Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

«Поход на Рим»: как итальянские фашисты создали первое в истории тоталитарное государство

«Поход на Рим», который стал прообразом всех последующих фашистских маршей, начался 27 октября 1922 года в нескольких городах Италии, которые были сборными пунктами для «чернорубашечников». Всего в шествии приняли участие около 25 тыс. человек. Они требовали отставки премьер-министра Луиджи Факта и передачи власти фашистской партии.

Отец тоталитаризма

«Для Италии это стало поворотным моментом в новейшей истории страны. С октября начался период борьбы за упрочение фашистского режима, который продлился три-четыре года. В результате в одной из ведущих европейских стран была установлена первая в истории тоталитарная диктатура, которая просуществовала до 1943 года», — рассказал RT профессор МГУ, историк Лев Белоусов.

Борьба за упрочение фашистского режима закончилась изданием «чрезвычайных законов», после чего в стране установился новый тип власти — тоталитарный.

По словам эксперта, это был совершенно новый тип государственного устройства. Тоталитаризм — это явление ХХ века, когда массы стали субъектом исторического развития, вышли на арену политической жизни и получили (хоть и урезанное) право голоса. Оказалось, что за эти массы надо сражаться, что недостаточно ими просто управлять. Этим он отличается от авторитарных режимов прошлых столетий, которые объединяли прежде всего элиту, а в остальном использовали внеэкономические формы принуждения. Муссолини был первопроходцем в «завоевании масс».

Фашисты легально пришли к власти. Позже этот процесс назвали «фашистской революцией», но он был легитимен, в стране оставался король, который назначил Муссолини премьер-министром.

Этому способствовало несколько факторов: тяжёлая ситуация, в которой оказалась Италия после Первой мировой войны; наличие огромных масс бывших фронтовиков, потребности и чаяния которых выражал Муссолини — тоже участник войны, а также наличие вождя — опытный демагог и журналист Муссолини смог организовать людей в политическую силу.

Всё это было для Европы в новинку. При этом Муссолини не тронул основы системы капиталистических отношений. В понимании людей той поры Муссолини действительно смог «навести порядок», уничтожив всю оппозицию. В жизни общества произошли существенные перемены. Далеко не все с ними соглашались, но протестовать уже не могли: были созданы особый трибунал и тайная полиция.

Наставник Гитлера

Отношение к фашизму в странах, которые окружали Италию, а также в правых европейских кругах, было довольно сдержанным. Совсем иначе отнёсся к итальянскому фашизму Гитлер.

«Гитлер восхищался Муссолини, считал его своим учителем, посылал к нему своих эмиссаров, просил фотографию, которую дуче долго не давал, ведь Гитлер поначалу был для него каким-то мелким баварским шовинистом, — рассказал Лев Белоусов. — Лишь в начале тридцатых годов Муссолини увидел в Гитлере реальную силу и переменил отношение к нему. Тогда же он, кстати, и послал ему свою фотографию».

Гитлер никогда не скрывал, что германский нацизм очень многое заимствовал от итальянских фашистов. Уже после нападения на Советский Союз Гитлер писал Муссолини: «Без чёрной рубашки не было бы и коричневой».

К Муссолини присматривались и лидеры демократических стран, потому что он до 1937 года не сделал окончательного выбора. Несмотря на родство режимов, Муссолини долго сомневался, нужно ли ему солидаризироваться с гитлеровской Германией.

Западные лидеры ошибочно видели в Муссолини своего рода наставника Гитлера. Но для Муссолини главным направлением было Средиземное море (как он его называл — «итальянское озеро») и желание «возродить былую славу Апеннин».

«Фашистский стиль»

Своего пика режим Муссолини достиг в 1935—1936 годах, когда Италия разгромила почти беззащитную Эфиопию. В стране это вызвало настоящий всплеск шовинистических настроений.

Особый трибунал, главный карающий меч итальянского фашизма, за 20 лет существования осудил около 4500 человек. Из них только девять были приговорены к высшей мере наказания.

Но это не значит, что итальянский фашизм был мягким режимом.

«Этот режим уничтожал свободу, человека, личность. Задачей Муссолини было превращение людей в массу, готовую по мановению вождя отправиться бодрыми рядами в ту сторону, в которую он их направит. Фашистский стиль проникал в каждую клетку общества, и это было во всём. Человек не мог уйти от участия в фашистских организациях, не мог уйти от фашистской прессы. Фашизм был, словно мерзкий запах, от которого некуда деться», — отметил историк Белоусов.

По его словам, «люди к этому привыкали и были вынуждены мириться до поры до времени, пока не начались явные кризисные явления, связанные прежде всего с тем, что Муссолини втянул Италию в мировую войну».

Тоска по порядку

Сегодня «наследие Муссолини» воспринимается на его родине неоднозначно, рассказал RT декан факультета управления и политики МГИМО, кандидат политических наук Генри Сардарян. По его словам, с одной стороны, современная Италия осуждает всё, что делал Муссолини. С другой — итальянцы вспоминают «порядок», который навёл в стране дуче.

Сардарян рассказал, что в послевоенной Италии государство в том виде, в котором оно существовало при Муссолини, было вывернуто наизнанку. Была централизация власти — значит, должна быть децентрализация. Была сверхсильная концентрация властных полномочий в центре — значит, должна быть слабая исполнительная власть. Была однопартийная система — значит, должна быть сверхмногопартийность, в которой коалиции состоят из огромного количества партий.

«И это сочетается с общественными настроениями, которые отражает расхожее итальянское выражение: «Муссолини заставил поезда ходить вовремя» — собирательный образ того, что мы в России называем «навести порядок». Нельзя сказать, что в Италии есть какая-то ностальгия по тем временам, но когда с 1947 по 2000 год каждые семь-восемь месяцев в стране менялось правительство, конечно, у итальянцев часто возникали разговоры, что «необходим порядок». Но это уже давняя политическая традиция в Италии — разговоры, которые остаются разговорами», — рассказал эксперт.

Что касается вероятных «наследников Муссолини», то сегодня в Италии существует популистская партия «Движение пяти звёзд», которую возглавляет бывший комик Беппе Грилло. Партия формирует свою политическую программу посредством блогов, интернет-технологий, устраивает голосования по законопроектам на своих ресурсах в интернете и т.п. Её лидера, рассказал Сардарян, противники называют чуть ли не новым Муссолини — таким новым популистом, который на волне народного недовольства хочет дорваться до власти. Хотя по масштабу эти фигуры не идут ни в какое сравнение.

«В целом фигура Муссолини очень сложная для итальянского общества. Всё же при всех разговорах о «порядке» Муссолини на деле довёл страну до ручки и чуть не развалил её — например, после войны было значительное желание Сицилии выйти из состава государства. И многие обращают на это внимание», — заключил эксперт.

Источник

ФАШИСТСКОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

В качестве эпиграфа к моему работе я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием. Данная работа – одна из моих попыток анализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду, прежде всего, на концепции фашистского государства.

Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо.[1]

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.

Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание «тотального государства» следующим образом: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)».

ИСТОКИ ФАШИЗМА

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Я прерву цитату, чтобы подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Но продолжу:

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка. Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе «Доктрина фашизма», помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, «национальная организация Русских фашистов» издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела использовать и, создав в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету «Наш Путь» и ежемесячный журнал «Нация».

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал «Клич», издаваемый в Бельгии.
Редакция журнала «Клич», примкнула к программе национальной организации Российских фашистов и ведет проповедь фашистской идеологии, как единственного реального противовеса коммунизму, признавая при этом в Итальянской государственности, созданной гением Б. Муссолини, действительное разрешение кризиса, переживаемого современным обществом.

В развитие программы 1927 года, «Клич» издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); «Основные начала Российского фашизма». В ней автор под лозунгом Российского фашизма «Бог, Нация и Труд», устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.

При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство «Возрождение», пожелавшее предложить вниманию Русского читателя «Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода «Доктрины фашизма».

Париж, 10 июня 1938 года

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».[6]

Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании.

Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить:

«Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

Мне кажется, что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с экстремистскими шовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с объяснения корней фашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы табуированы.

Но это полная чушь, потому что это было явление революционное, которое опиралось на массы. Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то легально пришел к власти, демократическим путем. Так что это совершенно неточное определение.

ФАШИСТСКОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство – это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.

Б.Бессонов обращает наше внимание на то, что уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим её подробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма»[7].

Давайте охарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления.

К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип «вождизма» (причем вождь харизматического типа).

Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.

Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке необходима такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.

Шестой признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеет место лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой и религиозной форм, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует, что всегда можно определить при внимательном рассмотрении. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Некоторые исследователи считают их демагогическим приемом, поскольку на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.

Что же лежит в основе антикапиталистической направленности тоталитарного фашистского режима? По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за «национальную независимость». И в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и вырастает антикапитализм.

Итак, мы разобрали практически все признаки тоталитарного фашистского государства – вершины политической системы фашизма. Можно заняться перечислением более мелких признаков – литература это позволяет – однако в таком случае реферат будет неоправданно растянут и пострадает его структура. Поэтому здесь я считаю правильным поставить точку и перейти к основным итогам и выводам работы.

Источник

Тоталитарный режим в Италии — кратко о причинах, признаках и чертах

Термин «фашизм» часто ассоциируют с Германией и Адольфом Гитлером. Но на самом деле причины возникновения подобной политической идеологии лежат в истории Италии. Кратко тоталитарный режим, сформированный Бенито Муссолини, можно описать фразой «всё для государства и ничего вне государства».

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

Предпосылки для появления фашизма

Основой для усиления фашистских настроений стала экономическая ситуация в Италии после Первой мировой войны. Страна оказалась в стане победителей, но это не привело к росту, многие ветераны не могли найти работу.

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

Важную роль в политической жизни сыграли события, случившиеся в сентябре 1920 года, когда рабочие начали захватывать предприятия. Либеральные круги с этих пор разочаровались в принципах парламентской демократии. Именно в этот момент на арену вышли фашисты, которые смогли привлечь в свой лагерь различные социальные слои.

Основной упор фашисты делали на зажиточных крестьян и мелких сельских собственников, которые опасались коммунистической угрозы. Позже либерал Пеано напишет, что за этими действиями с удовольствием наблюдали мирные буржуа. Камбо, другой итальянский либерал, утверждал, что фашистам симпатизировали:

Иными словами, все те, кто опасался прихода большевистской диктатуры. В фашистах эти слои населения видели защитников и освободителей.

Италия при Муссолини

После ожесточённой мировой войны и возникшего экономического кризиса во многих странах Европы устанавливаются тоталитарные режимы. Не стала исключением и Италия. С одной стороны, главной силой фашизма оказались фронтовики, с другой — энергичный и харизматичный авторитарный лидер Бенито Муссолини (дуче). Стоит дать характеристику фашистскому укладу.

Фундамент режима

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

Муссолини считал, что следовало организовать новое особенное политическое движение, которое станет заменой слабому либеральному истеблишменту и ответит на угрозу прокоммунистических настроений. Фашизм по своей сути не был единообразным, он впитывал различные тенденции и философские воззрения. Яркий пример — сосуществование революции и монархической власти, чернорубашечников (милиции) и королевской гвардии. Основные отличительные признаки фашистов:

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

Муссолини также своеобразно относился к католической церкви. Этот социальный институт играл большую роль в глазах диктатора, но образование становилось светским, то есть школы отделялись от церкви. В учебных заведениях все процессы отныне строятся на пропаганде насилия. Для фашизма свойственны антиклерикальные взгляды. Бенито Муссолини больше уважал языческие традиции, так как в них он видел любовь к жизни, прогрессу, а не веру в устаревшие догмы.

Дуче расценивал тоталитаризм в качестве нового прогрессивного мировоззрения, способного сформировать сильную Италию, а революцию считал главным событием для страны и мира. Стоит отметить и слияние разных тенденций. Сущность фашизма заключалась в сохранении чего-то традиционного, важного для общества, а также в привнесении необходимых для современного мира инноваций.

Роль государства

Ключевой чертой в теории фашизма был крайний этатизм. Все социальные и экономические процессы не могут протекать вне государства и что-то противопоставлять аппарату подавления. Любой индивид неразрывно связан со своей нацией, родиной и государственной машиной. Приветствуется самоотрицание и самопожертвование в пользу развития и процветания страны.

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

Репрессии в Италии проводились, но часто носили запугивающий характер. Известны случаи, когда неугодным элементам вливали в горло большое количество касторки, что провоцировало прилюдное опорожнение кишечника. Эта мера была унизительной, однако не смертельной. Дуче задавали вопрос, почему не применяются массовые расстрелы против врагов государства и простых деклассированных элементов. На это следовал ответ, что они не в России.

Таким образом, тоталитаризм в Италии имел место, но оставался специфическим. Наряду с сильной властью Муссолини (премьер-министра) оставались монархия, аристократия и церковь. В отличие от СССР деревня в Италии сохранила свою самобытность, не выродилась в установление колхозов.

Сравнение с Германией

Следует сказать несколько слов о национал-социализме (нацизме), который стал основополагающей идеологией в Третьем рейхе. Нередко это политическое движение характеризуют как немецкую разновидность фашизма с вкраплениями антисемитизма и псевдонаучными теориями о расовом превосходстве. Кстати, аналогично в исторической науке появилось мнение о «фашизме в Японии».

Что означает тоталитарный характер фашистского государства почему с точки зрения б муссолини

По сути, нацизм нельзя считать полностью немецким изобретением. Ещё в XIX веке шотландский мыслитель Томас Карлейль отвергал парламентскую демократию и восхищался идеей диктатуры. Гитлер и его соратники добавили к этому чистоту германской арийской расы и необходимость её защиты от остальных народов.

Фашизм в ИталииНацизм в Третьем рейхе
Государство — это высшая ценность и непререкаемый авторитетГосударство нужно лишь как средство для поддержания чистоты расы. Позже оно должно быть заменено общественным сознанием
Важна сильная итальянская нация, а не расаНация — пустое и устаревшее понятие. Необходимо создавать именно правильную расу, ликвидируя инородные элементы
Евреи не считались низшей социальной группой, они могли уживаться с остальными и занимать ответственные постыАнтисемитизм как основа для идеологии

Таким образом, на раннем этапе фашизм нельзя назвать шовинистической идеологией. Только в 1930-е годы тоталитарный режим в Италии начинает провозглашать белое превосходство на Африканском континенте. Для получения поддержки от Рейха в это же время Муссолини начинает проводить политику против евреев.

В современном обществе итальянский фашизм считается менее одиозным, чем установленный в Германии нацизм. Яркими примерами подобных идеологий без расовых теорий можно считать режим Франко в Испании и Салазара в Португалии. Школьники и студенты могут использовать материал по теме для подготовки к тесту, докладу, презентации или для написания реферата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *