и/или специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей медицинской помощи.
Медицинские организации второго уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и/или диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и др.).
Медицинские организации третьего уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
Требования к размещению основных медицинских организаций в зависимости от рекомендуемой численности обслуживаемого населения, при которой они создаются, определены в приложении № 1 к проекту требований.
Что означает уровень медицинской организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2016 г. N 358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения»
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Врио Министра | Н.А. Хорова |
Методические рекомендации
по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения
(утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «8» июня 2016 г. N 358)
Методические рекомендации предназначены для перспективного планирования развития сети медицинских организаций и расчета нормативной потребности в объектах здравоохранения на основе сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, учитывающей допустимый уровень обеспеченности объектами здравоохранения и являющейся основой для принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Определение потребности в объектах системы здравоохранения и планирование сети медицинских организаций целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
При построении перспективной сети медицинских организаций необходимо учитывать следующие факторы:
специфику субъекта Российской Федерации (климатические и географические особенности, уровень транспортной доступности медицинских организаций, уровень развития транспортных путей постоянного действия, плотность населения);
обеспечение доступности медицинской помощи для городского и сельского населения;
обоснование потребности населения во всех видах медицинской помощи и финансовых нормативов в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости;
обеспечение соответствия мощности медицинской организации субъекта Российской Федерации планируемым объемам медицинской помощи.
Расчет средних нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования осуществляется на основе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(1) и в соответствии с разъяснениями по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(2).
Планированию сети медицинских организаций предшествует анализ:
уровня и структуры заболеваемости населения;
деятельности медицинских организаций;
сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.
Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов здравоохранения необходимо провести анализ следующих плановых и фактических показателей по каждой медицинской организации в динамике за 3-5 лет:
объемов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;
объемов специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
объемов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
объемов паллиативной медицинской помощи;
обеспеченности врачебными кадрами*(3), койками дневных стационаров, больничными койкам*(4, 5).
Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций необходимо проводить сравнение рекомендуемой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности до медицинской организации.
На основании комплексной оценки медицинской организации органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья принимается обоснованное решение о ее дальнейшем развитии.
По результатам анализа формируются основные требования к планированию сети медицинских организаций на основе распределения медицинских организаций по уровням.
В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида медицинской помощи, а также определения дифференцированных нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство-гинекология»)*(6) распределяются по трем уровням.
первичную медико-санитарную помощь;
и (или) паллиативную медицинскую помощь;
и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.
При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, необходимо проводить расчеты по потребности в специалистах с высшим медицинским образованием в разрезе врачебных специальностей*(7) на основе функции врачебной должности*(8) и коечного фонда по каждому профилю медицинской помощи.
Потребность в коечном фонде (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:
С помощью данной методики определяется абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в целом по медицинской организации, а также по профильным отделениям.
Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д) рассчитывается следующим образом:
— среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10-15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
Определение планового оборота койки (F) рассчитывается следующим образом:
Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.
Т = 10,1 дня; Н = 1 000 000 человек; = 10,0 дня; = 1,0 дня,
Nк/д = 205,0 койко-дня на 1 000 жителей.
Итого: для населенного пункта с численностью населения 1 000 000 человек при средней длительности лечения пациента на койке, равного 10,1 дня, необходимо 635 коек терапевтического профиля.
В целях обеспечения эффективности использования средств, а также исключения дополнительных затрат на строительство объектов здравоохранения субъектам Российской Федерации рекомендуется использовать имеющиеся нежилые объекты недвижимого имущества, предварительно приспособленные для размещения в них медицинских организаций.
При проведении организационно-управленческих мероприятий рекомендуется предусмотреть возможность перераспределения имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов внутри структурных подразделений медицинской организации.
Обзор документа
Разработаны Методические рекомендации по развитию сети медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Так, установлено, что при построении перспективной сети медицинских организаций необходимо учитывать следующие факторы: специфику региона (климатические и географические особенности, плотность населения и др.); обеспечение доступности медпомощи для городского и сельского населения; обоснование потребности населения во всех видах медпомощи и финансовых нормативов в рамках территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости; обеспечение соответствия мощности медицинской организации регионам планируемым объемам услуг.
Урегулированы вопросы оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов.
Три уровня помощи
Продолжительность жизни россиян достигла в этом году 72 лет, а уровень младенческой и материнской смертности упал до исторического минимума. Во многом такие результаты получены благодаря тому, что Минздрав изменил подход к системе оказания медицинской помощи. Эффективность здравоохранения теперь определяется не количеством больничных коек, а реальными показателями здоровья населения.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем докладе на итоговой коллегии министерства сообщила, что за прошедший год продолжительность жизни россиян увеличилась на полгода, впервые достигнув 72 лет. «Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Это стало возможным благодаря снижению смертности от всех основных причин», – подчеркнула министр.
Еще одно важное достижение 2016 года — уровни младенческой и материнской смертности достигли исторического минимума. Во многом это стало возможным благодаря переходу к трехуровневой системе охраны материнства и детства и формированию третьего уровня этой системы — сети перинатальных центров.
На трехуровневую систему медицинской помощи сегодня переходит все отечественное здравоохранение. Это не просто очередная административная реформа, а необходимость, вызванная изменениями, произошедшими за последние десятилетия в медицинских технологиях. Во-первых, за это время возникли новые методы лечения, которые позволяют оказывать действенную помощь пациентам, находящимся в тяжелых, жизнеугрожающих состояниях, а не надеяться, что «организм справится», пока больной находится под присмотром врачей на больничной койке. Например, перестали звучать как приговор диагнозы «сосудистых катастроф»: инфаркт и инсульт. В наше время это — серьезные и опасные заболевания, но в большинстве случаев они поддаются лечению. Во-вторых, современные технологии требуют современного же оборудования и квалифицированных врачей, имеющих постоянную практику лечения пациентов по своей специализации. Поэтому для применения высокоэффективных медицинских технологий необходимо создание специализированных медцентров. В-третьих, значительно расширились возможности диагностики и профилактики заболеваний, в результате чего изменилась сама философия медицинской помощи: центр внимания сместился в сторону сохранения здоровья и предотвращения болезней.
Трехуровневая система медицинской помощи — это адекватный способ организации современной медицины. Каждый уровень решает свои задачи. Первый уровень ориентирован на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение. Второй — работает с более сложными проблемами, зачастую требующими стационарного лечения. Третий — это медпомощь, дающая эффект в наиболее сложных случаях, многие из которых ранее считались безнадежными.
Важнейшая характеристика первичной медико-санитарной помощи — ее территориальная доступность. Минздрав впервые с советских времен утвердил обязательные требования к доступности медицинских организаций и контролирует их выполнение при помощи специальной геоинформационной системы. Для каждого региона определены задачи по созданию недостающих медицинских ресурсов первичного уровня. Соответствующие региональные программы должны быть выполнены в течение ближайших двух лет. Уже в прошлом году в малых населенных пунктах было построено и введено 418 новых ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и 55 офисов врачей общей практики.
Реформа благоприятно скажется на сфере российского здравоохранения, уверен основатель федеральной сети «ОртоДоктор» Роман Алехин. По словам врача, трехуровневая система позволит «разделить компетенции» медицинских учреждений, что приведет к повышению их эффективности. Особое значение это будет иметь для первичного амбулаторного звена, так как именно на него ложится очень большая нагрузка и отделение его от других стадий будет выгодно как врачам, так и пациентам.
Активизация диагностических и профилактических мероприятий уже дает свои результаты. Так, массовая вакцинация населения позволила в десять раз уменьшить заболеваемость гриппом. Вакцинация детей и взрослых из групп риска против пневмококковой инфекции в 2016 году охватила более 2,2 млн человек, в том числе — 1,8 млн детей. «Это привело к значительному снижению смертности населения от пневмоний (на 10,6%), а детей раннего возраста — на 30%», — сообщила министр. Благодаря диспансеризации населения в 2016 году 55% злокачественных новообразований были выявлены на первой и второй стадиях.
