Что означает стендап комик
Что такое стендап. И как его пишут
Стендап — юмористический монолог, который создают по определенным канонам. В последние годы стендап стал очень популярным в России.
Что такое стендап
Стендап-комики становятся лидерами мнений. Их зовут на интервью, их много показывают по телевизору.
А главное — попасть в стендап максимально просто. Не нужно, как, например, музыканту, учиться много лет в музыкальной школе, затем в консерватории. И после нескольких лет сцены начинать карьеру.
В стендапе — ты просто пишешь монолог, выходишь с ним и выступаешь. И если у тебя получилось смешно и интересно — начинаешь карьеру стендап-комика.
В чем же уникальность стендапа, как жанра и как выглядит его структура?
В этой статье мы разберем, как складывается логика стендап-монолога. И не будем разбирать, как писать шутки. Шутки тоже пишутся по определенным канонам и про это у меня уже выходили (и выйдут еще) отдельные материалы, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.
Откровенность. Насколько стендаперы правдивы
В стендапе ты рассказываешь о себе. О своих внутренних проблемах. О том, с чем сталкиваешься в жизни и как это преодолеваешь. Причем необязательно побеждаешь трудности — ты можешь и проиграть. Главное, чтобы это было смешно и интересно.
Много ли здесь правды? У хороших опытных комиков своей личной правды много. Это потому, что искренние выступления лучше работают на аудиторию. Гораздо проще рассказать, как есть, чем придумать ситуацию.
Откровенность — сближает. Твои проблемы найдут отражение в сердцах других людей, в этом и сила стендап-монолога.
Но если рассказывать о жизни один в один, как есть — то никто слушать это не будет. Серо и скучно. Поэтому комики приукрашивают действительность обычными художественными методами: метафорами, гиперболами, яркими эпитетами и т п.
Важную роль играют шутки. Они как раз могут уже выходить за пределы реализма.
Вступление в стендапе
Для начала важно рассказать аудитории — кто вы. Они же понятия не имеют, каковы ваши взгляды на мир. Чем вы занимаетесь. Пока вы этого не сделаете, у публики будет немой вопрос.
Это легко известным комикам. Все примерно знают, что представляет из себя Алексей Щербаков или Юлия Ахмедова. Так уж устроен человек. А начинающие стендаперы должны быстро ввести аудиторию в курс дела.
Вот как когда-то начинали резиденты шоу «Стендап на ТНТ»
2 года, 6 месяцев и 15 дней назад мы с моей девушкой поженились. А вас не удивляет, что мужчина так хорошо помнит дату? Я помню по двум причинам. Во-первых, это значимый день. Во-вторых, я каждый месяц вношу 8200 экспресс-кредита, который взял на эту свадьбу. Стас Старовойтов
Сразу понятно, что за проблемы у человека и что он за персонаж, о чем будет шутить. Аналогично и Тимур Каргинов:
«Здарова хачики! Вы — все хачики!» Именно с такой фразой ко мне и моим друзьям обратился на днях в ресторане полковник полиции.
Не стоит слишком загружаться этой задачей и пытаться написать гениальную первую шутку. Просто в одном предложении опишите себя. Задача вступления — чтобы зритель понял, кто вы такой.
Как выбрать тему для стендапа
Первое правило — ее точно не стоит выдумывать. Тему нужно искать в своей жизни. Здесь нужно обратить на вещи, людей, ситуации, к которым вы испытываете следующие эмоции:
Как видите, все эмоции негативные. Увы, это особенность комедии.
Весь семейный юмор строится на очень плохих воспоминаниях. Семейный юмор — это когда одному смешно от того, что второй бесится.
Классический пример — Пьер Ришар, который играл недотеп, которые попадали в дурацкие ситуации.
Структура стендапа
В 2001 году американский стендап-комик Джуди Картер выпустила книгу «Библия комедии», где описала структуру стендап выступления. По этой схеме написано много монологов. Если всерьез хотите заниматься стендапом, то стоит прочесть эту книгу. Я изложу структуру в упрощенном варианте.
Стендап-монолог состоит из тематических блоков. Каждый блок условно можно разделить на четыре части:
Заход (в книге называется сетап. Здесь и далее в скобках буду добавлять книжную англоязычную версию названий).
Заход — это не смешная часть. Он должен объяснить вашу позицию и трудность, с которой вы столкнулись. В нем обязательно нужно выразить отношение к предмету.
Например, нормальный заход:
Мне 41 год, а у меня на работе — одна молодежь. Мне трудно выстраивать общение с ними.
Видна ситуация и проблема.
Важно, чтобы заход содержал парадокс. То есть у него было две противоположные грани. Как пример выше, парадокс: взрослый человек и молодежь.
Или, как выше я упоминал Пьере Ришара — режиссеры постоянно запихивали героя-недотепу в опасные ситуации, которые были для него максимально парадоксальны.
Парадокс бывает между желанием и действительностью. Например, Юлия Ахмедова рассказывает, что ей интересно построить отношения. Но не получается.
Девушка хочет отношений — у девушки нет отношений. Парадокс!
Если бы она говорила от лица девушки, которая чайлдфри, которой неинтересны традиционные ценности — семья и т п, то парадокса бы не было. И слушать ее было бы неинтересно.
Отыгрыш (act out). Это прямая речь или история, иллюстрирующая вашу проблему.
Просто ни один парень не будет листать в пятницу вечером список контактов и такой: «О, а вызвоню ка я эту больную на голову»
То есть вы просто показываете диалог, сценку или просто прямую речь с той проблемой, что вы задали в заходе.
Я решил теперь во всем поддакивать жене. Она говорит:
-Давай будем брать только самарскую гречку, она лучше!
Выверт (Mix). Это ассоциация на ту проблему, что вы обозначили.
Часто начинается фразой: «Это все равно, что…» или «Не бывает так, что…»
Тут важно, чтобы ассоциация была меткой.
«У меня не растет борода. Я не знаю, что такое трехдневная щетина. Я знаю, что такое десятидневный пух. Если я целую девушку — она думает, что пришел кот». Слава Комиссаренко
Здесь выверт-ассоциация у Славы — предложение про кота.
Еще вариант — помещение героя в максимально неудобные для него условия. Классический пример из комедии — «Детсадовский полицейский», когда брутального Шварценеггера заставили заниматься максимально небрутальным делом — воспитывать толпу детей.
Например, как продолжил свою тему Слава Комиссаренко, что ему грустно, что не растет борода. Он поместил себя в ситуацию, когда борода будет смотреться максимально важным атрибутом:
«Представьте, а если бы я решил стать батюшкой! Кто станет доверять безбородому батюшке! Как может отпустить грехи человек, который не может даже отпустить бороду?»
Если в заходе вы должны быть максимально реалистичны, то здесь — наоборот, можно максимально выдумывать.
Например, Сергей Детков (стендап-комик у которого с рождения только одна рука) рассуждал, как он был бы вратарем в футболе.
Отыгрыш на выверт (Mix act out). Вы придумали фантастическую ситуацию в выверте? Сделайте к ней такую же живую сценку, прямую речь, как вы сделали в обычном отыгрыше.
А теперь давайте посмотрим целый блок через призму этой структуры. Вот фрагмент выступления Дмитрия Романова:
Трудно ходить с такой прической, всех раздражаешь. Прихожу в кино, сажусь и все время сзади себя слышу:
«Черт, блин, почему именно здесь!»
Иногда меня просят поменяться, но я не меняюсь. Один раз попробовал, пересел со второго на третий ряд, потом с четвертого попросили…к середине фильма я сидел уже в 17-ом ряду.
Я заложник своей прически. Я такой вечный пляжный чувак. Я не могу прийти в офис и такой:
-Мы рассмотрели ваше инвестиционное предложение.
Я могу прийти в офис и крикнуть:
-Я принес всем доски для серфинга!
Как из блоков складывать целый монолог
Важно найти общее со зрителями и вызывать у них доверие.
Довольно эффективная схема:
1. Шутка на вас, как на главного героя вашего стендапа. Тут лучше обшутить то, что в первую очередь бросается в глаза. Например, я крупногабаритный человек и обычно начинаю с шутки про внешность.
Если у вас внешность ничем не примечательна, можно пошутить на эту тему, как, например, коллеги вас постоянно путают, забывают — здоровались с вами или нет.
2. Тема про детство. Детьми были все и эта тема сближает. Плюс дети у всех вызывают теплые чувства. Можно вспомнить трудности из детства. В каком районе жили, сложности взаимоотношений с родителями и т п.
3. Тема, в которой вы — эксперт. Это любая тема, в которой ваши знания превосходят уровень среднего обывателя. Сюда подходит работа, хобби, какие-то кружки, в которые ходили в детстве.
Необязательно быть оперным певцом, чтобы рассуждать в стендапе о музыке. Достаточно, если вы увлекались этим в юности и вам дорого это занятие. Все равно у вас больше знаний и наблюдений, чем у обычного человека. Так поделитесь с ним, ему же интересно, как утроена жизнь у представителей других профессий!
4. Отношения. Тема, знакомая и близкая всем. Вечная. Здесь главное — не рассказывать бородатых тем. Искать уникальный взгляд. Интересные наблюдения за женой/мужем. Изящные способы решать конфликты. Странные ситуации, в которые вы вместе попадали или когда познакомились.
Финал необязательно должен быть акцентированным. Хорошо, если удалось придумать какую-то итоговую, философскую шутку. Но можно просто завершить на финальной шутке блока.
Если у вас нет шуток на одну из этих тем — не страшно. У вас и все выступление может быть посвящено одной теме. Многие строят весь стендап, например, на тему своей работы. Или отношений.
Обманчиво просто. Или подводные камни стендапа
Начать выступать в стендапе максимально просто. Записываешься, как комик, на какой-нибудь открытый микрофон и выходишь, рассказываешь свой монолог зрителям. Делаешь это регулярно, смешно и интересно — тебя замечают. И ты получаешь доступ к концертам, гастролям. Ходишь на кастинги, чтобы получить доступ к телеэфирам.
Но это обманчивая простота. Многие комики годами штурмуют открытые микрофоны, а все также остаются за пределами большой сцены.
Обычно когда начинаешь учиться чему-то новому, то все идет просто. Соревнуешься с такими же по классу ученикам. Например, когда я занялся шахматами, в первом турнире я играл с новичками. Выиграв турнир я попал в следующий — где играли четвертые разряды и т п. И только, достигнув КМС я столкнулся с реальными трудностями.
В стендапе все наоборот. Сложно именно начать, пройти первые 20-30 открытых микрофонов. Потому что тебя не знает публика, как многих других комиков. Ты ищешь подходы к зрителю. А заодно преодолеваешь свой страх публичных выступлений — в начале он есть у всех.
Как сказал популярный оратор Радислав Гандапас:
В нас живет первобытный страх. Если бы в древние времена ты бы оказался перед толпой незнакомых людей, то первое действие — бежать, это опасно!
Мандраж перед выходом на сцену есть даже у опытных комиков. Но с опытом ты его не замечаешь, а, наоборот, используешь в своих целях, для энергии — как полезный всплеск адреналина.
Взрослые темы
Стендап часто упрекают за обилие грязных тем формата 18+. У Жванецкого и прочих юмористов прошлого подобных шуток не было, не говоря уже о мате. А в стендапе это чуть ли не обязаловка.
Стендап и правда — более свободный и нецензурируемый жанр. Главный цензор здесь — сам зритель.
Комики несут на сцену и в телевизор то, над чем смеются люди. Продюсеры не пропустят в телевизор материал, если не убедятся, что он смешной. Перед съемками мы по 20-30 раз обкатываем материал перед живой аудиторией. И на ТВ его возьмут только если все шутки вызвали реакцию зала.
У меня, к примеру, в стендапе есть научно-популярные темы. Но на них зрители смеются примерно лишь в 70% случаев. Этого недостаточно, чтобы взяли на ТВ. Поэтому гораздо чаще в ТВ попадают мои монологи про семью, отношения, работу и т п.
А над грязными темами зритель смеется в 90%++ случаев. Потому комики, у которых много такого юмора, с большей вероятностью пронесут этот материал на ТВ. Может быть у этого комика были классные шутки про пушистых котят и то, как он зачитывался в детстве Тютчевым. Но зритель сам выбрал юмор другого типа.
Но все зависит от самого комика. Лично мне рассказывать грязные шутки просто не очень комфортно, поэтому я стараюсь их избегать. Да, это простой и легкий способ вызвать смех. С другой стороны, зрители в душе это понимают и отношение к комику, который шутит только на грязные темы вряд ли будет уважительным.
Зритель постепенно взрослеет и умнеет. Остается надеяться, что грязные темы уже не будут так веселить народ. И на первый план выйдут комики с тонким художественным вкусом.
Стендап VS эстрада
Замечательные юмористы прошлого — Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, а также — из современных — Павел Воля, строго говоря стендаперами не являются. Это эстрадные юмористы. Они редко рассказывают о личном, и много — от лица персонажа. Или отвлеченные от себя истории.
Эстрадные монологи — сейчас практически забытый жанр. А жаль. У юмористов прошлого нам точно есть чему поучиться. Они использовали тонкий юмор, яркие художественные ходы и этим достигали сердца зрителя.
Стендап — что это такое простыми словами.
Стендап — это общее название комедийных выступлений, где ведущий находится непосредственно перед аудиторией. Отсюда и пошло его название: “комик стендап” переводится с английского, как “стоячий комик”, что отражает формат шоу.
В чем заключается суть Стендапа?
Одним из ключевых моментов этого жанра является непосредственный контакт между зрителем и ведущим. Хотя формально выступление это монолог, иногда можно наблюдать своеобразный разговор ведущего со зрителями. Он обращается к залу, а тот отвечает ему смехом, но это требует высокого мастерства исполнителя. Со сцены в основном зачитывается набор шуток, связанных тематически, иногда используется музыка и реквизит. Главное не давать публике расслабляться и держать ее в напряжении.
Стендап. Тематика.
Тематика выступлений разнообразна, но доминирует жанр социального юмора. Визитная карточка стендапа — высмеивание рутинных моментов нашей жизни, комики помогают найти нам забавное, в том, с чем мы сталкиваемся каждый день.
Стендап очень популярен в США, но его корни ведут нас в далекое прошлое. Греки, еще задолго до нашей эры, выступали перед публикой в жанре “смелых высказываний”.
Стоит отметить, что большинство известных актеров комедийного жанра начинали свой путь именно как стендап комики. В каждой стране есть свои звезды стендапа, они занимают важную и большую нишу в развлекательном медийном пространстве.
Сейчас жанр продолжает развиваться. Если у вас есть талант, то вы можете продемонстрировать свои навыки стендапа на тематических вечерах в клубах, барах или просто перед друзьями. Так начинали многие великие комики.
Похожие записи
Клиффхэнгер — что это такое в кино, сериалах, литературе, суть и примеры.
Репрессия — что это такое, политические и cталинские репрессии, суть и последствия.
Лоббизм (Лоббирование) — что это такое, и как работает. Кто такой Лоббист.
2 Comments
Традиция проводить такие выступления в маленьких барах или камерных аудиториях появилась неспроста. Свое начало она берет в том, что большинство стендаперов являются новичками, да и более опытным комикам сложно взаимодействовать сразу с большой аудиторией. Только некоторые известные по всему миру стендап-комики могут собирать целые концертные залы.
Стенда́п-комедия (стенда́п; англ. stand-up comedy) стендап комедия — свободный разговорный жанр, обычная комедия — более строгий заготовленный материал и его отыгрыш по сценарию.
Это чисто английский юмор. Например Бени Хил в своих выступлениях показывал нарушение английских традиций, пользование столовым приборами, нарушения учтивости, соблюдения этикета при беседе и так далее. Английский комик рефлексируя свои мысли также показывает их нарушения, необразованность вызывая смех у англичан.
В российском исполнении юморист также рефлексирует, но только на терминологическом уровне с отрицательным сравнением. Это юмор для пресытивших и скучающих.
Например, чукча поет свои песни тоже о том, что видит. Он согревает и мотивирует себя песней, так как выделяет и видит только положительные смыслы.
М. Задорнов в своих монологах даёт новые осмысления, которые обогащают ум. Выступления юмориста из стендаба сразу же забываются, так как это часто мираж негативного. Смысла в терминах нет, в них можно выделять только признаки, обнаруживая в них противоречия.
«Людям смешно, когда они видят, как тебе больно»: в чем состоит искусство комика и как научиться шутить
Теории и практики
Если пять лет назад единицы знали, кто такой Эдди Иззард и Луи Си Кей, то сегодня люди сами выходят к «открытому микрофону» в клубах и присоединяются к различным тусовкам комиков: от инди- и до пригретых телевидением сообществ. Стендап стал чем-то вроде сеансов психотерапии, а сцена — местом исповеди для преимущественно молодых людей, которым хватило духа на нее выйти. Одна из таких стендап-группировок — «Stand Up ЦИМермана», которая выступает в Театральном центре имени Вс. Мейерхольда — объединяет две субкультуры: клуба и театра. Ее резиденты Амбарцум Симонянц и Елена Новикова рассказали T&P, по каким законам строится юмор, как в шутках отражаются болезненные темы современности и почему стендап вдруг стал необходим молодым ученым.
Амбарцум Симонянц
стендап-комик, резидент «Stand Up ЦИМермана»
Существует много техник и приемов создания шутки. Например, знаменитый прием «как если бы». Ты говоришь: «Сантехник попросил разводной ключ, у меня его не оказалось, и он посмотрел на меня с презрением, как если бы…» И дальше сочиняешь, как что. «Как инквизиция посмотрела бы на рыжую женщину» и так далее. На «как…» можно придумать миллион вариантов, пока не выберешь самый смешной. Лучше, чтобы это не состыковывалось, чтобы это были разные вселенные.
Но в этом мало творчества. По-настоящему классно, когда тебя вдохновила какая-то тема, ты начинаешь сочинять шутки и только потом, анализируя, понимаешь: ага, здесь — такой прием, здесь — такой. Можно научить сочинять шутки, но быть смешным — нет. Я в это не верю. Юмор — это определенный культурный пласт, который соединяется с необычным углом зрения на этот мир. Этому научить нельзя.
Стендап — очень страстное искусство. Ты опираешься на то, что тебя расстраивает, злит, заставляет страдать. Ты берешь эту боль и переносишь ее в материал. Тогда это будет по-настоящему смешно. По-настоящему людей смешит, когда они видят, как тебе больно. Если тебя по-настоящему не бесит современная мода, а ты просто пытаешься иронизировать над человеком, у которого на голове вешалка, в этом не будет ничего смешного. Искусство комика в том и состоит, чтобы свою негативную энергию превратить в комедию. Но есть вещи настолько болезненные, что лучше подождать какое-то время, прежде чем о них говорить. Со временем мы можем относиться с юмором даже к самым страшным вещам.
Как происходит работа над шутками? В команде «Stand Up ЦИМермана» нас девять человек — это уже фокус-группа. Мы показываем друг другу материал, слушаем комментарии, потом выходим на так называемые наши «технички» — это технические прогоны, где мы обкатываем материал, — субботние шоу на четвертом этаже в ЦИМе. Над чем смеются, мы дорабатываем, над чем не смеются — отставляем. Лучшие шутки попадают в шоу на Большой сцене (23 февраля в 20:00 шоу «Полигон», 8 марта в 20:00 — «Цеткин день»).
Многим стендап кажется простым искусством: вроде бы какой-то человек вышел, рассказывает историю, смешно, но мы тоже так можем! В этом случае мы предлагаем человеку выйти, что-нибудь рассказать. Но когда он выходит, рассказывает, то понимает: что-то не так. И мы объясняем: послушай, понятно же, что мы этот текст, историю написали и отработали так, чтобы она казалась сиюминутной, как будто она родилась здесь. Мы сами учимся все время.
Елена Новикова
руководитель «Stand Up ЦИМермана» и ведущая кружка стендапа
К нам на кружок пришел человек с крашеными волосами и сразу заявил: «Многие люди спрашивают меня, дизайнер я или гей». Это уже законы стендапа: человек говорит о своей внешности, о себе. То есть к нам приходят люди, которые уже знакомы с этим жанром и сразу хотят говорить на крутые, провокативные темы. Сразу хотят шутить мощно. А мы сейчас понимаем, что начинать надо с более простых тем: шутить над своим котиком, тапочками, зубной щеткой, аптекой.
Если сейчас приходят люди, которые сразу говорят о себе, то пять лет назад я сталкивалась с тем, что люди не могут выйти и сказать: «Здравствуйте, я Света, и у меня нет мужа». Не могли произнести просто слово «я». Сегодня они приходят и запросто говорят о всех своих психологических проблемах, рассказывают, какой у них комплекс, где болит и какие у них проблемы с матерью. Легко! Я думаю, что пошла волна самопрезентации, когда люди поняли, что их личный успех напрямую связан с развитием их личности, с самопрезентацией. Мы только что вернулись из Сколково, где делали проект «Стартап-стендап», в котором участвовали с Амбарцумом. Там мы увидели запрос от молодых ученых, потому что они понимают: твое изобретение напрямую связано с твоей личностью.
«Собственными комплексами можно рисовать целые картины. Как художник красками»
Не могу сказать, что стендап помогает справляться с психологическими проблемами, но он точно помогает вытаскивать из себя истории, связанные с личным опытом. И когда ты проговариваешь это на публику и ищешь в этом смешное, ты понимаешь важную вещь: оказывается, собственными комплексами можно рисовать целые картины. Как художник красками.
Почему публика к этому подключается? В этом чувствуется правда. Когда человек рассказывает, что его всю жизнь подавляла мать или у него маленький член, публика подключается к этой правде. И ты видишь, что эта проблема не только у тебя. И тебе становится легче, потому что публика в этот момент становится твоим исповедником, священником.
У нас на кружке стендапа есть упражнение на обратную связь: после первого представления участники ходят по залу в течение одной минуты и спрашивают у других участников: «Что ты про меня подумал, когда в первый раз увидел?», «Кто я такой, расскажи обо мне?» Одна девушка пришла и начала с отличного захода, она представилась так: «Неделю назад я собиралась выходить замуж. Я ждала предложения от своего парня, потому что он мне на это намекнул, и когда в конце концов я напрямую его спросила, он сказал: „А вот посмотри, в ЦИМе набирается кружок стендапа, там, говорят, можно поржать над самим собой — может, ты пойдешь туда?“» В этом есть боль, но есть и юмор. Если она говорит об этом в таком ключе, значит, она об этом смеется, значит, обида уже прошла. Эта девушка получила обратную связь, что она «унылая, усталая 30-летняя женщина», и заплакала. Мы ждали, скрестив пальцы, чтобы она пришла в следующий раз. И она пришла. И пришла не унылая.
Есть специальное упражнение для того, чтобы «разогнать» эти болезненные темы. Никто же просто так не скажет, где у него болит. Есть упражнение на тему детства. В режиме free writing пять минут человек пишет все, что связано с детством, все спонтанные мысли. Потом выходит и озвучивает все, что написал. А мы стоим и обводим кружочком темы, которые возникают из этого монолога. «Быть единственным ребенком в семье», «Я и толстый сосед», «Первый секс», «Первый маньяк», «Хулиганство», «Детский травматизм», «Плохой мальчик». Это темы, которые люди с удовольствием вынимают из своей памяти. И это не проходит, не рассасывается. Плохой мальчик пяти лет сегодня стоит перед нами с крашеными волосами в очках и говорит: «Я так и не разобрался: то ли я дизайнер, то ли гей».