Что означает точка роста
Что такое Точка Роста
«Точка Роста» — это федеральная сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, организованная в рамках проекта «Современная школа». Создается на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов численностью до 60 тыс. человек. Центры не имеют статус юридического лица, а являются структурными подразделениями образовательных организаций. Призваны обеспечить высокий уровень образования, дать равные возможности для обучения всех детей в независимости от места их проживания.
Что такое «Точка Роста» и каковы ее задачи
Центр «Точка Роста» в школе предназначен для реализации основных образовательных программ по предметным областям, а также дополнительного образования. Главной целью создания образовательных центров является формирование у обучающихся необходимых навыков по вышеперечисленным дисциплинам.
Кроме того, они могут выступать в роли общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы и их родителей, учителей и управляющего персонала, а также местных жителей. Полная реализация проекта рассчитана на пять лет.
«Точка Роста» национального проекта «Образование» ставит перед собой внушительный перечень важных задач:
Внедрить в сельские школы обновленные учебные программы по школьным предметам «Математика», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Технология» и укомплектовать организации современным учебным оборудованием.
Создать необходимые условия, при которых наравне с общеобразовательными программами для гуманитарного, цифрового и технического профиля можно успешно реализовать разноуровневые программы для дополнительных занятий.
Организовать целостную систему дополнительного образования на базе школы, для которой свойственно единство учебных и воспитательных мероприятий, применение единых требований и методических подходов.
Сформировать в сельских школах среду, способствующую проектно-исследовательской деятельности и раскрытию индивидуальных талантов и способностей детей.
Совершенствовать и обновлять методы основного и дополнительного образования путем применения в учебном процессе современных образовательных технологий.
Способствовать активному участию детей во внеурочной деятельности во время каникул, реализовывать образовательно-воспитательные и развлекательные программы для летних школьных лагерей.
Обеспечивать информационное сопровождение научно-образовательной деятельности центров, формирование и развитие медиаграмотности у детей.
Организовывать социальные мероприятия разного уровня и подготавливать для участия в них учеников центра.
Вести деятельность по популяризации и продвижению конкретных направлений дополнительного образования, заинтересовывать детей в проектно-исследовательской деятельности.
Развивать шахматное образование, устраивать соревновательные мероприятия по данному направлению.
Содействовать непрерывному развитию учителей и управленческого состава, реализующих образовательные программы в рамках проекта.
Функции центров «Точка Роста»
Выполняя вышеперечисленные задачи, центры «Точка Роста» представляют собой структурные подразделения общеобразовательных организаций, функционирующие как образовательные центры по реализации обучающих программ по естественно-научному, цифровому, гуманитарному, техническому направлению.
Также образовательный центр «Точка Роста» федерального проекта «Современная школа» реализует ряд программ для дополнительного образования. В разнообразную проектно-исследовательскую деятельность и шахматное образование будет вовлечено до 70% школьников, проживающих в сельской местности.
Использование дистанционных форм обучения добавляет возможностей по применению в общеобразовательной организации самых современных образовательных технологий. Сетевое взаимодействие между различными учебными учреждениями позволяет добиться больших успехов в образовательно-воспитательной деятельности.
Оформление кабинетов образовательного центра «Точка Роста»
Федеральная программа позволяет создавать образовательные центры на базе помещений, соответствующих определенным требованиям. Так, для открытия центра «Точка Роста» в распоряжении общеобразовательного учреждения должно быть два помещения, общая площадь каждого их них — не меньше 40 кв. м.
Данные помещения должны включать следующие функциональные зоны:
Учебные кабинеты по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Руководство по созданию центра
Преимущественно расположить образовательный центр в смежных помещениях. Зонирование предусматривает различные варианты с учетом особенностей помещений.
Привлекательный и функциональный дизайн можно сделать даже при небольшом бюджете. Для этого нужно остановить свой выбор на качественной мебели и технических средствах от надежных, проверенных изготовителей.
Комплектуют кабинеты ученическими рабочими столами, рабочим столом для педагога, столами для 3D-оборудования, верстаками для ручных инструментов. Отдельно выделяют пространство для отдыха. Расстановка рабочих столов возможна по различным схемам с учетом принципов обучения, ориентированных на обучающихся.
Рекомендуемая мебель (не менее 1 комплекта):
Комплект мебели «Стол для шахмат»: не менее 3 шт.
Стул (табурет) для шахматной зоны: не менее 6 шт.
Стол для проектной деятельности: не менее 3 шт.
Стул для проектной зоны: не менее 6 шт.
Кресло-мешок: не менее 6 шт.
Оформление зоны для проектно-исследовательской деятельности
Зона для проектно-исследовательской деятельности определяется как центр общественной жизни сельской школы. С учетом требований по оформлению ее разделяют на шахматную гостиную и медиазону/медиатеку. Учебное функциональное пространство можно организовать в обычном школьном кабинете.
Зонирование
Грамотное зонирование школьных помещений должно обеспечивать удобство и комфорт учащимся как при индивидуальной работе, так и коллективной деятельности. Для этого нужно укомплектовать помещения не только стульями и столами, но и мягкими пуфиками, креслами, диванами. Целесообразно использовать трансформируемые предметы мебели, которые можно легко перемещать и транспортировать в случае необходимости.
Дизайн кабинетов
Цветовое оформление кабинетов осуществляется с учетом требований брендбука. Цветом для расстановки акцента является красный. Он может акцентировать внимание на конкретных элементах. Например, можно поставить в гостиной красный диван, а остальную мебель выбрать в гармонирующих тонах. В зоне работы с инструментом используется паттерн фирменного серого цвета.
Потолки, окна, двери кабинетов желательно покрасить в белый цвет. Когда это невозможно, стоит придерживаться правил дизайна. Светлое помещение, оформленное в одном цвете, заполняют цветными предметами мебели. В кабинете, оформленном в разных тонах, расставляют однотонную мебель.
Помимо этого, разрешается декор стен, пола и потолка цветными элементами. В этом случае поверхности должны быть окрашены одним цветом. Для покраски стены с проектором можно использовать грифельную краску, либо сделать стену в виде маркерной доски.
Кроме того, возможно оформление стен с применением графики. Продуманный дизайн создаст неповторимый интерьер в центре современного образования.
Первые результаты
В 2019 г. в школах сельской местности и общеобразовательных организациях малых городов уже было создано более двух тысяч центров «Точка Роста» нацпроекта «Образование».
Каждое открытие — торжество, после которого ребят и педагогов ждет плодотворная работа. Уроки технологии, информатики, ОБЖ превратились в увлекательные занятия, ведь проводятся они теперь с помощью высокотехнологичного оборудования. Тренажеры-манекены, очки виртуальной реальности, интерактивные комплексы, 3D-принтеры, квадрокоптеры и другие современные устройства позволяют ребятам получать необходимые учебные навыки и закреплять знания с помощью интересных экспериментов.
После уроков ребят ждет не менее увлекательная внеурочная деятельность по цифровым, техническим и гуманитарным направлениям – от робототехники и программирования, до промышленного дизайна. Учащиеся получают навыки командной работы, создают индивидуальные проекты.
Обучение в современном образовательном центре позволяет вести активную социальную деятельность. Дети участвуют в региональных форумах, международных конкурсах, слетах и других значимых мероприятиях. Кроме того, в субъектах РФ на базе организованных центров проводятся открытые уроки, где ребята с педагогами наглядно демонстрируют результаты нового обучения. В гостиных проводятся шахматные турниры с участием школьников и гостей школы.
Участие в федеральной программе открывает учащимся неограниченный доступ к новейшим образовательным технологиям, делая учебу не только более эффективной, но и интересной. Учителя получают возможность активно развивать потенциал учебного процесса в рамках новых образовательных стандартов.
Благодаря внедрению в школьную программу современных образовательных технологий у школьников развивается логическое, аналитическое и творческое мышление. На новом высокотехнологичном оборудовании они могут успешно воплощать в реальность различные инженерные и конструкторские идеи.
Социальный эффект
Создание федеральной сети центров «Точка Роста» нацелено на полноценное обучение и развитие каждого школьника, повышение престижа сельской школы, улучшение показателей российской экономики в целом.
Новый образовательный центр, предусматривающий обучение по цифровому и гуманитарному направлению, обеспечивает благоприятную среду, помогающую детям выбрать профессиональную деятельность с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, он гарантирует высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества. Рынок труда требует все более квалифицированных специалистов, поэтому внедрение новых образовательных технологий затронуло все общеобразовательные организации, в том числе и сельские школы.
Единое учебное пространство, сформированное на основе взаимодействия центров и школ, функционирует как на региональном уровне, так и показывает первые результаты в масштабах всей страны. Тем самым государство успешно решает насущные кадровые проблемы, обеспечивая российские регионы высококвалифицированными специалистами с глубокими познаниями в сфере цифровых технологий.
Глобальной целью Министерства просвещения является обеспечение такого обучения, которое позволяет войти в десятку стран с лучшим качеством образования в мире. Для этого внедряют общеобразовательные программы с уклоном на цифровые навыки.
Компания «Логия» поможет в открытии центра «Точка роста» на базе вашей образовательной организации и обеспечит поставку качественного оборудования, изготовленного с соблюдением требований ФГОС. Для получения дополнительной информации звоните по телефонам компании 8 (800) 700-70-25, 8 (812) 336-60-46 или оформляйте заявку на сайте.
Как правильно определить свои точки роста?
У каждого из нас изначально огромный потенциал, но не каждый умеет правильно его раскрыть и и начать расти в нужном направлении. Как правильно определить свои сильные стороны и точки роста расскажет специалист по развитию личности Анастасия Волошина.
Самый важный шаг это — определить, а нужен ли вам рост вообще, готовы ли вы что-то делать, именно делать в этом направлении или только постоянно об этом говорите. Каждый подходит к своему росту очень по-разному, для кого-то — это естественный процесс, кому то нужен очень мощный толчок. Так как же правильно определить свои точки роста и двинуться в этом направлении.
Сегодня я хочу дать вам, не только понимание как это сделать, но и открыть выверенные, лёгкие и простые, конкретные шаги к тому, чтобы двинуться в ваш рост и реализацию.
Шаг первый.
Понять, что вас не устраивает сейчас вашей жизни.
Сделать безусловно это можно по самым эффективным шагам:
я — это вы сами, какой вы внешне и внутренне,
отношения – это ваши отношения с вашей половинкой,
окружение – это то, с кем вы общаетесь чаще всего, те кто вас окружают постоянно,
Родители/дети — здесь конечно все сразу понятно,
Бизнес/организация — здесь каждый выберет свое в зависимости от того, где находится, если вы владелец организации тогда это бизнес, если вы наемный работник — организация — это ваше
Команда/коллектив — в этом случае схема та же, команда если вы владелец бизнеса, коллектив если вы наемный работник
Каждый шаг вы рассматриваете, в ракурсе того, что вас не устраивает в данном сегменте, и что бы вы хотели там изменить.
Например: возьмём шаг я – здесь вы смотрите что бы вы хотели изменить в самом себе, не по отношению к кому-то или чему-то, а именно то, что вам не нравится в себе и куда хотите прийти. Это может быть вес, может быть цвет волос, а могут быть и более глубокие моменты, такие как раздражительность, обидчивость и так далее.
И так вы разбираете каждый шаг, смотрите что вам не нравится и в куда вы хотите это изменить.
Ваши точки роста будут находиться именно там, где вас что-то не устраивает на сегодняшний день, и то, что вы хотите изменить. Ведь именно это и поведёт вас в рост, реализацию и раскрытие. Когда вы двигаетесь сначала от того, что вам именно не нравится — это и будет давать вам самую правильную схему движения. Если же вы будете двигаться в самом начале от того, что вы хотите получить в будущем – вам будет сложно действовать, потому что вы не «разобрали старые завалы» и ничего не сделали для того, чтобы исправить текущую ситуацию, с тем что вам не нравится.
Это как пытаться построить себе новый красивый дом, не разобрав старый. Вы, конечно, можете ходить возле старого дома и размахивать руками говоря о том что я построю новый, но пока вы не разберете завалы – на этом месте вам новый дом не выстроить.
Шаг второй.
Как только вы определили те моменты, которые у вас не устраивают в каждом из шагов — вы чётко знаете, что шаг за шагом вы будете двигаться туда куда вы хотите. И теперь важно действовать.
И тут важно двигаться последовательно, шаг за шагом начиная с вас самих и далее, ровно потому, что все всегда начинается с вас самих, на этом строятся ваше отношения, ваше окружение, безусловно здесь родители и дети идут слегка отдельной строкой, но имеют колоссальное значение в вашей жизни, и очень многое в вашей жизни, вашем предъявлении и росте, строится именно из этого шага, далее уже идут бизнес или организация, и конечно команда или коллеги. Безусловно совершенно не случайно я определила именно эти шаги для роста человека в целом, это ровно то,из чего складывается жизнь каждого из нас и что всегда будет являться точкой роста.
Вот такой достаточно простой и лёгкий план для правильного определения точек роста, раскрытия и реализации ваших навыков и умений. Конечно же важно отметить, что от того, что вы прочитали данную статью и получили такие знания ваша жизнь начнёт меняться, но это далеко не всё, не откладывайте на потом вашу жизнь, и прямо здесь и сейчас выполните все то, о чем я написала, шаг за шагом, и начните действовать – это является ключом к вашему росту!
Да, может показаться что путь неблизкий, ну, когда ты двигаешься шаг за шагом и видишь результат, мотивация только прибавляется. А если сидеть на одном месте и боятся встать и пойти так сожалению ничего не изменится. Именно поэтому я и начала с важного момента: «А готовы ли вы действовать? Или вам нравится просто говорить об этом?»
Мой университет
Мой университет
Мой университет
Что такое «Точки роста» в школах и как ими руководить?
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах. Целями деятельности центров являются создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ».
Рекомендуется также использование инфраструктуры центров во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Как сообщает пресс-служба Минпросвещения, в 2019 году первые такие центры образования открылись в 17 сельских школах республики. В них дети разных возрастов осваивают предметы «Технология», «Информатика» и «ОБЖ» на новом учебном оборудовании, посещают занятия цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного направлений, в том числе изучая основы робототехники, трёхмерного моделирования, учатся оказывать первую медицинскую помощь, играть в шахматы, создавать медиапродукты.
Как педагогу подготовиться к работе в «Точке роста»? Инновационный образовательный центр «Мой университет» приглашает на новый курс «Руководитель школьного центра образования «Точка роста». Все вопросы организации, изменения материально-технической базы, нормативно-правового обеспечения деятельности Центров образования «Точка Роста», обновления оборудования и технологий преподавания, организация деятельности коллектива, набор учащихся и многие другие рассматриваются в рамках обучения по дополнительной образовательной программе «Руководитель Центра образования «Точка Роста». Запишитесь прямо сейчас с 10%-ной скидкой!
Есть ли рост в «Точках роста»?
Мария Конева
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Первые центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» появились в школах сел и малых городов России в 2019 году. Что дал этот масштабный проект с огромным финансированием за три года своего существования? За ответом на этот вопрос «Педсовет» обратился не к чиновникам Минобрнауки, а к тем, для кого эти центры и создавались, — школьникам, их родителям и педагогам.
Проект с амбициями
Помещения центров дополнительного образования «Точки роста», оформленные в узнаваемой красно-серо-белой гамме, ежегодно открываются по всей России. В 2020 году таких центров было более 5000, а к 2023 году их должно стать около 20 тысяч! В 2021 году «Точки Роста» поменяли свою направленность с цифровой и гуманитарной на естественно-научную и технологическую: в центрах появились цифровые лаборатории по физике, химии, биологии и экологии.
«Точки роста» функционируют на базе общеобразовательных школ, и по мнению руководителя центра «Точка роста» в МАОУ СОШ с.Мошенское Новгородской области Елены Госпирович, от такого симбиоза сельские школы только выигрывают.
«Перед центрами дополнительного образования „Точки роста“ стоит амбициозная задача — помочь нашей стране сделать технологический рывок в ближайшем будущем. Для этого школы в селах нужно приблизить по материально-техническому оснащению, содержанию программ и методов обучения к школам в крупных городах. В наше время, чтобы обеспечить качественное образование, необходимо дорогостоящее оборудование. На базе центра „Точка Роста“ оно имеется. Все это доступно нашим детям бесплатно, а тому, как пользоваться этим оборудованием, ребят обучают квалифицированные специалисты».
Оснащение «Точек роста» — это компьютеры, проектные столы, интерактивные доски, 3D принтеры, квадрокоптеры, и даже шлемы виртуальной реальности. Здесь многие дети, для которых собственный компьютер с высокоскоростным Интернетом — это пока что только мечта, впервые знакомятся, например, с технологиями VR. Кроме этого, в «Точках роста» можно освоить робототехнику и навыки работы в «Фотошопе» и «Иллюстраторе», обучиться проектной деятельности и игре в шахматы.
Все в рост!
В центрах, как правило, работают педагоги тех же общеобразовательных школ, на базе которых они открылись. Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится «расти»: они проходят переподготовку, слушают курсы и тренинги в различных учебных центрах на базе «Кванториума», Академии Минпросвещения РФ и на других образовательных площадках.
«Я прошел обучение по проектной деятельности. Мне, как учителю информатики, эти курсы хорошо помогают при составлении сценариев уроков. В вебинарах и лекциях очень много полезного методического материала», — говорит учитель информатики Михаил Елбаев из Иогачской СОШ республики Алтай. А учитель технологии той же школы Татьяна Сафонова признается, что на курсах при «Точке роста» узнала много приемов по развитию творческого потенциала обучающихся.
Школьники тоже оценили такой образовательный формат. Благодаря ему для многих ребят открылись новые перспективы. Оборудование центра позволяет ученикам выходить на более высокий уровень: готовиться, принимать участие и выигрывать в различных областных и всероссийских конкурсах.
Например, семиклассник Ярослав Терехов, который занимается в «Точке роста» при КОГОБУ «Лицей г. Советска» Кировской области по направлению робототехника и техническое творчество, создал проект «Робот-дорожник». Эту работу Ярослава признали одной из лучших в номинации «Промышленная техника» на Всероссийской олимпиаде по робототехнике и интеллектуальным системам в 2020 году.
Показателен и пример Никиты Заверткина, восьмиклассника МАОУ СОШ с. Мошенское Новгородской области.Он увлекся программированием именно в школьной «Точке роста» — там он начал писать программы для роботов на языке Python. Изучив другие возможности языка, Никита стал создавать на основе его библиотек авторские программы. А весной 2021 года он занял первое место на региональном этапе конкурса «Школьный патент — шаг в будущее» в номинации «Программы для ЭВА и базы данных», в которой представил свою программу «Анализ курса валют».
«Целеустремлённый человек будет использовать любые возможности для осуществления своих планов. «Точка роста» — одна из таких возможностей», — уверен Никита.
Родители тоже оценивают работу «Точек роста» позитивно. Как считает Татьяна Кисломед, мама ученицы МКОУ Порошинская СОШ, занятия в центре способствуют раннему профориентированию:
«Я, как мама подростка, понимаю, что необходимо идти в ногу со временем и правильно организовать досуг после школы. В этом году в школе открылся центр „Точка роста“ благодаря которому у моего ребенка есть возможность познакомиться с новыми технологиями, уже сейчас определиться с профессией и начать подготовку для поступления в ВУЗ».
Человеческий фактор
Бывает, что в некоторых школах «Точку роста» используют лишь как медиацентр и вспомогательную площадку для создания проектов в рамках основной школьной программы. Но, как отмечает Елена Госпирович, эффективность «Точек роста» определяется тем, насколько в них заинтересованы все участники образовательного процесса:
«Нам дали удочку, а дальнейшее применение возможностей центра во многом зависит от энтузиазма педагогов-наставников, желания учеников и поддержки их родителей».
Центр может направить своих воспитанников в перспективные молодежные проекты, участие в которых дает детям реальный опыт того, как использовать свои таланты. Школьники понимают, что недостаточно просто создать бизнес-проект в высокотехнологичных областях «с нуля» или собрать разработчиков и выпустить успешный продукт — нужно еще его продвигать. Это своеобразный тренажер для будущей монетизации потенциала. По завершении обучения талантливые изобретатели могут пойти не «в найм», а открыть своё дело в технической бизнес-сфере.
По словам Елены, «Точка роста» — это не отрезок или этап, не конечный проект, в котором нужно изучить что-либо, получить сертификат и на этом остановиться. Центр — это вектор. Личностного развития, командного роста и разнообразных взаимодействий.