Что означает термин сциентизм

Что такое сциентизм в философии? Что такое антисциентизм в философии?

Содержание:

Сциентизм – это мировоззренческая ориентация, причиной формирования которой является стремительное развитие науки и техники. Практически одновременно с ней возникает второе движение – антисциентизм. Оно полностью отрицает понятия сциентизма, считая науку врагом народа. Направление поддерживает гуманитарные теории, моральные ценности, социальные стереотипы.

Что такое сциентизм – определение

Сциентизм – это в философии абсолютизация научных достижений в культурном развитии общества, идеологии и мировоззрении людей. Философия появилась в конце девятнадцатого века. Причиной зарождения течения стала популяризация научных изобретений, развитие науки в целом. Сциентизм обладает определенными особенностями:

Сциентизм не имеет точной выраженности. Внешне он подражает естественным наукам, стремится абсолютизировать точные учения как единственно верные. Форма восприятия приверженцев сциентизма отрицает мировоззренческие, философские вопросы. В них отсутствует познавательный смысл. Общественный строй должен базироваться исключительно на знании правил естественного и точного научного рассуждения.

Приверженцы течения недооценивают значимость и своеобразие философии, отрицают ее как способ выражения мировоззрения общества. Проявление сциентизма в социологической сфере:

Представители сциентизма – основные идеи

Сциентизм поддерживали многие известные личности: Белл, Гэлбрейт, Карнал, Спенсер и другие. Их суждения схожи: главной в жизни общества является наука, техническая дисциплина, естественный тип исследований. С помощью этих направлений человечество сможет решить глобальные проблемы. Это распространяется на социальную сферу и индивидуальное бытие. Представители течения выделяют две направленности сциентизма:

Представители сциентизма в Европе опирались на рационализм и теорию прогресса. В приоритете пребывали социальные модернизации, научные инновации. Наука – это универсальное средство, используемое для решения любой проблемы, в том числе социальных аспектов. Система взглядов полностью отрицает значение морали, искусства, религии, философии как культурных форм. Это символические способы выражения реальности.

Антисциентизм – что это такое

Антисциентизм – это в философии противоположность сциентизму. Приверженцы утверждают, что возможности науки ограничены. По их мнению, именно наука является врагом человечества, она позволяет людям выражать свою враждебность, злость и другие отрицательные качества. По причине развития техники появляются войны, ухудшается экологическая обстановка.

Антисциентизм – это полное отрицание научного прогресса и технического развития. Течение имеет три интерпретации:

Сциентизм и антисциентизм в философии

Оба философских направления отличаются чрезмерно радикальными взглядами. Сциентизм – утопическая теория, антисциентизм – антиутопия. В современном мире приверженцами сциентизма можно назвать сторонников компьютеризации, новых технологий, позволяющих модернизировать быт, обучение, отношения, транспорт и прочие сферы жизни. Они уверены, что именно это позволит человечеству решить экономические, политические проблемы, военные конфликты и другие области глобального кризиса.

Современные люди, сетующие о последствиях научно-технического прогресса, о вреде новых технологий на уровень развития, коммуникабельность населения, относятся к антисциентистам. Существуют три кардинальных различия во взглядах представителей обеих сторон:

Источник

Значение слова «сциентизм»

Что означает термин сциентизм. Смотреть фото Что означает термин сциентизм. Смотреть картинку Что означает термин сциентизм. Картинка про Что означает термин сциентизм. Фото Что означает термин сциентизм

Французский философ Андре Конт-Спонвиль определяет сциентизм как науку, рассматриваемую в качестве религии, поскольку сциентисты возводят науку в ранг догмы, которую превращают в императив. По его словам, «сциентизм – опасный вздор».

Нередко сциентистами называют тех, кто считает «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Ярким примером является высказывание Резерфорда: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

Термин «сциентизм» имеет существенную пейоративную коннотацию. Термины «сциентизм», «сциентист» редко применяются в качестве самоназвания, их используют критики данной концепции.

Антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке.

В. С. Швырёв в статье в «Новой философской энциклопедии» указывает на экстремальный характер как последовательно сциентистских, так и последовательно антисциентистских взглядов.

сциенти́зм

1. идейная позиция, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром ◆ При этом Э. С. Енчмен на первый план в качестве панацеи от всех бед выдвигает науку, что можно было бы квалифицировать как сциентизм и позитивизм, если бы фактически у Э. С. Енчмена под наукой не понималась научная лишь по форме, но по сути своей квазирелигиозная доктрина, предназначенная для спасения человечества. С. А. Богданчиков, «Феномен Енчмена», 2004 г. // «Вопросы психологии» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает термин сциентизм. Смотреть фото Что означает термин сциентизм. Смотреть картинку Что означает термин сциентизм. Картинка про Что означает термин сциентизм. Фото Что означает термин сциентизмПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рогожа (существительное):

Источник

Сциентизм

Сциенти́зм (от лат. scientia – знание, наука) – миро­воз­зре­ние, в основе кото­рого лежит науч­ное знание. Фак­ти­че­ски наука ста­но­вится на место рели­гии, т.к. сци­ен­тизм игно­ри­рует духов­ный опыт чело­ве­че­ства.

Харак­тер­ные черты сци­ен­тизма:
1. Науч­ное знание про­воз­гла­ша­ется как един­ствен­ное истин­ное знание.
2. Пре­уве­ли­чен­ная вера в науку как сред­ство реше­ния сто­я­щих перед чело­ве­че­ством про­блем.
3. При­вер­жен­ность нату­ра­ли­сти­че­ской, мате­ри­а­ли­сти­че­ской, пре­иму­ще­ственно меха­ни­сти­че­ской мета­фи­зике.
4. Рас­про­стра­не­ние науч­ного метода на обла­сти, где воз­мож­ность его при­ме­не­ния сомни­тельна, напри­мер, этику.

Нена­уч­ность сци­ен­тизма

Сци­ен­тизм — это пред­став­ле­ние о науке как о един­ствен­ном источ­нике истины. Он пред­по­ла­гает, что все вопросы, сто­я­щие перед людьми — в том числе, вопрос о Боге — должны раз­ре­шаться в рамках науч­ного метода. Этот метод рас­смат­ри­ва­ется как «ключ от всех дверей», един­ствен­ный подход к реаль­но­сти, кото­рый уме­стен для взрос­лого, ответ­ствен­ного чело­века. Как пишет извест­ный ате­и­сти­че­ский автор Ричард Докинз, «Нали­чие или отсут­ствие мыс­ля­щего сверхъ­есте­ствен­ного творца одно­значно явля­ется науч­ным вопро­сом, даже если прак­ти­че­ски на него нет — или пока еще нет — ответа. И это также каса­ется под­лин­но­сти или лож­но­сти всех исто­рий о чуде­сах, при помощи кото­рых рели­гии пора­жают вооб­ра­же­ние веру­ю­щих толп».

Сци­ен­тизм пред­по­ла­гает опре­де­лен­ное миро­воз­зре­ние — а именно мате­ри­а­ли­сти­че­ское; есте­ствен­но­на­уч­ный метод имеет дело с мате­рией, и, чтобы достав­лять нам исчер­пы­ва­ю­щие знания о реаль­но­сти, реаль­ность должна сво­диться к мате­рии. «Науч­ный атеист» обычно явля­ется именно сци­ен­тиз­мом, хотя может и не знать этого слова.

Подобно тому пер­со­нажу, кото­рый не знал, что все время гово­рил прозой, многие люди не отдают себе отчета, что нахо­дятся под вли­я­нием сци­ен­тизма — хотя их взгляды и оценки явля­ются именно сци­ен­тист­кими.

«Науч­ное» пода­ется как сино­ним «истин­ного», а «нена­уч­ное» — лож­ного. «А разве это не так?» — может уди­виться чита­тель. Конечно, не так — и то, что мы путаем «науч­ное» с «истин­ным» как раз и явля­ется про­яв­ле­нием сци­ен­тизма.

Сци­ен­тизм и наука

Сци­ен­тизм пре­воз­но­сит науку и посто­янно кля­нется ее именем — и нам может пока­заться, что он сам научен. Но это не так — между наукой и сци­ен­тиз­мом нет прямой связи. Про­фес­си­о­наль­ные ученые — в том числе ученые выда­ю­щи­еся, лау­ре­аты нобе­лев­ской премии — часто не явля­ются сци­ен­ти­стами, в то время как сци­ен­ти­стов полно среди людей, име­ю­щих крайне смут­ное пред­став­ле­ние о науке.

Связь между сци­ен­тиз­мом и наукой явля­ется эмо­ци­о­наль­ной, а не логи­че­ской. Есть при­сло­вье о том, что чело­век, у кото­рого есть очень хоро­ший моло­ток, будет видеть любую про­блему как гвоздь. Так чело­век, увлек­шийся какой-то тео­рией, будет объ­яс­нять все явле­ния в миро­зда­нии с точки зрения этой теории. Чело­век, вос­хи­щен­ный вели­чием науки, будет воз­ла­гать на нее упо­ва­ние на реше­ние всех про­блем и исце­ле­ние всех язв.

Отча­сти такая ошибка понятна — наука это вели­кое и бла­го­род­ное дело, кото­рое отра­жает жажду позна­ния, кото­рую вложил в нас Творец. Наука тре­бует высо­кой этики — стрем­ле­ния к истине, глу­бо­кого сми­ре­ния, когда факты тре­буют отка­заться от люби­мых теорий, усерд­ного уче­ни­че­ства у тех, кто про­дви­нулся по пути позна­ния дальше. Наука ока­зала чело­ве­че­скому роду неис­чис­ли­мые бла­го­де­я­ния — мы избав­лены и от голода, и от многих болез­ней, живем намного дольше и имеем несрав­ненно больше воз­мож­но­стей, чем наши недав­ние предки.

Когда сци­ен­ти­сты (тот же Докинз) вос­хва­ляют доб­ро­де­тели науч­ного позна­ния, мы можем только горячо согла­ситься.

Ошибка, кото­рую делает сци­ен­тизм, носит тот же харак­тер, о кото­ром Г.К. Честер­тон гово­рил при­ме­ни­тельно к ереси — она при­ни­мает частич­ную истину за полную. Несо­мнен­ные дости­же­ния науки никак не делают ее един­ствен­ным источ­ни­ком наших знаний об истине — и не пре­вра­щают ее в ключ от всех дверей.

Сци­ен­тизм под соб­ствен­ной ана­фе­мой

Как только мы при­смот­римся, мы обна­ру­жим глав­ную про­блему сци­ен­тизма — он нена­учен, и, таким обра­зом, под­па­дает под соб­ствен­ную ана­фему. В самом деле, возь­мем фор­му­ли­ровку извест­ного ате­и­ста Бер­трана Рас­села: «Любое дости­жи­мое знание должно обре­таться науч­ным мето­дом; то, что не может быть открыто наукой, не может быть известно чело­ве­че­ству». Но может ли само это утвер­жде­ние быть дока­зано науч­ным мето­дом?

Науч­ный метод пред­по­ла­гает полу­че­ние знаний при помощи повто­ря­ю­щихся наблю­де­ний и вос­про­из­во­ди­мых экс­пе­ри­мен­тов. Может ли этот тезис Рас­села быть как-то под­твер­жден научно? Можем ли мы про­ве­сти экс­пе­ри­мент — или серию повто­ря­ю­щихся наблю­де­ний — чтобы по его итогам под­твер­дить, что науч­ный метод — един­ствен­ный источ­ник знания? Нет, это в прин­ципе невоз­можно — тезис явля­ется фило­соф­ским, а не науч­ным, он не может быть обос­но­ван науч­ным мето­дом и, таким обра­зом, неиз­бежно отри­цает сам себя.

Огра­ни­чен­ность науч­ного метода

Но дело не только в том, что сци­ен­тизм про­ти­во­ре­чит сам себе. Науч­ный метод, при всех его досто­ин­ствах, имеет огра­ни­чен­ную область при­ме­не­ния. Есть мно­же­ства важных истин, кото­рые не явля­ются науч­ными — и никак не могут быть обос­но­ваны научно.

К их числу отно­сятся нрав­ствен­ные истины. Истин­ность утвер­жде­ний «Невин­ных людей уби­вать нельзя» или «Ты обязан ува­жать закон­ные права других людей» не имеет отно­ше­ния к науке.

Напри­мер, извест­ный ате­и­сти­че­ский мыс­ли­тель Питер Сингер счи­тает допу­сти­мыми не только аборты, но и умерщ­вле­ние уже рож­ден­ных мла­ден­цев — поскольку они, по его мнению, «лишены таких опре­де­ля­ю­щих черт лич­но­сти, как раци­о­наль­ность, авто­ном­ность и само­со­зна­ние». Многие другие ате­и­сты не раз­де­ляют его мнения, ведутся жаркие споры. Но никому и в голову не при­хо­дит решить этот вопрос путем науч­ных экс­пе­ри­мен­тов. «Невин­ных людей (в част­но­сти, мла­ден­цев) уби­вать нельзя» — истина, кото­рая известна нам неза­ви­симо от науч­ного метода.

Науч­ный метод не охва­ты­вает и эсте­ти­че­ские истины. Напри­мер, как охотно при­знают и веру­ю­щие, и ате­и­сты, туман­ность Андро­меды — кра­сива. Но может ли кра­сота быть опи­сана на языке науки? Нет. С точки зрения науки туман­ность обла­дает раз­ме­рами, массой, све­ти­мо­стью, ско­ро­стью отно­си­тельно других объ­ек­тов — и дру­гими физи­че­скими свой­ствами. Утвер­жде­ние «туман­ность Андро­меды кра­сива» явля­ется истин­ным — не явля­ясь при этом науч­ным.

Утвер­жде­ния, каса­ю­щи­еся личных отно­ше­ний «Нико­лай мой старый, надеж­ный друг», «Иван любит Марию» также не явля­ются науч­ными — но они вполне могут быть истин­ными. «Истина» таким обра­зом, гораздо более широ­кое поня­тие, чем «науч­ная истина».

Осно­ва­ния науч­ного метода

Более того, науч­ный метод тре­бует при­зна­ния ряда истин, кото­рые сами по себе не могут быть обос­но­ваны в его рамках. Аль­берт Эйн­штейн не был хри­сти­а­ни­ном — но ему при­над­ле­жат зна­ме­на­тель­ные слова: «Наука может быть создана только теми, кто насквозь про­пи­тан стрем­ле­нием к истине и пони­ма­нию. Но источ­ник этого чув­ства берёт начало из обла­сти рели­гии. Оттуда же — вера в воз­мож­ность того, что пра­вила этого мира раци­о­нальны, то есть пости­жимы для разума».

В самом деле, наука исхо­дит из раци­о­наль­ной упо­ря­до­чен­но­сти все­лен­ной. Она не может суще­ство­вать без того, что извест­ный физик Юджин Вигнер назвал «непо­сти­жи­мой эффек­тив­но­стью мате­ма­тики». Этот ученый обра­тил вни­ма­ние на «чрез­вы­чай­ную эффек­тив­ность мате­ма­тики в есте­ствен­ных науках как на нечто зага­доч­ное, не под­да­ю­ще­еся раци­о­наль­ному объ­яс­не­нию».

«При­рода выра­жает свои законы на языке мате­ма­тики» — причем те мате­ма­ти­че­ские зако­но­мер­но­сти, кото­рые были пер­во­на­чально сфор­му­ли­ро­ваны исклю­чи­тельно в каче­стве абстракт­ной игры ума, впо­след­ствии при­го­ди­лись для опи­са­ния реаль­ного физи­че­ского мира. Как писал Вигнер: «Мате­ма­ти­че­ский язык уди­ви­тельно хорошо при­спо­соб­лен для фор­му­ли­ровки физи­че­ских зако­нов. Это чудес­ный дар, кото­рый мы не пони­маем и кото­рого не заслу­жи­ваем. Нам оста­ётся лишь бла­го­да­рить за него судьбу и наде­яться, что и в своих буду­щих иссле­до­ва­ниях мы сможем по-преж­нему поль­зо­ваться им».

Но в чем при­чина как раци­о­наль­ной упо­ря­до­чен­но­сти все­лен­ной, так и нашей спо­соб­но­сти ее позна­вать? Для хри­сти­а­нина ответ ясен — в том, что за зако­нами при­роды, как и за нашей спо­соб­но­стью их позна­вать, стоит разум­ный Творец.

Но, так или иначе, наука не могла бы суще­ство­вать без веры в такую упо­ря­до­чен­ность — а истоки такой веры нахо­дятся в моно­те­и­сти­че­ской кон­цеп­ции еди­ного Бога, кото­рый устроил все разумно. Не слу­чайно науч­ная рево­лю­ция про­изо­шла именно в хри­сти­ан­ской Европе, а ее наи­бо­лее замет­ными дея­те­лями были люди глу­боко рели­ги­оз­ные.

Отме­тим также, что наука тре­бует вер­но­сти опре­де­лен­ным эти­че­ским цен­но­стям — усер­дию, чест­но­сти, сми­ре­нию, и когда сци­ен­ти­сты вос­хва­ляют вели­ких ученых или пори­цают шар­ла­та­нов, они про­из­но­сят именно нрав­ствен­ные суж­де­ния. «Поис­тине хорошо быть доб­ро­со­вест­ным ученым, кото­рый сле­дует истине, куда бы она ни вела, плохо быть зашо­рен­ным фана­ти­ком» — это утвер­жде­ние верное, но совер­шенно не науч­ное. Мы не открыли этого науч­ным мето­дом — напро­тив, мы уже должны обла­дать опре­де­лен­ными эти­че­скими цен­но­стями, чтобы зани­маться наукой.

Сци­ен­тизм — оши­боч­ная фило­соф­ская пози­ция

Итак, очень часто, когда мы имеем дело с заяв­ле­ни­ями от имени «науки» — «наука дока­зала, что Бога нет», «наука и вера в Бога несов­ме­стимы» и тому подоб­ными, мы имеем дело не с наукой, а с фило­соф­ской док­три­ной, кото­рая оши­бочно при­сва­и­вает себе авто­ри­тет науки. Эта док­трина оче­видно оши­бочна — и это выяс­ня­ется как только мы рас­смат­ри­ваем ее чуть подроб­нее.

Науч­ный метод очень хорошо (хотя и не вполне без­оши­бочно) рабо­тает в своей обла­сти — в том, что каса­ется позна­ния мате­ри­аль­ного мира. Но при­пи­сы­вать ему пол­но­мо­чия опре­де­лять гра­ницы реаль­но­сти в целом было бы явным недо­ра­зу­ме­нием.

Источник

Сциентизм

Сциенти́зм (от лат. scientiaнаука, знания) — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. [1] Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. [2] Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем. [1]

В английском языке термин «scientism», используемый для описания той же позиции, имеет существенную пейоративную коннотацию. [3] [4] [5]

Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая положительную роль науки в идейной жизни общества.

Новая философская энциклопедия указывает на экстремальный характер как последовательно сциентистских, так и последовательно антисциентистских взглядов. [1]

Содержание

Описание

Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Уже в утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида» можно найти сциентисткие представления. Также сциентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях как марксизм.

Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения.

В социологии сциентизм проявляется: в отрицании особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, которые исследуются в общественных науках; в игнорировании ценностных моментов и построений, имеющих выход в социально-философскую сферу; в абсолютизации количественных методов в социальных исследованиях.

В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.

Аргументы сциентистов и антисциентистов

Критика науки

Антисциентисты считают, что наука не способна доказать свои базисные утверждения, следовательно её мировоззренческие выводы логически некорректны, а потому сциентизм считается недостаточно обоснованным для признания справедливым основных тезисов данного направления.

Как это ни парадоксально, но именно в эпоху Просвещения усиливается поток предостережений против науки. Жан-Жак Руссо [6] писал о том, что в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей. Перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок, прежде чем будет достигнута истина. Он считает, что если науки не в силах решить те задачи, которые они ставят, то они таят ещё большие опасности, к которым они зачастую и приводят. «Науки рождены в праздности и питают потом праздность, при этом имея некомпенсируемые потери времени» — в этом Руссо видит неизбежный вред для общества.

Н. П. Огарёв [7] писал, что у науки пока ещё нет такой повсеместности, чтобы общественность двигалась исключительно основываясь на ней. В науке нет той определённости и полноты содержания, чтобы каждый человек уверовал в неё.

Бердяев по-своему решает проблему сциентизма и антисциентизма, замечая, что «никто серьёзно не сомневается в ценности науки. Наука — неоспоримый факт, нужный человеку. Но в ценности и нужности научности можно сомневаться. Наука и научность — совсем разные вещи. Научность есть перенесение критериев науки на другие области, чуждые духовной жизни, чуждые науке. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный критерий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должно покоряться, что ее запреты и разрешения имеют решающее значение повсеместно. Научность предполагает существование единого метода… Но и тут можно указать на плюрализм научных методов, соответствующий плюрализму науки. Нельзя, например, перенести метод естественных наук в психологию и в науки общественные». И если науки, по мнению Н. Бердяева, есть сознание зависимости, то научность есть рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное со­знание власти необходимости, зависимости от «мировой тяжести». Бердяев приходит к выводу, что научная общеобязательность — это формализм человечества, внутренне разорванного и духовно разобщённого. [9]

Представители интегрального традиционализма характеризуют современную науку как редукционистскую, натуралистскую, эволюционистскую, секуляристскую и рационалистическую, и считают её необъективной и предубеждённой. По их мнению, наука — это догматическая система верований, базирующихся на непроверенной эпистемологии, которая не является знанием вообще или, как минимум, представляет собой существенно ограниченный взгляд на действительность, упускающий многое сугубо за счёт своей методологии. [12]

Критика сциентизма

Сциентизм подвергся существенной критике со стороны большого количества известных мыслителей.

По мнению антисциентистов, вторгаясь во все сферы жизнедеятельности человека наука делает их бездуховными, лишёнными романтики и человеческого лица.

Автор концепции личностного знания Майкл Полани [14] подчёркивает, что сциентизм в современном виде оказывает на мысль сковывающее действие почти так же, как это делала церковь в средние века. В человеке не остаётся места важнейшим внутренним убеждениям, которые он вынужден скрывать под маской нелепых, неадекватных и слепых терминов.

Возможно, самая радикальная и бескомпромиссная критика критика сциентизма, основанная на альтернативных взглядах на науку, эпистемологию и метафизику, исходит от представителей интегрального традиционализма, называемых также перенниалистами. [12] Традиционалистская перенниалистская критика на Западе впервые была изложена французским метафизиком Рене Геноном в начале XX столетия, однако эта [какая?] традиция считается [кем?] уходящей корнями вглубь веков и распространена по всему миру. Она известна под названиями «перенниализм», «вечная философия», «Philosophia Perennis» или «Religio Perennis». Важнейшие фигуры в традиционалистской школе — Фритьоф Шуон, Ананда Кумарасвами, Сейид Хоссейн Наср, Олдос Хаксли, Мирча Элиаде и др.

Перенниалистская критика сциентизма основана на метафизической точке зрения о существовании трансперсонального сознания, составляющего глубинную основу всех вещей, в котором нет разделения на субъект и объект, на мышление и бытие. Бог — это реальность, полнота существования, как трансцендентного, так и имманентного. [12] Фритьоф Шуон полагал, что неспособность современной науки объяснить многие феномены обусловлена тем, что она игнорирует высшие уровни сознания и объективной реальности. [18] По словам Шуона, хотя наука и преуспела в накоплении огромного количества наблюдений в разрезе пространства, тем не менее, в разрезе времени она является более невежественной, чем любой сибирский шаман, который по крайней мере основывается на мифологии. [19]

Критика сциентизма перенниалистами не получила признания в академических кругах. [12]

Источник

СЦИЕНТИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «СЦИЕНТИЗМ» в других словарях:

Сциентизм — (лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм ориентируется преимущественно на… … Энциклопедия культурологии

Сциентизм — Сциентизм ♦ Scientisme Религия науки; наука, рассматриваемая как религия. Сциентист утверждает, что наука изрекает абсолютные истины, тогда как она сообщает лишь относительные знания; что наука призвана руководить всем на свете, тогда как… … Философский словарь Спонвиля

сциентизм — сайентизм Словарь русских синонимов. сциентизм сущ., кол во синонимов: 2 • сайентизм (1) • … Словарь синонимов

СЦИЕНТИЗМ — (от латинского scientia наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика … Современная энциклопедия

СЦИЕНТИЗМ — (от лат. scientia наука) абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика … Большой Энциклопедический словарь

СЦИЕНТИЗМ () — СЦИЕНТИЗМ (в социологии) направление в бурж. социологии 19–20 вв., представители к рого ориентируют социологич. исследование и социология, теорию на задачи и методологию естеств. наук. С. является одним из интегральных элементов концепций Конта,… … Философская энциклопедия

СЦИЕНТИЗМ — (от лат. scientia знание, наука) англ. scientism; нем. Scientismus. 1. Философско мировоззренческая ориентация, в основе к рой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации индивида в мире … Энциклопедия социологии

Сциентизм — (от латинского scientia наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сциентизм — (от лат. scientia наука, знания) общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.[1] Нередко сциентисты считают «образцовыми … Википедия

сциентизм — а; м. [от лат. Scientia знание, наука] Философско методологический принцип, признающий в качестве подлинных наук только естественные науки, математику и абсолютизирующий их роль в системе культуры, в изучении и объяснении всех сторон жизни… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *