Что означает статус иностранного агента для сми

Чем грозит подписчикам и журналистам «Дождя» его включение в реестр иноагентов

Телеканал «Дождь», вещающий в России с 2010 г., включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов. С 20 августа все материалы «Дождя» распространяются с соответствующей маркировкой, указывающей, что они изготовлены СМИ-иноагентом. Главный редактор телеканала Тихон Дзядко заявил «Интерфаксу», что узнал о включении СМИ в реестр из СМИ.

Минюст должен прислать документы в течение трех дней, но в них не будут указаны конкретные основания для признания «Дождя» иноагентом, только ссылка на соответствующую статью закона о СМИ, говорит юрист Галина Арапова. Уточнить основания можно будет только в случае обжалования решения ведомства – в судебном процессе, сказала она.

«Дождь» – это «первое российское СМИ без иностранных юрлиц под капотом, которое которое попало в этот реестр», – говорит Арапова. Основанием для этого решения стала ч. 7 ст. 6 закона о СМИ, считает юрист. Эта норма позволяет признавать СМИ-иноагентами тех, кто получает финансирование из-за рубежа, распространяя информацию от уже включенных в реестр СМИ-иноагентов (сейчас их всего 43, говорится на сайте Минюста).

Это первый случай, когда российское ООО включают в такой реестр, говорит один из авторов закона о СМИ, юрист Михаил Федотов. Причем, отметил Федотов, телеканал «Дождь» зарегистрирован в Роскомнадзоре в качестве российского СМИ: «А такой категории, как российское СМИ, выполняющее функции иностранного агента, в законе нет».

Как считает Арапова, в данном случае поводом для признания СМИ-иноагентом стала не «основная» работа самого канала. Минюст мог обратить внимание на монетизацию YouTube-канала «Дождя» или на поступившие из-за границы пожертвования, отмечает она.

Для самого телеканала «Дождь» статус иностранного агента влечет указание на производимых им материалах маркировки, утвержденной Роскомнадзором, что они выпущены иностранным агентом, объясняет юрист Павел Чиков. Также «Дождь» должен будет предоставлять ежеквартальную отчетность в Минюст и проводить ежегодный аудит.

На журналистов «Дождя» подобные требования о маркировке любых собственных сообщений сейчас не распространяются, говорит Чиков: «Они не должны указывать, в том числе в соцсетях, что работают в структуре, признанной иностранным агентом. Это же касается и подписчиков – для них последствий нет». Обязанность маркировки возлагается только на самого иностранного агента, говорит юрист.

На всех материалах, распространяемых ООО «Телеканал «Дождь», теперь нужно ставить маркировку, и за отступление от закона на ООО «Телеканал Дождь» могут наложить штраф, говорит Федотов. «Но ведь этот телеканал может выпускать и другое ООО», – отметил он. Для зрителей и подписчиков «Дождя» этот статус ничего значить не будет, подтверждает Федотов.

Возможны последствия для сотрудников, допускает Арапова. Если они продолжат получать деньги от «Дождя» и участвовать в изготовлении или распространении контента СМИ-иноагента, то их по решению Минюста можно включить в тот же в реестр. Потенциальными кандидатами на попадание в реестр являются не только журналисты, но и другие работники «Дождя», которые участвуют в создании материалов, к примеру, операторы, говорит Арапова.

Член президентского совета по правам человека Павел Гусев заявил «Ведомостям», что для него включение «Дождя» в реестр – «сверхнеожиданная новость». СПЧ обсуждает варианты действий, в том числе заявление в адрес руководства страны, чтобы «обратить на такие случаи внимание». «Я бы не сказал, что «Дождь» оппозиционный канал, – отметил Гусев. – Это информационный канал. И из того, что говорит ряд членов СПЧ, я могу сказать, что существовать с этим [статусом] достаточно сложно. Но для кого-то даже почетно».

Также 20 августа в реестр были включены журналисты проекта «Важные истории».

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?

В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.

Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?

Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.

Кто такие иноагенты

Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.

Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.

Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.

Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.

НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.

Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.

НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.

Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.

Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.

Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.

Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.

СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.

Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.

Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.

Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.

Источник

Что означает статус иностранного агента для сми

Что означает статус иностранного агента для сми

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает статус иностранного агента для сми

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает статус иностранного агента для смиОбзор документа

Приказ Министерства юстиции РФ от 28 марта 2018 г. № 58 “Об утверждении порядка применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента” (не вступил в силу)

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 169, № 24, ст. 2256, № 30, ст. 2870; 1996, № 1, ст. 4; 1998, № 10, ст. 1143; 2000, № 26, ст. 2737, № 32, ст. 3333; 2001, № 32, ст. 3315; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029, № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2708, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3452, № 43, ст. 4412; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6236; 2009, № 7, ст. 778; 2011, № 25, ст. 3535, № 29, ст. 4291, № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1642, № 14, ст. 1658, № 27, ст. 3450, № 27, ст. 3477; 2014, № 42, ст. 5613, № 48, ст. 6651; 2015, № 10, ст. 1393, № 29, ст. 4383; 2016, № 1, ст. 84, № 15, ст. 2056, № 27, ст. 4213, ст. 4214; 2017, № 24, ст. 3479, № 31, ст. 4827, № 48, ст. 7051) приказываю:

Утвердить порядок применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, согласно приложению.

МинистрА.В. Коновалов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2018 г.
Регистрационный № 50617

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 28.03.2018 № 58

Порядок
применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента

2. Согласно части третьей статьи 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

под иностранным средством массовой информации понимается юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица (независимо от их организационно-правовой формы), распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

4. Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»:

а) сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

б) проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) представлять в Министерство юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

5. Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, представляет в Минюст России непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием сети «Интернет», в том числе через информационные ресурсы Минюста России в сети «Интернет», предназначенные для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru):

аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

6. Пункт 2 раздела I и пункты 3 и 4 раздела II формы № ОИА001 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не заполняются. Пункт 7 раздела I формы № ОИА001 заполняется с учетом положений, установленных абзацем первым пункта 5 Порядка.

7. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык.

Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 05.10.1961 («Бюллетень международных договоров», № 6, 1993), если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Официальные документы, полученные из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверены оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

8. Иностранное средство массовой информации в случае намерения осуществлять свою деятельность в качестве иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, вправе до начала осуществления такой деятельности подать в Минюст России заявление о включении его в реестр.

9. Решение о включении иностранного средства массовой информации в реестр либо об исключении из реестра принимает Минюст России.

10. Основанием для включения иностранного средства массовой информации в реестр является распоряжение Минюста России, принимаемое в соответствии с заявлением иностранного средства массовой информации о его включении в реестр (приложение к Порядку) и (или) документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации.

11. Основанием для исключения иностранного средства массовой информации из реестра является распоряжение Минюста России, принимаемое в соответствии с документами, поступившими от органов государственной власти Российской Федерации.

12. Заявление иностранного средства массовой информации о его включении в реестр представляется в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием сети «Интернет».

13. Распоряжение о включении иностранного средства массовой информации в реестр, исключении иностранного средства массовой информации из реестра издается Минюстом России не позднее чем через десять рабочих дней со дня поступления в Минюст России документов, указанных в пунктах 10-11 Порядка.

14. Иностранные средства массовой информации включаются или исключаются из реестра с даты издания соответствующего распоряжения.

15. Уведомление о включении иностранного средства массовой информации в реестр, исключении иностранного средства массовой информации из реестра направляется Минюстом России иностранному средству массовой информации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения.

16. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, доступ к ним предоставляется путем размещения на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет» следующей информации:

а) наименование иностранного средства массовой информации;

б) порядковый номер иностранного средства массовой информации в реестре;

в) дата распоряжения Минюста России о включении иностранного средства массовой информации в реестр (исключении иностранного средства массовой информации из реестра).

17. Сведения об иностранных средствах массовой информации, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения.

Рекомендуемый образецПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку применения в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента

Министерство юстиции
Российской Федерации

ЗАЯВЛЕНИЕ

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27

декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» прошу включить

(наименование иностранного средства массовой информации)

в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции

«__» _______________ 20__ г.
(руководитель иностранного средства массовой информации)

Обзор документа

Так, указанные субъекты обязаны предоставлять в Минюст России отчет о своей работе, о составе руководства; документы о целях использования имущества (в т. ч. полученного от иностранных источников); заключение по итогам аудита годовой отчетности.

Для включения в реестр необходимо предоставить заявление от СМИ (образец прилагается) и (или) документы от органов госвласти Российской Федерации.

Реестровые сведения размещаются в Интернете.

Источник

Закон об иностранных агентах – физлицах и права человека

Что означает статус иностранного агента для сми

Суть нововведений

Из ч. 1 указанной статьи следует, что под иностранным агентом понимается физическое лицо, осуществляющее на территории России в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Если с военной и военно-технической деятельностью в целом все понятно, то изложенное в законе понятие политической деятельности заслуживает особого внимания.

В контексте абз. 2 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ политической признается любая деятельность (в сфере обеспечения законности, правопорядка, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и т.д.) с целью оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, органов местного самоуправления, их решения и действия и осуществляемая в предусмотренных данной статьей формах (собраний, митингов, пикетирований, в проведении опросов общественного мнения и т.п.). Исчерпывающий перечень форм политической деятельности из текста данной нормы вывести, на мой взгляд, невозможно.

Последствия такого внесения указаны в ч. 6–7 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ и заключаются в обязанности:

За неисполнение приведенных обязанностей введены административная и уголовная ответственность.

Соответствие заявленным целям

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на основании которого был принят Закон № 272-ФЗ, целями его разработки являлись совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности.

Проанализировав ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, в том числе на предмет соответствия заявленным целям, можно сделать следующие выводы.

Приведенные в законе условия, наличие которых позволяет признать физическое лицо иностранным агентом, настолько «размыты», что фактически к присвоению данного статуса может привести любая деятельность по отстаиванию не только чужих, но и собственных интересов, в том числе путем выражения личного мнения о ситуации в стране, принимаемых законах, действиях органов власти и т. п. только по той причине, что осуществляющее ее лицо получает какую бы то ни было поддержку от иностранного источника. Исключением является лишь деятельность, прямо перечисленная в абз. 11 ч. 1 ст. 2.1 (например, в области науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д.).

Используемая законодателем в абз. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ формулировка «может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента» позволяет прийти к выводу, что соответствие физического лица требованиям, предъявляемым к иностранным агентам, само по себе основанием для его включения в список не является и вопрос о таком включении во многом будет зависеть от волеизъявления должностного лица, уполномоченного принимать соответствующее решение, допуская возможность избирательного применения нормы.

Поскольку внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления, такое правовое регулирование неизбежно наводит на мысль о возможности его использования в качестве инструмента для борьбы с неугодными оппонентами. Его эффективность видится, в первую очередь, в том, что оспаривание включения в список иностранных агентов (соответственно ограничения в допуске к госслужбе) займет у заинтересованного лица определенное – возможно, продолжительное – время, по истечении которого должность, на которую претендовал кандидат, может уже не быть вакантной.

Соответствие Конвенции и подходам ЕСПЧ

Кроме того, внесение в список иностранных агентов, запрет занятия определенных должностей, а также требование представления отчетности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученного от иностранных источников, вызывают серьезные сомнения с точки зрения соответствия ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), гарантирующей каждому право на неприкосновенность частной жизни.

Поскольку замещение должностей государственной и муниципальной службы является разновидностью профессиональной деятельности, занятие которой может рассматриваться как способ самореализации и развития личностных качеств, можно прийти к выводу, что применение ст. 8 Конвенции не видится явно необоснованным. Более того, право на допуск к госслужбе в своей стране без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений закреплено и в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Если признать, что перечисленные требования и запреты, возложенные законом на физическое лицо, получившее статус иностранного агента, могут рассматриваться как посягательство на его гарантированные п. 1 ст. 8 Конвенции права, государству придется привести весомые доводы, позволяющие оправдать внедрение такого правового регулирования. На это указано, в частности, в п. 2 ст. 8 Конвенции, допускающем некоторое вмешательство в «личную» жизнь человека лишь при совокупном наличии двух условий: оно осуществлено «в соответствии с законом» и является «необходимым в демократическом обществе» для достижения одной или нескольких «законных» целей, перечисленных в данном пункте.

Установленные ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ требования, позволяющие признавать российских физических лиц иностранными агентами и, соответственно, ущемлять их права на неприкосновенность частной жизни, предусматривают широкий простор для свободы усмотрения в части как видов деятельности, так и мер поддержки со стороны иностранных источников, получение которых способно привести к внесению физического лица в соответствующий список, что, на мой взгляд, свидетельствует о низком качестве обсуждаемого законодательного акта.

Для сравнения: действующий в США закон об иностранных агентах, несмотря на столь же неопределенное понятие политической деятельности (п. «о» § 611), допускает возможность признания лица иностранным агентом лишь в случае его действия по приказу, просьбе, под руководством, контролем иностранного принципала или лица, чья любая деятельность прямо или косвенно контролируется, направляется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранным принципалом непосредственно или через любое другое лицо, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (п. «с» § 611 закона).

Понятно, что сформулировать абсолютно определенное понятие политической деятельности весьма затруднительно, и винить в этом недостатке законодателя не стоит. В то же время, в отличие от Закона № 272-ФЗ, его американский аналог содержит четкий и понятный ориентир, позволяющий однозначно отделить иностранного агента от иных, не относящихся к нему лиц, а именно – полный или в значительной части контроль, финансирование или субсидирование иностранным принципалом как непосредственно, так и через другое лицо.

Представляется, что установление в Законе № 272-ФЗ тождественных критериев отнесения к иностранным агентам позволит хотя бы минимально приблизить его к стандартам «качества», применяемым ЕСПЧ к нормативным правовым актам.

Вместе с тем введение для физических лиц – иностранных агентов ограничений, предусмотренных ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, на мой взгляд, вряд ли оправданно и соразмерно таким провозглашенным разработчиками законопроекта № 1057914-7 целям, как совершенствование правового регулирования деятельности лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности, поскольку их достижению не способствует.

Мотивы и результат

В такой ситуации неизбежно напрашивается одна из двух версий, объясняющих принятие обсуждаемого Закона:

Безусловно, реальная цель, которую преследовал законодатель, позволяя признавать физических лиц иностранными агентами, может и не быть известна, однако, полагаю, что конечный результат, выразившийся в нормах ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права неприемлем.

1 Ранее таковыми в России могли признаваться исключительно юридические лица.

2 Во всяком случае именно такой подход встречается в настоящее время в судебной практике в отношении некоммерческих организаций, получающих зарубежное финансирование. Ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения для признания организации иностранным агентом не имеют и судами во внимание не принимаются (см., например, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по делу № 88а-27084/2020).

В отношении физических лиц судебная практика пока отсутствует, однако оснований полагать, что к ним будет применяться какой-либо иной подход, нет.

3 Пункт «д» ст. 20, п. «б» ст. 31 УК РСФСР в редакции 1926 г.

4 См., например, п. 27 Постановления по делу «Калачева против России» (жалоба № 3451/05); Постановление по делу «Сидабрас и Джяутас против Литвы» (жалобы № 55480/00 и 59330/00) ECHR 2004-VIII, § 43 и др.

5 См., например, Постановление ЕСПЧ по делу «Мосли против Соединенного королевства» (жалоба № 48009/08).

6 До вступления в силу Закона № 272-ФЗ контроль за расходованием денежных средств применялся исключительно в отношении категорий физических лиц, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», целями которого являлись выработка наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией и предупреждение незаконного обогащения субъектов, осуществляющих публичные функции, что в полной мере соответствует задачам демократического правового государства.

7 См., например, Постановление по делу «Бигаева против Греции» (жалоба № 26713/05).

8 Пункт 70 Постановления Большой Палаты ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по делу «Бэрбулеска против Румынии».

9 См, например, п. 51 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России» (жалоба № 13812/09); Постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Компания “Аксель Шпрингер АГ” против Германии» (жалоба № 39954/08, § 83) и др.

10 Пункт 55 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России».

11 См. п. 66 Постановления ЕСПЧ от 21 июня 2011 г. по делу «Шимоволос против России» (жалоба № 30194/09).

Несмотря на то что, в отличие от Закона № 272-ФЗ, приказ, регламентирующий создание и ведение базы данных «Сторожевой контроль», не был опубликован, поскольку является конфиденциальным, правовая позиция, изложенная в приведенном постановлении, заслуживает внимания при оценке изложенных доводов.

12 Постановление ЕСПЧ от 25 июня 1997 г. по делу «Холфорд против Соединенного Королевства» (§ 42–46, Reports 1997-III).

13 Постановление Большой Палаты ЕСПЧ по делу «S.A.S. против Франции» (жалоба № 43835/11, § 113, ECHR 2014).

14 Схожая правовая позиция изложена в п. 85 Постановления от 7 марта 2017 г. по делу «Полякова и другие против России» (жалоба № 35090/09 и три других).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *