Что означает тема в русском языке

Значение слова «тема»

Что означает тема в русском языке

2. Муз. Основной мотив какого-л. музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития. Тема с вариациями.Главная тема «Исламея» была записана Балакиревым на Кавказе. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Тема (греч. θέμα «положение») — предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. В литературе — круг проблем, образующих основу художественного произведения.

Тема в воровском жаргоне — способ заработка, получения денег; дело.

Тема — мелодия, которая является основой для части или всего произведения.

Тема — оформление компьютерных программы или игры.

Тёма — уменьшительный вариант имени Артём, Артемий.

Тема (совр. Тейма) — древнее поселение на северо-западе Аравийского полуострова.

«Тема» (1979) — художественный фильм производства СССР.

«Тема» — одно из первых российских ток-шоу.

Тема в шахматной композиции — сюжет, замысел, заложенный автором в задачу (этюд).

Тема Firefox — дополнение, позволяющее изменить пользовательский интерфейс браузера.

Тема — город в Гане.

ТЕ’МА, ы, ж. [греч. thema]. 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице. Лесков. || Предмет, сюжет беседы, разговора. Обиходные темы сокращали наш мирный досуг. Некрасов. Туфта потерял нить и перешел к другой теме. Н. Островский. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная т., побочные темы увертюры. Т. с вариациями. Мрачная т. анданте. Бравурная т. аллегро. Увертюра к опере «Фауст» построена на теме арии Валентина. 3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно «о» или «е») к корню (лингв.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Тема.

те́ма

1. сравнительно самостоятельная смысловая составляющая в общем содержании высказывания, литературного произведения, текста и т. п. ◆ Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. ◆ Обиходные темы сокращали наш мирный досуг. Некрасов

2. основной предмет, лейтмотив, смысловое содержание чего-либо (напр., обсуждения, встречи, сочинения и т. п.), проходящее через него красной нитью

3. муз. мелодия, служащая для построения большой музыкальной формы ◆ Главная тема финала этой симфонии Бетховена стала гимном Европейского Союза.

4. лингв. в рамках модели актуального членения предложения — изначально данная составляющая предложения (в противоположность реме) ◆ Темой обычно считается исходный пункт высказывания, предмет сообщения, а ремой — то, что сообщается о теме.

5. сленг что-либо интересное, цепляющее, заслуживающее внимания ◆ — А давай пойдём вечером в кино с народом, а после впишемся у чуваков на Южке? — Слушай, а это тема!

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает тема в русском языкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: зоря — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Что означает тема в русском языке

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

Что означает тема в русском языке

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

Что означает тема в русском языке

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

Что означает тема в русском языке

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Пчёлы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».

В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».

Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).

В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Источник

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Текст. Тема текста

Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.

Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.

Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.

А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.

Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.

У нас остался еще один листок. Прочитаем его.

Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.

Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.

Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.

Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.

Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:

Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.

Потренируемся.

Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.

(Правильный вариант: 2143)

В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются

предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.

В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?

Пример текста-описания.

Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.

Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?

Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?

Прочитай текст-повествование.

Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.

Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.

В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?

Познакомься с примером текста-рассуждения.

В жизни каждого человека очень важен поступок.

По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.

В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.

Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.

Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.

Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!

О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.

Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?

Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.

С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.

Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.

С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.

Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.

Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?

Потренируемся.

Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?

Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Источник

Отличие темы от основной мысли текста

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.

Основные признаки:

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.

Тексты могут описывать:

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Подсказки, по которым можно определить тему:

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Пояснения на примерах

Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.

Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.

— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?

Первоклассники поднимают руки.

— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.

— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.

— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.

Учительница улыбается. Она говорит детям:

— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.

Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.

Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:

«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».

Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.

Тема текста — «Волк» или «Волки».

Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *