Что означает термин история реально существовавшее событие рассказ повествование
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Что означает термин история реально существовавшее событие рассказ повествование
Введение. Понятие истории
1. Что такое история?
История – это:
— рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.
— последовательность связанных между собой событий в жизни людей, изменений в человеческом обществе, состоящем из разных народов, проживающих в разных странах на всех материках от зарождения человеческого общества до наших дней.
— наука, исследующая где, когда, как и почему развиваются разные народы, составляющие человечество.
2. О чем рассказывает история?
История рассказывает о том, как люди Земли осваивали мир, изменяли природу, трудились, вели свое хозяйство.
История рассказывает о том, кто находился у власти и как управляли людьми, о зарождении, развитии и гибели государств.
История рассказывает о том, в каких войнах и сражениях участвовали люди.
История рассказывает о том, кому поклонялись и во что веровали люди, как изменялись их верования со временем.
История рассказывает о культурных достижениях людей.
3. Исторический факт (событие)
С греческого языка слово historia переводится как расследование. Труд историка сродни работе следователя. Только следователь, чтобы раскрыть преступление должен собирать и анализировать улики, а историк – исследует историческое источники.
Изучая исторические источники, историк составляет представление об историческом факте (событии)
Для того, чтобы составить представление о событии мы должны будем ответить на вопросы:
Что произошло?
Когда произошло?
Где произошло?
Кто участвовал?
Отвечая на данные вопросы, мы описываем событие.
Рассмотрим пример:
Но, изучая историю, мы должны не только описать события, но и понять, как они между собой связаны, ответить на вопрос: почему они произошли?
Ответить на вопрос «почему произошло событие?» означает назвать его причину.
Причина любого события кроется в прошлом, в предшествующих событиях, которые сделали его возможным и неизбежным. Пока причина события не определена, мы не можем сказать, что поняли его место в истории – важность для людей, влияние на их будущее. Само рассматриваемое событие по отношению к своей причине является её следствием.
Рассмотрим пример:
Такая связь событий называется причинно-следственной
4. Личность или народ
Личность
Дмитрий Донской объединил силы нескольких русских княжеств. Под его командованием русские воины разбили монголов.
Народ
Дмитрий Донской не мог в одиночку разбить войско Мамая. Это сделали русские воины.
5. Зачем изучать историю?
Человек является самим собой благодаря своей памяти о том, чему он в жизни научился, какие совершил ошибки, какие пережил горе и радости, что понял в природе окружающего мира и своей собственной.
Если вы забудете всё, что узнали и пережили раньше, вы не только не сможете дальше читать этот текст, но и не будете знать, как вас зовут, где вы живёте, кто ваши родители, забудете, что они любят вас, и что вы любили их, не сможете даже разговаривать, потому что забудете, как это делать, забудете слова.
Вы перестанете быть человеком.
Чем больше человек помнит свою жизнь, и чем больше он над ней думает, тем он совершеннее, умнее, способнее.
Такое же значение, как память для человека, имеет знание своей истории для народа.
Если у общества отнять его историю, стереть историческую память или постепенно убедить, что его история была совсем не такой, как её принято представлять (сейчас таких попыток во всём мире немало), то народ обратится в ничто, потеряет своё лицо среди других народов, станет беспомощным и исчезнет.
О важности истории коротко и ясно сказал древнеримский
мыслитель Марк Туллий Цицерон:
История – это учительница жизни.
Дополняя свою мысль, он же утверждал:
Не знать историю – значит всегда быть ребенком.
Значение слова история
Словарь Ушакова
1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю.
2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книж., ритор.). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции.
3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книж.). Пролетариат взял власть: перевернулась еще *****
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. historia рассказ о прошедшем, об узнанном)
1) процесс развития природы и общества;
Культурология. Словарь-справочник
☼ способ существования во времени человека и человечества; повествование о происшедшем как особая форма культуры, специализированная дисциплина. Существование во времени делает человеч. бытие изначально историчным. И. человечества с ее специфич. временной ритмикой в конечном итоге соткана из индивидуальных судеб. Свершившееся в прошлом доказывает свою актуальность для настоящего и будущего. Истор. сознание и опирающаяся на него специализированная область знания в конечном итоге производны от особенностей человеч. бытия во времени. Живущий в И. не может так или иначе не рассуждать о ней, пытаясь объяснить событийную канву собств. жизни. Истор. дискурс поэтому вырисовывается как самостоят. культурный феномен. Когда его авторами оказываются профессионалы, мы имеем дело с И. как особого рода дисциплиной. Специфика истор. дискурса выявлена в трудах представителей неокантианства, неогегельянства, англо-амер. аналитич. философии истории, Структурализма, философии жизни, герменевтики (см. Герменевтика) и др. направлений зап. мысли нашего столетия. И., при всем желании ее творцов предстать беспристрастными повествователями событий минувшего, никогда не может избавиться от бремени проблем настоящего. В ней рельефно запечатлевается диалогич. природа мышления. Историк коммуницирует с членами сооб-ва, к к-рому принадлежит, осуществляет, казалось бы, невозможный мыслит. диалог с авторами источников, самими деятелями, чьи поступки запечатлены в них. Это проявляется уже в выборе предмета и постановке проблемы исследования. Неповторимые события, запечатленные в источниках, ведут историка к постановке вопросов проблемного характера. Истор. предание, текст, по Гадамеру, задает историку вопрос, побуждающий его к ответной реакции, проблематизации содержания источника. Происходит как бы сплавление горизонтов настоящего и предания, запечатленного в тексте. Дальнейший подбор источников — следов прошлого — сопряжен с поставленной проблемой. Истор. дискурс повествует о том, что уже не существует, и потому историк должен реконструировать цепь событий минувшего на базе источников. В случае истор. познания способность, названная Коллингвудом «априорным воображением», призвана заполнить существующие лакуны в свидетельствах о том или ином событии, не оставляя, однако, места чисто произвольному их видению. В отличие от романиста, историк, восстанавливая в воображении хронологич. ряд событий, не имеет права на вымысел. И. всегда запечатлевается в опр. повествовании о минувшем — нарративе, чья жанровая специфика варьируется от портрета до типологич. штудий социально-полит. или же экон. плана. От жанра повествования зависит присутствие в нем худож. или же научного мышления, имеющего целью широкие обобщения. И. сочетает в лучших своих образцах черты науки и искусства: уникально-неповторимое в равной мере привлекает историка и художника, но историк стремится к обобщениям, сближающим его творчество с научным поиском. Факт — непременный компонент истор. повествования. В своей неповторимости, связи с конкр. моментом времени он придает особый облик истор. нарративу. Собирая данные источников, историк синтезирует факты, необходимые для его повествования. Ценностно-мировоззренч. и теор. установки исследователей значительно влияют на отбор фактов и их описание. Гипотезы существования и интерпретации (см. Интерпретация) составляют важный компонент истор. дискурса. Если в науке гипотеза — важнейший шаг на пути выявления законов, то в истор. познании это не может быть самоцелью. Здесь главное — сами конкр. события прошлого, подлежащие гипотетич. интерпретации, к-рая выявит в них не только типич. и повторяющееся в другом социокультурном контексте, но и сугубо индивидуальное и оттого отнюдь не менее значимое. Теор. интерпретация в И. отнюдь не тождественна естественнонаучной, хотя и имеет сходные с ней структурно-логич. составляющие: набор специализированных понятий, исходных схем интерпретации, принципов, типологич. генерализаций, объяснений. Теор. понятия в контексте истор. дискурса являют собой идеально-типич. конструкции, охватывающие реалии жизни прошлого. Одновременно историк зачастую использует и понятия из арсенала экон. науки, политологии и иных дисциплин. Схемы интерпретации вводят совокупность идеализированных объектов, к-рые локализованы в пространстве и времени. Принципы в И. определяют общую стратегию поиска. В их функцию входит раскрытие типологически значимого для понимания феномена Ренессанса или Реформации, советского периода или капитализма в России. Историк довольно часто оперирует типологич. генерализациями, сходными с номологич. суждениями: они законоподобны, но относятся к истор. феноменам с их фиксированностью в пространстве и времени. Такого рода «общие законы», подобно частным причинам, фигурируют в истор. объяснении, но их открытие не есть самоцель. Историк лишь пользуется подобными регулярностями для построения связного повествования. Исходные схемы интерпретации, принимаемые им, обретают онтологич. наполнение через их проекцию на существующую картину истор. реальности, к-рая складывается в границах всеобщей истории. Картина всемирно-истор. процесса питается филос. умозрением, зависит от него. В свою очередь И. провоцирует своим реальным ходом ревизию философско-мировоззренч. схем. Продолжая линию размышлений Канта, Коллингвуд констатировал существование идеи И. как априорной способности сознания постоянно стремиться к воссозданию целостной картины прошлого в его связи с настоящим. Далеко не каждый историк способен к внесению значимых изменений в картину прошлого, но ни один профессионал в этой области не может уйти от глобально-теор. проблем, возникающих в свете идеи И. Поэтому филос. рефлексия всегда присутствует в контексте истор. знания. Истор. интерпретация реализует функции описания и объяснения, но из-за уникальности истор. объекта предсказание не может быть осуществлено ею в той же форме, что и в естествознании. Истор. дискурс занимает особое место в совокупности форм культуры, актуализируя самосознание человека как существа, живущего во времени.
Лит.: Кантор К.М. История против прогресса: Опыт культ.-ист. генетики. М., 1992; Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Ч. 2. Сыктывкар, 1994.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
История перевод с греческого
Билет № 1. Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка
Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические(наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.
Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).
В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.
Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
– описательная (нарративная) функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10637 – | 8008 – или читать все.
95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Значение слова «апостол». Христианская история и терминология
Многих верующих интересует значение слова «апостол». Это слово настолько древнее и распространенное, что для его понимания потребуется углубиться в библейскую историю.
Апостол: распространенное толкование слова
«Апостол» в переводе с греческого языка звучит как «посол». Связано это слово и с греческим глаголом «посылать». Еще у данного слова есть узкое и широкое значения.
Так, «апостол» в узком смысле – это ученик самого Иисуса Христа. А в широком формате данное слово можно отнести к семидесяти сподвижникам церкви Господней. Еще их называют апостолами от семидесяти.
Двенадцать первых учеников
В период своей земной жизни Христос избрал среди людей 12 человек, которые согласились следовать за ним. Он учил их Божьим законам, передавал свои знания, в какой-то мере отождествлял земную часть себя с ними.
Есть мнение, что 12 учеников стали называть апостолами, так как Иисус часто посылал их с разными миссиями и проповедями в далекие земли. Отсюда и перевод слова, означающий «посланник».
Еще апостолы были живыми проводниками воли Бога на земле. Они были посланы нести свет нового учения в сердца людей. Иногда учеников Христа именуют апостолами от двенадцати. Рассмотрим их имена:
Данные имена хорошо известны в библейской истории. Именно их и считают первыми апостолами Божьими. Духовные подвиги этих людей подробно описаны в Евангелии, а также во множестве других рукописей и книг.
В древнем еврейском языке также встречалось слово «апостол». И там оно означало то же, что и в греческом. Такая схожесть значений позволяет думать, что апостолов можно соотносить именно с посланниками Господа, наделенными великой миссией. Ведь сам Иисус выбрал этих учеников. И выбор его пал на обычных рыбаков и крестьян, в которых он увидел немалый потенциал. И во многих из них он действительно не ошибся.
Семьдесят апостолов в христианстве
В широком смысле значение слова «апостол» раскрывается через понятие «апостолы от семидесяти». В число этих учеников входили последователи, которые первыми примкнули к христианству. Туда же вошли и знаменитые 12 апостолов Христа. Имена этих религиозных деятелей есть в «Деяниях святых апостолов», а также в посланиях апостола Павла.
Согласно библейской истории, Спаситель сам отобрал этих людей и отправил их распространять новую веру в самые отдаленные уголки планеты. Полный список апостолов от семидесяти включен в православный месяцеслов, изданный в 5-м веке.
Одни из самых известных среди семидесяти апостолов – Марк и Лука. Многие из других апостолов были учениками апостола Павла. Они вошли в этот список за их выдающиеся миссионерские подвиги.
История слова «апостол» в христианстве
Несмотря на то, что римляне долго противились принятию христианства, они поняли тщетность борьбы с этой религией. И признали ее законной и официальной.
Помимо различных посланий в истории христианства книга «Апостол» играет важную роль. Тем более что эта книга стала первым печатным изданием на Руси.
Данное слово благодаря работам и деяниям первых апостолов со временем стало очень популярно. Восточные славяне часто носили фамилию Апостол. Существуют также династии украинских казаков с этой фамилией. И среди них было немало гетманов. Русский род с фамилией Муравьев-Апостол участвовал в движении декабристов. А в Болгарии и Сербии данная фамилия встречается повсеместно. Кроме того, в Греции существует имя Апостол. И всем известно, что греки являются ярыми приверженцами христианства.
Собирательный образ слова «апостол»
«Апостол» — это ученик Господа, избранный им. Среди задач такого ученика можно встретить обязанности записывать проповеди Христа. Еще апостолы должны были разносить Благую весть, активно проповедовать, стойко сносить лишения. И верить своему Учителю во всем. А также оставаться верными религии и самому Иисусу Христу.
Помимо проповедей, апостолы были способны исцелять душевные и телесные недуги. Согласно легендам, они могли воскрешать мертвых, творить чудеса, и помогать страждущим. В каком-то смысле учеников Божьих можно считать проводниками его воли и силы. Они были в постоянном контакте с Богом. Понимали его лучше других. И несли свет его учения людям.
Поэтому перевод слова в значении «посланник» несколько шире, чем простое понятие «посол». Ведь апостолов посылали не только для информирования и путешествия, но и для свершения благих дел.
В церкви слово «апостол» имеет первостепенное значение. Так как на учениях апостолов строится вся религия христианства. Их послания значимы и весомы, а догмы непоколебимы и проверены временем. Еще апостолами можно назвать тех, в ком стремление проповедовать Евангелие сильнее, чем страх за собственную жизнь. Изначально первые 12 учеников Иисуса подвергались истязаниям и гонениям, но не отступили от веры своей. И многие из них мученически погибли за свою пламенную веру.
Все апостолы, включенные в полный список, являются создателями иерархии и канонов христианства. Именно к их наставлениям священнослужители обращаются для решения сложных вопросов. Потому что они являются наиболее авторитетными.
Значение термина сегодня
Литературоведы скажут, что слово это означает первую печатную книгу на Руси. Юристы называют данным термином апелляцию. В современном мире апостолом именуют любого, кто является страстным сторонником какой-либо идеи или организации. С течением времени этот термин стал нарицательным.
Древнее или сегодняшнее значение слова «апостол» считается глубоким понятием, скрывающим в себе множество историй. Благодаря апостолам христианство и сформировалось в том виде, в котором оно известно сегодня. Они постарались на славу, и новая вера горит в сердцах верующих подобно большому огню, который освещает путь во тьме.
Слово история
Слово состоит из 7 букв: первая и, вторая с, третья т, четвёртая о, пятая р, шестая и, последняя я,
Слово история английскими буквами(транслитом) – istoriya
Значения слова история. Что такое история?
История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе.
ИСТОРИЯ (от греч. historia – рассказ о прошедшем – об узнанном), 1) процесс развития природы и общества 2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Большой энциклопедический словарь
История (от греч. historia рассказ о прошедшем, об узнанном) 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказывать, свидетельствовать, описывать) — понятие, раскрывающее динамику человеческого бытия, изменения и развития общества.
История Слово “история” греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω — стараюсь разузнать, ίστωρ — знаток, свидетель).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
История, греч., 1) совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще (общая И.), так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества (И. литературы, религии, права, народного хозяйства и тому подобн.)…
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. И.Ф. представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания…
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов
История философии есть наука о философии в ее развитии. Философская мысль развивалась в течение 25 веков, но историческое изучение ее стало научным лишь в течение последнего столетия.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
Военная история, 1) процесс развития военного дела с древнейших времён до современной эпохи. 2) Наука, изучающая войны и вооружённые силы прошлого и раскрывающая закономерности их развития; является частью исторической науки…
Военная история — составная часть общеисторической науки и одна из областей военной науки, исследующая историю развития военного дела, войн и военного искусства, процесс и основные тенденции развития вооруженных сил в прошлом…
Война и мир в терминах и определениях / Под общ. ред. Д.О. Рогозина. – М., 2004
Казанская история – историко-публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987-1989
“КАЗА́НСКАЯ ИСТО́РИЯ”, или “Казанский летописец” — историко-публицистич. соч., созд. в 60-х гг. 16 в., беллетризов. рассказ об истории рус.-татар. отношений со времени образования Золотой Орды до завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. “К.
Церковная история История церкви есть история христианства, поскольку оно вылилось в форму церковной общины. Цель ее состоит в том, чтобы облегчить понимание настоящего церкви познанием процесса ее созидания.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
История Церкви – раскрытие Церкви в её историческом бытии, отражающее исторический прогресс Богопознания. Также называется богословская дисциплина. Самая ранняя книга…
Православная энциклопедия “Азбука веры”
Социальная история Общее определение С. истории. В общем понятии истории как в смысле науки, так и в смысле предмета, этой наукой изучаемого (см.), С. история противополагается истории культурной (см.) и политической.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ (social history) – историография и исторический анализ с акцентом скорее на изменениях всеобщих моделей социальной жизни в обществах, чем просто на политических событиях.
Большой толковый социологический словарь. – 2001
СМЫСЛ ИСТОРИИ — одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции.
СМЫСЛ ИСТОРИИ — понятие (или способ восприятия) социального времени, придающее последнему значение процесса восходящего, движущегося к заветной цели. Несмотря на очевидную зависимость от телеологической и провиденциалистской традиции…
Философия истории определение Ф. истории. Под этим названием разумеют: 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого-либо народа (Ф. истории Франции), какой-либо эпохи (Ф. истории французской революции) и т. п.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории.
ФИЛОСО́ФИЯ ИСТО́РИИ — раздел философии, связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития.
Примеры употребления слова история
Для этого анализируется его поисковая история за последние два месяца и за неделю.
Но мировая футбольная история помнит неприятный прецедент, связанный на эту тему.
В стране бесконечных мыльных опер эта история не могла не превратиться в сериал.
Как отмечают ученые, история эволюции черепах остается во многом загадкой.
Получается, что история с исключением борьбы дала и положительный эффект.
В играх, наверное, та же история, а хотелось бы, что бы полоска вообще скрывалась.
История противостояний двух команд насчитывает в общей сложности 16 очных встреч.
История противостояний двух команд насчитывает в общей сложности 95 очных встреч.
История с известными приключениями в пустыне заставила заглянуть внутрь себя?
Одна история с Касильясом заставила инчас скрежетать зубами в бессильной злости.
Значение слова «апостол». Христианская история и терминология
Многих верующих интересует значение слова «апостол». Это слово настолько древнее и распространенное, что для его понимания потребуется углубиться в библейскую историю.
Апостол: распространенное толкование слова
«Апостол» в переводе с греческого языка звучит как «посол». Связано это слово и с греческим глаголом «посылать». Еще у данного слова есть узкое и широкое значения.
Так, «апостол» в узком смысле – это ученик самого Иисуса Христа. А в широком формате данное слово можно отнести к семидесяти сподвижникам церкви Господней. Еще их называют апостолами от семидесяти.
Двенадцать первых учеников
В период своей земной жизни Христос избрал среди людей 12 человек, которые согласились следовать за ним. Он учил их Божьим законам, передавал свои знания, в какой-то мере отождествлял земную часть себя с ними.
Есть мнение, что 12 учеников стали называть апостолами, так как Иисус часто посылал их с разными миссиями и проповедями в далекие земли. Отсюда и перевод слова, означающий «посланник».
Еще апостолы были живыми проводниками воли Бога на земле. Они были посланы нести свет нового учения в сердца людей. Иногда учеников Христа именуют апостолами от двенадцати. Рассмотрим их имена:
Данные имена хорошо известны в библейской истории. Именно их и считают первыми апостолами Божьими. Духовные подвиги этих людей подробно описаны в Евангелии, а также во множестве других рукописей и книг.
В древнем еврейском языке также встречалось слово «апостол». И там оно означало то же, что и в греческом. Такая схожесть значений позволяет думать, что апостолов можно соотносить именно с посланниками Господа, наделенными великой миссией. Ведь сам Иисус выбрал этих учеников. И выбор его пал на обычных рыбаков и крестьян, в которых он увидел немалый потенциал. И во многих из них он действительно не ошибся.
Семьдесят апостолов в христианстве
В широком смысле значение слова «апостол» раскрывается через понятие «апостолы от семидесяти». В число этих учеников входили последователи, которые первыми примкнули к христианству. Туда же вошли и знаменитые 12 апостолов Христа. Имена этих религиозных деятелей есть в «Деяниях святых апостолов», а также в посланиях апостола Павла.
Согласно библейской истории, Спаситель сам отобрал этих людей и отправил их распространять новую веру в самые отдаленные уголки планеты. Полный список апостолов от семидесяти включен в православный месяцеслов, изданный в 5-м веке.
Одни из самых известных среди семидесяти апостолов – Марк и Лука. Многие из других апостолов были учениками апостола Павла. Они вошли в этот список за их выдающиеся миссионерские подвиги.
История слова «апостол» в христианстве
Несмотря на то, что римляне долго противились принятию христианства, они поняли тщетность борьбы с этой религией. И признали ее законной и официальной.
Помимо различных посланий в истории христианства книга «Апостол» играет важную роль. Тем более что эта книга стала первым печатным изданием на Руси.
Данное слово благодаря работам и деяниям первых апостолов со временем стало очень популярно. Восточные славяне часто носили фамилию Апостол. Существуют также династии украинских казаков с этой фамилией. И среди них было немало гетманов. Русский род с фамилией Муравьев-Апостол участвовал в движении декабристов. А в Болгарии и Сербии данная фамилия встречается повсеместно. Кроме того, в Греции существует имя Апостол. И всем известно, что греки являются ярыми приверженцами христианства.
Собирательный образ слова «апостол»
«Апостол» — это ученик Господа, избранный им. Среди задач такого ученика можно встретить обязанности записывать проповеди Христа. Еще апостолы должны были разносить Благую весть, активно проповедовать, стойко сносить лишения. И верить своему Учителю во всем. А также оставаться верными религии и самому Иисусу Христу.
Помимо проповедей, апостолы были способны исцелять душевные и телесные недуги. Согласно легендам, они могли воскрешать мертвых, творить чудеса, и помогать страждущим. В каком-то смысле учеников Божьих можно считать проводниками его воли и силы. Они были в постоянном контакте с Богом. Понимали его лучше других. И несли свет его учения людям.
Поэтому перевод слова в значении «посланник» несколько шире, чем простое понятие «посол». Ведь апостолов посылали не только для информирования и путешествия, но и для свершения благих дел.
В церкви слово «апостол» имеет первостепенное значение. Так как на учениях апостолов строится вся религия христианства. Их послания значимы и весомы, а догмы непоколебимы и проверены временем. Еще апостолами можно назвать тех, в ком стремление проповедовать Евангелие сильнее, чем страх за собственную жизнь. Изначально первые 12 учеников Иисуса подвергались истязаниям и гонениям, но не отступили от веры своей. И многие из них мученически погибли за свою пламенную веру.
Все апостолы, включенные в полный список, являются создателями иерархии и канонов христианства. Именно к их наставлениям священнослужители обращаются для решения сложных вопросов. Потому что они являются наиболее авторитетными.
Значение термина сегодня
Литературоведы скажут, что слово это означает первую печатную книгу на Руси. Юристы называют данным термином апелляцию. В современном мире апостолом именуют любого, кто является страстным сторонником какой-либо идеи или организации. С течением времени этот термин стал нарицательным.
Древнее или сегодняшнее значение слова «апостол» считается глубоким понятием, скрывающим в себе множество историй. Благодаря апостолам христианство и сформировалось в том виде, в котором оно известно сегодня. Они постарались на славу, и новая вера горит в сердцах верующих подобно большому огню, который освещает путь во тьме.
История перевод с греческого
В кратком изложении история создания Септуагинты такова. Деметрий Фалерский, основатель и первый хранитель Александрийской библиотеки рекомендовал молодому царю Птолемею II Филадельфу, когда Птолемей I Сотер сделал того соправителем Египта, переписать, а также перевести на греческий законы иудеев, чтобы иметь их в библиотеке в числе прочих книг. А поскольку язык иудеев существенно отличается и от греческого, и от сирийского, в том числе – иным направлением письма («своим расположением букв» – Письмо Аристея, 11), было решено привлечь к переводу священных книг иудеев из Иерусалима.
После обмена посланиями и подарками между царем Птолемеем II Филадельфом и иудейским первосвященником Елеазаром, в Александрию из Иерусалима были присланы 72 толковника вместе со свитками Закона, записанного золотыми еврейскими буквами. Сразу же после прибытия в столицу Египта толковники были приняты царем, который осмотрел свитки и изъявил желание устроить в честь столь знаменательного события пир, который продолжался в течение семи дней. На этом пиру каждому из толковников царем были заданы вопросы, касающегося того, каким, по мнению иудейских мудрецов, должен быть праведный человек и образцовый правитель. По окончании пиршества толковникам был предоставлен трехдневный отдых, после которого они приступили к переводу в уединенном здании на северной оконечности острова Фарос, где им были созданы все необходимые условия для работы.
Молодой царь не оставлял вниманием посланников из Иерусалима во все время их пребывания в Александрии. Каждое утро толковники являлись во дворец, после чего возвращались на остров к продолжению перевода под руководством Деметрия Фалерского.
Работа над переводом продолжалась в течении 72 дней. После этого Деметрий Фалерский собрал на острове Фарос все еврейское население Александрии и зачитал в присутствии переводчиков текст перевода. Поскольку иудейской диаспоре Александрии перевод показался точным и «превосходным», старейшины высказали свою благодарность Деметрию Фалерскому, а также желание иметь и у себя текст греческого перевода Закона. Затем, дабы предупредить внесение каких-либо изменений в текст, было произнесено проклятие на всякого, кто посмеет произвести исправления в переводе, выполненном толковниками.
Только после этого царю было доложено о завершении перевода и сам текст перевода был прочтен Птолемею II Филадельфу, который весьма изумился разумности иудейского законодательства и повелел хранить книги как святыню.
Однако, в книгах некоторых из этих авторов появились детали, которые отсутствовали в повествовании Аристея. Наиболее существенным привнесением оказалось сказание о том, что перевод всего текста в полном объеме осуществлялся каждым переводчиком (или парою переводчиков) в отдельной келии, но все переводы, осуществленные независимо друг от друга совпали слово в слово, из чего делался вывод о помощи Всевышнего толковникам в их работе, а также – о боговдохновенности самого перевода. Источники этого сказания находятся опять-таки как в иудейской (Филон, Талмуд), так и в христианской (Ириней, Епифаний Кипрский) среде.
Полагая, что и «Письмо Аристея», и повествования более поздних авторов опирались на подлинные факты или же достоверные свидетельства, реальный процесс перевода на острове Фарос, по-видимому, следует представлять таким образом. Перевод осуществлялся 35 парами толковников. Каждая пара переводила только ей порученную часть Закона. Объединение переводчиков в пары было вызвано тем, что такая технология позволяла разрешать многие спорные вопросы еще на стадии «чернового» перевода. На общее обсуждение выносились лишь затруднения носящие всеобщий, концептуальный характер, которые не могли быть разрешены при переводе текста малой группой толковников. Таким образом, переводчиков было ровно семьдесят, откуда и проистекает название – Перевод Семидесяти. Два оставшихся толковника, которые, по-видимому, были наиболее опытны, занимались совместно с Деметрием Фалерским сведением всех переведенных отрывков в общий текст. Ежедневная часть «сведенного» чистового перевода зачитывалась вечером перед всеми толковниками. Спорные вопросы разрешались в общем присутствии. Такой способ перевода давал очевидные преимущества в скорости перевода и сравнительно с переводом отрывков текста в одиночку (который замедлялся или вовсе останавливался при малейших затруднениях), и сравнительно с целостным и последовательным переводом текста в общей зале, который едва ли возможен на практике, тем более – в указанные преданием сроки.
Собственно, переписка между царем Птолемеем Филадельфом и иудейским первосвященником Елеазаром, была фактически письменным договором о том, что в обмен на освобождение египетских иудеев из плена, иудейские священники обязуются способствовать верному служению «освобожденных» иудеев династии Птолемеев. При этом в качестве подтверждения своих намерений стороны обменивались богатыми подарками: царь посылал дары Иерусалимскому храму (Письмо Аристея, 51 – 82), первосвященник – позволял выполнить перевод иудейского Закона на греческий.
О составе переведенных книг (времен перевода под руководством Деметрия Фалерского) трудно сказать что-то более определенное, нежели то, что в него вошли книги Закона (Пятикнижия) и (в качестве комментария к переводу 9 ) – «Книга Экклезиаста». Учитывая интерес к истории соседних народов (именно в это время были написаны «История Египта» Манефона и «Вавилонская история» Беросса) можно, однако, предположить, что в первоначальный состав Септуагинты входили также книги, в большей или меньшей степени относящиеся к историческому жанру – книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Руфь, а также – Песнь песней.
Что же до качества Перевода – совершенно определенно его можно назвать замечательным в полном согласии с мнением иудейской диаспоры Александрии. Долгие годы день окончания перевода на острове Фарос отмечался александрийскими иудеями как праздник, переведенные на греческий книги Закона использовались при богослужении в синагогах.
Только значительно позднее «иудаизм отказался видеть в «Септуагинте» перевод, равноценный древнееврейскому “Танаху”, раввины сравнивали перевод с одиозным символом идолопоклонничества – Золотым тельцом». ( Н.Б.Мечковская. Язык и религия ). «День окончания перевода – 8 Тевета – был объявлен всеобщим постом. Перевод Торы на другой язык был воспринят как национальная трагедия. «И царь греческий принудил меня записать Закон по-гречески», – говорит по этому поводу специальная молитва, читаемая на пост 10 Тевета… Считалось, что даже такой перевод, как Септуагинта, сделанный учеными раввинами, является профанацией Священного Писания. ( Диспут Нахманида ).
Причиной столь резкой перемены оценки Перевода Семидесяти в среде иудейских мудрецов и священнослужителей стало, с одной стороны, возникновение христианства, опиравшегося отчасти на тексты именно греческого перевода Закона; с другой – конфликт между устоявшимся каноном греческого перевода и только-только нарождающимся каноном еврейского первоисточника. Ямнийский собор, утверждавший иудейский канон священных книг не ранее чем в I в. н.э., должен был учитывать наличие греческого александрийского канона, а в чем-то – и опираться на принципы отбора и систематизации ветхозаветных текстов, выработанных под руководством Деметрия Фалерского.
В итоге, иудеи почти след в след вынуждены были повторить путь Деметрия Фалерского, когда в результате работы школы масоретов фактически выполнили перевод священных текстов с иврита на иврит. Заменив многозначный консонантный текст масоретской огласованной записью, не допускавшей более вариантов и разночтений, существовавших в тексте первоисточника, масореты фактически поместили свои священные тексты точно в такую же клетку однозначности, о которой негодуя говорили в связи с Александрийским переводом.
При этом масореты в YI – YII в.в. н.э. выполняли задачу фиксации того состояния ветхозаветной традиции, что сложилась не ранее I н.э. (Ямнийский собор) – тогда как толковники в работе над своим Переводом, опирались на тексты, которые были древнее, во всяком случае, на 3 – 4 столетия.
Поэтому все более поздние примышления еврейских мудрецов относительно перевода Семидесяти, названного впоследствии национальной трагедией – это не более чем примышления, вызванные изменившейся политической и религиозной ситуацией в мире, и, прежде всего – возникновением и развитием христианства, для которого священные писания иудеев отходили на второй план, уступая место текстам уже иного Завета.
3 Вот некоторые отклонения от буквального текста Торы, внесенные в перевод (другие изменения см. трактат Мегила 9а):
(Быт. 1) “Бог сотворил в начале” вместо “В начале сотворил Бог”, чтобы не истолковали так: “‘В начале’ – [это имя идола, “высшей силы”, “сверхбожества”, который] сотворил Бога, небо и землю”, что было ближе к греческим представлениям.
(Быт. 1) “Я сделаю человека” вместо “Мы сделаем человека”, чтобы не сказали, что Бог имеет двойственную природу;
(Быт. 1) “по образу и подобию” вместо “по Нашему образу и Нашему подобию”, чтобы не сказали, что у Бога есть образ и создание можно сравнить с Создателем.
(Быт. 2) “И Бог закончил на 6-й день” вместо “на 7-й день”, чтобы не сказали, что Бог работал в Субботу.
(Быт. 11) “Я опущусь и перемешаю их язык” вместо “Спустимся и перемешаем”, чтобы не сказали, что у Него двойственная природа.
(Чис. 16) “Не взял я от них ни одной вещи” вместо “ни одного мула”, чтобы не сказали, что Моше не брал у народа мулов, но брал другие вещи.
(Втор.4) В стих: “которые (Солнце и Луну) Господь Бог ваш назначил светить всем народам” Старейшины вставили слово “светить”, чтобы не сказали, что Бог назначил народам, т.е. позволил им поклоняться солнцу и луне.
(Левит 11) Заменено слово арневет (заяц), поскольку жену Птоломея звали Арневет (Арсиноя), и он мог сказать, что евреи смеются над ним, вставляя в Тору имя его же
4 Подробнее о вопросе авторства «Книги Экклезиаста» смотри во вспупительной статье к моему переводу “Книги Экклезиаста”.
6 Подробному рассмотрению вопроса датировки «Письма Аристея» и Перевода Семидесяти посвящена моя работа “Письмо Аристея как историческое свидетельство”.
7 Подробнее об этом (с изложением и других аргументов) – во вступительной статье к моему переводу “Книги Экклезиаста”.
8 Находка записи о том, что 12 Dystros (9 марта) 267 г. до н.э. Птолемей II Филадельф праздновал собственный день рождения, а также 18-ую годовщину своего восшествия на престол (см. здесь), по-видимому, однозначно свидетельствует о том, что соправителем своего отца Птолемей II Филадельф был поставлен в день своего рождения 12 Dystros (январь – март) 285 г. до н.э.
9 Подробнее – во вступительной статье к моему переводу “Книги Экклезиаста”.