Что означает тм рядом с названием
Что означает тм рядом с названием
Часто на упаковке товара, на буклетах и в рекламе справа от обозначения вы можете увидеть: R, ®, ТМ.
Что это означает? Когда можно их использовать?
R, ®, ТМ – это предупредительные знаки.
Иногда их включают в качестве неохраняемых элементов в товарные знаки, но это необязательно. Вы можете их использовать, даже если они не включены в товарный знак.
Что они обозначают?
Сокращение от англ. «Registered» (перевод – «зарегистрировано»).
Обозначает, что товарный знак зарегистрирован и охраняется на территории Российской Федерации.
Примеры маркировки R или ®:
(свидетельство на товарный знак № 407012)
(свидетельство на товарный знак № 402026)
Сокращение от англ. «trade mark» (перевод – «торговая марка», «товарный знак»).
В мировой практике, маркировка «ТМ» используется в случае, когда обозначение подано на регистрацию, но не зарегистрировано, т.е. ему ещё не предоставлена правовая охрана.
Примеры маркировки ТМ:
Обязательно ли наносить такую маркировку?
Нет. Это право, а не обязанность правообладателя.
В случае, если вы не указали данную маркировку, ваш товарный знак всё равно будет охраняться.
Например, в деле «Болинг ЛТД» против «Ситалл», первому принадлежит товарный знак, а второй его незаконно использовал. Возражая против удовлетворения иска, «Ситалл» также ссылался на то, что на товарах не было предупредительной маркировки, поэтому он не мог знать о регистрации товарного знака.
Суд посчитал данный довод неубедительным, поскольку:
– использование предупредительной маркировки является правом, а не обязанностью правообладателя;
– сведения о товарных знаках являются общедоступными;
– даже если ответчик не знал о том, что товарный знак зарегистрирован, это не будет основанием для освобождения его от ответственности.
Суд удовлетворил требование и взыскал с «Ситалл» компенсацию за незаконное использование товарного знака (Дело № А56-8725/2007).
Зачем тогда нужны такие маркировки?
Во-первых, они предупреждают потенциальных нарушителей о ваших правах на товарный знак. Возможно, нарушитель, увидев маркировку, передумает копировать ваш товарный знак.
Во-вторых, товары, на которых рядом с товарным знаком указаны данные маркировки, как правило, вызывают у потребителей больше доверия.
Можно ли использовать маркировку R или ®, когда товарный знак не зарегистрирован?
За использование знака R или ® без регистрации товарного знака предусмотрена ответственность.
Так, фирма «Лакрост» распространяла рекламные буклеты, на которых рядом с обозначением присутствовала маркировка ®, конкурент обратился с заявлением в антимонопольный орган. В заявлении указал, что данное обозначение не зарегистрировано в качестве товарного знака, поэтому использование ® является незаконным.
Антимонопольный орган наложил административный штраф на «Лакрост» в размере 100 тыс. рублей.
«Лакрост» попытался оспорить решение антимонопольного органа в суде, но у него не получилось.
Суд установил, что на момент размещения на буклетах знака ® в Роспатент была подана только заявка на регистрацию обозначения.
В связи с этим, действия по размещению на буклетах маркировки ® являются актом недобросовестной конкуренции.
По мнению суда, размещение указанной недостоверной и искаженной информации способствует формированию у потребителей большего интереса к указанной продукции, повышению спроса на нее, а также формированию большего доверия потребителя к производителю (продавцу) такой продукции.
Суд оставил решение антимонопольного органа в силе (Дело № А71-52/2013).
Уголовная ответственность
За незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного товарного знака предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности необходимы следующие условия:
– товарный знак не зарегистрирован;
– деяние совершено неоднократно – два и более раза;
– деяние причинило крупный ущерб – более 250 тысяч рублей.
Последнее условие, по сути, делает невозможным привлечение виновных к уголовной ответственности, поскольку вряд ли кто-то сможет доказать, что такими действиями был причинён такой большой ущерб. Но риск в любом случае сохраняется.
Используйте предупредительные знаки только, когда на это есть основания.
R или TM — что предпочтительнее использовать?
Ценность и значимость товарного знака и знака обслуживания заключается в его способности отличать товары и услуги одних производителей от других, добавляя ценность и нужное сообщение всем потребителям. Зарегистрированный товарный знак защищает продукцию от подделки, позволяет пресекать нарушения исключительных прав на ваше название и логотип. Чтобы показать потребителям и потенциальным нарушителям, что ваше название и логотип – это зарегистрированный товарный знак, используется предупредительная маркировка.
Кстати, для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день, можно в 2 клика в нашем Telegram боте, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Символика предупредительных маркировок
Владелец товарного знака имеет право известить о том, что товарный знак зарегистрирован и охраняется законом на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.1485 ГК РФ предусмотрено нанесение следующих отличительных символов и обозначений:
Знак охраны размещается рядом с товарным знаком, обычно вверху справа от обозначения. Буква R является начальной в слове Registered, что означает «зарегистрировано».
Иногда правообладатели используют символы «ТМ» или «™» в дополнение к используемому товарному знаку. Обозначение «ТМ» является сокращением от Trade mark (товарная марка), но такая маркировка хоть и предназначена для указания на то, что знак зарегистрирован, не имеет юридической защиты на территории России. Символы осуществляют только информационную функцию. В международной практике обозначение «ТМ» означает, что на товарный знак зарегистрирована заявка, но охранное свидетельство еще не получено.
Функции охранной маркировки для товарного знака
По закону производитель не обязан извещать потребителей о своих правах на товарный знак, поэтому размещение предупредительной маркировки – это право владельца обозначения, но не его обязанность.
На практике использование знака охраны рядом с зарегистрированным обозначением дает правообладателю ряд преимуществ:
Стоимость регистрации товарного знака в патентном бюро EzyBrand — от 5 000 рублей + государственные пошлины в размере от 23 100 рублей. Подробнее ознакомиться с процедурой регистрации и тарифами можно на этой странице.
В чем отличие маркировок символами R и ТМ?
Расположенный символ R, а также другие виды знаков охраны в соответствии со ст. 1485 ГК РФ, обладают правовой защитой и юридически значимы в России. Поэтому знак R выполняет несколько функций – охранную, предупредительную, информационную и другие.
Обозначение ТМ не обладает юридической ценностью в России и выполняет только информативные функции. Поэтому для владельца зарегистрированного товарного знака предпочтительным является размещение рядом с обозначением символа R, а также выполнение маркировки в соответствии с требованиями законодательства.
В случаях нарушениях прав владельца знака третьими лицами, суд всегда принимает во внимание тот факт, что нарушитель должен был знать о регистрации знака по его предупредительной маркировке, поэтому его действия считаются намеренными.
Ответственность за охранную маркировку незарегистрированного товарного знака
Недобросовестные предприниматели размещают предупредительную маркировку по отношению к обозначению, не имеющему государственную регистрацию. Такая деятельность наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нарушитель в этом случае несет административную и уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных или исправительных работ.
Таким образом, законодательно предусмотрена ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за неправомерное применение предупредительной маркировки на обозначениях. Установить, зарегистрирован товарный знак или нет, несложно, можно разыскать информацию на официальном сайте Роспатента (ФИПС) или заказать экспресс поиск по интересующему вас обозначению в нашем патентом бюро.
Для исключения всех рисков при использовании незарегистрированного товарного знака или применения предупредительной маркировки существует простой и надежный способ – зарегистрировать собственный товарный знак в Роспатенте, получив на него государственное свидетельство. Свидетельство на товарный знак является законным основанием для размещения знаков охраны рядом с обозначением. В этом случае предпочтительным является использование символики R (или любого вида из четырех, предусмотренных законом).
Обращаем ваше внимание, что для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день, можно в 2 клика в нашем Telegram боте, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Бондарева Ольга
R или TM — что предпочтительнее использовать?
Содержание:
Ценность и значимость товарного знака заключается в его способности к дифференциации и представлении сведений о товаре и производителе в концентрированном виде. Зарегистрированное обозначение не только защищает продукцию от подделки, но и само нуждается в охране. Для этой цели используются различные предупредительные маркировки, которые относятся только к знаку, а не к товару.
Символика предупредительных маркировок
Владелец товарного знака имеет право известить о том, товарный знак зарегистрирован и охраняется законом на территории РФ. В соответствии со ст.1485 ГК РФ предусмотрено нанесение следующих отличительных символов и обозначений:
Знак охраны размещается рядом с товарным знаком, обычно вверху справа от обозначения. Буква R является начальной в слове Registered, что означает «зарегистрировано».
Иногда правообладатели используют символы «ТМ» или «™» в дополнение к используемому товарному знаку. Обозначение «ТМ» является сокращением от Trade mark (товарная марка), но такая маркировка хоть и предназначена для указания на то, что знак зарегистрирован, не имеет юридической защиты на территории России. Символы осуществляют только информационную функцию. В международной практике обозначение «ТМ» означает, что на товарный знак зарегистрирована заявка, но охранное свидетельство еще не получено.
Функции охранной маркировки для товарного знака
По закону производитель не обязан извещать потребителей о своих правах на товарный знак, поэтому размещение предупредительной маркировки – это право владельца обозначения, но не его обязанность.
На практике использование знака охраны рядом с зарегистрированным обозначением дает правообладателю ряд преимуществ:
В чем отличие маркировок символами R и ТМ?
Расположенный символ R, а также другие виды знаков охраны в соответствии со ст. 1485 ГК РФ, обладают правовой защитой и юридически значимы в России. Поэтому знак R выполняет несколько функций – охранную, предупредительную, информационную и другие.
Обозначение ТМ не обладает юридической ценностью в России и выполняет только информативные функции. Поэтому для владельца зарегистрированного товарного знака предпочтительным является размещение рядом с обозначением символа R, а также выполнение маркировки в соответствии с требованиями законодательства.
В случаях нарушениях прав владельца знака третьими лицами, суд всегда принимает во внимание тот факт, что нарушитель должен был знать о регистрации знака по его предупредительной маркировке, поэтому его действия считаются намеренными.
Ответственность за охранную маркировку незарегистрированного товарного знака
Недобросовестные предприниматели размещают предупредительную маркировку по отношению к обозначению, не имеющему государственную регистрацию. Такая деятельность наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нарушитель в этом случае несет административную и уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных или исправительных работ.
Таким образом, законодательно предусмотрена ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за неправомерное применение предупредительной маркировки на обозначениях. Установить, зарегистрирован товарный знак или нет, несложно, можно разыскать информацию на официальном сайте Роспатента (ФИПС) или заказать экспресс поиск по интересующему вас обозначению в нашем патентом бюро.
Для исключения всех рисков при использовании незарегистрированного товарного знака или применения предупредительной маркировки существует простой и надежный способ – зарегистрировать собственное обозначение в Роспатенте, получив на него охранный документ. Свидетельство Роспатента на товарный знак является законным основанием для размещения знаков охраны рядом с обозначением. В этом случае предпочтительным является использование символики R (или любого вида из четырех, предусмотренных законом).
Товарный знак R или TM: Различия в использовании
Товарный знак – средство индивидуализации, которое подлежит регистрации. Обозначения R и TM выступают в качестве доказательства факта регистрации товарного знака. Какие отличительные черты имеют эти знаки, и когда какой знак необходимо использовать?
Символы ® и ТМ ассоциируются у потребителей с брендами, имеющими высокую репутацию. Поэтому производители часто используют эти знаки вместе с логотипами для маркировки продукции и в рекламе. Однако между ними имеется существенная разница, которую необходимо учитывать при введении товара в гражданский оборот.
Что означают символы R и TM?
Символ R – это знак охраны товарного знака, статус которого определен в статье 1485 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Он относится к предупредительной маркировке.
Знак ® является продуктом английской правовой системы и условным сокращением слова REGISTERED, что значит «зарегистрированный». Соответственно в большинстве англоязычных стран он используется для информирования потребителей или конкурентов о том, что данное обозначение является зарегистрированным товарным знаком.
Примеры использования знака R
Сокращение ТМ также пришло из английского языка и является аббревиатурой слов Trade Mark – «торговая марка», или «товарный знак». Этот знак в большинстве стран используется для информирования о том, что производитель уже подал заявку на регистрацию, но товарный знак еще не зарегистрирован и находится на стадии делопроизводства в патентном ведомстве.
В российском законодательстве правовой статус знака ТМ не определен, поэтому он не имеет никакой юридической силы.
Главная функция предупредительной маркировки
Может возникнуть вопрос, для чего же тогда использовать символ R, если товарный знак и так зарегистрирован? Кроме товарных знаков, в обороте на рынке присутствуют незарегистрированные обозначения. Регистрация товарного знака является добровольной, а использование незарегистрированных логотипов законом не запрещено до тех пор, пока они не нарушают права других производителей.
Использование чужого товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», без согласия его правообладателя, влечет за собой несколько видов ответственности:
- гражданскую (ст. 1515 ГК РФ); административную (ст. 14.10 КоАП); уголовную (ст. 180 УК РФ).
Предупредительная маркировка R выполняет в основном информационную функцию, она предупреждает других производителей, что данное обозначение зарегистрировано, принадлежит определенному лицу и находится под защитой закона.
Кроме того, знак R позволяет привлечь внимание потребителей к товарам или услугам.
Нанесение предупредительной маркировки для товарного знака в России осуществляется по желанию его правообладателя и не является обязательным.
Ответственность за неправильное использование
Гражданский кодекс РФ не только допускает возможность использования предупредительной маркировки в виде знака R, но и вводит ответственность за ее неправомерное использование.
Другими словами, если вы применили символ R вместе с незарегистрированным товарным знаком, то несете ответственность за незаконное использование обозначения. Потребители могут быть введены в заблуждение или вы можете нанести ущерб производителю, являющегося правообладателем похожего или тождественного товарного знака. В этом случае, при неоднократном совершении такого действия или при большом ущербе предусмотрена одна из следующих мер наказания:
- штраф до 120 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы за период до 1 года; штраф в размере другого дохода за тот же период; обязательные работы на период до 360 часов; исправительные работы на срок до 1 года.
Поэтому предупредительную маркировку можно использовать только для товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», и с не истекшим сроком правовой охраны (она предоставляется на 10 лет, а по истечении этого периода ее нужно продлевать).
Узнать подробнее о регистрации товарных знаков.
Особенности охраны в других странах
Законодательство большинства стран мира признает знак R в качестве предупредительной маркировки для товарного знака. Однако необходимо учитывать, что правовая охрана носит территориальный характер. Если вы зарегистрировали товарный знак в «Роспатенте», то он действует только на территории РФ. Для получения охраны в другой стране необходимо пройти аналогичную процедуру регистрации в местном патентном ведомстве.
Нанесение обозначения R является правом, а не обязанностью правообладателя. Это положение закреплено в ГК РФ и в международной Парижской конвенции.
Узнать подробнее о международной регистрации товарного знака.
Если ваша продукция экспортируется в другое государство с маркировкой R, а товарный знак там не зарегистрирован, то вы можете нарушать национальное законодательство. Меры наказания, применяемые к нарушителям, зависят от особенностей местного патентного права.
В отношении знака ТМ тоже не все так однозначно. Если в США и в России он может использоваться на этикетке товара, даже если торговая марка не зарегистрирована, то в Германии можно получить за это штраф. В Японии ошибочно нанесенный знак R может привести к тюремному заключению. Поэтому при поставке товаров за рубеж необходимо считаться с местными нормами законодательства.
Другие предупредительные знаки
Кроме знаков R и TM, в некоторых государствах предусмотрены другие виды предупредительной маркировки:
- «SM» – для незарегистрированных знаков обслуживания, находящихся на стадии делопроизводства в патентном ведомстве США; «RTM» – для зарегистрированных и незарегистрированных торговых марок в Великобритании;
Знак обслуживания аналогичен товарному знаку, но распространяется на услуги, а не на товары. В «Роспатенте» для регистрации знаков обслуживания и товарных знаков используется один и тот же государственный реестр.
- «Marfue deposee» – зарегистрированный товарный знак во Франции и Бельгии; «Marks Registrada» – зарегистрированная торговая марка в латиноамериканских странах; © – знак копирайта, предупреждающий, что данные материалы охраняются в рамках авторского права (используется во всех странах); ℗ – символ авторского права на звукозапись (фонограмму), правовой статус которого очерчен в Женевской конвенции о фонограммах (применяется в основном в США и других англоязычных странах).
Специалисты компании IPbrand помогут проверить вашу торговую марку. Мы осуществляем полный комплекс услуг по регистрации товарного знака – от разработки его дизайна до прохождения экспертизы в патентном ведомстве. Если существуют препятствия для вашей
регистрации, то мы поможем выработать индивидуальную стратегию для их устранения и успешного получения свидетельства.
Что означает тм рядом с названием
Следует подчеркнуть, что право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность (ст.1515 ГК РФ, ст. 14.10. КоАП РФ, ст.180 УК РФ)
Содержание
История товарных знаков
Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.
Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно, и большинство людей на планете могут отличить товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-кола и Кока-кола. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников. Например, товарный знак помогает покупателю сделать выбор между мылом «Ivory» и мылом «Dial».
Товарный знак в Дореволюционной России
Товарный знак удостоверяет происхождение товара от известного торгового или промышленного предприятия. Для возможности защиты Товарных знаков от подделки требуется регистрация их в правительственных учреждениях. В России (по закону 1896) свидетельство на Товарный знак выдаётся отделом торговли министерства торговли и промышленности. А. Небольсин, «Законодательство о фабричных и торговых клеймах» (1886); Кобеляцкий, «Промышлен., литературн. собственность» (1896).
Товарный знак в СССР
Различные названия и синонимы
Маркетинговое понятие бренд иногда на бытовом уровне используется в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», что является совершенно неверным, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основопологающей составляющей понятия бренда.
Использование
Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соотвествующих регистрационных органах.
Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:
Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:
Виды товарных знаков
Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они совпадают до степени смешения. Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов.
Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:
Регистрация
Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе.
Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.
В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). (См. перечень классов.)
Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (см. ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.
Этапы разработки и регистрации товарного знака
Разработка и последующая регистрация товарного знака имеет несколько четко выделенных этапов [9] :
1. Постановка цели позиционирования товара на рынке.
2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы.
3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы.
4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений.
5. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением.
6. Утверждение выбранного обозначения.
7. Работы по комплектованию заявки на товарный знак.
8. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака.
9. Делопроизводство по заявке на товарный знак.
10. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.
11. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак.
12. Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива предприятия.
Предупредительная маркировка
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.
Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.
Обозначение Trade mark ™, «TM» или «™», не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана и при использовании этого наименования после регистрации товарного знака можно получить претензию правообладателя.
Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.
Время жизни товарного знака
Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.
Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и, обычно, значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.
Это зависит от законов о товарных знаках, однако наиболее общепринятым способом охраны товарного знака является его регистрация в Реестре товарных знаков, и большое число стран ставит эту регистрацию условием охраны товарных знаков. Сначала знак должен быть зарегистрирован, и как только он зарегистрирован, он охраняется, и его владелец имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании. Однако регистрация не является единственным способом охраны товарного знака. В некоторых странах также охраняются незарегистрированные товарные знаки, однако это менее надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный товарный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок.
Если вы начинаете предлагать на рынке ваши продукты под новым товарным знаком, о котором никто не знает, этот товарный знак будет очень уязвимым. Можно претендовать на охрану, предоставляемую законами о недобросовестной конкуренции, однако в этом случае наиболее важным моментом является то, что знак должен приобрести репутацию.
Особый статус товарных знаков
Коллективный знак обычно принадлежат группе или ассоциации предприятий. Они предназначены для использования членами группы или ассоциации. Коллективный знак, таким образом, отличает товары или услуги членов ассоциации от товаров и услуг других предприятий. Назначение коллективного знака состоит в информировании потребителей в отношении определенных конкретных свойств товара, для которого используется коллективный знак. Предприятие, использующее коллективный знак, может, кроме того, пользоваться своим собственным товарным знаком. Коллективный товарный знак охраняется в соответствии со ст. 1510 IV части ГК РФ. Коллективные товарные знаки и сертификационные знаки также охраняются в большинстве стран мира.
Общеизвестный товарный знак
Общеизвестными товарными знаками в соответствии со ст. 1508 IV части ГК РФ признаются товарные знаки, ставшие широко известными в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении маркируемых ими товаров в результате своего интенсивного использования. Правовая охрана на общеизвестный товарный знак действует бессрочно.
Товарный знак может быть признан общеизвестным по решению соответствующих органов исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Существуют фирмы, которые намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования таких общеизвестных товарных знаков, создавая знаки, сходные с ними до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.
Не существует четкого определения общеизвестного товарного знака. Однако должны быть определены факторы, которые следует рассматривать при определении, является знак общеизвестным или нет. Эти факторы включают степень известности или репутацию знака в соответствующем секторе потребления, а также срок действия, продление и географическое распространение использования данного знака.
Международная защита товарного знака
В соответствии с законодательством РФ на территории РФ охраняются не только зарегистрированные товарные знаки, но и знаки в соответствии с международными договорами РФ. Российские юридические лица и граждане РФ в соответствии со ст. 1507 IV части ГК РФ вправе зарегистрировать товарные знаки в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию. Заявки на такую регистрацию подаются через Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают в конечном итоге территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией.
Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры. Однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории. Но помимо возможности регистрации товарных знаков в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.
Существуют определенные территории, которые не признаются в качестве государств и не могут, например, стать членами Организации Объединённых Наций. Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация товарных знаков может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации товарных знаков, отличающуюся от системы регистрации в Китайской Народной Республике.
ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более «дружественными» путем гармонизации и упрощения некоторых процедур.
В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (TLT), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника.
Иные виды знаков или средств индивидуализации
Сертификационный знак
Сертификационный знак не является товарным знаком. Сертификационный знак указывает на то, что товары или услуги, в связи с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с определенными стандартами. Законодательство о товарных знаках не распространяется на сертификационные знаки. Законом о техническом регулировании предусмотрена регистрацию сертификационных знаков, которые указывают на установленные стандарты, соблюдаемые для товаров, снабженных знаком.
Основное различие между товарными знаками и сертификационными знаками состоит в том, что первые могут быть использованы только определенными предприятиями, в том числе и членами ассоциации, владеющей коллективным знаком, в то время как последний может использоваться любым лицом, соблюдающим определенные стандарты.
Фирменное наименование
Наименование места происхождения товара
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение — в соотвествии со ст. 1538 IV части ГК РФ это обозначения, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации, принадлежащих им предприятий, при этом не являющимися их фирменными наименованиями, зарегистрированными в едином государственном реестре юридических лиц.