Что означает цирк с конями
цирк с конями
Смотреть что такое «цирк с конями» в других словарях:
цирк с конями — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! … Словарь русского арго
цирк — смеху подобно, потеха, смехота, зооцирк, кар, шапито, обсмеешься, просто смех, котловина, три «ха ха», лопнешь со смеху, кресловина, и смех и грех, и смех и горе, животики надорвешь, обхохочешься, курам на смех, кратер, смех да и только, умора,… … Словарь синонимов
цирк — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! … Словарь русского арго
Цирк с огнями — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! … Словарь русского арго
к нам приехал цирк — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! … Словарь русского арго
советский цирк — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! … Словарь русского арго
представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… … Словарь синонимов
абсурд — См. нелепость. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. абсурд абсурдность, бессмыслица, абракадабра, бред, нонсенс, нелепость, тарабарщина, вздор, ерунда, чепуха, чепуховина,… … Словарь синонимов
прикол — анекдот, выходка, насмешка, острота, подковырка, розыгрыш, подначка, фишка, фарс, хохма, шутка Словарь русских синонимов. прикол сущ., кол во синонимов: 35 • автоприкол (1) • … Словарь синонимов
театр абсурда — абсурдизм, абсурд, абсурдность Словарь русских синонимов. театр абсурда сущ., кол во синонимов: 4 • абсурд (48) • … Словарь синонимов
Цирковые лошади: конный цирк в России
Цирк — это незабываемое зрелище! Кто не испытывал чувства восторга, когда следил за виртуозной работой вольтижеров! Вот на арене появляется всадник на вороном коне, и зрители, затаив дыхание, следят за каждым его движением. Он на полном скаку спрыгивает с лошади, отталкивается от манежа, перевертывается в воздухе и снова оказывается в седле.
В рядах зрителей — вздох облегчения. Но вот он, словно сраженный пулей, опрокидывается навзничь и почти волочится по земле, лишь одним носком держась за седло. А потом — рывок, и джигит опять в седле. Затем на полном скаку всадник ныряет под живот лошади и взбирается на нее уже с другой стороны…
Конный цирк России имеет глубокие корни, уходящие в национальные конные игры. Его совершенствовали и развивали многие талантливые представители этого увлекательного жанра. Одним из таких до революции был П. Крутиков, отказавшийся в молодости от карьеры юриста и полностью посвятивший себя конному цирку.
Его выступления на замечательно подготовленных лошадях в Киевском цирке, а затем турне по Европе имели колоссальный успех. Французские газеты того времени писали, что ни в одном цирке не было подобных номеров и таких великолепных лошадей.
Появление Крутикова на арене цирка всегда вызывало восторг зрителей. Начинал он программу, как правило, выезжая на тройке лошадей, сидя верхом на средней. Эта лошадь выполняла сложные движения, а две другие, бегущие по бокам, точь-в-точь повторяли их. Затем Крутиков демонстрировал уникальный трюк. Он проезжал на лошади по высокому мосту длиною в 6,5 метров и шириной около 16 сантиметров.
История сохранила имя и другого талантливого мастера конного цирка — Е. Мердера. Он поражал зрителей смелостью и сложностью своих номеров. Да и как было не поражаться, ведь только он мог проехать верхом на лошади по бревну, обмотанному канатом, установленному на пятиметровой высоте.
Большое влияние на развитие конного цирка оказали и такие мастера, как Н. Сычев, который выступал в классическом жанре циркового наездничества, П. Федосеев сальтоморталист на лошади, джигитовщик П. Орлов, жокей В. Соболевский, женщины-наездницы В. Гамеакурия, сестры Романовы и многие другие талантливые артисты, прославившие конный цирк России.
Но особенно широкое признание публики получил конный цирк в советское время. На арену вышло новое поколение замечательных артистов. Они успешно стали конкурировать с лучшими мастерами европейских цирков. Одним из них был известный советский жокей Г. Липадо, много сделавший для развития конного цирка молодой Советской республики.
Пожелтевшие страницы театральных журналов хранят восторженные отзывы о его выступлениях: «Играет оркестр, распахивается форганг и на арену цирка выезжают Глеб с женой Тамарой Рокотовой. Они на крупах двух рядом бегущих лошадей исполняют классическое па-де-де и заканчивают этот номер красивыми акробатическими трюками».
Тамара ни в чем не уступала мужу. Она искусно демонстрировала так называемые арабские колесики и стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), что считается вершиной мастерства. Захватывал зрителей и такой номер. По кругу галопом мчится конь, Тамара стоит у края манежа, а когда конь приближается к Тамаре, она делает четыре стремительных шага наперерез коню, кажется столкновение неминуемо, но Тамара резко подпрыгивает и, пока она находится в воздухе, конь продвигается на полкорпуса вперед и наездница во весь рост становится ему на спину.
В настоящее время среди артистов этого жанра славой непревзойденных заслуженно пользуются два виртуоза — И. Кантемиров и М. Туганов.
Труппа Али-Бека Кантемирова, отца И. Канте-мирова,— это целая эпоха в советском цирке. Газеты и журналы в свое время писали, что АлиБек Кантемиров — это непревзойденный мастер конного цирка. Манежу он посвятил всю свою жизнь. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных цирков России, он получил мировую известность.
Много и упорно работают Кантемировы над своими номерами, и не случайно за одну из программ труппе Али-Бека присуждено звание лауреата Всесоюзного смотра циркового искусства, посвященного 50-летию Советской власти.
В труппе Кантемирова к лошадям относятся с любовью и уважением, как к равноправным партнерам. Обычно срок работы лошади в цирке не более пяти лет, а у них они служат по 15-20 и даже более лет. Джигиты Кантемировы на своих лошадях принимают участие во многих Всесоюзных конноспортивных праздниках и завоевывают заслуженные победы. Они широко известны и как артисты кино. Со своими лошадьми Кантемировы снимались во многих фильмах. Но особенную известность получил Ирбек и его любимец Буян после съемок фильма «Смелые люди».
А однажды Буян выступил в такой роли, что удивил видавших виды артистов. В день 60-летия народного артиста Советского Союза М. М. Яншина, большого любителя лошадей и конного спорта, Ирбек решил его оригинально поздравить: принарядил Буяна и привел его на пятый этаж по узкой крутой лестнице к квартире юбиляра. Появление четвероногого поздравителя в дверях квартиры вызвало слезы радости на глазах Михаила Михайловича.
То, что лошади — артисты цирка — знают все, а вот что они выступают в театре, слышали, наверное, немногие. Да, да, именно в театре. Да еще в каком! В Москве в Большом театре, в таких знаменитых операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки. А в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» уже около века, с самой премьеры спектакля, присутствует на сцене верный спутник главного героя — Россинант. Раньше эту роль играл терский конь Мавр, а в последние годы ее прекрасно исполняет конь тоже терской породы по кличке Состав.
Не обходились без четвероногих артистов и постановки таких опер, как «Мазепа» П. Чайковского, «Псковитянка» И. Римского-Корсакова. Лошади принимали активное участие в балете «Конек-Горбунок». Когда на сцене появляется живая лошадь, зрители забывают об условности развертывающегося перед ними действия. Недаром же знаменитая балерина Е. Гельцер, с успехом выступавшая в балете «Шубертиана», в своем дневнике написала: «Найти сквозную линию образа Ундины мне помог эпизод отъезда рыцаря.
Во время репетиции на сцену привели красивую лошадь, на которой игравший рыцаря уезжал от Ундины. Я стремительно бросилась за ним и повисла на стременах, обвивая волосами его ноги. Несколько мгновений я пролетела, уцепившись за стремена,— это было рискованно, но красиво».
Конный цирк
Смотреть что такое «Конный цирк» в других словарях:
Цирк — Цирк. ЦИРК (от латинского circus, буквально круг), 1) один из видов сценического искусства. Включает акробатику, эквилибристику, жонглирование, дрессировку, клоунаду, иллюзионное искусство и др. Искусство цирка известно с древних времен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Конный переулок (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конный переулок. Не следует путать с Конной улицей. Конный переулок Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Полицейская часть Петербургская часть Прежние названия Большая… … Википедия
Цирк на проспекте Вернадского — Большой Московский Государственный цирк Большой Московский цирк на Вернадского Место нахождения Москва, проспект Вернадского, метро Университет Координаты 55.694444, 37.539722 … Википедия
Харьковский государственный цирк — Место нахождения Харьков, площадь Ирины Бугримовой … Википедия
Большой Московский Государственный цирк — Большой Московский цирк на Вернадского Место нахождения Москва, проспект Вернадского, метро … Википедия
Большой Московский Государственный цирк — на проспекте Вернадского (проспект Вернадского, д. 7) крупнейший в мире стационарный цирк (3300 мест). построен по проекту коллектива архитекторов под руководством Я.Б. Белопольского. Открыт в 1971. Имеет быстро сменяющиеся манежи универсальный… … Москва (энциклопедия)
Кузнецов Евг. Мих. — КУЗНЕЦОВ Евг. Мих. (1900 58) историк, теоретик, критик циркового и эстрадного иск ва, театровед. В 1917 окончил Царскосельский лицей. С 1919 постоянно выступал в печати по вопросам цирка, эстрады, т ра. В 1928 был одним из организаторов 1 го в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия
Туркменская Советская Социалистическая республика — (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы) Туркменистан. I. Общие сведения Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… … Большая советская энциклопедия
Цирк с конями
Дрессировщик Сарват Бегбуди: “После лошади никакой хищник не страшен”
“Далеко не каждая лошадка может выйти в Артисты!”
Бегбуди нынче “повязан” контрактами с Китаем, уж два года не вылезает из гигантского цирка в Гуанчжоу, работая там на износ, без выходных; перехватить его в Москве непросто — занимаем тесный кабинетик в Уголке Дурова. Сарват, кстати, плоть и кровь дуровской фамилии…
Лошадь — что кот в мешке
— Я на манеже с 1958 года, — начинает дядя Слава, — не возражаете, если закурю? Начинал еще с мамой — известной гротеск-наездницей. Это когда, стоя на лошади, прыгаешь через всякие обручи, ленты. Вот сколько себя помню — то сяду на коня, то встану… И как-то приглядывался, приглядывался. К дрессуре вдруг потянуло. В 13 лет уж ассистировал своему отчиму — Юрию Владимировичу Дурову; позже он разрешил мне взять “на пробу” куниц, лисиц, дал зебру. А мне тогда все равно было — что куница, что зебра. Не знал, что зебра так сложна в дрессуре…
— Но все-таки вам подчинилась?
— Ну как — подчинилась? Вальсировала, прыгала через высокий барьер — получается, да. Потом, после кончины Дурова, был вторым дрессировщиком у Юрия Юрьевича, занимался со слонами, отрепетировав пару трюков. Основным амплуа чуть ли не всю жизнь было жонглерство на лошади, но параллельно брал “на воспитание” и слонов, шимпанзе, носорога, жирафа… Позже и тигры появились: на гастролях в Штатах встретил приятеля, а у него — белые тигры. И как по заказу, только что четверо котят родились — два мальчика, две девочки. Слово за слово, повели переговоры, мой импресарио выкупил их по 40 тысяч за особь. Их тогда было всего 160 на всем земном шаре. Мои дали потомство — их стало 13!
— Неудивительно, ведь Сарват — это богатство. А белые чем-то отличаются от обычных в поведении?
— Они более интеллигентные, нежные. Это ж все-таки аномальное явление — тигр должен быть рыжим. Живут они не меньше, но, скажем, чаще страдают болезнями почек. За этим надо тщательно следить, вовремя лечить… Ну вот, а когда я разошелся с женою Ольгой, то весь аттракцион оставил ей. И надо отдать должное — тигров она сохранила, молодец, не бросила! Это ж надо — вести номер с 1989 года! Я полностью переключился на лошадей…
— У вас на руках перебывали все — так какие животные наиболее сложны в дрессуре?
— Лошади, зебры. Копытные вообще. Они непредсказуемые. Табун, понимаете? Как их приручишь? Это только вам в кино показывают, какие лошади умные. Лошадь — это… если взять хищника, ему приходится все время думать, где достать еду, откуда подбежать, как перекрыть жертве дорогу, все выстроено в мозгу. А лошадь что? Лошадь пасется. Какая-то опасность — что она делает? Бежит куда попало! Так же и здесь. Трудно даже в физическом смысле — надо ее удержать, берешь-то дикую, стояла там где-то на конезаводе… с ними ж ничего не делают там. В возрасте двух годочков — оптимально. А они себе взрослеют, начинают кусаться. Это как кота в мешке…
— То есть актер из лошади может не получиться?
— Естественно! Ничего заранее не ясно. Подбираешь-то по экстерьеру — по фигурке там, чтоб на манеже был вид красивый. А что у нее в голове. Окажется, например, злая. Либо по жизни злая, либо нетерпимая к другим лошадям. Так кидаются друг на друга, что святых выноси. Или обратная история — слишком пугливая, невозможно работать. Беруши ей ватные пытаешься в уши вставить, чтоб не так был громок оркестр.
— Ну хорошо, а носороги-то с жирафами вам зачем были нужны?
— Ну как? Дело новое, невиданное, для публики интересное. Хотя да, тех же жирафов очень трудно перевозить, содержать. Жираф у меня был из Голландии… ужасно недалекий. Не этот конкретно, а все они такие.
— А может, просто человек не нашел к ним правильных ходов?
— Не-е-е. Даже именитый натуралист Брэм писал, что ни жираф, ни носорог дрессировке не поддаются. Тот же носорог любопытен тем, что просто смотришь на него — получаешь удовольствие. И более ничего. Жираф же работал у меня в номере с двумя слонами и шимпанзе; рысью они бегать не умеют, только галопом, вот он и прыгал через барьер, ходил “восьмерками”, голову нагибал…
— Помню, как в цирк позвали на представление с удавами да крокодилами. Ну и что? Их просто вынесли…
— Ну да, ничего не поделаешь — рот откроешь, рот закроешь, всё. Не-е-е, жирафы, зебры, антилопы гну — полные идиоты. Пони еще бывают противными. Верблюды, напротив, умные.
Ни разу не покусанный
— У вас просто фантастическая ситуация: никто — ни тигр, ни лошадь — вас толком ни разу не укусил… Нет, слава богу, но это что — интуиция?
— Но и лошадки заскучать не давали.
— Конечно. Дрессура лошадей вроде неопасная, не хищники, но она — на качество: дрессировщик лошадей выдрессирует любых животных, тех же тигров — запросто! Я же работал с тиграми точно по такой же схеме, как и с лошадьми. А вот дрессировщик тигров вряд ли сможет сладить с лошадками, слишком разные школы…
Вот, скажем, задействовано максимально в номере 12 особей. Бегут по манежу. И не дай бог одна из них упадет. Сразу потянет остальных. Что ж, бывало и такое. “Подыграет” лошадка, в смысле поскользнется — и ага: куча-мала. Впрочем, они довольно быстро поднимаются. Так что дело такое… жутковатое. Особенно если ты при этом на ней стоишь…
— А какие породы для цирка предпочтительны?
— Вот мы с женой Светланой сделали сначала очень красивый номер из шестерки вороных фризов. Знатная голландская порода, лохматые ноги, большие гривы и хвосты. Боги! А позже я купил липицианов (названы по местечку Липице в бывшей Югославии), эти вообще… их (и только их) показывают на торжественных парадных выездках в Венской школе, целый театр! Вообще для дрессуры берут арабов, они некрупные, ноги хорошие. А вот липицианы и особенно фризы — лошади более тяжелые, упряжные, массивные, хотя и вертлявые.
— А ведь часто по красоте лидируют ахалтекинцы, кабардинцы…
— Так-то оно так, красивые, да. Но часто — злые, диковатые. Вон тех же ахалтекинцев сложно ввести в большую группу, они — одиночки, звери! Да и более распространенные арабы бывают злыми: чуть тронешь его…
Хлыстом так важно не попасть
— Вы сказали о важности школы дрессуры…
— Один мой друг — замечательный немецкий дрессировщик — всегда приговаривал: “Им, лошадям, как детям, сначала надо преподать азы — что такое A, B и C. Будут это знать — остальное пойдет как по маслу”. А что перво-наперво должен уметь дрессировщик?
— Сидеть верхом?
— Нет! Дрессировщик должен уметь владеть шамбольером (шамбарьером — в иной транскрипции) и фарпайчем! Шамбольер, чтобы знали, — это такой длинный хлыст. Палка и ремень из кожи. Но ведь он совсем не для того, чтобы лупить лошадей, правда? Им просто управляешь — издаешь щелчок, а лошадь уже знает: внимание, перестроение! Иначе никак — она же, как мы называем, “на свободе” — то есть на большом удалении от тебя и без всадника.
— А если все-таки попасть по ней? Больно же…
— Смотря как попадешь. Посылать хлыст надо потихонечку, так сладко-сладко делать, она уже знает, что от нее хотят. Если же в драку кидается — даешь “укус” чуть сильнее, построже, чтоб на этот раз попало, чуть-чуть-чуть ужалило. Такому жесту и приучаем поначалу. Имя, разумеется, надо дать. Идет группа, один молодой начинает дурака валять — кусать впереди идущую лошадку за ноги или за хвост, всё — даешь кличку в голос: “Орлик!”. Он — сразу “ушки на макушке”, знает, что по его честь… Или в парах когда бегут — тоже зачастую кусаться начинают, надо разводить. Тут и фарпайч пригодится, для “ближнего боя”…
Владеть хлыстами — искусство. Не рыбак? Уметь надо — закидывать. А сейчас даже этого никто не знает. Репетируешь часами… можно на баночках. Попасть надо точно, ведь не дай бог в глаз! Бегут шесть лошадей веером, одна начинает дурить, так именно этой одной надо легонько по уху — сверху, сбоку, из любых положений!
— А у вас как — мальчики-девочки или.
— Нет, только мальчики. Есть выражение — “кобыла в охоте”, это когда она мальчика хочет. Так вот, когда она мальчика хочет — лучше с зубастыми тиграми работать, чем с такой кобылой. Не дай бог. Кобылы частенько только в номерах с пони… а у нас — нет, жеребцы! Причем не кастраты, кастратов не люблю — они хоть и более податливые, но сникшие, жеребцы же — огонь! С ними пусть сложнее, но красивее, свежее! Но кобылу давать им нельзя… Один раз попробуют — всё. Так что цирковые лошади потомства не приносят.
— То, что у вас было 12 лошадей в одном манеже, — это максимально?
— Нет, у иных бывало и 16, и 24. Но они уже кучей идут, там в принципе ничего не увидишь, одна сплошная каша. И какие-либо перестроения выделывать на таком количестве практически невозможно. 12 лошадей как раз замыкают круг, а если их больше — то надо выводить в парах, не помещаются, трюки не сделать… Нет, за рубежом обычно 8—10, это оптимально.
— А почему лошадки бегут всегда против часовой стрелки?
— Цирк начинался с лошадей, было много конных жанров — не только дрессура, но и жокеи-наездники. А у наездников толчковая нога, как правило, левая. Когда вы прыгаете в высоту — какой ногой толкаетесь? Не замечали? 90% людей левой отталкиваются, вот и повелось, что кружатся лошади против стрелки. Да и шамбольер пришлось бы (если по часовой) в левой руке держать, что неудобно.
И старичков своих прокормим!
— Все ли конные жанры развиты сейчас?
— Я бы переформулировал так: сейчас все конные жанры у нас неразвиты. Все плохо! Нет, за рубежом тоже хиреет конный цирк, жокеев практически нет (хотя мы помним великие династии — Шумана, Кни, Альтхофа). Что касается “свободы” (дрессура на перестроение большого числа лошадей в манеже без наездника), то старые мастера поумирали, а молодые ничего не хотят… Тут же огромное количество премудростей: и какое железо, и почему лошадь рот открывает, и когда надо шоры надевать, когда уши ваткой затыкать, какую музыку заводить… С лошадьми так: век живи — век учись, постоянно что-то новое для себя открываешь. Такой секретик, который потом вытянет полдела.
— Ну почему, я часто вижу джигитов…
— Джигитов — валом. А-а… Что там? Лишь бы сильные руки были, чтобы подтянуться. Опасно? Да. Если лошадь споткнется. Или сам дурак, провиснешь. Тогда начнет мотать. А так… уж поверьте: жокеи — да, сложно. Это сальто-мортале на лошадях; или взять гротеск-наездниц — тоже долго учишься.
— Вы объездили весь мир, насколько сейчас проблемно соваться куда-либо с лошадьми, ведь столько запретов?
— Да нет, лошадь же — домашнее животное. Это в Швецию, в Англию категорический запрет на ввоз хищников, диких, а так… Ну, листовки иной раз разбросают. А вот публика, правда, везде разная. У нас обычно — аплодируют себе и аплодируют, привычно. А в Китае или Гонконге все вдруг вскочат враз: а-а-а-а-а! И сразу смолкают, сидят. Как включили и выключили. Я обычно Голландию и Америку вспоминаю — вот там, как у нас говорят, кушался я здорово. Спилберг, Чак Норрис приходили с тигрятами фотографироваться. Потом была Новая Зеландия — знаете, как на картинке: идет Иисус Христос среди зеленых холмиков и пасущихся барашков. Вот все то же самое, только без Иисуса Христа, большая деревня! Впрочем, лошадки там плохо жару переносили…
— А как переносят сейчас в Китае? Вы же нынче там…
— Да, представьте: на окраине Гуанчжоу — огромнейший парк, где и цирки, кинотеатры, магазины, горки — все что хочешь! С таким размахом это все, диву даешься. Но выходных у меня нет (что вы — там есть люди, которые по 8 лет без единого уик-энда отпахали!): утром репетиция на обычном манеже, потом едешь в этот самый новый цирк на 8000 мест на манеж большой — это, простите, не 13 метров как у всех, а 21! Целый год я для них репетировал номер с голландскими фризами; лошадки поначалу очень тяжело дышали, думал — не выживут при их климате, но ничего, обошлось.
— Когда лошадь стареет, куда ее девать? Вы сдавали?
— Да нет, возил с собою потихонечку. Так многие делают; главк (имею в виду Росгосцирк, пока я оттуда не ушел) на это глаза закрывает, какая разница — в машине везешь двух лошадей или четырех, все равно фура едет; прокормить — всегда прокормишь, овес, сено, без проблем. Тебе ж не порцией выдают, набивают сразу сенник, а лошадь, скажу вам, все равно своей нормы не съедает, ей же тяжело потом будет. Ну вот, и возишь с собой этих старых, а работаешь на других. Тянешь их лет до 20, это на человечий лад — умножай на три. Так что стараемся пенсионеров своих продержать, пока не падут. А как иначе? Иначе не по-людски…