Что означает типовой контракт

Письмо Минфина России от 08.04.2020 № 24-05-06/28316 «О применении типового контракта, типовых условий контракта и о внесении в них изменений»

Пунктом 12.5 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 10.10.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. Обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

При этом Минфин России обращает внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ типовые контракты, типовые условия контрактов разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.

Разработчиком типового контракта, указанного в обращении, является Минпромторг России, в связи с чем по вопросу применения соответствующего типового контракта заявитель вправе обратиться в Минпромторг России.

Источник

Что означает типовой контракт

Что означает типовой контракт

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает типовой контракт

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает типовой контрактОбзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 сентября 2016 г. N Д28и-2549 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

Исчерпывающий перечень случаев заключения государственных контрактов, в которых требования о типовых контрактах (типовых условиях) могут не применяться содержится в части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, а также в пункте 18 Правил разработки типовых контрактов (типовых условий).

В этой связи неприменение утвержденных типовых контрактов (типовых условий) является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и квалифицируется частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как утверждение конкурсной документации с нарушением требований Закона N 44-ФЗ.

Типовой контракт Минтруда России применяется в целях оказания образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих. При этом Типовой контракт Минтруда России может быть применен в случае оказания образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, муниципальным служащим и работникам бюджетных учреждений, однако прямой обязанности применения Типового контракта Минтруда в указанном случае законодательством Российской Федерации в сфере закупок не предусмотрено.

Так типовые контракты (типовые условия) содержат отдельные условия гражданского-правового договора (контракта) постоянного типа, которые не подлежат изменению при их применении и включаются в контракт заказчиками в утвержденном соответствующим нормативным правовым актом виде (постоянная часть), и переменные условия, предусматривающие возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных) с возможностью внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания (переменная часть).

В этой связи перемена условий типового контракта (в том числе, в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, которые не внесены в нормативно-правовые акты), а также удаление условий, не подходящих для конкретной закупки, не помеченных ссылкой и не предполагающих изменения, не представляется возможной.

При этом в случае возникновения потребности во включении необходимого условия в типовой контракт (типовые условия) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации полагаем возможным обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный разрабатывать и утверждать типовые контракты (типовые условия) и осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.

Дополнительно отмечаем, что ЕИС предусматривает использование Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденных приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, ввиду чего федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование согласно части 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, подготавливаются соответствующие изменения типовых контрактов (типовых условий) в целях обеспечения функциональных требований ЕИС в части использования ОКВЭД2 и ОКПД2, являющихся обязательными к применению с 1 января 2016 года, в связи с чем полагаем целесообразным использование ОКВЭД2 и ОКПД2 для оценки применения типового контракта (типовых условий).

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Типовые контракты (типовые условия) обязательны к применению при условии одновременного соответствия показателей для их применения, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку.

Неприменение типовых контрактов является нарушением Закона N 44-ФЗ и влечет административную ответственность.

Типовые контракты содержат отдельные условия, которые не подлежат изменению при их применении и включаются в контракт (постоянная часть), и условия, предусматривающие возможность выбора одного или нескольких вариантов (переменная часть).

Для изменения (удаления) условий, не предполагающих изменений, предлагается обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный разрабатывать и утверждать типовые контракты в соответствующей сфере деятельности.

Отмечено, что ЕИС предусматривает использование ОКВЭД2 (КДЕС Ред. 2) и ОКПД2 (КПЕС 2008). Поэтому при корректировке типовых контрактов федеральным органам в целях обеспечения функциональных требований ЕИС целесообразно использовать указанные классификаторы для оценки применения типового контракта (типовых условий).

Источник

Новый типовой контракт на поставку лекарств: что изменилось в 2021 году

Минздрав утвердил новый типовой контракт на поставку лекарственных средств (Приказ № 15н от 18.01.2021). В ЕИС он появился 29.03.2021, начало применения — с 29.04.2021.

Ранее заказчики и поставщики уже работали с типовым контрактом на поставку лекарственных средств — предыдущий вариант был утвержден Приказом Минздрава от 26.10.2017 г. №870 (утратил силу с 03.04.2021 г).

Напомним, что ПП РФ № 606 от 02.07.2014 г. обязывает участников закупки применять типовые контракты в случае, если показатели закупки соответствуют указанным в информационной карте контракта. Новый типовой контракт нужно применять для товаров с кодами по ОКПД 2 21.20.1 — 21.20.23.194.

Согласно информационной карте обновленного Типового контракта, цена все также не является критерием для его применения. Для госзакупок лекарств в рамках гособоронзаказа он не используется.

Основные характеристики нового типового контракта

Если в прошлом типовом контракте было 8 Приложений, то в текущем к ним добавляется девятое — Заявка о получении (выборке) товара и десятое — График исполнения Контракта (составляется, если Контракт заключается на срок более 3-х лет, а его цена превышает 100 млн руб).

Как и ранее, наименование, лекарственная форма, дозировка, цена за единицу товара, стоимость и количество упаковок указываются в Спецификации в соответствии с ЕСКЛП. В Приложении №2 (Технические характеристики) указывается также информация о стране происхождения товара, ограничениях допуска иностранных товаров.

Приложения № 4 (Календарный план) и №5 (Отгрузочная разнарядка) не претерпели изменений — в них прописываются сроки поставки и количество товара, адресованное конкретному получателю. Также не вносились коррективы в Акт об исполнении обязательств по контракту (Приложение №8), Сводный реестр товарных накладных (Приложение №6), Акт сверки расчетов (Приложение №7).

А вот Акт приема-передачи товара по контракту (Приложение №3) стал в большей степени отражать существующий порядок работы. Теперь там необходимо указывать:

единицы в соответствии с ЕСКЛП,

количество лекарственных форм в первичной и вторичной упаковке,

количество первичных упаковок в потребительской упаковке,

предельную отпускную цену и фактическую отпускную цену, установленную производителем,

информацию из протокола согласования цен поставки Товара, включенного в перечень ЖНВЛП.

Помимо товарораспорядительных документов, счетов-фактур к товару должна прилагаться инструкция по применению, копии Спецификации и Технических характеристик.

Например, в 2018 году заказчик отказался от исполнения контракта из-за того, что поставщик поставил товар по количеству единиц – капсул препарата, а не упаковок. Заказчик не учел, что нельзя при описании объекта закупки указывать количество упаковок (пп. ж п. 5 ПП № 1380 от 15.11.2017 г.). К тому же расчет цены производился исходя из количества единиц — капсул, как это и предусмотрено ЕСКЛП ( дело № А40-207645/2018 ).

Тем не менее само по себе требование о поставке в определенной упаковке не обязательно означает нарушение законодательства о госзакупках и ограничение конкуренции. АС Дальневосточного округа, обосновывая возможность для заказчика самому определить характеристики товара, которые будут иметь существенное значение при использовании и обосновать в том числе и форму выпуска, и упаковку, сослался в Постановлении от 20.04. 2021 г. по делу А51-14222/2020 на Обзор судебной практики Президиума ВС РФ от 28.06.2017 г. и письмо Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5.

Общие проблемы необоснованного объединения либо дробления лотов имеют свою специфику в сфере закупок лекарственных средств. Так, отказывая в передаче дела в Президиум ВС РФ, Верховный Суд в определении от 09.03.2021 г. по делу А51-1994/2020 указал на то, что объединение невзаимозаменяемых медикаментов даже из одной фармакологической группы необоснованно и влечет нарушение конкуренции. Можно было закупить их у разных поставщиков, и никаких объективных причин на объединение их в один лот не имелось, несмотря на практику совместного использования. Т.е. при закупках лекарственных средств необходимо особое внимание уделить определению предмета закупки, особенностям формирования лотов, для чего нужно знать специфику законодательства, классификацию лекарственных средств, правила определения их взаимозаменяемости, иметь общее представление о характере применения закупаемого товара.

Изменения нового типового контракта

1) Регламентирован порядок согласования поставки в случае неопределенного количества товара — по Заявке.

Ранее заявка на выборку товара также упоминалась в тексте Типового контракта, но про нее было указано только в способе поставки товара, форма самой заявки к контракту не прилагалась.

Теперь в главе «Предмет контракта» можно выбрать один из двух вариантов:

указать, что сроки поставки и количество Товара указываются в самом контракте;

указать, что сроки и количество Товара определяются Заявкой.

Это технически оправдано, поскольку таким образом дается указание на количество и сроки поставки товара, которые и определяют предмет этого конкретного вида договора.

Заявка и Календарный план (График поставки) — это разные приложения, при этом текст Типового контракта позволяет выбрать либо одно, либо другое.

Таким образом, если можно указать в контракте поставку конкретной партии (партий) товаров в определенный срок, то это нужно сделать в Календарном плане (Графике поставок). Если нельзя заранее точно определить сроки и количество, это можно сделать в Заявке. Это коррелирует с положением пункта 9.6 типового контракта об оплате товара — можно выбрать оплату как по факту поставки товара или каждого этапа поставки товара, так и по факту поставки на основании Заявки.

С другой стороны, типовая форма контракта не предусматривает отдельную возможность определить основные этапы поставки, а небольшие партии товара отпускать уже в рамках сроков этапа по Заявке Заказчика.

2) Предусмотрены обязанности Поставщика в случае, когда срок действия регистрационного удостоверения заканчивается до того, как контракт исполнен (п. 3.1.5).

В таком случае поставщику нужно предоставить заказчику копию заявления о регистрации данного препарата в течение 5 рабочих дней с момента направления заявления. Данное изменение актуально в связи с тем, что порядок регистрации может измениться. Так, согласно ПП РФ № 1832 от 16.11.2020 г., были продлены некоторые сроки, касающиеся действия регистрационных удостоверений. В том числе это коснулось срока ускоренной регистрации препаратов и срока действия регистрационных удостоверений, зарегистрированных в упрощенном порядке. Следует отслеживать текущие изменения законодательства, чтобы вовремя подать заявление о регистрации.

3) Учтена возможность электронного актирования.

При этом фактически структурированная форма документа о приемке уже есть в ЕИС — она создана на базе УПД по форматам ФНС России (приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, письмо от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@). Теперь дата поставки может быть привязана не только к Акту приемки товара, но и к дате, указанной именно в структурированном документе.

Также с датами, зафиксированными в нем, можно связать, например, момент перехода риска гибели товара, момент оплаты. Во всех случаях, когда поставка осуществляется не Заказчику, а иным получателям, предусмотрено прикрепление к структурированному документу сканированных документов на бумажном носителе.

Как и ранее, необходимо предоставлять информацию обо всех соисполнителях, если цена договоров, заключенных с ними, более 10% от цены контракта. Но вот пакет документов, который нужно предоставить заказчику (втч декларация, копия договора, копии документов о поставке и оплате), касается только соисполнителей из числа СМП и СОНКО. (п.п. 3.1.8. – 3.1.11. Типового контракта).

5) Уточнены вопросы, касающиеся решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Положения типового контракта приведены в соответствие с нормами ст. 94 Закона 44-ФЗ, отдельно прописан порядок отказа для каждой из сторон и возможность такого отказа не по решению суда в случае, если она прописана в контракте. Также предусмотрены обязанность и порядок размещения Заказчиком такого отказа в ЕИС в течение трех рабочих дней и направления его поставщику (п. 3.3.6. Типового контракта).

6) Уточнены положения, касающиеся обеспечения контракта участниками, которые являются СМП или СОНКО.

Согласно п. 8.1. ст. 96 Закона 44-ФЗ, они могут быть освобождены от внесения обеспечения, если в течение трех лет до подачи заявки исполнили 3 или более контракта без штрафных санкций.

7) Уточнены положения, касающиеся ответственности сторон.

Типовой контракт в этой части привели в соответствие с законодательством. Например, теперь в нем есть ответственность в виде штрафа 5% от объема контракта за то, что Поставщик не привлекает или не привлекает в достаточном количестве соисполнителей — СМП и СОНКО (п. 10.15 Типового контракта).

Подобные положения закреплены в разных видах типовых контрактов — это тот механизм, который позволяет заказчикам исполнить требования ст. 30 Закона 44-ФЗ. Например, Решением от 04.02.2021 по делу А38-2223/2020 Арбитражный суд Республики Марий Эл взыскал с АО «Марий Эл Дорстрой» в пользу ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» штраф в сумме 35 000 руб., а также расходы по госпошлине. Государственный контракт на выполнение работ по ремонту автодороги был заключен на основании Типовых условий. Судом первой инстанции было установлено, что подрядчик АО «Марий Эл Дорстрой» не выполнил условия госконтракта о привлечении субподрядчиков со статусом СМП в объеме 15% цены от контракта. Хотя ответчик предоставил документы, подтверждающие, что соисполнители были включены в реестр СМП, но сделал это уже после того, как контракт был исполнен. Суды обеих инстанций встали на сторону истца, но, вместе с тем, признали возможным уменьшить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ как несоразмерную с 354 164 руб. 57 коп. до 35 000 руб.

Чтобы быть в курсе текущих изменений, мы предлагаем вам пройти одну из наших программ повышения квалификации. Длительность обеих программ 3 недели (108 часов), начало — с 11 мая. По результатам выдается удостоверение государственного образца. Для тех, кого интересует именно тематика здравоохранения — Программа повышения квалификации «Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ» (продолжительность 108 часов или 3 недели).

В ходе обучения вы узнаете:

об особых правилах закупок лекарственных средств и медицинских изделий;

о правилах формирования лотов;

о правилах закупок из перечня ЖНВЛП;

о последних тенденциях в административной и арбитражной практике.

Также разберете примеры из практики и типичные ошибки, чтобы не допускать их в работе.

Если же вы хотите освежить общие знания по госзакупкам, узнать о последних изменениях, то для вас будет актуальна программа повышения квалификации Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд.

Источник

Чем опасен типовой договор (шаблоны документов)

В последние годы в продаже появилась масса сборников типовых договоров, а в интернете – сотни сайтов, предлагающих шаблоны документов. Однако следует иметь в виду, что использование этих договоров может привести к потерям.

Разделы в договоре

В подобных вопросах гораздо продуктивнее говорить не о том, что из себя представляют неправильные документы, а какими должны быть те, которые можно рассматривать как образец. По крайней мере, сначала.

Грамотно составленный договор состоит из преамбулы и других соответствующих разделов. Вводная часть включает в себя дату, место заключения контракта, ссылку на устав или доверенность, то есть, на документ, подтверждающий полномочия представителей участвующих сторон и, разумеется, их фамилии, имена, отчества и должности.

В остальных статьях фиксируются во-первых, предмет договора – то, по поводу чего возникают соответствующие отношения, то есть, вид товара, работы, услуги, права и обязанности сторон; во-вторых, срок действия документа; в-третьих, цена предмета и порядок расчетов. Также оговаривается процедура расторжения и изменения соглашения, ответственность сторон, заключительные положения, реквизиты и необходимые подписи.

Условия установленные ГК РФ

Следует обратить внимание, что подписываемый договор должен в обязательном порядке содержать существенные условия, установленные Гражданским кодексом РФ. Без них он не считается заключенным.

Грамотно составленный договор состоит из преамбулы и других соответствующих разделов. Вводная часть включает в себя дату, место заключения контракта, ссылку на устав или доверенность

К таковым российское гражданское законодательство относит во-первых, условие о предмете контракта, во-вторых, фактор, являющийся по закону или иным правовым актам необходимым для документов такого вида, а также все другие, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вот пример существенных условий конкретных договоров. Для всех соглашений – предмет контракта. Для купли-продажи – количество и наименование товара. В договорах поставки указывают предмет и срок доставки груза, аренды – объект, подлежащий сдаче, подряда – результат работ, сроки их выполнения и т.д.

Необходимо принимать в расчет, что неточное указание сроков поставки или даты оплаты товара позволят контрагенту почти безнаказанно нарушить условия договора. А небрежность в указании места и времени передачи груза может привести к тому, что покупатель выдвинет претензии поставщику или перевозчику, заявит о штрафных санкциях, будет намекать на неустойку и отсрочку момента расчета.

Очень часто в типовых договорах указано, что ответственность предусмотрена действующим законодательством РФ. Это означает следующее: при нарушении покупателем, например, срока оплаты, продавец будет вправе начислить штрафные санкции в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ, то есть, по ставке рефинансирования, которая на данный момент составляет 8 процентов годовых.

Подчеркну, что российское законодательство позволяет предусмотреть так называемую договорную неустойку. Иными словами, документ можно специально дополнить пунктом о том, что в случае нарушения сторонами своих обязательств, каждая из них должна уплатить другой определенный процент от сделки или от суммы за каждый день просрочки.

Практика показывает

Как показывает практика, особое внимание следует обратить на следующее: типовые договоры не содержат специальных оговорок для конкретной сделки, то есть, любой из них оговаривает только общие условия. Иначе говоря, соглашение купли-продажи «предназначено», например, для реализации и автомобиля, и квартиры, и стройматериалов, и бытовой техники. Но ведь это совершенно разные предметы. И, продавая автомобили, вы, возможно, захотите уточнить или разграничить свою гарантийную ответственность как продавца и ответственность завода-изготовителя. Или, покупая квартиру, вы, возможно, посчитаете важным указать в договоре, что продавец гарантирует «юридическую чистоту» жилья: квартира до вас не продана другим лицам, в залоге и под арестом не состоит. Значит, необходимо внести желательные для вас пункты.

Кроме того, ни у одного типового договора нет в качестве приложения ни спецификаций – сопроводительных документов на партии товара, ни актов (выполненных работ, оказанных услуг, приема-передачи груза). Обратите внимание, что при разовой сделке все характеристики предмета соглашения можно прописать в самом контракте. А при заключении договора долгосрочного, например, на поставку, предусматривающего несколько траншей товаров, необходимо к договору заключать отдельные спецификации к каждой поставке. В них будут конкретно указаны все существенные условия данной поставки.

Шаблонные оговорки

Какие еще могут быть нюансы? В последнее время часто в договорах купли-продажи, например, автомобилей, когда эти соглашения заключаются между юридическими лицами (или юрлицом и индивидуальным предпринимателем) встречается оговорка о применении «Закона о защите прав потребителей». Такой ляп взят был из шаблонного договора, заключаемого с физическим лицом, проще говоря, с потребителем. Конечно, это недопустимо.

Некоторые компании, оказывающие услуги по хранению товара, цепляются за уточнение: «которые стороны не могли предвидеть заранее и предотвратить». И норовят подать под видом форсмажора не только различные стихийные бедствия и техногенные катастрофы, но и самые банальные кражи.

Иногда в типовых соглашениях, оговаривающих хранение товара, указано, что «хранитель не отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если это произошло вследствие непреодолимой силы». Российским законодательством (ст. 401 ГК РФ) под указанными обстоятельствами подразумеваются, в основном, стихийные бедствия. Однако некоторые компании, оказывающие соответствующие услуги, цепляются за уточнение: «которые стороны не могли предвидеть заранее и предотвратить». И норовят подать под видом форсмажора не только различные стихийные бедствия и техногенные катастрофы, но и самые банальные кражи. Даже если хищение прямо не указано в договоре, то склады зачастую все равно называют воровство «следствием непреодолимой силы, которые сторона не могла предвидеть и предотвратить», и отказываются возместить владельцу товара убытки. И вот это уже противозаконно.

Еще один немаловажный момент, часто не указываемый в типовых договорах и упускаемый из виду руководителями компаний, – подсудность. Согласно статье 35 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, предусмотрена подсудность по месту нахождения ответчика. Однако подписанты могут находиться в разных городах России. Например, продавец находится в Москве, а покупатель – во Владивостоке. Допустим, второй отказывается оплачивать полученный товар или оказанные услуги. По типовому договору поставщик должен потратиться сначала на подачу искового заявления (то есть, оплатить работу профессионального юриста по составлению иска, госпошлину). Потом отдать кучу денег на представление интересов в суде (считаем: билеты до Владивостока и обратно, проживание, консультации правоведа, плюс допрасходы – такси, питание и прочее). Следует при этом держать в голове, что судебных заседаний может быть как минимум два, предварительное и по существу.

Таким образом, незначительная оговорка может весомо ударить по карману пострадавшей стороны. Руководитель компании-продавца поступил бы весьма мудро и дальновидно, заранее указав в соглашении договорную подсудность (по месту нахождения истца, либо Арбитражный суд в Москве).

Татьяна Муликова, эксперт журнала «Расчет»

Что означает типовой контракт

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *