Спин-офф (англ. spin-off — раскручиваться) — художественные произведения (книга, фильм, компьютерная игра, комикс и так далее), основными действующими лицами которых являются персонажи, ранее уже фигурировавшие в исходном произведении с тематически иным сюжетом. Также используются термины «ответвление сюжета», «побочное произведение» и «отпочковавшееся произведение», а иногда в шутку «вбоквел» [1] (срав. сиквел).
Как правило, основным отличием спин-оффа от простого продолжения или предыстории того или иного художественного произведения является участие в качестве основных действующих лиц персонажей, являвшихся второстепенными или вовсе эпизодическими в исходном произведении. Важно отметить отличие спин-оффа и от ремейка — новой интерпретацией произведения лишь с иными акцентами, новой техникой или новыми условиями развития того же сюжета.
Содержание
Спин-оффы по отношению к оригинальному произведению
События спин-оффа могут происходить в различное время в хронологии оригинального произведения:
Примеры
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи.
В литературе
В кинематографе и на телевидении
Оригинальное произведение
Спин-офф
«Мумия возвращается»
«Царь скорпионов»
«Сорвиголова»
«Электра»
«Бэтмен возвращается»
«Женщина-кошка»
«Люди Икс»
«Люди Икс: Начало. Росомаха» (также является приквелом)
«Паранормальное явление»
«Паранормальное явление: Ночь в Токио»
«Шоу Али Джи»
«Али Джи в парламенте», «Борат», «Бруно»
Мультфильм «Король Лев»
Мультсериал «Тимон и Пумба»
«Утиные истории»
«Кряк-Бряк» и «Чёрный Плащ»
Мультфильм «Мадагаскар»
«Пингвины Мадагаскара»
«Анастасия»
«Барток Великолепный» (также является приквелом)
«Вавилон-5»
«Крестовый поход» и «Затерянные сказания»
«Удивительные странствия Геракла»
«Зена — королева воинов»
«Беверли-Хиллз 90210»
«Мелроуз Плейс» и «90210»
«Star Wars»
«Эвоки»
«Баффи — истребительница вампиров»
«Ангел»
«Друзья»
«Джоуи»
«Династия»
«Династия 2: Семья Колби»
«Солдаты»
«Прапорщик», «Колобков. Настоящий полковник!», «Бородин. Возвращение генерала» и «Смальков. Двойной шантаж»
СПИН-ОФФ — СПИНОФ, СПИН ОФФ [англ. spin off раскручиваться] экон. 1) вещи (товары), производимые как побочные, как сопутствующие крупному производству (напр., бытовые товары на оборонном предприятии); 2) передача активов или имущества своим акционерам… … Словарь иностранных слов русского языка
спин-офф — [1/0] (от англ. spin off) «дочерний» сериал, который является сюжетным ответвлением от основного. Сюжеты вышеуказанных сериалов могу пересекаться с сюжетом основного сериала либо не иметь ничего общего, кроме персонажей, с основным –… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
СПИН-ОФФ — термин, используемый в США, обозначающий передачу научно технических достижений из оборонного комплекса в гражданский … Большой экономический словарь
Spin-off — Спин офф (англ. Spin off) фильм про персонажей, ранее появляющихся в исходной картине. В более широком плане, спин оффом называют фильм или сериал, вселенная которого или персонажи были ранее использованы в другом сериале или фильме. Термин… … Википедия
Продолжение (художественные произведения) — Продолжение концепция и сложившаяся терминология обозначающая развитие идеи художественного произведения. События при этом разворачиваются в одной и той же вымышленной вселенной и хронологически связаны друг с другом. Продолжение часто… … Википедия
Доктор Кто — Doctor Who … Википедия
Дневники вампира (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дневники вампира. Дневники вампира The Vampire Diaries … Википедия
Крушитель (манхва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крушитель. Крушитель … Википедия
Солдаты (телесериал) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Даллас (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Даллас (значения). Эта статья об оригинальном сериале. Об одноимённом продолжении см. Даллас (телесериал, 2012). Даллас Dallas … Википедия
Современный кинематограф оперирует новыми терминами, которые не всегда понятны простому зрителю. Читая статью или просматривая анонс о приключениях с любимым героем, многие теряются в догадках, что такое спин-офф, приквел или сиквел. Предлагаем обстоятельно разобраться, что означают эти понятия.
Что такое спин-офф?
Кинематографисты всего мира используют по максимуму полюбившихся зрителям персонажей. Это гораздо выгоднее и надежнее, чем искать героев для новой франшизы, которую приверженцы кино могут не воспринять. Но как быть, если история протагониста уже закончена, а все враги повержены?
В этом случае создатели предлагают зрителю ответвления от оригинального сюжета, которые называют спин-офф. В таких фильмах используются элементы — события, персонажи, темы — которые играли в первичном кино второстепенную роль и не попали в центр внимания. При выпуске спин-оффа предполагается, что знакомые аудитории успешные сюжетные линии, ключевые герои и ситуационные аспекты будут восприняты зрителем лучше, чем совершенно новые художественные образы.
По отношению к первоначальному фильму в спин-оффах события могут быть поданы в такой хронологии:
Фото: imdb.com, Twentieth Century Fox, Marvel Enterprises, Dune Entertainment: UGC
Как правило, в спин-оффах ключевыми действующими лицами становятся персонажи, которые в оригинальной картине играли второстепенную или эпизодическую роль.
Спин-оффы не являются ремейками, которые предлагают зрителю новую интерпретацию первичного фильма, где в кино расставляются свежие акценты, используется другая техника или у того же сюжета появляются иные условия развития.
Что такое сиквел?
Даже если история о любимом герое кажется завершенной, зрителю хочется увидеть продолжение приключений ключевых персонажей и узнать, как в дальнейшем сложилась их судьба. В этом случае современные кинематографисты снимают сиквел.
Сиквел — это прямое логическое продолжение оригинального сюжета киноленты с главным героем франшизы. Термин произошел из латинского языка от слова sequella, которое переводится как ‘продолжение’.
Часто в названии фильмов-сиквелов употребляются цифры, указывающие порядковый номер всех или некоторых фильмов-продолжений оригинального кино, например «Дети шпионов 2: Остров несбывшихся надежд». Первым в истории кинематографа сиквелом с порядковым номером стала картина «Квотермасс-2» (1957). Но данная тенденция получила развитие лишь в конце 1970-х годов. На экраны одна за другой вышли ленты «Супермен» (1978‒1987) и «Рокки» (1976‒1992).
Сиквелы, как правило, механически придерживаются успешной формулы оригинальной картины, не привнося в нее существенных изменений. К особому разряду относят «духовные сиквелы», которые рассматривают аналогичный для оригинальной киноленты набор идей и понятий, но не являются ее прямым продолжением, например, «Мистер и миссис Смитт» и «Успеть за Джонсами».
Фото: imdb.com, Fox 2000 Pictures, Parkes+MacDonald Image Nation: UGC
Что такое приквел?
В ситуации, когда главный герой повержен, и снять сиквел не представляется возможным, но кино стало популярным у зрителей и принесло создателям коммерческий успех, кинематографисты предлагают вниманию публики приквел.
Что такое приквел? Приквел — это кино, в котором создатели рассказывают о событиях, которые произошли ранее, чем действия в оригинальной картине. Такие фильмы повествуют о предыстории, которая предшествует основной ленте по внутренней хронологии.
По сведениям Оксфордского словаря, термин впервые был использован в 1958 году. Понятие прочно закрепилось в англоязычной культуре и на данный момент широко используется кинематографистами всего мира.
В большинстве случаев приквелы — это самостоятельные картины, так как при их создании сценаристам и режиссерам нет необходимости опираться на сюжет первоосновы. Ярким примером является кино «Джокер» (2019), которое показывает историю превращения добряка-неудачника в жестокого антагониста, показанного в фильме «Бэтмен».
Фото: imdb.com, BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, DC Comics: UGC
Одним из наиболее ярких примеров приквелов является франшиза «Звездные войны», которая уже в 1999‒2005 годах показала зрителям три приквела. В фильмах-предысториях создатели кинолент рассказывают о том, с чего начиналось приключение главного героя центрального повествования.
Спин-офф, приквел и сиквел — важные понятия в кинематографе, которые помогут зрителю понять, в какой последовательности смотреть франшизу о полюбившемся персонаже, а также определить перед походом в кинотеатр, о чем снят фильм и в какой период внутренней хронологии сюжета будут происходить события ленты.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Спин-офф — модель развития и масштабирования бизнеса, при которой подразделение компании или организации выделяется в самостоятельный бизнес.
Такая модель актуальна, если появляется идея продукта с большим потенциалом развития, но для его продвижения на рынок нужна совершенно иная структура и модель компании — более специализированная и адаптивная. Для этого на базе головной структуры создаётся новая. По сути, это операция, обратная M&A.
При такой схеме у новой компании есть преимущества перед независимыми конкурентами, так как она имеет доступ к ресурсам материнской структуры (инвестиции, клиентская база и т. д.). При этом риски выделенной в результате спин-оффа фирмы не перекладываются на основную организацию.
Пример употребления на «Секрете»
«Если у крупного холдинга возникнет какой-то спин-офф, то по закону доля материнской компании не должна будет превышать 49%».
(Гендиректор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков — о помощи стартапам.)
Нюансы
При принятии решения о спин-оффе менеджмент компании рассчитывает, что в сумме две компании будут стоить больше, чем одна большая, и доходы акционеров компании вырастут, объясняет инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган.
По его словам, немаловажный аспект — налоги, ведь в ходе спин-оффа акционеры материнской структуры бесплатно получат акции новой компании, а государство с них ничего не удержит. Это дешевле, чем проводить классическое IPO.
Отделившийся бизнес может стоить дороже самой материнской компании. Так было, например, в случае eBay и её спин-оффа PayPal. Со временем новая компания может и вовсе поглотить основную. Пример — «Вкусвилл», который вырос из сети молочных магазинов «Избенка» и в итоге поглотил их.
Понятие «спин-офф» встречается и в киноиндустрии. Речь идёт о производстве фильма или сериала, для которого берётся история из оригинального произведения и превращается в самостоятельное шоу. Например, сериал «Лучше звоните Солу» — классический спин-офф: в нём рассказывается история адвоката Сола Гудмана из популярного сериала «Во все тяжкие».
Спин-оффы сериалов: как появились, какие бывают и список лучших
Встречайте, наш англицизм дня — спин-офф.
Давайте на пару секунд сделаем вид, что среди читателей найдётся кто-то, не знающий значения этого термина, и соблюдая все приличия, определимся с понятиями. Спин-офф — произведение, основанное на второстепенных персонажах или событиях «родительского» произведения.
Википедия предлагает не забывать, что спин-офф бессовестно экспроприирует «родительскую» популярность, но это слишком тонкие материи. А также попахивает спиноффшеймингом. Шеймить, не разобравшись в вопросе? Ну нет, мы не такие.
История появления спин-оффов
Нельзя не начать с того, что собственный спин-офф получил Фальстаф ещё в XVI веке: этот выдуманный харизматичный пьяница так понравился лондонской публике, что шоураннеру Генри IV пришлось пожертвовать исторической достоверностью и выпустить в свет «Генрих IV, часть 2» (потрясающе изобретательный нейминг, Уильям). Но давайте всё-таки сузим историю вопроса до нашей сферы интересов.
Первая телевизионная мыльная опера «Фэйрвэй-Хилл» вышла в эфир в 1946-м году, а меньше десяти лет спустя, в 1955-м, канал CBS уже транслировал первый в истории телевидения спин-офф. Им стала детская «ковбойская» история The Adventures of Champion, отпочковавшаяся от «Шоу Джина Отри». Главным героем «дочернего» сериала стал конь по имени Чемпион. Шоу из 26 эпизодов было настолько популярно, что его, одно из немногих чёрно-белых, ставили в эфир вплоть до 80-х, сменив название на «Чемпион, Чудесный Конь».
С тех пор сотни шоу по всему миру регулярно обзаводились «вбоквелами». Дорогостоящий и высококонкурентный бизнес ухватывался за ставший успешным продукт всеми частями своего мощного коммерческого тела, и каждый добившийся чего-то сериал рассматривался программными директорами как потенциальный «родитель» спин-оффа. Считается, что зрителю проще поглощать новый контент канала, если этот контент на самом деле не очень-то новый. «Всё вокруг родное, всё вокруг моё». Впрочем, стопроцентной гарантии эта стратегия не приносит, иначе бы мы метались внутри десятка историй и сотни персонажей вечно.
Никаких гарантий
Провалы спин-оффов даже громких и успешных сериалов обыденная вещь. Вся страсть мощного фандома не спасла два спин-оффа сериала «Сверхъестественное» («Блудные сёстры» и «Кровные узы») от закрытия сразу после пилотных серий. Любители научной фантастики вообще и культового «Звёздного крейсера Галактика» в частности грустят о невысоко взлетевшей «Каприке». Выдававшие приличные рейтинги почти девять лет «Форс-мажоры» не обеспечили своей «дочке» «Пирсон» интереса зрителей и на сезон. И это неудачи только нескольких последних лет, а сколько таких было за почти век существования ТВ, не поддаётся подсчётам.
Один из самых упоминаемых провалов — «Джоуи», ответвление от «Друзей», до сих пор (спустя 16 лет) врывающихся во все топы популярности. Спин-офф просуществовал два сезона и даже принёс Мэтту Леблану несколько номинаций и статуэток, но пользовательская оценка IMDB в 5,9/10 в сравнении с девяточкой «родителя» показательна.
Персонажные спин-оффы
Исследователи телевизионных медиастратегий (например, профессор Университета Дюкейна Роберт Беллами со своими коллегами) делят спин-оффы на событийные и основанные на персонажах. Дополнительно в качестве отдельной категории рассматриваются спин-оффы приглашённых звёзд — это когда в сериал без предупредительного выстрела вводится актёр или актриса с большими гонорарами и харизмой, тут же выводится и следом запускается новый проект с его или её лицом на заставке.
С точки зрения программного директора это отдельный приём раскрутки — spin-off буквально переводится «раскручивать», как давидова праща перед полётом в лоб Голиафа (или сердечко телезрителя), — но фактически это почти ничем не отличается от «персонажного» типа.
«Персонажный» тип спин-оффов кажется самым естественным и имеющим наибольшую художественную ценность (многозначительно вспомним Уильяма, нашего, Шекспира). Когда концепция сериала не позволяет уделить должного внимания интересному второстепенному персонажу, спин-офф — отличное решение. Наверное?
Если ваше произведение отточенная криминальная драма с тремя-четырьмя сериями в сезоне (давайте в качестве примера выберем «Лютера»), ме́ста для глубокого исследования всех присутствующих, вероятно, не останется. Но парадокс в том, что в законченном высказывании, каким были первые сезоны «Лютера», дополнительное исследование, скажем, Элис не нужно. Элис — метафора, отражение тёмной стороны главного героя, а не самостоятельный живой человек. И дело не во влиянии патриархата (этой пакости и так слишком много, чтобы выдумывать её дополнительно), такова образная часть кинематографического языка. Как результат, когда идея донесена со всей изящностью британской драматургии, разговоры о спин-оффе так и остаются разговорами.
Что до сериалов с бóльшим количеством эпизодов, то отдельные серии, полностью посвящённые второстепенным персонажам — обычная практика. Серия, посвящённая Триш в «Джессике Джонс», серия в «Легионе» (спойлер удален MyShows. — Прим. ред.) и подобные дают глубину и раскрытие, освежают повествование, иногда переламывая его и вводя новую информацию. Это отличный внутрисериальный приём, и часто его совершенно достаточно.
Эпизод «С пяти до девяти» раскрыл Лизу Кадди, но нужен бы был «Доктору Хаусу» спин-офф про эту безусловно прекраснейшую из женщин?
Событийные спин-оффы
Второй тип спин-оффов — событийные (английское situational). К этому типу предрасположены процедуралы всех сортов и мастей. Снова соблюдём приличия: процедурал или процедурная драма — сериал со структурой, которую можно обозначить как «одна серия — одно дело» (такое построение сюжета ещё называют вертикальным). В идеальном воплощении процедуралы строго сосредоточены на профессиональной деятельности, с минимумом драмы и страстей, но в реальности зрителя всё равно нужно держать длинными сюжетными арками и эмоциональным раскрытием персонажей. В конце концов, у реальной юридической или полицейской хроники своё эфирное время.
О, эта устрашающих размеров империя событийных спин-оффов:
Исходное шоу и событийный спин-офф почти не связаны персонажами. Изредка кто-то гостит в одном-двух эпизодах для поддержания интереса, в остальном пространство всех веток крайне ненавязчиво существует в одной вселенной — и только. Причём это не те «вселенные», к которым мы сегодня привыкли (спасибо, гик-культура), а почти не обозначаемые недоэкспозиции, которым практически не уделяется внимания. Например, божественная Кирстен Вангснесс в гостях у «Мыслить как преступник: Поведение подозреваемого».
Попытались зарядить событийный спин-офф и создатели процедурала «Кости»: «Искателя» с неожиданной концепцией частного детектива с полумистической чуйкой и экстравагантными методами расследования. Эти два сериала связывала больше юмористическая атмосфера, чем что-либо ещё. Ни стройной «вселенной», ни научного подхода к расследованиям, свойственного «Костям», зрителю не предложили, и «Искатель» пошёл на дно.
А вот номинально относящиеся к процедурным драмам «Касл» и «Ищейка» изначально выстраивали сюжет не столько вокруг «дела недели», сколько вокруг ярких личностей и психологических тонкостей во взаимодействии. Поэтому спин-оффы от них могли получиться только «персонажными»: ими стали так и не вышедший в эфир Derek Storm и прожившие полных шесть сезонов «Особо тяжкие преступления» соответственно.
Может показаться, что событийные спин-оффы однозначно проигрывают персонажным в художественной ценности, но есть и яркие исключения. Например, спин-офф, который превзошёл по популярности своего культового родителя, прожив на четыре сезона дольше него, породил поколения страстных фанатов, целую культуру, основанную на истории мира и идеалах своего создателя. Речь о втором сериале во вселенной Звёздного пути — «Звёздный путь: Следующее поколение». Премьера пилотного эпизода состоялась в 1987-м и Звёздный путь до сих пор актуален настолько, что в 2019-м мы получили очередной подход к теме с Патриком Стюартом в главной роли — «Звёздный путь: Пикар» (смóтрите? Как вам?).
Ничего не связывало «Звёздный путь: Оригинальный сериал» и «Следующее поколение», кроме нарисованного на тот момент довольно крупными мазками мира и — главным образом — веры Джина Родденберри в идеалы прогресса. Родденберри задавал сложные вопросы и находил смелые ответы, он одним из первых привнёс в западную массовую культуру бескомпромиссное равенство полов и рас, темы достоинства и разума в научно-фантастическом сеттинге. Можно предположить, что именно поэтому «Следующее поколение» не только один из самых успешных спин-оффов по соотношению личная популярность/популярность «родителя», но один из всего трёх спин-оффов, попавших в топ-250 сериалов всех времён и народов на IMDB. Два других — «Лучше звоните Солу» и «Каратель».
Чем спин-оффы отличаются от вселенных
С «Лучше звоните Солу» всё кристально ясно — это мощнейшая работа, образцовый персонажный спин-офф, попадающий во все топы «N лучших спин-оффов» с самого своего старта (ничего другого от Гиллигана мы и не ждали). Но чтобы поговорить о «Карателе», нам надо определиться с ещё одним понятием. Сериалы, существующие в одной «вселенной» — можно ли считать их спин-оффами? Если въедливо посмотреть на определение, вот, что важно: спин-офф строится на второстепенных персонажах.
Да, выстраивание «вселенной», как и производство спин-оффов, это в коммерческом смысле одинаковое расширение линейки продуктов (плюс рекламные интеграции, плюс мерч). Но на уровне восприятия зрителем разница очень ощутима. «Вселенные» гораздо, гораздо круче спин-оффов, потому что зачем продавать аудитории бедного родственника на вторых ролях. Нет, продавать аудитории надо самостоятельного персонажа, чтобы Флэш VS Зелёная Стрела, чтобы Сорвиголова VS Железный кулак, чтобы восхищённый зритель морщил лоб, искренне задаваясь вопросом «Кто кого заборет?». Даже расползшаяся чума «Дневников вампиров» пытается изображать вселенную. Стефан с Деймоном? Ой, да слабаки по сравнению с Кэсси/Клаусом/Хоуп. Выходите на эпичное сражение, сидаб спонсирует.
Каратель — не второстепенный персонаж. Он полноценный герой и если надо «заборет» кого угодно.
Интересные упоминания
Осталось отметить парочку классических спин-оффов, почти всегда попадающих в те же топы «N лучших». Ну, например, топ от журнала Rolling Stone (можете не ходить по ссылке и просто поверить мне на слово: они везде).
«Ангел», отпочковавшийся от «Баффи — истребительницы вампиров». Вампир, который был любовью всей жизни Истребительницы, когда всё стало слишком сложно, уехал в LA и пять полновесных сезонов играл в охотника за привидениями. Щемящий, надрывный и неловко смешной, как всё, что делает Джосс Уидон.
«Торчвуд», а заодно и «Приключения Сары Джейн» — спин-оффы перезагруженного в 2005-м году ветерана британского телевидения «Доктора Кто». Очень аккуратно нацелены каждый на свою аудиторию. «Торчвуд» — тёмный, с неоднозначной моралью и полный жаркой эротики. «Приключения Сары Джейн» — простенькие бодрые расследования для малышей. Эти шоу можно назвать квинтэссенцией нашего англицизма дня. В центре повествования бывшие спутники великого и всесильного инопланетянина, то есть, максимально второстепенные герои.
Все три, кстати, процедуралы.
Итак. Подобьём бабки. Рождённый холодным расчётом программных директоров, стал ли телевизионный спин-офф самостоятельным художественным явлением?
От редакции MyShows: «Это статья из рассылки для сериаломанов Telescope. Подписывайтесь, чтобы получать два письма в неделю».