Что означает сравнение горюешь будто на часах

Как (будто) на часах

Смотреть что такое «Как (будто) на часах» в других словарях:

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Семейство волчьи, или псовые — (Canidae)** * * Семейство объединяет 16 современных родов и 36 видов. Псовые широко распространены в Евразии, Африке, Северной и Южной Америке, на Новую Гвинею и в Австралию проникли с человеком. За исключением одного вида, имеют более… … Жизнь животных

Феодор Иоаннович — (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

Сердце-обличитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Сердце обличитель (мультфильм). Сердце обличитель The Tell Tale Heart … Википедия

Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия

Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Источник

«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть фото Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть картинку Что означает сравнение горюешь будто на часах. Картинка про Что означает сравнение горюешь будто на часах. Фото Что означает сравнение горюешь будто на часах

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».

Сравнение«горюешь, будто на часах».

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».

Источник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Разделы: Литература

— познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

— развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

— закреплять умение определять стихотворный размер;

— обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

— развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

7. Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер)Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства)Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Музыкальный, почти песенный ритм

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

Перифраза подруга дней моих суровых

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер)Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства)Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты планаПримерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?)Стихотворение посвящено…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

…с первых строк…3. Настроение стихотворенияВ стихотворении… царит …настроение…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…4. Как выражается настроение?

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?Лирический герой этого стихотворения представляется мне…6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…7. Личные впечатления от стихотворения.Читая стихотворение, я восхищался…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

Источник

Какие эпитеты, сравнения и метафоры есть в стихотворении «Няня» А. С. Пушкина?

Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть фото Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть картинку Что означает сравнение горюешь будто на часах. Картинка про Что означает сравнение горюешь будто на часах. Фото Что означает сравнение горюешь будто на часах

Вопрос:

Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

Какие строки, словосочетания из стихотворения вы вписали в свою рабочую тетрадь, выполняя это задание?

Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть фото Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть картинку Что означает сравнение горюешь будто на часах. Картинка про Что означает сравнение горюешь будто на часах. Фото Что означает сравнение горюешь будто на часах

Эпитеты, сравнения, метафоры

Помню, когда-то тоже искали в данном произведении и эпитеты, и сравнения, и метафоры. Так вот, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо знать, что же такое эпитеты, сравнения и метафоры.

Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть фото Что означает сравнение горюешь будто на часах. Смотреть картинку Что означает сравнение горюешь будто на часах. Картинка про Что означает сравнение горюешь будто на часах. Фото Что означает сравнение горюешь будто на часах

Теперь, зная значения слов, можно сделать анализ стиха. Итак,

Если я не ошибаюсь, то примерно вот так я и писала/отвечала на уроках литературы. А вообще, если знать все определения, причем не просто их заучить, а именно понять, то проблем с нахождением нужных слов возникнуть не должно.

Помню, у нас в классе были ученики, которые никогда ничего не учили, но просто понимали, что говорит учитель, при этом они правильно отвечали на вопросы. Так что повнимательнее слушайте учителей, а не считайте ворон за окном. Тогда и ответы на вопросы в интернете искать не придется.

Читайте также: Как отличить метафору от олицетворения? и Какие проблемы поднимает Ю.Тынянов в произведении «Пушкин»? Как он их решает?

Источник

Конспект урока на тему «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет». Практическая работа по созданию сравнений.

Проверка домашнего задания: чтение стихотворения «Зимний вечер» наизусть.

Введение нового понятия «тропы». Чтение статьи учебника с. 86-89. Запись в тетради новых понятий «тропы», «сравнение».

III. Стихотворение «Няне»
Стихотворение читает учитель.

Беседа
— Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:

Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.

— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?

— Как вы понимаете следующие слова и выражения.

Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.

«Подруга дней моих суровых. » — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.

«Давно, давно ты ждешь меня. » — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.

«Горюешь, будто на часах. » — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.

«Глядишь в забытые вороты. » — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота .

«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь. » — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:

Метафора — скрытое сравнение.

Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:

— сравнение: «горюешь, будто на часах »;

— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;

— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь. »;

— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).

Введение нового понятия «эпитет». Чтение статьи учебника с. 90-92.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Няне». Перечитать статьи учебника о тропах, сравнении и эпитете. Попробовать создать своё сравнение и записать его в тетрадь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *