Что означает тета в физике
тета-функция
(ф-ция Хевисайда). Производная Т,-ф. равна дельта-функции q'(x) = d(x). 2) Квазидвоякопериодическая целая функция комплексного переменного z, т.е. ф-ция q(z), имеющая кроме периода w ещё квазипериод wт, Imt>0, при прибавлении к-рого к значению аргумента значение ф-ции умножается на нек-рый мультипликатор f (z). Иначе говоря, имеют место тождества по z:
Как периодическая целая ф-ция, Т—ф. всегда представима рядом
в к-ром подбор коэффициентов с n должен обеспечивать сходимость. Ряды (1) наз. т е т а-р я д а м и (по причине первонач. обозначений). Возможны и иные представления Т—ф., напр. в виде бесконечного произведения.
В приложениях обычно ограничиваются мультипликаторами вида
Во мн. вопросах удобны Т—ф., удовлетворяющие условиям
Все Т—ф. вида (2) одного и того же порядка k составляют векторное пространство размерности k. Базис этого пространства можно записать в виде
Отд. примеры Т—ф. встречаются уже в работах Я. Бернул-ли (J. Bernoulli, 1713), Л. Эйлера (L. Euler), в теории теплопроводности Ж. Фурье (J. Fourier). K. Якоби (С. Jacobi) подверг Т—ф. систематич. исследованию, выделил четыре специальные Т—ф., к-рые и положил в основу своей теории эллиптических функций.
Т—ф. Якоби q 0 (z), q 1 (z), q 2 (z), q 3 (z) представляют собой след. ряды, абсолютно и равномерно сходящиеся на компактах плоскости комплексного переменного z:
Эти ряды достаточно быстро сходятся. Обозначения q 0 (Z), q 1 (z), q 2 (z), q 3 (z) восходят к К. Вейерштрассу (К. Weierstrass). Вместо q 0 (z) часто пишут q 4 (z), имеются и др. системы обозначений.
Имеют место след. соотношения периодичности:
из к-рых вытекает, что Т—ф. Якоби являются эллиптич. ф-циями III рода по Эрмиту.
Т—ф. Якоби связаны между собой ф-лами преобразования:
Все четыре Т—ф. удовлетворяют одному и тому же диффе-ренц. ур-нию:
Существуют также обобщения Т—ф. на случай многих комплексных переменных. В физике Т—ф. естественно возникают, в частности, в определении меры интегрирования функционального интеграла в струн теории.
Лит.: Уиттекер Э—Т., Ватсон Дж—Н., Курс современного анализа, пер. с англ., 2 изд., ч. 2, M., 1963; Гурвиц А., Курант Р., Теория функций, [пер. с нем.], M., 1968. E. Д. Соломенцев.
Тет. Тэта в физике
εΕ Эпсилон олицетворяет духовный элемент, содержа¬щийся в материальном и в то же время пребывающий вне его. Это Эон и эфир, пятый элемент, известный среди алхи¬миков как «квинтэссенция» (эквивалент «Ноивре» в тра¬диции кельтских бардов). Как бы он ни назывался, сила духа его есть тонкая энергия жизнедеятельности, «дыхание жиз¬ни», известное у греков под названием «Pneuma»; на нем зиждется всякое существование жизни (его эзотерическое число 576). Традиционно этот элемент изображают пентаг¬раммой в виде пятиконечной звезды. В магическом письме пентаграмма, таким образом, заменяет букву Эпсилон. В ней содержатся священные пропорции золотого сечения, один из трех принципов сакральной геометрии, которые предусмат¬ривались при проектировании священнейших и прекрасней¬ших храмов древней Греции, таких, как Парфенон в Афинах и храм Зевса в Олимпии. Эпсилон, как выражение математи¬ческой пропорции, находится в мистической связи с Лямбдой, одиннадцатой буквой греческого алфавита. В традиции гнос¬тиков Эпсилон представляет второе небо. В цифровом выра¬жении Эпсилон означает число 5. В гематрии цифровая сумма этого слова равна 445.
Происхождение
Название финикийской буквы (teth), имеет значения: «колесо». Cама буква, скорее всего, происходит от протосинайского символа (Tet), арамейского (Teth), древнееврейского ט (Tet), сирийского (Teth), арабского ط (Ta), основанных на египетском иероглифе (нфр), означавшем «хорошо». Далее финикийская буква Tет превратилась в:
Произношение
В современном иврите Тет представляет собой глухой альвеолярный взрывной [т], хотя может быть и эмфатическим (фарингализованным) звуком [т ˤ] в традиционном йеменском и сефардском произношении.
В современном иврите частота использования буквы Тет 1,08%. Тет означает звук «т», чаще всего в заимствованных словах.
Гематрия
«И увидел Бог свет, что он хорош». (Быт.1:4.)
«Он произвел букву Тет, господствующую над слухом, увенчал ее и сочетал со Львом во вселенной, Авом (августом) в году и левой почкой в человеке» (Сефер Йецира, 5, доп. 5.)
1. Написание.
Греческий эквивалент буквы – Тета.
2. Произношение.
Тет обозначает звук [t]. Ближайшие к нему звуки — далет, зайн, цади, тав, тета.
3. Смысл названия
Буква ТЕТ происходит от иероглифа «товар», «печь» или «груз». Это тот груз своей судьбы и своей ответственности, который душа находит себе в этом мире и тот товар, который она может предложить людям.
4. Соответствия
Буква Тет связана также с Космическим Электричеством. Древние изображали его змием, ибо «Фохат шипит, когда он зигзагами скользит во всех направлениях». Каббала изображает его еврейской буквою Teth (f), которая является символом змия, игравшего такую выдающуюся роль в Мистериях. Его всемирное значение равняется числу Девять, ибо Teth есть девятая буква еврейского алфавита и девятая дверь из пятидесяти врат или путей, ведущих к сокровенным тайнам Бытия. Это есть посредник магии par excellence, и в герметической философии означает «Жизнь, влитую в Изначальную Материю», сущность, образующую все вещи, и дух, определяющий их формы. (Тайная Доктрина, том I)
Как Алеф способен выдерживать вес противоположностей (твердь, соединяющая верхние и нижние воды), так и Тет обладает силой объединять высший и низший миры, «небо и землю». Согласно учению хасидизма, в служении души эта сила проявляется в человеке, когда он достигает состояния «в мире, но и вне мира». Быть «в мире» означает полностью осознавать мирскую реальность для того, чтобы исправлять ее. Быть «вне мира» означает полностью осознавать, что на самом деле «нет ничего, кроме Него».
Итак, полное учение буквы Тет таково: посредством служения души вся реальность становится «беременной» Божьей Бесконечной добротой и красотой; так достигается гармония и мир для «неба и земли».
5. Астрология.
Тет соотносится с зодиакальным знаком Льва, который воплощает жизненное творчество, вершиной которого является рождение людей. Совершенство творчества предполагает баланс сил, баланс правой и левой руки, который помогает поддерживать Фемида. Астрологически, Гебура и Хесед — Марс и Юпитер, вместе символизирующие в астрологии личное совершенство и активную общественную позицию, адекватность проявления себя вовне, когда личные качества человека принимаются другими. Для результатов труда нужна энергия, которую дает мыслительное и другое питание, и поэтому моральной проблемой является сытость и голод: понятно, что беря что-то себе, мы отнимаем это от других, и именно поэтому человек стремится получить благословение на свою деятельность от других людей. Слишком сытый лев столь же неполноценен, как и голодный. Как страстный знак, Лев отражает принцип развития чувства, которое и дает энергию, необходимую для социальной реализации. Человек стремится уравновесить крайности, внутри себя обнаружив тот источник света, который дает ему волю стремиться к совершенству. Тет подразумевает также обращение к своему первоначальному существованию, которое дает человеку знание тайн его будущей жизни
6. Древо Сфирот.
Путь 19 соединяет сфиры Хесед и Гебура.
Путь Тет поднимает целеустремленное желание Гебура к мотивирующему эмоциональному состоянию Хесед. Карта Таро показывает Женщину, открывающую пасть Льва. Это представление очищенной эмоции (Хесед и Женщина) объединяющейся с могущественной волей (Гебура и Лев), чтобы укрепить Мир. Гебура заполнена целью, но испытывает недостаток в согласованности желания. Без мощного побуждения, самая высокая цель не может двигаться к осуществлению. Интеллект Гебура знает, что сделать в жизни, имеет силу, чтобы исполнить это, но испытывает недостаток в желании к последовательному труду. Путь Тет протягивает вперед от Гебура ее систематическое, целеустремленное действие и сравнивает его с желанием, которое поддерживает существование, через Хесед. Если цель Гебура не достойна желания Хесед, достижение Хесед не полно. Только когда цель Гебура в совершенстве сочетается с желанием Хесед, путь Тет быть полностью открыт. Когда это случается, жизнь человека, испытывающего это осознание Хесед, станет полностью активной. Гебура дает направление жизни, но Хесед дает мотивацию, чтобы жить. Гебура — господин, и Хесед — госпожа дома жизни в Тиферет.
7. Таро.
Карта Силы в определенном смысле сродни карте Мага. Так же, как и в ней, необычайная сила этого Аркана основана на глубокой внутренней гармонии. Если могущество Мага — результат гармоничного взаимодействия сознания и подсознания, то жизненная сила, смелость и страстность этой карты есть выражение того равновесия, которое цивилизованный человек находит со своей животной натурой. Это отражается и в мифах, например, о дружбе между Гильгамешем и Энкиду, бывшим сначала его непримиримым противником. Эта карта наглядно показывает, что наша цель — не в том, чтобы научиться скрывать свои инстинкты под покровом бледной добродетели, живущие в нас подчас архаичные страшноватые силы, а в том, чтобы научиться укрощать их любовью, мягкостью и настойчивостью. Таким образом, мы приобретем контроль не только над этими дикими природными силами, но и над теми запасами энергии, которые нам до сих пор приходилось тратить на подавление этих сил. Это одна из трех карт добродетелей, присутствующих в Таро. Идея добродетели как человеческого качества пришла к нам из Античности. В символике Таро эта идея — наследница как античной философии, так и христианских религиозных воззрений. Карта «Сила» обычно интерпретируется как превосходство сильной человеческой природы над разнообразными слабостями.
В философических системах XIX века добродетель как этический принцип (положительное нравственное свойство человека, определяемое его волей и поступками) сменилась приоритетом свободы духа и высшего блага.: в первую очередь это показано в «Таро Тота» Кроули, где добродетель явственно заменяется понятием True Will — Истинной Воли человека, соответствующей Воле Вселенной.
В «Таро Тота» имя этой карты- «Lust» («Желание», «Страсть», «Вожделение»). Здесь женщина — Багряная Жена — сидит на Звере Апокалипсиса. «Итак, в этой карте перед нами предстает легенда о женщине и льве или, скорее, змеельве (карта соответствует букве тет, означающей змея). На заре Эона Осириса пророки предвидели явление грядущего Эона — того, в котором мы живем ныне, — и он внушал им чрезвычайный ужас и страх, ибо они не понимали принципа смены Эонов и каждую перемену воспринимали как катастрофу. Такова подлинная интерпретация и причина яростной хулы на Зверя и Багряную Жену в 13, 17 и 18-й главах Апокалипсиса. Однако на Древе Жизни путь Гимел-Луны, нисходящий с самых высот, пересекается с путем Тет — Льва, обители Солнца, а следовательно, Жену на этой карте можно считать образом Луны, полностью озаренной Солнцем и слившейся с ним в любовном соитии, дабы породить, во плоти и в человеческом облике, посланника или посланников Владыки сего Эона. Она восседает на Звере; в левой руке она держит поводья — символ страсти, связывающей ее со Зверем. Правой рукой она возносит чашу — Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В чаше этой смешаны элементы причастия нового Эона». «В этой карте заключено божественное опьянение, или экстаз. Женщина в немалой степени опьянена и в немалой степени безумна; лев же пылает вожделением. Это означает, что представленная здесь форма энергии относится к первичному, творческому типу: она совершенно свободна от критических оценок разума. На этой карте представлена воля нынешнего Эона. Зверь, несущий на спине свою Невесту, шествует по изображенным на фоне ликам святых, обескровленным, ибо всею жизнью своей они напитали Святой Грааль.
Это таинство есть физико-магическая формула посвящения, завершения Великого Делания. В алхимии это процесс дистилляции, совершающийся силою внутреннего фермента, а также влияние Солнца и Луны. За образами Зверя и его Невесты, на заднем плане, изображены десять сияющих, лучезарных кругов. Это сефирот, но еще не проявленные и не упорядоченные, ибо для каждого нового Эона необходима новая система классификации Вселенной.
В верхней части карты помещен символ нового света, увенчанный десятью рогами Зверя — десятью змеями, устремляющимися во все стороны, дабы разрушить мир и сотворить его заново»
8. Использование в формулах
Thelema = Θελημα
Θ (Theta) = 9 +
ε (Epsilon) = 5 +
λ (Lambda) = 30 +
η (Eta) = 8 +
μ (Mu) = 40 +
α (Alpha) 1
= 93
Тета: «Бабалон, соединенная со Зверем» — Эпсилон: Hут (ССХХ, I, 59) — Лямбда: «Делание, завершенное в Правосудии» — Эта: «Священный Грааль» — Мю: «Воды внутри» — Альфа: «Дитя в Яйце» (Харпократ на Лотосе).
9. Соответствия по 777
Эпиктет Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Ж. Название буквы греческого алфавита. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой