Что означает термин охрана труда
Охрана труда
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)
Содержание
Элементы системы
Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:
Термины охраны труда
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Требования охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.
Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят, в частности, в том, что:
Охрана труда в России
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:
Правила и инструкции по охране труда
Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.
Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:
При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Организация работы с персоналом по охране труда
Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, аттестацией рабочих мест пренебрегать не следует. [3] В противном случае организация рискует подвергнуться штрафу в размере от 30 000 до 50 000 рублей или даже приостановлению деятельности на срок до 90 суток.
Статья 209. Основные понятия
Статья 209. Основные понятия
Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 209. Основные понятия
При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой статьи 209 Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.16(6) пункта 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 32, ст. 4499), приказываю:
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В целях реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3), Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. N 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)
Комментарий к ст. 209 ТК РФ
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.
В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.
3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.
4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.
Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.
Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).
Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).
Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).
В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
Охрана труда
Охрана труда – комплекс мер для сохранения жизни и здоровья работников в процессе работы.
Перечень документов по охране труда
В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:
приказ о создании службы охраны труда;
положение о службе охраны труда;
должностные инструкции работников;
комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
инструкции по охране труда;
журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.
протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;
личные карточки учета выдаваемых СИЗ;
журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
сведения о прохождении медицинских осмотров работников;
материалы по специальной оценке условий труда;
Ответственное лицо за охрану труда
Ответственным лицом за охрану труда в компаниях до пятидесяти человек является работодатель или его уполномоченный сотрудник.
Если предприятие имеет более пятидесяти сотрудников, то работодатель обязан нанять специалиста по охране труда (если 50-70 человек, то можно нанимать на неполную ставку)
Ответственный за охрану труда человек (специалист) должен контролировать и поддерживать порядок на законодательном уровне.
Такой работник наравне с руководителем несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ.
Инструктажи работников по охране труда
Все работники должны проходить инструктажи по охране труда. Существует 5 видов инструктажей:
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж проводится для людей, которые только что были приняты на работу. Такой инструктаж проводится в первый рабочий день.
После проведения инструктажа проводится устная проверка знаний по безопасной работе. После этого информация о работнике вносится в журнал и личную карточку прохождения обучения сотрудников при наличии.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте:
вновь принятым в организацию работникам;
переведенным с других подразделений;
командированным на новом месте работы;
Первичный инструктаж должны проходить и люди, с которыми организация заключила гражданско-правовой договор.
Работник должен пройти первичный инструктаж до того, как он начнет выполнять самостоятельную работу. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель (мастер, прораб, преподаватель).
После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка полученных знаний работника. О чем делается соответствующая запись в журнале первичного инструктажа.
Если работник не прошел проверку знаний, то его нельзя допускать к самостоятельной работе.
Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полгода для всех работников, которые проходили первичный инструктаж.
Инструктаж проводит непосредственный руководитель. Повторный инструктаж проводится аналогично первичному. Он также завершается устной проверкой полученных знаний.
Запись о прохождении повторного инструктажа и проверки знаний делается в соответствующем журнале.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводится при следующих обстоятельствах:
введение в действие нормативных правовых актов, по охране труда;
изменение технологических процессов или модернизация оборудования;
при несчастном случае на производстве или производственной аварии;
по требованию о проведении внепланового инструктажа от госорганов;
по решению работодателя.
Внеплановый инструктаж можно провести индивидуально или с группой работников одной профессии. Он проводится аналогично первичному инструктажу на рабочем месте.
После инструктажа работники проходят устную проверку приобретенных знаний и навыков.
По окончании внепланового инструктажа в журнал регистрации инструктажа вносятся:
дата его проведения;
запись о его проведении с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводится при следующих условиях:
при выполнении разовых работ;
при выполнении работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
при выполнении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
при проведении в организации массовых мероприятий.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».