Что означает тематическая беседа
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей
Татьяна Беляева
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
Содержанием беседявляется формирование представлений у дошкольников об окружающей жизни: о быте и труде людей, о событиях общественной жизни, о деятельности детей в детском саду.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом сведений, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Выделяют следующие группы тем для бесед с детьми:
1. Темы,отражающие явления общественной жизни: «»Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о труде людей и т. п.
2. Беседы на бытовые темы: Об игрушках, о школьных и умывальных принадлежностях, об одежде, о посуде, об использовании техники в домашнем труде и др.
3. Беседына природоведческие темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние животные», «Комнатные растения», «Весна», «Осень» и т. д.
4. Беседына литературную тематику: «О сказках», «С. Я. Маршак – детям», «Книги о животных», о художниках-иллюстраторах.
5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Будь хорошим товарищем», «О добрых делах и поступках».
По назначению беседы классифицируются на:
— вводные (предваряющие, цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;
— сопутствующие (сопровождающие). Цель таких бесед – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове;
— заключительные (итоговые, обобщающие, цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема «Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.
Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.
Конспект познавательного развития «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.
Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.
Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.
Тематическая беседа для старшеклассников «Вся правда об электронных сигаретах»
Вадим Стрелков
Тематическая беседа для старшеклассников «Вся правда об электронных сигаретах»
Цель: информирование о вреде употребления электронных сигарет, их составе и влиянии на организм.
Оборудование: ноутбук, презентация, видеоролик.
Форма проведения: тематическая беседа.
Ход занятия.
— Здравствуй. Сегодня у нас тематическая беседа о вреде электронных сигарет.
— Для начала, я предлагаю тебе ответить на несколько вопросов.
— Посмотрим, как ты считаешь, несёт вред электронная сигарета или нет?
1. Как ты считаешь, вредна ли для здоровья электронная сигарета?
2. Можно ли верить телевизионной рекламе о безвредности электронной сигареты?
4. Как ты думаешь, одобряют или нет врачи электронные сигареты?
5. Электронная сигарета помогает бросить курить?
6. Электронная сигарета превосходно подходит на роль ценного и оригинального подарка.
— И к какому мнению, отвечая на эти вопросы, мы с тобой пришли, несет ли вред электронная сигарета или нет?
— Как ты думаешь, почему?
— Электронные сигареты появились в 2006 году в Китае и по сей день продолжают медленно, но верно захватывать рынок, благодаря рекламе и маркетингу, которые яро заявляют о безопасности использования «уникального продукта
— Сейчас мы посмотрим видео о электронной сигарете.
Реальный вред электронных сигарет
Задачей производителей электронных сигарет является создать иллюзию удовольствия, а для этого используются те же химические соединения, которые искусственно добавляют и в обычные сигареты. Прежде всего никотин вызывает мощное привыкание и, ко всему прочему, является сильным нейротоксином, т. е. ядом. И это далеко не преувеличение! Какой от него вред?
Он разрушает постепенно и нервную систему, и иммунную, которая является самым мощным инструментом, помогающим нам бороться с разного рода болезнями и инфекциями. Но вред здоровью наносят и другие компоненты, входящие в состав электронных сигарет.
В разных странах были проведены разнообразные исследования с целью выяснения того, каков на самом деле вред электронных сигарет.
И вот какие результаты были получены.
Можно заметить, что ни в одном из упомянутых выше исследований не было сказано ничего, что касалось бы качества, безопасности и эффективности электронных сигарет.
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Вот и славно отдохнули.
Чем опасны электронные сигареты?
Никотин — основное вещество содержащееся в табаке, вызывающее зависимость, является третичным амином. При курении электронных сигарет никотин попадает в лёгкие и там быстро всасывается в кровь. Уже через 8 секунд после затяжки электронной сигареты он попадает в мозг. И только через 30 минут после прекращения курения электронной сигареты концентрация никотина в головном мозге начинает снижаться, т. к. он начинает распределяться по всем тканям и органам в организме. Способность никотина связываться с холинергическими и никотиновыми рецепторами центральной нервной системы и другими структурами, обуславливает возникновение пристрастия к никотину. Кроме того, никотин способствует сужению кровеносных сосудов из-за этого начинается кислородное голодание головного мозга и других органов. Сосуды под действием никотина постепенно истончаются, теряют эластичность – а это приводит к инсульту, заболеваниям сердца (инфаркт миокарда, почек, развивается атеросклероз сосудов нижних конечностей (который приводит к гангрене нижних конечностей и ампутации). Производители электронных сигарет забывают упомянуть и о том, что никотин вызывает мутации клеток, и в следующих поколениях эти мутации только возрастают. Производители электронных сигарет «темнят» с точным составом картриджей, что там намешано и сколько там никотина известно только им.
— Рассмотрим некоторые «за» и «против».
Электрокурение имеет немало очевидных преимуществ. Начнем с того, что вред электронных сигарет существенно меньше уже по той причине, что курильщик прекращает вдыхать едкие и токсичные продукты горения. Конечно, если в сигарету заправлен обычный никотиновый картридж, то это вещество продолжает поступать в организм. И все же, такое курение избавляет человека от вдыхания угарного газа, смол, цианидов, аммиака, бензола, тяжелых металлов и еще около 4000 вредных веществ – вечных спутников процесса горения обычной сигареты.
Как следствие, уходит характерный кашель курильщика, легкие постепенно очищаются от осевшего в них никотина, улучшается вкус и обоняние, уменьшается риск развития онкологии дыхательных путей и легких.
Окружающие в безопасности
При курении электронных сигарет отсутствует вред, наносимый окружающим – ведь нет дыма, а значит, никто не пострадает от пассивного курения. Благодаря этому, электронную сигарету можно курить там, где никто не позволит зажечь обычную – в ресторане, в офисе. Электронная сигарета избавляет и от таких неприятностей как едкий табачный запах изо рта, от рук и одежды курящего.
Не нужно иметь под рукой обязательную зажигалку и пепельницу. Нет угрозы прожечь сиденье в машине или любимое кресло дома.
Считается, что по сравнению с обычным курением, вред электронных сигарет минимален. Однако достоверно сказать об этом можно будет лишь через 10-20 лет, когда это изделие пройдет испытанием временем, а заядлые электрокурильщики будут всесторонне обследованы на предмет имеющихся проблем со здоровьем. Впрочем, некоторые факты настораживают уже сейчас.
Еще одна ловушка, ожидающая электрокурильщиков – соблазн курить чаще и больше. Осознание того, что е-сигарета «практически безвредна», и курить ее можно «где угодно и сколько угодно», часто играет с потребителями этого электронного чуда злую шутку. Особенно часто на эту удочку попадаются те, кто использует жидкости для электронных сигарет или готовые картриджи с минимальным (LOW) содержанием никотина. Человек начинает курить (парить) не в пример больше тому, как делал это раньше, искренне считая, что особого вреда организму не наносит.
Результат – все та же передозировка никотина со всеми вытекающими «прелестями» — головокружением, головной болью, тошнотой, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей и выраженной общей слабостью.
Средство для отвыкания?
Отечественная реклама нередко преподносит электронную сигарету как средство, позволяющее быстро и легко бросить курить. Вот только при изобретении этого чуда создатели хотели всего лишь придумать аппарат, позволяющий курильщикам не отказываться от своей привычки в условиях жестко меняющегося законодательства. То есть, никакой речи об облегчении процесса отказа от курения не было.
Да, курильщик может значительно снизить вред электронных сигарет, самостоятельно контролируя концентрацию никотина, используя картриджи или жидкости с меньшим его содержанием. Но ведь привычка держать в руках сигарету, делать затяжки, сопровождать сигаретой важный разговор или какое-то действие никуда не уходит. А значит, не решается главная проблема – психологическая зависимость от курения. По этой причине многие наркологи считают электронные сигареты наименее эффективными в борьбе с курением.
На крючке у производителей
Еще один аспект вреда электронных сигарет заключается в невозможности курильщика самостоятельно проконтролировать состав готовых жидкостей и картриджей. Не так давно Администрацией по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США была произведена экспертиза продукции нескольких производителей электронных сигарет. В частности, тестировались жидкости и картриджи для электронных сигарет. Выяснилось, что нередко в жидкостях присутствовали незаявленные в составе вредные примеси, например, нитросамин – вещество, способное спровоцировать онкологические заболевания.
В ряде случаев в безникотиновых картриджах был обнаружен никотин. Вероятно, недобросовестные производители таким образом пытаются продлить срок отвыкания потребителя от сигареты, подкармливая живущего внутри каждого курильщика маленького «никотинового монстра».
Личный выбор каждого
На сегодняшний день медики согласны с производителями лишь в одном: вред электронных сигарет существенно меньше, чем при обычном курении. Однако достоверно говорить о мере их безопасности можно будет лишь спустя несколько лет, а то и десятилетий, после проведения клинических испытаний и серьезных научных исследований.
— Возможно, в недалеком будущем появятся сведения, которые раз и навсегда повернут взоры курильщиков в сторону электронной новинки, или наоборот, навсегда развенчают мифы о ее безопасности.
Почему можно говорить только о возможной безопасной подмены сигареты? Дело в том, что в отличие от традиционных сигарет, электронные сигареты пока не подлежат обязательной сертификации, а значит, говорить стопроцентно уверенно о вреде или пользе еще рано. Сертификация означает строгие нормы содержания тех или иных веществ в составе сигареты, таких, как никотина и других опасных веществ, в обычных сигаретах содержание таких веществ строго прописаны Всемирной Организацией Здравоохранения. Более того, электронные сигареты не проходили полных испытаний ВОЗ, а всего лишь подвергались тестированиям врачей, ученых и специалистов из независимых исследовательских организаций разных стран.
— А теперь давай посмотрим устройство электронной сигареты. Как ты думаешь, чем оно может грозить человеку?
Хороший и в меру эффективный способ бросить курить традиционные сигареты с помощью понижения количества никотина и перехода на картриджи с полным его отсутствием (по заявлению производителей).
Не содержит продуктов горения и смол, а значит, в отличие от обычных сигарет, этот очевидный факт уже не загрязняет легкие.
Не оставляет запаха и, в виду отсутствия табачного дыма, можно курить в запрещенных для курения местах.
Цена набора картриджа не дороже средней цены за пачку сигарет, а значит в денежном эквиваленте, переход на электронику не выходит дороже, если не считать первоначальные затраты на покупку устройства.
Удобство: не докурив можно бросить в карман, нет опасности попадания пепла на одежду, не требуется пепельниц и нет необходимости мусорить по окончании курения.
Бросив курить традиционные сигареты, появляется психологическая привычка к другим, в данном случае электронным сигаретам, а значит. психологическая тяга и влечение, что влечет за собой неоправданные траты средств.
Подсознательно осознавая якобы «полную безопасность» такого вида курения, возможно, увеличения количества и продолжительность курения электронных сигарет, что опять же трактуется, как вредная привычка с электронной штукой в зубах.
Отсутствие вредных примесей в жидкостях утверждают только производители, Всемирная Организация Здравоохранения на данный момент не располагает точными исследованиями и не может подтвердить или опровергнуть полную безопасность данного изделия.
Водяное облако в виде имитации дыма не подходит под запрет курения данного типа сигарет в общественных местах, но это не означает, что подобный «искусственный дым» не раздражает третьих лиц.
Электронная сигарета не подлежит обязательной сертификации, а значит, не исключено наличие подделок и низкопробных, возможно, представляющих опасность здоровью устройств.
-Какие выводы для себя ты сделали на этом занятии?
— Будь честен с самим собой и спроси себя, разве нужно быть учёным, чтобы понять простую вещь – ежедневное вдыхание химических соединений, о которых вы даже не подозреваете, опасно и может нанести серьезный вред вашему здоровью. Береги себя!
Консультация для родителей «Правда или ложь» Если вы за ребенком замечаете, что он некоторые события приукрашивает. Об этом стоит задуматься! Не дайте маленькому человеку стать врунишкой.
Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.
Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.
Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.
Воспитательно-образовательное значение беседы и ее место среди других методов работы
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя, а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.
Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи,и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.
Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания.
Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос- выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседы имеют и воспитательное значение.Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город?», «Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?». Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.
Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей, медленно соображающих и менее развитых, целесообразно предварительно подготовить к занятию- вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае –обратиться к специалистам: логопедам, психологам.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности.
Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально нравственного воспитания.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
2. Виды, тематика и содержание бесед в разных возрастных группах.
Беседа — лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки, если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед:
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.
Для этого вида беседыхарактерно участие разных анализаторов: зрение, слух, осязание, мускульнодвигательная сфера, моторная деятельность.
Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы,такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту, анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
1. Темы,отражающие явления общественной жизни:
-о подготовке к праздникам,
«Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.
А) работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона,строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.
Б) беседы,отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».
В) беседыоб использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».
3. Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях, предметах быта, о любимых сказках и книгах, о школе, о самих себе.
4. Беседы о природе:(пора года, труд, растения, животные)«Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».
5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».
Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей, но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы.
В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок, живых объектов. В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
3. Структура обобщающей беседы.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей.
Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы,как:
1. вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;
2. анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;
3. элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Этическая беседаможет быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал.
При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно.К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять.
Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо» Село «Пощупово» расположено в 24 км от города Рыбное, на окских холмах. Спокойно и хорошо здесь в любое время года. И, казалось бы, на таком.
Фотоотчет «Покормим птиц зимой! Распространение опыта среди воспитанников других групп» Акция «Покормите птиц зимой» шагает по стране не первый год. И это как раз тот случай, когда проект можно и нужно повторять ежегодно, он.
Система оздоровительной работы с дошкольниками посредством использования методов коррекции плоскостопия «Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию.
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности Доклад. Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности». Дети с особенностями развития.
Конспект игры-беседы «Каждой вещи свое место» Цель: познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место». Задачи: познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место». Выяснить.
Эссе «Концертмейстер — это призвание или место работы?» Концертмейстер – это призвание или место работы. Художественная практика концертмейстеров в хореографическом, оркестровом и хоровом классах.
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста.
Конспект родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями «Родительские собрания в ДОУ с использованием.
Опыт работы «Использование инновационных методов в работе с родителями» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании.
Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.