Что означает термин педагогика в дословном переводе
Значение слова «педагогика»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
ПЕДАГО’ГИКА, и, мн. нет, ж. [греч. paidagōogikē]. Наука о методах воспитания и обучения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
педаго́гика
1. наука о воспитании и обучении человека ◆ Фактически эта педагогика стала понимать под непрерывным образованием возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех и вся за аудиторными столами. Ф.Т. Михайлов, «Культура, образование, развитие индивида», 1990 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: удостоверяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПЕДАГОГИКА
(греч. paidagogike teachne, букв. — «детоводческое» мастерство, от pais, род. падеж от paidos — дитя, ребёнок, и ago — веду), отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образоват. процессов в развитии личности, разрабатывающая практич. пути и способы повышения их результативности.
В трактовке П. как науки среди специалистов нет единства. Термин «П.» принят гл. обр. в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и вост.-европ. странах. В англоязычной традиции этот термин практически не используется; вместо него употребляется «наука (или науки) об образовании». Во 2-й пол. 20 в. под влиянием этой традиции обозначение «науки об образовании» проникло в нек-рые страны, где термин «П.» давно вошёл в обиход, однако накопленный здесь опыт теоретич. разработки образоват. проблематики в категориях П. часто не учитывается в англоязычной науч. лит-ре, проблемы соотношения и разграничения осн. пед. категорий изучены мало. В Международной энциклопедии образования (The International Encyclopaedia of Education) нет статьи «Педагогика», как нет и статьи «Образование» (что достаточно красноречиво свидетельствует о трудностях целостной науч. характеристики самих этих явлений). Лишь в предисловии к изданию отмечено, что в скандинавских странах и Германии употребляется термин «П.», имеющий более узкий смысл, чем англ. «education», а именно: относящийся прежде всего к шк обучению (v. l, p. XI)
В действительности же содержание П, представления о ее статусе и осн. категориях менялось с развитием гуманитарных и естеств. наук. Развиваясь как наука о воспитании детей (отсюда название), П. в процессе эволюции шк дела, массовой общеобразоват.школы и систем общего и проф. образования расширяла свою сферу и стала охватывать соответствующую проблематику, связанную не только с детством и юностью, но и с др. возрастными периодами жизни человека, а также с самыми разнообразными формами организации уч, воспитат. и образоват. деятельности. Вместе с тем мн традиционные подходы к П. оказались весьма устойчивыми. Распространен, напр. взгляд на П. как на нек-рую прикладную дисциплину, функция к-рой состоит прежде всего в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из др. наук (напр., психологии, социологии и др), к решению теоретич. и практич.задач, возникающих в сфере образования. Такая позиция была характерна для трудов теоретиков в 19 — нач. 20 вв, ее придерживается ряд совр. философов и психологов.
При определении предмета П. часто встречается понимание, согласно к-рому наиб. широкой и ведущей ее категорией выступает воспитание. Такое понимание характерно, напр. для франц пед.традиции, закрепленной в науч. лит-ре А. Валлоном. Подобный подход можно увидеть и во мн совр. изданиях на рус. языке, что отчасти объясняется отеч. традицией, а также тем обстоятельством, что в СССР П. разрабатывалась как теория коммунистич воспитания (т с именно категория воспитания занимала в П. приоритетное положение по отношению к другим). В изданных в 80—90-х гг. учебниках и пособиях для студентов пед.вузов П. чаще всего определяется с помощью категории «воспитание», при этом авторы стремятся подчеркнуть сложность и многозначность этого явления. Так, в распространенном учебнике под ред Ю К Бабанского (1983) П. определяется как наука о воспитании, поскольку ее предметом «является особая функция общества — воспитание» (с 7) Б Т Лихачев (1993) считает предметом П. «объективные законы конкретно-ист. процесса воспитания» (с 85) и далее отмечает, что «педагогика как наука изучает воспитание, сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения» (с 86) В. П. Беспалько (1995) понимает П. как «одну из многих наук, в к-рых накоплен богатейший опыт человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений» (с 4) Но интересно, что ниже (с 7) «образование в целом» определяется как «область интересов науки педагогики».
Дискуссионно определение П. как совокупности (комплекса или системы) наук, когда отрасли считаются самостоят. науками Так, в интересной и для своего времени содержательной статье «Педагогика» в «Педагогической энциклопедии» в 4 тт (1964—68) П. определена как «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение» (т 3, с 283) Полной общепринятости определения предмета П. достичь не удается.
Стремление к интеграции рос. образования в мировое образоват.пространство актуализирует проблему сопряженности, соответствия категориального строя рос. и заруб. пед.теории. Однако это не означает, что рос. педагоги должны идти вслед за пониманием этих категорий в заруб. науке.
В кон. 20 в именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета П. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами К таким процессам относятся воспитание (как изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей) При этом понятие «формирование» не означает, что человек превращается лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития (большая обобщенность понятия «развитие» вполне соответствует широте предмета П) Приоритетность категории образования для П. диктуется и реальностью непрерывного образования, тогда как, напр. воспитание более подвержено раз л ограничениям, гл. обр. возрастным, а обучение — определенными формами организации образоват.процесса П. изучает образование, разворачивающееся как в организованных условиях (семья, школа, система уч заведений), так и в их сочетании со стихийными факторами (см Социализация) П. призвана способствовать созданию для развития личности благоприятной среды, соответствующих образоват.условий.
Поскольку среди теоретиков нет единого мнения ни относительно полного набора категорий П, ни относительно их определения, нек-рого сближения точек зрения можно было бы достичь констатацией положения и иерархии основных для П. понятий образование, воспитание, обучение, развитие, социализация. Др. категории могли бы рассматриваться в отраслях П, напр. «учебно-воспитат. процесс» — в теории воспитания, «содержание образования» — в дидактике Это говорит не о меньшей их значимости, а о степени их общности для всей пед.науки В подобных построениях есть определенная условность, конвенциональность, напр. категории образования и обучения принадлежат и дидактике, к-рая традиционно сохраняет статус теории образования и обучения Но конвенциональность необходима хотя бы для начала соответствующих дискуссий и углубленной логико-методологич.разработки рос. П. Перспективы такой разработки открылись лишь в нач. 90-х гг.
Крайний материализм закрепил представление о субъекте образования как биосоциальной системе, в к-рой сфера собственно гуманности, духовности оказалась искусственно суженной. Совр. рос. П. включается в обновление представлений о человеке как субъекте образования с учетом многообразия триединства «био — социо — дух» П. как наука об образоват.действительности создает основу пед.практики как преобразования этой действительности, т е, как принято говорить, должна быть практико-ориентированной.
П изучает образование с точки зрения выявления его структуры и закономерностей, а также развития его субъектов, целей, содержания, методов, средств, форм, результатов, взаимосвязанных в широком контексте обществ.и индивидуально-личностного развития. Разрабатывая наиб. эффективные модели образоват.процесса, а также способы их практич.реализации, П. выступает как наука описательно-объяснительная и как нормативно-конструктивная П. рассматривает возможности образования как эффективного, обеспечивающего реализацию социальнозначимых целей формирующего воздействия на человека. Осмысление роли и места образования в жизни общества ставит трактовку образования в прямую зависимость от понимания природы человека, познания, общества Широкий филос. –антропологич. взгляд на образование — в России идущий от К Д Ушинского — переживает свое второе рождение.
Перевод терминов педагогики и педагога с греческого и их суть
Педагогическая мысль появилась давно. Первые упоминания о деятельности начинаются в древнегреческой, древневосточной, средневековой теологии и философии.
Педагоги-рабы
С греческого «педагогика» означает «детоводство», «водить детей».
Педагогикой в Древней Элладе сначала занимались рабы. Педагог с греческого означает – водитель детей. Эти рабы сопровождали в школу хозяйских детей. В Древней Греции мальчики из богатых семей до 7 лет ничем не занимались, кроме игр. По достижения указанного возраста его передавали на обучение к педагогу-рабу. Этот учитель отводил ребенка в школу и носил его принадлежности, музыкальные инструменты и другие личные вещи.
Педагогами-рабами были состарившиеся люди или с увечьями, не подходящие для иной работы. Вольнонаемные педагоги для воспитания и обучения детей появились позже. В обязанности этого человека еще входила защита воспитанника от нравственных и физических опасностей. В педагоги выбирали рабов с особенной верностью дому. Зачастую это было фракийцы или азиаты, практически не говорившие на греческом языке.
Постепенно этот обычай перекочевал и к римлянам, чтобы обучать детей греческому. Педагог работал с воспитанником пока он не станет зрелым. Появлялись педагоги-женщины. Они работали с маленькими детьми и учили их греческому. В империи педагогами еще называли купленных и доморощенных молодых рабов. Их учили обязанностям и премудростям рабской службы.
Педагогика – наука
В Древней Греции учения о методах воспитания формировались на основе философских течений.
Теорию педагогики создавали Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они сравнивали процесс воспитания с законами природы, семейные традиции раскрывали через учения философии.
Демокрит изучал сознание человека и его функционал. Сократ говорил, что лучшее воспитание – это общение между учителем и воспитанниками. Так информация лучше воспринималась и результат обучения был положительный. Такие утверждения были неразрывно связаны с тем, что «педагогика» в переводе с греческого означает «вождение детей», а значит общие с ними было также основой процесса.
Платон изучал проблему рабовладения в педагогике. Аристотель объединял воспитание с природным миром. Для него цель обучения была в развитии разумной и волевой сторон души.
Развитие педагогики
Педагогика, как наука, становилась не одно столетие. Каждый ученый выражал собственные взгляды, идеи, теоретические положения на этот счет. Воспитательно-образовательные институты также весь период неоднозначно развивались.
Чтобы понять, чем занимались ученики на уроках, стоит разобраться как с древнегреческого переводится «школа». Это слово обозначает отдых, досуг, празднование. Сначала школа была в виде скамеек, выставленных по кругу, где люди могли просто собираться и общаться. Спустя годы там начали выступать ораторы и учить слушателей, в том числе детей.
Педагогика изначально была наукой о воспитании детей. Расширение границ воспитания, образования и влияния на жизнь социума различными изменили становление науки. Педагогика стала рассказывать об общих закономерностях воспитательного и образовательного влияния на человека.
В 21 веке активно развивается педагогика для взрослых. На современном рынке образование стало товаром долговременного инвестирования. Люди стали повышать свой уровень образованности на протяжении всей жизни.
Развиваясь, наука пополняется теоретической базой, новыми содержаниями, дифференцирует исследования. Сейчас «педагогика» представляется как система разных педагогических наук. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин – возрастная и специальная педагогика, общая, частные методики, история педагогики.
Поскольку воспитание и обучение были связаны между собой, то отдельное место отводилось на психологию. В переводе с греческого языка «психология» означает «наука о душе». Этими вопросами зачастую занимались философы и вместе с традиционными знаниями и умениями раскрывали суть душевных явлений.
Термин педагогика: как переводится с греческого, что означает
Педагогика зародилась и выросла в питательной почве древнегреческой культуры. Значение термина педагогика уже в 4 в. до н. э. имело прямое отношение к тому, что привыкли понимать под педагогикой сейчас в научной терминологии.
Педагог и педагогика в античности: этимология терминов
Недословный перевод педагогики с древнегреческого языка — сопровождение детей, введение в новый социальный круг, искусство воспитания, которое, по сути, было в то время адаптацией ребенка перед поступлением в школу. Педагогами называли воспитателя или воспитательницу, которые должны были присматривать за вверенным им ребёнком или молодым человеком, защищать их от любых опасностей и обучать.
Афинская система воспитания стала основой педагогической практики, так как с изменением статуса педагогов (на смену рабам пришли образованные греки) она представляла собой организованное и нацеленное на осуществление правильных общественных целей и гармоничное развитие личности взаимодействие ребенка и педагога.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В среде философов и мыслителей активно обсуждались стратегии воспитания, обучения и управления молодыми людьми с целью воспитания полноценных граждан государства в высшем смысле.
Философские размышления Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Марка Фабия Квинтилиана, Сенеки, Ксенофонта, Эпикура, и других, составили субстрат возникновения общественной педагогической мысли, направленной на создание и укрепление в сознании юных граждан нравственных и духовных ценностей.
Спартанская система воспитания делала акцент на физическом развитии, тренировке бойцовских качеств, науке одерживать победу, тотальном контроле над личностью. Главные задачи спартанского воспитания — адаптация к суровым условиям, развитие лидерских качеств. Обучение чтению, письму и языкам занимало далеко не первое место.
Афинская система воспитания, напротив, структурировала процесс социализации личности (так появились первые школы и академии), постулируя при этом свободу последней.
Первые педагоги античности
Греческий философ Сократ (около 470-399 гг. до н.э.) осветил своим незаурядным умом наиболее важные философские вопросы. Он рассматривал человека как познающее существо, обладающее добродетелями, к которым он причислял и знания в качестве источника нравственных принципов.
Сократ использовал дидактические и логические методы, обучая своих учеников поиску истины, рождающейся в споре. Целью воспитания он полагал не развитие красноречия, а развитие интеллекта в стремлении к самопознанию. Он утверждал, что мудрость неотделима от нравственной добродетели, которая и является базисом воспитания.
Многочисленные диалоги, построенные по принципу «вопрос-ответ» Сократа с его учениками (Платоном, Ксенофонтом, Алкивиадом, Критием) были справедливо названы педагогическими рассуждениями, так как в процессе последних Сократ логически подводил учеников к истине и, таким образом, обучал их.
При этом он настаивал на отказе от насилия в воспитании и придавал огромное значение убеждению как ключевому педагогическому принципу. Сократ распространял свое учение в среде аристократов и считал, что нет никакой необходимости в получении образования сословием рабов.
Он посадил рощу оливковых деревьев недалеко от Афин (в ней стали собираться и проводить досуг ученики Платона), основав в 387 году до н.э. школу, ставшую позднее Платоновской Академией.
Примечательно, что в переводе с древнегреческого языка школа (греч. Σχολή, лат. schola, англ. school) означает «досуг», «праздное времяпрепровождение». Первоначально (около 1 в. до н.э.) школа имела отношение к увеселительным собраниям на скамьях на открытом воздухе.
Со временем скамьи облюбовали талантливые ораторы, вокруг которых сплотились ученики. Так праздные уличные дискуссии приобрели школьный характер в современном понимании. Во времена Платона на академических собраниях практиковали философские беседы, применяли логические методы, формируя основы дидактики. Мыслители и их ученики принимали участие в подобном обучении с радостью.
Отсюда важнейшая педагогическая мысль Платона, что обучение и воспитание несут благо, пробуждая добродетели и природные таланты личности. Каждый человек должен в процессе воспитания выбрать духовное развитие, устремившись к высшей истине. Для этого идеально подходят диалектические методы, способствующие развитию мышления и поиску истины в высшем смысле.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) находился подле учителя в академии до самой его смерти. В 335 г. до н.э. Аристотель основал собственную школу — ликей или лицей, названный так в честь гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Здесь, прогуливаясь по ликею, он читал лекции своим ученикам, среди которых были знаменитые Теофраст (Феофраст), Эвдем Родосский и Александр Македонский.
Ликей Аристотеля трансформировался в античную школу, где ученики получали образование последующие 800 лет. Особо важными для изучения детьми он считал искусство музыки, письма, рисование и гимнастику. Аристотель исследовал душу человека как то, что структурирует живую материю и не существует отдельно от тела.
Философ первым вычленил категории психологии через идею апперцепции, показав отличие мышления теоретического от практического и связь восприятия в реальном времени («впечатлений») с предшествующим опытом («изначальным восприятием»). Эта мысль продолжилась в работах Канта, Лейбница, Циллера, Штрюмпеля, и других.
Одну из первых античных работ по педагогике создал величайший оратор Древнего Рима Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — 96 гг.), основатель одной из первых школ в античности. В своем труде «Риторические наставления» («Наставления оратору» или «Воспитание оратора») он пишет о важности воспитания ребенка как личности уже с трех лет, выделяя три стадии обучения: подражание, наставление и упражнение.
Квинтилиан был против телесных наказаний и считал, что родительская любовь — неотъемлемая часть гармоничного воспитания и обучения любой личности. В этой, по сути уже педагогической работе, ритор исследовал вопросы воспитания и образования в семье и в обществе, разработал методологию воспитания и обучения в римском государстве.
Дословный перевод терминов педагогика и педагог с древнегреческого языка
Педагогика (др. греч. παιδαγωγική, paidagogike) — от παῖς (paîs) — «ребенок» (здесь в род. падеже) и ἄγω (ago) — «я веду» (1 л., ед. число), буквально переводится как «детоведение», «сопровождение детей», «ведение детей». Педагог παιδαγωγός (paidagogos) — соответственно, тот, кто ведет ребенка, «ведущий», «гид», «сопровождающий»: от παῖς (paîs) — «ребенок» и ᾰ̓γωγός (agōgós) — «сопровождение», «эскорт».
С развитием культуры и техник социализации в обществе термин педагог постепенно обрастал другими значениями: воспитатель, учитель, наставник, инструктор, профессор.
Педагоги — рабы
На роль педагогов в Древней Греции назначались рабы, как правило, пожилые, заслужившие честную репутацию в семье и уже не способные заниматься активной физической работой. Часто рабы были иноземцами, фракийцами или греками очень низкого происхождения, людьми, страдавшими от серьезных физических недугов, или инвалидами.
В обязанности таких рабов входил контроль за повседневной деятельностью ребенка и защита от любых опасностей, включая неприятности нравственного толка. По достижении ребенком 6-7 лет к обязанностям педагога добавлялось сопровождение воспитанника в школу или палестру. Последнюю посещали дети из аристократических семей.
По дороге в школу педагог нес письменные и музыкальные принадлежности своего протеже и мог даже прибегнуть к наказанию розгами, если требовалось. До школы у мальчика могла быть и воспитательница, которая занималась приобщением ребенка к правилам поведения в социуме.
С развитием философской мысли и сдвигом социальных ролей в структуре греческого общества рабов заменили воспитатели из иных сословий, обладающие всеми необходимыми для социализации знаниями, включая грамматику древнегреческого языка.
Педагогика – наука
Современная наука педагогика исследует и создает методы и формы передачи знаний и навыков, культурных, этических и эстетических ценностей от учителя к ученику.
В роли учителя выступает педагог, в роли ученика – традиционно, но не обязательно, молодой человек. Последний получает уникальные знания для реализации в профессии или любую информацию, жизненно необходимую для осуществления социальной интеграции, интеллектуального и духовного развития.
Такой обмен данными происходит в процессе воспитания, обучения и образования, сущность и методологию которых разрабатывает наука педагогика.
Объект педагогики — это и есть ученик, ребенок или молодой человек, личность которого рассматривается в контексте психического и психологического развития, социальной интеграции.
Педагогика — это своеобразная форма духовно-практического освоения мира, целью которого является гармоничная социализация личности.
Для разработки правильных методов обучения людей необходимо учитывать психологические и психофизиологические аспекты личностного развития, изучать закономерности социального функционирования. Здесь педагогика тесно переплетается с психологией, в особенности, социальной, культурной антропологией, психоанализом.
Хороший педагог знает своих учеников на глубинном психологическом уровне и подходит к работе творчески, способен изобретать авторские методики обучения и воспитания. Эти критерии определяют степень педагогического мастерства.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс, включающий различные системы воспитания, обучения, образования, социализации и творческой самореализации.
В начале 17 в. английский философ Фрэнсис Бэкон выделил педагогику в отдельное направление философского знания, а автор собственной педагогической системы Ян Амос Коменский наделил науку новым статусом. В качестве отдельной научной дисциплины педагогику преподают в вузах и других образовательных учреждениях.
Задачи педагогики
Задачи педагогики разделяются на временные и постоянные.
Постоянные задачи:
Временные задачи:
Функции педагогики
Базовыми принято считать научно-теоретическую и регулятивную (техническую) функции.
Научно-теоретическая функция включала в себя следующие виды исследования:
Регулятивная функция:
Педагогическая наука сложна и многофункциональна. В зависимости от того, в каком научном русле рассматривается воспитательный процесс, педагогику можно структурировать, разделив на отрасли и авторские направления:
Данная структура отражает системность общепедагогических научных дисциплин, каждая из которых анализирует процесс обучения в своем научном поле.