Сверхнизкосернистым (англ. аббревиатура ULSD) принято называть дизельное топливо с содержанием серы не более 15 ppm. Дизельные двигатели, оснащенные наиболее современными компонентами очистки отработавших газов (ОГ) в системе выпуска, такими как сажевый фильтр с каталитическим нейтрализатором, должны работать на сверхнизкосернистом топливе, чтобы предотвратить повреждение этих компонентов, потому что нейтрализаторы отравляются серой и ее соединениями. Большинство европейских дорожно-строительных и прочих внедорожных машин изготовления 2007 г. и позже, соответствующих нормам Tier 4i (промежуточные) и Tier 4, уже оснащены компонентами обработки ОГ в системе выпуска, которые очень чувствительны к уровню содержания серы в топливе.
В таблице приведены даты введения в действие стандартов Tier 4i и Tier 4 для различных групп дизельных двигателей по мощности.
В Калифорнии с 1 сентября 2006 г. и для дорожных, и для внедорожных машин продают только дизтопливо с содержанием серы не более 15 ppm, а с 1 октября 2010 г. все 100% дизельного топлива, продаваемого в США в розничной торговле, должно содержать не более 15 ppm серы. Его подкрашивают в красный цвет.
Следует отметить, что после введения требований на содержание серы до 15 ppm в топливе для некоторой части машин многие розничные торговые предприятия перешли на реализацию только сверхнизкосернистого топлива, поскольку держать запас двух сортов топлива нерентабельно. Им выгоднее поставлять в ваш машинный парк только один сорт дизтоплива, и следует обязательно интересоваться и контролировать, топливо с каким содержанием серы поставляют на предприятие.
Необходимо предостеречь неосторожных руководителей, желающих сэкономить и заправляющих высокосернистым топливом, предназначенным для внедорожных машин, магистральные грузовики производства «2007 г. и позже». Во-первых, это запрещено законом. Кроме того, высокосернистое топливо может ухудшить производительность и надежность двигателя магистрального грузовика и его сажевого фильтра. Право на гарантийное обслуживание двигателя также утрачивается.
Сроки введения в действие норм токсичности ОГ
Мощность двигателя, кВт
Стандарт
Дата введения
Хотя и распространено мнение, что сверхнизкосернистое топливо будет стоить дороже обычного (американские специалисты считают, что повышение цены составит от 5 до 13 центов за литр), на самом деле это вопрос спорный, поскольку рыночное ценообразование не укладывается в простые схемы. Рассмотрим подробнее некоторые проблемы, которые могут возникнуть при переходе на сверхнизкосернистое дизельное топливо.
Выпадание осадка и увеличение расхода топлива
В цистернах, а также в топливной системе старых двигателей, прежде работавших на высокосернистых сортах топлива (более 500 ppm), на стенках со временем формируются твердые отложения. Присадки, которые вводят в сверхнизкосернистое топливо для улучшения смазывающих свойств, являются природными растворителями, да и у самого сверхнизкосернистого топлива выше растворяющая способность, чем у дизтоплива с высоким содержанием серы. Поэтому после перехода на сверхнизкосернистое топливо надо тщательно следить, не появляются ли в топливе загрязнения, смытые со стенок топливного бака, и не забились ли грязью топливные фильтры, в том числе в цистернах, где хранится топливо, и в топливозаправщиках. Готовясь к переходу на сверхнизкосернистое топливо, заблаговременно проведите превентивное техническое обслуживание топливных цистерн и машин, а затем почаще заменяйте топливные фильтры.
Сверхнизкосернистые сорта топлива могут оказывать отрицательное влияние и на уплотнения топливной системы, поэтому после перехода на сверхнизкосернистое топливо, особенно в старых машинах, необходимо следить, не появились ли подтекания топлива через уплотнения.
В зависимости от технологии, по которой удалялась сера из топлива, возможно небольшое увеличение расхода по сравнению с высокосернистым топливом. У сверхнизкосернистого топлива энергосодержание несколько ниже. Испытания в реальных условиях эксплуатации показали возможность увеличения расхода топлива до 3%.
Ухудшение смазывающей способности, уменьшение отложений в форсунках, ухудшение текучести при низких температурах
В процессе удаления серы из дизельного топлива снижается и содержание кислорода, азота, ароматических соединений и прочих природных смазывающих веществ и антиоксидантов. Поэтому смазывающие свойства у сверхнизкосернистого топлива гораздо ниже, чем, например, у дизельного, содержащего 500 ppm серы. Чтобы улучшить смазывающую способность, в топливо вводят присадки. При лабораторных испытаниях смазывающей способности дизтоплива по методу HFRR максимальный диаметр пятна износа не должен превышать 520 мкм. Смазывающая способность топлива особенно важна для машин старого выпуска, поскольку в них смазка топливной аппаратуры обычно осуществляется дизельным топливом. Соответственно при ухудшении смазывающей способности ускоряется износ компонентов системы впрыска.
Помимо этого некоторые технологии, применяемые при производстве сверхнизкосернистого топлива, могут придать ему предрасположенность к образованию отложений в форсунках систем высокого давления Common Rail. Как результат возможны перебои в работе двигателя, пропуски воспламенения и потеря мощности. Если это произойдет, следует проконсультироваться с поставщиком топлива и приобрести моющие присадки к топливу, которые помогут предотвратить формирование отложений в форсунках. Необходимо также выяснить у поставщика машины, какие именно присадки одобрены к применению производителем двигателя.
Текучесть при низких температурах у сверхнизкосернистых сортов топлива ниже, чем у высокосернистых, потому что в составе первых больше парафина. Для улучшения низкотемпературной текучести в дизтопливо вводят специальные присадки. Следует помнить, что присадки, улучшающие текучесть высокосернистого топлива при низких температурах, могут не оказать нужного действия в сверхнизкосернистом топливе. Поэтому, выбирая присадки для улучшения текучести, следует убедиться, что они предназначены именно для сверхнизкосернистого топлива и что их применение допускается производителем машины или двигателя.
Следует заметить, что все необходимые присадки, как правило, вводятся в сверхнизкосернистое топливо еще при изготовлении, и конечному потребителю вряд ли придется этим заниматься, но знания о присадках ему не помешают.
Размножение микробов
В сверхнизкосернистом дизтопливе более интенсивно размножаются микробы, чем в топливе, содержащем 500 ppm и более серы. При длительном хранении топлива микробы могут сильно размножиться, даже в топливном баке автомобиля. Масса микроорганизмов способна закупорить топливный фильтр, поэтому при работе на сверхнизкосернистом топливе рекомендуется чаще менять топливные фильтры. Особенно внимательно следует контролировать состояние топлива при сезонных заменах – с зимнего на летнее и наоборот, когда долго хранившееся топливо заправляют из цистерн. Посмотрите, не видно ли в топливе темных скользких сгустков, особенно на границе топлива и скопившейся на дне цистерны воды. Может ощущаться запах тухлых яиц, внутренние стенки цистерны могут быть покрыты слизью, она также может скапливаться в отстойнике для слива воды.
Микроорганизмы могут размножаться очень быстро и образовывать скопления в виде длинных полос, «лепешек» или комков. Избавиться от них можно только с помощью специального биоцида (препарата, уничтожающего или подавляющего рост микроорганизмов) для дизтоплива. Рекомендуется регулярно обрабатывать биоцидом цистерны для дизельного топлива.
О преимуществах сверхнизкосернистого
Если работа старых машин, прежде работавших на высокосернистом топливе, может ухудшиться при переходе на сверхнизкосернистое топливо, то рабочие показатели новых машин при работе на сверхнизкосернистом топливе, наоборот, могут улучшиться. Такое топливо лучше распыляется при высоком давлении и улучшает экологические показатели двигателя.
Благодаря использованию сверхнизкосернистого топлива удается избавиться от некоторых проблем с моторным маслом. Из серы образуется серная кислота, которая разлагает полезные присадки в моторном масле, поэтому при работе на сверхнизкосернистом топливе моторное масло надо будет менять реже. Однако рекомендуется вместе с переходом на это топливо сменить и моторное масло на низкосернистое: сажевые фильтры, которыми комплектуют системы выпуска двигателей изготовления «2007 года и позже», рассчитаны на малое содержание серы в ОГ. Так сажевый фильтр будет меньше засоряться и прослужит дольше.
Введение сортности необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей)
Для упрощения экспорта используется разделение на легкие и тяжелые сорта.
Введение сортности необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
Введение сортности упростило экспорт нефти.
Например, в Иране это Iran Light и Iran Heavy.
Сорта нефти и газового конденсата (легкой нефти)
Введение сортности товарной нефти необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
Стандартом для цен служит нефть сортов WTI и Light Sweet (для западного полушария и вообще ориентиром для других сортов нефти), а также Brent (для рынков Европы и стран ОПЕК).
Качественные характеристики нефти
Наличие серы и ее соединений
По наличию серы нефть подразделяется на сернистую и малосернистую.
В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких %.
Соединения серы наносят серьезный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе ужесточаются.
Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счет ведется на сотые доли %. Принятый в Европе стандарт Евро-5 ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%.
Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.
Технологии сероочистки сложны и дороги, поэтому нефть с большим содержанием серы продается со скидкой по отношению к малосернистым сортам.
Маркерные сорта нефти
В связи с сокращением запасов и добычи нефти в Северном море, наблюдаются снижение ликвидности и искажения при определении цены как самой смеси, так и других сортов нефти. поэтому у трейдеров зреют смутные сомнения в необходимости продолжения считать Brent маркерным сортом.
Всего на мировых рынках торгуется свыше 10 общепризнанных сортов нефти, из которых наиболее известными являются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-Йоркской бирже NYMEX (New York Merchandise Exchange), и Brent, котируемая на Лондонской бирже IPE (International Petroleum Exchange), которая в 2005 г была переименована в ICE Futures.
Оба сорта котируются также на Сингапурской бирже SIMEX.
Цена нефти сорта Brent определяется в ходе торговли нефтью на бирже по текущим (спотовым) ценам и по фьючерсным контрактам, ориентированным на будущие поставки.
По фьючерсным котировкам нефти Brent происходит основной % всех сделок по нефти, что отражает меньшую зависимость фьючерсных цен от конкретных условий поставки по сравнению со спотовыми котировками на нефть Brent.
Фьючерсы прекращают хождение за 1 месяц до срока поставки, который, как правило, приходится на середину месяца, таким образом апрельский фьючерс будет обращаться до середины марта.
Цена нефти Brent обычно составляла в среднем на 1 долл США/барр ниже цены WTI и на 1 долл США/барр выше цены корзины ОПЕК.
Паритет изменился в 2007 г, и нефть Brent торгуется с премией к WTI.
Вся нефть, добываемая в мире (в Саудовской Аравии, Северном море, США, Мексиканском заливе, Юго-Восточной Азии и т.д.), соотносится с эталоном нефти сорта Brent,
Власти РФ продолжают попытки создать российский бенчмарк нефти и сделать маркерными 2 сорта российской нефти:
Хотя лед тронулся, в ноябре 2016 т на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) началась торговля фьючерсами на нефть сорта Urals, и за 1 полугодие 2017 г объемы торгов фьючерсами нефти сорта Urals зсоставили 3,2 тыс биржевых договоров общим объемом 3,2 млн барр нефти на сумму 160,8 млн долл США.
Без бенчмарка сложно торговать нефтяными фьючерсами в российской валюте.
Названия сортов нефти
Почти каждая нефтедобывающая страна поставляет на мировой рынок несколько сортов нефти.
Химический состав нефти отличается от скважины к скважине.
Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) and Merey (Венесуэла).
Таблица сортов нефти
Остальные сорта, в зависимости от свойств, торгуются с надбавкой или с дисконтом по отношению к эталонным сортам.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) имеет собственный эталонный показатель, так называемую корзину, которая представляет собой средневзвешенный показатель отпускных цен для следующих семи сортов нефти: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Bonny Light (Нигерия), Arab Light (Саудовская Арабия), Dubai (Объединенные Арабские Эмираты), Tia Juana (Венесуэла) и Isthmus (Мексика).
Краткое описание сортов нефти
— в 2015 г выведен новый сорт нефти Sakhalin Blend, который является смесью нефти сорта Vityaz с газовым конденсатом с Киринского газоконденсатного месторождения, и предполагает получение большего количества бензина и дизельного топлива.
В качестве эталонов для котировки российской нефти используются: Brent Dated и Dubai.
Brent Dated используется для оценки российских сортов нефти Urals, Siberian Light, ESPO, Sokol.
Ниже мы подробнее остановимся на основных маркерных сортах российской нефти.
Сорт нефти Urals (Юралс)
В последнее время в России предпринят ряд шагов для того, чтобы повысить качество нефти Urals путем исключения из нее высокосернистой татарстанской нефти (в республике Татарстан планируется построить новые нефтеперерабатывающие мощности для того, чтобы из местной нефти делать бензин, а не пускать ее в нефтепровод).
Сама по себе Западно-Сибирская нефть приемлемого качества. За рубежом она известна под маркой Siberian Light.
В России фьючерс на нефть сорта Urals торгуется на рынке ФОРТС на бирже РТС.
Добыча российской нефти Urals
Нефть сорта Urals поставляется через порт Новороссийск и по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Дружба, через порты Приморск, Усть-Луга на Балтике.
Urals имеет плотность 860-871 кг/м 3 (31-32 о API), содержание серы 1,2-1,3%.
Сорт нефти Siberian Light (Сибериан Лайт)
Основные поставки идут через порт Туапсе.
Плотность Siberian Light составляет 845-850 кг/м 3 (36,5 о API), содержание серы 0,57%.
Сорт нефти Rebco (Ребко)
Подразумевает поставку Urals FOB Приморск.
Сорт нефти Sokol (Сокол)
Сорт нефти Vityaz (Витязь)
Ее основными покупателями стали Япония (33,9%), Южная Корея (33,6%), Китай (24,8%), Тайвань (1,6%), Филиппины (1,6%), США (1,5%), говорится в отчете об устойчивом развитии Sakhalin Energy за 2010 г.
Нефть сорта Витязь получила название от производственно-добывающего комплекса Витязь, в рамках которого на 1 м этапе проекта Сахалин-2 велась добыча этого сорта нефти.
В настоящее время нефть сорта Витязь, добываемая с платформы Моликпак, поступает по Транссахалинской трубопроводной системе (Транссахалинская трубопроводная система) непосредственно на нефтетерминал отгрузки, расположенный на юге острова Сахалин.
Сорт нефти ESPO (Eastern Siberia-Pacific Ocean)
Цена нефти ESPO сейчас имеет привязку к сорту Dubai Crude.
Espo поставляется в страны Азии, а также на западное побережье США, где конкурирует с аляскинской нефтью сорта ANS.
В 1 тонне Espo содержится 7,39 барреля.
Более тяжелая и сернистая по сравнению с другими сортами экспортной российской нефти.
Поэтому ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на ориентированных на такую нефть НПЗ северо-западной Европы.
Предполагается дисконт к цене сорта Urals порядка 3-5 долл США/ барр.
Сорт нефти Brent (Брент)
Кроме сорта Brent выделяют следующие сорта нефти: Brent Sweet, Light Crude, Oseberg and Forties.
Сорт нефти WTI (ВТИ)
Название Brent складывается из 1 х букв названий слоев Broom, Rannoch, Etieve, Ness and Tarbat и происходит от одноименного месторождения, открытого в 1970 г.
Месторождение Brent расположено в северной части грабена Викинг Центрально-Североморской рифовой системы Североморского нефтегазоносного бассейна.
Нефть месторождения является одним из основных компонентов т.н. смеси Brent.
Нефть Brent считается самой подходящей для производства бензина и средних дистилляторов.
Обычно перерабатывается на Северо-западе Европы, затем, если цена подходит для экспорта в Восточный залив США или в Среднеземноморье.
Сорт нефти Sweet crude oil
Sweet указывает на небольшое количество сероводорода и углекислого газа. Sweet crude используется для производства бензина/
Среди производителей сырой нефти sweet: Саудовская Аравия, Румыния, Судан, Великобритания (нефть сорта Brent Crude), США (нефть марок: West Texas Intermediate, Low Sweet Mix, New Mexican Sweet, North Texas Sweet, Oklahoma Sweet, South Texas Sweet, Nevada Great Basin Sweet, Wyoming Sweet, Louisiana Sweet), Оман, Йемен, Нигерия, Малайзия, Канада, Индонезия.
Сорт нефти Light Sweet crude oil
Нефть с высокой вязкостью тяжело транспортировать, переработанную нефть с пониженным содержанием парафина стали называть light crude.
Нефть с существенно более высоким содержанием парафина стали называть heavy (тяжелой нефтью).
Нефть light и sweet отражают разницу физических свойств.
У нефти light (более жидкая) более высокая плотность API, чем у нефти heavy( более густая нефть).
Термин sweet отражает низкое содержание серы.
Сорт нефти Saharan Blend
Сорт нефти Es Sider (Эс сайдер)
Цена экспортной ливийской нефти Es Sider жестко привязана к биржевым котировкам европейского сорта Brent и включает в себя следующие сорта:
Экспорт ливийской нефти сорта Es Sider
Сорт нефти Arab Light
Сингапурская биржа SIMEX
Фактически является смесью нефтей, добываемых на шельфовых месторождениях Brent, Oseberg и Forties между побережьями Норвегии и Шотландии.
Компоненты Oseberg и Forties были добавлены в данную смесь только в 2002 г и с тех пор этот сорт нефти также называют BFO.
Является одной из основных сортов нефти, торгуемых на международных нефтяных биржах.
История появления сортов нефти:
История сорта Urals.
Российский Urals вышел на мировой рынок в 1970 х гг.
Высокосернистый сорт, образующийся при транспортировке по нефтепроводной системе Транснефти нефти с месторождений Урала, Поволжья и Западной Сибири, привязан через понижающий коэффициент к цене Brent.
Рынок сбыта Urals ограничен географией МНП Дружба и поставками по морю из портов черноморского региона, поэтому полноценным маркерным сортом он считаться не может.
Однако на NYMEX за 6 лет не было заключено ни одной сделки по фьючерсам на REBCO.
Всего в настоящее время в России существует 6 экспортных сортов нефти с условными названиями по способу доставки покупателям: Усть-Луга (с содержанием серы 1,7%), Приморск (1,45%), Дружба (1,6%), Новороссийск-1(1,5%), Новороссийск-2(0,6%) и собственно ESPO/ВСТО (0,53%).
В 1970 х гг из-за эмбарго арабских государств-членов ОПЕК и исламской революции в Иране стоимость нефти выросла примерно в 10 раз, что вынудило американское правительство ввести государственное регулирование внутренних цен на н/продукты.
После отказа от госрегулирования в 1981 г WTI стал эталонным сортом для торговли в США.
В 1983 г на бирже NYMEX были запущены торги фьючерсами на WTI.
Объем текущей добычи сорта также не превышает 1% мирового, однако к нему привязано примерно 2/3 всех торгуемых в мире нефтяных фьючерсов.
Основой ценообразования WTI является баланс запасов на нефтяном хабе Кушинг (Оклахома), что делает формирование биржевой цены уязвимой перед манипуляциями.
Поэтому ряд ближневосточных поставщиков США в 2010 г перешли на альтернативный сорт Argus Sour Crude Index (ASCI).
История сорта ESPO.
Новый сорт нефти фактически представляет собой смесь с параметрами разных месторождений, уже введенных в эксплуатацию.
Превосходит по качеству Urals.
Новая нефть по содержанию серы почти такая же, как лучшая низкосернистая Siberian Light.
К тому же экспортная смесь Urals в большой степени привязана к различным сортам нефти, в силу чего ее цена колеблется по отношению к ним.
Маловероятно, что российская нефть Espo послужит индикатором для Ближнего Востока, но для Азиатско-Тихоокеанского региона это вероятно.
Сорта Brent, Light Sweet и WTI лидируют
Из легких сортов сырой нефти на НПЗ получают больше бензиновых фракций, чем в среднем из других сортов.
Меньшим спросом пользуются и, следовательно, более низкую цену имеют тяжелые сорта сырой нефти, из которых при переработке получают большое количество тяжелого мазута.
К таким сортам относится, например, Maya (Мексика).
Из тяжелых сортов нефти тоже можно получать топливо, но со значительно большими затратами на переработку.
Винтерсхалл добывает в основном легкие и среднетяжелые виды нефти.
Наибольшим спросом пользуются так называемые легкие сорта нефти: из них можно изготовить большое количество бензина и высококачественных продуктов для химической промышленности.
К этим сортам относится нефть, добываемая Винтерсхаллом в Айтингене на юге Германии, и нефть ливийских месторождений Ас-Сарах и Нахла.
Чем тяжелее нефть, тем выше издержки на ее переработку.
Судовладельцам в мире придется отказаться от «грязного» топлива
Нефтеперерабатывающий завод ОАО «Газпром нефть»
МОСКВА, 1 янв — ПРАЙМ. Судовладельцам во всем мире с 1 января придется отказаться от использования высокосернистого топлива — вступает в силу новый стандарт Международной морской организации (IMO) о снижении содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5%.
При этом в зонах SECA (морские бассейны Северной Европы и 200-мильная зона вокруг США) требование по содержанию серы в топливе не выше 0,1% действует еще с 2015 года. Также рассматривается вопрос о присвоении статуса SECA и морским бассейнам Южной Европы.
Морской транспорт дает 13% мировых выбросов диоксида серы из-за сжигания дешевого мазута. Суда обеспечивают перевозку 90% грузов в глобальной торговле, при этом торговый флот ежегодно потребляет более 200 миллионов тонн мазута. IMO рассчитывает, что уже в 2020 году выбросы диоксида серы за счет внедрения новых требований уменьшатся на 80%.
ТОПЛИВНЫЕ ВАРИАНТЫ
Способов «очистить» выбросы и сократить содержание серы в потребляемом топливе несколько. Ряд компаний переходит на закупки низкосернистого топлива. Есть вариант установки на суда специальных устройств очистки тяжелого судового топлива — скрубберов, а также использования вместе флотского мазута альтернативных видов топлива, например, сжиженного природного газа (СПГ).
Агентство Arctic Securities ожидает, что скрубберы к концу 2021 года будут установлены на 4% судов мирового торгового флота. Эксперты Arctic Securities отмечают, что влияние требований IMO на спрос на нефть будет позитивным, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на спрос на танкеры — в 2020 году он увеличится на 3%.
Крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» сделала выбор в пользу перевода флота на СПГ. Его использование позволяет на 30% снизить выбросы в атмосферу углекислого газа, на 94% — оксидов азота и на 100% — оксидов серы и сажи. Компания уже эксплуатирует шесть крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, работающих на СПГ, еще пять строятся. При этом все суда группы «Совкомфлот» готовы к переходу на использование топлив с содержанием серы на уровне 0,5%.
Как говорил в январе прошлого года председатель совета директоров компании Сергей Франк, в 2020-2025 годах ожидается следующая волна регулирования отрасли, которая будет связана с сокращением выбросов парниковых газов, оксидов серы, оксидов азота и сажи в акваториях Средиземноморья, прибрежных водах Китая, Японии, Мексики, Австралии, Панамском канале.
Путин о возможности вычета акцизов из цен на топливо: реакция Минфина будет предсказуемой
Часть судов российской транспортной группы Fesco уже сейчас использует низкосернистое топливо. Кроме того, у компании есть опыт эксплуатации судов на ультранизкосернистом топливе (до 0,1% серы) при перевозках в страны Европы.
Северо-Западное пароходство не планирует оснащать суда скрубберами или же переоборудовать их для работы на СПГ, будет переходить на закупки низкосернистого топлива. Волжское пароходство уже сейчас использует на судах судовое дистиллятное топливо с предельным содержанием серы до 0,5%.
Датская Moller-Maersk уже использует низкосернистое топливо, а также совместно с Lloyds Register изучает различные новые виды топлив, в том числе этанол, биометан и аммиак. Maersk пока не рассматривает перевод флота на использование СПГ, но к 2050 году собирается уйти от использования ископаемых видов топлива для своих судов.
БЕЗ ПЕРЕБОЕВ?
Перевод торгового флота на новое экологическое топливо с низким содержанием серы требует от компаний и обслуживающих судоходство отраслей тщательной подготовки и затрат. При этом эксперты расходятся в оценках последствий такого перехода.
Ряд аналитиков полагает, что переход на новый стандарт судового топлива и ввод акцизов на мазут в РФ могут привести к росту тарифов на электрическую и тепловую энергию для российских потребителей.
Ограничения по объему выбросов вредных веществ в атмосферу приведут к сокращению доходов компаний из сферы морских перевозок, считают эксперты Moody’s. Fitch полагает, что ужесточение правил по топливу может привести к увеличению затрат и капвложений судоходных компаний, и эти затраты могут быть переложены на их клиентов. Как отмечает агентство, многие судоходные компании уже начали внедрять топливные сборы.
Российские судоходные компании не исключают повышения в 2020 году фрахтовых ставок на фоне перехода на низкосернистое топливо. Судовладельцы обосновывают это тем, что судовое топливо значительно вырастет в цене. При этом необходимость переоборудования части флота, например, установки на суда скрубберов, а также конкуренция между экономичными и неэкономичными судами может привести к дефициту тоннажа и росту фрахтовых ставок.
Ряд компаний ожидает сложностей с бункеровкой топливом, подходящим под требования IMO, однако серьезного дефицита рынок не опасается.
Замминистра транспорта РФ Юрий Цветков в ноябре говорил, что в целом в мире есть риски возникновения дефицита низкосернистого топлива, его качества, а также повышения стоимости. При этом замминистра отмечал, ссылаясь на данные Минэнерго, что в России будет обеспечено достаточное производство низкосернистого топлива, а также его доставка в порты.
«Газпром нефть» уже начала реализацию нового экологичного судового топлива, объем поставок в 2020 году на рынок РФ может превысить 1,5 миллиона тонн. «Лукойл» в 2020 году планирует вдвое снизить выпуск «грязного» мазута за рубежом, а на российских заводах — примерно на четверть относительно уровня по итогам 2019 года.