Что означает суверенитет народа

Народный суверенитет

Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.

Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.

Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации. Как указывает В. Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами. Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.

Источник

Суверенитет народа

***
Читателю настоятельно рекомендуется перед прочтением настоящей статьи ознакомиться с предшествующими работами автора: «Две концепции российского развития» и «Национальные идеи России и Украины».
***

Суверенитет народа – требование Российской Конституции.
Суверенитет, понимаемый как верховенство народа в государстве и местной власти. Требованию много лет.

Непосредственная форма демократии не только предшествует представительной, она должна являть собою постоянно действующие органы власти.
Постоянно действующие институты непосредственного народовластия, взаимодействующие с институтами делегированной власти, и даже участвующие в принятии или приостановке решений избираемой и назначаемой власти – есть новый уровень управления страной, необходимое направление реформ, результаты которого определят путь российского развития в целом. Это путь политического, социального, экономического обновления, на котором Россия не только решит свои проблемы, но станет первопроходцем нового исторического этапа мирового развития, объединяя в решении этой задачи другие страны.
Становление механизма действительного народного суверенитета повлечет взаимообусловленные изменения в обществе, массовой личности и властном устройстве, хозяйстве страны и всех ее территорий.
Изменится понимание социализма. Советскую модель социализма принудительного объединения, определяемого также как государственный монополизм, сменит модель социализма добровольного единения. Для социализма добровольного единения характерен общественный способ управления страной.

Формальное «верховенство народа»

Власть народа, даже по своей концепции, заложенной в Конституцию, механизма суверенитета не получает.
На федеральном и региональном уровнях юридическую силу имеют только выборы, проводимые раз в несколько лет, и референдум, проводимый еще реже.
Местное самоуправление предусмотрено Конституцией, его идеи развиты в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такая, местная демократия, в случае ее реализации – в решении вопросов местного значения, не означает суверенитета народа России, предъявляющего требования к механизмам власти на всех территориальных уровнях.
Народовластие нельзя мыслить лишь как право выбирать и быть выбранным, изредка отвечать на вопросы референдума и участвовать в решении вопросов местного значения.
УЧАСТИЕ НАРОДА В УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПО ШИРОКОМУ СПЕКТРУ ВОПРОСОВ, касающихся интересов граждан, и НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ. Это участие должно происходить в формах и методами, предусматривающими право решающего голоса самоорганизованного народа, наряду с решающими голосами избранных и назначенных лиц.

Референдум, отнесенный Конституцией к «высшему непосредственному выражению власти народа» есть ситуация, в которой народ отвечает на вопросы власти, удобно сформулированные для неё самой.
При наличии механизма суверенитета народ задает власти вопросы, на которые она обязана ответить, и по результатам такого рассмотрения принимаются организационные решения, законы и другие нормативные акты (см. [2]).

Отсутствие суверенитета народа ярко проявляется в построении следующего конституционного силлогизма.
• Первое утверждение – ст.3, ч.1: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
• Второе утверждение – ст.104, ч.1: «Право законодательной инициативы принадлежит…(далее перечисляются государственные должностные лица и органы)».
• Третье утверждение (вывод): «Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации не имеет права законодательной инициативы».
Получаем противоречие: либо народ не является носителем суверенитета, либо следует доработать законодательство, начиная с Конституции, поскольку 104 статья противоречит 3 статье. При этом п.2 16-й статьи гласит: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», к которым относится 3 статья.

Отмеченное в Конституции противоречие разрешается становлением Российского Гражданского Собора (ниже – Собора) в его понимании, изложенном в [2]. Собор как самоорганизация российского народа должен получить право законодательной инициативы и инициативы принять закон тем или иным способом – всенародным голосованием или Думой с учетом мнения Собора, выявленного Общественной палатой (эта задача Общественной палаты также рассмотрена в [2]).

Требования к новым институтам непосредственного народовластия

К механизмам непосредственного народовластия предъявляются общие требования. Выборы, референдум и гражданский собор имеют организационное, техническое, юридическое и иное обслуживание, но не имеют руководящих органов.
Собор не может являться конференцией делегатов. Он предусматривает всеобщность равноправного и добровольного участия, даже если всеобщность есть идеальный результат процесса становления народовластия.
Работа Собора связана с формированием и заявлением мнений, определением позиции Собора по рассматриваемым вопросам на основании прямого и равноправного участия граждан в обсуждении и голосовании. Неравенство в пределах Собора выведет его из формы непосредственного народовластия.

Ликвидация властной односторонности

С появлением Собора граждане получают возможность непосредственно участвовать в управлении страной и территориями. В том числе, предъявлять развернутые требования к созданию и развитию условий для жизни и деятельности. Причем повсеместно, а не только в районах опережающего развития.
Такие требования предъявляются избираемой и назначаемой власти. Не только в момент выборов. Власть должна разработать и реализовать проект создания таких условий. Собор имеет право контролировать ход выполнения такого проекта, делать собственные выводы и требовать от власти решений по улучшению дел.
Контроль общества за социальной ориентированностью деятельности избираемой и назначаемой власти, отчетность власти перед народом приобретает конкретное содержание и не может сводиться к формальностям. Массового гражданина интересуют конкретные вещи, как состояние ввода объектов и их работа, возможности получения дохода и т.п. Проценты роста не для него. Создаются условия для более эффективного, согласованного ведения дел, целевого использования средств, подавления коррупции.
Преодолевается властная односторонность в виду развития и взаимодействия двух властных подсистем, непосредственного и делегированного народовластия.

Два первых этапа становления Собора – установочный и политический.

Установочный этап – без изменения Конституции и других нормативных актов, действия в пространстве свободы уже предусмотренном законодательством.
Установочный этап это движение от общественного объединения, статус которого уже предусмотрен законом, к всенародному объединению, статус которого должен определяться особо. Точнее, под общественным объединением здесь понимается инициативная группа, имеющая территориальные и иные подгруппы по всей России. Такое общественное объединение имеет целью становление Собора и подготовку его утверждения как формы непосредственного народовластия в законодательстве. Наряду с другими инициативными гражданами общественное объединение включает членов Общественной палаты, для которых реализуется их уставная цель: «выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений» (Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ).

Основные задачи Собора на установочном этапе:
— налаживание работы на соборных площадках, в том числе, территориальных, профессиональных и иных, вовлечение всех граждан в деятельность Собора;
— создание в массовом сознании представлений о возможностях Собора в управлении страной, возможностях граждан, связанных с участием в Соборе, возможном будущем страны и всех ее территорий.

Политический этап – утверждение Собора как формы непосредственного народовластия, прописанной в Конституции и других нормативных актах. Изменения в Конституции могут не потребовать созыва Конституционного Собрания и принимаются Федеральным Собранием. В поправках должно отражаться право Собора на часть решающих голосов в выборных органах.
До внесения изменений в Конституцию принимается федеральный конституционный закон, определяющий условия признания Собора как формы непосредственного народовластия, связанные с этим изменения законодательства, а также действия законодательных и иных органов власти.

Конституция – первый общественный договор. Его исполнение, особенно в части суверенитета народа, создает условия для заключения других общественных договоров, являющихся контекстом для множества решений власти и бизнеса, понимаемых и принимаемых гражданами в виду этого обстоятельства.

Существование Собора, решения которого имеют юридическую силу, позволяет гражданам страны договариваться о будущем, которое, по их мнению, должно быть построено, с их участием и при обязательной организационной и финансовой поддержке институтов делегированной власти.

Чтобы институты делегированной власти следовали воле народа необходимо существование самой этой воли, а значит народ должен прийти к относительному согласию по поводу целей осуществления власти и способов достижения этих целей. Такого согласия нет. Но у массового гражданина нет и представления о возможном будущем, понятном и наглядном, которое он бы мог обсудить и принять. А значит, нет предмета, по поводу которого народ может выразить свою волю.
Это положение преодолевается Собором, его работой по заключению общественных договоров.

За первым общественным договором, измененной в связи с появлением Собора Конституцией, следует Концепция долгосрочного развития страны (также – Концепция). Она отражает взаимосвязанные изменения в обществе, государстве, массовой личности и народном хозяйстве, начало которым полагается становлением Собора.
В отличие от Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. новая Концепция должна быть достаточно короткой, воспринимаемой массовым гражданином, но при этом содержать ясную логику, последовательность развития, как и картину будущего.
Второй общественный договор, Концепция долгосрочного развития, обсуждается на Соборе и принимается референдумом, либо другим, предусмотренным Конституцией способом. При этом Собор должен иметь право выбора способа принятия Концепции.

Третий общественный договор – Проект создания условий для жизни и деятельности российских граждан (также – Проект), объединяющий все территориальные проекции, отражающие чаяния населения, как и возможности их реализации. Точнее это часть Проекта, документ, содержание которого разъясняет всем гражданам, с необходимой степенью подробности и доходчивости, конкретные результаты хозяйственных и иных преобразований, их сроки.
Концепция долгосрочного развития является заданием для избираемой и назначаемой власти на разработку Проекта. Все части Проекта, включая его территориальные проекции, должны согласовываться с учетом требований Собора.
Всенародное обсуждение и, одновременно, разработка Проекта завершаются третьим общественным договором.

В дальнейшем могут вноситься изменения в общественные договоры, приниматься новые общественные договоры, в том числе действующие на отдельных территориях. Общественный договор может иметь либо не иметь законодательного закрепления. К последнему случаю относятся нормы поведения и взаимодействия граждан, которые не могут быть узаконены, поскольку относятся к пространству свободы.
Например, личные решения граждан, направленные на участие в развитии трудом, денежными и материальными средствами, кооперация граждан, определенная способностями участников, как моральные нормы.

Принятие общественных договоров не означает, что народ, выбрав своих представителей-управляющих, перейдет в наблюдательную и просительную позицию, вместо того, чтобы участвовать в дальнейшем управлении страной с правом решающего голоса.

Первая и последующие цели российского развития

Суверенитет народа есть первая цель российского развития. Создавая механизм народного суверенитета, мы начинаем формировать механизм российского развития в целом. Создаем гражданское общество, государство и экономику нового, исторически следующего типа. Последнее утверждение связано с характеристикой качественных изменений в массовой личности, обществе, государстве и национальной экономике, которую можно определить как завершенность.

Действительный механизм народовластия изменяет положение гражданина, который становится гражданином в полном смысле этого слова, действительной частью государства. Гражданин участвует в Соборе, имеющем решающие голоса в представительной власти, использует другие возможности участия в управлении страной и ее территориями, хозяйственным развитием, описанные в [2]. Таким образом завершается путь от подданства к гражданству.

Формирование нравственного уровня личности требует ответа на вопрос – ради чего осуществляется деятельность? Достижение национального согласия по поводу целей и путей национального и каждого территориального развития, его законодательное закрепление и, следовательно, снижение неопределенности будущего позволяют каждому гражданину лучше ориентироваться при ответе на вопрос индивидуального участия в общественно-полезной деятельности, проявлять большую настойчивость в формулировке и решении задач такого участия.
Собор есть не только составляющая нового механизма развития, но и механизма самоопределения граждан, составляющая способа определения гражданином своего места в общественной деятельности, его значимости, соответствия личным способностям.
Стремление к лучшему использованию своих способностей в связи с целями развития, содержащимися в общественных договорах, становится частью ценностных представлений. Завершенность системы ценностей означает, что у человека и гражданина есть не только неотчуждаемые права, но и неотчуждаемые обязанности, которые принимаются добровольно как моральные нормы в использовании пространства свободы (см. также [1]).
Соответственно таким утверждениям вводятся дополнительные представления о воспитании и образовании, которые ориентируют молодых людей на освоение культуры, самоопределение и самореализацию в решении задач развития. Есть также общее основание для определения тематики научных исследований и разработок.

В Соборе общество получает способ единения вокруг задач, решаемых для удовлетворения потребностей граждан, развития их личностных качеств. Собор есть механизм достижения национального согласия и заключения общественного договора. В том числе, неформального – само по себе общественное согласие есть такой договор, или неформальная стадия общественного договора, который в зависимости от его содержания требует либо не требует законодательного закрепления.
Гражданское общество – самоорганизованный народ, участвующий в управлении страной с правом решающего голоса. Подразумевается широкий круг вопросов, касающихся интересов граждан.
Народовластие получает свою завершенную форму, поскольку развиты как непосредственное, так и представительное народовластие. При этом не только создается новый механизм непосредственной формы народовластия, но происходят существенные изменения в представительской власти, методах ее работы.

Изменения в массовой личности, обществе, государстве и хозяйственной деятельности, следующие за созданием механизма народного суверенитета, ведут нас к социализму добровольного единения.

Источник

О суверенитетах гражданина, народа и государства

Суверенитет — независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

12 июня 1990 года делегаты Первого съезда народных депутатов РСФСР приняли Декларацию о государственном суверенитете России. В ней было провозглашено главенство на территории страны национальной Конституции, а также новое название государства — Российская Федерация (Россия). С 1998 года 12 июня отмечается в России как День России, или как День независимости, или как День государственного суверенитета.

Суверенитет государства — независимость и верховенство государственной власти во внешних делах и внутренних делах. Суверенитет демократического государства во внешних делах ограничивается его международными договорами и соглашениями, а во внутренних — обязательностью соблюдения универсальных прав человека и суверенитета народа.

Отметим, что суверенитет государства поддерживается его вооружёнными силами, его международными договорами и соответствующими документами ООН. Народ и отдельные граждане не всегда заинтересованы в существовании и суверенитете своего государства, особенно, если это государство недемократическое.

В Конституции РФ, где Россия провозглашается демократическим государством, говорится также о суверенитете многонационального народа России: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», п.1, статьи 3. Что же представляет собой суверенитет народа в демократическом государстве?

Демократическое государство — это совместная собственность его граждан, управляемая группой регулярно сменяемых, наёмных, выборных менеджеров (чиновников), именуемой властью. Для того чтобы государство управлялось в интересах всех граждан, а не власти (части граждан), народ (совокупность граждан, гражданское общество) должен обладать суверенитетом, что означает полное невмешательство действующих чиновников в народный выбор новых. Таким образом, суверенитет народа — это полная независимость народа от действующих чиновников государства в вопросах назначения граждан на все руководящие должности государства.

Суверенитет народа заключается в невозможности действующих властей государства любым способом влиять на отбор на выборах, сменяющих их властей, и в неучастии государства в поддержке любой политической партии или общественного движения.

Суверенитет народа базируется: 1) на соответствии демократических процедур страны универсальным демократическим процедурам, описанным и рекомендуемым ООН; 2) на полном контроле граждан и их организаций за выполнением демократических процедур; 3) на идеологическом нейтралитете государства и его конституции.

Обладают ли суверенитетом, подобно государству или народу страны, отдельные граждане страны? Да, обладают. Суверенитет гражданина складывается из универсальных прав человека, указанных в соответствующих документах ООН, и прав и свобод, перечисленных в конституции и законах государства.

Каждый гражданин имеет право на участие в управлении своим государством и право на его республиканское и демократическое устройство. Право гражданина на суверенитет народа необходимо ему для защиты демократии от узурпации власти. Все эти универсальные права являются также частью суверенитета гражданина.

Таким образом, можно говорить о трёх суверенитетах: о суверенитете государства, о суверенитете народа и о суверенитете граждан.

Нужно отметить, что только у государства для защиты своего суверенитета имеются разнообразные вооружённые структуры, а суверенитеты народа и отдельных граждан обеспечиваются и поддерживаются государством. Власти государства могут поддерживать или не поддерживать эти суверенитеты.

Суверенитет недемократического государства поддерживается только вооружёнными структурами, что делает такое государство весьма уязвимым для внешних и внутренних врагов. В недемократическом государстве суверенитет народа отсутствует, а суверенитеты граждан поддерживаются лишь частично.

Поддержка государством универсальных прав человека и прав и свобод человека и гражданина служит укреплению доверия граждан к государству и, следовательно, содействует укреплению суверенитета государства. Укрепление государственного суверенитета так же всегда связано с его демократизацией, то есть с расширением участия и возможностей граждан в управлении государством.

Суверенитет народа невозможен без поддержки государством суверенитета отдельных граждан, а суверенитет демократического государства невозможен без его поддержки суверенитетами народа и отдельных граждан. Если демократическое государство, народ и граждане заинтересованы в сохранении своих суверенитетов, то все они должны в первую очередь обеспечивать поддержку самого слабого звена, каким является совокупность суверенитетов отдельных граждан, то есть, фактически, — поддержку прав человека.

Исторические пути всех государств свидетельствуют, что узурпирующие государственный суверенитет властные группы, не смотря на настойчивые требования населения, крайне неохотно соглашаются поддерживать универсальные права человека (соблюдать суверенитеты граждан) и следовать честным и справедливым демократическим процедурам смены властей государства (соблюдать суверенитет народа).

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит своему многонациональному народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу», п.2, статьи 82 Конституции РФ.

В тексте присяги президента прямо упоминаются суверенитет граждан (права и свободы человека и гражданина) и суверенитет государства, но отсутствуют слова о суверенитете народа. Слова «верно служить народу» присяги президента прямо не обязывают его уважать и поддерживать суверенитет народа.

Людям не нужны ни суверенитет государства, ни суверенитет народа, если у граждан государства нет собственного суверенитета. Вот почему права человека являются краеугольным камнем современной человеческой цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *