Что означает сравнение горюешь будто на часах
Как (будто) на часах
Смотреть что такое «Как (будто) на часах» в других словарях:
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Семейство волчьи, или псовые — (Canidae)** * * Семейство объединяет 16 современных родов и 36 видов. Псовые широко распространены в Евразии, Африке, Северной и Южной Америке, на Новую Гвинею и в Австралию проникли с человеком. За исключением одного вида, имеют более… … Жизнь животных
Феодор Иоаннович — (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия
Сердце-обличитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Сердце обличитель (мультфильм). Сердце обличитель The Tell Tale Heart … Википедия
Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия
Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия
«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Разделы: Литература
— познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;
— развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
— закреплять умение определять стихотворный размер;
— обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
— развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году
1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.
2. Объявление темы, целей урока.
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?
3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).
Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!
– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.
Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение
4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.
5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.
6. Анализ стихотворения.
Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
Каким настроением пронизано это стихотворение?
— Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
— В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.
Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворения – послание.
В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.
Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.
7. Образное рисование.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
— Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
— Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
— Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
— Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
8. Работа по таблице.
Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:
Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) | Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) | Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) | Синтаксический уровень (структура предложений, их количество) |
9. Работа выполняется в группах.
Обсуждение результатов работы.
Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) | Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) | Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) | Синтаксический уровень (структура предложений, их количество) |
10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения | |
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) | Стихотворение посвящено… |
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…
…с первых строк…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
Б) Какие картины вам представляются?
В) Какие приемы использует автор?
(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)
Г) Как звучит стихотворение?
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…
Звучание стихотворения создает …ритм…
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…
Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.
12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.
Какие эпитеты, сравнения и метафоры есть в стихотворении «Няня» А. С. Пушкина?
Вопрос:
Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?
Какие строки, словосочетания из стихотворения вы вписали в свою рабочую тетрадь, выполняя это задание?
Эпитеты, сравнения, метафоры
Помню, когда-то тоже искали в данном произведении и эпитеты, и сравнения, и метафоры. Так вот, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо знать, что же такое эпитеты, сравнения и метафоры.
Теперь, зная значения слов, можно сделать анализ стиха. Итак,
Если я не ошибаюсь, то примерно вот так я и писала/отвечала на уроках литературы. А вообще, если знать все определения, причем не просто их заучить, а именно понять, то проблем с нахождением нужных слов возникнуть не должно.
Помню, у нас в классе были ученики, которые никогда ничего не учили, но просто понимали, что говорит учитель, при этом они правильно отвечали на вопросы. Так что повнимательнее слушайте учителей, а не считайте ворон за окном. Тогда и ответы на вопросы в интернете искать не придется.
Читайте также: Как отличить метафору от олицетворения? и Какие проблемы поднимает Ю.Тынянов в произведении «Пушкин»? Как он их решает?
Конспект урока на тему «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет». Практическая работа по созданию сравнений.
Проверка домашнего задания: чтение стихотворения «Зимний вечер» наизусть.
Введение нового понятия «тропы». Чтение статьи учебника с. 86-89. Запись в тетради новых понятий «тропы», «сравнение».
III. Стихотворение «Няне»
Стихотворение читает учитель.
Беседа
— Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:
Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?
Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
— Как вы понимаете следующие слова и выражения.
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых. » — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня. » — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах. » — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты. » — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота .
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь. » — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?
В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:
Метафора — скрытое сравнение.
Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах »;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь. »;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).
Введение нового понятия «эпитет». Чтение статьи учебника с. 90-92.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Няне». Перечитать статьи учебника о тропах, сравнении и эпитете. Попробовать создать своё сравнение и записать его в тетрадь.