Что означает труд создал человека

ТРУД и ТВОРЧЕСТВО.
КРИТИКА УТВЕРЖДЕНИЯ «ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА»

Утверждение Ф. Энгельса о том, что труд создал человека, является неверным. Это утверждение базируется на марксистской апологии людей из низших слоев общества, занимающихся разными видами физического труда — ремесленниками, крестьянами, рабочими. Марксисты называют их трудящимися и противопоставляют их “паразитам”-эксплуататорам. Вспомните: труд и капитал, “трудовой народ”, серп и молот, плехановскую группу “Освобождение труда”.

Эта апология труда сослужила дурную услугу Ф. Энгельсу в исследовании проблем происхождения человека. Как в отношении современных ему социальных проблем преобладал упрощенный, классовый подход, так и в отношении проблем происхождения человека Ф. Энгельс допустил упрощенчество. Труд сам по себе не мог создать человека. Посмотрите, как трудятся бобры, белки, птицы, заботящиеся о потомстве. Они же не стали разумными существами.

Труд — это деятельность, которая не прямо, а лишь косвенно, опосредованно служит удовлетворению потребностей. Непосредственный прием пищи не является трудом. А вот поиск пищи, создание ее запасов (как у белок) и т.п. является трудом. Бобры возводят плотины и поддерживают их в хорошем состоянии. Это весьма опосредованная деятельность, лишь создающая условия для удовлетворения потребностей. Самый настоящий труд.

Даже труд с использованием тех или иных орудий не является фактором становления человека, его прогрессивного восхождения к вершинам культуры. Примитивные сообщества аборигенов в Австралии до прихода европейцев занимались орудийной деятельностью, изготовлением орудий и тем не менее жили на одном уровне культуры многие тысячи, десятки тысяч лет, практически не прогрессируя.

Сам по себе труд не только не может быть причиной-фактором происхождения человека, но и не может быть причиной-фактором дальнейшего исторического развития-становления человека к вершинам материальной и духовной культуры. Для того, чтобы человек стал человеком и все время поднимался-становился, он должен творить, быть творческим существом. Именно творчество (познание, изобретение, управление, художественная деятельность) превратило обезьяну в человека и подняло его на небывалую высоту.

Творчество находится в сложных отношениях с трудом. Труд может быть вне творчества, быть рутинной репродуктивной деятельностью. С другой стороны, если труд и входит в творческую деятельность, то лишь как элемент (как одна из “частей”), а не как главный фактор. Труд необходим для творчества, но недостаточен. Творчество возникает в результате синтеза труда и вдохновения, т. е. труда и антитруда. Иными словами, в творчестве обязательно должен быть элемент, прямо противоположный труду.

Вообще скукой веет от утверждения, что труд создал человека. Неужели всем человеческим в себе мы обязаны только труду? Неужели на свет мы рождены для того, чтобы потеть, потеть и потеть? И разве первобытный человек только трудился? Разве он не отдыхал, не развлекался, не веселился? Разве эта нетрудовая сторона жизни не развивала его?

Апология труда, возводимая в ранг государственной политики, приводит в конце концов к затратной, неэффективной экономике. Таковой была экономика СССР. Много усилий и мало толку! Да еще шла пропаганда массового героического труда. Советские люди не иначе как только героическим трудом «прокладывали» себе путь к светлому будущему, которое окончилось в 1991 году, так и не состоявшись. Апология труда неизбежно ведет к стагнации и загниванию, к деградации человека!

Кстати, человек всегда пытался уйти от труда, минимизировать трудовые усилия, затраты. Для этого он изобретал всё новые и новые способы-средства.

Не труд, а творчество сделало человека человеком!

Только вплетенный в ткань творчества труд может быть морально оправдан. И только такой труд облагораживает человека, делает его Человеком!

В качестве ПРИЛОЖЕНИЯ привожу здесь свои заметки о творчестве. Они, я думаю, достаточно разъясняют, в чем смысл творчества, творческой деятельности:

Творчество отчасти вплетено в повседневную, обычную жизнь человека, а отчасти существует как отдельный вид деятельности.
Творчество в обычной жизни — это бесчисленные мини-изобретения и мини-открытия, которые делает человек, решая те или иные житейские задачи.
Возьмем крестьянина. Его жизнь полна того, что называется творчеством. Он постоянно проявляет смекалку, выдумывает, пробует. Только это его творчество большей частью синкретично, не носит характер специальной деятельности, которой обычно посвящают всю жизнь или существенную часть жизни. Вот маленький пример крестьянского творчества:

Известный отечественный педагог В.В. Литвинов в книге воспоминаний рассказал об одном мальчике, своем однокласснике Юзике Антоновиче, который в ужении рыбы не имел себе равных и легко перекрывал рекорды взрослых удильщиков, пользовавшихся первоклассной рыболовной снастью. Он, в частности, писал: «Не думайте, что искусство удильщика состоит в одной физической ловкости, в искусстве подсекания рыбы… Нет! От мастера удочки требуется прежде всего тонкая наблюдательность, без чего он не сможет изучить нравы и повадки рыб водоема, в котором он удит. Он должен быть немного экспериментатором, прекрасно знать природу, понимать капризы погоды и знать, как она влияет на поведение рыбы. Словом, чуточку быть ученым, натуралистом. Может быть, и художником. И умным быть тоже обязательно. Иначе не используешь все эти сложные, необходимые для мастера, каким был Антонович, знания» (См.: А.Н. Лук. Психология творчества. М., 1978. С. 75-76).

Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:
– к новому знанию в случае познания-открытия
– к новому благу в случае изобретения
– к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности
– к новым достижениям в спорте.

Как видим, новое в творчестве — не вообще новое, не любое новое, а новое, имеющее то или иное положительное значение для человека. Исходя из этого можно выделить три аспекта творчества:

1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.

К сожалению, творчество нередко понимают в узком смысле, только как творческую деятельность художественной интеллигенции. Так, в нашей стране союзы писателей, композиторов, художников называют творческими союзами, как будто аналогичные союзы ученых, инженеров, врачей, бизнесменов и т. п. не являются союзами творческих людей.

Мы слишком сузили творческое дарование и злоупотребляли им для тривиальных целей. Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний. Добрая воля и тщательно выработанный план работы могут воплотиться в дело и привести к прекрасным результатам. Вполне возможно улучшить условия жизни рабочего не тем, чтобы давать ему меньше работы, а тем, чтобы помогать ему увеличить ее.
Если мир решится сосредоточить свое внимание, интерес и энергию на создание планов для истинного блага и пользы человечества, то эти планы могут превратиться в дело. Они окажутся солидными и чрезвычайно полезными как в общечеловеческом, так и в финансовом отношениях» (Г.Форд. Моя жизнь, мои достижения).

Слава богу, в последнее время стали говорить о научном творчестве, об инженерном творчестве, о необходимости и важности творческого подхода к любому практическому делу. Вспоминаю удивительный сказ Павла Бажова «Живинка в деле»[1]. Самая, казалось бы, грубая профессия углежога (изготовление древесного угля путем сжигания дров) требует творческого подхода, «живинки в деле». Поэт Демьян Бедный откликнулся на публикацию сказа примечательными стихами:

Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
“Живинка в деле” – сказ богатый
И поучительный для нас.

В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут, чему здесь поучиться,
Любого дела мастера.

Важны в работе ум и чувство,
В труде двойное естество.
“Живинка в деле” — мастерство
Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров, ни мастериц.

Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят.
Они работают? Неверно,
Они – творят.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСЯКОГО ТВОРЧЕСТВА: ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД

Вдохновение — настрой на творчество, творческое горение. По А. С. Пушкину «вдохновение есть живое расположение души к творчеству».
С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало. Эдисон утверждал, что гений составляет один процент вдохновения и 99 процентов пота.
Это утверждение Эдисона не следует понимать так, что человек 99 процентов в своем творчестве мучается, страдает.

Вдохновение имеет удивительную особенность: оно труд делает радостным и даже легким. Януш Корчак писал:
«Вдохновение — это когда трудная работа становится вдруг легкой. И тогда очень приятно рисовать, писать, вырезать, что-нибудь мастерить. Все тогда удается, а ты даже и сам не знаешь, как ты это делаешь. Словно все само собой делается, словно кто-то за тебя работает, а ты только смотришь. А когда кончишь, удивляешься — точно это не твоя работа. И устал и доволен, что так хорошо получилось» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 321).
И. Е. Репин любил повторять, что так называемое вдохновение есть, в сущности, награда за каторжный труд (из воспоминаний К.И.Чуковского; см. его книгу «Современники»).

Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру.

Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.

Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества — приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека — это, по существу, не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открывают или изобретают новое.

Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по-своему прав. Творчество — это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества” и “радость творчества”.

Ш. Фурье как-то сказал: “Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным”. В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей полезное и приятное, труд и отдых, наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно творчество составляет сущность человеческой деятельности.

[1] См. ниже текст сказа

УРАЛЬСКИЙ СКАЗ П. П. БАЖОВА “ЖИВИНКА В ДЕЛЕ”

Это еще мои старики сказывали. Годков-то, значит, порядком прошло. Ну, все-таки после крепости было.
Жил в те годы в нашем заводе Тимоха Малоручко. Прозванье такое ему на старости лет дали.

На деле руки у него в полной исправности были. Как говорится, дай бог всякому. При таких руках на медведя с ножом ходить можно. И в остальном изъяну не замечалось; плечо широкое, грудь крутая, ноги дюжие, шею оглоблей не сразу согнешь. Таких людей по старине, как праздничным делом стенка на стенку ходили, звали стукачами: где стукнет, там и пролом. Самолучшие бойцы от этого Тимохи сторонились, — как бы он в азарт не вошел. Хорошо, что он на эти шутки не зарный был. Недаром, видно, слово молвлено: который силен, тот драчлив не живет.
По работе Тимоха вовсе емкий был, много поднимал и смекалку имел большую. Только покажи, живо переймет и не хуже тебя сделает.

Про эту живинку и посейчас не все толком разумеют, а с Тимохой занятный случай в житье вышел. На примету людям.
Он, этот Тимоха, — то ли от молодого ума, то ли червоточина какая в мозгах завелась, — придумал всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать да еще похваляется:
— В каждом до точки дойду.

Семейные и свои дружки-ровня стали отговаривать:
— Ни к чему это. Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтобы всякое мастерство своей рукой изведать.
Тимоха на своем стоит, спорит да по-своему считает:
— На лесовала — две зимы, на сплавщика — две весны, на старателя — два лета, на рудобоя — год, на фабричное дело — годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али модельщиком каким поступить, либо в шорники на пожарной пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцом колупайся.

Старики, понятно, смеются:
— Не хвастай, голенастый! Сперва тело изведи. Тимохе неймется.
— На всякое, — кричит, — дерево влезу и за вершинку подержусь.
Старики еще хотели его урезонить: вершинка, дескать, мера ненадежная: была вершинкой, а станет серединкой, да и разные они бывают — одна ниже, другая выше.
Только видят — не понимает парень. Отступились. Твое дело. Чур, на нас не пенять, что вовремя не отговорили.

Вот и стал Тимоха ремесла здешние своей рукой пробовать.
Парень ядреный, к работе усерден — кто такому откажет. Хоть лес валить, хоть руду дробить — милости просим. И к тонкому делу допуск без отказу, потому — парень со смекалкой, и пальцы у него не деревянные, а с большим понятием.
Много Тимоха перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. Не хуже людей у него выходило.

Женатый уж был, ребятишек полон угол с женой накопили, а своему обычаю не попускался. Дойдет до мастера по одному делу и сейчас же поступит в выученики по другому. Убыточно это, а терпел, будто так и надо. По заводу к этому привыкли, при встречах подшучивали:

— Ну, как, Тимофей Иванович, все еще в слесарях при механической ходишь али в шорники на пожарную подался?
Тимоха к этому без обиды. Отшучивается:
— Придет срок — ни одно ремесло наших рук не минует.
В эти вот годы Тимоха и объявил жене: хочу в углежоги податься. Жена чуть не в голос взвыла:

— Что ты, мужик! Неуж ничего хуже придумать не мог? Всю избу прокоптишь! Рубах у тебя не достираешься. Да и какое это дело! Чему тут учиться?
Это она, конечно, без понятия говорила. По нонешним временам, при печах-то, с этим попроще стало, а раньше, как уголь в кучах томили, вовсе мудреное это дело было. Иной всю жизнь колотится, а до настоящего сорта уголь довести не может. Домашние поварчивают:

— Наш тятенька всех на работе замордовал, передышки не дает, а все у него трухляк да мертвяк выходит. У соседей вон песенки попевают, а уголь звон звоном. Ни недогару, ни перегару у них нет и квелого самая малость.
Сколько ни причитала Тимохина жена, уговорить не могла. В одном обнадежил:
— Недолго, поди-ко, замазанным ходить буду.

Тимоха, конечно, цену себе знал. И как случится ремесло менять, первым делом о том заботился, чтоб было у кого поучиться. Выбирал, значит, мастера.
По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался — нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была.

К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился. Тот, конечно, про Тимохино чудачество слыхал и говорит:
— Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь.
Тимоха понадеялся на свою удачливость и говорит:

— Даю в том крепкое слово.
На этом, значит, порешили и вскорости в курень поехали.
Дедушка Нефед — он, видишь, из таких был. обо всяком деле думал, как его лучше сделать. На что просто чурак на плахи расколоть, а у него и тут разговор:
— Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то?
Тимоха отвечает: топор направлен и рука привычная.
— Не в одном, — отвечает, — топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю.

Тимоха тоже стал эти ловкие точечки искать. Дедушка Нефед все объясняет по совести, да и то видит Тимоха — правда в Нефедовых словах есть, да и самому забавно. Иной чурак так разлетится, что любо станет, а думка все же останется: может, еще бы лучше по другой точечке стукнуть.

Так Тимоха сперва на эти ловкие точечки и поймался. Как стали плахи в кучи устанавливать, дело вовсе хитрое пошло. Мало того, что всякое дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна — один наклон, с сухого — другой. Раньше рублена — так, позже — иначе. Потолще плахи — продухи такие, пожиже — другие, жердовому расколу особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже.

Дедушка Нефед все это объясняет по совести, — да и то вспоминает, у кого чему научился.
— Охотник один научил к дымку принюхиваться. Они — охотники-то — на это дошлые. А польза сказалась. Как учую — кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу. Оно и ладно.
Набеглая женщина надоумила. Остановилась как-то около кучи погреться да и говорит:
«С этого боку жарче горит».
«Как, — спрашиваю, — узнала?»
«А вот обойди, — говорит, — кругом — сам почуешь».
Обошел я, чую — верно сказала. Ну, подсыпку сделал, поправил дело. С той поры этого бабьего совету никогда не забываю. Она, по бабьему положению, весь век у печки толкошится, привычку имеет жар разбирать.

Рассказывает так-то, а сам нет-нет про живинку напомнит:
— По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка-паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась, либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел — либо перегар, либо недогар будет. А коли все дорожки ловко улажены, уголь выйдет звон звоном.

Тимохе все это любопытно. Видит — дело не простое, попотеть придется, а про живинку все-таки не думает.
Уголь у них с дедушкой Нефедом, конечно, первосортный выходил, а все же, как станут разбирать угольные кучи, одна в одну никогда не придется.
— А почему так? — спрашивает дедушка Нефед, а Тимоха и сам это же думает: в каком месте оплошку сделал?

Научился Тимоха и один всю работу доводить. Не раз случалось, что уголь у него и лучше Нефедова бывал, а все-таки это ремесло не бросил. Старик посмеивается:
— Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит.
Тимоха и сам дивился — почему раньше такого с ним никогда не случалось.

— А потому, — объясняет дедушка Нефед, — что ты книзу глядел — на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел — как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!

По этому слову и вышло. Остался Тимоха углежогом, да еще и прозвище себе придумал. Он, видишь, любил молодых наставлять и все про себя рассказывал, как он хотел смолоду все ремесла одолеть, да в углежогах застрял.
— Никак, — говорит, — не могу в своем деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы.

А сам ручинами-то своими разводит. Людям, понятно, смех. Вот Тимоху и прозвали Малоручком. В шутку, конечно, а так мужик вовсе на доброй славе по заводу был.
Как дедушка Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал. Тоже его отдельно в сараях сыпали. Прямо сказать, мастер в своем деле был.

Его-то внуки-правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку — всяк на своем деле — ищут, только на руки не жалуются. Понимают, поди-ко, что наукой можно человечьи руки нарастить выше облака.
_____________________________________________

Источник

ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА

ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА

Что означает труд создал человека

1 Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133. 2 Ф. Энгельс. Там же, стр. 133.

Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: «Труд создал человека». Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого — «обезьяночеловек». Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя по размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, — 1400—1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.

Что означает труд создал человека

В 1927 году китайским археологом Пэй Вен-чжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100—200 тысяч лет позднее питекантропов и по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, — использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь — средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств»1.

1 Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135.

О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу — плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдельберга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего санантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это «капские телантропы», близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.

Что означает труд создал человека

Охота на диких лошадей

Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400—1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями — дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическими повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.На протяжении примерно 300—400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека — кроманьонцы.В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые «новые люди» были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от «охотников за мамонтами и северными оленями».

Что означает труд создал человека

Кроманьонцы — охотники за мамонтами

Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15—20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи — «голоцена» — человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества — новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000—7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это — тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.

Читайте также

Труд, гений и. немножко удачи

Труд, гений и. немножко удачи Мендель бесспорно был гениальным ученым. Надо было обладать незаурядным умом, чтобы с такой тщательностью продумать и поставить эксперимент, с такой прозорливостью проанализировать его результаты. Но в то же время Менделю повезло. Не выбери

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКАГенеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства

Глава 9 Труд, производство, общество

Глава 9 Труд, производство, общество I. «А toolmaking animal»В этой главе не ставится задача рассмотреть историю дискуссии, развернувшейся на страницах советских научных журналов, начиная с 1953 г. по коренным методологическим проблемам антропогенеза. Она затухла примерно к

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА Генеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства

3.5. Этология человека

3.5. Этология человека Становление этологии человека проходило в русле идей общей этологии. Сразу отметим, что концепция инстинктивного поведения не встретила понимания общества первой половины XX в. Не только теоретические разногласия породили конфронтацию с этологией.

Гемоглобин человека

Гемоглобин человека Гемоглобин – сложный железосодержащий белок, относится к классу гемопротеинов. Выполняет две важные функции:1. перенос кислорода из легких к периферическим тканям;2. участие в переносе СО2 и протонов из периферических тканей в легкие.Производные

Кто и когда создал первый глобус?

Кто и когда создал первый глобус? Созданием первого глобуса прославился немецкий географ и путешественник Мартин Бёхайм (1459–1507).В 1492 году он изготовил глобус «Земное яблоко» диаметром 54 сантиметра, отобразивший наиболее передовые географические представления того

Расы человека

Расы человека В наиболее зримой форме действие отбора проявилось на последнем этапе эволюции человека — в образовании рас. Внешне представители некоторых рас различаются сильно, сильнее, чем многие виды. Но генетически основа этих различий маленькая. Если взять за

7 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

7 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Такие термины, как «святость [прав]», напоминают мне о правах животных. Кто дал право собаке? Само слово «право» становится очень опасным. У нас есть права женщин, права детей; и так далее до бесконечности. Потом есть права саламандры и права лягушки. Ситуация

8 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

8 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Вы хотите жить «согласно с природой»? О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и

Биотехнология человека

Биотехнология человека Регламентация для биотехнологии человека разработана гораздо слабее, чем для сельскохозяйственной биотехнологии, в основном потому, что генетическая модификация людей еще не появилась в отличие от модификации растений и животных. Частично для

19. Эволюция человека

19. Эволюция человека Вспомните!Перечислите основные факторы эволюции человека. Какие из них являются общими для эволюции всех живых организмов?Изучение эволюции человека главным образом основано на исследовании ископаемых остатков.Предшественники человека. В самом

Таблица 7. Гены, принимающие участие в образовании и функционировании ряда клеток, тканей и органов человека (по данным проекта «Геном человека» на 2000 г.)

Таблица 7. Гены, принимающие участие в образовании и функционировании ряда клеток, тканей и органов человека (по данным проекта «Геном человека» на

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *