Что означает термин дизонтогенез

Что означает термин дизонтогенез

Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.

Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности

Периодизация развития организма человека, введенная К Бером еще в прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах) развития организма

В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), третий — школьный (от 7 до 10 лет), четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет). Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.

Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так называемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к другому Принято выделять 3 критических периода I — от 2 до 4 лет, II — с 7 до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Для клинической медицины они представляют большой интерес, так как эти изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.

К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие этапы: период новорожденное/ли (возраст 1—1,5 мес); младенчество ( infancy ) — период до 1 года; ползунковый период ( toddlery ) — 2-й и 3-й годы жизни. Были определены и критические периоды — пренатальные и раннего детства: 15—25-я и 28-я недели беременности, III триместр беременности (30—40 нед), предродовой период (3—5 дней перед родами) и роды, этап новорожденность (1—1,5 мес), возраст 6—8 мес, возраст 15—17 мес и возраст 2,5-3,5 лет.

Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических исследованиях [Боровова А. И., Галкина Н. С., 1992; Строганова Т. А., 1995; Hersckowitz N., 1990].

С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего детства представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем этапе структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 нед — закладке структур коры головного мозга. Психологически- III триместр беременности характеризуют как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.

Критический период в возрасте 15—17 мес определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15—17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.

Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось, относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом» [Бадалян Л. О., 1975; Манова-Томова В., Пирвов Г., 1981; Wolff S., 1989].

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.

Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.

В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

В. В. Ковалев (1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям [Ануфриев А К Козловская Г В 1985; Циркин С. Ю., 1995].

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении [Козловская Г В Горюнова А. В., Римашевская Н. В., 1986]. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам [Циркин С. Ю., 1995 ].

Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям [Ковалев В. В., 1982].

Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Искажения и другие нарушения психического развития

Источник

Дизонтогенез аномального развития

Что означает термин дизонтогенез Тазаян Арменуи Анна
Дизонтогенез аномального развития

Понятие дизонтогенеза, аномального развития.

Аномальное развитие – это значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванного серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами и обуславливающие необходимость социальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.

Термин «аномальный» имеет в своей основе греческое слово «anomalos», что в переводе на русский язык означает «неправильный».

В понятие «аномальное развитие»входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях. Детский мозг обладает большой пластичностью, и в детском возрасте велики способности к компенсации дефекта. В связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций. Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития.

Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигнуты зрелости. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Психический дизонтогенез – это нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.

Одним из основных компонентов постнатального дизонтогенеза является психический дизонтогенез (дизонтогения, который, по нашему мнению, можно охарактеризовать как нарушение психического развития (в целом или его составляющих) ребенка, вследствие расстройств процессов созревания (последовательности, ритма и темпа) и функционирование всех структур головного мозга.

Необходимо понимать, что каждый из видов воспитания имеет как отрицательные, так и положительные моменты.

Эволюционный подход в неврологии и психиатрии позволяет дифференцированно подойти к проблеме многих патологических расстройств у детей и подростков и разработать научно обоснованную классификацию вариантов психического дизонтогенеза.

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонотогенеза. Так, Г. Е. Сухарева (1959) выделяет три вида психического дизонотогенеза:

задержанное; повреждённое; искажённое развитие.

Л. Каннер (1955)называет 2 вида:

недоразвитие, искажённое развитие.

Ludz (1968) выделяет 5 типов нарушения психического развития:

1)необратимое развитие, которое автор связывает с моделью олигофрении;

2)дисгармоничное развитие с психопатией;

3)регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями;

4)альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии развития;

5)изменённое развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Параметры дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. Профиль психического развития аномального ребенка

По Лебединскому выделяется шесть типов дизонтогенеза.

1. общее недоразвитие – тотальное недоразвитие всех функций (олигофрения, приобретенное УО)

2. задержанное психическое развитие – замедление темпа развит психики. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, эмоц сферы, преобладаний игровых интересов.

3. поврежденное психическое развитие связано с перенесенными инфекциями или травмами. В отличии от общего недоразвития здесь имеется длительный период нормального развития, затем в результате патогенного воздействия, сформировавшиеся функции распадаются, регрессируют, однако расстройства психических функций нарциальны (дименция, приобретенная после трех лет УО)

5. искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития задержанного поврежденного и ускоренного развит отдельных психических функций приводящее к ряду качественно новых патологических образований неприсущих каждому из входящих в клиническую картину ввиду нарушенного развит (РДА).

6. дисгармоническое развитие – по структуре напоминает искаженное, однако здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденное или рано приобретенное стойкое диспропорциональность психики, преимущественно в ЭВС (психопатии).

Классификация видов психического дизонтогенеза В. В. Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие)и дисфункцию созревания:

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести,

задержанное развитие (задержка психического развития).

Вторая группа дизонтогенийвключает в себя отклонения по типу повреждения:

поврежденное развитие (органическая деменция,

дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей. — См. текст 4 «Три типа дефекта».):

искаженное развитие (ранний детский аутизм,

дисгармоническое развитие (психопатии).

Что означает термин дизонтогенезПособия для развития дыхания Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения уделяется большое внимание. Особенно это важно в логопедической группе,.

Что означает термин дизонтогенезИгры для развития дыхания Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Правильное дыхание –.

Что означает термин дизонтогенезЛэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.

Что означает термин дизонтогенезМягкая елочка для развития дошкольников Для того чтобы сделать такую мягкую елочку, я использовала плотный материал, в данном случае спинку пальто. Зашила разрез на машинке.

Что означает термин дизонтогенезКоврик для сенсорного развития О том, что у меня появился сенсорный коврик, созданный руками практикантов я писала в предыдущей публикации. Сегодня хочу поподробнее остановиться.

Что означает термин дизонтогенезВолшебные коробочки для сенсорного развития Наряду с хорошо известными игрушками для развития сенсорных навыков ребенка приобретают популярность сенсорные коробки. Они представляют.

Источник

Что означает термин дизонтогенез

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что означает термин дизонтогенез

Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов.

Нужны занятия с логопедом?

Социологи, медики, психологи и педагоги в последнее время начали замечать активный рост учащихся с проблемами социализации и усвоения школьного материала. За годы наблюдения учащиеся с определенными особенностями были разделены условно на группы, одной из которых стала «ЗПР».

На данный момент существует классификация типов ЗПР:

Дополнять и усложнять их могут заболевания невралгической, энцефалопатической, соматической или клинико-психологической структуры, которые оказывают влияние на развитие познавательной деятельности и заторможенность развития эмоциональной незрелости.

ЗПР как часть психического дизонтогенеза

Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов. Впервые данный термин был использован в своей работе Г. Швальбе в 1927 году, именно так он характеризовал отклонения от нормы внутриутробного развития. Сегодня дизонтогенез используется в качестве обозначения форм нарушения онтогенеза, захватывая все периоды развития: от внутриутробного до достижения зрелости. В современных практиках чаще понятие заменяется фразой «аномалия развития».

Типы дизонтогенеза

Дизонтогенез в современной психологии разделяется на 4 основных типа:

Почему ЗПР считается специфическим видом дизонтогенеза?

ЗПР, в отличие от общей аномалии развития, характеризуется только замедленным темпом созревания волевых и эмоциональных умений и навыков, которые в большинстве случаев диагностируются в дошкольном или раннем школьном периоде. Состояние обычно сопровождается следующими симптомами:

Первичными нарушениями являются гнозис, память и т.д. – так называемые инструментальные функции. Вторичным нарушением считается мышление. Если сравнивать ЗПР с общим недоразвитием, то наблюдаются выборочные (мозаичные) нарушения, поддающиеся корректировке за счет использования специального обучения.

ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: отзывы

ПоложительныеОтрицательные
Начинали мы с диагноза «Дизонтогенез», так как проявлялись симптомы нескольких расстройств. 2 года как занимаемся в частном детском саду с психологом и логопедом. Постепенно мы доросли до диагноза «ЗПР» – уже радует, ведь это уже более четкое состояние, плюс ко всему, которое можно корректировать. Думаю, к школе мы будем здоровы и пойдем в нормальный класс или же продолжим обучение в частной школе. (Аля)Когда диагностируют дизонтогенез, то большая вероятность того, что ребенок будет проходить обучение в специализированном заведении, а вот при диагнозе ЗПР – в общем классе. Хотя по сути, ЗПР – это часть общего недоразвития. И тут как раз и появляется проблема, ребенок не может пройти все адаптационные этапы в коллективе, не может в полной мере осознавать, что происходит в округ, специалистов для работы с такими детьми нет, результат?

Да все просто, частые смены школ. Я знаю семью, которые упорно игнорируют спецучреждения для детей с психологическими нарушениями и за год уже сменили 5 школ. В такой ситуации жалко ребенка, для которого каждый такой переход – это стресс, и с такими темпами слабое отставание может перерасти в общее с необратимыми последствиями. Не понимаю я таких горе-родителей. (Вероника Алексеевна, детский психолог)

Очень много негатива льется на инклюзивные классы, ну а как нам адаптировать своих крох, помочь им влиться в коллектив, если они будут находиться не среди полноценных личностей, а среди таких же как они сами. О каком тут развитии может быть речь?

Знаю точно, дочь игнорировала все и вся в этих спецклассах, а когда пришли на знакомство в инклюзивный, то она начала наблюдать за остальными, просто водить глазами, а, как известно, наблюдение – это элемент познания окружающего мира, значит, толк будет. Главное, чтобы нас научились тоже принимать не как, извините, «психов», а как людей. А в этом заслуга педагогов и родителей. (Полина)

У нас в городе существует только несколько заведений, которые работают с детьми, которые имеют проблемы со скоростью психического развития, и то, чаще туда набирают детей только с олигофренией. Что касается ЗПР, то приходится отдавать предпочтение частным и дорогостоящим школам, в обычных школах еще нет нужного уровня умений и навыков работы с подобными детьми. (Зарина)Да, дети с ЗПР или иными психическими расстройствами, особенные, но они в праве находиться в обществе, ведь не несут никакой угрозы. Я вот не стараюсь сына прятать, наоборот, мы часто гуляем в парке, где много народа, посещаем кинотеатры и театры, ходим на выставки. Пусть он только наблюдает, но он уже контактирует с окружающим миром. И мне все равно, что на нас часто косятся, мне нужно развитие, а не пожизненное заточение ребенка в квартире. (Лиза)У нас лично первый психолог, который тестировал сына, так вообще не различал эти два понятия, говорит, мол, разницы нет. Так проблема в том, что я знаю эту разницу и просто поражаюсь компетентности докторов в рамках нашей медицины! (Раиса)Если ЦНС не сильно повреждена, если наблюдаются откаты в развитии, или сложно даются некоторые навыки, не стоит преждевременно паниковать, нужно найти правильного специалиста, который не просто будет разбрасываться умными словами и ставить первый попавшийся диагноз, а который будет рыть до того момента, пока не определит первопричину и не спрогнозирует дальнейшие действия на пути к выздоровлению. Мы, слава Богу, нашли такого, и я благодарна, что мы не потеряли драгоценное время. (Нина)Дети с ЗПР, или иными проблемами психического или умственного развития должны обучаться в специализированных заведениях под присмотром компетентных специалистов. Инклюзия, в рамках наших школ, это только способ не дать нужного уровня знаний здоровым детям и упустить время на коррекцию детей с особенностями развития! (Ольга)С ЗПР проще справиться, чем с дизонтогенезом, но в любом случае, состояние ребенка можно улучшить, помочь овладеть основными навыками самообслуживания и пробудить интерес к познанию. Иными словами, нужно вытащить их со своего «кокона» и продемонстрировать насколько вокруг все интересное, информативное и увлекательное. Не опускайте руки, это все вполне реально при правильном подходе. (Анна Владимировна)Наша медицина еще не готова к диагностике данных заболеваний, ведь доктора часто путают симптомы ЗПР, аутизма, ЗПРР и дизонтогенез, так как все это заболевания, связанные с психическими расстройствами обратимого или необратимого характера. Дочери только 3 года, а у нас в карте есть все эти диагнозы, если честно, страшно идти на новый прием, ведь не знаешь, что будет дальше. (Юнна)

Вывод

ЗПР – это пограничное с дизонтогенезом состояние. Если брать во внимание психологические исследования, то одно и то же заболевание может сопровождаться разными типами дизонтогенеза. Например, детская ранняя шизофрения может сопровождаться как искаженным, так и задержанным психическим развитием. В любом случае, комплексный подход к лечению может существенно улучшить состояние маленького пациента, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *