Что означает тост шарикова желаю чтобы все
И всё-таки, какой смысл несёт в себе тост Шарикова «Ну, желаю, чтобы все» как для самого Шарикова, так и с точки зрения автора? («Собачье сердце»)
В конце 1910-х — начале 1920-х годов дореволюционной интеллигенции стало ужасно резать слух словцо, которое все чаще приходилось слышать на улице. Оно казалось уродливым Чуковскому и бесило Зинаиду Гиппиус (видимо, свое стихотворение она написала именно о нем). Я говорю о слове «пока» в значении «до свидания», ныне совершенно обиходном, хоть и по-прежнему разговорном. Лингвист Лев Успенский, свидетель появления этого слова в русской речи, считает, что это единственное, что осталось от примерно такой фразы: «Пока желаю тебе всего хорошего», «Пока что до свидания» (в том же смысле, в котором говорили «Остаюсь вашим покорным слугой»: речь о продлении отношений, и смешно, что в итоге из этой длительности получилось коротенькое словечко).
Так вот, «пока» — один из примеров той тяги к сокращениям, «телеграф-языку», которая обуяла в раннесоветскую эпоху общество, породив загсы, вцики, имена вроде «Даздраперма» и прочие замком-по-морде (заместитель комиссара по морским делам, если кто не знает). Точно так же из «До скорого свидания» получилось «До скорого», точно так же вместо «Приятного аппетита» сейчас стали говорить «Приятного» (что раздражает меня примерно так же, как «пока» вымораживало Чуковского). И шариковское «Желаю, чтобы все» — пример такого же вульгарного сокращения, неуважительного недосказывания. «Желаю, чтобы все были здоровы» или «чтобы всё было хорошо» — вот примерно что хотел сказать Шариков, а может быть, и не хотел, а просто подслушал в какой-нибудь пивной в бытность собакой или уже человеком. Ясно, что от подобной речевой вульгарности рафинированного интеллигента Преображенского (к которому, разумеется, есть свои серьезные претензии) коробит.
«Желаю, чтобы все!» — интересные факты о фильме «Собачье сердце»
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», которую он в 1925 году, в СССР опубликовали только в 1987 году. Еще через год режиссер Владимир Бортко экранизировал произведение. Этот фильм стал классикой, пересматривать его можно снова и снова. А ведь поначалу Бортко сильно ругали, а потом наградили.
Ух, как доставалось режиссеру. Чиновники от культуры выбрали привычный для себя путь — ругать устами журналистов через прессу. Экранизацию называли безвкусной дрянью, а режиссеру предлагали запретить снимать. Тогда казалось невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу», но уже через полтора года за роль профессора Преображенского актер Евгений Евстигнеев получил Государственную премию.
Кстати, на роль профессора актера подобрали не сразу. Среди звезд советского кино на эту роль пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно. Но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно — его Филипп Филиппович гениален.
Для Евстигнеева эта роль стала спасительной соломинкой — во МХАТе, который тогда как раз разделился, его отправили на пенсию, поэтому он был в состоянии творческого кризиса. А тут такая роль, которая вошла число лучших у актера.
Куда сложнее оказалось найти актера на роль Шарикова. Режиссеру понадобился этакий человек-собака. На киностудии страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров. Такие же телеграммы разослали и по некоторым театрам.
Удивительно, но и на эту роль претендовали звезды кино, в числе которых оказались Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но Бортко их не утвердил. По его мнение, в них зритель увидел бы актеров, а не персонажа.
Когда же на пробы привезли актера Театра русской драмы из Алма-Аты Владимира Толоконникова, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой «пса в галстуке», который гениально произносил тост. Актер в тот же день был утвержден на роль.
— Желаю, чтобы все! — произнес тогда Шариков.
За роль пса было больше 20 претендентов, но выбрали Карая из милиции. Решающим аргументом послужила вовсе не отличная дрессировка, а внешность: одно ухо у пса стояло, а другое — висело. Кстати, это пес сэкономил большое количество пленки оператору — все команды он выполнял с первого раза. Дубли часто делали из-за игры актеров, а игра пса была идеальной.
Вполне ожидаемо, что после выхода фильма «Собачье сердце» зрители стали скупать тиражи произведения в книжных магазинах. Каково же было их удивление, когда в первоисточнике они не нашли многих цитат из фильма.
Оказалось, что Владимир Бортко использовал часть фраз из других произведений Михаила Булгакова.
Кстати, в книге Шариков не играет на балалайке и не поет частушки, но, когда режиссер увидел, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер позвонил своему знакомому — барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки. Через день ему передали «Эх, яблочко, мое ты спелое»…
Новое видео:
Что и кому хотел пожелать П.П. Шариков в своём тосте: Желаю чтобы все!?
И вам того же, иронически заметил Борменталь.
Если серьезно, никому ничего Шариков не желал. Он просто хотел тяпнуть водочки и закусить по праву поймали, изуродовали, так теперь мучайтесь.
А то что он желал, в созании бывшего балалаечника Клима Чугункова и добродушного пса Шарика, поди знай!
Наверное для профессора и Борметаля :»все вы сдохли»..
Для себя:»все были в шоколаде и жили как мой профессор»..
Для служанок профессора: «все прислуживали мне»
Для буржуев и нэпманов: «все были раскулачены»
Для собак: «чтобы все они жили как я»
Для котов: «чтобы всех я задушил»
Для своей секретарши: «чтобы они все мне отдавались»
Конечно тосты на свадьбе-готовятся к этому заранее,например можно найти и выучить хорошее пожелание-и оно к месту прозвучит на свадьбе,да и не спеша и красиво получится.
Можно конечно и на ходу,но тут как то получается сбивчиво и быстро,да ещё может волнительно.А если готовиться заранее-то не так уж всё плохо будет.
Так давайте выпьем, друзья за тех жен, которые шипят один раз в месяц и то не у себя дома! :))
Есть такие люди, которые очень любят говорить всяческие тосты и поздравления.
Говорят их много, емко, с толком, с расстановкой и огромным удовольствием.
Так что, если вы к ним относитесь, можете не переживать.
В нужный момент необходимые слова тотчас сыщутся в вашей голове и вы начнете упоенно ораторствовать без всякой подготовки.
Можно также перед этим «страшным» моментом выпить пару бокалов шампанского (или чего там еще будет), чтобы немного расслабиться.
Помните, что в первых рядах выступать всегда страшно, а попозже уже всем, по-сути, чхать, кто и что говорит.
Кто-то думает о подаренных деньгах, кто-то о выпивке, кто-то а закусках, кто-то о танце с прекрасной подружкой невесты и так далее.
Приготовимся заранее к Новому году 2020 и вспомним покровительствующий восточный зодиакальный символ!
В Новый год тепло желаем:
Пусть всегда, во всем пезет!
Мышка счастье принесет!
Пусть дела легко решатся,
Жизни легкой и в достатке,
А мечтам скорей сбываться,
Чтобы было все в порядке!
Новый год уж наступает,
Мышка счастья всем желает!
Больше денег и друзей,
Скучно вам не будет с ней!
С Новым годом, не скучайте,
Повезет во всех делах:
Будьте сыты, при деньгах!
Новый год уже идет,
В нем уж точно повезет!
Новый год уже в пути,
Только счастье впереди!
Мышкам всем добра и мира.
И кусочек сытный сыра!
Шубка крысы пусть тепла
Да пушист и мягок мех,
Чтобы звонко лился смех!
Но говорить тосты мне приходится очень часто!
В мои обязанности и входило поздравлять именинников от коллектива!
Я сначала ужасно боялась и стала собирать коллекцию тостов и поздравлений на все случаи в жизни!
Желаю, чтобы все!
История о том, как я подобрала собаку с улицы
Мне 29 лет, и я считаю себя взрослым и сознательным человеком. Но, я не выдержала и забрала в дом тощего, облезлого пса.
Это чудо 2 дня ходило вокруг моего дома в деревне, а потом сделал подкоп под забор и ждал меня всю ночь на крыльце. Шансов пройти мимо уже не было.
Однажды я уже искала хозяев собаке, но это был домашний пес, и я искала именно его хозяев. Не передать вам как я была рада, когда они нашлись!
Несмотря на то, в каком виде я встретила нынешнего приемыша, я все равно пыталась найти старых хозяев, но до сих пор мне это не удалось. Если вам знаком этот парень пишите мне в директ Инстаграм @betti_6292.
Пока мы с супругом дали псу новое имя: Поль – Полиграф Полиграфыч Шариков и начали приводить его в порядок. Провели все необходимые ветеринарные процедуры, оказалось, что из-за длительного голодания у Поля плохо усваивается еда. Успешно справились с этой проблемой. Отвели бродягу в собачий спа, где его помыли и подстригли. Вернули нам буквально другую собаку.
И вот уже прошло 3 недели как Поль живет у меня в коридоре, это его персональная отапливаемая будка. Он становится спокойнее, уверенно набирает вес и с удовольствием скачет с моей собакой во дворе.
Сегодня ребята из RusDog опубликовали у себя в социальных сетях пост о том, что Поль ищет новый дом. Я им очень признательна, потому что они помогали мне советами все это время.
Поль все ещё в стрессе, и ему потребуется еще примерно месяц чтобы почувствовать себя полностью в безопасности.
Нам пришлось учить Поля бегать за мячиком, первый раз вижу собаку, которая не умеет играть. Моя собаня научила приемыша бегать в догонялки.
Друзья, давайте поможем найти Полю отличную семью, если вам понравился этот лохматый и харизматичный парень, пишите мне в директ Инстаграм @betti_6292 с удовольствием о расскажу о нем подробнее.
Подробности по существу:
— Собаку нашли недалеко от Плещеева озера, сейчас находится на передержке в этом районе
— Кобель, метис, возраст примерно 1,5 года, невысокий и больше уже расти не будет
— Пришлось коротко остричь из-за колтунов, когда отрастет шерсть окрас будет черный с рыжими подпалинами, шерсть жесткая.
— Характер игривый и ласковый, обожает гладиться и обниматься, хороший защитник, любит учить новые команды, но из-за стресса у него это пока плохо получается.
— Кастрирован, первично привит и обработан от глистов, блох и клещей.
Обнаглевшие буржуи
Продолжение поста «Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце»»
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
Интересные подробности со съёмочной площадки.
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, —говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:
Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,
Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица.
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
— Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
— В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.
Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце»
– Не читайте до обеда советских газет!
– Все отнять и поделить!
– Котов душили, душили…
– Разруха не в клозетах, а в головах!
– Человеку без документов строго воспрещается существовать.
– Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!
Первая экранизация булгаковского шедевра была снята за рубежом в 1976-м. В СССР же только в 1987 году опубликовали написанную в 1925 году повесть Булгакова «Собачье сердце», а режиссер Владимир Бортко экранизировал ее через год.
И только еще через год после экранизации состоялся премьерный показ фильма «Собачье сердце». Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена, но в итоге стал классикой – пересматривать его можно снова и снова.
А ведь после премьеры на фильм обрушилась критика. Трудно передать в полном объеме, как тогда доставалось режиссеру. Экранизацию называли безвкусной дрянью, режиссеру предлагали запретить снимать, и казалось совершенно невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу».
— Насколько быстро – за полтора месяца – мы запустились с этим фильмом, настолько сложно было его сдавать, – рассказывал режиссёр. – Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался. На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: «Подожди, время рассудит».
Чиновники от культуры выбрали привычный для себя и проверенный временем метод – обругать режиссера и его творение через прессу устами журналистов. Бортко потом вспоминал:
— Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Евгений Евстигнеев, Владимир Федоров и Владимир Бортко на съемках.
Сценарий Бортко писал в соавторстве с женой Натальей, и использовал тексты рассказов и писем Булгакова. Например, профессор Персиков был взят из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона – цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением – из рассказа «Спиритический сеанс», крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица («Сделай загадочное лицо, дура!») – из рассказа «Мадмазель Жанна» и т.д.
Это прекрасно объясняет удивление зрителей, кинувшихся скупать тиражи произведения в книжных магазинах и не обнаруживших многих цитат из фильма в первоисточнике.
Целью насыщения сценария такими яркими деталями было желание режиссера наполнить историю жизнью и колоритным бытом, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие в народ и на улицы.
Оставалось найти подходящих исполнителей. Бортко вспоминал:
— Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
Среди звезд советского кино на роль профессора Преображенского пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно, но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно – его Филипп Филиппович гениален.
Евстигнеев получил эту роль очень вовремя – он был в состоянии творческого кризиса.
— Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра Денис Евстигнеев. – Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце» (он отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик), он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…
Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
— Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее, — вспоминает Бортко.— Он, как и я, не читал «Собачьего сердца”. И спрашивал у родственников, стоит ли ему сниматься. Они дружно отвечали: «Да!». Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева Д. И.».
Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.
В Борисе Плотникове, актере Московского театра сатиры, режиссёр увидел доктора Борменталя. Сначала Плотников робел и тушевался на одной съемочной площадке с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», и Плотников раскрылся в полной мере.
Сложнее всего оказалось найти актера на роль Шарикова – ведь режиссеру требовался этакий человек-собака. На все киностудии и по некоторым театрам страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров.
Как это ни удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Их Бортко не утвердил, считая, что в них зритель увидел бы не персонажа, а уже известных актеров.
В итоге выбор пал на Владимира Толоконникова – актера алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.
Когда же Владимира Толоконникова привезли на пробы, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актер был утвержден на роль.
— Как мне говорят, он на меня на первого указал — первого вызывайте, — говорит о режиссёре Толоконников. — Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым. Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех.
Чиновникам из худсовета этот выбор не понравился – они настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Действие возымел ультиматум режиссера: дескать, или Толоконников, или я не буду снимать.
А переходное от пса к человеку существо сыграл Владимир Фёдоров.
YAGNI, или Оно вам нужно?!
«Собачье сердце»
Повесть-сатира Михаила Булгакова «Собачье сердце» была написана еще в 1925 году, но из-за цензуры мир ее увидел лишь в 1987. И через год Владимир Бортко сделал ее экранизацию
Режиссер прекрасно адаптировал повесть, сняв ее в своем уникальном стиле, а фразы «не в клозетах, а в головах», «не читайте до обеда советских газет», «это какой-то позор» навсегда остались в золотом фонде цитат советского кинематографа.
Теперь уже невозможно представить кого-то, кроме Евгения Евстигнеева в роли профессора-экспериментатора. А ведь его могли сыграть Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик и Михаил Ульянов. Для Евстигнеев, который поначалу даже не хотел за нее браться, эта роль стала спасательным кругом в карьере. Позже актер говорил, что эта роль была и остается его любимой. Бортко рассказывал: «Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
А во время съемок потопа, устроенного Шариковым в квартире, помощник режиссера Юрий Вертлиб из раза в раз носил Евгения Евстигнеева на собственной спине, чтобы он не намочил ноги и не простудился.
Шариков Полиграф Полиграфович
Во время эпизода, когда Шарикова, ловят, а он разносит посуду и буфет, Толоконников сильно поранил ногу.
Швондер, председатель домкома
«Это какой-то. позор». Фраза, произнесенная Романом Карцевым, играющим роль Швондера, еще долгие годы будет в памяти множества поколений. Ему филигранно удалось сыграть одновременно смешного и пугающего человека, строящего новый мир, с рвением, достойным лучшего применения. Несмотря на то, что роль его была второстепенна, она запомнилась и полюбилась миллионам.
Великолепный пес-дворняжка по имени Карай на ура справился с ролью Шарика. Его отбирали тщательно и из 20 собак Карай приглянулся абсолютно всем. Он когда-то служил в полиции и до «Собачьего сердца» никогда не принимал участия в съемках. Но так и не скажешь.
Он точно следовал всем указаниям режиссера, быстро учился и выполнял даже самые сложные сцены. Владимир Бортко рассказывал о нем: «Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил».
Как только фильм вышел на экраны, то на него обрушилась жесткая критика. В основном его ругали за то, что он не следовал оригинальному произведению Михаила Булгакова. В журналах и газетах открыто рекомендовали не смотреть фильм.
Режиссер рассказывал, что в газетах писали, например, вот такое: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста».
Режиссером было добавлено много выражений, которых не было в книге и это сильно разочаровало поклонников повести. Бортко позаимствовал выражения из других книг Булгакова, создав своего рода коллаж. Однако режиссер был уверен, что все сделал верно, а за границей (Польша, Италия и Болгария) «Собачье сердце» был принят на ура и отмечен призами.
В 1989 году фильм выиграл на кинофестивале в Душанбе, а Евгений Евстигнеев и Владимир Бортко получили Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.
Собрал из разных источников.
Пёс Карай
Фильм «Собачье сердце», вышедший на экраны СССР в ноябре 1988 года, открыл сразу двух талантливых актеров, которым довелось играть фактически одну роль. Первый – актер из Алма-Аты Владимир Толоконников, второй – пёс Карай.
Мохнатого актера нашли в базе ленинградского Клуба служебного собаководства «Дружок». Выбирали из двадцати претендентов. Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
Режиссер Владимир Бортко говорил о собаке: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля».
Когда хозяйка привезла Карая на съемки, ей сразу сказали, что пес выглядит слишком гладким и ухоженным для дворовой собаки. Чтобы сделать пса «шелудивым», его обмазывали желатином. Один бок Шарика должен был выглядеть обваренным после того, как его окатили кипятком во дворе. Гримеры так постарались с красной краской, что прохожие шарахались от Карая во все стороны.
Караю нелегко далась сцена, где Шарик ловит на лету колбасу. Хозяйка вспоминает: «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить».
Карай стал всеобщим любимцем, но самая большая взаимная любовь возникла у пса с Евгением Евстигнеевым, сыгравшем роль профессора Преображенского. Кстати, Владимир Толоконников, несмотря на то, что на съемках фильма с Караем не пересекался, специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником».
Да, на «Собачьим сердце» дело не закончилось. Великолепный Карай после фильма снялся еще в четырех проектах. У него была роль в короткометражном фильме «Переэкзаменовка», детской сказке «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в картинах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш».
К сожалению, Карай долго не прожил, пес погиб от отравления через два года после съемок. Остается надеяться, что все собаки точно попадают в рай.