Что означает третья заповедь

Заповедь, которую мы нарушаем чаще всего

Чего мы лишаемся в результате

Что означает третья заповедь

– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия?

– Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий.

Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова.

Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету.

Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией.

– Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?

– Безусловно. Безответственное или грубое, развязное или равнодушное отношение к ближним тоже является нарушением третьей заповеди. Подобным образом действий мы, часто даже не давая себе отчета, оскорбляем образ Божий, который есть в каждом человеке.
Впрочем, хуже всего то, что, преступая эту заповедь, мы незаметно лишаем себя покрова благодати Божией.

Что означает третья заповедь

– Как это проявляется?

– Например, человек вычитал молитву скороговоркой, без смирения и сокрушения сердца, и после этого сразу начинает ощущать пустоту. При этом он не понимает её происхождения. Если он сразу не кается, то, в конце концов, совсем перестает молиться или начинает довольствоваться формальным произнесением утром и вечером молитвы «Отче наш». В храме же ему становится совсем трудно стоять. Даже если он молод, у него кружится голова, болят ноги, спина. И он найдет тысячу отговорок, чтобы сюда не ходить.

– И чем все это заканчивается?

– Многие, слыша первую часть третьей заповеди, изложенной в Книгах Исход и Второзаконие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» — не обращают внимания на вторую: «Ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».
Всякое наше неблагоговейное отношение к имени Божиему, небрежение молитвой, храмом Божиим, как и неискреннее отношение к ближнему, влечет за собой неминуемое наказание, на которое обрекает себя человек сам. Это может быть недопонимание и разлад в семье, неприятности на работе, скорби, болезни и т.д.

– Четвертая заповедь звучит так: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Ее нужно воспринимать буквально?

– Четвертая заповедь учит нас обязательно после всех суетных дел находить время для благодарения Господа. Если же суета безмерно увлекает и мы теряем связь с Источником нашей жизни — Богом, тогда все становится бессмысленным. Точнее всего такое состояние описал премудрый Соломон: «Суета сует — все суета» (Еккл. 1: 2).

В таком случае человек всю неделю крутится как белка в колесе, все время что-то делает, но ничего не успевает. Ему очень сложно, а точнее, невозможно настроиться на творческий и созидательный труд. Если ему и удается заработать какие-то деньги для семьи, то, как правило, ему платят жестокой неблагодарностью. Здесь четко работает закон духовной жизни. Кто не научился в своей жизни за все благодарить Бога, тот не может ждать благодарности от других.

И наоборот, когда мы каждый воскресный день участвуем в Литургии, которая еще называется Святой Евхаристией, что переводится с греческого на русский язык словом благодарение, тогда мы налаживаем необходимую связь с Творцом нашей жизни, а самое главное — получаем благодатное вдохновение на все наши труды.

Что означает третья заповедь

– А как быть с сектантами, которые делают акцент на почитании субботы?

– По всей видимости, возвеличивая субботу, они слишком цепляются за букву и не придают значения духу, подобно древним иудеям, многие из которых знали наизусть Священное Писание, но не приняли Христа.

Возможно, это происходит потому, что люди протестантского толка не осознают, насколько тонко бывает действие греха и как он может разрушать человеческую природу.

Протестанты считают, что как только они уверовали — уже спасены. Ощущение своей греховности, осознание глубокой поврежденности человеческой природы страстями им не свойственно. Не потому ли они недооценивают значение Воскресения, а соответственно, воскресного дня? Вместо этого протестанты сектантского толка, так называемые субботники, делают акцент на ветхозаветной субботе. Получается, что они вроде и приближаются к истине, но не могут её вполне познать, потому что их греховность, которую они не видят, приземляет их и не позволяет понять глубочайший смысл Воскресения. А ведь в Пасхе, Воскресении — сердцевина духовной жизни христианина. Мы все стремимся к Воскресению. Если Христос не воскрес, — пишет святой апостол, — то вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15: 14). Поэтому самый главный для нас день не суббота, а воскресение.

Правда, согласно православному церковному уставу, и суббота как богослужебный день особо выделяется среди других дней недели. Великим постом в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, отменяются земные поклоны, меняется цвет облачений на более светлый и др.

В целом, из всего вышесказанного следует, что третья и четвертая заповеди — одни из самых важных, ибо они настраивают нас на главнейшие христианские добродетели: правильную молитву, благоговейное отношение к Богу и бережное – к людям. А главное — научают началу премудрости — страху Божию.

Источник

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Третья Заповедь

Третья заповедь сформулирована в Исходе 20:7 и во Второзаконии 5:11.

Исход 20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Ветхозаветное слово, использованное в этой заповеди, может быть переведено как:
— произносить напрасно, всуе;
— ложно клясться именем Бога.

Чтобы избежать излишних споров, следует отметить, что и то и другое противно Господу: Левит 19:12 «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести [не оскверняй, не хули] имени Бога твоего. Я Господь». Дополнительный стих:
Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ‘кто Господь?’ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

I. КАК ПОНИМАТЬ ТРЕТЬЮ ЗАПОВЕДЬ?

Что значит «произносить имя Бога напрасно»?

1 Определение словаря:
По определению словаря, слово «Напрасный» означает: ненужный, тщетный, неосновательный, лишний, бесполезный, бессмысленный и безуспешный.

2 Перефразирование Третьей Заповеди:
Таким образом: Не следует использовать имя Господа: бессмысленным образом; тщетно и безуспешно; как что-то ненужное и бесполезное.

3 Позитивное чтение Третьей Заповеди.
Если пойти методом «от противного», то третью заповедь можно перефразировать следующим образом: Произноси имя Господа только… осознанно, и с искренними намерениями; в нужном (полезном) контексте, для полезной цели.

II. «НЕ ПРОИЗНОСИТЕ ИМЯ ГОСПОДА НАПРАСНО»

1. Что является нарушением Третьей Заповеди?

Б. Имя Господа – это доступ к Богу и к Его милости, благодати и благословениям.
Иисус оставил нам Своё имя, сказав: Иоанна 14:13-14 «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Иоанна 16:23-24 «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».
Когда мы употребляем имя Господа всуе, мы лишаем себя тех благословений, к которым доступ открыт в имени нашего Господа Бога.

3. Как нам избежать нарушения третьей заповеди?
A. Возможно ли перестать использовать имя Господа всуе?
Человек не в состоянии исполнять Закон Божий на все 100%. Это относится и к третьей заповеди. Во-первых, человек ограничен в своём познании и понимании Господа, и потому не в состоянии до конца осознать и понять величие и святость Бога и Его имени.
Во-вторых, наше поклонение и почитание Бога весьма далеко от совершенства и такого поклонения, которого Господь заслуживает.
Таким образом, получается, что третья заповедь является не просто одной из заповедей Закона Божия, а милостивым разрешением Господа использовать Его имя. И это разрешение имеет ограничение, сформулированное в виде третьей заповеди.

Б. Взаимоотношения, на которых утверждены Божьи Заповеди.
Нам не стоит забывать, какие взаимоотношения между Богом и человеком лежат в основе Закона Божьего. Это взаимоотношения, которые можно описать как: (1) Завет, преданность завету (договору) с Господом; а также (2) Уважение и любовь.
Таким образом, мы должны употреблять Божье имя с любовью и уважением: превозносить и славить имя Господа (это есть святое почитание, преклонение). Псалтирь 73:21 «Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё». Псалтирь 66:4 «Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все».

III. «ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ»

Вторая часть заповеди гласит: «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это означает, что Господь обязательно накажет тех, кто нарушает эту заповедь.
Употребление имени Господа напрасно может показаться безобидным делом. Что тут такого? Разве от Господа убудет, если мы лишний раз упомянём Его имя во время разговора или перебранки? Что тут такого?

На самом деле, если задуматься, то напрасное употребление имени Господа Бога…

Господь не оставляет без наказания тех, кто использует Его святое имя всуе. И, как мы отметили раньше, люди, жившие во времена Ветхого Завета, прекрасно об этом знали. Иов 2:19 «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Жена Иова посоветовала ему, каким образом он может быстро прекратить свои боль и страдания в этом мире. Она знала, что за хулу на Бога, Господь покарает Иова смертью.
Сам Господь предусмотрел смертную казнь за богохульство: Левит 24:10-16 «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти».
Пример того, как Господь не оставляет безнаказанными людей, нарушающих третью заповедь Закона Божия, описан во 2-м Царств 21:1-2 «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды». Итак, Господь наказал Израильский народ за то, что они нарушили клятву о перемирии, данную Гаваонитянам.

Слово Божье предупреждает нас, что Господь не оставляет без наказания хулителей имени Бога. И в то же самое время Господь дарует милость раскаявшемуся грешнику. Примером является апостол Павел, сказавший о себе в 1 Тимофею 1:12-17 «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь».

На примере Павла мы видим, что обратившийся грешник не только перестаёт осквернять и хулить имя Господа, но наоборот начинает славить Бога и возвеличивать Его имя среди людей, возвещая о Господе неверующим: Деяния 9:15 «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми».
Это то, к чему призваны все христиане – возвещать имя Господа по всей земле, то есть быть свидетелями Христа: Деяния 1:8 «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Источник

Заповеди Божии

Оглав­ле­ние

Бог хочет, чтобы люди были счаст­ливы, любили Его, любили друг друга и не вре­дили себе и другим, поэтому Он дал нам запо­веди. В них выра­жены духов­ные законы, они обе­ре­гают нас от беды и учат, как жить и стро­ить отно­ше­ния с Богом и людьми. Как роди­тели пре­ду­пре­ждают своих детей об опас­но­сти и учат жизни, так и Отец наш Небес­ный делает нам необ­хо­ди­мые настав­ле­ния. Запо­веди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять запо­ве­дей обя­заны соблю­дать и люди Нового Завета, хри­сти­ане. «Не думайте, что Я пришел нару­шить закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить» ( Мф.5:17 ), — гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос.

Самый глав­ный закон духов­ного мира — это закон любви к Богу и людям.

Все десять запо­ве­дей гово­рят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух камен­ных плит — скри­жа­лий, на одной из кото­рых были напи­саны первые четыре запо­веди, гово­ря­щие о любви ко Гос­поду, а на второй – осталь­ные шесть, об отно­ше­нии к ближ­ним. Когда Гос­пода нашего Иисуса Христа спро­сили: «Какая боль­шая запо­ведь в законе?», Он отве­тил: «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим»: сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». На сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ется весь закон и про­роки» ( Мф.22:37-40 ).

Что это значит? То, что если чело­век дей­стви­тельно достиг насто­я­щей любви к Богу и ближ­ним, он не может нару­шить ни одну из десяти запо­ве­дей, потому что они все гово­рят о любви к Богу и людям. И к этой совер­шен­ной любви мы должны стре­миться.

Рас­смот­рим десять запо­ве­дей Закона Божьего по порядку:

Так они звучат по цер­ковно-сла­вян­ски. В даль­ней­шем, раз­би­рая каждую запо­ведь, мы будем давать и их рус­ский пере­вод.

Первая запо­ведь

Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Гос­подь явля­ется Твор­цом все­лен­ной и духов­ного мира и Пер­во­при­чи­ной всего суще­ству­ю­щего. Весь наш пре­крас­ный, гар­мо­нич­ный и неве­ро­ятно сложно устро­ен­ный мир никак не мог воз­ник­нуть сам собой. За всей этой кра­со­той и гар­мо­нией стоит Твор­че­ский Разум. Верить в то, что все суще­ству­ю­щее воз­никло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безу­мие. «Сказал безу­мец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс.13:1 ), — гово­рит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он забо­тится, про­мыш­ляет о людях и о всем создан­ном Им, без Его попе­че­ния мир бы рухнул.

Бог – Источ­ник всех благ и чело­век должен стре­миться к Нему, ибо только в Боге он полу­чает жизнь. «Я есть путь и истина и жизнь» ( 1Кор.10:31 ). Глав­ным сред­ством бого­об­ще­ния явля­ется молитва и святые таин­ства, в кото­рых мы полу­чаем бла­го­дать Божию, боже­ствен­ную энер­гию.

Бог хочет, чтобы люди про­слав­ляли Его пра­вильно, то есть пра­во­славно. Одним из самых вред­ных совре­мен­ных заблуж­де­ний явля­ется то, что все рели­гии и веры гово­рят об одном и том же и оди­на­ково стре­мятся к Богу, просто молятся Ему по-раз­ному. Истин­ная вера может быть только одна – пра­во­слав­ная. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам: «Ибо все боги наро­дов – идолы, а Гос­подь небеса сотво­рил» ( 1Ин.4:8 ).

В книге Деяний святых апо­сто­лов про Христа ска­зано: «нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» ( 1Ин.4:3 ). Для нас вера в Иисуса Христа, как Бога и Спа­си­теля явля­ется глав­ным дог­ма­том, а другие рели­гии, вообще, боже­ство Христа отри­цают. Либо счи­тают его одним из мно­го­чис­лен­ных язы­че­ских божеств, либо просто про­ро­ком, либо даже, прости Гос­поди, лже­мес­сией. Так что у нас с ними не может быть ничего общего.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице про­слав­ля­е­мый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас пра­во­слав­ных хри­стиан быть иных богов.

Гре­хами против первой запо­веди явля­ется: 1) атеизм (отри­ца­ние Бога); 2) мало­ве­рие, сомне­ние, суе­ве­рие, когда люди сме­ши­вают веру с неве­рием или все­воз­мож­ными при­ме­тами и про­чими пере­жит­ками язы­че­ства. Также грешат против первой запо­веди те, кто гово­рит: «У меня Бог в душе», а в цер­ковь при этом не ходят и к таин­ствам не при­сту­пают, или при­сту­пают редко; 3) язы­че­ство (мно­го­бо­жие), вера в ложных богов, сата­низм, оккуль­тизм и эзо­те­рика. К этому также можно отне­сти магию, кол­дов­ство, цели­тель­ство, экс­тро­сен­со­рику, аст­ро­ло­гию, гада­ние и обра­ще­ние к людям, зани­ма­ю­щимся всем этим, за помо­щью; 4) ложные мнения, про­ти­во­ре­ча­щие вере пра­во­слав­ной и отпа­де­ние от Церкви в раскол, лже­уче­ния и секты; 5) отре­че­ние от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с мало­ве­рием.

Вторая запо­ведь

Не сотвори себе кумира и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не покло­ни­шися им, ни послу­жиши им.

Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не покло­няйся и не служи им.

Вторая запо­ведь запре­щает покло­няться тво­ре­нию вместо Творца. Мы знаем, что такое язы­че­ство и идо­ло­по­клон­ство, вот, что пишет о языч­ни­ках апо­стол Павел: «назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели, и славу нетлен­ного Бога изме­нили в образ, подоб­ный тлен­ному чело­веку, и птицам, и чет­ве­ро­но­гим, и пресмыкающимся…Они заме­нили истину Божию ложью, и слу­жили твари вместо Творца» ( Рим.1:23-35 ). Вет­хо­за­вет­ный изра­иль­ский народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в истин­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами, чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, что ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские обычаи и веро­ва­ния, Гос­подь уста­нав­ли­вает эту запо­ведь. Сейчас языч­ни­ков, идо­ло­по­клон­ни­ков оста­лось довольно мало, хотя мно­го­бо­жие, покло­не­ние исту­ка­нам и идолам есть и сейчас. Напри­мер, в Индии, Африке, Южной Аме­рике, неко­то­рых других стра­нах. Даже у нас в России, где хри­сти­ан­ству вот уже более 1000 лет, кое-кто пыта­ется воз­ро­дить древ­нее сла­вян­ское язы­че­ство.

Почи­та­ние в пра­во­сла­вии святых икон никак не может быть названо идо­ло­по­клон­ством. Во-первых, мы воз­но­сим молитвы покло­не­ния не самой иконе, не мате­ри­алу, из кото­рого она сде­лана, а тем, кто на ней изоб­ра­жен: Богу, Бого­ро­дице и святым. Взирая на образ, мы вос­хо­дим умом к Пер­во­об­разу. Во-вторых свя­щен­ные изоб­ра­же­ния дела­лись еще в Ветхом Завете по пове­ле­нию Самого Бога. Гос­подь пове­лел Моисею поста­вить в первом пере­движ­ном вет­хо­за­вет­ном храме, скинии, золо­тые изоб­ра­же­ния Херу­ви­мов. Уже в первые века хри­сти­ан­ства, в рим­ских ката­ком­бах, местах собра­ний первых хри­стиан, были настен­ные изоб­ра­же­ния Христа в виде доб­рого Пас­тыря, Матери Божией, с воз­де­тыми руками и другие свя­щен­ные образы. Все эти фрески были най­дены при рас­коп­ках.

Хотя в совре­мен­ном мире оста­лось мало прямых идо­ло­по­клон­ни­ков, многие люди творят себе куми­ров, воз­дают им покло­не­ние и при­но­сят жертвы. Для многих такими идо­лами, тре­бу­ю­щими посто­ян­ных жерт­во­при­но­ше­ний, стали их стра­сти и пороки. Стра­сти – уко­ре­нив­ши­еся гре­хов­ные при­вычки, пагуб­ные зави­си­мо­сти. Неко­то­рые люди попали в их плен и уже не могут обхо­диться без них, и служат им, как своим гос­по­дам, ибо: « кто кем побеж­ден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ). Вот эти идолы — стра­сти: 1) чре­во­уго­дие; 2) блуд; 3) среб­ро­лю­бие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тще­сла­вие; 8) гор­дость.

Апо­стол Павел не зря срав­ни­вает слу­же­ние стра­стям с идо­ло­по­клон­ством: «любостяжание…есть идо­ло­слу­же­ние» ( Кол.3:5 ). Служа стра­сти, чело­век пере­стает думать о Боге и слу­жить Ему, и он также забы­вает о любви к ближ­ним.

К грехам против второй запо­веди также можно отне­сти страст­ную при­вя­зан­ность к каким-либо делам, когда это увле­че­ние ста­но­вится стра­стью. Идо­ло­слу­же­нием явля­ется и страст­ное покло­не­ние какой-либо лич­но­сти. Неда­ром неко­то­рые арти­сты, певцы, спортс­мены в совре­мен­ном мире так и назы­ва­ются: куми­рами и идо­лами.

Третья запо­ведь

Не при­емли имене Гос­пода Бога твоего всуе.

Не про­из­носи имени Гос­пода Бога твоего напрасно.

Что значит поми­нать имя Гос­пода всуе? То есть про­из­но­сить его не в молитве, не в духов­ных бесе­дах, а ведя празд­ные раз­го­воры, как гово­риться, «для крас­ного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом явля­ется про­из­не­се­ния имени Божия с жела­нием поху­лить Бога, посме­яться над Ним. Также грехом против третий запо­веди явля­ется кощун­ство, когда святые пред­меты ста­но­вятся пред­ме­том насме­шек и пору­га­ния. Неис­пол­не­ние обетов, данных Богу и лег­ко­мыс­лен­ные клятвы, с при­зы­ва­нием имени Божия, также явля­ются нару­ше­нием этой запо­веди.

Имя Божие явля­ется для нас свя­ты­ней, и его нельзя раз­ме­ни­вать в пустой, празд­ной речи. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский при­во­дит притчу о поми­но­ве­нии имени Гос­пода всуе:

Один золо­тых дел мастер сидел в своей лавке за вер­ста­ком и, рабо­тая, непре­станно поми­нал имя Божие всуе: то как клятву, то как люби­мое словцо. Некий палом­ник, воз­вра­щав­шийся из святых мест, про­ходя мимо лавки, услы­шал это, и душа его воз­му­ти­лась. Тогда он оклик­нул юве­лира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, палом­ник спря­тался. Ювелир, никого не увидев, вер­нулся в лавку и про­дол­жил работу. Палом­ник снова его оклик­нул, а когда ювелир вышел, тот при­ки­нулся, что ничего не знает. Мастер, рас­сер­див­шись, вер­нулся к себе и снова начал рабо­тать. Палом­ник в третий раз его оклик­нул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, при­ки­нув­шись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешен­стве набро­сился на палом­ника:

— Зачем ты зовешь меня пона­прасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Палом­ник миро­лю­биво отве­тил:

— Поис­тине, у Гос­пода Бога работы еще больше, но ты Его при­зы­ва­ешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сер­диться больше: ты или Гос­подь Бог?

Ювелир, при­сты­жен­ный, вер­нулся в мастер­скую и с тех пор держал язык за зубами.

Слово имеет вели­кое зна­че­ние и силу. Бог сотво­рил этот мир, посред­ством Слова. «Словом Гос­пода сотво­рены небеса, и духом уст Его – все воин­ство их» ( Мф.12:36 ), — гово­рит Спа­си­тель. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что «Егда, кто матер­ными сло­вами руга­ется, тогда у Пре­стола Гос­подня Мати Божия данный Ею молит­вен­ный покров от чело­века отни­мает, и Сама отсту­пает, и кото­рый чело­век матерно избра­нится, себя в той день про­кля­тию под­вер­гает, понеже мать свою ругает и горько её оскорб­ляет. С тем чело­ве­ком не подо­бает нам ясти и пити, аще не отста­нет от онаго матер­ного слова».

Чет­вер­тая запо­ведь

Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый, суб­бота, Гос­поду Богу твоему.

Помни день суб­бот­ний, чтобы про­во­дить его свято: шесть дней рабо­тай и делай в про­дол­же­нии их все дела твои, а день седь­мой – день суб­бота посвя­щай Гос­поду Богу твоему.

Гос­подь сотво­рил этот мир за шесть этапов – дней и окон­чив тво­ре­ние. «И бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» ( Быт.2:3 ). Это не значит, что Бог не забо­тится о сотво­рен­ном мире, но озна­чает что Гос­подь закон­чил все дей­ствия, свя­зан­ные с тво­ре­нием.

В Ветхом Завете днем покоя почи­та­лась суб­бота (В пере­воде с древ­не­ев­рей­ского покой). В ново­за­вет­ные вре­мена святым днем покоя стал день вос­крес­ный, когда вос­по­ми­на­ется Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Седь­мым и самым глав­ным днем для хри­стиан явля­ется день вос­кре­се­ния, малая Пасха, и обычай почи­та­ния вос­крес­ного дня идет еще от времен святых апо­сто­лов. В вос­крес­ный день хри­сти­ане воз­дер­жи­ва­ются от работ и идут в цер­ковь, чтобы помо­литься Богу, побла­го­да­рить Его за про­шед­шую неделю и попро­сить бла­го­сло­ве­ние на труды гря­ду­щей сед­мицы. В этот день очень хорошо при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин. День вос­крес­ный мы посвя­щаем молитве, духов­ному чтению, бла­го­че­сти­вым заня­тиям. В вос­кре­се­ние, как день сво­бод­ный от обыч­ных трудов, можно помочь ближ­ним. Наве­стить боль­ных, ока­зать помощь немощ­ным, пре­ста­ре­лым.

Часто от людей дале­ких от Церкви или мало цер­ков­ных, можно слы­шать о том, что у них, дескать, нет вре­мени для домаш­ней молитвы и посе­ще­ния храма. Да, совре­мен­ный чело­век подчас очень сильно загру­жен, но даже у заня­тых людей оста­ется немало сво­бод­ного вре­мени на то, чтобы раз­го­ва­ри­вать по теле­фону с подру­гами, дру­зьями и род­ствен­ни­кам, читать жур­налы, газеты и романы, часами сидеть у теле­ви­зора и ком­пью­тера, а на молитву вре­мени нет. Иной чело­век в шесть часов вечера при­хо­дит домой и потом 5–6 часов лежит на диване у теле­ви­зора, и ему бывает лень встать и про­честь весьма недлин­ное вечер­нее молит­вен­ное пра­вило или почи­тать Еван­ге­лие.

Те люди, кото­рые чтут вос­крес­ные дни и цер­ков­ные празд­ники, молятся в храме и не ленятся читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, полу­чают гораздо больше тех, кто про­во­дят это время в празд­но­сти и лени. Гос­подь бла­го­сло­вит их труды, умно­жит их силы и пошлет им Свою помощь.

Пятая запо­ведь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.

Почи­тай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почи­тает своих роди­те­лей, обе­ща­ется не только награда в Цар­стве Небес­ном, но даже в земной жизни бла­го­сло­ве­ние, бла­го­по­лу­чие и мно­го­ле­тие. Чтить роди­те­лей это значит ува­жать их, про­яв­лять послу­ша­ние им, помо­гать им, забо­титься о них в ста­ро­сти, молиться о их здра­вии и спа­се­нии, а когда они умрут, молиться о упо­ко­е­нии их души.

Нередко люди спра­ши­вают: как можно любить и почи­тать роди­те­лей, кото­рые не про­яв­ляют заботу о детях, пре­не­бре­гают своими обя­зан­но­стями или впа­дают в тяже­лые грехи? Роди­те­лей мы не выби­раем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких роди­те­лей? Для того чтобы нам про­явить лучшие хри­сти­ан­ские каче­ства: тер­пе­ние, любовь, сми­ре­ние, научиться про­щать.

Через роди­те­лей мы пришли в этот мир, они при­чина нашего бытия и сама при­рода про­ис­хож­де­ния от них научает нас почи­тать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то пре­взой­дем в другом отно­ше­нии посред­ством ува­же­ния к ним, не только по закону при­роды, но пре­иму­ще­ственно перед при­ро­дой, по (чув­ству) страха Божия. Воля Божия реши­тельно тре­бует, чтобы роди­тели были почи­та­емы детьми, и испол­ня­ю­щих это награж­дает вели­кими бла­гами и дарами, а нару­ша­ю­щих этот закон нака­зы­вает вели­кими и тяж­кими несча­стьями». Почи­тая отца и мать, мы почи­таем Самого Бога, Отца нашего небес­ного. Он вместе с зем­ными нашими роди­те­лями дал нам самый из дра­го­цен­ных даров – дар жизни. Роди­те­лей можно назвать сотвор­цами, сора­бот­ни­ками Гос­поду. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бес­смерт­ную душу.

Если чело­век не почи­тает роди­те­лей, отри­цает эту иерар­хию, он может очень легко прийти и к непо­чи­та­нию и отри­ца­нию Бога. Сна­чала он не ува­жает роди­те­лей, потом пере­стает любить родину, затем отри­цает мать-цер­ковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень вза­и­мо­свя­зано. Неда­ром, когда хотят поко­ле­бать госу­дар­ство, раз­ру­шить его устои изнутри, в первую оче­редь опол­ча­ются на цер­ковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почи­та­ние стар­ших, пере­дача тра­ди­ций (а слово тра­ди­ция как раз и про­ис­хо­дит от латин­ского tradition — пере­дача), цемен­ти­рует обще­ство, делает народ креп­ким.

Шестая запо­ведь

Не убий.

Убий­ство, отня­тие жизни у дру­гого чело­века и само­убий­ство, то есть само­воль­ный уход из жизни – одни из самых тяже­лых грехов.

Само­убий­ство – самый страш­ный грех. Это есть бунт против Бога, кото­рый дал нам дра­го­цен­ный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божиих, мы не имеем права ухо­дить из нее, когда нам взду­ма­ется. Совер­шая само­убий­ство, чело­век уходит из жизни в страш­ном помра­че­нии отча­я­ния и уныния. Он уже не может пока­яться в этом грехе, также он не может при­не­сти пока­я­ние в грехе убий­ства, кото­рый он совер­шает по отно­ше­нию к самому себе, за гробом пока­я­ния нет.

Чело­век, лишив­ший дру­гого жизни по неосто­рож­но­сти, также пови­нен в убий­стве, но вина его меньше, чем у того, кто уби­вает созна­тельно. Также пови­нен в убий­стве тот, кто спо­соб­ство­вал убий­ству. Напри­мер, муж жен­щины, кото­рый не отго­во­рил ее сде­лать аборт или даже сам спо­соб­ство­вал этому.

Люди, своими вред­ными при­выч­ками и поро­ками и гре­хами сокра­ща­ю­щие свою жизнь и нано­ся­щие вред своему здо­ро­вью, также грешат против шестой запо­веди.

Любой вред, нане­сен­ный ближ­нему – есть также нару­ше­ние этой запо­веди. Нена­висть, злоба, побои, изде­ва­тель­ства, оскорб­ле­ния, про­кля­тия, гнев, зло­рад­ство, зло­па­мят­ство, зло­же­ла­тель­ство, непро­ще­ние обид — все это грехи против запо­ведь «не убий», потому что «всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца» ( 1Ин.3:15 ), — гово­рит Слово Божие.

Кроме убий­ства телес­ного суще­ствует не менее страш­ное убий­ство – убий­ство духов­ное, когда кто-то соблаз­няет, совра­щает ближ­него в неве­рие или под­тал­ки­вает к совер­ше­нию греха, и тем самым губит его душу.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский пишет, что «не всякое отня­тие жизни есть зако­но­пре­ступ­ное убий­ство. Не явля­ется без­за­кон­ным убий­ство, когда отни­ма­ется жизнь по долж­но­сти, как-то: 1) когда пре­ступ­ника нака­зы­вают смер­тью по пра­во­су­дию; 2) когда уби­вают непри­я­теля на войне за Оте­че­ство».

Седь­мая запо­ведь

Не пре­любы сотвори.

Гос­подь уста­но­вил брач­ный союз и бла­го­сло­вил плот­ское обще­ние в нём, слу­жа­щее дето­рож­де­нию. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» ( Быт.2:24 ). Нали­чие брака – это ещё одно (пусть не самое глав­ное) отли­чие нас от живот­ных. У зверей брака нет. У людей же суще­ствует брак, вза­им­ная ответ­ствен­ность, обя­зан­но­сти друг перед другом и перед детьми.

Но то, что бла­го­слов­ля­ется в браке, явля­ется грехом, нару­ше­нием запо­веди, если совер­ша­ется вне брака. Супру­же­ский союз соеди­няет муж­чину и жен­щину в «одну плоть» ( 1Кор.6:15-16 )

Свя­щен­ное Писа­ние отно­сит блуд к наи­бо­лее тяжё­лым грехам: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не насле­дуют» ( 1Кор.6:9 ).

Грехом, еще более тяжким, чем блуд явля­ется пре­лю­бо­де­я­ние, то есть нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти или телес­ные отно­ше­ния с чело­ве­ком, нахо­дя­щимся в браке.

Измена раз­ру­шает не только брак, но и душу того, кто изме­няет. На чужом горе сча­стья не постро­ишь. Суще­ствует закон духов­ного рав­но­ве­сия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вер­нется. Пре­лю­бо­де­я­ние, блуд начи­на­ется не с факта телес­ной бли­зо­сти, а гораздо раньше, когда чело­век даёт себе раз­ре­ше­ние на гряз­ные мысли, нескром­ные взгляды. В Еван­ге­лии ска­зано: всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своём» ( Мф.5:28 ). Поэтому блуд мыс­лен­ный, нехра­не­ние зрения, слуха, бес­стыд­ные раз­го­воры — эти и другие подоб­ные им грехи, явля­ются нару­ше­нием седь­мой запо­веди.

Вось­мая запо­ведь

Не укради.

Нару­ше­нием этой запо­веди явля­ется при­сво­е­ние чужой соб­ствен­но­сти, как госу­дар­ствен­ной, так и част­ной. Виды воров­ства могут быть раз­но­об­разны: грабеж, кража, обман в тор­го­вых делах, подкуп, взя­точ­ни­че­ство, укло­не­ние от нало­гов, туне­яд­ство, свя­то­тат­ство (то есть при­сво­е­ние цер­ков­ного иму­ще­ства), все­воз­мож­ные аферы, махи­на­ции и мошен­ни­че­ства. Кроме этого к грехам против вось­мой запо­веди можно отне­сти всякую нечест­ность: ложь, обман, лице­ме­рие, лесть, под­ха­лим­ство, чело­ве­ко­уго­дие, так как в этом случае люди пыта­ются также при­об­ре­сти что-то, напри­мер, рас­по­ло­же­ние ближ­него, нечест­ным, воров­ским путем.

В основе кражи, воров­ства лежит страсть среб­ро­лю­бия и борется она стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лей. Среб­ро­лю­бие может быть двух видов: Мотов­ство (любовь к рос­кош­ной жизни) и ску­пость, жад­ность И то и другое тре­бует средств, кото­рые при­об­ре­та­ются зача­стую нечест­ным путем.

Среб­ро­лю­бие борется стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ему доб­ро­де­те­лей: мило­сер­дием к бедным, нес­тя­жа­нием, тру­до­лю­бием, чест­но­стью и духов­ной жизнью, ибо при­вя­зан­ность к день­гам и другим мате­ри­аль­ным цен­но­стям всегда про­ис­хо­дит от без­ду­хов­но­сти.

Девя­тая запо­ведь

Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.

Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.

Этой запо­ве­дью Гос­подь запре­щает не только прямое лже­сви­де­тель­ство против ближ­него своего, напри­мер в суде, но и всякую ложь, ска­зан­ную в адрес других людей, как то: кле­вета, поклеп, ложные доносы. Грех празд­но­сло­вия, столь обыч­ный повсе­днев­ный для совре­мен­ного чело­века, также очень часто бывает связан с гре­хами против девя­той запо­веди. В празд­ных раз­го­во­рах посто­янно раз­да­ются сплетни, пере­суды, а порой наветы и кле­вета. Во время празд­ной беседы очень легко «сболт­нуть лиш­него», раз­гла­сить дове­рен­ные тебе чужие тайны и сек­реты, под­ве­сти и под­ста­вить ближ­него. «Язык мой — враг мой», — гово­рят в народе, и дей­стви­тельно, наш язык может при­не­сти боль­шую пользу нам и ближ­ним, а может очень сильно навре­дить. Апо­стол Иаков гово­рит, что языком мы порой «бла­го­слов­ляем Бога и Отца, и им про­кли­наем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию» ( Иак.3:9 ). Грешим мы против девя­той запо­веди и когда не только гово­рим ложь и кле­вету на ближ­него, но и когда согла­ша­емся со ска­зан­ным дру­гими, этим самым участ­вуя в грехе осуж­де­ния.

«Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ), — пре­ду­пре­ждает Спа­си­тель. Осуж­дать – значит судить, пред­вос­хи­щать суд Божий, узур­пи­ро­вать Его права (в этом тоже страш­ная гор­дость!) ибо только Гос­подь, зна­ю­щий про­шлое, насто­я­щее и буду­щее чело­века, может судить о нём. Преп. Иоанн Сав­ва­ит­ский рас­ска­зы­вает сле­ду­ю­щее: «Раз пришёл ко мне инок из сосед­него мона­стыря, и я спро­сил его, как живут отцы. Он отве­чал: «Хорошо, по молит­вам Вашим». Затем я спро­сил об иноке, кото­рый не поль­зо­вался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не пере­ме­нился, отче!» Услы­шав это, я вос­клик­нул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почув­ство­вал себя как бы в вос­торге и увидел Иисуса Христа, рас­пя­того между двумя раз­бой­ни­ками. Я, было, устре­мился на покло­не­ние Спа­си­телю, как вдруг Он обра­тился к пред­сто­я­щим Анге­лам и сказал им: «Изринте его вон, — это анти­христ, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Гос­пода, я изго­нялся, в дверях оста­лась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда при­шед­шему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спро­сил тот. Тогда я рас­ска­зал ему о виде­нии и заме­тил, что остав­лен­ная мной мантия озна­чает, что я лишён покрова и помощи Божией. И с того вре­мени семь лет провёл я, блуж­дая по пусты­ням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с чело­ве­ками не бесе­дуя, пока не увидел Гос­пода моего, воз­вра­тив­шего мне мантию».

Вот как страшно выно­сить суж­де­ние о чело­веке.

Деся­тая запо­ведь

Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.

Не желай жены ближ­него твоего и не желай дома ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что при­над­ле­жит ближ­нему твоему.

Запо­ведь эта запре­щает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь гре­хов­ные, завист­ли­вые мысли против них. Любой грех начи­на­ется с мысли, с помысла о нем. В начале чело­век начи­нает зави­до­вать день­гам и иму­ще­ству ближ­них, потом в его сердце зарож­да­ется помы­сел украсть это добро у своего брата, и вскоре он вопло­щает свои гре­хов­ные мечты в дей­ствие. Пре­лю­бо­де­я­ние также, как известно, начи­на­ется с нескром­ных взгля­дов и завист­ли­вых помыс­лов отно­си­тельно супруги ближ­него. Также нужно ска­зать, что зависть к богат­ству, иму­ще­ству талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, зависть как кис­лота разъ­едает душу. Нам уже непри­ятно общаться с ними, мы не можем раз­де­лить с ними их радость, наобо­рот, завист­ли­вого чело­века очень радует, вне­зап­ная скорбь и горе постиг­шее тех, кому он зави­до­вал. Вот почему так опасен грех зави­сти, он явля­ется нача­лом, семе­нем других грехов. Чело­век завист­ли­вый также грешит против Бога, он не хочет доволь­ство­ваться тем, что ему посы­лает Гос­подь, ему посто­янно мало, он обви­няет во всех своих бедах ближ­них и Бога. Такой чело­век нико­гда не будет счаст­лив и дово­лен жизнью, ведь сча­стье это не какая-то сумма земных благ, а состо­я­ние души чело­века. «Цар­ство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно начи­на­ется здесь на земле, с пра­виль­ного устро­е­ния души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и бла­го­да­рить за них Бога – залог чело­ве­че­ского сча­стья.

Еван­гель­ские запо­веди бла­жен­ства

Мы уже гово­рили, что Бог дал людям десять запо­ве­дей еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена. Даны они были для того, чтобы огра­дить людей от зла, пре­ду­пре­дить об опас­но­сти, кото­рую несет грех. Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Новый Завет, дал нам Новый Еван­гель­ский Закон, осно­вой кото­рого явля­ется любовь: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга» ( Мф.5:48 ). Однако, Спа­си­тель нисколько не отме­нил соблю­де­ние десяти запо­ве­дей, но указал людям совер­шенно новый уро­вень духов­ной жизни. В Нагор­ной про­по­веди, рас­ска­зы­вая о том как должен стро­ить свою жизнь хри­сти­а­нин, Спа­си­тель, в том числе, дает девять Запо­ве­дей Бла­жен­ства. Эти запо­веди гово­рят уже не о запрете греха, а о хри­сти­ан­ском совер­шен­стве. Они рас­ска­зы­вают: как достиг­нуть бла­жен­ства, какие доб­ро­де­тели при­бли­жают чело­века к Богу, ибо только в Нем чело­век может найти истин­ное бла­жен­ство. Запо­веди Бла­жен­ства не только не отме­няют десяти запо­ве­дей Закона Божьего, но очень пре­мудро допол­няют их. Недо­ста­точно просто не совер­шать грех, или изгнать его из нашей души, пока­яв­шись в нем. Нет, нужно, чтобы наша душа была запол­нена про­ти­во­по­лож­ными грехам доб­ро­де­те­лями. «Свято место пусто не бывает». Недо­ста­точно не делать зла, нужно тво­рить добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена раз­ру­шена, мы начи­наем видеть Бога, но при­бли­зить к Нему нас может только нрав­ствен­ная хри­сти­ан­ская жизнь.

Вот девять запо­ве­дей, кото­рые нам дал Спа­си­тель как руко­вод­ство к хри­сти­ан­скому подвигу:

ПЕРВАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Что значит быть «нищим духом», и почему такие люди явля­ются «бла­жен­ными»? Для того, чтобы понять это нужно исполь­зо­вать образ обыч­ного нищего чело­века. Мы все видели, знаем людей, достиг­ших край­ней сте­пени бед­но­сти, нищеты. Среди них, конечно, есть люди разные и не будем сейчас рас­смат­ри­вать их морально-нрав­ствен­ные каче­ства, нет, жизнь этих несчаст­ных нужна нам как некий образ. Каждый нищий пре­красно пони­мает, что стоит на послед­ней сту­пени соци­аль­ной лест­ницы, что все осталь­ные люди в мате­ри­аль­ном плане нахо­дятся гораздо выше его. А он ски­та­ется в лох­мо­тьях, часто не имея соб­ствен­ного угла, и просит мило­стыню, чтобы хоть как-то под­дер­жать свою жизнь. Пока нищий обща­ется с такими же бед­ня­ками как он, то может не заме­чать своего поло­же­ния, но, увидев чело­века бога­того, состо­я­тель­ного он тут же чув­ствует бед­ствен­ность соб­ствен­ного поло­же­ния.

Нищета духов­ная озна­чает сми­ре­ние, видение своего истин­ного состо­я­ния. Как обыч­ный нищий не имеет ничего своего, но оде­ва­ется в то, что дадут и пита­ется пода­я­нием, также и мы должны осо­зна­вать, что все, что мы имеем, полу­чаем от Бога. Это все не наше, мы лишь при­каз­чики, упра­ви­тели имения, кото­рое нам дал Гос­подь. Дал, чтобы оно слу­жило спа­се­нию нашей души. Можно быть отнюдь не бедным чело­ве­ком, но быть «нищим духом», со сми­ре­нием при­ни­мать то, что нам дарует Бог и исполь­зо­вать это на слу­же­нию Гос­поду и людям. Все от Бога, не только богат­ство мате­ри­аль­ное, но и здо­ро­вье, таланты, спо­соб­но­сти, сама жизнь – все это исклю­чи­тельно дар Божий, за кото­рый мы должны Его бла­го­да­рить. «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), — гово­рит нам Гос­подь. И борьба с гре­хами, и стя­жа­ние добрых дел невоз­можны без сми­ре­ния, все это мы делаем только с помо­щью Божией.

Нищим духом, сми­рен­но­муд­рым, обе­ща­ется «Цар­ство небес­ное». Люди, кото­рые знают, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, кото­рый нужно пре­умно­жить во спа­се­ние души, будут вос­при­ни­мать все послан­ное им, как сред­ство дости­же­ния Цар­ства Небес­ного.

ВТОРАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны пла­чу­щие». Плач может быть вызван совер­шенно раз­ными при­чи­нами, но далеко не всякий плач явля­ется доб­ро­де­те­лью. Запо­ведь о плаче озна­чает пока­ян­ный плач о своих грехах. Пока­я­ние так важно, потому что без него невоз­можно при­бли­зиться к Богу. Грехи мешают нам это сде­лать. Первая запо­ведь о сми­ре­нии уже под­во­дит нас к пока­я­нию, закла­ды­вает основу для духов­ной жизни, ибо осо­знать свои грехи, пока­яться в них может только чело­век, кото­рый чув­ствует свою немощь, нищету перед Отцом Небес­ным. И как еван­гель­ский блуд­ный сын воз­вра­ща­ется в дом Отчий, конечно, Гос­подь примет вся­кого при­хо­дя­щего к Нему, и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому: «бла­женны пла­чу­щие (о грехах), ибо они уте­шатся». У каж­дого чело­века есть грехи, без греха только Один Бог, но нам дан от Бога вели­чай­ший дар – пока­я­ние, воз­мож­ность вер­нуться к Богу, попро­сить про­ще­ния у Него. Святые отцы неда­ром назы­вали пока­я­ние вторым кре­ще­нием, где мы омы­ваем грехи не водой, а сле­зами.

Бла­жен­ными сле­зами можно также назвать слезы состра­да­ния, сопе­ре­жи­ва­ния нашим ближ­ним, когда мы про­ни­ка­емся их горем и ста­ра­емся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны крот­кие». Кро­тость – это мирный, спо­кой­ный, тихий дух, кото­рый чело­век стяжал в своем сердце. Это покор­ность воли Божией и доб­ро­де­тель мира в душе и мира с ближ­ними. «Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» ( Мф.11:29,30 ), — учит нас Спа­си­тель. Он был во всем поко­рен воли Отца Небес­ного, Он служил людям и с кро­то­стью принял стра­да­ния. Взяв­ший на себя благое иго Хри­стово, сле­ду­ю­щий Его путем, ищущий сми­ре­ния, кро­то­сти, любви найдет покой, успо­ко­е­ние своей душе и в этой земной жизни, и в жизни буду­щего века, ибо крот­кие «насле­дуют землю», в первую оче­редь не мате­ри­аль­ную, а духов­ную, в Цар­стве Небес­ном.

То, что «крот­кие насле­дуют землю», спра­вед­ливо не только в духов­ном плане, но даже в земном. Крот­кие и сми­рен­ные хри­сти­ане, без войн, огня и меча, несмотря на страш­ные гоне­ния со сто­роны языч­ни­ков, смогли обра­тить в истин­ную веру всю огром­ную Рим­скую импе­рию.

ЧЕТ­ВЕР­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Жаж­дать и искать правды можно по-раз­ному. Есть опре­де­лен­ные люди, кото­рых можно назвать «прав­до­ис­ка­те­лями», они посто­янно воз­му­ща­ются суще­ству­ю­щими поряд­ками, везде ищут спра­вед­ли­во­сти и жалу­ются в выше­сто­я­щии инстан­ции. Но не про них гово­рится в этой запо­веди. Име­ется в виду совсем другая правда.

Ска­зано, что нужно желать правды как пищи и пития: «Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды». То есть очень сильно, как голод­ный и жаж­ду­щий, терпит стра­да­ния, пока не удо­вле­тво­рит свои потреб­но­сти. О какой правде здесь ска­зано. О Высшей Боже­ствен­ной правде. А Высшая правда, Истина – это Хри­стос. «Я есмь путь и истина» ( Ин.14:6 ), — гово­рит Он о Себе. Сле­до­ва­тельно хри­сти­а­нин должен искать истин­ный смысл жизни в Боге. В Нем одном Истин­ный источ­ник Живой воды и Боже­ствен­ного Хлеба, кото­рый есть Тело Его.

Гос­подь оста­вил нам Слово Божие, в кото­ром изло­жено Боже­ствен­ное учение, правда Божия, Он создал Цер­ковь и вложил в нее все нужное для спа­се­ния. Цер­ковь также явля­ется носи­тель­ни­цей правды и пра­виль­ного знания о Боге, мире и чело­веке. Вот этой правды должен жаж­дать каждый хри­сти­а­нин, читая Свя­щен­ное Писа­ние и нази­да­ясь тво­ре­ни­ями отцов Церкви.

Те, кто рев­нуют о молитве, о тво­ре­нии добрых дел, о насы­ще­нии себя Словом Божиим, поис­тине «жаждут правды», и конечно, полу­чат насы­ще­ние от прис­но­те­ку­щего Источ­ника Спаса нашего и в этом веке и в буду­щем.

ПЯТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Милость, мило­сер­дие – это дела любви по отно­ше­нию к ближ­ним. В этих доб­ро­де­те­лях мы под­ра­жаем Самому Богу: «Будте мило­сердны, как и Отец ваш мило­серд» ( Лк.15:7 ).

И такой же бес­ко­рыст­ной любви научает всех нас, чтобы мы совер­шали дела мило­сти не ради награды, не ожидая полу­чить что-то взамен, а из любви к самому чело­веку, испол­няя запо­ведь Божию.

Делая добрые дела людям, как тво­ре­нию, образу Божию, мы тем самым при­но­сим службу Самому Богу. В Еван­ге­лии описан Страш­ный Суд Божий, когда Гос­подь отде­лит пра­вед­ных от греш­ных и скажет пра­вед­ным: «при­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напо­или Меня; был стран­ни­ком, и вы при­няли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посе­тили Меня; в тем­нице был, и вы пришли ко Мне». Тогда пра­вед­ники скажут Ему в ответ: «Гос­поди! когда мы видели Тебя алчу­щим, и накор­мили? или жаж­ду­щим, и напо­или? когда мы видели Тебя стран­ни­ком, и при­няли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя боль­ным, или в тем­нице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» ( Мф.25:34-40 ). Поэтому ска­зано, что «мило­сти­вые» сами «поми­ло­ваны будут». И напро­тив тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправ­даться на суде Божиим, как ска­зано в той же притче о страш­ном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны чистые серд­цем», то есть чистые душой и умом от гре­хов­ных мыслей и жела­ний. Важно не только избе­гать совер­ше­ния греха види­мым обра­зом, но и воз­дер­жи­ваться от мыслей о нем, потому что любой грех начи­на­ется с помыш­ле­ния, а уже потом мате­ри­а­ли­зу­ется в дей­ствие. «Из сердца чело­века исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния» ( 1Ин.3:15 ). Чело­век име­ю­щий нечи­стую душу, нечи­стые мысли – потен­ци­аль­ный совер­ши­тель потом уже види­мых грехов.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» ( Мф.6:22,23 ). Эти слова Христа ска­заны о чистоте сердца, души. Чистое око – это искрен­ность, чистота свя­тость мыслей и наме­ре­ний, и эти наме­ре­ния ведут к добрым поступ­кам. И наобо­рот: где око, сердце ослеп­лено, там цар­ствуют темные помыш­ле­ния, кото­рые станут впо­след­ствии тем­ными делами. Только чело­век с чистой душой, чистыми помыш­ле­ни­ями, может при­бли­зиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телес­ными очами, а духов­ным зре­нием чистой души и сердца. Если этот орган духов­ного зрения помут­нен, испор­чен грехом, Гос­пода не уви­деть. Поэтому нужно воз­дер­жи­ваться от нечи­стых, гре­хов­ных, злых и унылых мыслей, отго­нять их как все­ва­е­мых от врага, и вос­пи­ты­вать в душе, взра­щи­вать другие – свет­лые, добрые. Мысли эти взра­щи­ва­ются молит­вой, верой и надеж­дой на Бога, любо­вью к Нему, к людям и к вся­кому тво­ре­нию Божию.

СЕДЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими». Запо­ведь мира с людьми и при­ми­ре­ния враж­ду­ю­щих, ста­вится очень высоко, такие люди назы­ва­ются детьми, сынами Гос­пода. Почему? Мы все чада Божия, его тво­ре­ния. Любому роди­телю нет ничего более при­ят­ного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согла­сии между собой: «Как хорошо и как при­ятно жить бра­тьям вместе!» ( Пс.132:1 ). И наобо­рот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце роди­те­лей словно обли­ва­ется кровью! Если мир и хоро­шие отно­ше­ния между детьми радуют даже земных роди­те­лей, тем паче Отцу нашему Небес­ному нужно, чтобы мы жили в мире. И чело­век, кото­рый хранит мир в семье, с людьми, при­ми­ряет враж­ду­ю­щих, при­я­тен и угоден Богу. Мало того, что такой чело­век полу­чает радость, спо­кой­ствие, сча­стье и бла­го­сло­ве­ние от Бога здесь на земле, при­об­ре­тая мир в душе и мир с ближ­ними, он полу­чит, несо­мненно, награду в Цар­стве Небес­ном.

Миро­творцы еще потому назо­вутся «сынами Божи­ими», что в своем подвиге упо­доб­ля­ются Самому Сыну Божьему, Христу Спа­си­телю, Кото­рый при­ми­рил людей с Богом, вос­ста­но­вил ту связь, кото­рая была раз­ру­шена гре­хами и отпа­де­нием чело­ве­че­ства от Бога.

ВОСЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны изгнан­ные правды ради». О взыс­ка­нии Истины, Боже­ствен­ной правды, уже гово­ри­лось в чет­вер­той запо­веди бла­жен­ства. Мы помним, что Истина – это Сам Хри­стос. Он также назы­ва­ется Солн­цем правды. Именно о стес­не­ниях, гоне­ниях за правду Божию гово­рится в этой запо­веди. Путь хри­сти­а­нина — это всегда путь воина Хри­стова. Путь слож­ный, труд­ный, узкий «тесны врата и узок путь, веду­щий в жизнь» ( Мф.7:13 ). И то, что очень многие люди сле­дуют в этом направ­ле­нии, не должно сму­щать нас. Хри­сти­а­нин, всегда иной, не как все. «Ста­райся жить не «как все живут», а как Бог велит, потому что «мир во зле лежит», — гово­рит пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь на земле гнать и поно­сить, потому что оте­че­ство наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому, гони­мым за правду Гос­подь в этой запо­веди обе­ща­ется «Цар­ство Небес­ное».

ДЕВЯ­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Про­дол­же­нием вось­мой запо­веди, где гово­рится о при­тес­не­нии за Правду Божию и хри­сти­ан­скую жизнь, явля­ется послед­няя запо­ведь бла­жен­ства, где ска­зано о гоне­ниях за веру. «Бла­женны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­ведно зло­сло­вить за Меня. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо велика ваша награда на небе­сах».

Но враг рода чело­ве­че­ского не успо­ка­и­ва­ется и посто­янно воз­дви­гает новые гоне­ния на хри­стиан. И когда к власти придет Анти­христ, он также будет гнать и пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых. Поэтому, каждый хри­сти­а­нин должен быть посто­янно готов к подвигу испо­вед­ни­че­ства и муче­ни­че­ства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *