Что означает цепная связь

Средства и способы связи предложений в тексте

Что означает цепная связьТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Что означает цепная связьЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Что означает цепная связьПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Что означает цепная связьЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

«Средства связи предложений в тексте»

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».

Источник

Средства связи предложений в тексте

теория по русскому 🐻 культура речи

Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.

Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Лексические средства

Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)

Повторы формы слова

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)

Повтор однокоренных слов

На суде убийца упорно отрицал свою вину. Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная. (А.П. Чехов)

Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)

Антонимы (в том числе контекстуальные)

На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Личные, притяжательные и указательные местоимения

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)

Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)

Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)

Наречия времени и места

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.

Синтаксические средства

Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений)Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных)Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Неполные предложения – Знаете, о чём мы спорили? – О литературе, музыке, живописи.
Вводные словаВо-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Прямой и обратный порядок словЭтот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.

Источник

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

Что означает цепная связь

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ И ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СВЯЗНОСТИ ТЕКСТА

Задача лингвистического изучения текста, и в частности основ текстообразования, не только не устарела, но и приобретает с течением времени все большую актуальность, поскольку термин и понятие используются все шире, что неизбежно ставит задачу его исследования и уточнения.

В лингвистической литературе можно выделить широкое и узкое понимание текстообразования.

С первой точки зрения, текстообразование есть текст в динамическом аспекте. Наиболее наглядным свойством текста является его развёртывание. Текст есть не что иное, как следование компонентов одного за другим. Именно с развёртыванием текста связан ряд законов текстообразования [2, с.30].

М.Я. Дымарский подразумевает под текстообразованием «ту область лингвистики текста, которая исследует собственно закономерности организации текста, которая традиционно именуется грамматикой текста» [3, с. 9]. Единицы текстообразования соотносятся со строевыми единицами текста – сверхфразовыми единствами.

В сборнике «Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц» предлагается более узкая трактовка текстообразования. Текстообразующая функция определяется как «свойство синтаксической единицы «двигать» текст, принимать участие в реализации его важнейших категорий: целостности, членимости (делимитации) и модальности» [4, с. 4].

В нашем исследовании под текстообразованием мы понимаем способность текстовых единиц развивать текст, обеспечивать его движение, связывать его части воедино и участвовать в реализации текстовых категорий.

Текст – это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения.

Любой текст – это прежде всего связная структура. Создавать связный текст потому нелегко, что нужно грамотно оформлять переходы от одной мысли к другой. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

Живопись (данное) создает свои образы на плоскости (новое).Это (данное) отличает ее от скульптуры (новое).

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи:

Порядок слов в предложении подчиняется требованиям параллельной или цепной связи. При параллельной связи слова, называющие тему или рему расположены аналогично. При цепной связи то, что было последним в первом высказывании, становится первым во втором.

Цепная связь имеет более широкое применение. Именно на ней в основном строится текст. Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно спаяны между собой, и, будучи изолированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения).

Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением окружающей среды, небывало остро поставил проблемусырьевых ресурсов (новое).Из всех видов ресурсов (данное)на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода.

Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода (новое) . Хотя на первый взгляд воды на земном шаре, в общем-то, много (данное), воды, пригодной к потреблению, насчитывается всего 2% (новое).

При цепной связи, последующее высказывание содержит повтор того, что было в предыдущем. Это один самых распространенных способов оформления связи частей текста. Повтор может быть разный: 1) прямой – точное повторение слова («лексический»), 2) повтор- перифраз, 3) местоименный.

Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения. Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего, а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины, описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами)

Искусство (данное)преобразует жизнь (новое) .Художник (данное) не только воспроизводит в своих творениях окружающую его действительность (новое). Произведения искусства (данное) содержат и оценку тех или иных сторон жизни (новое).

Цепная и параллельная связь могут совмещаться в пределах одного текста, образуя смешанный тип. Например:

Произведения искусства (данное) содержат и оценку тех или иных сторон жизни (новое). Жизнь не стоит на месте (данное), она неуклонно, непрестанно развивается, происходит отмирание старого, неизбежное утверждение нового(новое). Великая сила искусства состоит в том (данное), что творцы произведений искусства, воспроизводя действительность, показывают тенденцию, направление ее развития (новое). И подлинно великие творения искусства (данное), в какую бы эпоху они ни были созданы, неизменно служат движению общества вперед(новое)..

Между первым предложением и вторым, а также между вторым и третьим – цепная связь, между третьим предложением и четвертым – параллельная связь.

Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля./Учебное пособие. Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с. с приложениями.

Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. – Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991. – 172 с.

Дымарский М.Я. Проблемы русского текстообразования: Сверхфразовый уровень организации художественного текста. Автореф. дисс. … док. филол. наук. – Санкт-Петербург, 1999. – 45 с.

Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц: Межвуз. сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 140 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *