Что означает сувенир маска
Может ли быть опасна маска как оберег?
В память о поездке в экзотические страны хочется привезти какой-нибудь сувенир или оберег. Чаще всего им становится туземная маска, выполненная в этническом стиле. Она привлекает туриста своей загадочностью и непривычной эстетикой, но нередко несет в себе и сакральный смысл. При этом цель использования таких вещей не всегда безобидна. Перед покупкой сувенира полезно узнать его историю и истинное предназначение.
Маска в культуре и религии
Театральные маски — важный элемент искусства античного мира. Актеры древнегреческих представлений носили образы, изображающие богов, выражения лиц при этом разнились в зависимости от настроения пьесы. Именно отсюда произошел известный символ театра. Как ритуальная, так и декоративная личина могла свидетельствовать о принадлежности к тайному союзу или сословию.
Маска как атрибут религиозных обрядов известна с древних времен. Она выполняла ритуальную функцию в культуре многих народов. Коренное население Америки, Океании и Азии использовало личины для совершения ритуалов и общения с духами. Шаманы и жрецы облачались в костюмы во время церемоний, принимая образ богов и демонов либо входя с ними в контакт.
Изготовление сопровождало чтение молитв и заклинаний — так вещь приобретала магическую силу и способность оберегать владельца от зла и болезней. У многих африканских племен маски варьировались по предназначению, например, изделия народа Дан оберегали деревню от пожара, служили для прекращения раздоров с соседними общинами. Еще одна разновидность воспроизводит облик покойника и используется в похоронных обрядах. Личины являются посредниками между миром живых и мертвых, храня дух почивших предков.
Карнавальные атрибуты: история и значение
Костюмированные торжества берут начало в Древнем Риме: на сатурналиях, праздниках в честь уборки урожая ряженые рабы имели право сесть за стол вместе со знатью. Первые упоминания о венецианском карнавале относятся к 12 веку, а мода на сокрытие лица достигла пика в эпоху итальянского Возрождения. Тогда возник и уличный театр, давший начало персонажам «Комедии дель арте». Позже появились классические маски, не связанные с театральной атрибутикой. Среди традиционных разновидностей выделяют следующие:
Вне карнавала маска являлась важным атрибутом повседневной жизни. Граждане скрывали лица для того, чтобы инкогнито посещать свидания, театры и даже совершать преступления. Ношение личины сглаживало социальное неравенство: под ними были равны и вельможи, и простые граждане. Теперь же фестиваль собирает множество туристов, которые приобретают маски в качестве сувенира.
Безобидны ли ритуальные маски?
Скептики считают, что суеверия работают у тех, кто в них верит. Однако, среди масок есть и такие, что стоит остерегаться. Нельзя забывать об изначальном предназначении этих изделий: туземцы использовали их для ритуальных жертвоприношений, изгнания тяжелой болезни и призвания проклятия на врага. Очень часто такой предмет имеет устрашающее выражение лица, поскольку олицетворяет какого-либо демона. Она нередко украшена клыками или черепами животных, что может принести в дом несчастье.
Маска в интерьере
Конечно же, не стоит бояться вещей из магазина подарков. Насколько зловещими бы не казались вырезанные на дереве лица, шанс случайно натолкнуться на опасный сувенир маловероятен. Не каждый турист сможет раздобыть настоящую ритуальную маску и потратить на нее крупную сумму: куда проще привезти домой недорогую поделку, найденную на сувенирном рынке. «Базарное» изделие отличается от предмета культа и ценой, и качеством выполнения, служа всего лишь эффектной безделушкой. Таким сувениром можно без опаски украсить жилище.
Однако на расположение маски есть и табу: ей не место в детской и спальне. Своеобразный вид сувенира может вызвать неприязнь у членов семьи, а детям вряд ли захочется засыпать с ним в одной комнате. Не рекомендуется вешать маску рядом с другими религиозными атрибутами, в том числе с иконами. Даже если сувенир несет сугубо декоративную функцию, подобное соседство будет выглядеть нелепо.
Все же многие верят в магическую силу предметов культа. Даже если в руках хозяина — обычная поделка, он стремится использовать ее как оберег. Лучшее место для сувенира в таком случае — прихожая. Маска в передней поможет защитить жилье и его обитателей от влияния злых сил. Повешенная в столовой или зале, она сплотит семью и уладит разногласия. Достичь карьерного успеха можно, украсив маской рабочий кабинет.
Идеи для подарков: маска
Маска – это удивительная вещь. Люди надевают ее, если им хочется оставаться неузнанным. Также она дарит защиту: человек получает новый образ, приятные впечатления. Под маской можно скрыть свой возраст, пол, изменить социальное положение, спрятаться от окружающих, стать совершенно другой личностью.
Маски делали и дарили с давних пор. Существует их огромное количество:
Материал для изготовления берется разный:
Обязательным атрибутом также является краска для разрисовки.Что толкает людей на приобретение этой вещи? Желание перевоплотиться. Вспомните замечательное, всеми ожидаемое событие: Новый год. Разве он может обойтись без карнавальной одежды, перевоплощения? Уже в детстве малыши получали в подарки маски зайчиков, белочек, медвежат.
Этот атрибут любого праздника способен поднять настроение даже пессимисту.
Варианты подарков
Лучший выбор подарков
Сувенир
Нет ни одного человека, не мечтающего побывать на ярком карнавале, сопровождающемся весельем, фейерверками. Сегодня самыми известными считаются бразильский и венецианский.
Родоначальником этого праздника является по праву Италия. Именно в Венеции вельможи стали первыми перевоплощаться, скрывая свое лицо. Это позволяло им предаваться любовным утехам и быть при этом неузнанными.
В те времена маски были настоящими произведениями искусства. Изготавливали их на заказ, одним экземпляром. Часто украшали драгоценными камнями. Венецианская маска сегодня привлекает внимание коллекционеров всего мира, считаясь настоящим шедевром.
Если хотите порадовать своего друга оригинальным подарком, дайте ему возможность прикоснуться к яркому миру венецианского веселья – купите в подарок карнавальные маски для лица.
Магическое значение
Вошло в традицию украшать такими вещицами интерьер жилья. Привозят их из дальних поездок, путешествий по экзотическим странам либо просто покупают в магазинах. Воспринимают эти вещи не совсем серьезно, помня, что являются они атрибутом веселого праздника. Следовательно, выбирают под уже созданную обстановку.
В последнее время в мире моды закрепился этнический стиль. Занял он твердые позиции не только в одежде, но и в интерьере помещений. Многие предпочитают африканское самобытное искусство.
Они не задумываются, что означает купленная либо полученная в подарок маска, повешенная, как украшение на стену. Приобретаются и дарятся понравившиеся вещи порой с совершенно неизвестным значением.
Что скрывается под маской?
Желая приобрести маску в подарок, не спешите. Узнайте, что означает выбранная покупка, что скрывается за причудливым образом, затем принимайте окончательное решение.
Что подарить мужчине
Если хотите сделать подарок представителю сильного пола, который занимается или интересуется сварочными работами, лучшей вещи не найти.
Такая маска оснащена автоматическими светофильтрами, реагирующими на интенсивность световых лучей, и системой регулировки. Купленная в подарок маска-хамелеон защитит глаза мужчины во время работы.
В продаже также имеются детские маски-хамелеон, реагирующие на падающее освещение. Под лучами дневного либо искусственного освещения они меняют свой цвет, доставляя ребенку радость.
Ищем подарок даме
Женщине подойдет в подарок золотая маска для лица из куркумы. Она будет действительно приятным сюрпризом, ведь очень часто женщины экономят на себе, стараясь дать больше семье. Получить в качестве презента такое средство по уходу понравится любой женщине.
Имея массу достоинств, средство стимулирует регенерацию кожи, обновляет клетки, дает эффект омоложения. Выбирая подарки любимой женщине, остановите свое внимание на золотой маске. Она:
Применение ее довольно простое: после умывания приложите к лицу и некоторое время полежите спокойно.
Как лучше поздравить, одаривая такой вещью?
Определившись с подарком, следует найти достойное поздравление. Можно поискать или сочинить самому стих к подарку – маске для лица. Например:
Я подарить хочу вот эту маску, чтобы в ней ты окунулась в сказку.
Желаю в маске удивлять и наслажденье получать.
Поздравления к подарку маска для лица даритель должен выбирать сам, опираясь на его необычные свойства. Здесь можно подчеркнуть какие-то качества вещи либо выделить черты одариваемого человека.
Вручая маску-хамелеон, можно сказать:
Я вручаю тебе маску, замечательную каску.
Она спрячет твои глазки от сияния лучей…
Идей для подарков существует много, но, выбирая вещь, помните о практической ее стороне.
Опасности от африканских масок и статуэток
Это сборник (коллекция) всяких глупостей из «интернета» о том, насколько вредны и опасны африканские маски и статуэтки. Настоятельно рекомендуется отнестись к данному материалу скептически и с юмором. Примечательно, что такого рода материалов в англоязычном интернете не обнаружено. В приватном разговоре с одним из авторов такого текста, автор девушка довольно быстро призналась, что все выдумала.
Особенно опасны маски, изображающие злобных чудовищ. Скорее всего, такая маска символизирует злого духа, божество или иного представителя темных потусторонних сил. Присутствие в доме такого сувенира может навлечь на домочадцев разнообразные несчастья и болезни.
Если статуэтка куплена в Африке, в нее могла вселиться душа умершего человека. И в вашем доме она может не найти себе покоя.
Имейте в виду, что держать в доме магические символы неведомых культов, богов весьма опасно. Нередко, купив безобидный на вид экзотический сувенир, вы оказываетесь вовлеченными в жизнь темного предмета.
Практически каждый африканский идол — не что иное, как изображение конкретного умершего человека. Вот почему фигурки любимых родственников африканцы оставляют у себя, а от деревянных «двойников” своих врагов избавляются, продавая за бесценок какому-нибудь туристу.
Потому во многих племенах люди стараются как можно скорее сделать фигурку для этой цели: беспокойная душа найдет адресованное ей вместилище, и будет спокойно в нем обитать, не портя кровь окружающим. Такие «сосуды», предназначенные родственникам, африканцы хранят дома, а вот те, в которые шаманам удалось «загнать» их врагов, они сбывают… угадайте, кому? Правильно — туристам!
Опасно ли дома держать африканские маски? Вообще все что с рогами и разные плакаты из рока, а так же и африканские маски, конечно же может способствовать притяжению тьмы.
Да и не только африканские, хоть сам смастери или где в любой стране купи. Но африканские получше должны Тьму притягивать, они ж в Африке имеют много Магии под Луной. Так что откуп Демонам и Джинам легко давать. Да и любую живность.
Но притяжение идет от любой вещи, той которая была использована в магии.
Объясню это по простому: Допустим есть Маньяк, либо Людоед либо просто Убийца, ну либо Ведьма. Тьма к Таким людям приближается и эти люди они имеют разные предметы у себя дома и необязательно что это африканская маска, а любой предмет. Вобщем, если к Вам зайдет в гости кто либо из перечисленых персонажей выше, либо что подарит из вещей (а вы не будете при этом знать что за человек), то в Вашем доме появится негатив отрицательной энергетики, к этим вещам будет тянуть силу Темную. Естественно на Вас это может отражаться и на Вашем семействе плохо и на домашних животных и даже рыбках в аквариуме.
Не всегда, но негатив будет обязательно исходить. Но правда если Вы сам Ведьма, то на Вас отражаться не будет, а если Вы просто человек, либо убийца-людоед или еще какой, то будет негатив отражаться на Вас.
Если Вы не Колдун и не Ведьма, то лучше не держать. Но можно освятить эти рогатые и не рогатые маски святой водой. Но мысли смотря на маску, не думать о тьме, а думать, ну о рогатой корове, либо козле и тогда, негатива не будет.
У меня весит несколько масок из Танзании и Кот-д’Ивуара. К маскам отношусь любя, дарю им бусики всякие, фрукты-цветочки. Пока только позитив от них получаю.
Будьте внимательными на масайском рынке в городе Найроби. Не рекомендую вам покупать маски. Мне говорили, что они связаны с ритуалами и в них отрицательная энергетика, мол, чужая религия, чужие боги. Сам я атеист, однако недавно убедился, что в этом что-то кроется.
Одну маску я подарил шурину, и через полгода у его жены случился инфаркт, а потом через три месяца она умерла.
Второй шурин подхватил ни с того ни с сего какую-то болезнь (врачи до сих пор не могут ее определить) и уже год в страшных мучениях, похудел на 50 кг, такое ощущение, что жить ему осталось немного.
У моей мамы через 2 недели, как я привез подарок из Африки и повесил маску на стену, был инсульт, и она уже полтора года мучается от сердечной недостаточности. В моей квартире после африканской поездки начались тоже проблемы со здоровьем: у жены сердце пошаливает, дети постоянно болеют простудой, ангиной, желудочными болезнями, и тоже никто из врачей толком не может пояснить, поскольку анализы показывают разные результаты. Недавно я выкинул маску, и жена почувствовала себя лучше.
Представитель африканских колдунов рассказал Лайфу (life.ru), что действительно бывали случаи, когда привезённые сувениры были причиной не только несчастий, но и летального исхода.
В особенности колдун призывает опасаться масок в виде лица человека, истыканного гвоздями: «Это атакующие маски, они красивые, жуткие и заряжены они на зло. Как правило, их приобретают люди для частных коллекций, так как они недешёвые. В таких случаях умирает обычно не владелец, а члены его семьи, зачастую — дети. Пока родители на работе, ребёнок играет с маской. А энергию тела легко повредить. И даже если маску потом выбросить, страдания человека не прекратятся».
Часто в предмете заперта душа. Повесив амулет, например, в спальне, можно разрушить семью или просто заболеть.
Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.
Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса. В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица. А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое. Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.
Значения африканских масок
Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).
Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.
Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.
Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.
Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.
«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.
В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.
Типология африканских масок
Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.
Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.
Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.
Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.
Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.
Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.
Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.
Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.
Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.
Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.
Типологически маски можно разделить на несколько классов:
• Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.
• Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.
• Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.
• Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.
• Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.
• Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.
Авторы текста и фотографий: коллекционеры Бутовская Марина Львовна и Бутовский Руслан Олегович
Более полное описание значений африканских масок и ритуальных статуэток смотрите в энциклопедии «Искусство Африки»
В галерее «Афроарт» вы можете купить африканские маски
Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
Африканские маски из дерева – завораживающие артобъекты, наделенные мистическим смыслом. Жители Черного континента приписывают им чудодейственную способность влиять на судьбу человека. Фото африканских масок, описание и расшифровка символов прояснят тайну загадочных произведений искусства.
Для чего африканцы использовали маски
Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.
Ритуальные танцы перед охотой и войной обещали богатую добычу и успех в сражении. Праздники в честь сбора урожая посвящались божествам-покровителям сельского хозяйства.
Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.
Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.
Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.
Различия африканских масок
Африканские маски из дерева (фото, демонстрирующие многообразие первобытного искусства, представлены далее в статье) имели свои особенности. Племена воспроизводят внешность по-разному. Изображения бывают объемными и плоскими, схематично-упрощенными и реалистичными.
Существуют и внутриплеменные различия масок:
Образцы народного искусства отражают творческую индивидуальность мастера-резчика. Изготовитель работает в русле традиции, сложившейся в племени, одновременно развивая собственный почерк.
Исследователи классифицируют маски в зависимости от способа ношения на теле.
Известные разновидности:
Конструкция крепится на теле с помощью завязок из ткани или растительных волокон. В деревянном корпусе предусмотрены отверстия для продевания креплений. Существуют редкие маски, не поддающиеся классификации.
Ритуальные артефакты Кот- д’Ивуара и Нигерии столь велики, что скрывают танцоров целиком. Поднять их могут несколько человек. В Бенине и Гвинее существуют маленькие маски, вовсе не скрывающие тела и лица. Их носят на шее или поясе как личный талисман.
История возникновения
Самые ранние сведения о ритуальных масках обнаружены в пещерах Сахары. Это наскальные рисунки, созданные в 5 тысячелетии до н. э. Первобытные фрески изображают сцену охоты. Ловец птиц изображен одетым в маску с клювом и перьями. Аналогичный камуфляж до сих пор используется южноафриканскими охотниками.
Использование масок перешло в область языческих и мистических обрядов, нацеленных на привлечение удачи и достижение желаемой цели.
Изготовление ритуальных объектов развилось у оседлых африканских народов. В обществе, где четко разделены функции земледельцев и ремесленников, резчик масок превратился в самостоятельную профессию. Мастера по созданию культовых объектов пользовались уважением соплеменников и совершенствовали навыки, не отвлекаясь на другие обязанности по хозяйству.
Африканские костюмированные ритуалы интересовали путешественников-иностранцев. Сведения о масках встречаются в европейских и арабских источниках XIV-XVII в. В XVIII-XIX в. наступает период колонизации Африки. Вторжение сопровождалось обращением аборигенов в христианство и ислам. Древние языческие культы искоренялись.
Ритуальные маски уничтожались самими африканцами или колонизаторами. Иногда новые религии переплетались с местными верованиями. Языческие атрибуты продолжали существовать и обогащались деталями, заимствованными из христианства и ислама.
В начале XX в. мистические объекты аборигенов обрели новую жизнь. Европейцы и американцы оценили эстетические достоинства наивного искусства Африки. Художники-модернисты Пикассо, Модильяни, Матисс воспроизводили на картинах геометричные контуры экзотических масок. В XXI в. ритуальные маски продолжают использоваться африканскими народами, которые сохранили первобытный строй.
Африканские маски из дерева, фото и оригиналы которых вдохновили живописцев, можно увидеть в музеях Европы и Америки. Экзотические артефакты выставляются на аукционах и пополняют частные коллекции ценителей. Дешевые копии деревянных масок можно купить в туристических лавках Африки и магазинах этнических аксессуаров для дома.
Магическое значение масок
Ритуальное облачение не только скрывает тело человека, но временно лишает танцора его человеческой личности. Маска придает носителю черты того персонажа, черты которого воспроизводит. Под звуки обрядовой музыки танцор впадает в транс. Он впускает в свою душу могущественное существо и становится посредником между людьми и высшими силами.
С помощью костюмированных обрядов люди общаются с потусторонним миром. Через танцора-медиума в маске соплеменники привлекают охотничью удачу, благодарят божественных покровителей и просят у них поддержки в сельскохозяйственных работах, войне и охоте.
Внешние отличия масок
Визуальные особенности масок объясняются их принадлежностью к разным народам и спецификой использования – погребальные, свадебные и охотничьи атрибуты выглядят неодинаково.
В чем проявятся различия:
Символизм масок
Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.
Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.
Маски зверей символизируют добычу охотника или тотемное животное.
Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.
Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.
Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.
Значение символов, изображаемых на африканских масках
Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.
Элемент | Значение |
Круглые глаза | настороженность, гнев |
Маленький рот | рассудительность, сдержанность |
Массивный подбородок | сила, власть |
Большой рот | |
Крупные зубы | |
Длинный нос | чуткость |
Склоненная фигура | могущество хозяина маски |
Высунутый язык | общение с потусторонним миром |
Короткие насечки-раны | продолжение сложной судьбы предков |
Прямые полосы | преемственность поколений и поддержка отцов |
Металлические пластины | символ защиты, присутствующий на военных масках |
Зеркальное стекло | отражение опасности |
«Шахматная» черно-белая клетка | баланс между миром людей и духов |
Материалы, из которых изготавливали маски
Дерево – наиболее распространенное сырье для ритуальных объектов. Материал без труда можно добыть в африканских лесах. Дерево считается естественным обиталищем добрых духов. Готовые маски пропитываются растительными экстрактами для защиты от насекомых-паразитов.
Африканские маски коронованных особ изготавливаются не только из дерева, но и из слоновой кости. Материал редкий, поэтому изделия из него распространены мало. На фото костяную маску можно отличить по светло-молочному оттенку поверхности.
Природные материалы, применяемые для декора изделий:
Формы и размеры масок
Параметры самых маленьких артефактов – 15-19 см. Это нательные обереги-подвески в виде миниатюрных масок. Наиболее распространенный вариант — маски 30-60 см в высоту. Деревянное изображение представляет лицо или звериную морду в натуральную величину. Параметры характерны для налобных и лицевых масок, деревянных шлемов.
Нательные маски по размеру приближены к фигуре человека. Образец – «беременные» обереги-«щиты», повторяющие форму груди и живота женщины на сносях. Самые большие маски достигают 6 м в высоту. Гигантские ритуальные атрибуты характерны для племен Гвинеи. Средний вес маски – 60 кг.
Легенды, связанные с африканскими масками из дерева
В Африке ритуальные объекты считаются живыми существами. Маски заслуживают уважительного и осторожного обращения со стороны человека. Изделия с изображением божества воспринимаются как дар самого могущественного существа. Природные материалы, использованные в изготовлении маски, усиливают связь с верховными покровителями.
Для переселения духа в новый ритуальный объект устраивается специальный ритуал. Успешность процедуры можно проверить. Африканцы считают, что «живая» маска по ночам издает вой и скрипы. Самые сильные магические атрибуты хранят взаперти и выносят из дома только при необходимости. Маска извлекается из укрытия для проведения обряда или избавления от постигших несчастий.
Трещины на деревянном предмете означают его кончину. Мертвую маску хоронят и заменяют новым аналогом.
Существует и легенда-предостережение для коллекционеров африканских масок. Чтобы избавиться от тяжкой болезни, член африканского племени должен сам вырезать маску. Работа сопровождается чтением заклинаний.
Ради выздоровления создатель продает заговоренную маску. Вместе с предметом искусства покупатель приобретает и тяжкую болезнь автора. В итоге коллекционер масок умирает, а резчик полностью выздоравливает.
Мораль истории: не стоит приобретать экзотический предмет, если обстоятельства его происхождения неизвестны. Другой повод отказаться от покупки – грязь и дефекты на поверхности маски. Изношенный вид указывает на то, что ритуальный предмет использовался в обрядах и впитал негативную энергию участников действа.
Интересные факты про африканские маски
Первобытное искусство повлияло на становление международного искусства. Сегодня следы африканской экзотики обнаруживаются во всех частях света.
В чем проявляется взаимодействие цивилизаций:
Африканские маски из дерева – магический атрибут, которые выглядит впечатляюще даже на фото. Произведения первобытного искусства, простые и эффектные одновременно, вдохновляют художников и становятся объектом желания для коллекционеров. Скрытый смысл и чудесные способности масок продолжают волновать человечество на протяжении многих веков.
Автор: Фурсова Анна
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об африканских масках из дерева
Ритуальные маски Африки — виды и значение: