Что означает термин меритократия
Меритократия — что это такое и как работает принцип меритократии.
Меритократия — это форма правления или администрации, в которой лидеры и другие люди выбираются и продвигаются в зависимости от их заслуг или способностей. В мире относительно мало правительств, основанных на этой идеологии. В качестве современного примера можно привести – Сингапур.
Что такое МЕРИТОКРАТИЯ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Меритократия — это когда к управлению государством или компанией допускаются только профессионалы, лучшие из лучших и те кто доказал свою эффективность в качестве руководителя. В такой системе, продвижение по карьерной лестнице невозможно только в силу выслуги лет. Без результатов и постоянного самосовершенствования, высот карьерного олимпа — не видать. При подобном подходе, коррупция и кумовство, практически не имеют шансов на успех.
Меритократия, подход к отбору нужных людей.
В качестве формы правления, меритократия ищет людей, обладающих лучшими способностями и квалификацией, включая образование и личные качества. Поиск людей, обладающих определенными способностями, может проводиться путем тестирования с помощью учебных материалов, изучения уровней опыта и других видов оценок, или комбинации этих оценок.
Некоторые критики говорят, что эта форма правления является очень дискриминационной, поскольку она может автоматически дискредитировать некоторых людей, обладающих важными способностями, но не столь умных или образованных, как другие.
Плюсы и минусы меритократии.
Минусы:
Основным минусом меритократии считается неравенство в плане возможности получения необходимого образования. Простыми словами это можно описать следующим образом. К примеру, состоятельные родители способны предоставить своим детям большие стартовые ресурсы и дать возможность получить хорошее образование. Такой возможности лишены дети из бедных семей и дорога в престижные учебные заведения в большинстве случаев для них закрыта. Так и получается определенная классовая система, в которой богатые проще получают лучшие должности, а бедным приходится пробиваться наверх очень долго и тяжело.
Плюсы:
Меритократия и общество.
Согласно тем, кто поддерживает такую форму правления, Меритократия обладает большей способностью привить ценную трудовую этику индивидуума, чем другие формы правления. Если граждане знают, что продвижение основано на заслугах, то они, будут делать то, что улучшит их шансы занять достойное место в обществе. Поэтому они будут работать и учиться, чтобы показать свой конкурентный уровень.
Меритократия в переводе означает «власть достойных» или «заслуженная власть». Меритократией называют систему, при которой высокие посты и положение в обществе занимают наиболее талантливые и компетентные люди, независимо от происхождения, богатства или связей.
Слово «меритократия» образовано от латинского слова meritus (заслуженный, достойный) и древнегреческого κράτος (власть).
Автор теории постиндустриального общества Дэниел Белл считал одной из основ нового информационного общества меритократию, «принцип достижения». Высокое положение достигается за счет образования, компетентности, личных достоинств, указывал Белл.
В чем проблема меритократии?
Способности или одаренность человека нельзя объективно измерить каким-то одним способом. Не существует единого мнения о том, кого считать «достойным» или «заслуженным» человеком. Поэтому невозможно с уверенностью утверждать, работает ли принцип меритократии в определенном обществе, компании или коллективе.
По мнению критиков, концепция меритократии создана с целью оправдать привилегии правящего класса. Конечно, представители элиты считают себя наиболее умными и способными людьми, которые всего добились сами. Однако те, кто занимает более низкое положение в обществе, могут быть не согласны с элитой и считать, что та несправедливо присвоила себе особую роль.
Британский социолог Майкл Янг в 1958 году в антиутопии «Возвышение меритократии: 1870-2033» сатирически изобразил крах меритократического общества, возглавляемого интеллектуалами с высоким IQ. «Умники» настолько отрываются от народа, что это приводит к революции.
Что означает термин меритократия
Политология, как хорошо известно, — достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического — об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.
В настоящее время политология — это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но.
Политология как наука еще не достигла, на наш взгляд, своего возраста совершенства — возраста «акмэ». Нисколько не умаляя теоретических и практических достижений политологии как научной дисциплины, надо все же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живет вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д.
Но и это еще далеко не вся правда об истинном положении политологии в современном обществе — ведь в нем имеются принципиально господствующие и поэтому просто блокирующие любые политологические истины факторы-«тяжеловесы», с которыми пока человечеству хоть как-то совладать совершенно не удалось. Что же это за факторы, которые фактически «обнуляют» любую науку, в том числе политологию?
Все хорошо знают этих «тяжеловесов», имя которым — эгоизм, нажива, алчность, порок, вседозволенность. Все это многообразие антиценностей «спекается» в некое целостное образование под названием «личный интерес». Он может быть направлен на алчность, а может на порок, но он всегда направлен на эгоизм и на все то, что его обслуживает. На следование таким распространенным «заповедям» жизни людей, якобы «умеющих жить», как «жизнь одна и следует ей насладиться по максимуму», «после меня — хоть потоп», «деньги не пахнут» и др.
Самым губительным для людей на Земле фактором был и остается только один — эгоизм. «Эгоизм — это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал польский писатель-классик Генрик Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать просто нельзя. Эгоизм — главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (А.И. Герцен).
Против этого убийственного по отношению ко всему общественному в социуме фактора — эгоизма, воплощенного в «личный интерес», идет битва философов и ученых уже несколько тысячелетий, но пока без особых достижений. В том числе нет особых побед над этим фактором и в политической области, ибо более всего политическое действо на всех уровнях его осуществления подчинено вовсе не политическим законам и истинам, а его величеству частному меркантильному интересу политических субъектов всех мастей и званий. В современном Китае, например, за малейшие отступления чиновников в направлении к коррупции или к злоупотреблениям властью сразу же следует неминуемая казнь этих людей, но сила частного интереса и здесь бывает гораздо сильнее всего. Сильнее даже смерти.
Этот частный интерес фактически нейтрализует все научные положения политологии, делает их принципиально незначимыми и не важными для политических практик. Такое же положение дел во всем мире, в том числе в России, — фактор-«тяжеловес» всесилен и пока непобедим.
Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами — Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы обязательных на всех и для всех. доносов. Умудренный опытом, он понимал, что такое общество не имеет никакого своего будущего, доносительство породит такую вражду среди людей, которая, подобно пожару, просто уничтожит все китайское общество. В противовес этому безумию доносительства и вражды Конфуций стал искать возможности укрепления в обществе нравственных начал для того, чтобы этот здоровый «каркас» общества помогал людям самим отторгать чудовищное доносительство, в том числе на своих братьев, родителей, других родственников, соседей.
Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства — солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья — ведь так учил великий Конфуций!
Конфуций, не обладая никакой властью, никакой силой, сумел победить тех всесильных вроде бы китайских правителей, которые ради удержания своей власти и господства готовы были уничтожить все общество, «спалить» его во взаимной вражде. Не получилось, на их пути встал мудрый и нравственный Конфуций.
Чем не пример для подражания и для нас — для общества двадцать первого века? Да, нас, россиян, пока одолевает фактор «личного интереса» везде и всюду, из-за чего слабые на порок и наживу люди готовы продать за гроши и себя, и мать свою родную.
Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении — к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.
Для победы в сражении за лучшее будущее, за справедливость, за нравственное общество, за честную и по-настоящему профессиональную политическую власть, за Государство принципиально нужна и политология — замечательная наука об идеальном обществе, которого пока еще нет, но это вовсе не значит, что оно не появится завтра! Обязательно появится — без доносов, без эксплуатации человека человеком, без коррупции, без разного рода людей, «умеющих якобы жить в шоколаде», а на самом деле обокравших самих себя — ведь «не хлебом единым жив человек». Это про таких людей французский философ Ж.П. Сартр говорил, что «большинство людей умирает, не успев родиться». А человечеству нужен совсем другой человек — получившийся, состоявшийся, настоящий, который не будет путать приоритет своего состояния «быть» с ныне господствующим и потому так рано и безжалостно убивающим людей фактором «иметь».
Вы скажете, что такого не может быть? Неправда! Примеров победы настоящего человека над его жалкой и алчной моделью действительно не так много. Но они есть! Это те же самые Конфуций, Сократ, Платон, другие мыслители, философы, ученые, бескорыстные деятели искусств, писатели и множество простых людей, проживших свою жизнь достойно, нравственно, порядочно. Причем здесь порядочность, скажете вы? Все очень просто: большого богатства не бывает без преступления и без отступления от человеческих правил общежития — ведь алчность и порок всего лишь проявление эгоизма!
МЕРИТОКРАТИЯ
Полезное
Смотреть что такое «МЕРИТОКРАТИЯ» в других словарях:
МЕРИТОКРАТИЯ — (от лат. meritus достойный и греч. власть), букв. власть, основанная на заслугах. Термин введён в употребление англ. социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В антиутопии «Возвышение… … Философская энциклопедия
МЕРИТОКРАТИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
МЕРИТОКРАТИЯ — (от латинского meritus достойный и греческого kratos власть), буквально власть наиболее одаренных. Концепция, согласно которой в ходе эволюции в обществе утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из… … Современная энциклопедия
МЕРИТОКРАТИЯ — (от лат. meritus достойный и греч. kratos власть букв. власть наиболее одаренных), термин введен английским социологом М. Янгом в книге Возвышение меритократии: 1870 2033 (1958). Концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится… … Большой Энциклопедический словарь
меритократия — сущ., кол во синонимов: 2 • элита (34) • элитократия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МЕРИТОКРАТИЯ — (от лат. meritus достойный и греч. kratos власть) англ. meritocracy; нем. Meritokratie. 1. Власть, основанная на заслугах, правление наиболее достойных в интеллектуальном, моральном и др. отношениях. 2. Концепция, согласно к рой власть должна… … Энциклопедия социологии
Меритократия — (от лат. meritus достойный + гр. kratos власть) форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При М. к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди. Термин введен в употребление… … Энциклопедия права
Меритократия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
меритократия — (от лат. meritus достойный и греч. krátos власть), буквально власть наиболее одарённых. Термин введён английским социологом М. Янгом (М. Young) в книге «Возвышение меритократии: 1870 2033» (1958). Концепция, согласно которой в западном… … Энциклопедический словарь
МЕРИТОКРАТИЯ
Форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги.
При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди из разл. социальных слоёв. Термин введён англ. социологом М. Янгом в кн. «Возвышение меритократии, 1870–2033» («The rise of the meritocracy, 1870–2033», 1958; рус. пер. в кн.: «Утопия и утопическое мышление», 1991), который видел назначение М. в интеллектуализации обществ. жизни за счёт улучшения системы образования и формирования высшего класса из образованных и одарённых личностей. В концепции Янга и большинства его последователей М. предстаёт как социальная утопия (не всегда позитивная).
В основе идеи М. лежит классич. принцип либерализма – равенство возможностей. В развитой Д. Беллом и др. теории постиндустриального общества движущей силой его считаются интеллектуалы, учёные-специалисты, профессионалы, которые должны вытеснить бюрократию как правящую социальную страту. В противоположность прежним типам обществ, где социальная стратификация строилась на основе «принципа приписывания» – обладания властью в результате происхождения, наследования, назначения на должность, в постиндустриальном обществе действует принцип «достижения» – обладание властью благодаря личным достоинствам, высокому уровню образования и компетенции. Меритократич. форму правления поддерживали мн. представители неоконсерватизма (З. Бжезинский и др.). Концепция М. подвергалась критике за отсутствие критериев и методики отбора людей, достойных представлять высший класс общества. Перерождение М. в элитарную форму правления может привести к возникновению нового социального неравенства в обществе. Амер. социальный психолог Р. Хернстейн в работе «IQ в меритократии» («IQ in the meritocracy», 1973) показал социальную опасность разделения людей на основании коэффициента интеллекта (IQ). Франц. математик А. Гротендик подтвердил этот вывод на примере эволюции элитарной группы математиков, приведшей к разделению и жёсткому господству одной части группы над другой.