Что означает треугольник на казанском соборе
Почему «Всевидящее Око» присутствует на Казанском соборе
Казанский собор в Санкт-Петербурге – одно из самых интересных архитектурных сооружений северной столицы. На его фронтоне расположен масонский символ Всевидящего Ока. У гостей города и людей, малосведущих в истории православия и архитектуры, нередко возникает вопрос, что этот символ там делает? Ответ на него гораздо ближе, чем кажется. Разберемся вместе, как масонские влияния сочетаются с классической архитектурой и православием.
Масонское веяние в России
Масонское движение пришло в Российскую империю несколько позже, чем зародилось во Франции – в середине 18-го века. По некоторым легендам, одним из основателей этого движения в нашей стране был император Петр I, однако фактических подтверждений подобные теории не имеют. Изначально влияние масонов на русские земли осуществлялось преимущественно иностранными членами общества: дипломатами, политиками, служившими в России. Но уже в пятидесятых годах 18-го века появилась первая «русская» ложа под руководством графа Романа Воронцова.
Изначально тайное общество для представителей высших сословий быстро распространило свое внушение даже на членов правящей семьи. Известно, что императоры Петр III и Александр I тесно контактировали с масонами, при этом входили в число участников движения. Хотя изначально мотивы масонства кажутся достаточно мирными (они проповедовали мораль, принципы братской дружбы и любви), впоследствии многие члены общества использовали свое положение, чтобы влиять на государственные процессы.
Александр I запретил деятельность «тайного общества» в Российской Империи. Это было неслучайно, поскольку все его окружение (советники и люди, принимавшие решения о судьбе государства) были масонами. В 1822 году, спустя 11 лет после постройки Казанского собора, император издал свой указ, запрещающий тайным обществам работать на территории страны.
Значение Ока в православии
Прежде чем говорить об архитектурных решениях при постройке Казанского собора, разберемся с самим символом. Ошибочно считать, что знаменитый глаз в треугольнике – детище масонской фантазии. Известно, что свою символику масоны активно заимствовали из многих источников. Христианство не было исключением.
Равносторонний треугольник, окруженный лучами сияния, на самом деле является образом, символом Божественного Всеведения. Говоря вслед за Библией, мы можем назвать его Око Господне над боящимися, что раскинулось над уповающими на Него людьми. Изначально традиция этой символики проявилась в средние века в Византийской иконографии, а с 17-го века более активно распространилась на православие. Корни же у Всевидящего Ока уходят в Священное Писание, соответственно, являются естественными для христианской веры.
Что же оно означает для христианства? Во-первых, сама форма (треугольник) отсылает нас к одному из центральных Символов Веры – Святой Троице. Три стороны, три угла – это три ипостаси Бога. В самом же Оке заложен следующий смысл: Бог, единый в трех Своих лицах, следит не только за нашими земными делами. Он видит гораздо глубже, взирая и на наши душевные чаяния, замыслы и желания.
Как мы уже упомянули выше, масоны активно заимствовали символику из других религиозных и философских течений. По распространенной теории, Всевидящее Око попало к ним через орден Тамплиеров и западную традицию иконографии. У масонов оно означает Верховного архитектора Вселенной – и ни в коем случае недопустимо отождествлять его с Богом. Так обозначают сущность, в которую верят члены братства, а для каждого она своя. Многие считают, что для масонов этим архитектором является Дьявол. Таким образом, взяв исконный христианский образ, они извратили его смысл.
Казанский собор и Всевидящее Око
Конечно, если знать о христианских корнях этой символики, уже не возникнет вопроса, что масонский знак делает на здании такого крупного храма, как Казанский собор. В конкретном случае никаких масонских заговоров не происходило, и сияющий треугольник на бортике – не символ мирового господства. При этом менее интересной история Казанского собора не становится, и до сих пор это строение окружают теории. Любители таинственных смыслов не успокаиваются по сей день, пытаясь усмотреть в сооружении храма подтверждение активного влияния масонства на Россию.
Собор, возведенный в честь нерукотворной иконы Казанской Божьей Матери, очень нетипичный для православной архитектуры. Андрей Воронихин, автор проекта, по которому был возведен храм, вдохновлялся архитектурой классицизма. В частности он хотел повторить римский Собор святого Петра. Вытянутая крестовидная форма здания, обилие колонн, античных мотивов во внешнем и внутреннем убранстве – все это привычно для католического зодчества, но никак не для православия. Для сторонников теорий заговора подобные решения архитектора – лишнее подтверждение их правоты. Кроме привычных нам икон, в храме очень много статуй с изображениями святых. Это также естественно для итальянского Ренессанса, но в традиции православных славян поклонения статуям никогда не было.
Еще один аргумент в пользу «масонских» корней Казанского собора – принадлежность графа Александра Строганова, который инициировал постройку храма, при этом руководил этим процессом, к Великому востоку Франции. Это одна из крупнейших в мире масонских организаций, а сам граф принимал непосредственное участие в ее основании.
Никаких документальных подтверждений «таинственных замыслов» масонов не сохранилось. Узнать, правы ли конспирологи, уже не представится возможным за давностью лет. Казанский собор остается одним из красивых храмов России и центральной резиденцией Санкт-Петербургской епархии.
Всевидящее Око в иконописи
Самые древние изображения треугольника со вписанным в него Глазом Божьим, известные нам сегодня, датируются 6 веком нашей эры. Этот символ не был слишком распространен в византийской традиции иконографии, но все равно сумел перейти в православие. Изначально образ присутствовал в храмовой росписи, при этом был одним из элементов подкупольного пространства. С течением времени символика перешла на иконописные доски.
Самая знаменитая икона с этим элементом так и называется – «Всевидящее Око». В православии отношение к иконе весьма неоднозначно. Некоторые богословы выступали с критикой, подвергая сомнению соответствие иконы христианским канонам. Другая знаменитая икона, в которой можно встретить тождественные «Всевидящему Оку» элементы, – «Неопалимая Купина». Композиционно они очень похожи, имея в своей основе мотивы окружности с исходящими из неё четырьмя лучами.
Хотя аллегорически Око содержит в себе глубокий христианский смысл, оно не приобрело широкой популярности в православном зодчестве и иконописи. Виной всему именно неоднозначные мотивы, связывающие его с масонством. Когда деятельность масонов оказалась под запретом в императорской России, постепенно ушла традиция включения этого элемента в убранства храмов.
Где еще встречается Всевидящее Око в России
Искатели интересных деталей, связывающих историю Российской империи с масонскими ложами, должны обратить пристальное внимание на архитектуру конца 18 — начала 19-го веков. В этот период деятельность масонов в российском государстве приобрела широкий размах, соответственно, подобные мотивы, наряду с элементами классицизма и итальянского Ренессанса, часто встречались во внешнем оформлении строений той эпохи.
В поисках Ока обязательно посетите Исаакиевский собор северной столицы. Здесь треугольник с лучами – один из элементов богато украшенного оклада Тихвинской иконы Богоматери.
В Москве также не обошлось без Ока. Оно встречает нас в Андреевском зале московского Кремля. Расположен покрытый сусальным золотом символ прямо над престолом, взирая с высоты своей не только на простых людей, но и на властителей государства Российского.
Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, обращайте больше внимания на старинные здания, возведенные в духе классицизма. Многие из них (в том числе Строгановский дворец) скрывают в себе неоднозначную символику Божьего Глаза.
Православная Жизнь
Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.
Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.
Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.
Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.
«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике
Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).
Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.
«Всевидящее око Господне». Икона
В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.
Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.
Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).
Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.
Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.
Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».
Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.
Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».
И так далее. Одни символы в нехристианской трактовке нейтральны, другие безобидны, а некоторые могут быть и откровенно кощунственными. Но это не повод их отождествлять.
Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?
Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».
Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.
