Что означает тщеславие слово тщеславие

Значение слова «тщеславие»

Что означает тщеславие слово тщеславие

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Смежные понятия: гордыня, спесь, звёздная болезнь, гордость, кичливость.

ТЩЕСЛА’ВИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тщесла́вие

1. стремление к славе, почестям, почитанию ◆ Пороки петербургские происходят от напряжённой деятельности, от желания выказаться, от тщеславия и честолюбия. В. А. Соллогуб, «Тарантас», 1845 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает тщеславие слово тщеславиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: карданный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое тщеславие: понятие, примеры, причины появления

Что означает тщеславие слово тщеславие

Приветствую Вас, друзья!

Слово «тщеславие» знает каждый человек. И всем известно, что это нежелательная черта характера. При этом, далеко не все правильно и однозначно понимают, в чем проявляется данное качество. Сегодня мы постараемся устранить этот пробел и подробно разберёмся с тем, что такое тщеславие, как оно чаще всего проявляется, почему возникает, по каким признакам его можно обнаружить и как от него избавиться.

Что такое тщеславие?

Тщеславие – это ярко выраженное желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. В этом заключается ключевой момент: тщеславный человек не стремится стать лучше. Он нуждается в признании и ощущении собственного превосходства. Для него важно лишь то, что про него думают окружающие, а не то, насколько это соответствует действительности.

Желание выглядеть хорошо в глазах окружающих естественно для каждого из нас. Мы следим за своей внешностью, заботимся о репутации, занимаемся саморазвитием и стараемся не совершать предосудительных поступков. Всё это вписывается в рамки нормального социального поведения и не подлежит осуждению. Но некоторые люди возводят это стремление в абсолют. Они делают всё, чтобы окружающие воспринимали их значительно более совершенными, чем они являются в действительности.

Тщеславные люди старательно скрывают свои недостатки и не терпят, когда им на них указывают. Они любят хвалить себя, преувеличивая свои достижения. Кроме того, они часто унижают окружающих, чтобы на их фоне выглядеть более презентабельно. Также они очень ценят лесть и всегда стараются окружить себя людьми, которые часто хвалят их за несуществующие заслуги.

Примеры тщеславия

Такие явления как гордыня, высокомерие, кичливость, спесь и звёздная болезнь являются формами тщеславия, которые проявляются в разных ситуациях, провоцирующих тщеславное поведение. К примеру, вчерашний студент, которому легко давалась учеба, приходя в коллектив, пребывает в полной уверенности, что он – восходящая звезда, которая вскоре затмит всех коллег. В таком случае говорят, что человек ведёт себя спесиво, подразумевая, что вскоре произойдёт ситуация, которая «собьёт спесь» с зарвавшегося юнца.

Звездная болезнь – это другая форма тщеславия, которая свойственна успешным людям. Человек, чувствующий, что обладает действительно выдающимися способностями и всего добился сам, начинает мнить себя звездой. Его самооценка зашкаливает, он восхищается собой и ждёт, что окружающие также будут им восхищаться. При этом у него формируется настоящая зависимость от лести и восхищения. Такие «звёзды» часто занимаются «показухой» и конфликтуют с другими людьми, которыми тоже овладела звёздная болезнь.

Часто можно встретить такую форму тщеславия как имитация саморазвития. Человек убеждает себя и окружающих, что он активно совершенствуется в определенной сфере. Он с удовольствием воспринимает похвалы и лесть от окружающих, не признаваясь им, что уже давно не работает над собой. Это яркий пример стремления «казаться, а не быть». Такие люди чаще всего демонстрируют снисходительное или даже презрительное отношение к окружающим, стремясь выглядеть на их фоне лучше.

Признаки тщеславия

Для человека вполне естественным является стремление к признанию его заслуг. Прилежный ученик или студент вполне заслуженно ожидают получить высокий балл за хорошо выполненное задание. Хороший специалист хочет, чтобы начальство ценило его квалификацию, а коллеги уважали его достижения. Любой человек заслуживает того, чтобы его старания оценивались по достоинству, и он вправе желать этого. Чтобы понять, что такое тщеславие, важно провести четкую грань между этим явлением и нормальным человеческим поведением.

Тщеславием называют стремление человека получать похвалы незаслуженно. Обычно тщеславного человека выдают такие особенности характера как:

Причины тщеславия

Пытаясь лучше понять, что такое тщеславие и откуда оно берётся, психологи пришли к выводу, что оно формируется в детстве – тогда, когда у ребёнка закладывается его самооценка. Все родители по-разному воспитывают детей. Многие хвалят своего ребёнка значительно сильнее, чем он заслуживает. Родители убеждают его, что он бесконечно талантлив, тем самым оказывая ему медвежью услугу.

Существуют и другие причины формирования тщеславия:

Как избавиться от тщеславия?

Мы уже выяснили, что тщеславие – это серьезный недостаток, который не красит человека и никак не помогает в жизни. Поэтому, обнаружив у себя данную черту характера, стоит приложить усилия к тому, чтобы избавиться от неё. Существует несколько довольно простых упражнений, которые вы можете начать выполнять уже сегодня:

Перечисленные упражнения достаточно эффективны, и уже через пару недель вы ощутите, что стали действительно лучше и человечнее. Если же избавиться от тщеславия не удаётся, можно обратиться к психотерапевту. Он сможет определить истинную причину, по которой оно возникло, и после этого разработать эффективную стратегию лечения.

Заключение

Тщеславие – это весьма неприятная особенность характера, мешающая человеку нормально общаться с близкими людьми. Даже если тщеславному человеку кажется, что у него есть хорошие друзья, его высокомерие обычно производит на окружающих неприятное впечатление. Его втайне могут недолюбливать многие родственники, приятели и коллеги. Сам же он обычно не подозревает об этом и мнит себя всеобщим любимчиком. Поэтому если вы обнаружили, что являетесь тщеславным человеком, избавляться от этой черты необходимо немедленно. А как это сделать, мы рассмотрели выше – просто запомните эти правила и соблюдайте их.

Источник

Тщеславие: что это такое простыми словами, значение, примеры

Что означает тщеславие слово тщеславие

Что такое тщеславие: понятие, примеры, причины появления

Приветствуем Вас, наши друзья! К глубокому сожалению, в каждом из нас присутствуют не совсем хорошие черты характера. Мало кто смело признается в своих недостатках даже самому себе. Но бороться с ними можно и даже нужно. Жадность, цинизм, хамство и тому подобные проявления не делают нас привлекательными в глазах других.

Сегодня поговорим о «тщеславии». Попробуем сообща разобраться в этом понятии. Итак, приступим.

Что же это такое?

Тщеславием в психологии называют чрезмерное желание человека казаться перед другими людьми лучше, чем он есть. Именно выглядеть, а не стать хоть немного получше. То есть цель у него одна — пускать пыль в глаза и обманывать окружающих. Согласитесь, что это не самое красивое поведение. Вряд ли кому-то понравиться общаться с подобной личностью.

Что означает тщеславие слово тщеславие

Просто хорошо выглядеть, носить отлично сшитые вещи, иметь хорошую причёску — свойственно всем. В этом нет абсолютно ничего постыдного и зазорного. Нормальные люди стараются заниматься саморазвитием, совершать достойные поступки, не выходить за рамки норм поведения социума. Это всё нормально. Но не все согласны с подобным положением вещей.

Те, кто скрывают свои недостатки, а достоинства выпячивают — хотят смотреться более презентабельнее. А для этого используют совершенно разные вещи. Охаивая других, строя козни и распространяя сплетни — строят свою успешную карьеру.

Примеры

Это отрицательное качество человека, которое вынуждает его жаждать похвалы от своего окружения, постоянно доказывать своё преимущество. Можно смело утверждать, что это болезненная потребность. Если обратится к христианским постулатам, то вспомним, что его относят к восьми смертным грехам, которые способны погубить душу человека, а также порождает остальные жизненные страсти.

Можно ли побороть в себе и стать лучше? Попробовать стоит. Сам термин произошёл от соединения 2-х слов — тщетность и слава. Если дать определение простыми словами, то это желание в пустых почестях и ненужной лести. Земная слава преходяща и тленна. Стремится к ней — лишняя растрата своих внутренних сил, абсолютно бесполезная, наносящая нам ущерб в духовном развитии.

Синонимами являются спесь, кичливость, надменность, гордыня, высокомерие, бахвальство, нахальство. Антонимами — скромность, простота, смирение.

Истоки появления в людях

Исследователи считают, что всё это происходит в связи с нездоровой самооценкой. Начинается ещё в детские годы. Нам ещё с младенчества предлагают быть лучше других, нравиться окружающим, хорошо учиться, стремится к совершенству, сражаясь за это право со сверстниками. Вроде бы всё логично. Но это заставляет подменять истинные ценности и нарушается логическая цепочка.

Стремясь добиться успеха, мы начинаем формировать ложные ценности. Стремясь стать богатыми, успешными, знаменитыми приходится использовать любые методы и способы. Даже не совсем правильные и человечные. Например, демонстрация снисходительного и презрительного отношения к окружению. Тем самым поднимая себя на одну ступеньку вверх.

Воспринимая лесть и похвалу от других, личность только имитирует саморазвитие. Его всё устраивает, особенно чувство превосходства. Лишь бы никто не понял, что происходит на самом деле. А ведь нового ничего нет. Просто иллюзия успешных телодвижений.

Что означает тщеславие слово тщеславие

Признаки

Итак, мы поняли, что получать незаслуженные похвалы — является признаком тщеславного поведения. Основными особенностями являются:

Именно благодаря этим признакам люди неадекватно оценивают собственные возможности. Одно дело убеждать всех, что ты лучше других. Но совсем другое быть таким. В реальной жизни от них мало пользы, что особенно замечается в крайне критичных ситуациях.

Причины

Как мы уже говорили выше, всё начинается с детства. Родители только с благими намерениями воспитывают своих детей. Но порой перехваливают его незаслуженно. А этим указывают ему медвежью услугу. Главными причинами считают:

Как от него можно избавиться?

Существует несколько простых, но весьма эффективных способов, которые можно выполнять буквально сейчас:

Все эти небольшие шаги будут весьма эффективными буквально через пару недель. Только поймите, что другого пути нет. За нас никто не сможет изменить карму и наше будущее. И чем раньше мы это поймём — тем быстрее увидим изменения. Просто соблюдайте простые правила. Никогда не поздно измениться в лучшую сторону. Желаем удачи!

Скачать книгу Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» (полная версия) в форматах EPUB, FB2, PDF и TXT Вы сможете под этой ссылкой:

Источник

Тщеславие

Тщесла́вие — ярко выра­жен­ное (внут­ренне или внешне) стрем­ле­ние к земной славе, тщет­ной и бес­смыс­лен­ной с точки зрения Бога, бес­по­лез­ной в отно­ше­нии спа­се­ния и вечной жизни; страсть к земным поче­стям, почи­та­нию.

Явля­ется ли тще­сла­вие формой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти?

По своему внут­рен­нему харак­теру тще­сла­вие явля­ется стра­стью. Как и любая другая гре­хов­ная страсть, тще­сла­вие, раз­ви­ва­ясь, настолько овла­де­вает чело­ве­ком, что фак­ти­че­ски пре­вра­щает его в своего плен­ника или раба.

Тще­слав­ный чело­век ищет славы почти что везде, где может найти; пора­жен­ный этим поро­ком, несчаст­ный готов вели­чаться едва ли не каждым своим, более или менее зна­чи­мым, поступ­ком.

Тще­слав­ные люди встре­ча­ются среди пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных соци­аль­ных слоев, рели­ги­оз­ных общин. Есть они и в хри­сти­ан­ской среде.

Как ни уди­ви­тельно, но доста­точно часто тще­слав­ные люди ищут повода для над­мен­но­сти и вос­хва­ле­ния даже в том, что, каза­лось бы, совер­шено чуждо над­мен­но­сти и жажды похвалы, напри­мер, в сми­ре­нии.

Впро­чем, как пра­вило, это бывает свя­зано с тем, что за под­лин­ное, бого­угод­ное сми­ре­ние часто при­ни­ма­ется ложное, лице­мер­ное, теат­раль­ное (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние).

«Сми­ря­ясь» по форме, но не по суще­ству, тще­слав­ный гордец нахо­дит для себя допол­ни­тель­ные поводы к само­воз­ве­ли­чи­ва­нию, к тще­слав­ной само­оценке, мол, ах, какой я сми­рен­ный, какой моло­дец! Осо­бенно боль­шое удо­воль­ствие ложно сми­ря­ю­щийся гордец испы­ты­вает тогда, когда на его «сми­ре­ние» с вос­тор­гом обра­щают вни­ма­ние окру­жа­ю­щие его люди: ах, как он сми­ренно кла­ня­ется, как скромно оде­ва­ется, как кротко и сми­ренно раз­го­ва­ри­вает с батюш­кой, как сми­ренно бьёт себя в грудь!

Нередко тще­слав­ные люди пуб­лично назы­вают себя пер­выми греш­ни­ками, самыми греш­ными из всех греш­ни­ков, чем, опять же, выка­зы­вают напуск­ное сми­ре­ние и рас­ка­я­ние. В дей­стви­тель­но­сти же такого рода «сми­ре­ние» и «рас­ка­я­ние» явля­ются наи­бо­лее изощ­рён­ной формой гор­дыни, мол, ай, какой я нели­це­мер­ный, ай, какой искрен­ний и откры­тый, ай, какой моло­дец!

Слу­ча­ется, что от «сми­ре­ния» и «рас­ка­я­ния» не оста­ется и следа, как только обли­че­ние, даже и спра­вед­ли­вое, выска­зы­ва­ется со сто­роны посто­рон­них людей. Слыша подоб­ные обли­че­ния, тще­слав­ный чело­век мгно­венно забы­вает, что он — греш­ник из греш­ни­ков, достой­ный нака­за­ния, и вместо доб­ро­душ­ного согла­сия с обви­ни­те­лем гневно отве­чает ему, при­бли­зи­тельно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы ука­зы­вать мне, как жить?

Зара­жен­ный тще­сла­вием чело­век болез­ненно реа­ги­рует на недо­ста­ток при­зна­ния его личных заслуг, на дефи­цит похвал. Он не просто стре­мится к земной, тщет­ной славе: на её поиски он рас­хо­дует зна­чи­тель­ную часть своего лич­ного вре­мени, своих соб­ствен­ных сил. Стало быть, тще­сла­вие есть не что иное как одна из форм нездо­ро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Тще­сла­вие – иска­ние славы чело­ве­че­ской, хва­стов­ство. Жела­ние и иска­ние земных и сует­ных поче­стей… Вни­ма­ние к кра­соте своего лица, при­ят­но­сти голоса и прочим каче­ствам тела. Рас­по­ло­же­ние к наукам и искус­ствам гиб­ну­щим сего века, иска­ние успеть в них для при­об­ре­те­ния вре­мен­ной, земной славы.

Стыд испо­ве­до­вать грехи свои. Само­оправ­да­ние. Пре­ко­сло­вие. Состав­ле­ние своего разума. Лице­ме­рие. Ложь. Лесть. Чело­ве­ко­уго­дие. Зависть. Уни­чи­же­ние ближ­него. Пере­мен­чи­вость нрава. При­твор­ство. Бес­со­вест­ность. Нрав и жизнь бесов­ские»

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­чёр­ки­вал изво­рот­ли­вость этой стра­сти: Тще­сла­вие ко всему льнет: тще­слав­люсь, когда пощусь, но когда раз­ре­шаю пост, чтобы скрыть от людей свое воз­дер­жа­ние, опять тще­слав­люсь, считая себя мудрым; побеж­да­юсь тще­сла­вием, одев­шись в хоро­шие одежды; но и в худые оде­ва­ясь, также тще­слав­люсь; стану гово­рить, побеж­да­юсь тще­сла­вием, замолчу, опять им же побеж­ден бываю. Как ни брось сей трезу­бец, все он станет верх острием.

… В тще­сла­вии, как гово­рит святой Иоанн Лествич­ник, мы дела­емся наг­лыми перед Богом и трус­ли­выми перед людьми; потому что тще­слав­ный чело­век, это чело­век, кото­рый ищет одоб­ре­ния от людей, кото­рый пре­дает себя чело­ве­че­скому суду, забы­вая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Тще­слав­ный чело­век – это чело­век, кото­рый боится того, что о нем поду­мают и скажут люди; это чело­век, кото­рый готов купить их одоб­ре­ние любой ценой: стать недо­стой­ным себя самого, стать недо­стой­ным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осу­дили, не осме­яли, лишь бы его похва­лили. И похвалу эту тще­слав­ный чело­век ищет не в самом вели­ком, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низ­мен­ном, самом ничтож­ном, чем он может купить чело­ве­че­ское одоб­ре­ние или отве­сти от себя чело­ве­че­ский суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одоб­ре­ние, эту под­держку он ищет от людей, кото­рых он сам пре­зи­рает в тайне своей души, от людей, кото­рые часто в его соб­ствен­ных глазах не имеют ника­кого права про­из­не­сти над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слиш­ком низ­менны, слиш­ком ничтожны. И через тще­сла­вие чело­век мель­чает, уни­жа­ется, дела­ется недо­стой­ным соб­ствен­ного своего ува­же­ния; и одно­вре­менно он отстра­няет Божий суд: потому что Божий суд тре­бует от него вели­чия, тре­бует от него, чтобы он нико­гда себя не про­да­вал чело­ве­че­скому суду. Этот соблазн тще­сла­вия для каж­дого из нас, в каждое мгно­ве­ние, явля­ется опас­но­стью; он при­леп­ля­ется к добру и ко злу. И через то, что хоро­шее в нас, и через то, что пре­зренно в нас, мы ищем чело­ве­че­ского одоб­ре­ния, мы ищем купить доброе отно­ше­ние людей, и поэтому не только зло, но и добро отрав­ля­ются этим тще­сла­вием.

В жизни св. Мака­рия Вели­кого рас­ска­зы­ва­ется, как после его смерти один из его уче­ни­ков видел, как душа его воз­но­си­лась на небо; и на пути его ста­ра­лись оста­но­вить бесы, упре­кая его в грехах, кото­рые он совер­шил или не совер­шил; и он про­хо­дил мимо них. И когда он дошел до самых рай­ских дверей, бесы, желая уло­вить его хоть в послед­нее мгно­ве­ние его вос­хож­де­ния к Богу, вос­клик­нули: Мака­рий! Ты нас побе­дил. И в своей духов­ной муд­ро­сти святой Мака­рий обер­нулся к ним и уже в дверях рай­ских сказал: Нет еще! – и вошел в Цар­ство Божие. Только пре­зре­нием к тще­сла­вию, только готов­но­стью быть суди­мым Богом единым и никем другим, кроме нашей сове­сти, кото­рая есть голос Божий в нас, можем мы всту­пить на путь реаль­но­сти, на путь жизни, ото­рваться от при­зра­ков и от лжи. И поэтому в начале Вели­кого Поста, напом­нив нам о нашей сле­поте духов­ной, Цер­ковь в первую оче­редь нам гово­рит о том, что только ото­рвав­шись от тще­сла­вия, стал Закхей спо­соб­ным при­нять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спа­си­теля Гос­пода Иисуса Христа; стал спо­соб­ным пока­яться – т.е. отвер­нуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Гос­подь, что пришло спа­се­ние дому его.

От тще­сла­вия твоего ты погу­бил муд­рость твою. ( Иез. 28:17 )

Что ты имеешь, чего бы не полу­чил? А если полу­чил, что хва­лишься, как будто не полу­чил? ( 1Кор.4:7 ).

А я не желаю хва­литься, разве только кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ).

Ищущий славы то вдруг от радо­сти под­ни­ма­ется вверх, то снова легко погру­жа­ется, бывает всегда в тре­воге и нико­гда в покое.
Ты пришел на пло­щадь и обра­тил на себя вни­ма­ние при­сут­ству­ю­щих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рас­се­яв­шийся дым. Отчего же мы так при­страстны к вещам ничтож­ным? Какое без­рас­суд­ство! Какое безу­мие!
Другие стра­сти, хотя заклю­чают в себе боль­шой вред, но, по край­ней мере, при­но­сят и неко­то­рое удо­воль­ствие, хотя и вре­мен­ное и корот­кое… но обла­да­е­мые стра­стью тще­сла­вия всегда живут жизнью горь­кою, лишен­ною вся­кого удо­воль­ствия. Ибо они не дости­гают того, что так любят… Потому и сама страсть эта назы­ва­ется не славой, а тще­сла­вием… Она тщетна и не имеет в себе ничего бли­ста­тель­ного и слав­ного.
святи­тель Иоанн Зла­то­уст († 407)

Как дни сме­ня­ются ночами и лета зимами, так тще­сла­вие и сла­сто­лю­бие – печа­лями и болез­нен­ными стра­да­ни­ями, или в насто­я­щем веке, или в буду­щем.
пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник († 662)

В тще­слав­ную душу снова воз­вра­ща­ются стра­сти, неко­гда ею побеж­ден­ные и исшед­шие из нее.
пре­по­доб­ный Исаак Сирин (VII век)

Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хва­лить Вас, а Гос­подь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хоро­шей по-мир­скому? А по-духов­ному хорош только тот, кто искренне от всей души счи­тает себя хуже всех.
игумен Никон (Воро­бьев)

Источник

Часть 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Что означает тщеславие слово тщеславие

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *