Что означает термин антураж в архитектурной графике

Антураж и стаффаж

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Антураж и стаффаж
Автор: Кимайкина И.Н.,
преподаватель
высшей категории
Многопрофильный лицей №1
Магнитогорск

Описание слайда:

Графическое изображение здания или сооружения, выполненное на плоскости и достаточно точно воспроизводящее его форму и размеры, называется архитектурно- строительным чертежом.

В архитектуре под антуражем понимают изображение предметов, окружающих объект среды (растительность, рельеф, застройка), позволяющих приблизить проект к натуре.

Изображение антуража закономерно для всех архитектурных чертежей – фасадов, планов, разрезов, перспектив, так как полнота информации, которую дает чертеж включает ясный показ композиционного взаимодействия проектируемого объекта с его реальным окружение.

Описание слайда:

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения. В их начертании нет надобности абсолютно точного повторения деталей копии изображаемого объекта, необходимо лишь представить себе характер контура предмета, передать основной строй его образа.

Умение обозначить простыми средствами суть образа предмета, выявить его определяющие признаки, представить и изобразить предмет в любых ракурсах и поворотах составляет основу искусства рисунка антуража и стаффажа.
Стилизованное изображение деревьев

Описание слайда:

В архитектурном чертеже, рисунке часто возникает необходимость максимально упростить изображение с тем, чтобы оно активнее передавало авторскую идею.
В этом случае изображение упрощается до уровня знака, несет такую же информацию, как и иероглиф.

Не менее важным является умение соотносить сложность рисунка с его размером, что позволяет грамотно конструировать графическую композицию, чувствовать степень насыщенности чертежа и рисунка.
Условные рисунки фигур животных и людей

Описание слайда:

Архитектурный чертеж условен по своей природе и это требует определенной условности, архитектурной структурности и графичности всех его элементов, в том числе и антуража.

Насыщенность чертежа деталями антуража может быть различной. Иногда окружающую среду не изображают вовсе и сооружению придают как бы условно изолированный характер; иногда антураж изображают очень скупыми средствами, рисуя на чертеже, например, только людей; в других случаях антураж вводят широко, передавая характер, колорит среды, в которой находится сооружение.

Описание слайда:

Эскизирование удобно делать на кальке мягким карандашом или фломасте­ром. Такая работа предохранит от возмож­ных ошибок и сохранит чистовой чертеж.
Соответствие деталей антуража изображаемому объекту:

Описание слайда:

Содержание и характер антуража очень индивидуальны, они зависят от назначения и архитектуры здания, места его располо­жения, приема графического оформления всего проекта. Вместе с тем здесь можно дать несколько общих рекомендаций.
1. Прежде всего следует определить общую композицию взаиморасположения на листе фасада или перспективы здания и элементов антуража, с тем чтобы в этой композиции основным смысловым и художественным центром была архитектура. Группировка зеленых насаждений, людей должна иметь определенный смысл, связанный с архитек­турной композицией, создавать на чертеже общее ощущение уравновешенности, гар­монии.

Описание слайда:

Все элементы антуража должны помо­гать выявлению масштабности сооружения. Неудачно решенный антураж может создать ложное восприятие масштабности и абсо­лютных размеров архитектуры здания. Эту закономерность следует учитывать как на чертежах фасадов, так и чертежах перспективы.
Детали антуража следует размещать так, чтобы не было случайных совмещений с очертаниями или элементами архитектуры, например стволов деревьев с углами зданий, расположения групп людей по центру здания, наложения деталей антуража на важные архитектурные элементы и т. д. Формы зеленых насаждений и гор не должны повторять силуэт, контуры архитектурных форм или совпадать с направлением линий перспективы.

Описание слайда:
Описание слайда:

В настоящее время наибольшее
рас­пространение получил прием, при котором все детали антуража выполняют в линейной графике чаще всего черной тушью. При этом рисунок деревьев может быть очень условным, лаконичным или, наоборот, вы­полненным в тонкой и сложной графике с изображением деталей. При определенных условиях все контурные линии антуража могут быть выполнены в цвете гуашью нейтральных тонов. Существует также при­ем заливки элементов антуража силуэтом, чаще всего черной тушью. Антураж может быть выполнен также в технике отмывки, способствующей созданию на чертеже воз­душной среды, в которой размещается со­оружение.

Источник

Презентация по архитектурной графике «Антураж и стаффаж»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА:АНТУРАЖ И СТАФФАЖ В АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКЕ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский архитектурно-строительный техникум» Преподаватель архитектурных дисциплин Пронько Елена Владимировна

АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК может рассматриваться как в качестве самостоятельного произведения, так и в качестве дополнения к архитектурному чертежу, который должен передавать взаимосвязь проектируемого объекта с природным и предметным окружением. В качестве такого дополнения могут выступать изображения людей, животных, транспортных средств, деревьев. Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, принято называть АНТУРАЖЕМ И СТАФФАЖЕМ.

АНТУРАЖ И СТАФФАЖ НА ЧЕРТЕЖАХ ФАСАДОВ Антураж (франц. entourage) – окружение, окружающая среда, обстановка. В архитектурной графике под антуражем понимаются изображения окружающего проектируемый объект ландшафта (рельефа, растительности, других сооружений), позволяющие оценить степень взаимодействия сооружения со средой, в которой оно находится. Стаффаж (нем. staffage) – в пейзажной живописи – фигуры людей и животных, имеющие второстепенное значение. В архитектурной графике – это изображения людей, животных, транспортных средств и других элементов предметной среды, которые позволяют судить о масштабах архитектурного сооружения.

АНТУРАЖ И СТАФФАЖ КАК УКАЗАТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Антураж и стаффаж как элементы графического языка архитектора и средство оформления архитектурного чертежа должны строго соответствовать характеру архитектурного объекта, его функциональным и образным характеристикам. Антураж соотносится со стилистикой изображаемого объекта, например, отражает стиль и моду определенной исторической эпохи.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ АНТУРАЖА И СТАФФАЖА В ТЕХНИКЕ ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК Стиль, характер и структуру антуража и стаффажа предопределяет выбор вида графики исполнения. Особенность линейной графики заключается в том, что авторский замысел выражается лишь с помощью контура. Характерные для линейной графики техники выполнения антуража и стаффажа: линейный рисунок, линейный растр, штрих, пуантель. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, перья, фломастеры, рапидографы, изографы, линеры, рейсфедеры, циркули.

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ЛИНЕЙНЫЙ РАСТР

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ШТРИХОВОГО РИСУНКА

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ «ПУАНТЕЛЬ»

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ОТМЫВКИ Тональная графика – эффективное средство, изображающее силуэт, поверхность предметов, их массу и освещенность. В изображении антуража и стаффажа необходимо умение учитывать тон бумаги как самый светлый в градации применяемых тонов. Не тонированные участки бумаги воспринимаются как освещенные или светлые части формы, а контрастирующие с ней поверхности, покрытые тоном, – как затененные или темные части предметов.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ЛЕССИРОВКИ

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ЗАЛИВКИ

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ПОЛИХРОМНОЙ ГРАФИКИ Техника отмывки Техника лессировки Рисунок антуража и стаффажа в цветной графике исполняется в сдержанной цветовой гамме, сохраняющей целостное, условное восприятие архитектурного чертежа. Техники исполнения, применяемые средства и инструменты аналогичны применяемым в тональной графике, с одним отличием – использованием полихроматической гаммы цветов

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ ЦВЕТНОЙ ЗАЛИВКИ

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ АНТУРАЖА В ТЕХНИКЕ «ШТРИХ»

ПРИМЕРЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ АНТУРАЖА И СТАФФАЖА ОТНОСИТЕЛЬНО ЛИНИИ ГОРИЗОНТА Принято закреплять зрительную связь деталей антуража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа выявляет размер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА И ЛИНИИ ГОРИЗОНТА ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛОСКОСТИ ЛИСТА Проекция архитектурного сооружения, размещенная в нижней части листа, бывает оправдана лишь в случае, когда автору по тем или иным причинам необходимо подчеркнуть превалирующее значение пространства, окружающего здание. Если проекция объекта и линия горизонта располагаются посередине листа, то это делает композицию чертежа невыразительной, однако негативное впечатление может поправить изображение антуража в нижней части листа, которое уравновесит композицию. В случае расположения объекта на кромке водоема или на высоком рельефе линия горизонта и объект изображаются в верхней части листа, соответственно нижнюю часть занимает рисунок ландшафта. Наиболее распространенный способ расположения – чуть ниже середины листа.

СПОСОБЫ ПРИДАНИЯ ГЛУБИННОСТИ ЧЕРТЕЖУ Существует ряд графических приемов, создающих иллюзию глубинности в ортогональном изображении: – прием наложения изображения переднего плана на изображение заднего; – прием сопоставления фигур в разных масштабах, где впечатление глубины возникает за счет восприятия разницы в размерах крупных и мелких изображений; – прием интенсивного выделения деталей переднего плана толстым контуром, интенсивным штрихом или заливкой, что также создает ощущение глубинности

ПРИМЕРЫ СТАТИЧНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ЧЕРТЕЖА Динамика и статика изображения – средство сообщения чертежу состояния покоя или движения в зависимости от задач графической композиции, характера изображаемого объекта. Динамичность рисунка усиливается изображением деревьев с наклонными стволами и развевающимися ветвями. Статичность или динамичность рисунка антуража и стаффажа должны соответствовать архитектурному замыслу.

УПРАЖНЕНИЕ: СТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АНТУРАЖА И СТАФАЖА В основе разработки антуража лежит предметный мир, который находит отражение в рисунках различной степени условности и детализации. Все многообразие графических изображений берет начало от реалистических фотографий, рисунка с натуры. На начальных этапах обучения, когда только начинает формироваться графический почерк, целесообразно при разработке антуража и оформления архитектурных чертежей использовать традиционный для архитектурного проектирования прием – рисунок на кальке с доведением его до необходимой степени стилизации и детализации. Дерево, транспортное средство и человеческая фигура должны находиться в ортогональной проекции на линии первого плана без перспективных сокращений. На втором плане могут быть изображены элементы пейзажа. При изображении элементов антуража и стаффажа большую роль играют умелая стилизация и условность рисунка. Рекомендуемая графика исполнения: ахроматическая (черно-белая) условно-линейная (выполненная рапидографом либо чертежным пером) или тональная (заливка гуашью, от-мывка черной тушью или акварелью).

Источник

Антураж и стаффаж в архитектурном проектировании. Примеры и правила выполнения

Время чтения: 31 минута

Что означает термин антураж в архитектурной графике

2.1. Антураж и стаффаж в истории архитектурного чертежа

Одним из наиболее специфических видов изобразительного искусства является архи- тектурный рисунок. Архитектурный рисунок – это любое, в том числе и не имеющее прямо- го отношения к проектированию, графическое изображение архитектуры, выполненное от руки. Архитектурный рисунок может рассматриваться как в качестве самостоятельного про- изведения, так и в качестве дополнения, например, к архитектурному чертежу, который в си- лу своей специфики должен передавать взаимосвязь проектируемого объекта с природным и предметным окружением. В качестве такого дополнения могут выступать изображения лю- дей, животных, транспортных средств, деревьев и пр. Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, принято называть антуражем и стаффажем.

Антураж (франц. entourage) – окружение, окружающая среда, обстановка. В архитектурной графике под антуражем понимаются изображения окружающего проектируемый объ- ект ландшафта (рельефа, растительности, других сооружений), позволяющие оценить сте- пень взаимодействия сооружения со средой, в которой оно находится.

Стаффаж (нем. staffage) – в пейзажной живописи – фигуры людей и животных, име- ющие второстепенное значение. В архитектурной графике – это изображения людей, животных, транспортных средств и других элементов предметной среды, которые позволяют су- дить о масштабах архитектурного сооружения. Понятие антуража появилось в архитектурной терминологии к середине XVIII века – незадолго до того, как в России появились архитектурные чертежи в их современном пони- мании. Несколько позднее вводится понятие стаффажа. Наивысшего мастерства архитектур- ной графики достигли зодчие классицизма конца XVIII–XIX вв. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги и др. При изображении антуража и стаффажа мастера этого периода следовали традициям реалистической живописи, использовали тонкий и точный ри- сунок, закономерности воздушной перспективы. Личный, индивидуальный почерк автора отражался в манере изображения деталей рисунка, компоновке чертежа и способах раскры- тия архитектурной идеи. Так, например, неповторимость работ Д. Кваренги выражается в скрупулезном рисованном изображении деталей антуража и стаффажа, выполненных кистью и пером, хотя нередко им свойственна композиционная «перегруженность» чертежа элемен- тами графики (рис. 1). Для работ же некоторых его современников характерно минимальное количество, а порой и полное отсутствие деталей рисунка, шрифтовых или цифровых пояс- нений на чертежах

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 1. Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (1814 г.).

Главный фасад. Архитектор Д. Кваренги В конце XIX – начале XX вв. с появлением фотографии и кинематографа начали разви- ваться новые теории зрительного восприятия цвета. Для архитектурной графики данного пе- риода характерна лаконичность, обобщенность и точность графического языка; локальность и предметность цвета, выраженные в новых приемах изображения антуража и стаффажа гу- ашью, темперой, лаком, бронзой. При изображении антуража широко применялись фото- монтаж и аппликация, повышающие скорость изготовления чертежей. Для мастеров архи- тектуры, таких как А.В. Щусев, братья Веснины, К.С. Мельников, Г.Б. Бархин и др., харак- терно экономное изображение среды: антураж если и привлекался, то лишь для выявления масштабности объекта или его связи со средой. Так, в работах М.Я. Гинзбурга крупные гео- метризированные объемы с большими поверхностями остекления, выполненные в технике покраски гуашью с четким рисунком оконных переплетов, сопровождаются деталями окру- жения, выполненными в аналогичном стиле (линейный контур и заливка гуашью). В различ-ных проектах архитектора антураж представляется в виде тонких, графичных силуэтов ство- лов деревьев, а стаффаж – в виде силуэтов человеческих фигур и изображений угловатых ав- томобилей (рис. 2).

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 2. Конкурсный проект конторского здания для акционерного общества «Оргаметалл» в Москве (1926–1927 гг.). Перспектива. Архитектор М.Я. Гинзбург Несколько иной стиль оформления архитектурного чертежа присущ работам Ле Кор- бюзье: в одном случае это серии рисунков и эскизных схем ортогональных проекций здания, в другом – набор крупных чертежей, выполненных в скупой и точной линейной графике. У Ле Корбюзье, вне зависимости от формы подачи проекта, рисунок, оформляющий чертеж, чрезвычайно прост и лаконичен, как правило, выполнен в линейной графике, реже с приме- нением прозрачной тушевой заливки. Рисунки и чертежи Ле Корбюзье являются примером рационального построения природной и предметной среды, окружающей архитектурный объект, несмотря на то, что порой им присуща некоторая небрежность (рис. 3).

Рис. 3. Марсельская жилая единица (1947–1952). Эскиз. Архитектор Ле Корбюзье

Резкий скачок в развитии компьютерных технологий в конце XX в., а также удорожа- ние ручной подачи проекта повлияли на архитектурную графику. Появилось множество компьютерных программ, позволяющих максимально увеличить реалистичность ортого- нальных и объемных проекций, а также скорость выполнения проекта. Визуализации моде-лей архитектурных объектов при помощи графических редакторов накладываются на пред- варительно подготовленные цифровые фотографии ландшафта (цифровой фотомонтаж), в котором предполагается возведение проектируемого сооружения. Данный метод позволяет наиболее достоверно оценить связь будущего строения с реальной окружающей средой, но в то же время способствует обезличиванию графики, исчезновению «почерка» архитектора. В современном архитектурном чертеже стилизация оформляющего рисунка фактически отсут- ствует – ее заменили реалистичные изображения антуража и стаффажа, полученные, как правило, методом компьютерного моделирования либо при помощи фотомонтажа (рис. 4).

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 4. Проект Оперного театра в Турции (Izmir Opera House). Перспектива. Архитектурная студия Ozel Office

Несмотря на все достоинства компьютерной графики, рукотворное выполнение зарисо- вок, эскизов и проектов имеет свои преимущества. Ручная графика позволяет архитектору «прочувствовать», понять форму, фактуру и другие качества изображаемых объектов, со- здать более выразительные образы, передать определенное настроение, подчеркнуть инди- видуальный «почерк» и мастерство автора, да и всегда находящиеся под рукой карандаш и блокнот для зарисовок позволяют быстро запечатлеть новую идею. Также нередко в компо- зицию проекта, выполняемого на компьютере, включаются отсканированные эскизы и зари- совки с целью показать процесс формирования идеи и выделить наиболее подходящий вари- ант для той или иной задачи. Кроме того, данный прием может использоваться для придания художественной выразительности проекту. Таким образом, для учебного проектирования (особенно на младших курсах), целью которого является освоение графического языка архи- тектора, одним из ключевых элементов обучения становится рукотворное исполнение анту- ража и стаффажа.

2.2. Функции антуража и стаффажа в архитектурном чертеже

Архитектурный рисунок, оформляющий чертеж (антураж и стаффаж), многофункцио- нален, в связи с чем следует выделять композиционную, коммуникационную и художествен- но-графическую функции.

Композиционная функция

Антураж и стаффаж служат как средства выявления масштаба и масштабности архи- тектурного объекта, т. е. для определения размеров проектируемого сооружения или прида- ния монументальности в зависимости от композиционной задачи.

Композиционная функция также раскрывает взаимодействие и взаимосвязь архитектурного объекта с окружающей средой, чем способствует выявлению композиционного замысла сооружения (за счет выяв- ления целого ряда характеристик, например, зависящих от времени года, состояния погоды и прочих факторов).

Коммуникационная функция

Коммуникационная функция архитектурного рисунка выражается в возможности пере- дачи информации разным группам людей при помощи различных графических средств. Можно выделить три уровня такой коммуникации. На первом уровне общение происходит между специалистами и, как правило, осуществляется при помощи линейного чертежа, чте- ние которого подразумевает знание профессионального графического языка. На данном уровне антураж и стаффаж носят условный символический характер. На втором уровне – между специалистами и неспециалистами с помощью демонстрационного чертежа (антураж и стаффаж выполняются во всем понятной тональной или цветной графике). На третьем – между специалистами и зрителем с помощью архитектурной графики, не имеющей профес- сионального значения и воспринимаемой как произведение искусства (антураж и стаффаж выполняются живописными, художественно-выразительными).

Художественно-графическая функция

Обладая высокими эстетическими качествами, графические формы изображения анту- ража и стаффажа способствуют выявлению характера архитектурного объекта, композици- онного замысла чертежа, отражают индивидуальность графической техники и индивидуаль- ное мастерство автора рисунка

2.3. Антураж и стаффаж в проекциях чертежа

Полное представление об архитектурном объекте складывается при наличии его орто- гональных (плоскостных) и объемных (пространственных) изображений, т. е. изображений, характеризующих пропорции и размеры сооружения объективно и с искажением. В связи с этим следует различать ортогональные (на чертежах планов, фасадов и разрезов здания) и объемные (перспективные и аксонометрические) изображения антуража и стаффажа. Также допустимо сочетание ортогональных и объемных изображений, например, совмещение пер- спективного изображения архитектурного объекта с плоскостными изображениями антуража или фасадов сооружения с объёмными элементами стаффажа и т. д. На чертежах фасадов антураж и стаффаж вводятся более активно, нежели в планах, разрезах и объёмных изображениях в силу специфики данного вида изображения объекта. Помимо выполнения основных функций антураж и стаффаж позволяют решить ряд других задач. Например, применение различных графических техник исполнения антуража и проек- ций архитектурного объекта позволяет дифференцировать пространства переднего и заднего планов, а также придать композиции эффект глубинности (рис. 5). Антураж наиболее эффек- тивен на чертежах фасадов в случае, когда требуется выделить наиболее характерные осо- бенности архитектурного объекта. Стаффаж же способен выявлять не только масштабность сооружения, но и его характер, назначение и функции. Изображение элементов стаффажа в разных ракурсах усиливает художественную выразительность чертежа. В чертежи планов, как правило, вводится только антураж, преимущественно с целью передачи взаимосвязи внутренних и внешних пространств объекта (рис. 6). На чертежах раз- резов вводится и стаффаж в качестве указателя масштаба, а антураж выполняет ту же функ-

цию, что и на чертежах планов. Чтобы достичь цельности и лаконичности общей компози- ции проекта, чертежи планов, разрезов сооружения и оформляющего рисунка рекомендуется выполнять в одной технике графического исполнения

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 5. Антураж и стаффаж на чертежах фасадов

Рис. 6. Антураж и стаффаж на чертежах планов

В аксонометрическом изображении антураж и стаффаж на ближнем и дальнем планах выполняются без искажения масштаба, в связи с чем характер графического решения оформляющего рисунка и детальность его проработки могут быть едины. К перспективным изображениям антуража и стаффажа применяются принципы воздушной перспективы и масштабных соотношений – элементы переднего плана, как правило, изображаются насы- щенными, контрастными по тону цветами, высоко детализированы и нередко выделяются резким контуром (рис. 7). По мере удаления элементов на задний план изображения стано- вятся более условными, цвета менее насыщенными, тона более размытыми. На дальнем плане детализация элементов антуража и стаффажа минимальна, тона приглушенные, кон- трасты мягче. Как правило, изображения дальнего плана выполняются в светлых тонах либо в технике штриховки, либо исключительно при помощи контуров. Несколько большую роль играют изображения антуража для градостроительного и ландшафтного проектирования, в частности в чертежах генерального и ситуационного пла- нов. На данных чертежах антураж является главным элементом, т. е. зеленые массивы, гео- метрические характеристики рельефа, водоемы являются составными элементами проекти- руемого объекта. Для ландшафтного проекта антураж, собственно, и является объектом про- ектирования, что говорит о важности изучения темы «антураж и стаффаж» и о необходимо

сти наличия у проектировщика необходимых навыков в изображении деревьев, людей, жи- вотных и транспортных средств.

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 7. Антураж и стаффаж на перспективных изображениях

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ АНТУРАЖА И СТАФФАЖА

3.1. Соответствие антуража и стаффажа характеру архитектурного объекта

Антураж и стаффаж как элементы графического языка архитектора и средство оформ- ления архитектурного чертежа должны строго соответствовать характеру архитектурного объекта, его функциональным и образным характеристикам. В качестве признаков соответ- ствия антуража и стаффажа характеру объекта выделяются: соответствие графических форм архитектурному замыслу, образному строю объекта; усиление таких качеств, как монумен- тальность, динамичность и пр. при помощи оформляющего рисунка; раскрытие функцио- нальных особенностей объекта. Элементы антуража и стаффажа могут указывать на характер объекта, так, например, включение в композицию чертежа рисунка надувного матраца может обозначать функцию отдыха, а рисунка спасательного круга – наличие водоема (рис. 8).

Рис. 8. Антураж и стаффаж как средство определения характера и функции объекта

Помимо раскрытия функциональных особенностей объектов антураж и стаффаж спо- собствуют раскрытию их образности. Точно подобранные и умело включенные, элементы антуража придают человеческий масштаб и создают соответствующее эмоциональное

настроение в восприятии архитектурного чертежа. Элементы зелени и благоустройства ха- рактеризуют своеобразие и органичность включения объекта в ландшафт. Также учитывает- ся индивидуальный стиль объекта – с ним согласуют особенности рисунка, оформляющего чертеж. Характер условного рисунка, как правило, соотносится со стилистикой изображаемого объекта, например, отражает стиль и моду определенной исторической эпохи. В зависимости от архитектурного стиля объекта подбираются одежда людей, транспортные средства, а так- же техника исполнения рисунка (рис. 9).

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 9. Антураж и стаффаж как указатель исторического периода

3.2. Графическое решение антуража и стаффажа

Архитектурная графика претерпевает в своем развитии стилевые изменения. Это отра- жается в графическом оформлении архитектурных чертежей, т. к. становление и развитие того или иного направления в архитектуре связано и с поиском нового, более подходящего графического языка. Стилевое решение архитектурного чертежа определяется характером архитектурного объекта, архитектурным замыслом и необходимостью расстановки смысловых акцентов. Ар- хитектурные чертежи проекта, как правило, выполняются в единой графической манере и технике. Стилевое единство проекта достигается выбором графического приема исполнения, наиболее полно раскрывающего характер проектируемого объекта, а также точным опреде- лением и включением в архитектурный чертеж элементов антуража и стаффажа, создающих единый художественный образ. Нарушение стилевого единства (включение элементов дру- гого стиля) допускается в тех случаях, когда архитектурный чертеж необходимо дополнить фрагментами, документами, чертежами других авторов. Также допускается возможность вы- полнения архитектурного чертежа в графике документа (либо его фрагмента), включаемого в чертеж. Стиль, характер и структуру антуража и стаффажа предопределяет выбор вида графики исполнения. Особенность линейной графики заключается в том, что авторский замысел выражается лишь с помощью контура предметов, линейного заполнения композиции. Главное средство её выразительности – в контрасте линий с плоскостью изображения. От ясности начертания каждой детали, четкости пересечений контуров предметов, наклона, толщины и фактуры линий зависят полнота и активность восприятия. Характерные для линейной графики техни- ки выполнения антуража и стаффажа (рис. 10–13): линейный рисунок, линейный растр,

штрих, пуантель. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сангина, перья, фломастеры, рапидографы, изографы, линеры, рейсфедеры, циркули.

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 10. Пример исполнения антуража и стаффажа в технике линейный рисунок

Рис. 11. Пример исполнения антуража в технике линейный растр

Рис. 12. Пример штриховой техники исполнения архитектурного рисунка

Тональная графика – эффективное средство, изображающее силуэт, поверхность пред- метов, их массу и освещенность. В изображении антуража и стаффажа необходимо умение учитывать тон бумаги как самый светлый в градации применяемых тонов. Не тонированные участки бумаги воспринимаются как освещенные или светлые части формы, а контрастиру- ющие с ней поверхности, покрытые тоном, – как затененные или темные части предметов.

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 13. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике пуантель

Фигуры людей, животных, рисунки деревьев и автомобилей изображаются в виде це- ликом покрытого тоном силуэта или в виде частично заполненного тоном контура. Сила то- на меняется, отражая характер освещенности, массу и положение формы в пространстве. Техники выполнения антуража и стаффажа тоном (рис. 14–17): отмывка, лессировка, штрих, ретушь, заливка. Применяемые средства и инструменты: карандаши, угольные палочки, сан- гина, фломастеры, кисти, аэрографы, летрасет, аппликация, коллаж, трафарет.

Рис. 14. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (тон)

Рис. 15. Пример исполнения антуража в технике лессировки (тон) 14

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 16. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (тон)

Рис. 17. Пример исполнения антуража и стаффажа в технике заливки (тон)

Цветная графика в изображении антуража и стаффажа, в эскизных и демонстрацион- ных чертежах применяется довольно часто. Цветовая графика имеет несколько разновидно- стей, подчиняющихся общим правилам, суть которых состоит в том, что рисунок антуража и стаффажа исполняется в сдержанной цветовой гамме, сохраняющей целостное, условное восприятие архитектурного чертежа или рисунка. Техника подбора цветов в цветовой гра- фике строится на смешивании красок на основе какого-либо одного основного цвета, объ- единяющего цветовую композицию. Владение приемами цветной графики предполагает наличие развитого чувства меры в использовании цвета (а также знание грамоты согласо- ванности цветов, значения «величины цвета» – размера поверхности, покрытой ярким или локальным цветом). Техники исполнения, применяемые средства и инструменты аналогич- ны применяемым в тональной графике, с одним отличием – использованием полихромати- ческой гаммы цветов (рис. 18–21).

Рис. 18. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике отмывки (цвет)

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 19. Пример исполнения антуража в технике лессировки (цвет)

На практике возможно сочетание различных способов, средств, приемов. Линейный рисунок в сочетании с отмывкой акварелью или тушью – наиболее распространенная в архи- тектурной графике техника изображения. Выразительность рисунка зависит от контура дета- лей, обозначающих передний и дальний планы графической композиции, от соотношения толщины линий с интенсивностью тона.

Рис. 20. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике заливки (цвет)

Рис. 21. Пример исполнения архитектурного рисунка в технике штрих (цвет)

Толщина линии и величина покрытой поверхности определяют роль каждой детали в рисунке, ее место в композиции листа, положение в пространстве, ее взаимодействие с остальными элементами изображения. Большое значение имеет грамотное использование листа бумаги как изобразительной поверхности. Бумажный лист в зависимости от обстоя-тельств воспринимается либо как воздушная среда, либо как ограниченная контуром рисунка поверхность предмета, либо как складки местности или детали рельефа. Целесообразность использования тех или иных сочетаний или приемов определяется требованиями к антуражу и стаффажу, а также конкретной задачей представления информации об архитектурном объекте

3.3. Условность в изображении антуража и стаффажа

Лаконичность архитектурного чертежа и графического представления информации яв- ляется наиболее общим, универсальным принципом и требованием. Она выражается в четко- сти построения, ясности представления и удобочитаемости архитектурного чертежа. Необ- ходимость соблюдения требования лаконичности определяется психофизиологическими особенностями восприятия человека. Применительно к антуражу и стаффажу требование ла- коничности означает: выявление и раскрытие архитектурного замысла и проектного решения наиболее экономичным, простым способом, за счет строгого отбора элементов, точного их размещения и наиболее простого графического исполнения. Антураж и стаффаж являются условными изображениями какого-либо реального объ- екта либо окружающей среды. Различают иконические и символические изображения анту- ража и стаффажа.

Иконические изображения – это копии, изображения реальной окружающей среды, тождественные естественной среде. Данные изображения создаются в архитектурной графи- ке путем более или менее точного копирования действительности. Практически вся реали- стическая живопись – это собрание иконических изображений. Архитектурный пейзаж, вы- полненный архитектором XVIII–XIX вв., является изображением определенного ландшафта или местности, иконические свойства которого выражены наиболее полно. Изображение той же местности в плане или генплане архитектурного объекта обладает элементами символи- ки. Например, окружность часто служит символом дерева, горизонтали – рельефом местно- сти и т. д.

Символические изображения среды – это наглядно-образная форма передачи наиболее существенных сторон представления человека об этой среде. В отличие от иконических, символические изображения антуража и стаффажа выходят за рамки внешнего сходства с действительным объектом. Примером символического изображения антуража могут служить изображения массивов зелени в плане в виде точек или окружностей и т. д. Выбор характера изображения антуража и стаффажа зависит от уровня коммуникатив- ной сложности архитектурного чертежа. Изображение антуража на первом уровне коммуни- кации (общение между специалистами), как правило, носит символический характер, на вто- ром и третьем уровнях коммуникации (общение между специалистами и неспециалистами) в основном используются иконические изображения антуража как наиболее эффективные в представлении информации. Сложность изображения, его насыщенность деталями в рисунке, оформляющем чер- теж, зависит от размера рисунка: чем меньше физическая величина изображения, тем в большей степени оно должно быть условным, лаконичным. Такое качество не распространя- ется на все виды изобразительного искусства (в рекламе, плакате, промышленной графике, живописи размер изображения не всегда соответствует его лаконичности).

3.4. Особенности построения композиции антуража и стаффажа

Композиция архитектурного чертежа – соединение отдельных элементов (фасадов, планов, разрезов и т. д.) в единое целое. Целостность архитектурного чертежа является важ-нейшим критерием эстетической оценки и оценки качества графического представления ин- формации об архитектурном объекте. Антураж и стаффаж являются важным средством достижения композиционной цельно- сти архитектурного чертежа. Они позволяют уравновесить основные массы архитектурного чертежа, связать отдельные элементы воедино, создать определенное ритмическое построе- ние, усилить выразительность основных элементов. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компоновки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже – с его перспектив- ным или аксонометрическим изображением. При расположении проекции здания в центре листа, а элементов антуража и стаффажа – симметрично относительно центральной оси со- оружения, композиция чертежа смотрится примитивно (рис. 22). Расположение деталей ан- туража и стаффажа ниже линии горизонта возможно, но если их контур зрительно не связан с контуром здания, то целостное восприятие композиции чертежа затрудняется. Вариант расположения деталей антуража и стаффажа выше уровня горизонта может создать впечат- ление чрезмерного удаления от объекта, что затрудняет их зрительную связь с проекцией со- оружения, не дает информации о его масштабе. Принято закреплять зрительную связь дета- лей антуража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пе- ресекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа вы- являет размер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание.

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 22. Примеры расположения антуража и стаффажа относительно линии горизонта

Немалую роль в композиции чертежа играет расположение объекта и линии горизонта относительно плоскости листа (рис. 23). Проекция архитектурного сооружения, размещенная в нижней части листа, бывает оправдана лишь в случае, когда автору по тем или иным при- чинам необходимо подчеркнуть превалирующее значение пространства, окружающего зда- ние. Если проекция объекта и линия горизонта располагаются посередине листа, то это дела- ет композицию чертежа невыразительной, однако негативное впечатление может поправить 18 изображение антуража в нижней части листа, которое уравновесит композицию. В случае расположения объекта на кромке водоема или на высоком рельефе линия горизонта и объект изображаются в верхней части листа, соответственно нижнюю часть занимает рисунок ландшафта. Наиболее распространенный способ расположения – чуть ниже середины листа.

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 23. Примеры расположения проектируемого объекта и линии горизонта относительно плоскости листа

Во всех случаях композиционная направленность чертежа должна подчеркиваться со- ответствующим характером рисунка ландшафта, очертаниями деревьев, расположением фи- гур людей, животных, экипажей и автомобилей. Не рекомендуется располагать элементы ан- туража и стаффажа на осях сооружения, перекрывать изображения архитектурных акцентов. Очертания оформляющего рисунка не должны повторять очертания, силуэт, форму и харак- тер сооружения, а, напротив, должны их дополнять или быть с ними контрастными. В зависимости от конкретных задач изображение может быть плоскостным или глу- бинным. Эти противоположные по своим свойствам качества достигаются с помощью гра- фических приемов, подчеркивающих или, наоборот, расчленяющих цельность восприятия плоскости изображения. Если изображения фигур, деревьев не расчленяют плоскость листа бумаги, а лишь равномерно заполняют ее правильными метрическими шеренгами, то такое расположение элементов показывает, что все фигуры находятся в одной плоскости, одинако- во удалены от зрителя – формируется плоскостная композиция. Самый эффективный графи- ческий прием глубинности изображения – линейная перспектива. Основу иллюзии глубин- ности могут создать несколько наклонных линий, сходящихся в одной точке. Впечатление глубины усиливается последовательным уменьшением размеров фигур от переднего плана к заднему. Эти простые графические приемы заставляют зрителя представить в линейном изображении воздушное пространство, наполненное реальными предметами. Существует ряд графических приемов, создающих иллюзию глубинности в ортогональном изображении: – прием наложения изображения переднего плана на изображение заднего; 19 – прием сопоставления фигур в разных масштабах, где впечатление глубины возникает за счет восприятия разницы в размерах крупных и мелких изображений; – прием интенсивного выделения деталей переднего плана толстым контуром, интен- сивным штрихом или заливкой, что также создает ощущение глубинности (рис. 24).

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Рис. 24. Способы придания глубинности чертежу

Основу всех этих приемов составляет механика сопоставления предметов, величина и взаиморасположение которых создают иллюзию пространственности, по силе впечатления не уступающей перспективе.

Рис. 25. Примеры статичной и динамичной композиции чертежа

Динамика и статика изображения – средство сообщения рисунку состояния покоя или движения. По желанию автора чертежу или рисунку можно сообщить состояние покоя или движения (рис. 25). Это зависит от задач графической композиции, характера изображаемого объекта. Динамичность рисунка усиливается изображением деревьев с наклонными ствола- 20 ми, развевающимися ветвями. Чем более спокойны и уравновешенны очертания рисунка, чем ближе оси фигур к вертикали, тем спокойнее графическая композиция. В противопо- ложность состоянию покоя динамика изображения достигается нарушением равновесия фи- гур в рисунке, отклонением их осей от вертикали. Статичность или динамичность рисунка антуража и стаффажа должны соответствовать архитектурному замыслу, создавать необхо- димое для восприятия творческой идеи состояние покоя или напряжения. В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции архитектурного объекта заставляет с особым вниманием отне- стись к интенсивности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей анту- ража и стаффажа. Густая вязь линий, множество деталей затрудняют восприятие проекции архитектурного объекта, отвлекают внимание зрителя. Минимальное число деталей рисунка позволяет воспринимать композицию сооружения, пластику его формы, размер. Антураж и детали стаффажа должны выполнять свою основную задачу – помогать зрителю освоить идею архитектурного замысла.

3.5. Специфика изображения элементов антуража и стаффажа

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения (застройки)

Изображения растительности и деталей рельефа должны иметь условный характер, т. е. отображать наиболее характерные очертания стволов и крон деревьев, наиболее выразитель- ные линии складок местности и общие контуры силуэта архитектурных сооружений. Уро- вень детализации антуража выбирается согласно тому, что элементы окружения являются лишь дополнением к проекциям архитектурного объекта, не отвлекая на себя внимание зри- теля (рис. П.2.1–3). Виды и размеры растений, типы ландшафта, отображаемые времена года должны выбираться в соответствии с той природно-климатической средой, в которой пред- полагается размещение проектируемого сооружения, а также с его функцией и назначением (табл. П.1.1).

Изображение людей и животных

Фигуры людей на чертеже передают характер их деятельности в данном пространстве. Поэтому они должны соответствовать масштабу и функциональному назначению простран- ства. Изображаемая на них одежда должна быть соответствующей, необходимо избегать не- нужных деталей, отвлекающих внимание от более значимых элементов чертежа. Допустимо показать жесты людей. Динамичность фигур, включение в композицию как отдельных фи- гур, так и групп людей, различных по возрасту и полу, улучшают эстетические качества чер- тежа. Рост и пропорции фигур также должны быть достоверны (рис. П.2.4–6). Примерный средний рост мужской фигуры 176–182 см (исходя из роста «модулора» Корбюзье). В соот- ветствии с принятым размером мужской фигуры изображаются женские – высотой 160–165 см; фигуры подростков высотой 140–150 см; детей – высотой 100–120 см. Размеры животных также должны быть достоверны (табл. П.1.2).

Изображение транспортных средств

Изображая транспортное средство, необходимо выбирать наиболее выразительные ра- курсы и повороты, учитывая сокращение деталей формы и изменение кривизны очертаний в зависимости от выбранной точки обзора. Транспортные средства должны быть соразмерны как проектируемому объекту, так и фигурам изображаемых на чертеже людей (рис. П.2.7, 8). Стиль, габариты, техническое совершенство, материалы и даже цвет транспорта рекоменду- ется изображать в соответствии с тем стилем, с той исторической эпохой, которую представ- ляет проектируемый объект (табл. П.1.3).

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗРАБОТКИ АНТУРАЖА И СТАФФАЖА

4.1. Упражнение 1. Стилизация элементов антуража и стаффажа

В основе разработки антуража лежит предметный мир, который находит отражение в рисунках различной степени условности и детализации. Все многообразие графических изображений берет начало от реалистических фотографий, рисунка с натуры. На начальных этапах обучения, когда только начинает формироваться графический почерк, целесообразно при разработке антуража и оформления архитектурных чертежей использовать традицион- ный для архитектурного проектирования прием – рисунок на кальке с доведением его до не- обходимой степени стилизации и детализации. При выполнении упражнения необходимо подобрать фотографии или собственные ри- сунки с натуры дерева, средства транспорта (либо животного) и человеческой фигуры, и при помощи кальки осуществить абстрагирование и стилизацию изображений. Изображе- ния следует подбирать таким образом, чтобы в дальнейшем была возможность их компо- новки на листе с сохранением одного масштаба (рекомендуемые М 1:50, М 1:25). Произво- дится абстрагирование путем наложения кальки на исходное изображение с переводом наиболее важных деталей, создающих образ предмета. Для получения желаемого уровня детализации следующую кальку допустимо накладывать на предыдущую с дальнейшим обобщением до получения необходимого результата (рис. П.2.9). По достижении необходи- мой степени стилизации каждого объекта антуража и стаффажа все эти элементы должны быть скомпонованы в композицию на новом листе (рис. П.2.10, 11). Дерево, транспортное средство и человеческая фигура должны находиться в ортогональной проекции на линии первого плана без перспективных сокращений относительно друг друга, с учетом компози- ционного размещения на плоскости листа. На втором плане могут быть изображены эле- менты пейзажа. При изображении элементов антуража и стаффажа большую роль играют умелая стилизация и условность рисунка. Техника выполнения и её комбинирование выби- рается в зависимости от способа стилизации и от идеи автора при условии гармоничного сочетания графических приемов. Рекомендуемая графика исполнения: ахроматическая (черно-белая) условно-линейная (выполненная рапидографом либо чертежным пером) или тональная (заливка гуашью, от- мывка черной тушью или акварелью). Выполнять данное упражнение рекомендуется после сдачи клаузуры к проекту «Ли- нейная графика». С приобретением необходимых умений и навыков от рисования на кальке можно отказаться и выполнять рисунок уже непосредственно на окончательном чертеже. Необходимым условием для выработки собственного графического почерка является посто- янное упражнение и пополнение запаса графических примеров антуража. В дальнейшем ре- комендуется создание собственного альбома калек.

4.2. Упражнение 2. Выполнение чертежа фасада и плана участка здания с элементами антуража и стаффажа

Целью данного упражнения является реализация полученных навыков при оформлении чертежа фасада одно- или двухэтажного здания и планировки прилегающего участка. Архитектурное сооружение и его проекции выбираются студентом индивидуально с учетом ограничения этажности и принадлежности к определенному архитектурному стилю (желательно по согласованию с преподавателем). Рекомендуемые масштабы М 1:50, М 1:25. Кроме фасада строения на листе необходимо разместить деревья, группу людей и транс- портное средство. Перед началом выполнения упражнения необходимо определить особен-

ности будущей композиции (динамичность – статичность, глубинность – плоскостность, значение окружающего пространства для архитектурного объекта и пр.), выбрать графиче- скую технику исполнения, определить степень стилизации элементов антуража и стаффажа при соблюдении их соразмерности и масштаба. При необходимости акцентирования каких-либо элементов фасада возможно использо- вание линий большей толщины, например, при обводке переплетов, в некоторых случаях для показа падающих теней. Необходимо обратить внимание на тональное соотношение фа- сада и элементов антуража. Природное окружение должно дополнять и обогащать восприя- тие фасада, но не препятствовать этому (рис. П.2.12–14). При решении фасада в светлых то- нах допускается оттенить его более темной подачей антуража и наоборот – при плотной проработке объема архитектурного сооружения элементы природного окружения должны быть решены силуэтно. Цвета рекомендуется применять спокойные, ближе к земляной па- литре. Необходимо помнить о свойствах различных цветовых тонов, создавать иллюзии приближения и удаления изображаемого предмета. Графическая подача планировки прилегающего участка заключается в изображении и компоновке: здания, дерева, автомобиля (вид сверху), мощения, газона, цветников, воды, прочих элементов благоустройства. Следует учитывать символичность в изображении эле- ментов антуража. От здания необходимо построить тень на землю под произвольным углом, с учетом того, чтобы она не перекрывала большую плоскость. Рекомендуемая графика исполнения: хроматическая (цветная) штриховая со светотене- вой проработкой рапидографом, чертежным пером (штрих, пуантель, линейный растр) или цветовая (заливка гуашью, тамповка, отмывка акварелью). Выполнение упражнения предполагается после выполнения клаузуры к проекту «Ма- лая архитектурная форма».

Таблица П.1.1 Средние габариты зеленых насаждений,

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Таблица П.1.2 Средние размеры животных, мм

Что означает термин антураж в архитектурной графике

Таблица П.1.3 Средние размеры транспортных средств, мм

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *