Что означает термин апартеид
АПАРТЕИД
Полезное
Смотреть что такое «АПАРТЕИД» в других словарях:
Апартеид — (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь
АПАРТЕИД — [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АПАРТЕИД — (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия
АПАРТЕИД — [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АПАРТЕИД — одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия
АПАРТЕИД — (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии
апартеид — сущ., кол во синонимов: 1 • раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апартеид — (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история
апартеид — апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Апартеид в Южной Африке, что это такое?
Что такое апартеид? Когда это началось и когда закончилось? А что случилось с теми, кто нарушил законы? Вот ваш путеводитель по системе дискриминации, введенной по отношению к небелым в Южной Африке. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru
Что означает апартеид?
Слово на африкаанс, означающее «разделение» — буквально «обособленность» — апартеид использовалось для описания дискриминационной политической и экономической системы расовой сегрегации, которую белое меньшинство навязывало небелым. Он был реализован правящей партией, Национальной партией Южной Африки, с 1948 по 1994 гг.
Когда начался апартеид?
Сегрегация по признаку расы не была новостью для Южной Африки, поскольку расовое законодательство в стране можно было увидеть еще с 1806 года. Но оно было значительно расширено Законом о регистрации населения 1950 г., который разделил южноафриканцев на четыре категории: банту (черные Южноафриканцы), цветные (представители смешанной расы), белые и азиатские (индийцы и пакистанские южноафриканцы). Закон был разработан, чтобы сохранить верховенство белых в стране.
На что была похожа жизнь при апартеиде?
Последствия апартеида затронули все аспекты повседневной жизни. К 1950 году брак и сексуальные отношения между белыми и небелыми южноафриканцами стали запрещены, а серия законов о земле означала, что более 80 процентов земли страны было отведено белому меньшинству. Чернокожие мужчины и женщины были вынуждены жить на десяти так называемых «черных родных землях», где им было разрешено заниматься бизнесом. Чтобы жить и работать в обозначенных «белых зонах», им требовалось разрешение. Больницы, машины скорой помощи, автобусы, общественные объекты были изолированы, а участие небелых в правительстве было отказано.
Воздействие на небелое население Южной Африки было ужасающим. Семьи часто разделялись по закону (если родители были черными и белыми, их дети считались «цветными»), а с 1961 по 1994 гг. 3,5 миллиона человек были насильно выселены из своих домов. Их земля была продана за небольшую часть ее цены, в результате чего небелые люди погрузились в крайнюю нищету и отчаяние.
История апартеида и события в ЮАР (13+)
Что случилось с теми, кто нарушил законы апартеида?
Южноафриканцев, уличенных в неповиновении апартеиду, могли сажать в тюрьму, штрафовать или наказывать плетью, а тех, кого подозревали в смешанных расовых отношениях, преследовали в соответствии с законами о безнравственности 1927-1950 гг. Большинство «виновных» пар отправляли в тюрьмы. Если чернокожий мужчина или женщина были обнаружены без их «домпа» — паспорта с отпечатками пальцев, фотографией, личными данными о работе, а также разрешением от правительства находиться в определенной части страны — они также могли быть заключены в тюрьму. Ежегодно в соответствии с этими законами о пропусках арестовывалось более 250 000 чернокожих южноафриканцев.
Кто боролся с апартеидом?
В 1952 году прошла первая значительная ненасильственная политическая компания — Компания неповиновения. Около четырех месяцев более 8000 добровольцев сознательно нарушали законы апартеида, отказываясь носить пропуска, нарушая комендантский час, используя общественные места и объекты, предназначенные только для использования белыми. Компания, проводимая Африканским национальным конгрессом (АНК) и Южноафриканским индийским конгрессом, вызвала массовый подъем свободы в самой Южной Африке, привлекая внимание Организации Объединенных Наций.
Весь этот период имели место другие эпизоды сопротивления, включая демонстрации, протесты, забастовки, политические действия, затем, как следствие, вооруженное сопротивление. В 1960 году во время одного акта протеста по меньшей мере 69 невооруженных чернокожих оказались убиты, 180 ранены, когда полиция открыла огонь по протестующим в бедном черном городке Шарпсвилль.
Апартеид в ЮАР // проблемы современной Южной Африки
Какую роль сыграл Нельсон Мандела при сопротивлении апартеиду?
Нельсон Мандела — президент Молодежной лиги АНК — был главным добровольцем кампании неповиновения 1952 года. Он продолжал играть ведущую роль при формировании широкомасштабного сопротивления апартеиду, а в 1961 году создал неоднозначное вооруженное крыло АНК — «Умхонто ве Сизве» (Копье нации).
Участие Манделы во время мирного или вооруженного сопротивления привело к 27-летнему тюремному заключению, где он содержался в ужасных, бесчеловечных условиях. Его история стала известной во всем мире.
Конец Южной Африки?
Когда закончился апартеид?
Под растущим международным давлением некоторые законы апартеида были отменены. В 1990 году мир наблюдал, как Нельсон Мандела был освобожден из тюрьмы, после чего он продолжил свою компанию. Четыре года спустя, 26 апреля 1994 года, более 22 миллионов южноафриканцев приняли участие в первых многорасовых парламентских выборах, проголосовав в АНК с Нельсоном Манделой, приведенным к присяге в качестве первого темнокожего президента страны.
Война с белыми фермерами. Почему в ЮАР на них открыта охота
Апартеид
Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·
Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения
Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности
Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)
Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы
Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)
Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация
Апартеи́д, апа́ртхейд [1] (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.
Содержание
Сущность
Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12% площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.
Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях, однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.
Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.
Символом апартеида считается тюрьма «Роббен-Айленд», где во времена апартеида содержались тысячи политзаключённых. Сейчас тюрьма является одной из основных туристических достопримечательностей ЮАР.
Создание системы апартеида
Тем самым иногда утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём чернокожих африканцев на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем и Оранжевым свободным государством) с Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войны правительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.
В ходе предвыборной кампании перед всеобщими выборами 1948 года Национальная партия (НП) сделала основой своей программы политику апартеида. НП с небольшим отрывом выиграла выборы, нанеся поражение Объединённой партии Сметса, и сформировала коалиционное правительство вместе с Партией африканеров, которое возглавил протестантский священнослужитель Д. Ф. Малан.
Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъема антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить свое господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны. В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи, общественный транспорт, больницы, школы и университеты. Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.
Йоханнес Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил чернокожих африканцев тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.
Главными «законами апартеида» были следующие:
В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.
Система апартеида
Повседневная жизнь
Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.
В негритянских районах зачастую не было ни водопровода, ни электричества.
Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах чернокожим африканцам был отведён только третий класс.
Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.
С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее пассажирское сиденье чернокожего африканца другого пола.
Чернокожие африканцы не могли нанимать белых на работу. Чернокожие полицейские не имели права арестовывать белых людей.
В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать чернокожих африканцев, в то время как в негритянских районах почти не было ни театров, ни кино, ни ресторанов. Большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать чернокожих африканцев только в качестве прислуги без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран).
Вначале чернокожим африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено.
Чернокожим африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях чернокожие африканцы с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.
Хотя профсоюзы для чернокожих и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство чернокожих африканцев в профсоюзах стало законным.
Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга.
Система бантустанов
Сторонники апартеида предполагали, что после полного введения этой системы чернокожие африканцы должны были прекратить быть гражданами Южно-Африканской Республики; вместо этого они должны были стать гражданами независимых псевдогосударств-резерваций (англ. homelands ). Таким образом, жители бантустанов, работающие в ЮАР, становились трудовыми иммигрантами, обладающими временными разрешениями на работу.
Насильственное выселение
В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х годов правительство проводило политику «переселения», пытаясь заставить людей отправиться в районы, предназначенные для проживания соответствующих групп. По некоторым данным, число переселённых в это время достигало трёх с половиной миллионов человек. Выселению могли подвергаться следующие группы:
До 1955 года Софиятаун был одним из немногих городских районов, где чернокожим африканцам позволялось владеть землёй; постепенно он развивался в по-настоящему многорасовое поселение. По мере роста Йоханнесбурга Софиятаун стал местом жительства для всё большего числа чернокожих рабочих, поскольку он был удобно расположен вблизи промышленного центра. Однако несмотря на протесты АНК 9 февраля 1955 началось расселение Софиятауна: ранним утром полиция вошла в район, выгнала жителей на улицу и погрузила их вещи на специально предоставленные грузовики. Жителей отвезли на приобретённый правительством за два года до того участок земли примерно в 20 км к юго-западу от центра Йоханнесбурга, известный как Медоулендс. Софиятаун был снесён, а на его месте был устроен пригород для белых под названием Triomf («Триумф»). В следующие несколько лет похожие события произошли также в Дурбане (Кейто-Манор, или Мкхумбане) и Кейптауне (55 000 цветных и индийцев Шестого округа были переселены в новые пригороды). Кроме чернокожего населения, от Закона о групповых областях пострадали 600 000 цветных, индийцев и китайцев, а также 40 000 белых.
«Цветные»
Всё население было по закону разделено на четыре группы: чернокожие африканцы, белые, азиаты (главным образом индийцы) и «цветные». В последнюю группу входили люди смешанного происхождения, чьими предками были и представители койсанских народов, и народов банту, и европейских иммигрантов (а также малайцы, особенно в западной части Капской провинции); к «цветным» относились и некоторые «чистокровные» койсаны. Южноафриканскими властями были разработаны сложные правила для определения того, кто относился к «цветным». Принятие решения возлагалось на мелких чиновников. Иногда члены одной семьи могли попадать в разные группы. После дальнейшего расследования все цветные «каталогизировались» по более мелким подгруппам. В нынешней ЮАР термин «цветные» многим не нравится, хотя он и не имеет юридической окраски, как раньше. В последние годы стали широко использоваться наименования «так называемые цветные» (африкаанс sogenaame Kleurlinge ) и «коричневые» (африкаанс Bruinmense ).
В рамках апартеида цветные также подвергались дискриминации: их переселяли в специальные пригороды, иногда заставляя для этого покинуть дома, принадлежавшие их семьям очень долгое время. Качество образования, предоставлявшегося цветным, было куда хуже, чем качество образования для белых (хотя и лучше, чем для чернокожих африканцев). Многие цветные сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, основанная в 1902 году Африканская политическая организация принимала в свои ряды только цветных.
В течение почти всего времени «официального» апартеида — примерно с 1950 по 1983 год — цветные были, как и чернокожие африканцы, фактические лишены права голоса. В 1983 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым цветные и азиаты получили право участвовать в выборах в трёхпалатный парламент. Эти поправки не получили широкой поддержки. Предполагалось, что «цветное» меньшинство получило бы право голоса, а представители чернокожего большинства станут гражданами «независимых» бантустанов. Такая ситуация сохранялась до отмены апартеида.
Другие меньшинства
Сложную проблему для правительства эпохи апартеида представляли южноафриканцы восточноазиатского происхождения: число их было совсем невелико, но их нельзя было с очевидностью относить ни к одной из четырёх установленных законом групп. Южноафриканцы китайского происхождения, чьи предки приехали на рудники Витватерсранда ещё в XIX веке, обычно классифицировались как «индийцы», то есть «небелые», а иммигранты из Тайваня и Японии, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические отношения, получали статус «почётных белых», то есть получали те же права, что и белые. Иногда этот статус получали и представители других небелых меньшинств (даже чернокожие африканцы), если правительство полагало, что данный человек был «цивилизованным», вполне восприняв западные ценности. Часто это правило применялось к афроамериканцам.
Борьба против апартеида
Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.
21 марта 1960 г. полиция в поселке Шарпевиль открыла огонь по безоружным чернокожим демонстрантам, убив 69 человек, что вызвало возмущение во всём мире. После этого лидеры движения против апартеида решили перейти к насильственным методам борьбы, создав боевую организацию «Умконто ве сизве» («Копьё нации»). В этом же году ЮАС вышел из британского Содружества и объявил себя Республикой (ЮАР).
Напряжённая обстановка в стране вызвала в июне 1976 восстание чернокожих африканцев в Соуэто — пригороде Йоханнесбурга, распространившееся затем на другие города. Было введено чрезвычайное положение, но волнения продолжались почти целый год.
После событий в Соуэто страны Запада ввели санкции против ЮАР. В результате правительство приступило к осторожным реформам — была отменена сегрегация на транспорте, в спорте, была легализована деятельность африканских профсоюзов. Была принята новая конституция, сделавшая ЮАР президентской республикой и предусматривавшая трёхпалатный парламент — для белых, цветных и индийцев (при том, что чернокожие составляли большинство населения, они право голоса не получили). Естественно, что чернокожие были недовольны новой конституцией и начали против неё демонстрации, поддержанные забастовками.
В марте 1985 полиция вновь расстреляла мирную демонстрацию. Это вызвало всеобщую забастовку, переросшую в новое восстание чернокожих африканцев, охватившее почти все города ЮАР. Несмотря на аресты около 25 тыс. человек, правительству не удавалось справиться с волнениями до конца 1986 года.
ООН и Международный уголовный суд
Спортивные соревнования
В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр, организованный африканскими странами в 1976 году. Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.
Конец эпохи апартеида (1989—1994 годы)
К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире. В условиях «Нового мирового порядка», объявленного президентом США Джорджем Бушем (старшим) и предусматривающего построение демократии во всем мире, дальнейшее сохранение расово сегрегированного строя в южноафриканском государстве уже не оставалось приоритетом США и стран ЕС. Обеспокоенные возможностью реальных экономических и политических санкций со стороны Запада, экономические круги ЮАР усилили натиск на правительство, говоря о необходимости «решительной перемены курса».
На открытии сессии парламента в феврале 1990 года недавно ставший (15 августа 1989 года) президентом ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность АНК, Панафриканского конгресса и о полном освобождении Нельсона Манделы.
2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных. Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).
В том же году рядом белых либеральных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге черных радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все ещё существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».
Неопределенность политической обстановки постоянно подталкивала де Клерка к новым решительным шагам. На очередной встрече с Манделой он подписал протокол, предусматривавший, что проект новой Конституции будет разработан выборным конституционным собранием и что по итогам выборов должно быть сформировано многорасовое переходное правительство. Аналогичные предложения выдвинул многопартийный форум, названный Конвентом за демократическую Южную Африку (КОДЕСА).
Движение «Инката», которое теперь стало называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 года вождь Бутелези опубликовал проект Конституции будущего государства в составе этнического бантустана Квазулу и провинции Натал. Другие лидеры бывших бантустанов (на тот момент де-факто независимых государств): Бопутатсваны и Сискея также отказались принимать участие в создании многорасового унитарного государства.
Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.
В то же время активизировали боевые действия и члены Панафриканского конгресса. Они периодически нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер — одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых — и детей, и стариков. Это будет год террора!»
Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.
В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.
Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей — 63%, Национальная партия набрала 21% голосов.
9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу.
Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.
После апартеида
«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые „чёрные города“, куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10 %. А вы хотели бы жить в стране, 40 % населения которой неграмотны, а 25 % заражены вирусом СПИДа? Мы проезжали окраины „чёрных городов“. Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди — то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны…» [13]