Что означает статус семьи полная
Какая семья считается неполной
Семья – это лица, связанные родством и(или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство. Из определения следует, что семья состоит из нескольких граждан, связанных совместным бытом, в нашем случае это забота за ребёнком. Но бывает, когда опеку или воспитание выполняет лишь один родитель, тогда семья признаётся неполной. Это может быть вызвано рядом случаев, которые перечислены ниже:
• Родитель является одиноким отцом или одинокой матерью.
• Родитель не состоял в браке при усыновлении.
• Второй родитель был признан умершим, безвестно отсутствующим.
• Второй родитель был лишён родительских прав или ограничен в них.
• Второй родитель не уплачивает алименты.
• Второй родитель лишён свободы.
Такие семьи часто встречаются на территории РФ, по статистике их кол-во насчитывает 30% от всех семей. Данная проблема уже давно обосновалась в современном обществе, а государство разработало ряд льгот и преимуществ, смягчающих сложности воспитания. Но, чтобы получить их, семья должна получить статус неполноценной.
Как государство защищает неполные семьи?
Если семья была определенна неполной и уровень её достатка не признали достаточным, государство предоставляет следующие льготы, призванные защитить права неполной семьи:
• Пособие для неработающих родителей.
• Покрытие расходов на коммунальные услуги.
• Бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях.
• Стипендии при поступлении ребёнка в высшие или средне-специальные образовательные учреждения.
• Скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций.
• В случае дохода семьи ниже минимального выдаётся материальная помощь.
Данная помощь, однако, может быть расширена или сокращена в зависимости от вашего положения.
Последствия неполной семьи для ребёнка
Воспитание
Хотя неполные семьи защищаются государством и имеют ряд льгот, выравнивающих их положение в обществе, основная задача семьи, а именно – воспитание ребёнка, не всегда выполняется полностью.
Как считают многие психологи, для корректного воспитания ребёнка не хватит одного родителя, даже если он имеет полноценный достаток. Причиной тому являются взаимоотношения между матерью и отцом. Любой ребёнок учится на примерах, самым ярким является его семья. Когда родители взаимодействуют между собой, с другими людьми, с обществом в целом, ребёнок получает необходимые для жизни знания. Также стоит учитывать, что тепло и любовь, которую дают мать и отец, разнится. Любовь матери беспричинная, ребёнок получает заботу без видимой на то причины. Любовь же отца строгая, требовательная, постоянно оценивающая. Данные типы в симбиозе формируют особое представление о семье и по одиночке могут сильно навредить.
Когда воспитанием занимается лишь один родитель, он берёт на себя роли и отца, и матери. Ребёнок получает неверное представление о семье, где все обязанности перекладываются лишь на одного. Учитывая важность распределения обязанностей в семье, в будущем это доставит серьёзные проблемы в построении отношений.
Ещё одно важное дополнение – сохранение брака и семьи не всегда правильный выбор. Часто один из родителей (чаще всего мать) подвергается сильному психологическому давлению со стороны отца, такой микроклимат отрицательно скажется на ребёнке и может испортить ему всю дальнейшую жизнь.
Эмоциональное состояние ребёнка
Вы уже разобрали, как неполная семья сказывается на воспитании, но это не единственная проблема. Ещё неполнота семьи оказывает давление на эмоциональное состояние ребёнка.
Когда ребёнок взрослеет и начинает на подсознательном уровне разделять себя с детьми из полных семей, могут появиться серьёзные осложнения на фоне взросления и присущей этому эмоциональной нестабильности. Депрессия или простое ухудшение настроение – всё это негативно скажется на ребёнке, в такой период родитель должен быть особо внимательным и предусмотрительным. Если осложнения уже появились, стоит обратиться к психотерапевту.
Советы родителям неполных семей
• Сохраняйте стабильное эмоциональное состояние в семье. Не ругайте по пустякам, не балуйте без причины.
• Сохраняйте оптимистичный настрой. Ребёнок часто похож на родителей, если вы будете чаще улыбаться и радоваться, то ребёнок может повторить эту привычку.
• Относитесь с понимаем к воспоминаниям ребёнка. Не стоит заставлять его любить или ненавидеть ушедшего родителя, также не стоит ограничивать их общение, если вы не уверены, что это навредит ребёнку.
• Старайтесь помогать ребёнку. Если он поймёт, что вы всегда поможете ему, его эмоциональное состояние заметно улучшится.
• Не заставляйте ребёнка выполнять обязанности второго родителя.
• Развивайте социальные связи своей семьи, компенсировать недостаток второго родителя могут родственники, однако стоит внимательно следить, чтобы это не пошло на вред ребёнку.
• Помогайте ребёнку освоить навыки поведения, присущие его полу.
• Найдите другие неполные семьи, их опыт может позволить вам лучше понять ребёнка.
• Не отчаивайтесь, даже из самой сложной ситуации можно выйти. Многие люди, выходящие из неполных семей, добились успеха, значит и вы можете дать ребёнку светлое будущее.
Проблема создания новой семьи
Если один из родителей смирился с уходом второго, могут возникнуть желания создать новую семью ради ребёнка или по собственному желанию, однако с этим могут возникнуть значительные проблемы.
Опыт прошлой жизни
Во время создания новой семьи часто появляются ассоциации со старым браком. Постоянные сравнения могут как помочь, так и усложнить положение, стоит помнить, что всё уже в прошлом и лишь от вас зависит будущее.
В случае восстановления старой семьи надо учитывать, что разрушенные браки чаще всего имеют существенную для этого причину. Люди могут просто не подходить друг другу, и постоянные ссоры, как и прежде, снова разрушат семью и оставят сильный отпечаток на состоянии ребёнка. Также не стоит возвращаться в семью с серьёзной проблемой зависимости, отец-алкоголик чаще всего отрицательно влияет на ребёнка и эти последствия не стоят восстановления статуса полной семьи.
Также ребёнок может думать, что он является причиной развода в семье. Такое поведение совсем не редкость и сильно отражается на возможности завести новые отношения. Важно объяснить чаду, что он ни в коем случае не виновник их положения и дать время на осознание этого. Иногда лучше сразу обратиться к семейному психологу, ведь квалифицированный врач с большей вероятностью поймёт причину того или иного поведения и зачастую сможет дать множество советов.
Конфликт между ребёнком и новым родителем
У детей часто возникает проблема с отношением к отчиму или мачехе, они не могут легко принять тот факт, что теперь у них снова есть отец или мать. Скорее всего такие родители не заменят ребёнку отсутствующих, но всё же они могут ему помочь. Если новый родитель будет внимателен к детям, будет поддерживать, как финансово, так и психологически, то логично предполагать, что семья может вновь стать полной и счастливой. Однако не стоит заводить новые отношения только ради ребёнка, такой вариант чаще всего является провальным, т.к. нужно быть самому готовым к новому партнёру.
Неполная семья – предрассудок неполноценности
Неполная семья должна называться неполноценной только в юридическом плане. Даже один родитель способен дать ребёнку правильное воспитание. Дети из неполных семей способны быть полноценными личностями и добиваться успеха, стоять на ровне с детьми из полных семей. Одним предложением: «неполная семья – это лишь предрассудок неполноценности, а не его проявление».
Консультация «Статус и микроклимат семьи»
Наталья Игнатьева
Консультация «Статус и микроклимат семьи»
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в становлении личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Родители часто и не подозревают о том, насколько важен микроклимат в семье для нормального развития ребенка. Если в доме происходят постоянные ссоры, скандалы в первую очередь это отражается на ребенке – на его душевном равновесии, здоровье, характере. Позитивное же внимание со стороны родителей, правильное воспитание, хорошие отношения между самими родителями способствуют тому, что ребенок станет сильным, адекватным человеком, подготовленным к жизни в современном мире.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.
Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.
1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.
В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:
Социальная адаптация семьивключает в себя следующие компоненты:.
первый — материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности,используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;
второй — психологический климат семьи — представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее, открытость семьи во взаимоотношениях с
социокультурная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;
четвертый — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.
2. Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):
благополучные семьи — успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;
семьи «группы риска»— характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;
неблагополучные семьи — имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;
асоциальные семьи — нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семьясегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
— улучшение семейного микроклимата;
— формирование положительных взаимоотношений в семье;
— повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
— формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.
Консультация «Все начинается с семьи» Тема: «Все начинается с семьи» Цель: формирование мотивации к нравственному осознанному поведению и уважительному отношению к семье и семейным.
Конспект беседы ко Дню семьи для средней группы «День семьи, любви и верности» КОНСПЕКТ Беседа с детьми на тему: «День семьи, любви и верности» Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи; углублять знания о.
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.
Консультация «Роль семьи в формировании ЗОЖ» Кононова Любовь Михайловна МБОУ «СОШ № 40» (дошкольное отделение) Воспитатель «Роль семьи в формировании ЗОЖ» Семья – основа формирования.
Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.
Консультация по проведению «Недели семьи в ДОУ» В ФГОС ДО говорится о том, что родители должны быть вовлечены в образовательный процесс, который ведётся в ДОУ. Также наша образовательная.
Отчет о проведении недели семьи, посвященной «Дню семьи, любви и верности» в подготовительной группе Отчет о проведении недели семьи, посвященной «Дню семьи, любви и верности» в подготовительной группе с 08.07.2019 по 14.07.2019г. Провела.
Консультация ко Дню Семьи «Семья — это…» В 2008 году российский календарь пополнился еще одним праздником. 8 июля отмечают Всероссийский праздник – День Семьи, Любви и Верности.
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи невозможно без информационного сотрудничества. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением.
Социальный статус семьи и ее типология
Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:
Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:
Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):
Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.
Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.
Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.
Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.
Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:
Семья с высокой ответственностью за ребенка. В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.
Семья с авторитарным отношением к ребенку. В такой атмосфере возможны физические наказания и всяческое подавление ребенка.
Семья с повышенным вниманием к ребенку. Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.
Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.
К числу психологических барьеров следует отнести следующие.
Барьер «занятости». Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.
Барьер «взрослости» проявляется в психологической оторванности взрослого мироощущения от мироощущений ребенка. То, что для взрослого мелочь, для ребенка может быть настоящей трагедией, и, стало быть, надо попытаться понять его и помочь пережить определенные ситуации. Но в ответ на детские жалобы, стремление поделиться чувствами ребенок нередко получает осуждающее замечание: «Кому нужны твои переживания?» и постепенно перестает видеть в родителях близких людей. А это также источник психологического дискомфорта и отчуждения от родителей.
Барьер «дидактизма», связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.
Наконец, барьер «семейных традиций». Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.
Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:
· дефицит общения родителей с детьми;
· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;
· система запретов как основа семейного воспитания;
· опоздание в принятии решений;
· неумение организовать труд и отдых детей;
· бессистемность воспитательных воздействий родителей;
· несогласованность действия со школой и т.д.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.
✓ отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
✓ слепая любовь к ребенку;
✓ перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
✓ отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
✓ применение физических наказаний и др.
Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.
Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
родительский университет лектории конференции собрания | собрания лекции вечера вопросов и ответов диспуты круглые столы практикумы | беседы посещение семьи |
Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.
Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.
Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:
· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;
· опираться на положительный опыт семейного воспитания;
· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;
· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;
· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;
· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;
· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.
В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.
В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.