Что означает термин консьюмеризм
Консьюмеризм
Консьюмери́зм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — имеет несколько значений:
Содержание
Консьюмеризм — как историческое явление
Движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы. [1]
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.
Консьюмеризм — как характеристика потребления
Критика консьюмеризма
Консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребление, потребительство. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.
Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, консьюмеризм игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений. Консьюмеризм эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики консьюмеризма в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой консьюмеризм — одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.
Контраргументы сторонников консьюмеризма
Процессы, которые превратно истолковываются как дурновкусие, маниакальный шопинг и показуха, вовсе не сводятся к названным досадным проявлениям. Экономист начала ХХI века Александр Долгин пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызвано тем, что многие в принципе не разобрались в устройстве общества потребления. Современным обществом все активнее управляет некое разумное символическое начало, ничуть не менее властное, чем конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают иные жизненные реалии и, под стать им, иная мораль, о которой неверно судить с прежних позиций». Вещи говорят больше, чем о богатстве, одновременно они маркируют вкус, ментальность, социальную принадлежность и прочие качества индивида.
Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, обслуживающие необходимость в сближении и дистанцировании. Причем эффективность этой сигнальной системы зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и в конечном счете на качество жизни.
Траты напоказ бытовали испокон веков, и видеть в них пустое фанфаронство наивно (как в принципе неверно отказывать в содержательности любым устойчивым социальным практикам). Вожди, удачливые купцы и фабриканты, военные и юристы — все время от времени прибегали к нефункциональной трате. При этом они не потакали своим капризам, а действовали более чем здраво — создавали о себе необходимое для дела впечатление с помощью антуража, а когда требовалось — широких жестов.
Подобными жестами они нарабатывают репутацию. Окружающие воочию убеждаются, что ему не легко будет с репутацией расстаться, — это и есть искомое состояние: предъявленная страховка от того, что в дальнейшем человек поведет себя неподобающе. |
Демонстративная трата работает как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров. (К слову, в основе имиджевой рекламы тоже лежит логика задатка: тот, кто не производит гарантированно хорошую продукцию, не станет тратиться на свое паблисити, ведь, сделав плохой товар узнаваемым, его, как правило, трудней продать. Покупатели считывают этот сигнал на уровне подсознания.) Такова фундаментальная логика траты как превентивной жертвы — она лишь кажется необязательной, на деле это инвестиция в информацию о будущем, в доверие.
Кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком
Статусная трата — почти императив для подавляющего большинства членов общества. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Логика статусов родилась не вчера, но раньше она наиболее заметно затрагивала верхушку общества. Для средних слоев предназначались вещи попроще, а низшим разнообразие было не по карману. Сословный диктат в одежде был нужен затем, что сегодня достигается без принуждения, — чтобы сразу было видно, кто есть кто.
Информационное общество и гуманизм потребительской культуры
В информационном обществе игра в показное потребление стала всенародной. На кону стоят не только имущественные статусы, но и множество характеристик личности. Все страты на своем уровне вовлечены в складывание и разгадывание тех же шифров и семиотических кроссвордов, что и состоятельная публика. Причем для всякого уровня запросов обеспечен свой потребительский минимум. Так, среди наиболее массовых и потому дешевых продуктов пиво плюс чипсы плюс футбол, а также музыка, интернет-серфинг, кино, компьютерные игры… — все, что позволяет, как минимум, заполнить время, спастись от его невыносимой тягучести.
Желающим перейти в более высокую лигу открыты все пути, продвижение зависит только от самого человека. В этом гуманизм потребительской культуры: выравнивание возможностей и удовлетворение всех видов спроса, вкуса и амбиций.
Система искусно стыкует/разводит людей, благодаря чему разные классы, слои, страты, круги, сегменты общества деликатно расквартированы и не так сильно царапают друг друга острыми локтями. |
Поэтому пенять кому-то на его, условно говоря, попкорн — это не понимать, что именно благодаря ему ты отличаешь своих от чужих (либо, напротив, бравировать своим пониманием). [2] [3]
Значение слова «консьюмеризм»
консьюмери́зм
1. экон. движение в защиту интересов потребителей ◆ Еще одна сила, воздействующая на бизнес, — движение в защиту прав потребителей (консьюмеризм): организованные действия граждан и государственных чиновников, направленные на расширение прав покупателей. Ф. Котлер, К. Л. Келлер, «Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс» / перевод с англ. под науч. ред. С. Г. Жильцова, 2010 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова подвижнический (прилагательное):
Синонимы к слову «консьюмеризм»
Предложения со словом «консьюмеризм»
Понятия, связанные со словом «консьюмеризм»
В культурологии под медиакультурой подразумевается современное западное капиталистическое общество, появившееся и образовавшееся в 20 веке под влиянием средств массовой информации. Термин подразумевает под собой общий эффект и интеллектуальное влияние, оказываемое СМИ (в основном, телевидением, но также прессой, радио и кино) не только на общественное мнение, но также на вкусы и ценности.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «консьюмеризм»
Будто бы растущий индивидуализм и консьюмеризм настолько притупили его гражданскую ответственность, что вера в демократию сменилась на безразличие.
Его отец, можно сказать, своими руками создал конформистский консьюмеризм 50-х, а индейцы были его живым, воплощённым отвержением.
Он отражает такие процессы в культуре современности, которые выражаются в кризисе самоидентификации, росте консьюмеризма, господстве неолиберальной идеологии, виртуализации восприятия реальности и др.
Синонимы к слову «консьюмеризм»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Консьюмеризм
Опубликовано 25.12.2020 · Обновлено 22.04.2021
Что такое консьюмеризм?
Консюмеризм – это идея о том, что увеличение потребления товаров и услуг, приобретаемых на рынке, всегда является желаемой целью и что благополучие и счастье человека в основном зависят от приобретения потребительских товаров и материальных ценностей. В экономическом смысле это связано с преимущественно кейнсианской идеей о том, что потребительские расходы являются ключевой движущей силой экономики и что поощрение потребителей к тратам является основной целью политики. С этой точки зрения консьюмеризм – положительное явление, которое способствует экономическому росту.
В общем смысле потребительство относится к тенденции людей, живущих в капиталистической экономике, вести образ жизни чрезмерного материализма, который вращается вокруг рефлексивного, расточительного или явного чрезмерного потребления. В этом смысле общепринято считать, что консьюмеризм способствует разрушению традиционных ценностей и образа жизни, эксплуатации потребителей крупным бизнесом, ухудшению состояния окружающей среды и негативным психологическим последствиям. Раннее использование этого термина в середине 20-го века должно было иметь положительную коннотацию, которая подчеркивала преимущества, которые капитализм должен был предложить потребителям в плане повышения уровня жизни и экономической политики, которая будет отдавать приоритет интересам потребителей, но эти значения вышли из употребления.
Ключевые моменты
Понимание консьюмеризма
Потребительство также помогает формировать некоторые методы ведения бизнеса. Запланированное устаревание потребительских товаров может сместить конкуренцию между производителями за производство более долговечных товаров. Маркетинг и реклама могут быть сосредоточены на создании потребительского спроса на новые продукты, а не на информировании потребителей.
Преимущества консьюмеризма
Сторонники консьюмеризма указывают на то, как потребительские расходы могут двигать экономику вперед и вести к увеличению производства товаров и услуг. В результате увеличения потребительских расходов может произойти рост ВВП или валового внутреннего продукта. В США признаки здорового потребительского спроса можно найти в показателях уверенности потребителей, розничных продажах и расходах на личное потребление. Владельцы бизнеса, рабочие в промышленности и владельцы сырьевых ресурсов могут получать прибыль от продажи потребительских товаров либо напрямую, либо покупателями, находящимися ниже по цепочке.
Недостатки консьюмеризма
Потребительство можно критиковать по экономическим причинам. В форме демонстративного потребления потребительство может привести к огромным реальным издержкам для экономики. Потребление реальных ресурсов в условиях конкуренции за социальный статус с нулевой или отрицательной суммой может компенсировать коммерческие выгоды в современной индустриальной экономике и привести к разрушительному созданию рынков потребительских и других товаров. Потребительство также может побуждать потребителей брать на себя непосильные долги, что может способствовать финансовым кризисам и рецессиям.
Потребительство также часто критикуют по культурным мотивам. Некоторые видят, что потребительство может привести к материалистическому обществу, в котором пренебрегают другими ценностями. Традиционные способы производства и образ жизни могут быть заменены сосредоточением внимания на потреблении все более дорогостоящих товаров в больших количествах. Потребительство часто ассоциируется с глобализацией в продвижении производства и потребления товаров и брендов, торгуемых на мировом рынке, что может быть несовместимо с местной культурой и моделями экономической деятельности.
Наконец, потребительство часто критикуют по психологическим причинам. Его обвиняют в увеличении статусной тревожности, когда люди испытывают стресс из-за усиления конкуренции за социальный статус в постоянном стремлении «не отставать от Джонсов» за счет увеличения своего потребления. Психологические исследования показали, что люди, которые строят свою жизнь вокруг потребительских целей, таких как приобретение продукта, сообщают о более плохом настроении, большем несчастье в отношениях и других психологических проблемах. Психологические эксперименты показали, что люди, придерживающиеся потребительских ценностей, основанных на богатстве, статусе и материальном достатке, проявляют большую тревогу и депрессию. Другие показывают, что поощрение людей идентифицировать себя как потребителей ведет к снижению доверия, снижению личной ответственности и готовности к сотрудничеству с другими.
Консьюмеризм — на что идут компании, чтобы продать нам свой товар
Практикующий психолог. Педагог-психолог. Пишу о саморазвитии, о принятии.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Консьюмеризм – общественное движение, которое выступает за права потребителей. Поэтому компании следят за тем, что потребляет покупатель, что его интересует. Они проводят постоянный анализ, опросы, наблюдения за людьми.
Ведь для них важно, чтобы покупатель:
Потребительство как борьба со скукой
В современном мире столько предложений услуг, что голова идёт кругом. Компании, анализируя интересы потенциальных покупателей, предлагают разные способы борьбы со скукой. Это кино, театры, выставки, музеи, арт-пространства – всё что захочешь, на любой вкус.
Есть компании, которые предлагают более активный отдых: бары, клубы, пабы. Разное времяпрепровождение для разных категорий граждан. Есть дорогие развлечения: картинг, полёты на аэропланах, шарах и другие. Есть подешевле: аттракционы, симуляторы, квесты.
Нет свободных друзей, но есть деньги? Замечательно, поддержку и веселье можно купить. Есть множество способов отдохнуть в одиночку. А если не сможешь подобрать что-то из предложенного, то всегда можно купить фильм и заказать кучу еды на дом. Сейчас есть множество компаний, которые готовы тебе в этом помочь.
Перепотребительство
Чаще всего удовлетворенность человека измеряется количеством потребляемого. Чем больше он получает, тем чувствует себя лучше.
Знакома такая ситуация, когда для поднятия настроения необходим шоппинг? Покупки поднимают настроение, делают тебя счастливее.
Слышала такую фразу: «побаловать себя чем-нибудь вкусненьким»? В некоторых случаях поднять настроение может вкусная еда или сладости, в других — какая-нибудь услуга: массаж, маникюр, спа. Всё это делает тебя зависимой от покупок.
В некоторых случаях траты становятся чем-то обычным. Их количество возрастает. Со временем они становятся первой необходимостью. Потребитель уже не может остановиться. Потребительство превращается в перепотребительство.
Люди, имеющие много денег, пытаются купить буквально всё. Цена вещи определяет его положение в обществе, его репутацию. Подарки друзьям не могут быть ниже не гласно установленной цены в этом обществе. Всё вокруг измеряется деньгами. Праздники должны быть невероятно помпезными, фееричными, дорогими. Чем лучше представление, тем дольше о тебе будут говорить.
Зачем нужен консьюмеризм
Так как количество потребляемых услуг и товаров растет, то люди начинают ответственнее подходить к приобретению тех или иных благ. Компаний много, конкуренция хорошая, а значит можно выбирать.
Если товар или услуга не удовлетворяет требования, то люди начинают бороться за свои права. Они выступают против некачественных продуктов, вредного производства и плохого сервиса.
Консьюмеризм очень полезен в торговле. Он заставляет недобросовестных производителей меняться или уходить с рынка, регулирует количество и качество предлагаемых продуктов. Ведь в современном мире отзывы покупателей – единственный двигатель торговли. Чем больше недовольных, тем хуже с финансами у компаний.
Плюсы и минусы консьюмеризма
Консьюмеризм верный помощник общества, его плюсы очевидны:
Но, помимо очевидных плюсов, есть и огромный минус: нездоровая конкуренция между производителями. Положительные отзывы потребителей можно купить. Также можно настроить общество против какой-нибудь конкурирующей компании.
Благо, что это не сможет длиться вечно. Ведь если товар производителя действительно плох, то купленные отзывы моментально будут вытесняться негативными. Чем громче расхваливают некачественный товар, тем больше негатива будет в ответ от реальных потребителей. Поэтому важно не только вкладываться в рекламу, но и в качество самого товара.
Производители и покупатели
Сейчас множество компаний предлагают протестировать свой продукт, перед тем как купить. Есть множество услуг:
Все это рекламные уловки, которыми пытается привлечь тебя тот или иной производитель. Каждый из вас получает от этого несомненный плюс. Чем больше таких уловок у производителя, тем больше потенциальных покупателей к нему придет. А для покупателя важно протестировать продукт перед тем, как его купить. Особенно, если эта покупка довольно дорогая.
Фото автора Karolina Grabowska: Pexels
В твоих силах изменить мир к лучшему
Консьюмеризм – очень важное движение. Оно помогает отсеивать недобросовестных производителей. Компаниям постоянно приходится держаться в тонусе. Любой их промах может стоить репутации. Поэтому многие производители выкладывают на своих сайтах информацию о продуктах: составы, исследования, сертификаты. Некоторые показывают процесс изготовления, другие приглашают потенциальных покупателей прямо на производство посмотреть, как изготавливаются товары.
Производители зависят от потребителей, им приходится изменять процесс производства в зависимости от потребностей клиентов. Например, те, кто добавлял в продукты пальмовое масло, вынуждены искать ему альтернативу, потому что общество решило отказаться от этого ингредиента.
Если производители не будут прислушиваться к общественному мнению, то их ждет крах. Те, кто оказываются более лабильны, завоевывают успех среди покупателей. Часто очень важно предугадывать настрой покупателей или направлять их на свою сторону, внося новую тенденции.
Консьюмеризм
Смотреть что такое «Консьюмеризм» в других словарях:
консьюмеризм — Общественное движение, направленное на защиту прав потребителей, обеспечение качества потребительских товаров и честной рекламы. Как это чаще и бывает в таких случаях, родиной потребительской идеологии, как и многих других общественных начинаний … Справочник технического переводчика
КОНСЬЮМЕРИЗМ — организованное движение граждан или/и государственных организаций за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
Консьюмеризм — движение за расширение прав потребителей, покупателей, создание обществ потребителей. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОНСЬЮМЕРИЗМ — (consumerism) Точка зрения, согласно которой экономическая деятельность должна быть организована в соответствии с интересами потребителей, а не производителей. В связи с тем что потребителями являются отдельные люди, тогда как производители в… … Экономический словарь
консьюмеризм — сущ., кол во синонимов: 1 • консюмеризм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Консьюмеризм — Консьюмеризм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer потребитель) имеет несколько значений: как историческое явление и как характеристика потребления. Содержание 1 Консьюмеризм как историческое явление … Википедия
Консьюмеризм — движение в защиту потребителя … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
КОНСЬЮМЕРИЗМ — деятельность, направленная на защиту интересов потребителей от недобросовестной деятельности коммерческих фирм, выражающаяся в производстве некачественной продукции, нарушении обязательств по ее гарантийному обслуживанию и т.п … Большой экономический словарь
Консьюмеризм — – тенденция к росту потребительской психологии, развивающейся в массовой аудитории под воздействием культа вещизма, возникающего в условиях коммерциализации СМИ, а также под воздействием навязчивой рекламы … Энциклопедический словарь СМИ
Консьюмеризм — (от англ. consumer потребитель) движение в защиту интересов потребителей. Реализуется в формировании обществ, публичных выступлениях, в бойкоте фирм, магазинов и т.п. Развитие консьюмеризма в рекламе привело к возрастанию степени самоконтроля,… … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз