Что означает стилизованное изображение
Дом-страница Виталия Юрченко
Стилизация — это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.
Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.
Стилизация
Стилизация орнамента
При работе с орнаментом нужно обратить внимание на ракурс изображаемого элемента. При статичной композиции не рекомендуется использовать развороты в три четверти, а вот вид сбоку или сверху, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осях будет в самый раз. Динамичная композиция будет выглядеть удачной, если использовать различные ракурсы и наклоны.
При стилизации орнамента особое внимание нужно уделять участкам элемента, где есть изгибы и изломы. Трансформируя объект, работать стоит не только с его размещением, но и с изменением пропорций и размера.
Цвет в стилизации орнаментальных мотивов играет немаловажную роль. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от реального варианта или же задуманный заранее.
Изображение зверей в орнаментальной композиции также должно быть довольно условным. Насыщенность деталями нарушит целостность силуэта и усложнит общее восприятие композиции.
При стилизации орнаментальной композиции объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности.
Стилизованный натюрморт
Натюрморт- жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.
В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.
Стилизация орнамента
Стилизованный натюрморт
Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.
Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном — уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.
При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.
При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.
Стилизованный пейзаж
В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.
Стилизованный пейзаж
Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить.
В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов. Если этого требует замысел художника.
Понятие «стилизация». Примеры стилизованных объектов
в данном обучающем модуле рассматривается тема «Стилизация как графический прием».
После изучения материала по данной теме Вы:
1. узнаете, какими качествами и свойствами должно обладать хорошо стилизованное изображение;
2. будете иметь представление о том, для чего необходима стилизация, где можно использовать стилизованные объекты;
3. будете уметь самостоятельно создавать стилизованный объект с исходного изображения.
Раздел 1. Понятие «стилизация». Примеры стилизованных объектов.
ÆПрочитайте следующий текст, в котором говорится о значении стилизации:
Вы наверно видели фирменный знак компании, производимой спортивную одежду и аксессуары Puma:
Это один из ярких примеров стилизации, в данном случае стилизации изображения животного.
Если Вы решили стать дизайнером, и хотите зарабатывать на этом деньги – Вам не обойтись без знаний о стилизации и умений создавать «яркие», запоминающиеся стилизованные объекты.
Что же такое стилизация?
Чтобы получить стилизованное изображение необходимо руководствоваться следующими правилами:
выделить совокупность явно узнаваемых характерных признаков стилизуемого объекта; упростить форму, объёмные и цветовые соотношения этого объекта.
Зная два главных правила получения стилизованного изображения, можно сказать что стилизация – это действия направленные на получение стилизованного изображения, которое можно узнать и классифицировать по характерным признакам. Действиями для получения стилизованного изображения являются, например, объединение или удаление мелких деталей изображения таким образом, чтобы оставшиеся общие формы объекта были узнаваемыми и давали информацию о том, что это за объект (т. е. оставалась совокупность явно узнаваемых характерных признаков исходного объекта):
Объединяя или удаляя мелкие детали исходного объекта, может получиться так, что стилизованное изображение станет неузнаваемым или неоднозначно узнаваемым:
Следовательно, нужно помнить что, после стилизации должен остаться выразительный силуэт, узнаваемый образ – это одно из свойств качественно стилизованного изображения.
Еще одним свойством стилизованного изображения является то, что стилизованный объект помимо изображения иногда несет в себе смысловую нагрузку. Таким примером могу служить некоторые пиктограммы или дорожные знаки. Пиктограмма дискеты, например, в программе Microsoft Word, является стилизованным изображением объекта (дискеты) и функциональным элементом в программе (при нажатии на кнопку с изображенной на ней дискетой можно сохранить изменения в документе). Для интерактивных элементов со стилизованным изображением, таких как кнопки, должна быть очевидна связь изображения с действием кнопки:
или
На дорожных знаках тоже изображены стилизованные объекты: стилизованные человечки, грузовики, легковые автомобили и т. д. Дорожные знаки в отличие от пиктограмм не являются интерактивными, но тоже вызывают определенные ассоциации и действия. Например, дорожный знак пешеходного перехода вызывает ассоциации с тем, что в данном месте пешеходам можно переходить дорогу. Как на пиктограммах, так и на дорожных знаках стилизованные изображения должны быть связаны с вызываемыми ассоциациями и действиями.
Рассмотрев смысловую нагрузку стилизованных изображений на примере пиктограмм и дорожных знаков, сделаем вывод. Стилизованное изображение объекта и его смысловая нагрузка должны быть всегда взаимосвязаны. Взаимосвязь, должна быть очевидной не только для разработчика такого стилизованного изображения, но и для людей взаимодействующих с этой разработкой.
Заметьте, что размер стилизованного изображения пиктограмм в сотни раз меньше размеров изображения дорожных знаков. И, не смотря на это, изображение пиктограмм все равно остается понятным. Однако если уменьшить размер изображения дорожного знака до размеров пиктограмм, то оно тоже останется понятным:
или
Поэтому запомните что, хорошо стилизованный объект при сильном его уменьшении (например, до размеров пиктограмм: 48х48 или 32х32) остается понятным и хорошо «читаемым».
Рассмотрим фирменный знак «ZOOPARK»:
Стилизация очень часто используется в разработке фирменного знака или логотипа для компаний. Стилизованное изображение логотипа или фирменного знака, часто «отражает» род деятельности фирмы или ее название как в данном примере. Но изображение может быть и условным – не связанным с деятельностью фирмы.
В этом примере используется черно-белое ахроматическое стилизованное изображение. Может показаться, что это исполнение является характерным. Однако стилизованные изображения могут быть и цветными (полихромными), как в примере с пиктограммами.
Теперь подведем итог выше сказанному. Если стилизованное изображение обладает следующими свойствами и качествами:
1. После стилизации изображения должен остаться выразительный силуэт, узнаваемый образ;
2. Стилизованное изображение объекта и его смысловая нагрузка должны быть взаимосвязаны. Взаимосвязь выбранного изображения и задаваемой ему смысловой нагрузки, должна быть очевидной;
3. Хорошо стилизованный объект при сильном его уменьшении (например, до размеров пиктограмм: 48х48 или 32х32) остается понятным и хорошо «читаемым»;
4. Стилизованное изображение может быть как ахроматическим (черно-белым), так и полихромным (цветным),
то изображение можно назвать хорошо стилизованным.
Перечислим области применения стилизации.
Стилизация может применяться:
1. в разработке логотипа;
2. в разработке фирменного знака;
3. в разработке пиктограмм для нового программного пакета;
5. как декоративный элемент, например, в открытке или визитке.
Примеры стилизованных объектов.
Пример ахроматического, стилизованного изображения панды, которое может быть использовано как логотип, фирменный знак или изображение для открытки:
Пример афиши, в основу которой взят логотип зоопарка, разработанный на основе ахроматической стилизации изображения носорогов:
Пример полихромной стилизации изображения яка:
Вопросы раздела 1
1. Дайте своими словами определение понятию «стилизация». Два правила получения стилизованного изображения.
2. Какими качествами обладает хорошо стилизованное изображение?
3. Выберите из предложенных вариантов хорошо стилизованное изображение, объясните Ваш выбор?
4. Где могут быть применены стилизованные изображения?
ÆЕсли Вы работали в программе AdobePhotoshop и знаете, как пользоваться ее основными инструментами, то перейдите к разделу 2, в котором Вы будете создавать стилизованное изображение. Если же Вы не работали в программе, то откройте файл Пользование инструментами Photoshop. doc прочитайте и ознакомьтесь с инструментами программы и их использованием.
Раздел 2. Графические приемы в программе Adobe Photoshop, применяемые при стилизации.
В разделе 1 Вы узнали о свойствах и качествах хорошо стилизованного изображения.
Такое стилизованное изображение бабочки может быть использовано, например как декоративный элемент в открытке:
2.1 Цветовая модель Grayscale
ÆОткройте программу Adobe Photoshop.
ÆОткройте файл podgotovka. doc. Здесь описан первый этап к созданию ахроматического стилизованного объекта.
Вопросы раздела 2.1
1.1 Вы хотите получить черно-белое стилизованное изображение. Что необходимо сделать с исходным изображением, если оно цветное и при помощи какой команды?
1.2 Чем Grayscale отличается от RGB или CMYK?
1.3 Как перевести цветное изображение в Grayscale?
1.4 Как отменить ненужное действие (2 способа)?
2.2 Фильтр Cutout
ÆОткройте файл Cutout. doc. Здесь описано применение фильтра Сutout. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.2
2.1 Что такое Сutout?
2.2 Что позволяет сделать Сutout и зачем это необходимо при стилизации?
2.3 Какие свойства есть у Сutout, что они значат?
2.4 Как применить Сutout к изображению?
2.3 Работа с Layers
ÆОткройте файл Layers. doc. Здесь описаны некоторые свойства и параметры Layers, необходимые при стилизации. Прочитайте текст, выполните инструкции.
Вопросы раздела 2.3
3.1 Что такое Layer?
3.2 Что такое Background?
3.3 Как перейти от Background к Layer?
3.4 Где находятся свойства Layer?
3.5 Какие свойства Layer Вы знаете, что они означают?
3.6 Как изменить прозрачность Layer?
3.7 Как изменить порядок Layers?
2.4 Удаление ненужных областей
Æ Откройте файл Instrument. doc. Здесь описано применение инструмента Pen, Eraser и PaintBucket к созданию стилизованного объекта. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.4
4.2 Что такое Eraser?
4.3 Что такое PaintBucket?
4.4 Как выделить контур, полученный инструментом Pen?
4.5 Напишите коротко, как работает инструмент Pen?
4.6 Напишите коротко, как работает инструмент Eraser?
2.5 Доработка графического изображения
Æ Откройте файл Dorabotka. doc. Здесь описано применение инструмента MagicWand, Brush и Eyedropper к созданию стилизованного объекта. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.5
5.1 Что такое Eyedropper?
5.2 Что такое MagicWand?
5.3 Что такое Brush?
2.6 Сохранение файла
Æ Откройте файл Finish. doc. Здесь описана команда объединения Layers в один слой и сохранение готового изображения. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.6
6.1 Что выполняет команда Flatten Image?
6.2 Для чего необходимо объединять Layers?
6.3 В каком формате необходимо сохранить конечный результат?
6.4 Какие ограничения предъявляются к файлу, если он сохранен в формате FPEG?
6.5 Как сохранить файл с расширением jpg (2 способа)?
6.6 Опишите коротко параметр Quality: его значение и взаимосвязь с «величиной»
Раздел 3. Контрольные задания по курсу «стилизация как графический прием».
В виде закрепления пройденного материала по данной теме, Вам предлагается выполнить два контрольных задания:
Æ Откройте файл kontrol. jpg из папки kontrol и сохраните его на своем компьютере как:
Например, учащийся с номером 156, высылающий контрольное задание №1, сохраняет и высылает его под названием:
В данном контрольном задании необходимо стилизовать предложенное Вам изображение и оформить его в виде
Æоткройте файл exampl. jpg.
В окне размером 800х600 пикселей должно быть размещено:
первое изображение – исходное (данное Вам изображение без Ваших изменений);
далее – не менее 10 промежуточных стилизованных изображений;
последнее – изображение наиболее хорошо получившегося на Ваш взгляд стилизованного объекта, вписанного в какую либо максимально приближенную к его контурам геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал и т. д.) и уменьшенный до размеров пиктограммы: 48х48 пикселей.
Представьте, что вы работаете дизайнером, и Вам поступил заказ от клиента, разработать и представить логотип или фирменный знак для фирмы, которая занимается продажей постельного белья, подушек, одеял и всех, связанных с этим принадлежностей. Заказчик желает видеть логотип тематически связанный с деятельностью фирмы (т. е. логотип или фирменный знак должен нести смысловую нагрузку). Заказчику все равно будет логотип черно-белый или цветной.
Ваше второе контрольное задание заключается в том, что бы Вы разработали логотип на основе стилизации изобразительного объекта, кажущегося Вам наиболее соответствующим данному заданию (т. е. объект для стилизации вы выбираете сами) в соответствии с требованиями клиента. Конечный файл должен содержать два изображения размером не более чем 200Х200 пикселей, первое – исходное (изображение, которое Вы выбрали, без Ваших изменений), второе – Ваша стилизация. К данной работе Вы должны приложить файл, в котором Вы напишите обоснование, почему Вы выбрали именно этот объект для стилизации. Написать необходимо так, что бы клиент не сомневался в верности Вашего выбора.
Готовый файл сохраните как:
Например, учащийся с номером 156, высылающий контрольное задание №2, сохраняет и высылает его под названием:
Значение слова «стилизация»
1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-л. стиля. Стилизация под миниатюры 18 в. || Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения. Историческая стилизация в романах Лажечникова.
2. Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве.
3. Произведение, представляющее собой по форме подражание какому-л. стилю.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
традиция предполагает прогрессивное развитие искусства, при котором творчество гениев оказывает влияние на мастеров «второго ряда» («Литературная энциклопедия» приводит в качестве примеров влияние Пушкина на Лермонтова, Фета и Тютчева на Блока). Стилизация часто подразумевает ретроспективный уход в прошлое;
подражание подчиняет творчество эпигона художественному методу другого мастера, обычно современника или творившего в недалёком прошлом; при этом сходство с образцом не подчёркивается а, наоборот, скрывается. При стилизации за образец обычно принимается отживший, исчезнувший стиль;
пародия преувеличивает имитируемые особенности оригинала и даёт им комическую трактовку, в то время как стилизация представляет собой (открытую) подделку под оригинал.
Термин не используется в случаях действительно крупных мастеров искусства, которые демонстрируют глубокое освоение культуры других эпох или социальных слоёв (например, при описании сказок Пушкина).
СТИЛИЗА’ЦИЯ, и, ж. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого-н. определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-н. стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее собою такое подражание. Эта повесть — удачная с. старинной русской сказки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стилиза́ция
1. действие по значению гл. стилизовать; имитация определённого стиля
Статья Стилизация в изобразительном искусстве. Автор: Щербакова Мария Ивановна
Автор: Щербакова Мария Ивановна
Стилизация в искусстве
Как научиться стилизации: методы стилизации
Стилизация– это намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной среды, народности, эпохи, а так же для искусства и культуры в целом. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.
В изобразительных искусствах стилизация достигается путем обобщения изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.
Стилизация передаёт характер изображаемого объекта, это своего рода карикатура на него.
Стилизуя, мы рисуем предмет «чересчур»: слишком колючий или слишком мягкий, слишком смешной или слишком грустный. «Бросаемся в крайности»: очень высокий, большой, маленький, очень худой или толстый. При этом необходимо учитывать основные законы композиции, такие как, большое, маленькое и среднее, передача движения, жесткости и гибкости формы.
Стилизовать можно слегка, а можно до неузнаваемости. В первом случае это может быть рисунок гипсовой головы характерными линиями. А более абстрактным примером является стилизация, используемая для создания логотипа.
Обратите внимание на присутствие намека на стиль. Именно так рождается авторский почерк художника, или фирменный стиль компании. Сочетания излучающее новизну и современность.
Яркий пример использования данного метода-это орнамент, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.
Из выше сказанного следует, что это явление прочно вошло своими корнями и ветвями в современное общество.
Стилизация используется не только в изобразительном творчестве, это так же характерный прием для современной литературы, кинематографа, музыки. Например, именно благодаря этому явлению появились такие современные направления как фолк-рок, афро-бит. Представьте, как под влиянием этнических или джазовых мотивов, с учетом современных возможностей и потребностей музыки, происходит создание нового направления, новых творческих продуктов.
Стилизация может быть, как намеренной, если мы изучаем объект, например, с помощью предварительных набросков и фор-эскизов, а на базе собранной информации создаем стилизованный образ с выявлением характерных особенностей изображаемого.
Существует так же интуитивная стилизация. Если мы случайно «выдаем» силуэт, обладающий узнаваемыми, или даже преувеличенными чертами натуры, то мы имеем дело с интуитивной стилизацией. Часто подобным видом стилизации обладают рисунки детей: дерево, солнышко, и т.д.
Как же научиться этому фантастическому искусству стилизации?
Это легко, в то же время не просто. Нужно просто расслабиться, откинуть сомненья, забыть все правила, но в то же время четко знать их! Дело в том, что мы должны точно знать какие правила мы нарушаем, только это знание дает нам свободу, и никому не позволяет нас уличить в безграмотности.
От сюда вытекает первый пункт в обучении стилизации: серьезное и последовательное обучение академической живописи и рисунку. Изучение гармонии и законов изображения среды, и в которой мы живем. Так же окружающая нас обстановка является бездонным источником вдохновения как для метода стилизации, так и для декоративного искусства, базой которого он является.
Необходимо обучение разным жанрам, от натюрморта, до портрета, не стоит ограничиваться чем-то одним. Современный художник должен отличаться разнообразием увлечений, что бы в дальнейшем найти себе применение.
Рисунок – как основа стилизации.
Какими видами рисунка необходимо заниматься для развития способности стилизовать объекты?
1)Наброски мягкими материалами: сепия, соус, сангина, пастель, уголь. Лучше все это иметь в мелках, так как основной метод использования в данном случае будет рисование плоскостью.
Это позволяет немного отвлечься от академического рисунка, «похулиганить», ощутить силуэт, подумать, что с ним делать? А так же, усвоить главное правило, чем быстрее, тем больше движения и больше стилизации. Именно поэтому наброски в транспорте, на улице, самые живые и характерно-яркие.
2) Линеарный рисунок: передача объема с помощью линии.
Способ «А»: натура передается с помощью прерывающихся линий, линия прерывается, когда мы показываем так называемую, «уходящую» от нас плоскость.
Способ «Б»: линия показывает объем с помощью большой толщены в области тени.
Для обучения второму способу можно применять следующие упражнения: наброски плакатным пером, плоской кистью или маркером с плоской поверхностью в течении пяти минут (человек стоя, сидя, животное, бытовые предметы). Это помогает передать светотень с помощью толстой и тонкой линии, а также получить неожиданные композиционные и графические решения, которые можно смело именовать стилизацией.
3) Рисунок «пятном»: заливка силуэта тушью или темной гуашью. Очень эффективный метод: получаем общую форму, стилизуем силуэт.
Фантазийная основа стилизации:
Развивает творческую фантазию, т.е. центры, находящиеся в правом полушарии мозга, рисование левой рукой. В данном случае так же можно использовать быстрые наброски, только по памяти. Если использовать гелиевую ручку, то мы можем внести еще одно правило: рисовать непрерывной линией.
Ограничения способствуют поиску творческих решений, таким образом, в живописи можно ограничить цветовую гамму (например, черный и белый +1цвет), получим всем известный прием декоративной живописи
Стилизация начинается с линии, какой может быть линия? Рваной, пунктирной, струящейся, дрожащей, и каждый раз она должна быть разной. Попробуем нарисовать 10 разных линий. Теперь каждый раз, когда вы хотите изобразить что-нибудь, вы можете использовать их.
Чаще рисуйте предварительные фантазийные эскизы сразу кистью. Это позволит вам творчески выразиться, не боясь собственной самооценки.
Важный аспект в обучении рисованию, в том числе передаче характера, как основной особенности стилизации является активность, движение, занятие спортом, разминка во время занятия, психологический настрой. И как итог всего этого: правильное положение тела и хорошая осанка во время рисования. Рука свободно двигается и передает воспринятое глазом изображение только в расслабленном и гибком и скоординированном теле. Движение тела, передает движение композиции.