Основные больничные койки сейчас перемещаются на второй уровень системы здравоохранения. Укрупнение лечебных стационаров, конечно, дает возможность более эффективно использовать и оптимизировать имеющиеся ресурсы. Но главная цель — создание необходимых условий для внедрения в массовую врачебную практику современных методов лечения. Так, в стране создается служба экстренной специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях. Сейчас в нее входят более 590 сосудистых центров и 1,5 тыс. травмоцентров. Расположение таких центров позволяет доставлять в них пациентов в течение «терапевтического окна», когда медпомощь наиболее эффективна. Для обеспечения этих сроков до конца 2018 года во всех регионах должна быть создана единая централизованная диспетчерская служба скорой помощи. При помощи системы ГЛОНАСС она позволит оптимизировать маршрутизацию больных и сократить время доставки пациента в стационар.
— Что касается помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения, то десять лет назад у нас какая-то приемлемая помощь оказывалась только в отдельных центрах и только за счет личных качеств отдельных людей. Не было системы, — объясняет ситуацию главный невролог Москвы, профессор Николай Шамалов. — Благодаря сосудистой программе сейчас по всей стране создана единая сеть специализированных отделений по инсульту. Были выделены существенные деньги — и федеральные, и региональные — на ремонт, закупку оборудования, обучение персонала и т.д. В результате у нас сейчас широко применяется множество современных методов диагностики и лечения, а наша противоинсультная система признана Всемирной инсультной организацией лучшей в мире.
Запуск специализированных медицинских центров позволил за пять лет уменьшить смертность от инсультов более чем на 34%, а от травм, полученных при ДТП, — на 20%.
Третий уровень медицинской помощи — это, например, уже упомянутые перинатальные центры. Это крупные клиники, оснащенные всем необходимым по современным стандартам, в которых создаются коллективы специалистов, способных оказывать медицинскую помощь в самых сложных ситуациях: пороки сердца, преждевременные роды, патологии развития и др. И предназначены они не для «элитных категорий», а для всех пациентов с высоким риском осложнений. Активное создание перинатальных центров началось десять лет назад. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» было создано 23 региональных и два федеральных центра. Ныне действующая программа по организации 32 новых перинатальных центров должна быть завершена к концу этого года.
К третьему уровню относится и самая современная — высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП): ангиопластика и стентирование артерий, технологически сложные виды микрохирургических операций, ЭКО и др. Еще лет 10–15 назад ВМП была монополией ведущих столичных НИИ. В 2013 году ее получили уже 505 тыс. пациентов, а в 2016 году 932 медицинские организации по всей стране оказали ее более чем 963 тыс. пациентов. По планам Минздрава, в 2018 году ВМП будут получать свыше 1 млн пациентов, что приближается к реальным потребностям населения в этом виде помощи.
Доктор медицинских наук, ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко уверен, что главный вклад трехуровневой системы — эффективная помощь беременным:
— Я бы положительно отметил именно развитие сети перинатальных центров. Женщинам с патологиями в этих центрах оказывается высококвалифицированная помощь, развивается даже внутриматочная хирургия. Можно оперировать внутриутробно. Это очень важное достижение.
Однако над многим еще предстоит работать. Главная задача, которую предстоит решить Минздраву, по мнению Алексея Старченко, — доступность лекарств для ВИЧ-инфицированных.
Отдельный вопрос — кадры. Этой застарелой проблемой Минздрав занялся в 2012 году, когда вместе с регионами разработал целый комплекс мер, уже давших свои плоды: число врачей впервые медленно, но пошло вверх, а число совместителей, наоборот, вниз. Сельских медиков прибавилось на 24 тыс. Увеличилось число врачей и по самым дефицитным специальностям — например, онкологии или анестезиологии.
В начале века средняя продолжительность жизни в России составляла 65 лет, сейчас — уже 72. Современная медицина позволяет продлить ее до 80 лет и дольше. Для этого под новые медицинские технологии и настраивается вся отечественная система здравоохранения.
Росздравнадзор разделит клиники на три уровня со специальными знаками
Росздравнадзор в регионах разделит больницы и поликлиники на три уровня и будет присваивать им специальные информационные знаки, которые разместят на зданиях. Оценка медицинских учреждений с присвоением знака, подтверждающего уровень клиники, будет проводиться раз в три года специальной комиссией, сообщает «Российская газета» со ссылкой на разъяснения Минздравом проекта приказа, вынесенного на обсуждение.
Планируется разделить медицинские учреждения на три уровня в зависимости от соответствия их 22 критериям. К первому уровню отнесут клиники, соблюдающие 8 критериев, ко второму – от 15 до 18, к третьему – от 19. В Минздраве пояснили, что такая система уровней поможет совершенствованию медицинской помощи в больницах и поликлиниках и повысит удовлетворенность граждан ее доступностью и качеством. Итогом оценки станет присвоение медучреждению специального информационного знака соответствия.
Он будет размещаться непосредственно у входа в здание или на его входных дверях, а также на официальном сайте медицинской организации. В середину знака поместят надпись с указанием уровня, в левый нижний угол – информацию о названии организации и уникальный идентификационный номер в форме QR-кода. Посетители смогут проверять информацию, считывая ее с помощью смартфонов.
В российском здравоохранении принята и действует трехуровневая система оказания медицинской помощи. Первый уровень – первичная медико-санитарная помощь со специализированной, второй уровень – оказание специализированной медицинской помощи, третий – высокотехнологическая медицинская помощь.
Лабораторные новости
Перечень критериев, характеризующих уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания медицинской помощи
Проект приказа МЗ РФ
Перечень критериев, характеризующих уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания медицинской помощи
https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=99930
1. Первый уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи характеризуется следующими критериями:
1) организация управления потоками пациентов при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров не допускает более трех пересечений с иными потоками пациентов;
2) организация управления потоками пациентов при предоставлении платных медицинских услуг не допускает более одного пересечения с потоками пациентов, получающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий календарный год и плановый период;
3) количество посадочных мест для комфортных условий пребывания пациентов, их законных представителей и членов их семей составляет не менее одного места на 200 посещений плановой мощности медицинской организации;
4) навигационная информация для пациентов, их законных представителей и членов их семей, организованная с учетом характера расположений помещений, позволяет принять решение о перемещении к пункту назначения не более чем за 30 секунд;
5) система информирования для пациентов, их законных представителей и членов их семей содержит все необходимые информационные элементы (материалы), установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
6) не менее 50% плановых пациентов осуществляют амбулаторный прием по предварительной записи, не менее 80% из них – в установленное время предварительной записи;
7) не менее 50% записи на прием осуществляется без непосредственного обращения в регистратуру, по телефону, через медицинскую информационную систему;
8) организация профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого населения обеспечивает для пациентов возможность минимального количества посещений пациентом медицинской организации (не более трех посещений).
2. Второй уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи характеризуется следующими критериями:
1) организация управления потоками пациентов при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров не допускает более трех пересечений с иными потоками пациентов;
2) организация управления потоками пациентов при предоставлении платных медицинских услуг не допускает более одного пересечения с потоками пациентов, получающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий календарный год и плановый период;
3) организация управления потоками пациентов не допускает более одного действия пациента, порождающего его возврат по потоку;
4) количество посадочных мест для комфортных условий пребывания пациентов, их законных представителей и членов их семей составляет не менее одного места на 200 посещений плановой мощности медицинской организации;
5) навигационная информация для пациентов, их законных представителей и членов их семей, организованная с учетом характера расположений помещений, позволяет принять решение о перемещении к пункту назначения не более чем за 30 секунд;
6) на всех рабочих местах медицинской организации реализовано не менее трех из пяти принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения деятельности медицинской организации, повышения безопасности и удобства в работе;
7) система информирования для пациентов, их законных представителей и членов их семей содержит все необходимые информационные элементы (материалы), установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
8) не менее 70% плановых пациентов осуществляют амбулаторный прием по предварительной записи, не менее 80% из них – в установленное время предварительной записи;
9) не менее 50% записи на прием осуществляется без непосредственного обращения в регистратуру, по телефону, через медицинскую информационную систему;
10) организация профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого населения обеспечивает для пациентов возможность минимального количества посещений медицинской организации (не более трех посещений);
11) выполнение не менее одного проекта по улучшению деятельности медицинской организации руководителем медицинской организации и его заместителями;
12) доля реализованных предложений по улучшениям составляет не менее 30% от принятых предложений, с увеличением показателя на 5% в год от начала внедрения системы подачи и реализации предложений по улучшениям в медицинской организации;
13) управление не менее пятью процессами медицинской организации с помощью информационного центра;
14) два любых критерия из перечня подпунктов 14.1-14.9, определяемых по решению руководителя медицинской организации:
14.1) уровень запасов на складе медицинской организации не превышает четверти объема годовой закупки;
14.2) уровень запасов кабинетов и подразделений медицинской организации не превышает недельную норму расходования;
14.3) текущая деятельность медицинской организации соответствует разработанным стандартам улучшенных процессов;
14.4) разработанные стандарты улучшенных процессов пересматриваются не реже 1 раза в год;
14.5) доля времени врачебного приема, потраченного на опрос, осмотр, манипуляции и рекомендации составляет не менее 50% от общего времени приема;
14.6) колебание нагрузки сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в одном рабочем помещении, составляет не более 30%;
14.7) относительное количество неоплат, уменьшения оплаты медицинской помощи и уплаты медицинской организацией штрафов, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, рассчитанное на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, не менее чем на 5% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего календарного года;
14.8) относительная сумма неоплат, уменьшения оплаты медицинской помощи и уплаты медицинской организацией штрафов, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, рассчитанная на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, не менее чем на 5% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего календарного года;
14.9) производственная нагрузка оборудования, используемого в диагностических целях, кроме оборудования клинико-диагностических лабораторий, составляет не менее 80%.
3. Третий уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи характеризуется следующими критериями:
1) организация управления потоками пациентов при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров не допускает более трех пересечений с иными потоками пациентов;
2) организация управления потоками пациентов при предоставлении платных медицинских услуг не допускает более одного пересечения с потоками пациентов, получающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий календарный год и плановый период;
3) организация управления потоками пациентов не допускает более одного действия пациента, порождающего его возврат по потоку;
4) количество посадочных мест для комфортных условий пребывания пациентов, их законных представителей и членов их семей составляет не менее одного места на 200 посещений плановой мощности медицинской организации;
5) навигационная информация для пациентов, их законных представителей и членов их семей, организованная с учетом характера расположений помещений, позволяет принять решение о перемещении к пункту назначения не более чем за 30 секунд;
6) на всех рабочих местах медицинской организации реализовано не менее трех из пяти принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения деятельности медицинской организации, повышения безопасности и удобства в работе;
7) система информирования для пациентов, их законных представителей и членов их семей содержит все необходимые информационные элементы (материалы), установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
8) уровень запасов на складе медицинской организации не превышает четверти объема годовой закупки;
9) уровень запасов кабинетов и подразделений медицинской организации не превышает недельную норму расходования;
10) текущая деятельность медицинской организации соответствует разработанным стандартам улучшенных процессов;
11) разработанные стандарты улучшенных процессов пересматриваются не реже 1 раза в год;
12) доля времени врачебного приема, потраченного на опрос, осмотр, манипуляции и рекомендации составляет не менее 50% от общего времени приема;
13) колебание нагрузки сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в одном рабочем помещении составляет не более 30%;
14) относительное количество неоплат, уменьшения оплаты медицинской помощи и уплаты медицинской организацией штрафов, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, рассчитанное на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, не менее чем на 5% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего календарного года;
15) относительная сумма неоплат, уменьшения оплаты медицинской помощи и уплаты медицинской организацией штрафов, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы, рассчитанная на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, не менее чем на 5% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего календарного года;
16) не менее 90% плановых пациентов осуществляют амбулаторный прием по предварительной записи, не менее 90% из них – в установленное время предварительной записи;
17) не менее 80% записи на прием осуществляется без непосредственного обращения в регистратуру, по телефону, через медицинскую информационную систему;
18) организация профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого населения обеспечивает для пациентов возможность минимального количества посещений медицинской организации (за один рабочий день);
19) выполнение не менее одного проекта по улучшению деятельности медицинской организации руководителем медицинской организации и его заместителями;
20) доля реализованных предложений по улучшениям составляет не менее 30% от принятых предложений, с увеличением показателя на 5% в год от начала внедрения системы подачи и реализации предложений по улучшениям в медицинской организации;
21) управление не менее пятью процессами медицинской организации с помощью информационного центра;
22) производственная нагрузка оборудования, используемого в диагностических целях, кроме оборудования клинико-диагностических лабораторий, составляет не менее 80%.
4. Настоящий перечень используется с учетом применимости для каждой конкретной медицинской организации в соответствии с ее особенностями:
для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям, из перечня критериев, характеризующих уровень соответствия медицинских организаций новой модели организации оказания медицинской помощи (далее – перечень критериев) исключается критерий 1 пунктов 1, 2, 3 настоящего перечня;
для медицинских организаций, не осуществляющих предоставление платных медицинских услуг, из перечня критериев исключается критерий 2 пунктов 1, 2, 3 настоящего перечня;
для медицинских организаций, не осуществляющих проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, из перечня критериев исключаются критерий 8 пункта 1, критерий 10 пункта 2, критерий 18 пункта 3 настоящего перечня.
Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «____» ____________ 201 ____ № ____
Порядок определения и подтверждения соответствия медицинских организаций определенному уровню новой модели организации оказания медицинской помощи
1.Настоящий Порядок устанавливает правила определения
и подтверждения соответствия медицинских организаций определенному уровню новой модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи (далее – новая модель).
2.Определение и подтверждение соответствия медицинских организаций определенному уровню новой модели (далее – оценка соответствия) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по результатам экспертной оценки соответствия медицинских организаций критериям, характеризующим уровень соответствия новой модели (далее – критерии) с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов). Экспертная оценка критериев осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
3.При подготовке к оценке соответствия руководитель медицинской организации формирует рабочую группу из состава работников медицинской организации, которая осуществляет предварительную оценку соответствия медицинской организации критериям определенного уровня новой модели.
4.Медицинская организация согласует результаты предварительной оценки с региональным центром организации первичной медико-санитарной помощи субъекта Российской Федерации посредством сопоставления проверочных листов предварительной оценки с перечнем критериев. По итогам согласования медицинская организация направляет заявление в территориальный орган Росздравнадзора в соответствии с установленной формой (приложение).
5.Территориальный орган Росздравнадзора рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней со дня его получения и определяет дату и продолжительность осуществления выездных мероприятий по проведению оценки соответствия.
6.Продолжительность оценки соответствия составляет не более 10 рабочих дней в зависимости от количества прикрепленного населения
и мощности медицинской организации.
7.Территориальный орган Росздравнадзора формирует и утверждает комиссию для проведения оценки соответствия (далее – комиссия). Председателя комиссии определяет руководитель территориального органа Росздравнадзора. Количество членов комиссии зависит от количества прикрепленного населения и мощности медицинской организации, составляет не менее 3 человек.
8.При проведении оценки соответствия комиссия имеет право:
организовывать и осуществлять получение, сбор и анализ сведений
о деятельности медицинской организации;
знакомиться с документами, в том числе с медицинской документацией, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
знакомиться с результатами анкетирования и устных опросов пациентов и (или) их законных представителей, членов семьи пациента, работников медицинской организации;
доступа в медицинские организации: в здания, строения, сооружения, помещения, к используемому оборудованию и транспортным средствам.
9.При проведении оценки соответствия комиссия собирает, изучает и проверяет данные, необходимые для определения соответствия проверяемых медицинских организаций критериям.
10.По результатам оценки соответствия комиссии территориальный орган Росздравнадзора принимает решение о соответствии медицинских организаций определенному уровню новой модели или решение о подтверждении соответствия медицинских организаций определенному уровню новой модели.
11.Положительное решение территориального органа Росздравнадзора подтверждается информационным знаком соответствия медицинской организации определенному уровню новой модели (далее – информационный знак).
12.При отрицательном решения медицинские организации имеют право устранить отмеченные в решении несоответствия и направить в территориальный орган Росздравнадзора заявление на проведение повторной процедуры не ранее чем через 30 дней.
13.В Росздравнадзоре ведется реестр медицинских организаций, внедряющих новую модель, в котором регистрируются выданные информационные знаки.
14.Определение соответствия медицинских организаций второму и третьему уровням новой модели осуществляется при условии соответствия медицинских организаций первому уровню не ранее, чем через 6 месяцев после получения информационного знака о таком соответствии.
15.Подтверждение соответствия медицинской организации уровню новой модели осуществляется 1 раз в 3 года.
16.Для подтверждения соответствия медицинских организаций определенному уровню новой модели проводится контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что медицинская организация продолжает соответствовать определенному уровню новой модели, подтвержденному информационным знаком.