Что означает тенденция гуманизации образования

Важные направления развития современной образовательной системы, демократизация образования

Преимущественно постоянное обучение для общества является областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а по возможности идеальных условий основного и профессионального формирования личности. Нацеленность гуманистического направления основана на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как существенной силе. Здесь находит выражение марксистское понятие о вольном развитии человека как условии свободного развития общества.

Гуманизация образования

Гуманизм устойчивого образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, базисом крайне благоприятных возможностей для становления творческой индивидуальности. Значимость и эталоны культуры, искусства, нравственности, все преимущества сферы духовного развития трансформируются из предмета изучения в целостный элемент учебно-воспитательной и познавательной деятельности, основу, предопределяющую содержимое образования, формы взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса. Гуманизация образования составляет основу этого процесса и является важным средством определения технократического отношения к реальности.

Демократизация образования

Демократизация образования обусловлена ее общедоступностью, предоставлению каждой личности возможности получить знания и усовершенствовать их. Как следствие, его неотделимой частью становится демократизация принципов существования и функционирования образовательных учреждений, самоуправленческой деятельности, вовлеченности обучающихся и увлеченности групп населения решением задач, охват вопросов финансирования.

Демократизация образования – это создание условий для удовлетворения потребностей представителей всевозможных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.

Демократизация школы

Демократизация школы – это отрицание понятия «винтика», ради концепции наивысшей ценности личности со стороны социалистического общества. Это также внимание к нуждам и требованиям общества и личности. Помимо прочего – освобождение педагогических взаимоотношений, освобождение от системы подчинения или сопротивления и обращение к принципам совместной деятельности. Это также формирование публичности образовательного учреждения, вовлечение общества в его развитие. Демократизация – наиболее безопасный механизм образования, ключевой фактор демократизации общества.

Чтобы демократизировать образование и образовательные системы необходимо в первую очередь отказаться от стереотипа контролирования государственных школ, ее понимания как государственного учреждения в принципе. Необходимо преодолеть отдаленность общества от школы и школы от общества, отчужденность школы от процессов, происходящих в общественной жизни.

Гуманизация школы

Существенный минус современной школы – ее обезличенность. Командный административно-бюрократический дух, строй школы и ее технократизация ведут к утрате основного образовательного понятия – «человек». Преодолеть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно только став на путь гуманизации школы.

Гуманизация – это внимание школы к ребенку, его личности, заслугам, вера в него, принятие его личных стремлений, запросов и интересов. Это также формирование благоприятных условий для определения и развития его способностей для самоопределения. Здесь школа должна быть нацелена не только на подготовленность ученика к будущей жизни, но и на создание полноценных условий жизни на каждом возрастном этапе.

Гуманизация – базовый компонент нового понимания педагогики.

Гуманизация изменяет саму сущность образовательной деятельности, делая центром всего процесса самого ребенка. Теперь главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.

Гуманизация реализовывается путем постепенной индивидуализации всего педагогического процесса и его персонализации. Главенствующую роль в процессе гуманизации школы, воспитания, играет искусство. Это, своего рода, средство становления и совершенствования творческих способностей, выразительного мышления, эмоциональной и эстетической стороны личности.

Ценность демократизации содержимого, форм и методов образования – в обеспечении всем и каждому доступа к высшим этажам культуры, в предельно возможном развитии талантов детей, устранении любых препятствий на пути становления. Помимо этого важным направлением развития демократии является гуманизация правосудия.

Информатизация образования

Информатизация образовательного процесса – это часть информатизации общества, комплекс социально-педагогических изменений, находящихся в зависимости от внедрения вычислительной техники и информационных технологий в образовательные организации и образовательный процесс. Данное направление распространилось во всем мире в течение последних десятилетий, что неразрывно связано с доступностью для образовательной системы и сравнительной простотой использования разнообразных видов компьютерной техники.

Источник

Гуманизация образования в России

Что означает тенденция гуманизации образования Наталья Сметнева
Гуманизация образования в России

Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом общественного прогресса становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социальной эволюции представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения и функционирования системы образования.

В настоящее время образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства.

Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие человеческих способностей, позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми. Будучи одной из мировых тенденций, гуманизация является основным принципом реформирования образования и в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. В России данные негативные явления усугубляются государственно-политическими, экономическими изменениями, которые привели к нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большей части населения, межэтническим и национальным конфликтам, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису. По-прежнему пути выхода из сложившейся ситуации учёные видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении ответственности за «судьбы мира», то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования.

В чём же суть гуманистического подхода в образовании? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определённых условий. Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей – создание условий для этого развития. В данном случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального, превращающего годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».

Цели образования при гуманистическом подходе во многом совпадают с целями личности в подростковом и молодом возрасте,которой присущи:

• специфическая социальная активность;

• усвоение норм и ценностей взрослого мира;

• настойчивое самоопределение, несущее осознание себя в обществе;

• учёт своих возможностей;

• формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях.

Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе – развитие личности – изменяет взгляд на ученика или студента, позволяет при сохранении его прежнего зависимого по объективным причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему ощущение принятия решений, значимости его роли.

Что означает тенденция гуманизации образования«Флаг России в творчестве детей» ко Дню России 12 июня – День России. Этот Праздник был учреждён в 1991 году в честь принятия РСФСР Декларации о полном государственном суверенитете.

Что означает тенденция гуманизации образованияФотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.

Что означает тенденция гуманизации образованияФотоотчет об участии во всероссийском флешмобе «Окна России» и флешмобе «Флаги России» 12 июня Фото отчет об участии во Всероссийском флешмобе#ОКНАРОССИИ и флешмобе # Флаги России 12 июняВсем мой пламенный Физкульт- привет. В условиях.

Картотека стихотворений о России и Дне России К каждому празднику педагоги дают детям стихи для заучивания. У меня есть вот такая картотека стихотворений о России и празднике в честь.

Что означает тенденция гуманизации образованияМастер-класс по изготовлению флага «Символ России — гордость России!» Поделки ко Дню России, ребятишки с удовольствием включаются в процесс их изготовления по инициативе взрослых. При этом они развивают.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Что означает тенденция гуманизации образованияСтенгазета к Дню России «Цветы России» Коллективная работа детей старшей группы. Стенгазета»ЦВЕТЫ РОССИИ» 12 июня в России отмечался праздник важный для всех граждан могущественной.

Источник

Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду

Что означает тенденция гуманизации образования

Об экспертах:

Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).

С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.

Что такое гуманизация образования

Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.

Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.

В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.

Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.

Как учесть индивидуальные образовательные особенности

Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.

У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.

Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.

Что означает тенденция гуманизации образования

К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.

Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.

Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»

Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.

Как работать с барьерами к получению образования

Есть несколько основных преград к получению новых навыков.

Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.

Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).

Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.

Что означает тенденция гуманизации образования

Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.

В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.

Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.

Как сделать образование гуманным:

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Что означает тенденция гуманизации образования

Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».

Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.

Что означает тенденция гуманизации образования

Ведущая идея

В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.

Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.

Каковы основные тенденции развития образования?

Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:

Что означает тенденция гуманизации образования

Актуальные проблемы современности

Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.

Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.

Что означает тенденция гуманизации образования

Цели и задачи подхода

Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.

Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.

Что означает тенденция гуманизации образования

Мнения экспертов

Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.

А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.

Что означает тенденция гуманизации образования

Особенности подхода

Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.

Что означает тенденция гуманизации образования

Важные аспекты

В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.

К примеру, выбрав авторский учебник по химии, педагог вносит в него дополнительно блок, направленный на развитие и совершенствование практических навыков.

Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.

Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.

Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.

Критерии эффективности

При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.

Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:

Отличительные особенности гуманизации

Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.

Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.

Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.

Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.

Что означает тенденция гуманизации образования

Заключение

Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.

Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.

После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *