Что означает термин тарикат в исламе

Значение слова «тарикат»

Что означает термин тарикат в исламе

Тарикаты практикуют отшельничество и аскетизм, а также проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху. Суфийские ордена сыграли большу́ю роль в деле распространения ислама среди различных народов в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира.

тарика́т

1. религ. метод духовного совершенствования и мистического познания истины в исламе, обычно включающий в себя аскетический образ жизни и отшельничество ◆ Он создал человека из праха, и вдохнул в него разум, и научил верных шариату и тарикату… Д. М. Балашов, «Ветер времени» ◆ Я изучил шариат и на одну ступень приблизился к Богу. И перешёл на вторую ступень — тарикат, отказавшись от воли своей и сделавшись в руках вероучителя, как труп в руках обмывателя мёртвых. Явдат Ильясов, «Заклинатель змей»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает термин тарикат в исламеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: похворать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Но, несомненно, лучше, когда человек, даже занимаясь мирскими делами, поминает Всевышнего. А этому учит суфизм (тарикат, тасаввуф). Учёные Ислама считают, что ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли, вытесняя мысли об Аллахе. Один из величайших шейхов накшбандийского тариката Мухаммад-афанди говорил: «Мирской деятельностью пускай занимаются руки, но не сердце».

А тарикат не призывает ни к чему иному, кроме поклонения Всевышнему так, как Он требует от нас, т.е. с искренностью. Когда у Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спросили, что такое ихсан, он сказал: «Поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь, хоть ты Его не видишь, воистину Он тебя видит». Поэтому намаз, который совершается с мыслями об Аллахе от начала до конца, будет искренним, но так у нас не бывает. А если сказать о людях тариката, то они не только в намазе, но во всех состояниях бывают в хузуре, т.е постоянно чувствует взор Всевышнего над ними и их сердца постоянно поминают Аллаха. Это же и есть то, что от нас требуют Ислам.

Один из самых выдающихся и общепризнанных учёных современности, Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути пишет, что ихсан или суфизм или просто тарикат является сердцем Ислама, жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если же не будет ихсана, то Ислам превращается в традиции и обычаи, остаётся только одна форма-видимость, но не будет содержания.

Но после того как ты захотел вступить на путь познания Всевышнего и взял наставника, то тебе следует обязательно знать нижеследующие условия для своего же блага.

Первое, что надо сделать человеку, который взял себе наставника: он должен быть убеждён в том, что он любимец Аллаха, полностью предавшись ему во всём и следовать за ним во всех состояниях. Вручить себя ему и быть крепко убежденным, что он твой путеводитель в приближении к Аллаху. И быть убеждённым в том, что если бы не он, то я не дошёл бы до познания Аллаха. И чтоб ты знал, что он более жалостлив по отношению к тебе, чем ты сам. И он никогда не прикажет что-то делать или оставить, если нет взамен лучшего. Разумно ли, если человек обратился к врачу и врач, осмотрев его, пропишет нужные лекарства, а больной после этого будет упорствовать и скажет, что врач не прав? Будет ли он здоров от того, что посетил врача?

Уважение и любовь к шейху – приводит к любви к Аллаху. Будь рядом с ним, находясь в полном молчании с закрытыми глазами, смиренно обратив своё сердце к сердцу шейха, чтобы получить благодать. Будь уверен, что перед тобой наместник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и поэтому веди себя возле него так, как вёл бы себя возле Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Учёными называют тех, кто познал Аллаха и ведёт себя согласно своим знаниям. Они оставляют всё запретное и выполняют повеление Господа своего, остерегаясь гнева Его.

Не отправляйся к шейху, забыв об Аллахе, с мыслями о мирских заботах. Недопустимо быть плохого мнения о нём, не следует возражать ему, отрицать его или иметь намерение испытать его или испытать ненависть, иначе его сердце закроется для тебя, и ты лишишься взора Всевышнего.

Пусть Всевышний поможет нам понять суть тариката и придерживаться его. И пусть поможет нам соблюдать адаб к своему наставнику! Амин.

Что означает термин тарикат в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Отношение к тарикатам в мусульманской умме

Тарикат – метод духовного совершенствования и познания религии в исламе, практикуемый представителями такого исламского течения, как суфизм.

Слово «тарикат» в переводе с арабского означает «путь». Последователи суфизма характеризуют тарикат как путь, который приближает раба к Господу путём самосовершенствования и очищения сердца от всего негативного. При этом, согласно суфизму, требуется наличие определённого духовного наставника – шейха, который станет наставлять своего ученика на протяжении пути его совершенствования. Ученик же, в свою очередь, должен беспрекословно следовать всем указаниям своего устаза.

На сегодняшний день существует множество различных тарикатов (иногда их отождествляют с братствами), каждый из которых обладает собственной жесткой иерархией и цепочкой наставников, восходящей, по словам представителей этих тарикатов, к самому Пророку Мухаммаду (с.г.в.).

Остановимся подробнее на наиболее крупных из них.

1. Кадирийский тарикат

Основателем тариката является исламский правовед Абдуль-Кадир Гилани, чья родословная, как считается, восходит к праведному халифу Али ибн Абу Талибу (р.а.). Кадириты известны тем, что они проповедуют произнесение громкого зикра – слов поминания Аллаха.

Последователи данного течения в наши дни проживают на территории некоторых государств Ближнего Востока и Африки.

2. Накшбандийский тарикат

Основоположником выступил бухарский суфийский богослов Мухаммад Бахауддин Накшбанди аль-Бухари. Данный тарикат цепочкой наставников восходит к первому праведному халифу Абу Бакру ас-Сиддыку (р.а.), а также четвёртому праведному халифу Али ибн Абу Талибу (р.а.).

Учение данного тариката отвергает практику громкого поминания Всевышнего, музыкального сопровождения публичных собраний. Кроме того, Накшбанди был уверен, что благодать не передаётся от шейха, а даруется человеку Всевышним. К тому же он выступал против накопления богатства суфиями и проповедовал добровольную бедность.

На сегодняшний день тарикат получил распространение среди последователей суфизма в регионах Поволжья и Северного Кавказа, а также на территории государств Центральной Азии, Индии, Турции.

3. Рифаийский тарикат

Рифаийский тарикат является одним из древнейших во всём мусульманском мире. Корнями он уходит к правоведу Ахмаду ар-Рифаи. Согласно учению данного тариката, самоочищение верующий должен совершать путём произнесения зикров, сопровождающихся игрой на бубнах. Также широко распространена практика затворничества на протяжении сорока дней, в течение которых верующие занимаются поклонением Господу.

Сторонники течения проживают в ряде арабских государств, а также в странах Южной Азии и Турции.

4. Каландарийский тарикат

Учение данного тариката, основанного Джамалуддином Мухаммадом ас-Саваджи, наоборот, подразумевает отрицание практики уединений и в то же время практикуется уклонение от участия в коллективных молитвах, бродяжничество, существование за счёт подаваемой милостыни. Кроме того, члены каландарийского тариката уделяют особое внимание внешнему виду и своему поведению, которые должны выделять их от окружающих. Представители данного направления проживают на территории Турции, Сирии и Египта.

5. Ясавийский тарикат

Данный тарикат получил широкое распространение среди тюркских народов Средней Азии. Путь самосовершенствования, согласно учению Ахмеда Ясави, состоит из четырёх основных этапов:

— хакикат (освобождение от неверия);

— магрифат (абсолютное знание).

Как уже было сказано ранее, следования тарикатам придерживаются исключительно последователи суфизма. Другие же течения в исламе считают подобную практику противоречащей исламу.

Во-первых, противники суфизма считают, что разделение на множество различных тарикатов вносит раскол в религию, а также приводит к фанатизму в следовании учениям своих братств, в то время как Аллах в Своей Книге призывает к единству.

Во-вторых, практику тарикатов противники называют нововведением, не имеющим никакого отношения к пути Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сподвижников.

Кроме того, некоторые правоверные мусульмане подвергают критике отдельные тарикаты за наличие практик, противоречащих исламу, таких как особые песнопения, танцы, самоизоляция и так далее.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Что означает термин тарикат в исламеru_muslima

Альхамду лиЛлах, я Мусульманка

Нет мощи и силы кроме как у Аллаха

Источник: http://muslimka.ru/forum/index.php?showtopic=3204
Суфизм: делится на множество различных тарикатов, не поддающихся подсчету – как накшбандийский, шазилитский, кадиритский, тиджанийский, рифа’итский, ‘убудийский, мавлявитский и т.д., и чем больше времени проходит, тем больше появляется разных ответвлений и новых имен. Даже кадиритский тарикат, принесенный в Чечню Кунта-Хаджи, который в его время был единым тарикатом, теперь разделился на 32 тариката.
Все эти тарикаты названы по имени их основателей. Накшбандийский – по имени своего основателя Мухаммада Бахау-д-дина-шаха Накшбанда, кадиритский – по имени ‘Абду-ль-Кадира аль-Джиляни. ‘Убудийский тарикат назван по названию аварского села ‘Убуда в Дагестане, откуда был родом основатель этого тариката Мухаммад-хаджи аль-‘Убуди(?). А шазилитский – назван по имени Абу-ль-Хасана аш-Шазили, рафи’итский – по имени Ахмада ар-Рифа’и – так далее, до бесконечности.
Ни один их этих тарикатов не был известен во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в лучшие века после него. На это указывает то, что в словах предков, дошедших до нас, не содержится упоминания этих тарикатов и их названий, но каждый их них появился и приобрел имя с появлением его основателя.
Последователи этих тарикатов называют себя по названию тариката, к которому принадлежит каждый из них, последователи накшбандийского тариката – накшбандийцами, кадиритского – кадиритами, ‘убудийского – ‘убудитами. И каждый из них отличается от других своим особым названием.
Последователи каждого тариката, при всем их множестве, утверждают, что они на Истинном Пути, и что их тарикат передавался по цепочке шейхов, которая восходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а от него – к Джибрилю (мир ему), а от него – к Аллаху. Превыше Аллах того, что они говорят!

Что же касается их отношения к остальным тарикатам, то здесь их позиции различаются. Одни говорят, что все они – ложные, кроме того тариката, последователями которого они являются. Другие говорят, что они тоже являются истинным, поскольку число путей к Аллаху соответствует числу вздохов творений. И какой бы путь к Аллаху ты не избрал и по правилам какого бы тариката ты не поклонялся Аллаху, ты поступаешь правильно, если только намерение твое искрение, и не вредит различие тарикатов, обрядов поклонения, зикров и вирдов, и у каждого шейха свой путь в воспитании мюридов, свой зикр, свой «шариат», и все эти пути ведут к одной цели и эта цель Аллах.
Ахлю-с-Сунна: отрицают существование множества «путей» (тарикат) в Исламе. У Ислама – один путь, это путь, по которому следовал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники после него, и это путь Корана и Сунны. Сказал Всевышний: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Йусуф, 108). И сказал Он: «Воистину, эта ваша религия (или община) – религия (или община) единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (Пророки, 92).
Предает Ибн Мас’уд: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начертил нам рукой линию и сказал: «Это – Прямой Путь Аллаха». И начертил линии справа и слева от нее и сказал: «Это – пути, среди которых нет ни одного, на котором бы не сидел Шайтан, призывая к нему». После чего прочитал Слова Всевышнего: «Таков Мой Прямой Путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его Пути» (Скот, 153)».
Поистине, множество тарикатов и принадлежность к ним приводит к разделению мусульман на партии и их фанатичной приверженности тем, к кому они себя относят, и это совершенно очевидно. А Ислам запретил разделение и причислил его к деяниям многобожников. Сказал Всевышний: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь» (Семейство ‘Имрана, 103).
И сказал Всевышний Аллах: «… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Румы, 31-32).
Как же может существовать множество путей к Аллаху, по числу душ творений, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сыны Израилевы разделились на семьдесят две общины (секты), а моя Умма разделится на семьдесят три общины, все они (попадут) в Огонь, кроме одной». Люди спросили: «Что это за община?». Он сказал: «(Это) то, на чем я и мои сподвижники».
И как может быть у каждого шейха свой зикр и свой «шариат», когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто сделал дело, которое не соответствует нашему делу, оно будет отвергнуто».
Если бы все обстояло так, как утверждают суфии и было бы разрешено каждому человеку поминать Аллаха и поклоняться ему, как он желает и как представляется ему наилучшим, не ограничиваясь тем, с чем пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)… То какая польза от обучения Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) своей Уммы способу совершения зикров и обрядов поклонения? И зачем он сказал: «Молитесь, как вы видите, что молюсь я»?

Что же касается присвоения себе имен, так что каждая партия отличается от других своим особым названием, то это Ахлю-с-Сунна тоже отвергают. Они не принимают другого названия для мусульман, кроме того, которым назвал их Аллах и которым назвал их Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах назвал нас в Коране мусульманами (муслимун). Сказал Всевышний: «Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)» (Хадж, 78). И назвал нас Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) джама’атом (аль-джама’а). Сказал он: «Иудеи разделились на семьдесят одну группу. Христиане разделились на семьдесят две группы, а моя Умма разделится на семьдесят три группы, все они (войдут) в Огонь, кроме одной, это – джама’ат (аль-джама’а)».
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а считают, что присвоение различных названий в религии является причиной разобщения мусульман в их религии. Поскольку если каждый из них относит себя к одному их этих новоизобретенных названий, то название это непременно будет любимее для него, чем все остальные. И, как следствие, все относящееся к этому названию дороже для него, чем то, что относится к другим названиям. А это и есть начало разделения, и дело не ограничится этим, но они постепенно дойдут до фанатичной приверженности своему тарикату и своим братьям по этому тарикату. И, в конце концов, дело дойдет до того, что они начнут враждовать друг с другом и даже сражаться между собой, как это, к сожалению, происходит сегодня.
Среди суфийских тарикатов есть такие, представители которых говорят: «Наш тарикат не является тарикатом в известном суфийском понимании, но это тарикат, придерживающийся Сунны и отдаляющийся от нововведения (бид’а)». Между мной и одним из последователей ‘убудийского тариката в Дагестане состоялся разговор на эту тему. Зовут его Абу Бакр, из села ‘Урата. Он сказал: «Наш тарикат есть ни что иное, как соблюдение Сунны, что же, он не является дозволенным, даже будучи таковым?». Я сказал: «Есть ли у вас название, которое отличает вас от других мусульман?». Он ответил: «Да, мы – ‘убудиты». Я сказал ему: «Есть ли у вас шейх, с которым вы связаны, и вирды которого исполняете?». Он ответил: «Да, это Мухаммад-Хаджи аль-‘Убуди». Я сказал ему: «Значит (ваш тарикат) не разрешен, даже если вы придерживаетесь Сунны и отдаляетесь от нововведений, но при этом отличаетесь от других особым названием, а это не разрешено». Он спросил: «Почему?». Я сказал: «Во-первых, потому что вы никогда не сможете объединить всех мусульман мира под этим названием, а если вы этого не сделаете, у других появятся другие названия, присущие только им. Распространятся партии и попадут под определение, приводимое в аяте «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Скот, 59). Во-вторых, вы взяли себе название, которое не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. Добавь к этому, что ваш тарикат не является чистой Сунной, как вы утверждаете, но он, подобно другим суфийским тарикатам, содержит в себе противоречия Сунне, даже если они и менее значительны, чем в других тарикатах». И я привел ему некоторые противоречия Сунне, о существовании которых в их тарикате я знаю, в качестве примера.
Что же касается того, что мы стали известны среди людей под названием «ваххабиты», то это не мы так себя назвали, но наши противники, которые желают опорочить нас и выдумывают для этого прозвища, которыми мы не довольны. Мы, Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а, отвергаем это название «ваххабит», не поддерживаем его и не принимаем.
Так суфии дают нам и себе прозвища, разрушающие опору мусульман, разбивающие их единство, и последствия этого коснутся их, а не нас, поскольку постановление аята «… и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (Комнаты, 11) распространяется на них, а не на нас.

Источник

Тарикат

Сущность тариката

Суфийский путь разделяется обычно на три этапа: шариат (соблюдение всех правил и предписаний в исламе), тарикат (собственно путь суфийской практики) и хакикат (плод практики, достижение поставленной цели и познание истины). Различные этапы пути тщательно детализированы и подробно описаны в суфийских трактатах.

Если одно «состояние» отрицает другое, то качества, приобретаемые на низших «стоянках», сохраняются и на высших. Суфий должен последовательно переходить от одной «стоянки» к другой, и только полное овладение той или иной «стоянкой» позволяет осуществить этот переход. «Состояния» отличаются неустойчивостью, однако они закрепляются по мере приближения суфия к цели. Характерно, что к «состояниям» иногда относили момент, когда суфий живет как бы вне времени, одним мгновением, здесь и сейчас, забыв о прошлом и будущем и сосредоточившись исключительно на Боге (вакт).

История тариката

В суфийском исламе существуют тарикаты: Кадирийа, Накшбандийа, Мавлавийа и другие. И хотя у каждого из них свои основатели, но все они считают пророка Мухаммеда основателем своего тариката. Утверждают, что пророк Мухаммед наставил разных людей на Путь Истины. В свою очередь, они открыли Путь своим последователям, передавая наставления из поколения в поколение. Правда, ученые-алимы не находят подтверждений этому факту. У шейхов тариката нет ни одного достоверного доказательства, что их учения основал именно пророк Мухаммед.

Первый тарикат в Дагестане

Тарикат Накшбандийа

Вот Путь тариката от пророка Мухаммеда: Абу-Бакр, Салман аль Фариси, Касым бин Мухаммад, Джафар Садык, Баязид Бистами, Абу Аль Хасан Харакани, Абу Али Фармади, Йусуф Хамадани, Абдулхалик Гудждувани, Ариф Ривегери, Махмуд Фагневи, Али Рамитани, Мухаммад-баба Саммаси, Амир Кулал, Шах Накшбанд Мухаммед Бахауддин Бухари, Аляуддин Аттар, Якуб Черхи, Убейдуллах Ахрар, Кади Мухаммад Захид, Дервиш Мухаммад Самарканди, Хаджеги Мухаммад Имканаги, Мухаммед Баки Биллях, Имам Раббани Ахмад Фаруки, Мухаммад Маъсум Серхинди, Мухаммад Сейфуддин Серхинди, Нурмухаммед Бедаюни, Мирза Мазхард Джан Джанан, Абдуллах Дехлеви, Мавляна Халид Багдади, Исмаил аль-Курдамирли аль-Ширвани, Мухаммед аль-Яраги, Джамалуддин аль-Гази-Гумуки.

Тарикат Накшбандийа в Дагестане

Примечания

Автор: Кавказский Узел

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *