Габариты и нормы расположения проводов и опор контактной сети
На электрифицированных железных дорогах постоянного и переменного тока расположение проводов контактной сети по отношению УГР и оси пути должно удовлетворять требованиям стандарта и Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации.
Минимальная высота подвески смонтированного контактного провода над УГР должна быть на перегонах и железнодорожных станциях 5,75 м, а на переездах 6,0 м. В исключительных случаях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях железнодорожных станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, с разрешения ОАО «РЖД», может быть уменьшено до 5,675 м при переменном и до 5,55 м при постоянном токе. Максимальная высота подвески контактного провода не должна превышать 6,8 м.
При новом строительстве, обновлении и реконструкции высота подвески контактного провода должна быть на перегонах и железнодорожных станциях 6,5 м, а на участках скоростного движения поездов (161—200 км/ч) — 6 или 6,25 м (определяется проектом). Уклон контактного провода при переходе от одной высоты подвески к другой не должен превышать значений, приведенных в табл. 6.1.
Уклон контактного провода
Скорость движения, км/ч
Уклон контактного провода, не более
Примечание. Уклон означает снижение или подъем контактного провода на длине 10 м: 0,01 — на 100 мм; 0,006 — на 60; 0,004 — на 40; 0,002 — на 20; 0,001 — на 10; 0,0005 — на 5 мм.
Переходные уклоны должны предусматриваться с обеих сторон каждого участка с основным уклоном на протяжении не менее одного пролета.
На участках со скоростью движения поездов от 161 до 200 км/ч высота подвески контактного провода не менее чем в двух пролетах, примыкающих к искусственному сооружению, должна быть такой же, как в искусственном сооружении.
Расстояние от нижней точки проводов питающих, усиливающих, отсасывающих, обратного тока, ДПР, ВЛ и других при наибольшей стреле провеса до поверхности земли и сооружений, а также расстояние между проводами линий при их взаимном пересечении или сближении, должны быть не менее приведенных в табл. 6.2.
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 3701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что означает уклон контактного провода снижение или подъем контактного провода на длине
ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 12.07.93 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила распространяются на устройства контактной сети постоянного и переменного тока электрифицированных железнодорожных линий со скоростями движения поездов до 160 км/ч, пункты группировки станций стыкования, воздушные линии (ВЛ) всех напряжений и волноводы (подвешенные на опорах контактной сети и на отдельно стоящих опорах на обходах), именуемые в дальнейшем «контактная сеть», и предназначены для работников, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией этих устройств.
Требования к контактной сети и ее эксплуатации при скорости движения электроподвижного состава более 160 км/ч определяются специальными инструкциями МПС.
1.2. Техническое обслуживание и ремонт высоковольтных линий с подключенными к ним устройствами электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) проводятся в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.
Техническое обслуживание высоковольтных линий и низковольтных сетей на отдельно стоящих опорах с подключенными к ним устройствами для питания нетяговых потребителей проводится в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей*.
Техническое обслуживание и ремонт волноводных линий проводятся в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию направляющих (волноводных) линий поездной радиосвязи.
1.3. При техническом обслуживании и ремонте контактной сети кроме настоящих Правил необходимо руководствоваться действующими Правилами техники безопасности, стандартами, инструкциями, техническими указаниями Управления электрификации и электроснабжения МПС.
При необходимости, в зависимости от конкретных местных условий, могут разрабатываться дополнительные инструкции, определяющие особенности технического обслуживания и ремонта устройств и узлов контактной сети. Эти инструкции утверждаются службой электроснабжения железной дороги и не должны противоречить настоящим Правилам.
1.4. Знание и выполнение настоящих Правил обязательно для всех работников, связанных с проектированием, строительством, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом контактной сети.
1.5. Контактная сеть должна соответствовать требованиям ПТЭ железных дорог, настоящих Правил и сооружаться (реконструироваться) по проектам с применением типовых узлов, арматуры и оборудования.
Применяемые в контактной сети опоры, поддерживающие конструкции, провода, изоляторы, арматура и другие устройства должны отвечать требованиям стандартов и нормативно-технической документации.
Разрешается эксплуатация контактной сети по ранее действовавшим Правилам и нормам до проведения ее модернизации и реконструкции.
Проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов и арматуры, усовершенствованных с целью повышения надежности их работы, разрешается по согласованию со службой электроснабжения железной дороги.
1.6. Приемка в эксплуатацию устройств контактной сети и передача технической документации осуществляются в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП III-41-76 Правил производства и приемки работы. Контактные сети электрифицированного транспорта, ВСН 12-92 Инструкции по производству строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения), настоящих Правил и других действующих нормативных документов и указаний МПС.
Для осуществления технического надзора на период строительства и монтажа назначаются ответственные лица дистанции электроснабжения.
1.7. После окончания сооружения (реконструкции) контактной сети проводится ее «холодная» обкатка электровозом или вагоном-лабораторией с токоприемником, при которой представителями дистанции электроснабжения и монтажной организации проверяются параметры ее регулировки.
Для проверки токосъема выполняется обкатка контактной сети электровозом под напряжением.
Выявленные дефекты должны быть устранены подрядными организациями до передачи контактной сети в эксплуатацию дистанции электроснабжения.
1.8. Напряжение в контактную сеть подается по указанию начальника службы электроснабжения. Контактная сеть считается под напряжением с момента первой подачи напряжения.
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ
2.1. Основные требования
2.1.1. Контактная подвеска во взаимодействии с токоприемниками должна обеспечивать токосъем в условиях движения поездов с установленной скоростью при расчетных климатических условиях района, в котором расположен электрифицированный участок, при оптимальных результатах по износу (сроку службы) контактного провода и контактных вставок (пластин) токоприемников.
2.1.2. Тип контактной подвески для перегонов и станций выбирают в зависимости от скорости движения, токовой нагрузки, климатических и других местных условий на основании технико-экономического сравнения различных вариантов. При этом учитывается возможное в перспективе повышение скоростей движения на участке и весовых норм грузовых поездов.
Типы основных контактных подвесок и области их применения приведены в табл.1.
Компенсированная рессорная цепная с одним или двумя контактными проводами
На главных путях перегонов, кроме малодеятельных, независимо от скорости движения поездов
На главных путях станций при скоростях движения поездов 120 км/ч и более
Полукомпенсированная рессорная цепная с одним или двумя контактными проводами
На главных и приемо-отправочных путях станций и малодеятельных участках при скоростях движения поездов более 70 км/ч
На главных путях перегонов и станций ранее смонтированных участков независимо от скоростей
Полукомпенсированная цепная с одним или двумя контактными проводами и простыми опорными струнами
На путях станций и малодеятельных участках при скоростях движения поездов до 70 км/ч
Простая компенсированная без несущего троса с одним контактным проводом
По согласованию со службой электроснабжения на второстепенных путях станций и депо при скоростях движения до 50 км/ч
Полукомпенсированная цепная ромбовидная, с двумя контактными проводами
В открытых местах, где скорость ветра может быть выше нормативной для данного района и провода подвержены автоколебаниям
Общая протяженность такой подвески в пределах тягового плеча обслуживания по условиям износа контактных вставок (пластин) не должна превышать 50%
Полукомпенсированная двойная цепная рессорная
По согласованию со службой электроснабжения на главных путях перегонов и станций независимо от скорости движения поездов
Пространственно-ромбовидная с двумя несущими тросами и двумя контактными проводами
В тоннелях и искусственных сооружениях, в открытых местах, где провода подвержены автоколебаниям, независимо от скорости движения поездов
2.1.4. Контактная подвеска не должна допускать отжатие контактных проводов токоприемниками у фиксаторов более 250 мм при крайних расчетных значениях ветра, температуры и суммарного нажатия токоприемников электроподвижного состава.
2.1.5. Контактные подвески для скоростей движения более 120 км/ч должны иметь коэффициент неравномерности эластичности (отношение наименьшей эластичности к наибольшей в пролете) более 0,75.
2.1.6. Количество проводов в контактной подвеске и их сечение определяются расчетом. Марка (материал) многопроволочных проводов выбирается в зависимости от загрязненности атмосферы, в которой они будут эксплуатироваться.
2.1.7. На главных путях перегонов и станций, где токоприемником электроподвижного состава в тяговом режиме (кроме пуска) снимаются токи 1000 А и более вне зависимости от напряжения, должны применяться подвески с двумя контактными проводами.
2.1.8. На станционных путях в пределах трогания и разгона грузовых и пассажирских поездов постоянного тока во избежание пережогов следует применять два контактных провода или шунт над рабочим контактным проводом.
2.2. Габариты
В исключительных случаях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах с разрешения МПС может быть уменьшено до 5675 мм при переменном токе и до 5550 мм при постоянном.
Высота подвешивания контактного провода не должна превышать 6800 мм.
При электрификации это расстояние при беспровесном положении контактного провода следует принимать на перегонах 6500 мм и станциях 6600 мм для обеспечения последующей подъемки пути.
2.2.2. Уклон контактного провода при переходе от одной высоты его подвешивания к другой при беспровесном положении провода не должен превышать:
0,01 (уклон провода не должен превышать 10 см на длине 10 м) на станционных путях (кроме главных), где скорость электроподвижного состава не превышает 50 км/ч;
0,004 (уклон не более 4 см на длине 10 м) на участках со скоростями движения до 120 км/ч;
0,002 (уклон не более 2 см на длине 10 м) на участках со скоростями движения более 120 км/ч, при этом с обеих сторон каждого участка с основным уклоном контактного провода предусматривают переходные участки длиной не менее одного пролета с уклоном 0,001 (1 см на 10 м длины пролета).
2.2.3. Расстояние от нижней точки усиливающих, питающих, отсасывающих и других проводов контактной сети, проводов ВЛ и волновода при наибольшей стреле провеса до поверхности земли и сооружений, а также расстояние между проводами линий при их взаимном пересечении или сближении должны быть не менее приведенных в табл.2.
Наименование объектов пересечения или сближения
Наименьшее расстояние от проводов, м
отсасывающих линий, линий обратного тока, ВЛ до 1 кВ, волновода, группового заземления
питающих, усиливающих линий напряжением 3 кВ; ВЛ 3,6 и 10 кВ
питающих, усиливающих линий напряжением 25 кВ; ВЛ 25 и 35 кВ; ДПР
Зигзаги Ь, выносы относительно оси токоприемника и высоту Н подвески контактного провода над уровнем головки рельса измеряют у опор, в середине пролета, а также под искусственными сооружениями.
Измерения изолирующей штангой с земли. На прямом участке пути изолирующую штангу с земли завешивают вертикально на контактный провод. Шаблон устанавливают на головки рельсов таким образом, чтобы нулевое деление на шкале шаблона совпадало с осью пути.
В месте пересечения шкалы шаблона с осью изолирующей штанги измеряют зигзаг и вынос контактного провода. Высоту подвески контактного провода до уровня головки рельса определяют по измерительной линейке на изолирующей штанге. На кривом участке пути зигзаг и вынос контактного провода определяют как
положения ее между осью пути и внутренним рельсом. Возвышение 11 наружного рельса определяют по уровню, установленному на путевом шаблоне. Точность замеров снижается при наличии ветра и раскачивании проводов.
Измерения при помощи измерительного устройства. Для измерения зигзага или выноса контактного провода измерительное устройство устанавливают изолированным основанием на головки рельсов перпендикулярно к оси пути. Обращают внимание на недопустимость шунтирования рельсовой цепи. Смотрят в окно с зеркалом со стороны надписи «Зигзаг» и передвигают измеритель до совмещения отражения контактного провода и рисок в обоих зеркалах. Зигзаг или вынос контактного провода от оси токоприемника отсчитывают по шкале в сантиметрах на верхней плоскости основания у края измерительного устройства со стороны надписи «Высота». Он должен быть при бес-провесном положении (в мм): на прямом и кривом (В>2000 м) участках пути 300 + ± 30, максимальный до 400; на кривом участке пути (В=?2000 м) до 400+30, максимальный до ± 500.
средственно после первого, не нарушая положения основания. Линейку высоты передвигают и совмещают красную стрелку линейки с краем измерительного устройства (отметкой зигзага) и фиксируют специальной гайкой.
Смотрят в окно с зеркалом со стороны надписи «Высота» и передвигают измерительное устройство пока не совпадут отражения провода и рисок в обоих зеркалах.
Разность в высотах Л Н контактных проводов под фиксаторами у соседних опор оценивается числом штрафных баллов (см. табл. 2 на с. 23).
Уклон контактного провода при подходах к искусственным сооружениям не должен быть более предусмотренного Правилами технического обслуживания и ремонта контактной сети (0,01; 0,002; 0,004 в зависимости от скорости движения). Например, изменение б высоты контактного провода на расстоянии 50 м от искусственного сооружения не оценивается штрафными баллами, если оно не превышает 200 мм, и оценивается в 200 баллов, если 65=200 мм. Отклонение контактного провода над уровнем головки рельса от нормы, установленной ПТЭ, в каждом пролете оценивают в 200 баллов.
Проверяют высоту подвески контактного провода от уровня головки рельса под фиксатором и в середине пролета. Регулируют ее изменением длины струн. Конструктивную высоту контактной подвески измеряют в местах крепления несущего троса к поддерживающим конструкциям. Она должна быть 1,8 м (не более 2,4 м и не менее 1,5 м).
Вертикальную регулировку в промежуточных и переходных пролетах выполняют при помощи изменения длины струн (рис. 4.25; 4.26), используя данные табл. 4.9 и 4.10 к рис. 4.26,а; табл. 4.11 к рис. 4.26,б; табл. 4.12 к рис. 4.26,в). Допускаются отклонения от размеров, указанных в табл. 4.9 – 4.12:
– стрелы провеса контактных проводов +– 10 мм;
– длины рессорной струны +– 0,1 м;
– расстояния между струнами +– 0,1 м;
– расстояния Б между несущим тросом и рессорной струной +– 50 мм;
– стрелы провеса несущих тросов +– 50 мм.
Длина пролета, L, м
Размер, b, см
Стрела провеса f, см
На перегонах до 160 км/ч в пролетах
На перегонах до 90 км/ч и станциях в пролетах
промежуточных
переходных
промежуточных
переходных
–3
–2
–2
–1
–2
–1
–2
–1
Длина пролета, L, м
Размер, b, см
Стрела провеса f, см
На перегонах до 160 км/ч в пролетах
На перегонах до 90 км/ч и станциях в пролетах
промежуточных
переходных
промежуточных
переходных
–3
–2
–2
–1
–2
–1
–2
–1
Температура при регулировке, 0 о С
Длина пролета L, м
Размер b, см
Стрела провеса f, см
На перегонах до 160 км/ч в пролетах
На перегонах до 90 км/ч и станциях в пролетах
промежуточных
переходных
промежуточных
переходных
–20…–10
–4 –4 –4 –5
–3 –3 –3 –3
–9…0
–3 –3 –3 –3
–2 –2 –2 –1
+1…+10
–3 –2 –1
–2
+11…+20
–2
–1
+21…+30
–1
Температура при регулировке, 0 о С
Длина проле–та L, м
Размер b, см
Стрела провеса f, см
На перегонах до 160 км/ч в пролетах
На перегонах до 90 км/ч и станциях в пролетах
промежу– точных
переход– ных
промежу– точных
Переходных
–20…–10
–4 –5 –6 –7
–1 –1
–3 –4 –5 –5
–9…0
–4 –4 –4 –5
–3 –3 –3 –3
+1…+10
–3 –3 –3
–2 –2 –2
+11…+20
–3 –2 –1
–2
+21…+30
–2
–1
Рис. 4.25 Геометрические параметры контактных подвесок: а – полукомпенсированной; б – компенсированной; 1 – несущий трос; 2 – контактный провод; З – уровень головки рельса (УГР); 4 – ось пути; 5 – уровень беспровесного положения контактного провода; б – фиксатор
(консоль); 7 – опора; 8 – консоль; F – стрела провеса несущего троса; Fmах– максимальная и минимальная стрела провеса; L – длина пролета; l
– длина рессорной струны; h – конструктивная высота; Δh– стрела провеса контактного провода под опорой (поддерживающей конструкцией);
Н – высота подвешивания контактного провода над уровнем верха головки репьса (УГР); в – зигзаг контактного провода; с – расстояние между звеньевыми струнами; f – стрела провеса контактного провода (+f положительная стрела провеса, –f–отрицательная стрела провеса)
Рис. 4.26. Схема стрел провеса контактного провода компенсированной подвески в промежуточном пролете с одним контактным проводом
1 – стрела провеса контактного провода
(определяется по табл. 4.9 при одном контактном проводе ( а);
Схема стрел провеса контактного провода полукомпенсированной подвески в промежуточном пролете с одним контактным проводом (б);
Схема стрел провеса контактного провода полукомпенсированной подвески в переходном пролете с одним контактным проводом (в)
4.11. Проверка и регулировка контактной сети в искусственных сооружениях
Проверяют состояние контактной подвески и определяют высоту сечения провода. Измеряют высоту контактного провода подвески от уровня головки рельса. Она должна быть на перегонах и станциях не менее 5750 мм и не более 6800 мм. С разрешения ОАО «РЖД» допускается снижение высоты до 5675 мм на участках переменного тока (рис. 4,27). Проверяют расстояние по вертикали между контактным проводом и искусственным сооружением. Оно должно быть при одном контактном проводе – не менее 650 мм (рис. 4.28 и табл. 4.13). При несоблюдении этих условий должны быть применены изолированные отбойники контактного провода. Расстояние между отбойником и контактным проводом должно быть от 50 до 150 мм в зависимости от числа контактных проводов и установленной скорости движения поездов (рис. 4.29 и табл. 4.14).
Наличие изолированного отбойника на искусственном сооружении
Допустимые расстояния А, мм
При постоянном токе 3 кВ
При переменном токе 25 кВ
Не требуется
Более 500
Более 650
Необходима установка
200 – 500
350 – 650
Скорость движения поездов, км/ч
Допустимые расстояния Б, мм
При одном контактном проводе
При двойном контактном проводе
До 50
От 51 до 120
От 121 до 200
Проверяют уклон контактного провода при подходе к искусственному сооружению. Основной уклон контактного провода должен быть в пределах от 0,01 до 0,006 и дополнительный уклон – в пределах от 0,001 до 0,0005 в зависимости от установленных скоростей движения поездов. Например, при уклоне 0,01 на длине 10 м снижение или подъем контактного провода составляет 100 мм (рис. 4.30; табл. 4.15 и 4.16).
Скорость движения, км/ч
Уклон контактного провода, не более
Основной
На длине 10 м, мм
Переходной
На длине 10 м, мм
До 50
0,01
–
–
От 50 до 70
0,006
–
–
От 71 до 120
0,004
–
–
От 120 до 160
0,002
0,001
От 161 до 200
0,001
0,0005
Расстояние между опорами, L, м
Изменение высоты подвеса контактного провода Н от уровня головки рельса (УГР), мм, при уклоне ( h )
0,002
0,004
0,01
Примечание:Уклон – снижение или подъем контактного провода при переходе от одной высоты подвески контактного провода к другой. Уклон не должен превышать значений, приведенных в табл. 4.15 и 4.16.
Проверяют состояние несущего троса, обводного провода, усиливающего фидера, электрических соединителей. Изоляторы очищают от грязи. Расстояние от заземленных конструкций до изолирующей детали изолятора, находящегося со стороны заземленных частей, должно быть не менее 100 мм, а со стороны токонесущих частей – не менее 300 мм на участках переменного тока. Расстояние между токонесущими частями контактной подвески и заземленными частями искусственного сооружения должно быть не менее 350 мм на участках переменного тока.
Проверяют узлы крепления опорных и поддерживающих конструкций, анкеровки несущего троса, нейтральные вставки и узлы подключения заземления. Металлоконструкции окрашивают, резьбовые части покрывают антикоррозионной смазкой. На искусственном сооружении проверяют состояние изоляции, в т. ч. при наличии полимерных разъемных профилей, установленных для усиления изоляции и закрепление предохранительных щитов, наличие плакатов безопасности. Предохранительный щит должен быть расположен так, чтобы от токонесущих частей до края щита по горизонтали было не менее 1 м. Обращают внимание на расстояние по горизонтали от токонесущих частей до схода с искусственного сооружения. При отсутствии предохранительного щита это расстояние должно быть не менее 2 м.
При наличии нейтральной вставки в несущем тросе контактной подвески измеряют сопротивление изоляции между искусственным сооружением и нейтральной вставкой при отключенных искровых промежутках. Оно должно быть не менее 10 кОм. Исправность искровых промежутков проверяют прибором ПК–1 или ПК–2 или вольтметром. Отклонение стрелки прибора происходит при исправном искровом промежутке.
Под мостами проверяют изоляторы и поддерживающие конструкции, чтобы исключить возможность протечки и попадания на них загрязненных стоков воды при дожде. В тоннелях проверяют защитные зонтики из полимерных материалов или другие устройства, предотвращающие перекрытия изоляторов.
Проверяют площадь сечения контактной подвески, она должна соответствовать площади сечения проводов на прилегающих участках. Обвод должен проходить вне зоны прохода токоприемника. Обращают внимание на типы изоляторов. На искусственных сооружениях, подверженных вибрации, не должны применяться стержневые фарфоровые изоляторы. С обеих сторон искусственных сооружений, где пропуск поездов осуществляют с опущенными токоприемниками, должны быть нейтральные вставки с применением секционных изоляторов.
Допустимые расстояния между токонесущими и заземленными частями в искусственных сооружениях приведены в табл. 4.17 и на рис. 4.31.
Род тока
Зазор (расстояние), мм
А1
А2
А3
Номиналь– ный
Допус– тимый
Номи– нальный
Допус– тимый
Номи–нальный
Допус– Тимый
Постоянный ток 3 кВ
Переменный ток 25 кВ
Рис. 4.27 Схема прохода контактных подвесок на мостах с ездой понизу:
а – при низкорасположенных верхних ветровых связях моста; б – при более
высоких верхних ветровых связях; 1 – отб ойник контактного провода;
2 – П–образный кронштейн; З – фиксатор; 4– кронштейн
Рис. 4.28 Схема расположения (прохода) проводов контактной подвески в искусственных сооружениях: а – с несущим тросом; б – без несущего троса; 1 – несущий трос; 2 – искусственное сооружение; З – предохранительный щит; 4 – обвод несущего троса; 5 – контактный провод; А – расстояние от несущего троса или от контактного провода до искусственного сооружения
Рис. 4.29 Схема расположения (прохода) проводов контактной подвески в искусственных сооружениях: а, б – при наличии отбойника для контактного провода; в – при наличии отбойника для несущего троса; 1 – несущий трос; 2 – искусственное сооружение; З – предохранительный щит; 4– обвод несущего троса; 5 – отбойник; б – контактный провод; Б – расстояние от отбойника до контактного провода или до несущего троса
Рис. 4.30 Уклон контактного провода: 1 – искусственное сооружение; 2 – контактный провод; Н – высота контактного провода от уровня головки рельса (УГР); h – изменение высоты подвеса контактного провода; L – длина пролета
Рис. 4.31. допустимые зазоры (расстояния) в искусственных сооружениях: