Что означает удача в православии
Архимандрит Клеопа (Илие). «Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав:«Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?»
Вы знаете, кто такой был Удача?
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ.Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.
Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова,пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.
Какую жертву принимал Удача?
Наверное, у многих возникает вопрос. Ведь «молох» в переводе «царь», «царственный». При чем тут вообще удача?
Во многих источниках указано, что это был сильный, мощный демон, который унес много жизней. Много людей поклонялись Молоху в то время. Поэтому не удивительно, что переводится «молох» именно как «царственный».
Взглянем теперь на определения, почитаем о том, что же это был за идол такой вообще.
Понятно: страшный, царственный демон, принимавший жертвы младенцев.
А теперь почитаем тексты о словах старца Клеопы на румынском языке и разберемся, как этот Молох связан с удачей. Старец Клеопа из Румынии. И вполне вероятно, что в тексте есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На наш язык «noroc» переводится как «удача».
Клеопа Илие говорит: «Кто этот бог Молох или удачи, как сегодня его называют?»
И в некоторых местах слово «удача» употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.
Какую жертву принимал Удача?
Получается, что речь старец ведет об одном и том же демоне.
Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох. И как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так:
«Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы.»
Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее! Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена…
Почему нельзя желать удачи в православии?
Пожелание «Удачи!» сегодня используется не только в поздравлениях, но и в повседневных беседах, с пожеланием всего лучшего в начинаниях как вообще в жизни, так и в каком-то конкретном дне. Большинство людей никогда не задумывались над тем, что такое безобидное и скорее доброе пожелание может иметь отрицательную семантику в среде верующих православных христиан.
Что означает удача в православии
Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».
Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.
Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.
Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.
В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.
Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.
Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.
Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.
Читайте о жизни в православии:
Можно ли желать удачи православным
Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.
Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».
Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.
Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.
Мнение священника
Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.
Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.
С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.
Почему нельзя желать удачи в Православии
Понятие «удача»
Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.
Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».
Удача в Православии
Почему нельзя желать удачи в Православии? Понятие удачи противоречит христианскому миропониманию. Святая Церковь учит, что не бывает ничего случайного. Ведь Всемогущий и Всеблагой Господь непрестанно заботится о своём творении и помогает человеку прийти ко спасению. Постоянное промышление Всевышнего о мире и человечестве в христианстве именуется Божьей Волей, Промыслом, Провидением.
Учение о Божьем Промысле нельзя путать с языческими представлениями о предопределённости судьбы. Господь участвует в нашей жизни, но не вмешивается в выбор человека. Творец лишь ставит нас в такие условия, где мы сами выбираем между добром и злом. Выбирая добро, правду, соблюдение христианских заповедей, человек вверяет себя Божественному Промыслу и тем самым спасает свою душу. Мы можем почувствовать Божье Провидение и довериться ему. Но скудный человеческий рассудок не в состоянии постичь его в полной мере.
Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Нет слепого случая! Всё совершается по непостижимому суду Премудрого и Всемогущего Бога» (Полное собрание творений, том 2).
Таким образом, упование на удачу, слепой случай в Православии рассматривается как горделивое недоверие к Богу и суеверие. Подлинно православный человек попросту не нуждается в везении, поскольку во всём полагается на помощь Всевышнего. Священник Валерий Духанин отмечает:
«Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства должны быть критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать».
Также упование на удачу можно рассматривать как стремление получить какое-либо благо без труда, задаром. Подобные желания не полезны для православного христианина.
Почему нельзя желать удачи
Понятие «удача» само по себе несовместимо с православным вероучением. Однако это слово прочно вошло в нашу повседневную речь. Мы даже не задумываемся о его противоречивости и желаем удачи с самыми добрыми намерениями, чтобы поддержать ближнего. И вовсе не желаем намекать при этом на конфликт с Божьим Промыслом. И конечно же, не вкладывая в слово «удача» какие-либо языческие представления. Допустимо ли это?
Священник Димитрий Паламарчук не видит ничего страшного в простом пожелании удачи и предлагает задуматься над происхождением его собственного имени:
«Значение имени Димитрий – «служитель богини Деметры». Получается его нельзя произносить? Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё».
Отвечая на вопрос «Почему нельзя желать удачи человеку?», отец Димитрий одобряет стремление очистить речь от ненужных слов. Но священник призывает избегать крайностей и не искать злой корень во всех мелочах. Иначе борьба с ложными врагами может подменить собой подлинное служение Христу.
Итак, в христианстве нет запрета на простое доброе пожелание удачи. Тем не менее нам не помешает осознанный и ответственный подход к тому, что мы произносим. Поэтому лучше всего поддержать человека словами «Помоги тебе Бог!» или «С Богом!». С другой стороны, не стоит, впадая в крайность, осуждать и исправлять тех, кто по-доброму желает удачи нам. В данном случае любовь ко ближнему несравнимо важнее чистоты речи.
Молитва о Божьей помощи для доброго дела
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.
Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.
Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Благодарение после окончания дела
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Слово удача в православии
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Довольно часто можно услышать такую фразу «Такого и недругу не пожелаешь», которую обычно говорят тогда, когда с человеком случается какая-то беда или же несчастье. Люди привыкли постоянно друг другу желать удачи, при этом даже не подозревая, какой страшный вред они могут нанести этим самым пожеланием. А вот узнать более подробно о том, что представляет собой слово удача в православии и почему ее нельзя желать можно из нижеописанного источника.
Что означает удача в православии
Удача представляет собой положительное явление, которое предписываются везению или же случаю. В православной религии благое стечение обстоятельств считается, когда Всевышний помогает верующему, поэтому, когда один человек желает другому везения, то это причисляется к пожеланию помощи Господа, но при этом без упоминания его имени.
Следует отметить, что значение слова удача в православии имеет несколько негативный смысл, ведь верующему христианину не подобает надеяться на неведомое везенье, а в деле спасения должен стать соратником Всевышнего. Господний промысл — вот на что должен уповать и надеяться человек.
Почему нельзя желать удачи в православии
Большинство людей задаются вопросом «Почему же нельзя желать удачи в православии?». Ответ, же на него довольно прост, дело в том, что удача или как его еще называют Молох, считался главным из верховных существ семитского народа, которое представлялось как одно из воплощений Валтасара (Вельзевулаа, Ваала или Баала), то бишь сатана.
Упоминания об Вальтасаре в Священном Писании можно встретить несколько раз, а именно:
Как и в большинстве языческих культах, поклонители Ваала проводили жертвоприношения, для которых они в основном использовали людей через всесожжение, и этим якобы прокладывая путь им через солнечный огонь жизни. Наиболее лучшими жертвами при этом являлись новорожденные дети, которые имели благородные фамилии:
И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.).
Самих младенцев клали на распростертые руки божества, имеющего лик тельца, а в самом низу располагался жертвоприносящий костер. Такого рода кошмарные деяния проводили, как правило в ночное время в сопровождении звуков лир, тамбуринов и флейт, благодаря которым заглушались крики бедных младенцев и кроме этого подогревали в народе возбуждение.
Идольские святилища постоянно были запятнаны кровью новорожденных, а в года бедствий или же больших празднеств людей, но по большей части все же маленьких детей приносили в жертву, а их количество доходило до сотен и даже тысяч особей. А ту семью, которую отдавала в дар идолу свое дитя, непременно должно было ждать удачный год, как для земледельчества, так и для сбора урожая.
Впоследствии эти ритуальные убийства подверглись запрету Законом Моисея и в наказание за его нарушение человеку была уготована смертная казнь, однако семиты продолжали и далее продолжать жертвоприношение вплоть до 586 до н. э., то есть до Вавилонского плена.
Поэтому церковь по отношению к везению сказывается не столь благоприятно, ведь оно со слов Архимандрита Клеопа является истинным воплощением имени дьявола и настоятельно рекомендует быть внимательными и желать ближнему своему Господней помощи и благополучия, а не бесового отродья.
Попускаемые или же посылаемые Всевышним события, направленны для того чтобы спасти верующего в вечности, а значение и суть жизненных явлений человеку может быть непонятно и спустя многие годы, однако упование на Господа, а не на неясный случай станет верным путем к обожению.
Почему нельзя желать удачи в православии?
Жили себе православные не тужили, как вдруг пришёл Интернет. Помимо позитивных его сторон, появилась возможность обмениваться абсолютно любой информацией. И тут началось! Оказывается, молимся мы неправильно, встаём не стой ноги, фильмы смотрим не богоугодные и т.д.
Невежи попытались превратить православие не то в пустой формализм, не то в сборник суеверий. И вот раз за разом возникают люди, которые спрашивают: «Батюшка, а почему нельзя желать удачи православным?». А батюшка и что отвить не знает. И он-то и слыхать не слыхивал, что нельзя. А тут ещё и требуют объяснить, почему.
Откуда пошло суеверие
Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.
По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.
Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.
Важно! Некоторые люди придерживаются мнения, что подобные суеверия – глупая выдумка.
В интернете цитируют слова старца Клеопу, будто удача — это имя беса или демона
В интернете в ходу вот один текст. Его копируют и даже цитируют на ряде православных ресурсов.
Люди более-менее образованные поражаются тому, как огромное распространение получают разного рода выдумки.
Из-за ошибки перевода появилась вера в бога Молоха, даже изображения его статуи. Но никакого Молоха не существовало и к удаче он отношения не имел. Фото: upload.wikimedia.org
«Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса! Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сын», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?
Вы знаете, кто такой был Удача?
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.
Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке.
Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.
Какую жертву принимал Удача?
Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».
Его приписывают румынскому Архимандриту Клеопе (Илие), сегодня его называют старец Клеопа. Но при всём уважении к заслугам старца, стоит разобраться в вопросе основательно. Потому что всякий человек может ошибиться.
Старец Клеопа уверен, что слово удача — это имя беса. И беса этого называет Молох. Но что же на самом деле?
Что означает удача в православии
Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».
Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием
Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.
Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.
Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.
В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.
Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.
Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.
Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.
Читайте о жизни в православии:
Можно ли желать удачи православным
Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.
Среди христиан часто можно услышать напутствие — «с Богом!»
Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».
Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.
Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.
Бога Молоха не существовало, хотя жертвоприношения младенцев практиковали в древности
Древний мир действительно знал божество по имени Молох. Оно было тесно связано с обрядом Молк. Суть его в том, что в случае сложной ситуации человек должен был принести в жертву первенца (или нескольких сыновей).
Место расположения Ханаана, где практиковали жертвоприношение младенцев. Но делали это не для удачи, а чтобы через жертву соединиться с богом. Фото: ic.pics.livejournal.com
Это называется «заместительная жертва».
Вообще, такого божества Молох не существовало. Это просто следствие неверной передачи еврейскими авторами чужих верований. Это просто название традиции, нисколько не персонифицированной.
При этом евреи без конца искали аналогии и пытались отождествить Молоха с кем-то из известных их богов и связать с корнем mlk, который использовался в словах «царь» и «царственный».
Ритуал этот приписывают следующим цивилизациям:
В Ханаане практиковали жертвоприношения детей, но удача тут ни причём.
В описании пунических войн Титом Ливием говорится, что в Карфагене детей помещали в пустое чрево Молоха. Или клали на руки Молоха, где был разожжён огонь.
В книге «История Ассирии» востоковеда Рагозиной З. А. детальное, но не основанное на археологии описание:
«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища.
Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе».
Евсевий Кесарийский пишет:
«У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали самое любимое дитя на заклание карателям-богам — в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные убивались во время мистерий. Так, Крон… когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом (своего сына от нимфы Анобет) и соорудив жертвенник, принес в жертву».
В научных кругах высказывают мнение, что греческие авторы намеренно очерняли представителей других народов. Практика жертвоприношений существовала, но намного раньше.
Молох — не бог, а искажённое название ритуала.
Именно человеческие жертвоприношения стали той причиной, по которой Бог позволил евреям вытеснить жителей Ханаана. Господь говорил, что именно эта религия Ему отвратительна.
«Библейский справочник» сообщает, что в Мегиддо обнаружили останки детей, которых приносили в жертву.
В Библии этот ритуал упоминается в разных контекстах. Здесь с осуждением:
«Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им»
Но есть и отрывок, который, скорее всего, попал в Священное Писание из Ханаанских источников:
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне»
Так что обряд такой существовал. Но это никакой не бог Молох. Никакие статуи для жертвоприношений археологии не известны, как и молитвы ему. Так что кто такой «удача»? Демон? Нет, просто выдумка.
Мнение священника
Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.
Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.
С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.
О правильном понимании слова «удача». Протоиерей Владимир Головин
Реальное происхождение слова «удача» — от праславянского «дать»
Любой этимологический словарь объяснит нам, что происхождение слова слова «удача». Это отдельное от религии явление. Оно образовалось от слова «дать», «удаваться». Подобные корни есть в разных славянских языках.
То, что где-то кто-то мог бы назвать своего бога богом удачи вовсе не означает, что отныне на этом слове или явлении клеймо. Можно ли отказаться от любви, отталкиваясь от того, что римская богиня любви Венера — языческая?
А если бы мы вдруг узнали, что Венере приносили человеческие жертвы? Тоже нет. Что это меняет? Какие-то люди жили иной, неприемлемой для нас религиозной жизнью. Это их воля и их проблемы. В православии от этого ничего не меняется.
Заключение
Нельзя желать удачи только тем, кто верит в то, что так человек навлекает на себя несчастье или гнев бога. В остальных случаях пожелание удачи, самое меньшее, поднимет настроение, а может быть, действительно настроит человека на правильный лад, и ему повезет.
Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!
Итак, мы разобрались с несуществующими демонами, но остался основной вопрос, а можно ли желать православным удачи?
Даже Библия, если взять новый русский перевод, содержит слово удача в положительном значении:
«Лиина служанка Зелфа родила Иакову сына. Тогда Лия сказала: «Какая удача!» И она назвала его Гад»
«Ничто не спаслось от его обжорства, зато и удача его не удержится»
Но давайте немного пофантазируем. Допустим, произошло такое стечение обстоятельств, что был некий демон, и сегодня его именем называют удачу. Или он сам отвечал за то, чтобы людям везло.
И вот Вы от всего сердца желаете близкому человеку удачи в каком-то деле. Вы хотите, чтобы он достиг успеха. Но одних человеческих усилий часто мало. Столько обстоятельств влияют на нашу жизнь! Всего не предугадать. Потому и говорим: «Бог в помощь» — ибо человеку такая помощь никогда не бывает лишней.
Важно не что ты говоришь, а какой смысл в это вкладываешь.
А можно сказать абстрактно: «Удачи тебе». И кто вправе обвинить сказавшего в том, что он здесь приплёл какого-то демона, о котором даже не в курсе? Важно не то, что мы говорим, а какой смысл в это вкладываем.
Мы называем заболевания венерическими, но разве мы подразумеваем при этом римскую богиню любви или вторую от Солнца планету? Нет. Слова даже с одинаковыми корнями могут иметь разные значения.
Вот и отец Владимир (Головин) на видео ниже говорит, что важна суть фразы, а не её потайные значения:
Но при этом батюшка предупреждает, что слово «удача» надо правильно понимать. Удача — это не тогда, когда я сижу и жду, что что-то случится за меня. Удача — это успех, который достигнут в том числе и при помощи своих усилий.
Христианин — не пассивный человек, а тот, кто действует. Тот, чьи слова и поступки не расходятся друг с другом. Он понимает удачу как дополнение к своим усилиям, некую гарантию, Божью волю на то, что всё в итоге получится самым благополучным образом.
Кроме того, удача не подразумевает судьбу. Христиане в неё не верят. Она подразумевает, что всё в руках Божьих и человечьих. Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!