Что означает техническая посадка при перелете

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Рекомендации Роспотребнадзора при осуществлении авиаперевозок

Рекомендации Роспотребнадзора при осуществлении авиаперевозок

В соответствии с Методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20, утвержденными Главным государственным врачом Российской Федерации 08.05.2020 года, в условиях эпидемического распространения COVID-19, предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями в Российской Федерации.

В соответствии с рекомендациями, разработанными Федеральной службой Роспотребнадзор, в условиях эпидемического распространения COVID-19, при постепенном возобновлении воздушного сообщения между регионами следует учитывать существующие ограничения по режиму изоляции в регионе прибытия в отношении въезжающих граждан из других регионов.

В условиях возобновления внутренних авиаперелетов с целью снижения рисков распространения инфекции при осуществлении пассажирских перевозок считаем важным использование на воздушных судах средств защиты органов дыхания (маски) и перчаток, как членами экипажей, так и пассажирами, а также наличие запаса дезинфицирующих индивидуальных средств (салфетки, гели) для обработки рук (из расчета посадочных мест).

Представителям авиакомпаний необходимо предусмотреть:

— осуществление членами экипажа контроля за соблюдением пассажирами мер социального дистанцирования в течение всего полета, в т.ч. ограничение их передвижения во время полета;

— информирование пассажиров о необходимости соблюдения профилактических мер в полете (раздача памяток, информирование по громкой связи);

Члены экипажа в течение всего полета должны использовать маски и перчатки, а также регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами, обладающими вирулицидной активностью.

Необходимо предусмотреть осуществление дезинфекционной обработки воздушного судна, образовавшихся в ходе полета отходов (до их утилизации), а также выдаваемого пассажирам многоразового мягкого инвентаря после выполнения каждого рейса.

А также должны предусматриваться и проводиться мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди экипажа и пассажиров воздушного судна (ВС) судна, которые включают в себя:

Источник

9 советов для беспроблемного перелета с пересадкой

Что означает техническая посадка при перелете

1. Купите единый билет

Лететь с пересадкой можно двумя способами: по одному билету или по разным.

Если все перелеты — в едином билете, то за доставку вас и вашего багажа в конечную точку маршрута отвечает авиакомпания. Что это значит:

Если вы нашли и забронировали перелеты по отдельности и они оформлены разными билетами, то это самостоятельная стыковка и вся ответственность лежит на вас. Что это значит:

Как понять, что перелеты оформлены единым билетом?

✅ Единый билет с перечислением всех рейсов должен быть выписан на одном бланке с единым номером.

✅ Если у вас несколько кодов бронирования PNR при общем номере билета, свяжитесь с авиакомпанией или агентством и проясните ситуацию.

✅ В поиске Скайсканера по умолчанию показаны перелеты, которые при бронировании будут оформлены единым билетом. О самостоятельной стыковке мы вас предупредим.

Что означает техническая посадка при перелете

2. Узнайте, что с визой и багажом на пересадке

Стыковочный перелет с единым билетом кажется простой и понятной историей: пересадка через транзитную зону, получать и сдавать багаж в промежуточном аэропорту не нужно. Чаще всего так и есть.

К примеру, при перелете со стыковкой в шенгене можно не выходить из транзитной зоны и не оформлять визу, если на рейс вы регистрируетесь по единому билету, пересадка внутри шенгена одна, короче 24 часов и без смены терминала, а багаж оформлен до конечного пункта.

Но бывает и по-другому:

Как узнать, нужна ли виза при пересадке с рейса на рейс

Чтобы узнать наверняка, нужна ли для пересадки виза, зайдите на сайт TravelDoc, выберите Multi Segment и заполните данные о перелетах и стыковках. Для надежности почитайте отзывы пассажиров, которые уже летали по вашему маршруту, и задайте вопрос авиакомпании по электронной почте или по телефону.

Багаж при перелете по единому билету, как правило, летит до конечного пункта, но тоже не без исключений. Бывает, что даже без выхода из транзитной зоны нужно забрать багаж и пройти с ним через контроль безопасности.

Если вы хотите зарегистрировать чемодан или рюкзак до конечного пункта или, наоборот, по какой-то причине решили получить его в транзитном аэропорту — выскажите свои пожелания на регистрации.

Если летите разными перевозчиками (даже по одному билету), заранее узнайте нормы провоза багажа и ручной клади у каждого. Иначе на пересадке может оказаться, что на второй рейс бесплатно можно сдать меньше, чем на первый.

3. Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылетаете

Убедитесь, что точно знаете, откуда у вас вылет. Полно историй, когда пассажиры уже сидя в аэроэкспрессе понимали, что едут не в тот аэропорт, или купив билеты с короткой стыковкой, с ужасом выясняли, что придется мчаться на такси в соседний терминал.

Идеально, когда пересадка — без смены аэропорта и терминала. Если так не получается, заранее узнайте, на каком транспорте удобнее и быстрее добраться и сколько времени это займет при самом худшем сценарии.

4. Следите за местным временем

В билетах указано местное время вылета. В пункте пересадки можно перевести свои часы, но удобнее следить по электронным табло: там точно не будет ошибок.

5. На короткой пересадке ускорьтесь

При самостоятельной стыковке по разным билетам все понятно: не опоздать на второй рейс — сугубо ваша зона ответственности.

А что делать, если вы летите по единому билету и короткую стыковку авиакомпания заложила сама? Например, у вас пересадка 1 час в аэропорту Схипхол или Шарль-де-Голль. Тут надо бежать как можно быстрее!

Старайтесь не летать со стыковками короче 2 часов — даже по единому билету.

На плотных пересадках бывает, что всех пассажиров встречают и провожают до следующего рейса сотрудники авиакомпании, но это не гарантировано. Если беспокоитесь, можно заказать платную услугу Fast Track для опаздывающих или попросить бортпроводников с первого рейса показать вам, куда бежать после посадки.

Подробнее:

6. На длинной пересадке используйте время с толком

При правильном настрое ожидание во время пересадки станет отдельным приключением. Опытные путешественники специально выбирают долгие стыковки, чтобы успеть побольше интересного.

Вот несколько идей, чем заняться при пересадке дольше 5-6 часов:

Подробнее:

7. Попробуйте стоповер

Лейовер — обычная стыковка между рейсами до 24 часов.

Стоповер — когда в пункте пересадки вы проводите больше 24 часов. Это отличный способ посмотреть город и получить еще один мини-отпуск — за цену обычного перелета или не сильно дороже. Некоторые авиакомпании при стоповере еще и бесплатную гостиницу предлагают.

Примеры удачных городов для стоповера — Стамбул, Дубай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур.

Как найти рейсы со стоповером или долгой стыковкой на Скайсканере

1) Выбирайте рейсы с длинными стыковками.

В результатах обычного поиска на Скайсканере ищите рейсы с длинными пересадками и сравнивайте цены на прямые и стыковочные рейсы.

Что означает техническая посадка при перелете

2) Воспользуйтесь поиском сложных маршрутов.

Нагуглите, в каких городах делают пересадки авиакомпании по вашему маршруту. Теперь выберите функцию поиска сложного маршрута на Скайсканере, чтобы превратить обычную пересадку в стоповер.

Проверьте, как будет дешевле: забронировать сразу все рейсы по маршруту (например, «Москва — Сингапур — Бангкок — Москва») или по отдельности (например, «Москва — Сингапур + Бангкок — Москва» и отдельно «Сингапур — Бангкок»).

Что означает техническая посадка при перелете

8. Предупредите авиакомпанию, если не полетите

В авиакомпаниях действуют правила:

Это значит, что если вы не придете на один из рейсов в билете, то все остальные сгорят.

Допустим, у вас билет Москва — Стамбул — Анталья и обратно, и вы решили из Стамбула в Анталью добраться на машине. Если не прийти на рейс и никого не предупредить, обратные билеты из Антальи до Стамбула и из Стамбула до Москвы перестанут быть действительными.

Многие авиакомпании разрешают сохранить стыковочные и обратные при условии, что вы позвоните и предупредите о своих планах до конца регистрации. Если правила тарифа позволяют, вы даже сможете получить возврат за неиспользованный сегмент.

Чтобы сделать максимум возможного, не тяните и звоните перевозчику сразу, как только поймете, что не полетите.

9. Заходите в дьюти-фри перед вылетом из последнего аэропорта

Купить в дьюти-фри бутылку дорогого алкоголя и выкинуть из-за того, что ее не разрешили взять на следующий самолет, — ужасно обидно. Так происходит, когда между рейсами не предусмотрена транзитная зона и нужно снова сдавать багаж (а значит, опять применяются требования к ручной клади и багажу) и проходить досмотр, через который нельзя проносить жидкости в емкостях больше 100 мл.

Чтобы этого избежать, заходите в дьюти-фри в «чистой зоне» перед посадкой на последний рейс или в конечном аэропорту, если там есть Duty Free по прилете. Другой вариант — закупиться перед первым рейсом, если вы уверены, что на пересадке не будете выходить из транзитной зоны. Главное — сохраните чек и не вскрывайте пакеты дьюти-фри, тогда покупки точно доедут с вами.

Источник

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

Что означает техническая посадка при перелете
ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Путешествовать самолетами – легко, быстро и удобно! Чтобы воздушные путешествия стали еще более понятными и приятными, а над вашей головой не сгущались тучи (во всех смыслах), предлагаем ознакомиться с нашей памяткой авиапассажиру.

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?

Это зависит от билета. Если у Вас «невозвратный» билет, то нужно уточнить у авиакомпании, можно ли – и сколько кг? – провезти бесплатно. Однако будьте готовы к тому, что придется оплатить весь багаж целиком, потому что у авиакомпании нет никакой нормы бесплатного провоза багажа для «невозвратных» билетов (абз. 4 п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса).

Если же Вы летите по билету, который можно сдать, то вправе рассчитывать на бесплатный провоз, минимум, 10 кг багажа (абз. 3 п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ, п. 122 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, далее – ФАП 82).

Если пассажиры путешествуют вместе (например, члены семьи или коллеги), то багаж по их просьбе «суммируется», то есть рассчитывается его общий вес, а не для каждого в отдельности (п. 127 ФАП 82). Правда, даже в этом случае каждый конкретный чемодан не должен весить более 30 кг: во-первых, такой багаж считается тяжеловесным и оплачивается отдельно, причем без учета «бесплатной» нормы, а во-вторых, его вообще могут не принять, если это заранее не согласовать (подп. 12 п. 25 и п. 124, п. 136 ФАП 82). Бесплатно сверх нормы бесплатного багажа можно провозить только инвалидные коляски (п. 124 ФАП 82), а также костыли, трости, ходунки, роллаторы (для пассажиров, которые сами ими пользуются) и детские коляски (п. 136 ФАП 82).

Внимание! О том, можно ли будет бесплатно провезти багаж, и сколько именно, пассажирам обязательно должны рассказать еще до покупки билета (абз. 6 п. 1, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ)!

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется (п. 130 ФАП 82). А вот ножницы (с клинком длиннее 6 см), ртутный термометр, жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж, – в салон с ними не пустят (подп. 1 и 2 п. 2 Приложения 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, далее – Правила ПППД).

Живой багаж

Ваши четвероногие питомцы могут перевозиться в самолете: в салоне – только с согласия перевозчика, а в багаже – в любом случае (п. 143 ФАП 82). Разумеется, у вас на руках должны быть необходимые ветеринарные документы. Чтобы перевезти животных в багажном отсеке, их помещают в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха, крепким замком и дном с абсорбирующим материалом (абз. 4 п. 143 ФАП 82). Однако этот живой багаж в норму бесплатного провоза багажа не входит, поэтому и питомец, и его клетка, и даже корм для питания во время полета будут взвешены и дополнительно оплачены (абз. 5 п. 143 ФАП 82).

Что взять с собой в салон?

Независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумочку или портфель (с вложенными в них вещами, разумеется), букет цветов, верхнюю одежду и костюм в портпледе, лекарства и детское питание – в количестве, необходимом для полета (п. 135 ФАП 82). Вместо сумки или портфеля можно взять рюкзак – только следите, чтобы его вес и габариты были не больше тех, которые установлены авиакомпанией. Кроме того, в салон бесплатно можно взять покупки из дьюти-фри, упакованные в опломбированный пластиковый пакет, – опять же, не превышающие по весу и размерам те лимиты, которые установлены авиакомпанией. Что касается детской переноски, детской коляски, а также роллаторов, ходунков, костылей и трости – взять их в салон получится только в том случае, если они поместятся под креслом или на верхней полке; конкретные размеры лучше предварительно уточнить у авиакомпании (п. 135 ФАП 82). Но вы можете взять с собой и, собственно, багаж – если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне (конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, но не могут быть менее 5 кг на пассажира, см. п. 133 ФАП 82). Именно такой багаж называется ручной кладью (п. 85 ФАП 82). В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особых мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики (п. 60 Правил ППППД).

Кстати, в полете нельзя пользоваться электронными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электронной аппаратурой (абз. 8 п. 47 Правил ППППД). Если об этом по громкой связи объявит (а следовательно, распорядится) командир воздушного судна, то за нарушение запрета можно получить административный штраф или даже арест (ч. 6 ст. 11.17 КоАП).

Алкокладь

Один из самых актуальных вопросов – можно ли проносить с собой на борт алкоголь, и сколько? В багаже – то есть без доступа к нему во время полета (п. 70 Правил ППППД) – пассажиру можно провезти не более 5 литров крепкого алкоголя (24-70%) и некрепкого – столько, сколько ему угодно (абзацы 4 и 5 подп. 1 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). В салоне можно провозить только тот, причем неоткрытый, алкоголь, который был куплен в самолете или магазинах duty-free в аэропорту, причем строго в день поездки (абз. 12 подп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). Можно также пронести «свой» – но в таре не более 100 мл, и обязательно закрытый (абз. 9 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД).

Обратите внимание! Это нормы, касающиеся именно провоза спиртного в самолете. Они могут не совпадать с нормами ввоза алкоголя на территорию конкретной страны. В частности, на территорию РФ один взрослый пассажир вправе провезти не более 5 л спиртного (п. 5 Приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», далее – РС ЕЭК № 107), а детям ввозить спиртное в нашу страну вообще не разрешается. Из этих 5 литров бесплатно можно ввезти только три, а еще за остальные нужно доплатить пошлину (п. 5 Приложения 1 к РС ЕЭК № 107), в размере 10 евро за литр напитка (п. 7 Приложения 2 к РС ЕЭК № 107). Все спиртное сверх 5 литров (а в отношении детей – любой алкоголь) не считается товарами личного пользования (п. 3, п. 4 Приложения 6 к РС ЕЭК № 107), и, следовательно, может ввозиться только с соблюдением специальных таможенных процедур (см. гл. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Дети – авиапочтой

Летать самолетами – это дорого, но быстро. Поэтому иногда проще отправить ребенка к бабушке на каникулы одного, без сопровождения, ведь за небольшое время без родительского пригляда ничего страшного не произойдет, а деньги будут сэкономлены. Закон это допускает: пассажиры старше 12 лет могут садиться в самолет и летать вполне самостоятельно (абз. 3 п. 104 ФАП 82), а дети от двух до двенадцати лет – под наблюдением авиакомпании, если это предусмотрено ее правилами (абз. 2 п. 104 ФАП 82). Для этого родители оформляют специальное письменное заявление на наблюдение и перевозку несопровождаемого ребенка (п. 105 ФАП). Такое заявление, впрочем, можно подать и в отношении более старшего отпрыска (до 16 лет), если вы очень за него тревожитесь (п. 105 ФАП 82). А вот малыши до двух лет (дети – инвалиды до 12 лет) могут летать исключительно в сопровождении взрослых (п. 104 ФАП 82). Если несопровождаемый ребенок выезжает за границу РФ, ему необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд с указанием срока выезда и страны посещения (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», п. 102 ФАП 82).

Не болейте!

Могут ли не пустить в самолет больного пассажира (или пассажирку на сносях)? С одной стороны, специального запрета на перевозку заболевших и беременных лиц в законе нет: пассажир должен сам определить возможность путешествия, исходя из состояния своего здоровья (п. 108 ФАП 82). Однако если болезнь пассажира серьезная, или заразная, или даже просто создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, то на борт могут и не пропустить (подп. 3 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, подп. 3 п. 230 ФАП 82). Получается, что приходить в аэропорт с сильным недомоганием очень рискованно, при том что если болезнь подтверждена документами, то билеты (до окончания регистрации на рейс) можно вернуть без денежных потерь (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Каким именно документом подтверждается болезнь, нужно уточнять у перевозчика (абз. 10 п. 227 ФАП 82).

Например, лоукостер «Победа» требует листок нетрудоспособности или подлинный медицинский документ, с приложением копии лицензии медучреждения (http://www.pobeda.aero/information/book/returns_ticket). О подробностях операций по возврату и обмену билетов можно прочесть здесь.

На борту любого самолета должен быть так называемый «комплект первой помощи» (п. 5.74 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, далее – ФАП 128, п. 6 Методических рекомендаций «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями», далее – МР о медобеспечении полетов): болеутоляющее средства, лекарства против рвоты, диареи, аллергии, против заложенности носа и антацидное, а также бинты, лейкопластырь, дезинфицирующие салфетки, термометр, одноразовые перчатки, реанимационная маска и т.п., см. п. 9.1 МР о медобеспечении полетов. Самолеты вместимостью более 250 человек имеют, помимо этого, так называемый «комплект медицинских средств» (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов), куда входят: стетоскоп, тонометр, шприцы, капельница, катетеры различного назначения и всякие другие приспособления, включая зажим для пуповины, а также большое количество препаратов, в том числе адреналин, нитроглицерин, седативные антиконвульсанты, инъекционный расширитель бронхов и т.п. (п. 9.3 МР о медобеспечении полетов).

Первую помощь оказывает бортпроводник, разумеется, бесплатно (абз. 4 п. 95 ФАП 82, п. 10.1.4 МР о медобеспечении полетов). Бортпроводников обязательно обучают оказанию первой помощи (п. 10.1.8 МР о медобеспечении полетов) – они проходят подготовку по авиамедицине и первой помощи не реже чем раз в два года. При этом сами они медпрепараты не назначают, но если вы их попросите – то предложат подходящий из своего комплекта первой помощи (п. 10.1.9 и п. 10.1.10 МР). А вводить вам ваш собственный они не имеют права (п. 10.1.15 МР), как и самостоятельно пользоваться «комплектом медицинских средств» (п. 10.2.4 МР) – если уж ситуация требует медицинского вмешательства, то будут искать медика из числа пассажиров, который (если таковой отыщется) и окажет медицинскую помощь (п. 10.2.1 МР). Исключение здесь только одно – если нужно экстренно принять роды (п. 10.2.8 МР).

Первая помощь оказывается не только при травмах и отравлениях, но и при простуде. При выявлении такого заболевшего пассажира бортпроводнику рекомендуется переместить его по возможности в изолированное место (п. 2.1.4.1 Приложения 6 к МР), обеспечить его носовыми платками, если он кашляет (п. 2.1.4.4 Приложения 6 к МР) и выдать ему медицинскую маску, а к тому же периодами заменять ее на свежую (п. 2.1.4.5 Приложения 6 к МР).

Украли билет?

В наше время это не смертельно: если вы заявите в авиакомпанию об утере (утрате, краже, порче и т.п.) билета, она будет обязана немедленно принять все зависящие меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, и если будет установлено, что этот договор действительно был заключен, то авиакомпания оформит билет и примет вас к перевозке (п. 69 ФАП 82). И вообще, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияет ни на существование, ни на действительность договора о перевозке (параграф 2 ст. 3 Варшавской конвенции, п. 70 ФАП 82).

Регистрация на рейс

Регистрация на рейс в аэропорту не может заканчиваться раньше, чем за 40 минут до вылета. А окончание регистрации на рейс в пунктах вне аэропорта (а также на интернет-сайте) устанавливается авиакомпанией самостоятельно (п. 81 ФАП 82). Опоздание на регистрацию чревато отказом в перевозке данным рейсом (п. 90 ФАП 82). При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указывается конкретное место в салоне самолета, а также время окончания посадки на рейс (п. 84 ФАП 82). Если вы регистрируетесь через интернет, то обязательно изыщите возможность распечатать посадочный талон – без такой распечатки вас в салон не пропустят, а распечатать талон в аэропорту не всегда возможно (апелляционное определение Судебной коллегии Свердловского областного суда от 3 октября 2014 г. по делу № 33-13453/2014). Однако вместе с тем можно использовать посадочный талон в электронном виде, если в аэропорту есть информационная система, включающаяв себя электронную базу данных досмотра, и устройство, сканирующее штриховой код, содержащийся в электронном посадочном талоне (п. 84 ФАП 82). Как правило, конкретное место в салоне выбирается как раз при регистрации на рейс, а не при покупке билета (п. 16 ФАП 82). В этом случае, если вы хотите выбрать себе в салоне какое-нибудь кресло поуютнее, приготовьтесь доплатить: услуга по размещению пассажира на самых комфортных местах в салоне воздушного судна по его желанию является дополнительной услугой повышенной комфортности в полете (п. 100, п. 101 Авиационных правил), стоимость которой может не входить в провозную плату (то есть в цену билета). Другое дело, если вы летите вместе с маленькими (до 12 лет) детьми: авиакомпания обязана принять все возможные меры по вашему совместному размещению на борту (абз. 2 п. 84 ФАП 82).

Не позднее, чем указано в посадочном талоне, нужно оказаться у выхода на посадку в самолет (п. 90 ФАП 82). Если опоздать, то в перевозке данным рейсом вам может быть отказано, при этом ваш багаж снимут с самолета и досмотрят (п. 91 ФАП 82, абз. 8 п. 2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, далее – Нормы авиабезопасности, п. 17 Правил ППППД).

Предполетный досмотр

Правда, если у сотрудников безопасности есть подозрения о готовящемся захвате самолета или чем-то подобном, досмотр может быть более тщательным, например, все пассажиры могут быть досмотрены вручную (п. 57 Правил ППППД).

Не волнуйтесь, если досмотр затягивается: даже если вы опоздаете на самолет из-за продолжительности досмотра (конечно, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов), вас посадят на другой рейс безо всякой доплаты (п. 41, а также абз. 6 п. 227 и п. 228 ФАП 82).

Отказываться от досмотра нельзя: в этом случае билет утратит силу, а деньги вам не вернут (п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ, п. 2 Норм авиабезопасности, п. 20 Правил ППППД).

Откладывается рейс?

Если рейс задерживается, то об этом факте (и о его причинах, кстати) громко объявляется на весь аэропорт (абз. 5 п. 92 ФАП 82). Пассажиры в этом случае имеют право (подп. 4 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ, п. 99 ФАП 82) на дополнительные услуги: нахождение в комнате матери и ребенка (если малышу еще не исполнилось семи лет) и организацию хранения багажа. Если рейс нужно ждать больше двух часов, то перевозчик организует каждому пассажиру два телефонных звонка (или два письма по электронной почте) и прохладительные напитки (абз. 3 и 4 п. 99 ФАП 82). Если ожидание затягивается на срок больше четырех часов, пассажирам предложат горячее питание (и далее каждые шесть часов днем и восемь часов ночью, см. абз. 5 п. 99 ФАП 82). Ну а если рейс откладывается более чем на восемь часов днем (шесть часов ночью), всех пассажиров разместят в гостиницу (абз. 6 п. 99 ФАП 82). И все это, во-первых, бесплатно, а во-вторых, независимо от причин задержки рейса: вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам (абз. 9 и 1 п. 99 ФАП 82). Время ожидания рейса нужно отсчитывать со времени отправления рейса, указанного в билете (абз. 10 п. 99 ФАП 82).

Это что за остановка – Бологое иль Поповка?

Обратите внимание: те же самые гарантии комфорта пассажиры имеют и в том случае, если самолет приземлился не в том пункте назначения, где изначально планировалось – то есть в случае изменения маршрута (п. 99 ФАП 82). При этом не имеет значения, по какой именно причине был изменен маршрут (например, из-за плохой погоды или пьяного дебоша на борту): авиаперевозчик имеет безусловное право менять маршрут, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 ФАП 82). И так же, как и при задержке рейса, все предусмотренные п. 99 ФАП 82 услуги (звонки, питание, гостиница) оказываются пассажирам бесплатно (абз. 9 п. 99 ФАП 82).

А вот как быть, если самолет приземлился не в том пункте назначения, который указан в билете, и не собирается лететь дальше? Справедливости ради отметим, что такое случается все-таки исключительно редко. В этом случае мы имеем дело с неисполнением перевозчиком договора перевозки. Дело в том, что по договору перевозки, который заключается авиакомпанией и пассажиром и удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса, п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), перевозчик обязуется перевезти пассажира в указанный пункт назначения (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Пункт назначения является существенным условием договора перевозки (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И он не может быть в одностороннем порядке изменен или пересмотрен перевозчиком (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Поэтому в данном случае вы вправе требовать от авиакомпании, чтобы она довезла вас до конечной точки маршрута согласно приобретенному билету: закон на вашей стороне (см, например, решение Первомайского райсуда г. Мурманска от 20 ноября 2012 г. по делу № 2-4500/12). Более сложными представляются случаи, когда авиаперелет в указанное место состоялся, да предполагаемый аэропорт – не тот (особенно актуально для крупных городов, например Москвы). Тем не менее, даже в этом случае суд может встать на сторону потребителя и признать, что авиакомпания, изменив аэропорт прилета, не исполнила договор перевозки (решение Железнодорожного райсуда г. Улан-Удэ от 11 июля 2013 г. по делу № 2-2263/2013).

Нас и тут неплохо кормят!

Если полет продолжается менее трех часов, то кормить пассажиров на борту воздушного судна вообще не обязаны (абз. 5 п. 95 ФАП 82), но некоторые авиакомпании все-таки угощают своих клиентов. Если полет длится дольше, то по общему правилу пассажирам предлагают горячее питание – через три часа после начала полета и далее каждые четыре часа (абз. 5 п. 95 ФАП 82), причем дополнительная плата за эту услугу не взимается (п. 97 ФАП 82). Однако из этого правила есть и исключения – питание и горячие напитки могут вовсе не предоставляться, если это условие установлено правилами авиакомпании и пассажиру было известно о таком условии до покупки билета (п. 98 ФАП 82).

Меню может сильно различаться в зависимости от класса обслуживания (п. 94 ФАП 82), подробности нужно уточнять у авиакомпании.

Минздрав предупреждает.

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять спиртное на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться «в стельку» – состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом (от 500 до 1 тыс. руб.) или административным арестом до 15 суток (ст. 20.1 КоАП РФ). Однако последствия могут быть и более серьезными – командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу (подп. 2 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, подп. 6 п. 230 ФАП 82). Более того, если из-за поведения пьяного пассажира, угрожающего безопасности полета, пришлось вынужденно сесть в другом аэропорту (или даже вернуться), а решение об этом принимает единолично командир экипажа (подп. 1 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 5 п. 3.3 ФАП 128), то виновник в последующем будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы (то есть на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб) (см. например, апелляционное определение Московского городского суда от 24 июля 2014 г. № 33-29639/14). Если из-за задержки рейса пострадают другие пассажиры (например, не успеют на свой следующий стыковочный), дебошир оплатит и их расходы (решение Мишкинского райсуда Республики Башкортостан от 1 октября 2014 г. по делу № 2-748/2014).

Отпор авиаскандалисту

Пьяное буйство на борту – это не только высокий риск административной ответственности и денежных потерь. Иногда дебошир может «выхватить» и по ст. 213 (хулиганство) или даже ст. 211 Уголовного кодекса (угон воздушного судна). И если пьяный разгул принял серьезный оборот, то, в принципе, любой пассажир может безнаказанно скрутить хулигана – даже причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, ненаказуемо (ст. 38 УК РФ). Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, – это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82).

Существует мнение, что, несмотря на свои широкие полномочия, командир воздушного судна в действительности не может ими воспользоваться: он заперт за пуленепробиваемой дверью внутри кабины самолета и ему якобы не разрешается покидать ее ни при каких обстоятельствах. Однако любой член летного экипажа может отлучаться из кабины, когда это необходимо для исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией самолета, исключая моменты взлета и посадки (абз. 3 п. 3.10 ФАП 128), а главное, если угрожающая безопасности обстановка того требует, то командир экипажа может вовсе не соблюдать требования инструкций (абз. 7 п. 3.3. ФАП 128). Значит, он может и заняться дебоширом лично, а может приказать пассажирам скрутить и утихомирить нарушителя – и такой приказ пассажиры должны будут выполнять (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82) под угрозой административного наказания (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).

Не забудьте свой багаж!

Пассажир обязан получить свой багаж сразу после его предъявления к выдаче (п. 147 ФАП 82). Если багаж не забрали, то он еще два дня (включая день прилета) бесплатно хранится в аэропорту (п. 150 ФАП 82). Авиакомпания должна разыскать владельца такого багажа и отослать ему письменное уведомление о необходимости забрать багаж, а также, где и как это сделать (п. 151 ФАП 82). После отправления такого уведомления багаж хранится еще полгода, после чего уничтожается или распродается (абз. 3 п. 151 ФАП 82). Забытые ручная кладь и личные вещи тоже хранятся полгода (п. 152 ФАП 82). И багаж, и кладь могут быть уничтожены и раньше, если их содержимое находится под угрозой порчи (п. 158 ФАП 82).

А вот в обратной ситуации (владелец есть, а багажа нет) следует направить авиакомпании письменное заявление, и она начнет разыскивать багаж немедленно (п. 154 ФАП 82). Если багаж найдется, его бесплатно доставят пассажиру в указанный им аэропорт или пункт (абз. 8 п. 154 ФАП 82). Кстати, за просрочку доставки багажа с авиакомпании можно взыскать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более половины провозной платы (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).

Если в течение трех недель багаж не будет разыскан, авиакомпания обязана возместить причиненный ущерб. Нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение, порчу багажа, а также находящихся при пассажире вещей содержатся в абз. 7 п. 154 ФАП 82, ст. 796 ГК РФ, ст. 118-119 Воздушного кодекса РФ, а также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Правила авиакомпаний: насколько их нужно опасаться?

Помимо Воздушного кодекса РФ и ФАП, перевозчики руководствуются своими собственными правилами перевозок. Поэтому пассажиру будет разумнее предварительно ознакомиться с такими правилами (еще до полета): так можно выяснить некоторые полезные вещи, например, куда именно обратиться в случае болезни, и с какими конкретно документами. Кроме того, именно эти правила зачастую запрещают использовать какую-нибудь технику (например, фотоаппараты, радиоприемники, даже электронные игрушки) во время руления, посадки и взлета или даже в течение всего полета (см. также письмо Минтранса России от 20 июля 2016 г. № 01-694-ПГ). Зная такие правила заранее, можно избежать ненужных конфликтов и распланировать досуг юных путешественников, которые могут остаться без привычных гаджетов.

Ирина Разумова,
эксперт компании «Гарант»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *