Что означает урарту по армянски

Урарту

Что означает урарту по армянски

Что означает урарту по армянски

Араик Степанян.

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий.

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д. Однако исследователи генезиса нохчий не дают ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ? Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

Государство Урарту, оно же Арарат – столица Ван или Биайна, – с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья – Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается – «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса.

Название «Урарту» – ассирийское, в переводе с армянского – Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы – «Армина», хетты – «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют – хайами.

Какое отношение имеют вайнахи к Армении?

Что означает урарту по армянски

На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:

1) Ностратический – с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламодравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа.

Что означает урарту по армянски

2) Афразийский – между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).

3) Синокавказский – в пределах Армянского Нагорья и Анатолии – Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).

Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX – VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.

Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской – в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской – на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким – то образом должны отражаться в их географических названиях.

«Нах» по армянски «начало»

На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.

Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает – дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян – хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой – бывший Гер, а по данным Авесты – Вер, который арии построили в стране Ар – Мана, находился в исторической Армении – область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.

Что означает урарту по армянски

Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи.

Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.

Армхи Арме, Урме, Архи

Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.

Что означает урарту по армянски

Что означает урарту по армянски

Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней – «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово – «нахча»? Есть несколько толкований этого слова:1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется – Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).

Что означает урарту по армянски

Что означает урарту по армянски

Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по – чеченски.

Что означает урарту по армянски

Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» – «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» – это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» – «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает – предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо).

Что означает урарту по армянски

На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) – Капутан – Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» – географическое. Когда вайнахи эмигрировали из Армении?

Обратимся к баскским источникам.

В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.

Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру.

Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания.

«Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь – всегда на Запад».

Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл.

Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.

Второй этап – III – I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог – Ар или Ара (Ардини), у славян Яр – Ярило, у вайнахов – Ерды.

Третий этап – это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ.

Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.

Что означает урарту по армянски

Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ – тюрков, хазар, монголов и др. – нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная – выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.

Что означает урарту по армянски

На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. – тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе – «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена – тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.

Четвертый этап – это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район

В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.

От составителя.

Отдельные утверждения армянского ученого не бесспорны. Одно очевидно: на территории современных Армении, Турции во всей Передней Азии до границы с древним Египтом в доисторические времена господствующими были хуррито-урартские племена – прямые предки сегодняшних вайнахов. Это также подтверждается Майкопским и Куро-Аракским археологическими культурами, ареал распространения которых достигает предгорий Северного Кавказа.

Источник

О древнейшем названии Урарту и урартийцев

В востоковедении нечасто затрагивается вопрос о том, что происходило на территории будущего Ванского царства (Биайни) до политической консолидации халдских племен в XI в. до н.э. и создания ими в IX в. до н.э. мощной державы Урарту. Считается, что урартские племена издревле обитали на этой территории, однако совершенно не освещенной остается проблема их участия в военно-политических перипетиях предыдущих столетий. Нам также неизвестно, как назывались будущие урартийцы (халдини, халды) в более древних письменных источниках, составленных их соседями задолго до возникновения государства Урарту.

Между тем, обратившись к вавилонским письменным источникам, составленным «высоким стилем» (исторические хроники, литература оракульских предсказаний и т.д.), мы можем узнать, как назывались столетия и тысячелетия назад те страны, которые в «новое время» носили хорошо известные нам имена Урарту, Ассирия, Финикия, Сирия, Палестина, Египет и т.д. В т.н. Хронике Гэдда, описывающей последние годы существования Урарту и Ассирии, приведены именно такие «поэтические» (то есть архаические) названия. Так, Египет обозначен как Маган, Эфиопия – Мелухха, Хатти или Амурру – это Сирия, Палестина и Финикия, Ассирия – Субарту и, наконец, интересующее нас царство Урарту в Хронике Гэдда названо именем Гутиум*.

Таким образом, мы выясняем, что до XI в. до н.э., когда в древневосточных письменных источниках впервые засвидетельствовано название Урарту (Уруатри), эта территория носила название Гутиум. Естественно предполагать, что населением этой страны являлись гутии, чье обитание на этой территории также засвидетельствовано в древневосточных источниках. В наши задачи не входит описание политической истории гутиев; укажем только, что в последних столетиях III тыс. до н.э. этот народ доминировал в Северной Месопотамии, где издревле обитали хуррито-урартские племена.

Таким образом, у нас появляются веские основания предполагать, что гутии – это более древнее название халдов-урартийцев, а Ванское царство (Биайни, Урарту) даже к моменту его падения обозначалось в документах определенного типа страной Гутиум.

Известно, что Урарту была гористой страной – это наиболее характерная черта ее ландшафта. В этой связи обращает на себя внимание нахское слово «гу», которое означает «холм», «курган», «возвышенность». Учитывая общепризнанное нахско-хуррито-урартское языковое родство, можно выдвинуть предположение, что древнее название Урарту «Гутиум» означало «горная (возвышенная) страна», а «гутии», соответственно, «горцы». Сказанное подкрепляется тем, что и в самом урартском языке слово gu означало, по-видимому, «гору»; во всяком случае, горное обиталище своих богов они называли Gunt** («на горе» – слово это безукоризненно оформлено по законам нахской грамматики: сегодня мы сказали бы «гун т1е»).

Следует указать, что и самоназвание урартийцев халди, халдини, восходящее к имени их верховного божества Халди, также связано с горами, горными вершинами, поскольку Халди считался «горным божеством», что достаточно отчетливо проявляется в этимологии этого теонима («хьала» – «высота», «верх»; «да» – «отец», «хозяин», «божество»). Напомним, что этнонимы с основой «горцы» весьма распространены по всему миру и особенно часто они встречаются на Кавказе.
_________________________
* И.М. Дьяконов, Последние годы урартского государства по ассиро-вавилонским источникам.// ВДИ, 1951, № 2.
** И.М. Дьяконов, С.А. Старостин, Хуррито-урартские и восточнокавказские языки. // Древний Восток. Этнокультурные связи, М., 1988 г., стр. 174.

Источник

Армянское Товарищество

Что означает урарту по армянски

Ваган Бабаханян

«Армянская теория» Урарту (Армянская теория о происхождении Урарту)— научная теория, согласно которой Урарту являлся древним армянским государством.

Что означает урарту по армянски

Этот материал взят из поста 2007 года в ЖЖ АндраникПаша http://andranikpasha.livejournal.com/19158.html

Перед началом текста оригинала (с параграфа История) приводим комментарии автора под его статьей в ЖЖ:

«Для меня было странно приехав в Россию узнать, что здесь единственной верной считается теория Дьяконова о пришлости армян (совместно с трудами Пиотровского). Хотя сам Дьяконов в конце жизни вроде отказался от своей идеи (которая, кстати, почти не имеет конкретных доказательств, а скорее основана на трактовках пары упоминаний и домыслах), он даже признавался, что получал деньги из Азербайджана… И что более странно, на русском из «арм. теории» почти ничего не издано, кроме наиболее спорных работ Айвазяна и Ишханяна, хотя на английском издано достаточно много.

… К сожалению, история — наука очень политизированная, чтобы оправдать свою политику или идеологию, (иным) важнее иметь финансы и мощное «министерство пропаганды» с гебельсиками разного масштаба…»

История
Предположения об армянском или прото-армянском происхождении Урарту появились в XIX веке, после того как европейские специалисты на территории Армянского нагорья впервые обнаружили свидетельства о существовании государства Урарту [1]. После изучения урартинских находок, ряд ученых высказались в пользу разного этнического происхождения населения Урарту (урартинцы) и собственно армян. Однако и в дальнейшем факты, свидетельствовавшие за отождествление Урарту с древней Арменией имели место [2]. Видный мыслитель, доктор Гайк Асатрян например в 1939 г. писал: «Физиологические исследования (в частности, сделанные немецким ученым Фон Лушаном), постепенно доказали, что за 15 веков до Христа Малая Азия, Армянское нагорье, восточная часть Персии и Сирия населялись народом объединенного физиологического типа. Этот этнос известен как арменоидный, протоармянский, алародский, кападовкийский, мало-азиатский, хиттитский». [3]

Доводы в пользу теории
Основной этап формирования научных основ «армянской теории» Урарту начался в 1960-е, в годы Хрущевской «оттепели» и относительной свободы в научных исследованиях ученых Армянской ССР. Приверженцы армянской теории (Мартирос Гавукчян, профессор Левон Шаинян, профессор Сурен Айвазян, академик Рафаел Ишханян, доктор Томас Дж. Самуелян, Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян и др.), для обоснования своей теории, в особенности пользуются следующими доводами.

1. Историографические:

-Согласно древним армянским народным сказаниям, армянский народ берет начало от Иафета, сына Ноя, который после всемирного потопа остановился с семьей на склоне горы Арарат, а позже ушёл в Вавилон. Однако, подняв там восстание против тирана Бела, потомок Иафета — легендарный праотец армян Хайк (Гайк) вернулся и окончательно обосновался в Армении, дав начало армянскому царству. В частности, так рассказывает историю происхождения армянского народа крупнейший армянский средневековый историк Мовсес Хоренаци в «Истории Армении». При том, ряд фактов и персон, связанных с Урарту (Гайк Наапет/бог Халди, основание Вана Семирамидой [4], царь Арам [5]), толкуются Хоренаци в контексте армянской истории. Такое толкование «истории Араратского мира» было широко принято и в последующие века (например, у русских историков XIX в.[6]). Гевонд Алишан в 19 в. рассчитал примерную дату поселения Гайка в Армении (2492 г. до н. э.), с которого и начинается собственно армянское летоисчисление.

-В четырехязыковых настенных надписях ахеменидского царя Дария Первого («Бехистунская надпись», VI в до н.э.) названия Урарту и Армения используются как синонимы в разных языковых вариантах [7], [8].

-Древние переводы четырех упоминаний Арарата (страны Арарат) в Евангелии (в частности, как Армении): так, некоторые исследования Библии [9], [10] пишут, что «Арарат, упоминаемый в Библии (Gen.8.4, 2 Kings 19.37, Isa 37.38, Jer. 51.27), в ассуро-вавилонских первоисточниках называется Урарту, и суть есть историческая Армения».

-Первой исторической надписью, называющей регион Армянского нагорья Арменией, является Шумерская надпись Нарам-Суена, датируемая 2260 г. до н. э., на тысячу лет опережающая первое упоминание Урарту [11].

2. Антропологические:

-По мнению антрополога Ф. В. Лушана, «армяне потомки древнейшей туземной расы Малой Азии, отстоящий свой тип от всех влияний на него семитов, греков и т. д.». [12]. Лушан называет найденные в Армянском нагорье древнейшие черепа арменоидными (armenoid) [13]. Физиологи Э. Шантр, Вирхов, Понтюхов, Тварянович в своих исследованиях также пишут, что Армянское нагорье с древнейших времен было населено арменоидами [14].

3. Лингвистические:

-Многие сторонники армянской теории указывают на то, что с древнейших времен армяно-арийские племена в Армянском нагорье поклонялись культу бога солнца Ар. М. Гавукчян, К. Сукиасьян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах «Армения», «Арарат» и «Урарту» (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня «ар» (о существовании бога Ар у древних армян писал еще акад. Г. Капанцян в 1940-е). Идею существования обще-индоевропейского корня, значащего «огонь» Арев (Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара), Арян, Арта и др. поддерживают также акад. акад. Т. Гамкрелидзе и В. Иванов [15].

-Известные ныне 500 урартских надписей, выполненных клинописью, содержат примерно 350-400 слов, большинство которых урартские, а часть заимствовано из других языков. Самое большое количество заимствований иностранных слов в урартском — из армянского, примерно 70 слов-корней. [16]. В середине 1990-х историк Артак Мовсисян, представив частичную расшифровку урартских иероглифов, предположил, что они написаны на ранне-армянском.

-Слабо выражены хуррито-урартские историко-культурные связи, в частности, структура урартского пантеона (в отличие от хурритского) рассматривается как типично-индоевропейская: «имена ряда урартских богов могут толковаться как армянские», что являлось причиной «решающей роли индоевропейского элемента населения в стране» [17].

4. Географические:

Ряд ученых преобладание армянского этнического элемента на Армянском нагорье исчисляют с 4-5 тысячелетий до н. э., или, возможно, с более раннего времени [18][19]. Частный случай этого утверждения встречается у академиков Т. Гамкрелидзе и В. Иванова, которые пишут, что задолго до появления Урарту армяне уже жили на Армянском нагорье, составляя население страны Айаса-Аззи [20].
Современные сторонники армянской теории Урарту поддерживают теорию о миграции индоевропейских народов (Гамкрелидзе-Иванова).

Основные течения
Внутри самой теории выделяются следующие течения:

-Акад. Р. Ишханян и С. Айвазян вообще отрицают существование урартов, как отдельного этноса, а Урарту считают другим названием Армении (также Хайасы, Наири, Айка, Араратского царства и т.д.)[21]. Авторы Советской армянской энциклопедии предполагают, что урартский язык являлся формальным письменным языком государства Урарту, в то время, как его жители, включая царскую семью, говорили по-армянски: изучение клинописей показывает, что урартский за 250 лет использования не развивался, что дает повод предположить, что она уже не имела устного применения [22]. Следовательно, энциклопедия предполагает, что населяли Урарту и правили им армяне [23].

-Ученые, считающие Урарту одним из этапов окончательного формирования армянского народа: по их мнению, этот процесс в Армянском нагорье начался задолго до образования Урарту [24].

-Ученые, считающие Урарту прото-армянским государством, которая сопровождала и способствовала формированию собственно армянского этноса [25]: «Большинство ученых считают, что по-армянски говорила царская знать Урарту, которая руководила много-этническим, в последнюю эпоху Урарту- в большей степени армяно-говорящим населением [26]». Данной течении придерживается, в частности, профессор Лондонского университета Дэвид Лэнг, который считает, что армянский народ сформировался благодаря слиянии племен Хайасы, Арме-Шуприи и урартов [27].

-«Большинство исторических и текстовых доказательств поддерживают вывод о том, что Урарту, Арарат, Армения и Гайк разные имена одной и той же страны и народа». Томас Дж. Самуелян. «Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories», by Thomas J. Samuelian, Yerevan, Iravunq, 2000, p. 14.

-«У.Ф. Олбрайт как-то сделал интересное предположение, что имя вавилонского бога Нинурта может быть интерпретировано как «повелитель Армении» (то есть Арарата, Урарту), или властелин железа Урарту- первое армянское государство». Проф. Лэнг Дэвид, Армяне. Народ-созидатель / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной, М., Центрполиграф, 2005, 350 с., ISBN 5-9524-0954-7, с. 89-90.

-«В этом исследовании мы впервые приводим некоторые древнейшие данные из клинообразных надписей о происхождении династии Ервандуни и имен ее представителей, указывающие, что страна Армина династии Ервандуни являлась продолжением Урартинского царства». Martiros Kavoukjian; «Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia», Montreal, 1989, ISBN 0921885008, Preface.

-«Главным богом аборигенов Армении армян, начиная с 3-го тысячелетия до н. э. был могучий бог солнца Ар, который оставил глубокий след во всех сферах жизни армян. Культом главного бога Ар в том числе аборигены Армении всех веков соединяются и отождествляются с друг другом так, что любое отделение-отчуждение (например, скажем отчуждение урартов) становиться искусственным, антиисторическим». Профессор Левон Шаинян (Анжела Терьян. «Культ бога Ар в Армении» (на арм.), Ереван, Агванк, 1995, с. 3.)

-«Позже, когда сформировалось государство Биайнили, согласно этнониму армянских племен известных как «урурда», в ассуро-вавилонских надписях страна называлась Урарту. Интересно, что в урартских надписях отсутствуют как название Урарту, так и Наири. Пришлые племена свою страну называли Биайнили или Биайна, армянский вариант которых – Ван. А в ассуро-вавилонских надписях страна (Армянское нагорье) по-прежнему называлась Урарту или Урашту, что, должно быть, образовано от армянского имени гавара «Уруштуник» или «Рштуник», находящегося к югу от города Ван (должно быть, территория города Тушпа (Тосп) тоже входила в него). Евреи в Вехтом завете топоним Урарту или Урашту упоминают как «Страну Араратскую» или «Арарат», что в действительности было одним из имен страны Армения». акад. Сурен Еремян, «Историческая среда образования армянского народа», «Гитутюн ев техника» (Наука и техника), журнал, на арм., Ереван, № 4, 1985

Отражение в литературе
Армения у многих поэтов называется «Араратской страной», «Страной Наири» или «Урарту». В средние века было принято самоназвание Армении «Страна Арарат (Арарад, Айрарат)».

Например, в известном стихотворении «Ужель поэт последний я?» Ваан Терьян (1885-1920) называет Армению «Страной Наири» (пер. В. Брюсова). В другом стихотворении Терьян называет армянку наирянкой: «Мне наирянка улыбнулась тонкостанная» (перевод К. Бальмонта). Во время встречи советских писателей в 1932 г. М. Горький назвал Чаренца «Страной Наири» (так как на русском издавалось одноименное произведение Чаренца о жизни армянского города). Отождествление Наири и Урарту с Арменией наблюдается и во многих произведениях современной армянской литературы (Вардгес Петросян, Амо Сагиян, Геворк Эмин, Ваагн Давтян и др.). Современный поэт, философ, историк и мыслитель Александр Варпетян называет Урарту «армянским государственным образованием».

Критика
Данная теория критиковалась начиная с XIX в. В частности, среди ее критиков, представители «хурритской теории» происхождения Урарту.

На английском
Dr. Thomas J. Samuelian, «Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories», Yerevan, Iravunq, 2000, 34 p. ASIN: B0006E8NC26 (http://www.arak29.am/PDF_PPT/origins_2004.pdf) или http://www.ararat-center.org/upload/files/TomasSamuelyan_Origins_2004.pdf
Martiros Kavoukjian, «Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia», Montreal, 1989, ISBN 0921885008
Martiros Kavoukjian, «The Genesis of Armenian People». Montreal, 1982.
Raphael A. Ishkhanian, On the Origin and Earliest History of the Armenian People, trans. N. Ouzounian. Montreal, 1989.
Artak Movsisyan, «Mithraic (Mehian) Writing in the Kingdom of Van (Biaynili, Urartu, Ararat)». Yerevan, 1998.

На армянском
Гавукчян, Мартирос. «Происхождение имен Армен и Ай, и Урарту». Бейрут, 1973.
Анжела Терьян. «Культ бога Ар в Армении». Ереван, Агванк, 1995.
Шаинян, Левон. Загадка «Урарту» (на арм.). Ереван, Госиздат. «Луйс», 1994, с. 223. ISBN-13 9785545012695, ISBN-10 5545012699
Карапет Сукиасян. «Армены и Арарат», Лос-Анджелес, 1996.

PS- Данная статья, по идее, должна была войти в состав статьи «Урарту» русской Википедии, но так как несмотря на некоторые уступки со стороны авторов статьи «Урарту» полностью это сделать нам не удалось, пришлось создать данную статью (которая по структуре соответствует правилам Википедии), а также нам удалось создать отдельные статьи о наиболее известных представителях данной теории. После долгих споров удалось также привести статью «Урарту» в чуть более нейтральный, в не ярко-антиармянский вид. Спасибо всем, кто поддержал, особенно Ваагни — за дополнения в самой статье «Урарту».

ДОПОЛНЕНИЕ В.Б.

Сурен Айвазян. Отрывок из книги (из форума Вардананк, 2008)

После труда была написана новая книга ‐ /на армянском/, где снова затрагиваются вопросы касающиеся культа Бога‐творца АР‐АРА. Она была опубликована в 2002 г. и переопубликована в 2011 г. /241 страниц/. Книга имеет список использованной литературы на армянском, русском и английском языках. Резюме на русском, на английском.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *