Что означает статуя шивы
Танцующий Бог Шива
В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти – божественную триаду.
Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу. Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.
Шива выступает, как бог-творец и одновременно – бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света. Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны. Предлагаем ознакомиться со статьей про шивалингам.
Натараджи
С 10 века он чаще всего изображается танцующим, ведь Шиву называют «танцующим богом» (Натараджи). В период раскопок (примерно в 1200 году) была обнаружена статуя танцующего бога, вблизи храма Шиварампурам. Сюда ежедневно приходят верующие местные жители и паломники для того, чтобы поклониться Шиве и поделиться с ним своими радостями и печалями. Изображение его в танце носит очень символичный характер и является отражением всей Вселенной.
Характеристика танца Шивы
Легенды
Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос. Так один период сменяется другим.
Статуя Шивы в Вагаторе, Гоа
Шиваизм – одна из почитаемых и главных религий Индии. Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).
Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости. Также читайте про богиню разрушения Кали.
Имя Шивы происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них является – Шамбху. Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».
Mahashivratri Murudeshwara
Шиву считают истребителем Трипуры – городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир. Читайте также про великую ночь Шивы в Индии.
Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота». Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА разрушитель Вселенной
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. Шива («благой», «приносящий счастье») — одно из трех высших божеств индуистского пантеона и вместе с тем одно из самых популярнейших. Он является третьим лицом в триаде «Брахма — Вишну — Шива» и первоначально выступал как разрушитель Вселенной.
Но сам он тяготился своей ролью:
«Не все боги счастливы! Волей создавшего меня верховного божества я постоянно разрушаю и ничего не создаю. Никто, кроме меня, не знает, как это мучительно — все время разрушать!»
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА
В качестве самостоятельного бога Шива был включен в пантеон сравнительно поздно (около 200 года до нашей эры), но истоки его культа уходят в глубокую древность. К началу нашей эры, когда почитание Брахмы как творца Вселенной почти прекратилось, почитание Вишну и Шивы легло в основу двух новых течений в индуизме.
Для поклонников Шивы этот бог стал уже не столько разрушителем, сколько владыкой творческой энергии во всех ее проявлениях, источником жизни Вселенной, ее верховным существом.
Искусствовед-индолог С.Н. Тюляев считает самым ранним изображением Шивы скульптуру бога (высотой 152 сантиметра) в храме и Гудималламе (на севере штата Мадрас) и относит ее ко II веку до нашей эры.
Здесь бог, изображенный молодым, полным сил и энергии человеком, стоит на фоне лингама (фаллоса) и как бы сливается с ним — символом его животворящей силы. На лице Шивы играет улыбка, он стоит во весь рост на плечах якши — чудовища с огромным ртом и выпученными глазами.
К числу первых изображений относится и рисунок на трех печатях рогатого Шивы, сидящего в «позе лотоса» в окружении животных. Известный английский индолог А.-Л. Бэшем так описывает это изображение:
«Тело бога обнажено, если не считать многочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий. Прическа у него необычная: из его головы как бы вырастают два рога, между которыми стоит нечто вроде деревца.
На самой большой печати его окружают четыре диких животных: слон, тигр, носорог и буйвол… Его лицу, как бы напоминающему морду тигра, придано свирепое выражение, и один из исследователей предположил, что оно изначально не было задумано как человеческое.
Справа и слева от головы Шивы видны небольшие выступы… они изображают два или три лица. Несомненно, рогатое божество имеет много общего с Шивой позднейшего индуизма».
А еще у Шивы много имен (Уфа — «яростный», Шамбху — милостивый», Гириша — «властитель гор», Джатадхара — «носящий копну волос», Нилакантха — «с синей шеей», около 1008 имен) и еще больше обликов, с которыми связано множество мифов, нашедших свое воплощение в многочисленных изображениях Шивы и камне и металле.
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. «Танцующему Шиве»
Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).
Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.
Несколько дней, с утра и до самой темноты, около храма в буквальном смысле не было свободного места. Толпились местные жители и иностранные туристы, бойко сновали между ними мелкие торговцы, кормившиеся с продажи прохладительных напитков.
У входа в храм индийцы снимали обувь и босиком вступали на чистейший мраморный пол. В круглом зале храма находится главный предмет культа Шивы — лингам, вокруг которого проводится ритуал заимствования людьми божественной силы, способствующей здоровью, работоспособному долголетию и продолжению рода.
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. Лингам
Лингам —цилиндрический кусок темного мрамора — был вертикально установлен на горизонтальной плите замысловатой конфигурации. Сверху над лингамом тоненькой прерывающейся струйкой, чуть ли не по капле, стекает вода. Омывая лингам, она по узкому желобку собирается в небольшом углублении в мраморном полу.
Возле лингама обычно сидит бритоголовый жрец в белых одеждах. Его обнаженный торс через плечо перепоясан толстым витым шнуром — это знак принадлежности к касте брахманов. На лбу жреца белой краской нанесено несколько полосок.
Мужчины и женщины с детьми в благоговейном молчании дожидаются своей очереди к жрецу. Вот жрец приближается к мужчине, который сложил руки в традиционном приветствии. Он протянул священнослужителю гирлянду белых пахучих цветов, а затем зачерпнул ладонью воду, отхлебнул и провел мокрой рукой по своему лицу и шее…
Выставленная в храме статуя Шивы Натараджи имеет в высоту 5О сантиметров. Почти не тронутая временем находка нуждалась лишь в незначительной реставрации, и в этом, кроме всего прочего, заключалась ее особая ценность. Найденные до тех пор изображения Шивы представляли его обычно сидящим в «позе лотоса», погруженным в созерцание. Эта бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, воплощающий космическую энергию.
Индуисты верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. Во время магического танца Шива сначала в буйном порыве разрушает Вселенную, а мотом столь же энергично восстанавливает ее. В то время как руки Шивы находятся в неистовом движении, а ленты развеваются по кетру, выражение его лица благостно, так как он находится в состоянии нирваны.
Изображение Шивы Натараджи
Изображение Шивы Натараджи — это передача одной из поз оргиастического танца «тандава» — танца экстаза, а всего Шива исполняет 108 видов танца. Шива изображается с приподнятой правой ногой, две пары его рук и тело находятся в сложном ритмическом взаимодействии.
Поза танцующего Шивы традиционна, и в основном образ этот оставался неизменным в течение нескольких исков, пока сохранялось производство металлических статуэток. Небольшие вариации встречались лишь в деталях и атрибутах различных произведений.
Танец Шивы
Танец Шивы Натараджи означает движение Вселенной, поза равновесия в танце, гениально выраженная древним мастером, символизирует вечность и незыблемость этого космического процесса. Развевающиеся по обе стороны головы Шивы пряди волос указывают на излучение божественной энергии.
Ногой Шива попирает распростертого карлика — демона Алас-мару (некоторые исследователи видят в карлике врага Шивы Мийилаку), который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний».
С вдохновенным мастерством древний индийский скульптор придал изящество, красоту и жизненную силу Шиве Натараджи — ному наиболее символическому и строго канонизированному изображению верховного индийского божества.
…Но из реставрационной мастерской статуя Шивы не верну-мась: в тяжелом ящике ее увезли на джипе, а на ее место была моложена кукла-копия. Хоть и прекрасно сделанная, но копия…
А настоящий Шива Натараджи сейчас находится в музее Жине в Париже.
ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА ВИДЕО
Шива – йог, познавший то, что невозможно познать.
Самая сильная мантра Шивы.Shiva Mantra
Жизнь и учение Шивы. Краткое знакомство. Дада Садананда
Лекция Дады Садананды о Шиве. ———————————————————————————————— «Урокимедитации» — некоммерческий проект.
Король танца — Шива Натараджа. Образ в искусстве
Романтичный и эмоциональный образ Шивы — один из моих самых любимых и вдохновляющих на творческие дела. Путешествуя по Индии Шива очень часто встречается в скульптуре, каменных рельефах храмов, росписях.
Загадочный и пленительный, он даже послужил к созданию нескольких моих картин.
Для меня есть два лика этого Бога. Шива спокойный и созерцательный, погруженный в глубочайшую медитацию. И Шива яростный, всесокрушающий, полный огня и эмоций, поглощенный вечным танцем — Натараджа. И об этом втором божественном проявлении я хочу вам рассказать.
Танец — это древняя форма магии. Танцор в процессе вовлекается в параллельную реальность и обретает сверхнормальные силы. Его личность в танце изменяется. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец — это акт творения. Он создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую, более высокую индивидуальность. Танец может стать космическим, пришедшим из иных миров, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.
В индийском искусстве, в живописи, в скульптуре, в архитектуре ничто не существует бесцельно и случайно. Даже самый маленький листочек имеет свое духовное содержание. Это касается и скульптурных форм индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким космическим символизмом. Особенно выделяется в этой связи изображения танцующего Бога Шивы как Натараджи, или Владыки танца.
Шива — один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог, уничтожающий в конце каждого периода миры и создающий их заново. Натараджа — это одна из форм представления Бога Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В «Натья Шастре» Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец «тандава лакшан».
Наверное, Шива — один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу созидающее начало. Его образ — это владыка Вселенной, в танце создающий миры, — красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава — танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.
Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика Апасмара, который символизирует невежество.
Это означает победу над необразованностью и эгоизмом, над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в ее культуре.
Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: Исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе.
Кобра, которая символизирует Кундалини, извивается кольцами вокруг нижней правой руки Шивы, которая показывает Абхаю-мудру — покровительственный жест, который означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего, выжженной эмоциональности.
У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов — символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика.
В другой руке (левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени!
Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки (опущенная кисть с выпрямленными пальцами) — указывает на поднятую левую ногу и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности (майа).
Косы Шивы, обычно собранные в узел, здесь развеваются во все стороны.
На лбу у Бога полумесяц. Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени. Арка из огней, символизирует страдания души от бесконечных перерождений перед освобождением. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг – это иллюзия, а Шива – тот, кто создает майю.
Выражение лица Шивы показывает его нейтралитет и спокойствие.
Образ Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности: созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности.Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей — бога, души и неволи — открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.
Современные индийские танцовщицы в образе Шивы Натараджи.
агама