Что означает специальное обозначение на товарном знаке
R или TM — что предпочтительнее использовать?
Ценность и значимость товарного знака и знака обслуживания заключается в его способности отличать товары и услуги одних производителей от других, добавляя ценность и нужное сообщение всем потребителям. Зарегистрированный товарный знак защищает продукцию от подделки, позволяет пресекать нарушения исключительных прав на ваше название и логотип. Чтобы показать потребителям и потенциальным нарушителям, что ваше название и логотип – это зарегистрированный товарный знак, используется предупредительная маркировка.
Кстати, для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день, можно в 2 клика в нашем Telegram боте, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Символика предупредительных маркировок
Владелец товарного знака имеет право известить о том, что товарный знак зарегистрирован и охраняется законом на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.1485 ГК РФ предусмотрено нанесение следующих отличительных символов и обозначений:
Знак охраны размещается рядом с товарным знаком, обычно вверху справа от обозначения. Буква R является начальной в слове Registered, что означает «зарегистрировано».
Иногда правообладатели используют символы «ТМ» или «™» в дополнение к используемому товарному знаку. Обозначение «ТМ» является сокращением от Trade mark (товарная марка), но такая маркировка хоть и предназначена для указания на то, что знак зарегистрирован, не имеет юридической защиты на территории России. Символы осуществляют только информационную функцию. В международной практике обозначение «ТМ» означает, что на товарный знак зарегистрирована заявка, но охранное свидетельство еще не получено.
Функции охранной маркировки для товарного знака
По закону производитель не обязан извещать потребителей о своих правах на товарный знак, поэтому размещение предупредительной маркировки – это право владельца обозначения, но не его обязанность.
На практике использование знака охраны рядом с зарегистрированным обозначением дает правообладателю ряд преимуществ:
Стоимость регистрации товарного знака в патентном бюро EzyBrand — от 5 000 рублей + государственные пошлины в размере от 23 100 рублей. Подробнее ознакомиться с процедурой регистрации и тарифами можно на этой странице.
В чем отличие маркировок символами R и ТМ?
Расположенный символ R, а также другие виды знаков охраны в соответствии со ст. 1485 ГК РФ, обладают правовой защитой и юридически значимы в России. Поэтому знак R выполняет несколько функций – охранную, предупредительную, информационную и другие.
Обозначение ТМ не обладает юридической ценностью в России и выполняет только информативные функции. Поэтому для владельца зарегистрированного товарного знака предпочтительным является размещение рядом с обозначением символа R, а также выполнение маркировки в соответствии с требованиями законодательства.
В случаях нарушениях прав владельца знака третьими лицами, суд всегда принимает во внимание тот факт, что нарушитель должен был знать о регистрации знака по его предупредительной маркировке, поэтому его действия считаются намеренными.
Ответственность за охранную маркировку незарегистрированного товарного знака
Недобросовестные предприниматели размещают предупредительную маркировку по отношению к обозначению, не имеющему государственную регистрацию. Такая деятельность наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нарушитель в этом случае несет административную и уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных или исправительных работ.
Таким образом, законодательно предусмотрена ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за неправомерное применение предупредительной маркировки на обозначениях. Установить, зарегистрирован товарный знак или нет, несложно, можно разыскать информацию на официальном сайте Роспатента (ФИПС) или заказать экспресс поиск по интересующему вас обозначению в нашем патентом бюро.
Для исключения всех рисков при использовании незарегистрированного товарного знака или применения предупредительной маркировки существует простой и надежный способ – зарегистрировать собственный товарный знак в Роспатенте, получив на него государственное свидетельство. Свидетельство на товарный знак является законным основанием для размещения знаков охраны рядом с обозначением. В этом случае предпочтительным является использование символики R (или любого вида из четырех, предусмотренных законом).
Обращаем ваше внимание, что для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день, можно в 2 клика в нашем Telegram боте, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Бондарева Ольга
Торговые знаки и марки
В системе Контур.Фокус отображаются товарные марки (товарные знаки, trademark, ®, ™) зарегистрированные данной организацией (или предпринимателем) в Роспатенте. Подобные сведения вместе с данными бухгалтерской отчетности, лицензиями, сертификатами и декларациями соответствия позволят убедиться в легальности осуществляемой деятельности и избежать сотрудничества с ненадёжным партнёром.
