Что означает термин требование уступить дорогу
Пешеходы. Что значит «уступить» или «пропустить»
На днях еду я себе спокойно в городском потоке движения. На перекрестке дождавшись разрешающего сигнала светофора, совершаю поворот направо(передо мной так же поворачивают еще 2 машины). Из этого потока меня выцепляет сотрудник ДПС и жезлом указывает где мне остановиться. Подходит и утверждает мне, что я не пропустил пешехода. Проходим к патрульной машине, чтобы посмотреть видеозапись. Там уже оформляют какого-то парнишку, как я понял за тоже самое. Парень с другим инспектором вышел из патрульки, я со «своим» инспектором присаживаюсь, и он мне показывает фрагмент, где я совершаю поворот и в это время с другой полосы начинает идти пешеход. С довольным лицом он мне указывает на пункт 13.1 ПДД «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке«. И расправившись собирается заполнять постановление. Тут я ему задаю вопрос, который он явно не ожидал: «Так я не уступил или не пропустил?«. Задумвшись над ответом, он еще раз перечитывает п 13.1, и утверждает «Не уступил!«. И походу тут он сам понял, что с остановкой моей он промахнулся, но тем не менее все равно целил ручку на постановление. Естественно я сразу прошу зачитать термин уступить дорогу, он мне просто дает книжку ПДД, со словами «Читай«. Открываю п 1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.». Зачитываю ему в слух, опять задержка его раздумий и вопрос который наверное ему просто первый пришел в голову «А как ты узнал, что ты ему не помешаешь?«. Отвечаю «Да никак, его вобще на проезжей части не было когда я начал совершать маневр. Я и не должен этого знать. Спорить не буду, если вы настаиваете на моем нарушении, составляйте протокол и в суде будем смотреть эту запись вместе и рассматривать там, я сейчас с вами спорить не буду«. Перелистав еще 3-4 раза страницы пдд туда обратно, он все таки нашел пункт где написано пропустить, это п 14.1 «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода«.
Пояснив мне, что если бы я ехал прямо и не пропустил на пешеходном он бы мне выписал постановление. Только он собрался отдать мне документы взглянув на мою машину, его рука с документами потянулась обратно, а другая за рацией. В голове его явно промелькнула мысль «Не может он на БМВ и без штрафов не оплаченных быть». Но «пробив» меня, к его сожалению, я оказался «чистым». Уже не с таким довольным лицом как сначала он возвращает мои документы. И желает счастливого пути. Выходя из патрульки, чтобы не портить карму законопослушности в его глазах спрашиваю «А можно мне здесь дорого перейти к машине?«(она стояла на другой стороне). На что он ответил то ли опечаленно, то ли задумчиво «Да иди ты уже» =))))) Переходя дорогу столкнулся с удивленным взглядом его напарника, удивление судя по всему у него вызвало отсутствие постановления у меня в руках. Он сразу пошел в патрульку, пока я садился, пристегивался и укладывал документы(сек 20. примерно). Выбегает напарник и останавливает подряд 3 авто =))))) Решили на отыгрышь пойти =)))))
Так что помните «Незнание законов не освобождает от ответственности, а знание защищает». Слова «постановление» и «протокол» я выделял специально, чтобы не путали. Постановление — это штраф. Протокол — это так называемый акт о совершении правонарушения.
Если вы с чем то не согласны, не бойтесь спорить, с вас не убудет. Если вы уверены в своей правоте и ИДПС включает броню, требуйте разбор через суд. В объяснениях пишите все доводы за вашу правоту, требуйте приложить фото либо видеосъемку к протоколу и чтобы там была отображена запись об этом. И всегда следить в первую очередь за собой и за своей речью, будьте сдержанными, спокойными и адекватными. Единственное что можно потерять в данной ситуации — это время, а для кого что дороже, каждый выбирает сам.
Что означает требование уступить дорогу
Правила дорожного движения устанавливают порядок движения, приоритеты движения, запреты и требования. Самое важное из этих требований — «уступать дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть, в первую очередь». Он содержится во многих пунктах этих правил, и без него невозможно безопасное вождение.
Что подразумевает требование
Термин «уступить дорогу с приоритетом» определен в статье 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации. Это означает, что участник дорожного движения не может начинать, продолжать, возобновлять движение или выполнять маневр до тех пор, пока другой участник дорожного движения, имеющий преимущество на данном участке или в данной ситуации, не завершит маневр или не проедет данный участок. Проще говоря, это требование означает не создавать помех, а пропускать тех, кто имеет приоритет.
Водитель, не имеющий приоритета, не должен заставлять других участников дорожного движения менять скорость или траекторию движения. Если водитель или пешеход, имеющий приоритет, вынужден изменить свой маршрут или скорость, виновный участник дорожного движения может быть оштрафован за непредоставление приоритета.
Какие знаки приоритета
Дорожный кодекс РФ устанавливает несколько знаков приоритетного движения для предоставления приоритета на перекрестках, примыканиях, узких и опасных участках дороги.
Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не нуждаются в пояснениях.
Кому и когда водитель обязан уступить дорогу
Основной принцип — «препятствие справа». Он используется в тех случаях, когда отсутствуют знаки приоритета. Водитель, справа от которого движется другое транспортное средство (например, на нерегулируемом перекрестке), обязан уступить дорогу. В свою очередь, приоритет имеет тот, кто находится справа от другого участника дорожного движения. Однако это правило относится только к транспортным средствам, но не к пешеходам.
Помимо знаков «Уступи дорогу», правила дорожного движения определяют очередность проезда в зависимости от ситуации или участка дороги.
В обязательном порядке
Всегда уступайте дорогу:
Действие по ситуации
На дороге могут возникнуть ситуации, когда вы не сможете подчиниться знакам, сигналам светофора или препятствию в виде полосы движения. Часто трудности возникают при обгоне на спусках и подъемах.
Приоритет при обгоне на уклоне может быть установлен на основании пункта 11.7 Директивы о лицензировании дорожного движения. Согласно ему, «при столкновении с препятствием на уклоне, обозначенном знаками 1.13 и 1.14, водитель спускающегося транспортного средства должен уступить дорогу старшему. Преимущество получает водитель, которому легче тронуться с места после остановки. Преимущество имеет тот водитель, который едет в гору.
При сужении дороги
Сужение проезжей части обозначается дорожным знаком 1.20. Преимущество получает автомобиль, движущийся посередине, то есть тот, который не меняет своего положения на проезжей части из-за сужения. Это означает, что человек, съехавший с полосы движения, должен уступить дорогу всем транспортным средствам, прежде чем сменить полосу движения. В этом случае принцип правой руки на препятствии не действует.
На перекрестке
Если регулируемый перекресток достаточно прост, то нерегулируемый перекресток часто вызывает вопросы. Стоит проанализировать все ситуации:
Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке все транспортные средства имеют препятствие справа, очередность проезда определяется по договоренности.
На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора имеют приоритет перед знаками приоритета.
ВАЖНО: На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто едет по круговому движению. Въезжающие должны уступить дорогу.
При одновременном перестроении
Согласно пункту 8.4 Дорожного кодекса РФ, при одновременной смене полосы движения (в одном направлении) преимущество имеет транспортное средство, движущееся справа.
Если два водителя едут друг за другом и меняют полосы движения, преимущество имеет тот, кто начинает маневр раньше. Другой водитель обязан уступить дорогу и ждать своей очереди.
В этом случае действуют следующие правила:
Встречному автомобилю
При повороте направо необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по встречной полосе. Вы не обязаны уступать дорогу, только если на встречной полосе есть знаки, дающие преимущество (например, 2.7 «Приоритет встречного движения» или «Главная дорога» с указателем поворота). Если установлен знак 2.6, то приоритет на этой полосе обязателен.
Если встречное движение затруднено из-за препятствия на одной полосе, тот, на чьей полосе закрыт переезд, должен уступить дорогу. Препятствие — это неподвижный объект (кочка на дороге, камень, упавшее дерево и т.д.). Пешеходы не считаются препятствием, и это регулируется специальными правилами.
Пешеходам
Пешеходы должны уступать дорогу в первую очередь пешеходам:
Пешеходы, в свою очередь, должны убедиться в том, что они имеют право прохода и не пользуются слепым предпочтением.
В каких случаях можно не уступать дорогу
Водитель легкового или грузового автомобиля имеет право не уступить дорогу транспортному средству общего пользования (автобусу, троллейбусу), если оно движется по своей полосе, не меняя полосы движения, в то время как маршрутное (общественное) транспортное средство меняет полосу движения, но не покидает остановку. Однако если автобус отъезжает от остановки и движется более чем по одной полосе, он должен уступить дорогу попутному транспорту.
Если водитель не выезжает со своей полосы, он не может уступить дорогу водителю, который выезжает со своей полосы.
Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения и, как и водители, подчиняются правилам дорожного движения и штрафам. Переходить дорогу разрешается только при наличии пешеходного перехода и соответствующих дорожных знаков. Однако стоит помнить, что существует категория пешеходов, которые имеют безусловный приоритет (слепые пешеходы).
Предусмотренное наказание за невыполнение требований
Водитель, не выполнивший требование уступить дорогу приоритету в данном случае, будет оштрафован. Размер штрафа зависит от правонарушения.
Любой штраф может быть обжалован в течение 10 дней. Это будет иметь смысл только в том случае, если вы докажете свою невиновность.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните адвокату! Москва: +7 (499) 110-89-42 |
Обратите внимание, что непредоставление права проезда может привести к серьезной аварии. Участники дорожного движения всегда должны вести себя так, чтобы не мешать движению и не создавать аварийных ситуаций. Все участники дорожного движения — водители, велосипедисты и пешеходы — должны подчиняться правилу приоритета.
Что означает требование уступить дорогу
Правила дорожного движения устанавливают порядок на дорогах, приоритет движения, запреты и требования. Одно из основных требований — «Уступить дорогу». Оно встречается во многих пунктах правил, и вождение транспорта не может быть безопасным без его выполнения.
Что подразумевает требование
Термин «Уступить дорогу» раскрыт в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ. Он обозначает, что участник дорожного движения не должен начинать, продолжать, возобновлять езду или совершать маневр до тех пор, пока другой участник движения, имеющий преимущество на данном участке или в данной ситуации, не завершит маневр или не преодолеет этот участок. Проще говоря, требование означает, что не нужно создавать помех, а следует пропустить тех, у кого приоритет.
Водитель, не имеющий преимущество, не должен вынуждать других участников дорожного движения к изменению скорости или траектории движения. Если водителю или пешеходу, имеющему преимущество, придется изменить маршрут или скорость, то участника движения, по вине которого это произошло, могут оштрафовать за непредоставление преимущества.
Какие знаки приоритета
ПДД РФ устанавливают несколько дорожных знаков приоритета, задача которых установить очередность проезда перекрестков, пересечений, узких и опасных участков дороги.
Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не требуют объяснений.
Кому и когда водитель обязан уступить дорогу
Основное правило — «помеха справа». Оно используется в тех случаях, когда отсутствуют знаки приоритета. Водитель, справа от которого есть другое ТС (например, на нерегулируемом перекрестке), обязан уступить дорогу. В свою очередь, тот, кто находится справа от других участников движения, имеет приоритет. Но это правило распространяется только на транспорт, не на пешеходов.
Помимо знаков приоритета, очередность проезда устанавливает ПДД в зависимости от ситуации или участка дорожного полотна.
В обязательном порядке
В обязательном порядке нужно уступать дорогу:
Действие по ситуации
На дорогах могут возникнуть ситуации, когда нет возможности равняться ни на знаки, ни на регулировщика и светофор, ни на помеху справа. Часто затруднения возникают при разъезде на спуске и подъеме в гору, а также на уклоне.
Определить приоритет при разъезде на уклоне можно с помощью пункта 11.7 ПДД. Он гласит, что «уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск». Уступает тот, кому после остановки проще тронуться с места. Преимущество имеет тот, кто едет в гору.
При сужении дороги
О сужении дороги предупреждает дорожный знак 1.20. Преимущество имеет автомобиль, который движется по центральной линии, то есть тот, кто не меняет своего положения на дороги из-за сужения. Это означает, что тот, у кого заканчивается полоса, должен уступить дорогу всем транспортным средствам перед перестроением. В данном случае не работает правило помехи справа.
На перекрестке
Если с регулируемым перекрестком все достаточно просто, то с нерегулируемым зачастую возникают вопросы. Стоит разобрать все ситуации:
Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке у всех ТС есть помеха справа, то очередность проезда определяется по договоренности.
На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора главнее, чем знаки приоритета.
ВАЖНО! На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто движется по кругу. Въезжающие должны уступать.
При одновременном перестроении
Согласно пункту 8.4 ПДД РФ, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в одном направлении), преимуществом пользуется ТС, находящееся справа.
Если два автомобилиста едут друг за другом и перестраиваются в одну и ту же полосу, то преимуществом пользуется тот, кто раньше начнет маневр. Второй водитель обязан уступить, дождаться своей очереди.
В данном случае действуют следующие правила:
Встречному автомобилю
При повороте направо нужно уступать автомобилям, движущимся по встречной полосе. Не нужно уступать только в том случае, если на полосе попутного движения установлены знаки, дающие преимущество (например, 2.7 «Преимущество перед встречными» или «Главная дорога» с указателем направления движения). Если установлен знак 2.6, то уступать дорогу на данном участке обязательно.
Если встречный разъезд затруднен в связи с тем, что на одной полосе есть препятствие, то уступать дорогу должен тот, на чьей полосе закрыт проезд. Препятствием является недвижимый предмет (выбоина на дороге, камень, упавшее дерево и прочее). Тихоходный транспорт не относится к категории препятствий на дорогах и его объезд регламентируется отдельным пунктом ПДД.
Пешеходам
Водители ТС обязаны уступать дорогу:
Пешеходы, в свою очередь, должны удостовериться, что им уступают дорогу, а не слепо пользоваться приоритетом.
В каких случаях можно не уступать дорогу
Водитель легкового или грузового ТС имеет право не уступать дорогу общественному транспорту (автобусу, троллейбусу), если движется в своей полосе без перестроения, в то время как маршрутное (общественное) ТС перестраивается (но не отъезжает от остановки). Но если автобус отъезжает от остановки, и при этом перестраивается через несколько полос, то ему нужно уступить дорогу.
Если водитель не перестраивается со своей полосы, то он не должен уступать дорогу тому, кто перестраивается на его полосу.
Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, то не нужно останавливаться и пропускать его. Пешеходы — полноценные участники дорожного движения и на них, как и на автомобилистов, распространяется ПДД и штрафы. Переход разрешен только при наличии «зебры» и соответствующих дорожных знаков. Однако, стоит помнить, что есть категория пешеходов, имеющих безусловный приоритет (слепые пешеходы).
Предусмотренное наказание за невыполнение требований
За нарушение требования уступить дорогу в том или ином случае водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от конкретного нарушения.
Обжаловать любой штраф можно в течение 10 суток. В этом есть смысл только при наличии доказательств своей невиновности.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Важно помнить, что непредоставление преимущества может повлечь за собой серьезное ДТП. Участники дорожного движения всегда должны действовать таким образом, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций. Соблюдать правила приоритета должны все участники дорожного движения — водители транспорта, велосипедисты, пешеходы.
Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе
Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2021 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.
Официальная трактовка на 2021 год
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Последнее изменение
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
Итак, начнём мы с того, как нужно на 2021 год пропускать пешеходов на переходе.
Как правильно пропускать пешехода?
Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?
А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.
Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине. Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД.
Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:
На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.
Но это теория, а на практике.
Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).
А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их «развод».
Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.
Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:
По новым правилам 2021 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.
Важное замечание!
Какой штраф за нарушение 14.1?
Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.
Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).
Судебная практика
В правилах используются следующие основные понятия и термины
— дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
— механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
— лицо, управляющее велосипедом.
— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1
— территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33.1 и знаком 5.34.1 .
— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
— прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
— транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
— дорога, обозначенная знаками
по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
— внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
— обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
— совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
— событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
— пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
— транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
— транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
— двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
— двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
— застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками:
— видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
— опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
— элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения России (РФ).
— педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
— лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
— видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
— ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
— вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
— движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
— перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
— группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
— обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
— элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
— специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью под эстакадных или под мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
— лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
— место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
— выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
— обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .
— территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33 и знаком 5.34 .
— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками: