Что означает ту на этикетке продукта
В чем основные отличия между ГОСТ и ТУ
В России продукция изготавливается на основании нормативных актов, которые устанавливают характеристики товаров, технологию их изготовления. Существуют признаки, отделяющие ГОСТ от ТУ – отличие состоит в степени законности, обязательности этих правил и т.д.
Для продукции в России устанавливаются характеристики и технология производства.
Что такое ГОСТ, ТУ, ОСТ, СТО
ГОСТ – государственный стандарт, который разрабатывается специальными органами, действителен по стране, считается обязательным для исполнения. Устанавливает правила производства товаров и унифицирует производственный процесс. Система этих документов создавалась в СССР.
ТУ – технические условия, которые разрабатываются либо по решению изготовителя, либо по инициативе заказчика. Требованиям, которые содержатся в ТУ, должны соответствовать изделия, материалы. Также в документах закреплены методы, с помощью которых устанавливается, соблюдены ли заданные условия.
ОСТ – отраслевой стандарт. Расшифровка указывает, что документ закрепляет требования к качеству продукции в заданной области. ОСТы обязательны для предприятий указанной отрасли. Часто они применяются в оборонной промышленности.
СТО – стандарт организации. Создается предприятием самостоятельно. Содержит правила производства, информацию об особенностях технологических процессов. Заданный свод правил и требований призван наладить механизм работы предприятия.
ГОСТ от ТУ – отличие
Перечисленные документы отличаются по следующим критериям:
Разработка и утверждение
ГОСТ разрабатывается государством. Каждый акт проходит обязательную регистрацию в Министерстве юстиций.
Технические условия разрабатываются предприятием по желанию или по требованию заказчика. Обязательную регистрацию технические условия не предполагают, однако она может быть проведена в Госстандарте.
ОСТы разрабатываются гос. органами отдельных отраслей. Утверждается акт исполнительной властью России.
СТО разрабатывается изготовителем и действует только на уровне предприятия. Никакой регистрации, утверждения документ не проходит.
Гарантии соблюдения регламента
Одним из главных критериев отличия перечисленных актов является гарантия соблюдения регламентов.
Акты, разработанные государством, устанавливают более жесткие требования.
ГОСТы, ОСТы обязательны для исполнения, в них закрепляются нормы, которые производитель должен неукоснительно соблюдать.
Технические условия и стандарты организаций являются более “мягкими” документами. Они разрабатываются самими предприятиями и за счет этого считаются гибкими.
Кроме того, первая группа направлена на соблюдение качества, безопасности продукции, в то время как техусловия и СТО призваны поддерживать эффективность и технологичность производства.
Гост от Ту. Технические условия поддерживают эффективность и технологичность.
Регулирование и детализация регламента
Госстандарт описывает весь пусть производства товара – от сырья до хранения и транспортировки. Пристальное внимание уделяется маркировке. Все технологические процессы, характеристики указаны максимально точно, с мельчайшими деталями. Техусловия не содержат такого подробного описания.
Маркировкам, хранению и реализации внимания не уделяется. Чаще всего техусловия, СТО направлены на продажи товаров.
Законодательная поддержка
Поскольку госстандарт создается и утверждается государством, его можно считать полноценным нормативно-правовым актом. Что касается ТУ и СТО, к ним нельзя применить такого определения. Эти документы принадлежат коммерческим организациям, их можно продать.
При этом технические условия должны не противоречить ГОСТам, а только дополнять, расширять их. ОСТы разрабатываются в том случае, если в каких областях отсутствуют государственные стандарты. СТО считаются вариациями ГОСТов, созданными предприятиями.
ГОСТ, ТУ, ОСТ или СТО – что лучше
ГОСТы считаются самыми жесткими и обязательными документами из этих 4 вариантов. Но их разработка, утверждение занимают несколько лет. По этой причине ГОСТы часто не успевают за техническим прогрессом. Поэтому сейчас популярными становятся техусловия и СТО. На их изготовление тратится гораздо меньше времени, при этом они содержат инновационные методы производства. ОСТы разрабатываются редко, чаще используются уже существующие.
Между ТУ и СТО есть существенные отличия, которые позволяют выбрать один из документов. Вторые не требуют регистрации, поэтому в них производители могут хитрить. Кроме того, они не считаются публичными стандартами, действуют только в пределах одной организации. Технические условия являются унифицированным актом, соответствующим всем нормам и правилам. Это может быть почвой для действий нечестных производителей.
Исходя из перечисленного, самым удачным документом считаются технические условия.
Различия ГОСТа и ТУ (технических условий)
Выпуск любой продукции на территории Российской Федерации осуществляется на основе регламентов прописанных в ГОСТах или ТУ. Оба стандарта предназначены для создания определенных рамок, в пределах которых находятся характеристики выпускаемого товара. Но при этом инструменты достижения этих рамок стандартами устанавливаются различные.
В чем же основные отличия между ГОСТ и ТУ?
Гост — это нормативно-правовой документ, в соответствии требованиями которого производится стандартизация производственных процессов и оказания услуг.
Система ГОСТ была создана во времена Советского Союза, и представляет собой набор стандартов, устанавливающих нормы производства продукции. Предусматривалось, что каждый товар в стране будет соответствовать требованиям отдельного ГОСТ, регламентирующего именно его выпуск. Соблюдение требований, прописанных в ГОСТ, было обязательным для всех производителей. Позднее, с 1996-го года, ГОСТ стал обязательным только после прохождения регистрации в Минюсте. В случае, если подобная регистрация не проведена, производители имеют законное право самостоятельно выбирать регламенты, на основе которых осуществлять выпуск товаров.
ТУ (Технические условия) — это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
В 90-е годы в условиях динамичного развития новых технологий и расширения производимого товарного ряда, проявилась неспособность оперативного обновления и создания новых ГОСТ. Именно тогда появились ТУ, предназначенные для регламентации выпуска товаров, для которых в стране не существует ГОСТ. При этом разрабатываются ТУ не государственными органами стандартизации, а самими производителями. Именно в авторстве разработки кроется одно из главных различий, так как ТУ можно рассматривать в качестве собственности их разработки.
Наша компания занимается разработкой и регистрацией технических условий. Подробнее Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе. Однако, если у Вас сложная техническая продукция не имеющая аналогов настоятельно рекомендуем ознакомиться с ГОСТами и самостоятельно разработать ТУ.
Четыре главных различия
Прерогатива разработки ГОСТ принадлежит исключительно государству, при этом каждый из подобных стандартов обязателен к регистрации в Минюсте. ТУ разрабатываются самим производителем или нанятой им специализированной коммерческой организацией. Никакой обязательной регистрации для технических условий не предусмотрено, но при желании ее можно провести добровольно в Госстандарте. При этом регистрация не более чем подтверждает собственность заявителя над ТУ.
ГОСТ можно признать полноценным законодательным актом сфере нормативного регулирования. К ТУ подобного определения применить нельзя. Владельцем ГОСТ выступает только государство, в то время как владеют ТУ коммерческие структуры, обладающие возможностью передавать права другим компаниям и производителям, в том числе продавать.
В свою очередь ТУ признаются стандартом «низшего» уровня, и его нормы не должны идти в разрез с существующими ГОСТ.
Если говорить о главных отличиях между ГОСТ и ТУ, то оно кроется в жесткости устанавливаемых нормативов. Понятно, что созданный государством ГОСТ будет намного строже, чем ТУ, разработанные самим производителем. В ГОСТ приоритетом выступает качество продукции и ее безопасность. В основе ТУ находится экономическая эффективность производства, поэтому большого запаса прочности не предусматривается.
Кроме того, ГОСТ норматив обязательный для всех, в то время как практическое применение ТУ предусматривает упрощенный характер.
В большинстве случаев ГОСТ создается под каждый конкретный товар, устанавливая требования не только по его производству, но и хранению, маркировке продукции, когда весь путь от сырья до реализации потребителю предельно детализирован. В ТУ вопросам маркировки и реализации уделяется значительно меньше внимания. Кроме того, производители могут закладывать в ТУ «хитрости» из области маркетинга, ориентированные на рост продаж.
Можно сказать, что указанные выше отличия являются единственными. При этом не обязательно ГОСТ обеспечивает выпуск более качественной продукции. Во многих отраслях производства имеется серьезная конкуренция, заставляющая разработчиков закладывать в ТУ очень высокие характеристики.
Маркировка продукции: правила и ГОСТы
Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Какую продукцию маркировать обязательно
Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.
Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.
Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.
Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:
Структура маркировки
Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Что будет за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:
Образцы маркировки
Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»
(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:
(см. текст в предыдущей редакции);
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
Для кож дополнительная информация должна содержать:
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Что означает ту на этикетке продукта
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рекомендации по этикетированию
Food products. Instructions for labelling
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 «Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 911-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений «Руководства по анкетированию пищевых продуктов» (США, 1994 г.)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты и устанавливает правила их этикетирования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 51074 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 этикетка: Определенное пространство упаковки, на которое разными способами наносят информацию о пищевых продуктах.
3.2 основная дисплейная полоса; ОДП: Передняя полоса этикетки, содержащая обязательные сведения о продукте.
3.3 информационная полоса: Полоса на этикетке, расположенная справа и рядом с ОДП, содержащая остальные сведения о продукте.
3.4 наименование продукта: Текст наименования должен быть понятным, конкретно и достоверно характеризующим продукт и должен соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.
3.6 состав продукта: Перечень ингредиентов для всех пищевых продуктов, за исключением продукта, состоящего из одного ингредиента.
3.7 содержание питательных веществ (пищевая ценность): На информационной полосе этикетки «Пищевые вещества» прямо или косвенно говорится о содержании питательных веществ, из чего потребитель может получить информацию о продукте.
4 Общие требования к расположению информации о пищевом продукте на этикетке
Существует два способа этикетирования упаковки:
— остальные сведения помещают на информационной полосе.
На основной и дополнительной дисплейных полосах должен находиться текст наименования пищевого продукта с указанием массы нетто или объема продукта (см. рисунок 2).
Выражение «этикетирование методом информационной полосы» относят к информации на этикетке, которая размещается на информационной полосе вместе, без вставок в промежуток какого-либо другого материала, если такая этикетка не помещена на ОДП. Такая информация включает в себя наименование и адреса изготовителя, фасовщика или поставщика, перечень ингредиентов и питательных веществ (см. рисунок 4).
Для выполнения надписей на информационной полосе этикетки необходимо применять шрифт такого размера, чтобы надпись была рельефной, броской и легко различимой. Следует использовать строчные литеры размером не менее 1,58 мм по высоте литеры «о». Высота литер не должна превышать их ширину более чем в три раза, причем буквенный текст должен достаточно контрастировать с фоном и быть легко различимым.
Не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или текстом, который не требуется по нормативам.
Допускается использовать шрифт меньшего размера для выполнения надписей на информационной полосе упаковок небольшого размера.
Не допускается помещать несущественную информацию, дополнительную информацию или сведения рекламного характера в промежуток внутри нормативных надписей этикетки на информационной полосе (штриховой универсальный код продукта не классифицируют как нормативную надпись). Пример приведен на рисунке 5.
На этикетке помещают информацию в соответствии с ГОСТ Р 51074, в том числе: наименование и местонахождение изготовителя, его юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес производства, а также организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии на ее территории).
5 Информация о наименовании пищевых продуктов
5.1 Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и достоверно характеризующим продукт, оно должно находиться на передней стороне этикетки или на основной дисплейной полосе, а также на любой дополнительной полосе.
Для нанесения наименования продукта необходимо использовать выделяющийся шрифт, размер которого должен разумно соотноситься с наиболее выделяющейся информацией, напечатанной на передней полосе, и являться наиболее важным элементом на основной дисплейной полосе. В целом он должен быть не менее 1/2 размера наиболее крупного шрифта на полосе.
В качестве наименования следует использовать обычное или обиходное наименование, если таковое существует. Если же его нет, то следует применять соответствующее не вводящее в заблуждение описательное наименование.
Текст наименования продукта следует размещать на этикетке вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Если характер пищевого продукта очевиден, то в качестве наименования можно применять оригинальное название, которое широко используется населением и понятно ему.
Если существует обычное или обиходное наименование пищевого продукта, то следует использовать его. Если на этикетке пищевого продукта, у которого имеется установившееся наименование, использовано новое наименование, то это будет квалифицировано как введение в заблуждение. Если наименование пищевого продукта установлено национальным стандартом Российской Федерации, то следует пользоваться этим наименованием.
Этикетки должны содержать описание формы пищевого продукта в упаковке, если продукт реализуется в различной форме, например в нарезанном и ненарезанном виде, целиком или половинками и т.д.
6 Информация о количестве продукта
При указании количества продукта текст «масса нетто или объем» размещают на этикетке в качестве отдельной надписи в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Площадь основной дисплейной полосы в см определяют минимальным размером шрифта, разрешенного для написания формулировки количества нетто.
Площадь прямоугольной или квадратной основной дисплейной полосы на коробке равна высоте, помноженной на ширину.
Площадь основной дисплейной полосы упаковки цилиндрической формы равна произведению 40% ее высоты на длину окружности.
Пример расчета приведен на рисунке 6.
Для банки: 25,4 см 5,1 см = 129,5 см ;
Площадь ОДП = 51,8 см
Минимальный размер шрифта, мм
Площадь основной дисплейной полосы, см