Что такое товарный знак
Право на товарные знаки является одной из разновидностей интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).
Незаконное использование товарного знака влечет за собой административную (ст. 14.10. КоАП РФ), гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
В Российской Федерации свидетельства на товарный знак действуют 10 лет. Срок действия свидетельства может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз.
Термины и наименования
С юридической точки зрения правильным является использование терминов товарный знак и знак обслуживания. Только эти понятия охраняются законодательством РФ.
Широко используемое в быту понятие торговая марка – дословно переведенное с английского термина выражение trade mark, как и маркетинговый термин бренд, часто применяется как синоним понятий «товарный знак» и «знак обслуживания».
Организация может быть обладателем товарного знака, а также может быть лицензиатом, залогодержателем, иметь право пользования данным товарным знаком и т.п.
Право на использование
Регистрируя товарный знак и знак обслуживания в уполномоченных государственных органах, владельцы получают право на охрану своей интеллектуальной собственности лишь на территории того государства, где ими было получено свидетельство о регистрации. При этом владелец не имеет права регулировать применение товарного знака в личных целях, упоминание его с нерекламными целями и в некоторых других случаях.
Во всех случаях, когда использование товарного знака связано с гражданским оборотом товаров или услуг (реклама, размещение на этикетках или в объявлениях, использование в псевдонимах и доменных именах и т. д.), правообладатель имеет право контролировать такое использование.
Процедура регистрации
Для получения эксклюзивных прав собственности, товарный знак необходимо зарегистрировать в уполномоченном государственном органе.
Орган, уполномоченный регистрировать товарные знаки в Российской Федерации — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, известная также как Роспатент.
При регистрации любого товарного знака определяется круг услуг и товаров, к которым он относится. Все товары и услуги распределены на 45 классов (11 классов — услуги, 34 класса — товары) в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Чем на большее количество классов распространяется товарный знак, тем больше будет стоимость регистрации.
Гражданский кодекс РФ устанавливает ряд ограничений на регистрацию товарных знаков. Например, как товарный знак нельзя зарегистрировать общеупотребительное название определенного вида товаров (например: термос, принтер, самогон). Не могут использоваться в качестве основных элементов товарных знаков государственные символы, изображения государственных наград, однако все эти компоненты могут присутствовать в товарном знаке в качестве неохраняемых элементов. Портреты или имена известных лиц могут использоваться только с их (или их наследников) согласия, изображения других зарегистрированнывх товарных знаков — только с согласия правообладателя.
Общее требование к любым товарным знакам — они не должны обманывать потребителя относительно любых характеристик товара, в том числе относительно его производителя.
Производитель, официально зарегистрировавший товарный знак, имеет право маркировать выпускаемую продукцию специальными символами (предупредительная маркировка).
Для предупредительной маркировки принято использовать следующие символы и обозначения:
Право на использование маркировки ® имеют только производители, официально зарегистрировавшие свой торговый знак в уполномоченных органах. Символ проставляется непосредственно рядом с торговым знаком, вверху справа. Производители не обязаны использовать предупредительную маркировку.
Предупредительная маркировка «ТМ» во всех ее вариантах законодательством России не предусмотрена. В зарубежных странах такая маркировка является предупреждением о том, что заявка на регистрацию данного товарного знака находится на стадии рассмотрения. В случае использования этого знака другим производителем, после завершения регистрациионных процедур правообладатель может подать претензию на неправомерное использование. В России такая маркировка служит только для информации, законодательной защиты не имеет.
Сводная информация по торговым знакам и маркам
На карточке компании на вкладке «Сводка» пользователю для ознакомления доступен блок «Связанные товарные знаки».
Блок Связанные товарные знаки
В блоке отображены знаки, которые сгруппированы следующим образом:
Подробная информация зарегистрированным знакам
Чтобы получить доступ к полному перечню зарегистрированных товарных знаков интересующей компании, необходимо кликнуть по интересующей группе знаков в блоке «Связанные товарные знаки» или перейти на вкладку «Тов. знаки».
Аналитика товарных знаков и марок
Кликнув на нужный товарный знак, вниманию пользователя будет представлен документ, подтверждающий эксклюзивные права на него. Документ выдан Роспатентом и содержит в себе следующую информацию:
Информация о действующих товарных знаках и марках может быть использована при всесторонней оценки деятельности интересующей компании, поскольку позволяют установить факт владения эксклюзивными права на определённые объекты. Система Контур.Фокус также позволяет пользователю получить доступ к таким возможностям как: финансовый анализ, исполнительное производство, особые реестры ФНС, банковские гарантии.
Источник информации
Информация о товарных знаках и марках поступает на сервер системы Контур.Фокус из Роспатента, за счёт чего обеспечивается достоверность данных.
Периодичность обновления
Сведения, предоставляемые системой Контур.Фокус, обновляются на основе данных из официального источника каждые две недели.
Доступно на тарифах
Заявка на Контур.Фокус
Заполните все поля заявки, наши специалисты в самое ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:
Товарный знак R или TM: Различия в использовании
Товарный знак – средство индивидуализации, которое подлежит регистрации. Обозначения R и TM выступают в качестве доказательства факта регистрации товарного знака. Какие отличительные черты имеют эти знаки, и когда какой знак необходимо использовать?
Символы ® и ТМ ассоциируются у потребителей с брендами, имеющими высокую репутацию. Поэтому производители часто используют эти знаки вместе с логотипами для маркировки продукции и в рекламе. Однако между ними имеется существенная разница, которую необходимо учитывать при введении товара в гражданский оборот.
Что означают символы R и TM?
Символ R – это знак охраны товарного знака, статус которого определен в статье 1485 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Он относится к предупредительной маркировке.
Знак ® является продуктом английской правовой системы и условным сокращением слова REGISTERED, что значит «зарегистрированный». Соответственно в большинстве англоязычных стран он используется для информирования потребителей или конкурентов о том, что данное обозначение является зарегистрированным товарным знаком.
Примеры использования знака R
Сокращение ТМ также пришло из английского языка и является аббревиатурой слов Trade Mark – «торговая марка», или «товарный знак». Этот знак в большинстве стран используется для информирования о том, что производитель уже подал заявку на регистрацию, но товарный знак еще не зарегистрирован и находится на стадии делопроизводства в патентном ведомстве.
В российском законодательстве правовой статус знака ТМ не определен, поэтому он не имеет никакой юридической силы.
Главная функция предупредительной маркировки
Может возникнуть вопрос, для чего же тогда использовать символ R, если товарный знак и так зарегистрирован? Кроме товарных знаков, в обороте на рынке присутствуют незарегистрированные обозначения. Регистрация товарного знака является добровольной, а использование незарегистрированных логотипов законом не запрещено до тех пор, пока они не нарушают права других производителей.
Использование чужого товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», без согласия его правообладателя, влечет за собой несколько видов ответственности:
- гражданскую (ст. 1515 ГК РФ); административную (ст. 14.10 КоАП); уголовную (ст. 180 УК РФ).
Предупредительная маркировка R выполняет в основном информационную функцию, она предупреждает других производителей, что данное обозначение зарегистрировано, принадлежит определенному лицу и находится под защитой закона.
Кроме того, знак R позволяет привлечь внимание потребителей к товарам или услугам.
Нанесение предупредительной маркировки для товарного знака в России осуществляется по желанию его правообладателя и не является обязательным.
Ответственность за неправильное использование
Гражданский кодекс РФ не только допускает возможность использования предупредительной маркировки в виде знака R, но и вводит ответственность за ее неправомерное использование.
Другими словами, если вы применили символ R вместе с незарегистрированным товарным знаком, то несете ответственность за незаконное использование обозначения. Потребители могут быть введены в заблуждение или вы можете нанести ущерб производителю, являющегося правообладателем похожего или тождественного товарного знака. В этом случае, при неоднократном совершении такого действия или при большом ущербе предусмотрена одна из следующих мер наказания:
- штраф до 120 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы за период до 1 года; штраф в размере другого дохода за тот же период; обязательные работы на период до 360 часов; исправительные работы на срок до 1 года.
Поэтому предупредительную маркировку можно использовать только для товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», и с не истекшим сроком правовой охраны (она предоставляется на 10 лет, а по истечении этого периода ее нужно продлевать).
Узнать подробнее о регистрации товарных знаков.
Особенности охраны в других странах
Законодательство большинства стран мира признает знак R в качестве предупредительной маркировки для товарного знака. Однако необходимо учитывать, что правовая охрана носит территориальный характер. Если вы зарегистрировали товарный знак в «Роспатенте», то он действует только на территории РФ. Для получения охраны в другой стране необходимо пройти аналогичную процедуру регистрации в местном патентном ведомстве.
Нанесение обозначения R является правом, а не обязанностью правообладателя. Это положение закреплено в ГК РФ и в международной Парижской конвенции.
Узнать подробнее о международной регистрации товарного знака.
Если ваша продукция экспортируется в другое государство с маркировкой R, а товарный знак там не зарегистрирован, то вы можете нарушать национальное законодательство. Меры наказания, применяемые к нарушителям, зависят от особенностей местного патентного права.
В отношении знака ТМ тоже не все так однозначно. Если в США и в России он может использоваться на этикетке товара, даже если торговая марка не зарегистрирована, то в Германии можно получить за это штраф. В Японии ошибочно нанесенный знак R может привести к тюремному заключению. Поэтому при поставке товаров за рубеж необходимо считаться с местными нормами законодательства.
Другие предупредительные знаки
Кроме знаков R и TM, в некоторых государствах предусмотрены другие виды предупредительной маркировки:
- «SM» – для незарегистрированных знаков обслуживания, находящихся на стадии делопроизводства в патентном ведомстве США; «RTM» – для зарегистрированных и незарегистрированных торговых марок в Великобритании;
Знак обслуживания аналогичен товарному знаку, но распространяется на услуги, а не на товары. В «Роспатенте» для регистрации знаков обслуживания и товарных знаков используется один и тот же государственный реестр.
- «Marfue deposee» – зарегистрированный товарный знак во Франции и Бельгии; «Marks Registrada» – зарегистрированная торговая марка в латиноамериканских странах; © – знак копирайта, предупреждающий, что данные материалы охраняются в рамках авторского права (используется во всех странах); ℗ – символ авторского права на звукозапись (фонограмму), правовой статус которого очерчен в Женевской конвенции о фонограммах (применяется в основном в США и других англоязычных странах).
Специалисты компании IPbrand помогут проверить вашу торговую марку. Мы осуществляем полный комплекс услуг по регистрации товарного знака – от разработки его дизайна до прохождения экспертизы в патентном ведомстве. Если существуют препятствия для вашей
регистрации, то мы поможем выработать индивидуальную стратегию для их устранения и успешного получения свидетельства.
Что означает специальное обозначение на товарном знаке
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (статья 1477 ГК РФ).
Таким образом, товарный знак (знак обслуживания) предназначен индивидуализировать (отличать) товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.
Согласно статье 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (далее – комбинированное обозначение).
К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер (в частности, совокупности гласных и согласных звуков, в любой последовательности образующих слоги), словосочетания, предложения, а также их сочетания.
К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости.
К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении.
К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д.
К другим обозначениям относятся, например, звуковые, световые, голографические, обонятельные, изменяющиеся и иные обозначения.
Чтобы зарегистрировать товарный знак и/или знак обслуживания (далее – товарный знак) необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент.
По заявке в установленном порядке проводится формальная экспертиза (статья 1498 ГК РФ) и экспертиза заявленного обозначения на соответствие требованиям законодательства, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (статья 1499 ГК РФ).
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака изложены в статье 1483 ГК РФ.
Государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства осуществляется на основании решения о государственной регистрации товарного знака (статьи 1503, 1504 ГК РФ).
За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака, уплачивается установленная пошлина.
Согласно требованиям статьи 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать:
заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ);
описание заявляемого обозначения.
Заявка и прилагаемые к ней документы (документы заявки) оформляются в соответствии с требованиями к документам, которые определены положениями пунктов 7-29 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака.
Заявляемое обозначение представляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр заявляемого обозначения приводится в заявлении под кодом «540» путем воспроизведения с использованием средств компьютерной техники либо путем вклеивания изображения (фотография, типографский оттиск и т.п.), выполненного на плотной, прочной бумаге форматом 8 х 8 см. (допускается 8 х 10 см.). Второй экземпляр заявляемого обозначения того же размера представляется на подписанном приложении.
Изображение обозначения должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее его репродуцировать средствами копировальной техники.
Изображение заявляемого обозначения представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается государственная регистрация товарного знака.
(п. 27 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака).
Описание заявляемого обозначения приводится в заявке в графе под кодом 571. Описание служит для пояснения существа заявляемого обозначения, его идентификации.
В описании приводится характеристика заявляемого обозначения: его вид (словесное, изобразительное, объемное, движущееся, обонятельное, звуковое и т. д. или комбинированное обозначение), указание на составляющие его элементы, смысловое значение обозначения в целом или его элементов (частей).
Если словесное обозначение или его часть не имеют смыслового значения, то указывается способ его образования, например, начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т.п.
Если словесное обозначение является малоупотребимым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение.
Если словесное обозначение представлено не на русском языке, то приводятся транслитерация буквами русского алфавита и перевод на русский язык, если обозначение имеет смысловое значение.
Если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется.
Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует.
Если на регистрацию в качестве товарного знака представлено звуковое обозначение, то приводится описание его звука (звуков) или их характеристик и дополнительно воспроизведение такого обозначения в виде нотной записи или диаграммы частот.
Если на регистрацию в качестве товарного знака заявлено световое обозначение, то в описании может быть приведена характеристика световых символов (сигналов), их последовательность, длительность свечения и другие особенности.
(п. 29 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака).
Перечень товаров и/или услуг в заявке на регистрацию товарного знака предназначается для указания конкретных товаров и услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака.
В графе под кодом 511 заявки указываются номер (номера) класса (классов) Международной классификации товаров и услуг, учрежденной Ниццким соглашением (МКТУ), с указанием наименований товаров и/или услуг, для которых испрашивается государственная регистрация товарного знака. Товары и/или услуги, сгруппированные по классам МКТУ, должны быть обозначены точными терминами, позволяющими идентифицировать товар (услуги).
(п. 28 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака).
За совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака, предусмотрено взимание пошлин.
Размеры пошлин, порядок и сроки их уплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации и регулируются Положением о патентных и иных пошлинах.
На нашем сайте размещена автоматизированная программа «Калькулятор патентных и иных пошлин», которая поможет рассчитать необходимую для оплаты сумму пошлин.
Заявку на регистрацию товарного знака можно подать следующими способами:
почтой по адресу: Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация.
непосредственно в пункт приема заявок по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1 с правого торца здания;
с использованием факса: +7 (495) 531-63-18 с последующим представлением оригиналов документов заявки в течение одного месяца с даты их поступления по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим документы, поступившие ранее по факсу;
с использованием электронно-цифровой подписи (информация о данном способе подачи представлена на сайте ФИПС в разделе «Электронное взаимодействие с заявителями»).
Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его представителем.
Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявки;
3) проверка уплаты пошлин и формальная экспертиза заявки;
5) рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе;
6) регистрация товарного знака в Государственном реестре, публикация сведений о государственной регистрации товарного знака и выдача свидетельства на товарный знак.
Блок-схема предоставления государственной услуги приведена в приложении № 1 к Административному регламенту.
Сроки предоставления государственной услуги по рассмотрению заявки и выдачи свидетельства на товарный знак действующим регламентируется пунктами 13-15 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов».
Общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели.
В соответствии с действующими нормативными документами переписка с Роспатентом ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке/каждому заявлению (ходатайству) в отдельности (п. 7 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, п. 11.2 Административного регламента по осуществлению ведения реестров, п. 9.1 Административного регламента продления срока действия патента).
Таким образом, по каждой заявке/свидетельству должна быть представлена отдельная корреспонденция.
Согласно пункту 1 статьи 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент, с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз по заявлению правообладателя согласно пункту 2 статьи 1491 ГК РФ.