Знаки масонов и предсказание о крахе династии Романовых: загадки и легенды Казанского собора
История Казанского собора зародилась почти за 100 лет до самой постройки. В 1710 году Петр I перевез в Петербург Казанскую икону Божьей Матери. По легенде, в Москву икона попала еще в 1552 году при взятии Казани. Казанская икона Божьей Матери очень почиталась в России и даже стала семейной реликвией царского дома Романовых. В 1737 году специально для нее построили церковь Рождества Богородицы (сейчас на этом месте находится сквер перед Казанским собором). Эта церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии, а в 1773 году в ней венчался цесаревич Павел Петрович, который впоследствии и возвел Казанский собор. Ровно 220 лет назад, 8 сентября 1801 года, состоялась закладка Казанского собора.
Легенда 1: Казанский собор – русская версия Ватикана
Во время поездки в Европу Павел I настолько вдохновился Ватиканом и Собором Святого Петра, что решил построить его точную копию в Петербурге. По приезде на родину Павел Петрович объявил конкурс на проектирование Казанского собора, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Камерон, Кваренги, Тома де Томон. Участие в организации конкурса принимал и член Государственного совета, президент Академии художестве граф Александр Строганов. Павел I частенько прислушивался к мнению графа, именно по его совету было решено построить первый православный храм в Петербурге полностью из отечественных материалов. Строили его также только русские мастера, да и архитектора выбрали – русского. Конкурс на проект выиграл Андрей Воронихин. Парадокс в том, что в списке участников конкурса его не было, а он на самом деле являлся бывшим крепостным того же Строганова, который и обучал Воронихина азам архитектурного мастерства. Сейчас бы это назвали «пробился по знакомству», да и тогда петербуржцы упорно считали Воронихина внебрачным сыном Строганова.
Архитектурный замысел Воронихина отличался от замысла Павла I: копию Собора Святого Петра невозможно было включить в структуру Невского проспекта. В соответствии с нормами храмостроительства алтарь должен был быть обращен обязательно на восток, что и мешало постройке точной копии. Тогда Воронихин решил соорудить четырехрядную колоннаду со стороны северного фасада собора, выходящего на Невский проспект.
Фото: Петр Ковалев, ТАСС
Легенда 2: Об архангелах, или «Когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель».
Но не вся задумка Андрея Воронихина осуществилась: не была построена колоннада у южного фасада храма, а колоннаду со стороны Невского проспекта не украшают архангелы. Согласно проекту, для них были построены каменные пьедесталы, на которых до 1824 года стояли гипсовые статуи архангелов. В будущем их планировали заменить на бронзовые, однако, как мы сейчас можем заметить, пьедесталы пустуют. В народе ходит легенда, мол, архангелы тогда займут свои места, когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель.
Легенда 3: О душе Строганова и белой курочке
Граф Александр Строганов скончался через 12 дней после освящения Казанского собора. Несмотря на плохое самочувствие и слабое здоровье, он до последнего контролировал стройку и без устали трудился. Как говорили очевидцы, графа хоронил весь Петербург. Ходит легенда, что когда гроб с телом Строганова несли по лестнице его дворца, внезапно появилась белая курочка, которую отождествили с душой графа. Курочку видели потом и на кладбище. По словам многих, она обернулась прелестной бабочкой, которая кружила над толпой скорбящих.
Легенда 4: Масоны, каббала и Кутузов
Во время Отечественной войны 1812 года Казанский собор, построенный изначально для чудотворный иконы, превратился в хранилище святых реликвий войны. Здесь находились военные трофеи, ключи от завоеванных городов, армейские знамена. В народе ходит легенда, якобы полководец Михаил Кутузов накануне военного столкновения России с Наполеоном был посвящен в высокий градус масонской системы. Опять же, как поговаривают, масонство дало ему внутреннюю дисциплину и внутренний непоколебимый стержень. Многие убеждены, что Казанский собор является твердыней масонов. На фасаде даже есть пресловутое Всевидящее око! На самом деле, вопреки такому мнению, есть логичное обоснование: Всевидящее око масонов никак не связано ни с каббалой, ни с масонством. Он символизирует Всевидящего Бога, а не Строителя, равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступная слава. При Александре I этот знак использовался для украшения орденов и медалей после войны 1812 года. Этим же объясняется «масонское Око» на одном из рельефов Александровской колонны.
Легенда 5: Где сердце Кутузова?
Легенда 6: Крах династии Романовых был предсказан
Как уже было сказано, Казанская икона Божьей Матери была семейной реликвией царского дома Романовых, а Церковь Рождества Богородицы придворным храмом. После возведения Казанский собор унаследовал эту роль и святыню. Здесь венчались все члены царской семьи и хранились различные подарки. Здесь же и отмечала свое 300-летие династия, но из-за того, что на празднование пришло слишком много желающих – образовалась толпа. Тогда, по официальным сводкам, погибло 34 человека. Это послужило тому, что в народе стали говорить о плохом знаке, знаке тревоги, и о том, что правление династии скоро закончится. Повлияло это событие на будущее или нет, но в 1917 году царская семья была расстреляна.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Почему на многих православных храмах изображено масонское всевидящее око
Или лучезарная дельта, как этот символ еще было принято называть в среде вольных каменщиков.
На многих православных храмах в России, особенно построенных в начале 19 века, присутствует знак, который у многих вызывает недоумение. Знак вот такой:
У вольных каменщиков этот знак называется всевидящим оком или лучезарной дельтой, только какое отношение он имеет к православию? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе придется немного удариться в конспирологию, но без нее в такой теме как и без ста грамм точно не разберешься.
В Россию масонство пришло позже, чем оно зародилось в Европе. Говорят, что первым масоном в наших краях стал Петр I после своего европейского образовательно-познавательного турне. Косвенные доказательства этому есть, например, в 19 веке одну русскую масонскую ложу даже назвали «Петр к истине», тем не менее был первый русский император вольным каменщиком или нет, мы, вероятно, никогда не узнаем.
Екатерина II к масонству относилась скептически, а под конец правления так вообще их запретила. С Павлом I у масонов тоже как-то не срослось, а вот Александр I на первых порах своего правления всячески потворствовал вольным каменщикам.
Кто-то даже говорит, что сам Александр I был членом масонских лож, но опять же достоверность информации не на высшем уровне. Но в любом случае даже если сам император не был масоном, то многие первые лица государства были вхожи в общества, переставшие к тому моменту быть тайными. Понимаете, куда клоню?
В начале 19 века масонство в России было эдаким «мажорским» клубом: даже если ты не особо разделяешь идеи каменщиков, все равно нужно было время от времени светить личиком в их обществе, иначе подумают что ты жуткий консерватор и вообще тундра неогороженная.
Как раз после войны 1812 года и триумфальной победы над Наполеоном, которого, кстати, тоже многие историки считают масоном, и строятся в России все эти храмы с лучезарной дельтой. В те времена даже первые люди государства масонством баловались, что уж говорить просто о богатых промышленниках и дворянах, на чьи деньги строились храмы. Кто платит, тот и заказывает музыку.
Но уже через десять лет Александр I окончательно охладевает к масонству и запрещает масонские ложи в России. Через три года декабристы выступают на Сенатской площади, многие из которых тоже были членами запрещенных масонских лож, но Николай I еще больше закручивает гайки — никаких лож в России не будет.
Создается противоречивая ситуация: масонство запрещено, официально ложи закрыты, а на множестве храмов, построенных десять-двадцать лет назад красуются лучезарные дельты – не порядок! Но решение было найдено, причем довольно изящное: было решено «подружить» ставший чуждым символ масонства с православием.
Примерно в первой половине 19 века появляется новая икона под названием «Всевидящее око Божие». Икона олицетворяла неусыпное око всевидящего Христа. Никакого противоречия со Священным Писанием нет – икона имеет право на жизнь. Всевидящее око стали наносить внутри храмов в качестве росписи, да и иконы с его изображением тоже появились в храмах.
В итоге все масонские символы на храмах стали просто олицетворением всевидящего ока Христа – противоречие быстренько устранили. С другой стороны, простолюдины и знать ничего не знали о масонстве в те времена, а люди из высших кругов и так понимали, откуда взялось всевидящее око над каждым третьим храмом, построенным в начале 19 века.
Рубрики: | История Интересно Религия |
Метки: интересное религия история масоны
Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям