Что означает стиль в музыке
Что такое музыкальный стиль
Стиль – это сочетание всех музыкальных элементов и приемов, которые были использованы при создании музыки, то, как она в итоге звучит. В стиль входит полифония, мелодия, ритмика, гармония, способы их использования и даже то впечатление, которое музыка производит на конечного слушателя.
Классификацию стилей обычно проводят по композиторам, которые писали музыку и эпохам, в которые она писалась. Можно смело говорить о «стиле Баха» или «стиле Бетховена» имея в виду те музыкальные черты, которые использовали в своих произведениях эти композиторы. Если в музыке используются приемы, характерные для творчества того или иного временного отрезка, можно говорить, к примеру, о «стиле 18 века» и так далее.
Таким образом, говоря о музыкальном стиле, мы можем говорить о той или иной системе музыкально-выразительных средств, которые требуются для воплощения в музыке определенных идей, придания ей нужного звучания и смысла. Стиль во многом определяется эпохой, в которую была создана музыка, творческим подходом композиторов, их представлениями о мире и искусстве, их переживаниями и ожиданиями. Если говорить о стиле в глобальном понимании этого слова, то можно выделить три основных направления в стилистике музыки: историческое, национальное и индивидуальное.
Человек, по-настоящему разбирающийся в музыке, легко отличит и узнает различные стили, что помогает ему лучше понимать и воспринимать музыку. Настоящий ценитель легко отличит произведение М.Равеля от произведения С.С. Прокофьева.
Любой стиль, неся в себе оттенок эпохи, несет и печать личности композитора, творившего в этом стиле. Если говорить о стиле индивидуальном, то личность композитора проявляется здесь особенно ярко. В музыке можно легко увидеть, насколько мечтательным или свободолюбивым был ее автор, распознать черты его характера, понять, чем он жил и о чем мечтал.
Именно индивидуальный стиль дает нам самое яркое представление о личности автора музыки, ведь он вкладывает в нее всего себя, свою душу и свое сердце. Если композитор пишет музыку к уже существующему тексты, стихотворению, пьесе, он проживает жизнь каждого героя, разделяет их судьбу.
Чтобы понять, насколько глубок и своеобразен каждый музыкальный стиль, нужно прослушать не одно произведение в этом стиле, прочувствовать мысли и мечты множества композиторов. И только после того, как будет прослушано множество прекрасных композиций, слушатель может почувствовать себя частью этого необозримого мира музыки.
Какие бывают стили музыки?
Какие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.
Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.
Стиль эпохи
Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).
Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).
Жанровый стиль
Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.
Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.
Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.
А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.
Стиль музыкального направления
Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.
Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.
Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.
Национальный стиль
Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).
Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.
Стиль объединения композиторов
Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.
Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.
В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.
Стиль отдельного композитора
Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.
Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.
Исполнительский стиль
Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.
Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.
Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.
Музыкальные стили и направления
Авторская песня — жанр песенного творчества, характеризующийся первичностью текста по отношению к музыкальной составляющей. Представляет собой песни, исполняемые автором, аккомпанирующим себе на гитаре.
Альтернатива. С середины 1980-х гг. развитие направлений, родившихся в русле панка и постпанка, вступило в фазу так называемой альтернативы. В настоящее время под альтернативой понимают главным образом ряд музыкальных стилей, находящихся на стыке хип-хопа, хардкора и других направлений.
Блюз («blue devils» — «грусть, меланхолия») — первоначально сольная лирическая песня американского черного населения. В дальнейшем сформировался городской, или классический, блюз, в котором утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от африканской народной музыки: синкопированные ритмы, импровизационность исполнения, нефиксированые понижения ступеней лада, обычно на 3-й и 7-й ступенях мажора.
Джаз («jazz») — род профессионального музыкального искусства, сложившийся в южных штатах США на рубеже XIX— XX вв. Важнейшими особенностями являются основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, использование широчайшего спектра тембровых окрасок.
Кантри («country») — стиль американской музыки, изначально представлявший собой смесь фольклорной музыки Англии, Ирландии и Шотландии. На протяжении всей своей истории кантри испытывал влияние других стилей, в результате чего появляется ряд его разновидностей: кантри-вестерн, кантри-рок и др.
Кельтика — разновидность современной этнической музыки (в т. ч. электронной), использующей мотивы и мелодии традиционной английской, ирландской и валлийской музыки.
Классика — термин, не обозначающий определенный стиль или направление. Классическими являются музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям и сочетающие глубину и содержательность с совершенством формы. Этот стиль не ограничен никакими временными рамками: к классике могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные.
Латино — музыка исполнителей, в чьем творчестве прослеживаются латиноамериканские и карибские мотивы или используются те или иные формы латиноамериканской музыки — босса, румба, танго, самба и др.
Металл — музыкальный стиль, образовавшийся в процессе развития хард-рока. В настоящее время объединяет все разновидности тяжелой музыки, различающиеся как по специфике звучания, так и по идеологии. В свете огромного количества разновидностей: power, speed, thrash, black, doom, death и т. д. — рассматривать его следует не только как музыкальное направление, но и как своего рода идеологию.
Ньюэйдж — термин, фиксирующий единство направлений современной музыки, призванных создавать некое состояние души, позволяющее слушателю погружаться в собственное подсознание. Истоки ньюэйджа можно найти в джазе, арт-роке, акустической камерной академической музыке с минималистским уклоном и, конечно, в электронной музыке.
Панк — музыка социального протеста, в частности против коммерциализации рок-музыки. В качестве социального феномена панк традиционно рассматривается как форма выражения недоверия представителей низшего и среднего классов к общественным институтам. Принято считать, что на инструментальной базе панк-рока возникли хардкор, трэш и гранж.
Популярная музыка — различные стили и жанры преимущественно легкой эстрадной музыки, ориентированной на коммерческий успех. В настоящее время термин «попса» зачастую используется для придания высказыванию негативной оценочности.
Ритм-н-блюз — одно из направлений рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и энергичного джаза. Появился в конце 1940-х гг. в Чикаго и дал жизнь большинству последующих направлений и форм собственно рока. Используются электрогитары, саксофоны и фоновые гармонии для создания более полновесного звука, чем тот, который был характерен для деревенского блюза. Оказал большое влияние на музыкальные направления рок и соул. Классическими исполнителями этого стиля считаются Рей Чарлз, Би Би Кинг, а также Тина Тернер.
Рок — внутренний протест художника против какого-то одного или нескольких компонентов бытия. С музыкальной точки зрения рок — произведение, в котором присутствует бит. Как правило, инструментарий рока — электрический, однако это не является обязательным условием: рок может быть акустическим, синтезированным и даже чисто вокальным. Большинство существующих на данный момент музыкальных течений в основе своей имеют рок.
Рокабилли — предтеча рок-н-ролла, ритмический гибрид кантри и блюза. Характеризуется использованием акустических гитар и контрабаса.
Романс — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихотворением, отражая не только общий его характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Подразделяется на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу, романс в танцевальном ритме и др.
Русский шансон, или блатная песня, — термин, фиксирующий единство произведений различных музыкальных жанров камерной вокальной музыки — от шансона до романса, — на уголовную тематику.
Рэггей (регги) — термин, используемый для характеристики различных стилей афро-карибской музыки, претерпевшей серьезную трансформацию на Ямайке. Отличается от ска более медленным темпом. Огромное влияние на рэггей оказало религиозно-философское учение растафарианство.
Рэп — синоним хип-хопа, однако фактически рэп является лишь одной из составляющих хип-хоп культуры. Это ритмическая скороговорка, исполняемая в сопровождении жесткого фанкового ритма — главного стилевого стержня хип-хопа. Современные специалисты подразделяют рэп на множество направлений. Принципами такого разделения выступают: география, идеология, ритмика, мелодика и т. д. Иногда расшифровывают это слово как Rhythmical American Poetry.
Ска (ska) — национальная форма ямайской музыки, характеризуется синкопированным ритмом (размер 4/4) и несет в себе черты традиционной ямайской музыки мен- то и американского ритм-н-блюза. Элементы ска используются и в рамках других стилей — панк, рок и т. д.
Соул — направление, сформировавшееся в США в середине 1950-х гг. и представляющее собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки. Также соул определяют как вокальную манеру, родившуюся в результате слияния хоров госпел, блюза и фанка.
Фолк, или народная музыка, — инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.
Хард-рок — жесткий, или тяжелый, рок. Разновидность рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выдвижения ритм-секции на передний план.
Хардкор — быстрый панк-рок, спид-металл с элементами дарксайда. Это наиболее жестко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромиссно звучащая музыка. В узком значении словом «хардкор» называли жесткое техно на рубеже 1980—1990-х гг. Современный хардкор резко отличается от музыки прошедшего тысячелетия экшеном и сумбурностью исполнения, вводящими слушателя в состояние эйфории.
Хип-хоп зародился в Америке как музыкальная культура чернокожего населения. Основа хип-хопа — чтение рифмованных текстов под музыку. В основе текстов лежат рассказы о жизни улиц с характерной ненормативной лексикой.
Шансон — французская песня во всех ее исторических и жанровых разновидностях: рондо, виреле, водевили, романсы, революционные и социальные песни. В России выделяют русский шансон — синоним блатной песни.
Электроника — стиль, в котором в инструментарии группы или исполнителя отсутствуют «живые» инструменты, партии которых заменяет синтезатор звука. Объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и т. д.
Эмбиент — стиль электронной музыки, характерной чертой которого является использование шумовых эффектов различного характера, а также слабая выраженность либо полное отсутствие ритма.
Этно — музыка, несущая в себе черты музыкальной традиции какого-либо этноса, что может выражаться как в исполнении традиционных народных песен, так и в использовании народных инструментов, элементов мелодики, композиционного построения, характерного для жанров музыкального фольклора.
Что такое музыкальный стиль, жанр и направления музыки: основные понятия
Невозможно представить мир без музыки. Звучание издаётся по телевизору, из наших колонок, на дискотеках. Часто нам нравятся не только определённые композиции, но и стили или жанры. В чём их разница, как отличить понятие и использовать?
Определения и разница между стилем, жанром и направлением
Понять различия между стилем, жанром и направлением помогут определения:
Применение того или иного понятия осложняется разнообразным отношением авторов к определениям. Использование любого из предложенных определений в схожем контексте не ошибка.
Основные жанры, стили и направления
На сегодняшний день существует несколько десятков жанров, а ещё больше поджанров в музыке (стилей и направлений). Предлагаем ознакомиться с доминирующими и наиболее употребляемыми в музыкальном мире.
Народная музыка
Народная музыка считается крупным разделом, так как объединяет произведения по историческому, этническому и культурному признаку. Исходя из такого деления, музыка подразделяется на русскую народную, болгарскую, немецкую, норвежскую и так далее. Конечное число определено количеством этнических групп и временных рамок.
Классическая музыка
Классика определена историческим отрезком времени и рациональности исполнителей. Классическая музыка перекликается с народной, но обладает рядом отличий. Выделяется Европейская классическая музыка (средневековье, барокко, романтизм и т.д.), Арабская, Индийская и другие.
Блюз, Ритм-н-Блюз, Джаз
Блюз, Ритм-н-Блюз и Джаз считаются разными жанрами музыки, но появились в одну эпоху и обладающие общностью стиля. Различия жанра зависят от места появления и развития, используемых инструментов, вокала и некоторых других особенностей. Каждое музыкальное направление обладает собственным поджанром.
Электронная музыка
Электронная музыка – большой раздел музыкального мира (жанр), охватывающий композиции, исполняемые с использованием электронных инструментов. Поджанры отличаются от вида инструмента, которые появлялись в процессе развития технологий и человечества. Первая стадия зарождения жанра началась в XIX веке. Особая роль такой музыки возникла в момент появления компьютерной техники и синтезаторов.
Рок считается ещё одним огромным жанр популярной музыки, появившийся в далёком XIX веке. Начало положено с использованием рок-н-ролла, а развитие продолжается по сей день. Характерным для рока является чёткий ритм, разнообразие инструментов. Музыкальное направление обладает наибольшим числом поджанров начиная от лёгких, заканчивая агрессивными трэщ-металом, блэк-металом и другими.
Что означает стиль в музыке
Понятие стиля в музыке возникло в конце эпохи Возрождения (кон. 16 в.), т.е. в период становления и развития закономерностей собственно муз. композиции, получивших отражение в эстетике и теории. Оно прошло длительную эволюцию, показавшую как многозначность, так и нек-рую расплывчатость понимания термина. В сов. музыкознании оно является предметом дискуссий, что объясняется разнообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят и к индивидуальным особенностям композиторского письма (в этом значении он приближается к понятию творч. почерка, манеры), и к особенностям произв., входящих в к.-л. жанровую группу (стиль жанра), и к общим особенностям письма группы композиторов, объединенных общей платформой (стиль школы), и к особенностям творчества композиторов одной страны (нац. стиль) или историч. периода в развитии муз. иск-ва (стиль направления, стиль эпохи). Все эти аспекты понятия «стиль» вполне закономерны, но в каждом из них существуют те или иные ограничения. Они возникают из-за различия в уровне и степени общности, из-за многообразия стилевых черт и индивидуального характера их претворения в творчестве отд. композиторов; поэтому во многих случаях правильнее говорить не об определённом стиле, а отмечать стилистич. тенденции (ведущие, сопутствующие) в музыке к.-л. эпохи или в творчестве к.-л. композитора, стилистич. связи или общность отд. стилевых черт и т.д. Выражение «произведение написано в таком-то стиле» является скорее обиходным, чем научным. Таковы, напр., названия, к-рые композиторы иногда дают своим произв., представляющим собой стилизации (фп. пьеса Мясковского «В старинном стиле», т.е. в старинном духе). Часто слово «стиль» заменяет др. понятия, напр. метода или направления (романтич. стиль), жанра (оперный стиль), муз. склада (гомофонный стиль), типа содержания. Последнее понятие (напр., героич. стиль) следует признать неправильным, т.к. при этом не учитываются ни исторический, ни нац. факторы, а подразумеваемые общие признаки, напр. интонационный состав тематизма (фанфарные интонации в героич. темах), явно недостаточны для фиксации стилевой общности. В прочих случаях необходимо учитывать как возможность сближения и взаимодействия понятий стиля и метода, стиля и жанра и т.п., так и их различие и ошибочность полного отождествления, фактически уничтожающего саму категорию стиля.
Стилевая преемственность отчётливее прослеживается в произв. одного жанра: можно наметить единую цепь общих черт в фп. концертах Л. Бетховена, Ф. Листа, П. И. Чайковского, Э. Грига, С. В. Рахманинова и С. С. Прокофьева; однако на основе анализа фп. концертов названных авторов раскрывается не «стиль фортепианного концерта», а только предпосылки для обнаружения преемственности в произв. одного жанра.
Исторически обусловленным и связанным с развитием разл. жанров является также возникновение понятий строгого и свободного стилей, относящееся к 17 в. (Дж. Б. Дони, К. Бернхард и др.). Они были идентичны понятиям старинного (antico) и современного (moderne) стилей и подразумевали соответствующую классификацию жанров (мотеты и мессы или, с другой стороны, концерт и инстр. музыка) и характерных для них приёмов полифонич. письма. Строгий стиль, однако, отличается гораздо большей регламентированностью, тогда как смысл понятия «свободный стиль» заключается гл. обр. в противопоставлении строгому.
Важнейшим фактором, к-рый необходимо учитывать при определении стиля, является фактор национальный. Он играет большую роль в конкретизации уже упомянутых аспектов (стиль рус. бытового романса или рус. свадебной песни). В теории и эстетике нац. аспект стиля акцентируется уже в 17-18 вв. Нац. характерность стиля ярче всего проявляется в иск-ве начиная с 19 в., особенно в музыке т.н. молодых нац. школ, формирование к-рых в Европе происходило на всём протяжении 19 в. и продолжается в 20 в., распространяясь на др. континенты.
И всё же к музыке определённых (иногда протяжённых) историч. этапов применимо понятие «стиль нац. школы» (но не единый нац. стиль). Его признаки особенно стабилизируются в моменты формирования нац. классики, образуя основу для развития традиций и стилистич. преемственности, к-рая может проявляться на протяжении длит. времени (напр., традиции глинкинского творчества в рус. музыке).
Наряду с нац. школами существуют и др. объединения композиторов, возникающие на самых разл. основаниях и также часто именуемые школами. Степень правомерности применения термина «стиль» по отношению к таким школам зависит от уровня общности, возникающей в подобных объединениях. Так, напр., вполне закономерно понятие стиля полифонич. школ эпохи Возрождения (франко-фламандской или нидерландской, римской, венецианской и др.). В то время только начинался процесс индивидуализации творч. почерка композитора, связанный с отделением музыки как самостоят. иск-ва от музыки прикладной и сопровождавшийся включением новых средств выразительности, расширением образного диапазона и его дифференциацией. Абсолютное господство полифонич. письма в проф. музыке накладывает отпечаток на все её проявления, и понятие стиля нередко связывается именно с особенностями использования полифонич. приёмов. Характерное для периода формирования классич. жанров и закономерностей преобладание общего над индивидуальным позволяет применить понятие стиля разл. школ к оперной музыке 17 в. (флорентийской, римской и др. школ) или к инстр. музыке 17-18 вв. (напр., болонской, мангеймской школ). В 19 в., когда творч. индивидуальность художника приобретает принципиальное значение, понятие школы утрачивает свой «цеховой» смысл. Временный характер возникающих группировок (веймарская школа) затрудняет фиксацию стилевой общности; её легче установить там, где она обусловлена влиянием учителя (школа Франка), хотя представители таких групп в ряде случаев являлись не продолжателями традиции, а эпигонами (мн. представители лейпцигской школы по отношению к творчеству Ф. Мендельсона). Гораздо более правомерно понятие стиля «новой рус. муз. школы», или Балакиревского кружка. Единая идейная платформа, использование сходных жанров, развитие глинкинских традиций создали почву для стилевой общности, проявившейся и в типе тематизма (русского и восточного), и в принципах развития и формообразования, и в использовании фольклорного материала. Но если идейно-эстетич. факторы, выбор тем, сюжетов, жанров во многом обусловливают стилевую общность, они не всегда порождают её. Напр., родственные по тематике оперы «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Rимского-Корсакова существенно отличаются по стилю. Ярко выраженные творч. индивидуальности членов кружка безусловно ограничивают понятие стиля «Могучей кучки».
В музыке 20 в. группировки композиторов возникают в моменты значит. стилистич. сдвигов (франц. «Шестёрка», новая венская школа). Понятие стиля школы и здесь весьма относительно, особенно в первом случае. Значит. влияние учителя, сужение образного диапазона и его специфика, а также поиски соответствующих средств выразительности способствуют конкретизации понятия «стиль школы Шёнберга» (новой венской школы). Однако даже использование додекафонной техники не заслоняет существ. различий в стилях А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Литература: Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1. Словарь наиболее необходимых музыкально-теоретических обозначений, П., 1919; Ливанова Т. Н., На пути от Возрождения к Просвещению 18 века. (Некоторые проблемы музыкального стиля), в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; её же, Проблема стиля в музыке 17 века, в кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм, М., 1966; Кремлёв Ю. A., Стиль и стильность, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965; Михайлов М. К., О понятии стиля в музыке, там же; его же, Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы, в сб.: Критика и музыкознание, Л., 1975; его же, К проблеме стилевого анализа, в сб.: Современные вопросы музыкознания, М., 1976; Раабен Л. Н., Эстетические и стилевые тенденции в музыкальном исполнительстве наших дней, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965; его же, Система, стиль, метод, в сб.: Критика и музыкознание, Л., 1975; Сохoр A. H., Стиль, метод, направление, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965; его же, Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Музыкальная форма, М., 1965, с. 12, 1974; Конен В. Д., К вопросу о стиле в музыке Ренессанса, в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1968, 1976; Келдыш Ю. В., Проблема стилей в русской музыке 17-18 веков, «СМ», 1973, No 3; Скребков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей, М., 1973; Друскин М. С., Вопросы музыкальной историографии, в сб.: Современные вопросы музыкознания, М., 1976.