Что означает спагетти вестерн

Спагетти-вестерн

Что такое «спагетти-вестерн», и с чем его едят. (краткий очерк)

Наиболее знаменитым режиссёром в поджанре спагетти-вестернов считается Серджио Леоне, которого можно назвать «прародителем» этого жанра. С его «лёгкой руки» появились фильмы, которые верно обозначены, как «скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный визуальный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у спагетти-вестернов такой претензии нет».

Наверняка, названия подобных фильмов многим знакомы. Это «Хороший, плохой, злой», «За пригоршню долларов», «Однажды на Диком Западе» и другие. В спагетти-вестернах любил сниматься всем хорошо известный Клинт Иствуд (за что я его не слишком уважаю, потому что американец мог бы бережнее отнестись к истории своей родины).

Собственно, и в американском кинематографе достаточно вестернов низкого качества, в которых сюжет как таковой сводится к некоему противостоянию «плохого» и «хорошего» парня, без полутонов, психологических изысков и привязки к историческим реалиям. Например, «Быстрый и мёртвый» (The Quick and the Dead) 1995 года. Приключение ради приключения, эффекты ради эффектов. Каждый жанр имеет своего зрителя, и каждый фильм рассчитан на соответствующую аудиторию.

Источник

Спагетти-вестерн

Что означает спагетти вестерн

Вестерн «мэйд ин Европа». Когда к середине 60-х гг. популярность вестерна в США резко упала, в Европе народ только-только вошел во вкус. При этом съемки в Италии и на юге Испании (где в большинстве случаев строились декорации, имитирующие Дикий Запад) обходились на порядок дешевле, чем съемки в Голливуде. Ходила даже шутка, что название «За пригоршню долларов» описывает не сюжет, а бюджет фильма. Это почти правда, двести килобаксов даже по тем временам для Голливуда было весьма скромненько — «Великолепная семерка» четырьмя годами раньше обошлась в десять раз дороже.

Серджио Леоне был не первым, кто пытался выжать что-то из евро-вестерна. Он был первым, кому удалось стяжать успех. Он тщательно изучил ошибки предшественников, как американцев, приведших жанр к стагнации, так и европейцев, копирующих ошибки учителей, и разработал собственную стратегию. В результате фильм порвал кассу, принеся семьдесят долларов прибыли на каждый вложенный — и это только при первичном прокате. 34-летний Клинт Иствуд проснулся звездой.

Американская критика выпала в осадок: макаронники покусились на святое. Но в Голливуде кто рвет кассу, тот и прав. К Леоне выстроились в очередь продюсеры, и «Пригоршня долларов» превратилась в «Долларовую трилогию», а Леоне — в голливудского режиссера.

В пробитую Леоне колею устремились сотни подражателей. Наиболее достойные фильмы, снятые ими, заняли место на полочке классики вестерна рядом с «Долларовой трилогией». Половину из них спродюсировал сам Леоне, в другой половине снялся «открытый» им Клинт Иствуд, который потом начал сам снимать вестерны, но это уже совсем другая история…

Список былинных побед, помимо фильмов Леоне, возглавляет «Джанго» с Франко Неро в главной роли. Некоторые считают его былинным провалом, некоторые полагают, что он проходит по категории «так плохо, что уже хорошо», но серятиной его в любом случае не назовешь. Правда, «Джанго» тут же начал страдать опуханием сиквелов, которые смотреть все же не стоит.

«Меня зовут троица» — если Джанго снят с серьезной миной, то «Троица» откровенно комедийна и пародийна, причем в хвост и в гриву пародируются как американские вестерны, так и спагетти-клоны.

«Великое безмолвие» — примечателен тем, что а) действие происходит зимой в снегах (великий снегопад 1899 года, засыпавший Калифорнию, Неваду и Юту); б) в главной роли снялся не абы кто, а Жан-Луи Трентиньян и в) за все экранное время он не произнес ни слова. Современники считали его трэшаком, но современные киноманы — былинной победой. Фильм впоследствии растаскан на визуальные цитаты, так что является все-таки победой. Трэшак не цитируют.

«Смерть верхом на коне» — еще один оплеванный критиками при премьерном показе и растасканный на визуальные цитаты фильм.

Источник

Анатомия кино: из чего состоит спагетти-вестерн

Что означает спагетти вестерн

Что означает спагетти вестерн

Вряд ли еще существует жанр, который обязан своим названием кинокритикам-расистам. Спагетти-вестерн – это ответ итальянцев американским вестренам, воспевающим дикие прерии США. Западные критики посмотрели на такой постмодернизм от итальянцев и назвали его спагетти-вестерном. Не очень любезно получилось. Тем не менее, именно этот поджанр был на голову выше своего прародителя как по уровню драматургии, так и по заложенному символизму.

16 ноября на Netflix вышла картина «Баллада Бастера Скрагса» братьев Коэн – антология историй в декорациях Дикого Запада. Режиссерский дуэт не впервые берется переосмыслять спагетти-вестерн, так что к релизу фильма предлагаем исследовать поджанр.

Что означает спагетти вестерн

Немного истории

В точности сказать когда именно возник жанр спагетти-вестерна не получится. Но одно ясно точно — без Серджио Леоне не было бы ни этого текста, ни, собственно, «Баллады Бастера Скрагса». Более-менее четко поджанр сформировался в середине 60-х — в пик творчества итальянца. В частности пишут, что механизм запустил небывалый кассовый успех «За пригоршню долларов» (1964) Леоне — адаптация самурайского фильма «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы. Однако вестерны со специфическим «спагетти»-оттенком снимались на итальянских киностудиях еще до того, как жанр переизобрел Серджио Леоне. Несколько фильмов были произведены даже во время второй мировой войны, когда фашистское правительство запретило американские вестерны в прокате. К первому европейскому вестерну итальянцы вообще не причастны — в 1962 году вышел «The Savage Guns» Майкла Каррераса, снятый британцами совместно с испанской киностудией. В целом название для поджанра не совсем оправдано — практически все спагетти-вестерны в период своей непродолжительной жизни (со середины 60-х — до середины 70-х) снимались совместно с той же Испанией или Германией.

Но вернемся к Серджо Леоне, ведь именно он определил жанр спагетти-вестерна, навсегда вписав свое имя в список великих кинематографистов. В то время как на западе Джон Форд и Энтони Манн исчерпали фантазию и заметно подустали от жанра, отдав его телевидению, в Европе похождения ковбоев и бандитов приобрело новые высокохудожественные качества. «Долларовая трилогия» Серджио Леоне ( «За пригоршню долларов» 1964-го, «На несколько долларов больше» 1965-го и «Хороший, плохой, злой» 1966-го ) — яркий пример, как из одномерного столкновения хороших парней с плохими сделать стильное кино с четкими антимилитаристский месседжем. К тому же ленты Леоне часто называют предтечей постмодернизма в кино. Режиссер не раз цитировал и переигрывал как культовые сцены вестернов Форда, так и классику немого кино с Бастером Китоном.

Золотым периодом для спагетти-вестерна считается 1968-1970. Именно в эти два года было снято большинство фильмов, ставших классикой мирового кино. Здесь, конечно, вновь стоит вернуться к Леоне, а именно — к «Хорошему, плохому, злому», которого считают квинтэссенцией жанра. Молодой Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф, засветившиеся ранее у Леоне, а также сверхпопулярный тогда Илай Уоллак обеспечили итальянскому фильму успех в международном прокате, особенно у американских зрителей. Не менее успешным стал «Однажды на Диком Западе» (1968), который считается первым спагетти-вестерном признанным высоколобыми критиками.

Между тем, было еще как минимум два Серджио, повлиявших на формирование жанра. В 1966 году Серджио Корбуччи выпустил «Джанго» с Франко Неро — зрелищное кино о мстителе в пончо (трейдмарк спагетти-вестернов). Имя, конечно, дальше встретится не раз — неофициальных сиквелов с Джанго в названии было снято множество, но официальное продолжение есть лишь одно — «Джанго 2: возвращение» (1987) от Нелло Россати. Тем временем в 1968 Корбуччи снимет «Великое безмолвие», где действие происходит в снежную зиму. Обновленный сеттинг — не единственный ход против жанра, ведь здесь чуть ли не впервые рушиться устоявшееся клише о том, что протагонист должен победить.

Третий Серджио, определивший жанр, — Серджио Соллима, которого называли самым политическими режиссером спагетти-вестернов. В «Сдавайся и расплатись» (1966) с Ли Ван Клифом он ставит под сомнение концепцию стрелка, следующего букве закона, а в «Лицом к лицу» (1967) с Жаном Марией Волонте в роли профессора колледжа из Новой Англии разворачивается эпическая история классовой борьбы.

С конца 1969 ажиотаж вокруг жанра начал понемногу спадать. Некоторые режиссеры берутся обыгрывать и пародировать спагетти-вестерн. И если «Меня зовут Троица» (1970) Энцо Барбони со звездами Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером — это развлекательный фарс, то уже в 1973 выходит «Меня зовут Никто» Тонино Валерии — трагикомический взгляд на конец великой культуры Дикого Запада. По сюжету знаменитому стрелку Джеку Борегару, желающему уйти на покой, пытается помешать его же яростный фанат — Никто — который хочет обеспечить своему кумиру вечную славу и поэтому натравливает на него банду из 150 человек.

К слову сам Леоне еще некоторое время продолжал держать спагетти-вестерн подальше от комедийного окраса. К примеру, в 1971 году он выпустил один из наиболее политических своих фильмов — «За пригоршню динамита».

В наши дни приключения бунтарей на Диком Западе в чистом виде практически не снимают. Элементы спагетти-вестерна присутствуют как в драматических лентах вроде «Старикам здесь не место» (2007) или «Железная хватка» (2010) братьев Коэн, так и в sci-fi сериале «Мир Дикого Запада». Роберт Родригес органично сочетал спагетти-вестерн с родной мексиканской культурой в дилогии про Эль Мариачи с Антонио Бандерасом — «Отчаянном» (1995) и «Однажды в Мексике» (2003). Однако самым ярым фанатом жанра среди современных режиссеров остается Квентин Тарантино, снявший «Джанго освобожденный» (2012), как оммаж фильмам Леоне, и «Омерзительную восьмерку» (2015) в снежном сеттинге, явно отдав почести Корбуччи.

Источник

Спагетти-вестерн. Легенда о Диком Западе

Сегодня, дорогие друзья, от меня исходит предложение вернуться к вестернам. Еще в статье о классическом американском вестерне я сказал, что сам жанр предполагает огромное количество поджанров. И если классическая форма по понятным причинам — основополагающая, то наиболее оригинальной и влиятельной с художественной точки зрения оказался иной подвид. Я имею в виду спагетти-вестерн.

Что означает спагетти вестернЭто забавно, но именно черты спагетти-вестерна, плотно укоренившиеся в поп-культуре, для современного человека и являются признаками вестерна в целом. Еще более забавно то, что данные картины, хоть все и сделаны про Дикий Запад, однако целиком и полностью произведены… в Италии. Да-да.

Среди многих остается совершенно неизвестным то, что в самом американском из всех голливудских жанров победили итальянцы. Возможно из-за этого поджанр презрительно нарекли именем спагетти-вестерн.

«Долларовая трилогия» Серджио Леоне

Всё началось с никому неизвестного итальянского режиссера, с юности являвшегося большим любителем американских вестернов. Его имя навсегда вошло в историю кино — звали постановщика Серджио Леоне.

Что означает спагетти вестерн

Он решил сделать своеобразный ремейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В японском фильме история происходила в средневековой Японии, и героем был самурай. Леоне адаптировал историю под Дикий Запад и сделал первый в истории спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (кстати говоря, потом он проиграл суд Куросаве по обвинению в плагиате).

Этой картиной он положил начало череде своих вестернов, навсегда изменивших лицо жанра и давших дорогу целому потоку аналогичных итальянских картин. Всё тот же Леоне установил и главные отличительные черты спагетти-вестернов.

Рассматривать поджанр следует, пожалуй, на центрообразующей серии фильмов — так называемой «Долларовой трилогии», в которую входят «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой».

«За пригоршню долларов» (1964)

Что означает спагетти вестерн

«За пригоршню долларов» (1964 )

Безымянный герой в исполнении Клинта Иствуда прибывает в богом забытый городок Сан Мигель, в котором всю власть делят две группы: коррумпированная семейка шерифа Бакстера и аморальная банда братьев Рохас. Герой сотрудничает то с одними, то с другими, стравливая их друг с другом (частый в вестернах сюжетный стереотип).

Что заявляет Серджио Леоне в первом фильме трилогии? Странный Дикий Запад, очень отличающийся от американского — спагетти-версия данной местности выглядит как некий легендарный мир, в котором существуют вычурные, карикатурные и крайне кинематографичные персонажи. Люди здесь говорят яркими фразами; все будто только и делают, что целыми днями ходят с револьверами и стреляют друг в друга; города носят архитипические названия.

С визуальной точки зрения возникает невиданные для американских вестернов операторские приёмы — большое количество геометрически выстроенных общих и сверхобщих планов, чередующихся со сверхкрупными, и создающих дополнительное ощущение легендарности и эпики.

Что означает спагетти вестерн

Что означает спагетти вестернНаконец, уже в «Пригоршне долларов» Серджио Леоне придумывает две самых замечательных в спагетти-вестерне вещи — сверкающие пафосом, насыщенные саспенсом дуэли и подчинение визуального ряда мощному выразительному саундтреку (в большинстве случаев к спагетти-вестернам музыку писал Эннио Морриконе). Леоне предлагает нам посмотреть на Дикий Запад, как на своеобразный револьверный балет, в котором каждый поворот головы, касание пальцами рукояти пистолета или шаг в сторону наполнен огромной выразительностью.

Что означает спагетти вестернФактически первым же фильмом режиссер создает все основные характеристики нового поджанра (понятия не имею, как ему это удалось). Далее он лишь их укрепляет и отрабатывает. За исключением некоторых дополнений, которые будут упомянуты.

«На несколько долларов больше» (1965)

Что означает спагетти вестерн

«На несколько долларов больше» (1965)

Уже никакого влияния Куросавы. Самостоятельный сюжет, больший размах, хотя всё по-прежнему довольно-таки малобюджетно. Кроме Клинта Иствуда (являвшегося единственным американским актёром в первой части) добавляется второй герой в исполнении Ли Ван Клифа (этот человек пропишется в спагетти-вестернах практически навсегда).

Сюжет рассказывает о двух охотниках за головами — вновь безымянном герое (кличка Монко) и полковнике Мортимере, которые гоняются за неуловимым и коварным грабителем банков по прозвищу Эль Индио.

Что любопытно, Эль Индио исполняет Джан Марио Волонте — тот же актер, что играл Рамона Рохаса в «За пригоршню долларов». Подобная рокировка касается многих второплановых персонажей и массовки. Таким образом, Леоне добавляет еще одну любопытную деталь в жанр — в разных фильмах используются одни и те же актёры, но у них меняются амплуа. Это на вооружение в дальнейшем возьмут и последователи режиссера.

В истории обыгрываются вопросы мести и золота — темы, ставшие самыми любимыми у постановщиков спагетти-вестернов.

Но дальше Серджио Леоне ждал настоящий успех — он создал вестерн на все времена.

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Что означает спагетти вестерн

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Пожалуй, самый известный и самый популярный вестерн в мире. В рамках самой трилогии в историю добавляется третий главный герой. Таким образом их становится трое: по-прежнему безымянный Клинт Иствуд (в этот раз прозвище Блондин), ставший подонком Ли Ван Клиф в лице персонажа по кличке Ангельские Глаза и вспыльчивый бандит Туко (Элай Уоллах).

Кстати говоря, нельзя чётко определить, является ли Клинт Иствуд одним и тем же персонажем во всех трёх фильмах, ибо есть как общие черты, так и различия.

«Хороший, плохой, злой» рассказывает нам о заварушке, происходящей во время Гражданской Войны в США. Трое героев узнают о зарытой на кладбище огромной сумме денег: Туко знает местоположение кладбища, Блондин знает имя на могиле, Ангельские глаза не знает ничего, но сделает всё, чтобы забрать деньги себе.

Серджио Леоне довёл здесь спагетти-вестерн до совершенства.

Что означает спагетти вестерн

«Долларовая трилогия» породила настоящий всплеск спагетти-вестернов в Италии. Их начали штамповать, как горячие пирожки. Как хорошего уровня, так и не выдерживающие никакой критики. Главными режиссерами жанра, кроме Леоне, стали Серджио Соллима, Джулио Петрони, Тонино Валерии и Серджио Корбуччи.

Что означает спагетти вестерн Что означает спагетти вестерн Что означает спагетти вестерн

В дальнейшем сам Серджио Леоне снял не менее знаменитые «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита», в которых уже старался раздвинуть рамки собственного жанра, но его нововведения не стали тенденцией.

Давайте сделаем выводы. Признаки спагетти-вестерна.

Чистый спагетти-вестерн сегодня встречается также редко, как и классический американский. К тому же, эталоном всё равно навсегда остается творчество Серджио Леоне.

Тем не менее, использовать элементы или адаптировать поджанр спагетти-вестерна под собственные нужды всегда можно попробовать. Я когда-то решился это сделать в своей короткометражке «Долина прокажённых». Почему бы и вам не поэкспериментировать? Дерзайте! Что означает спагетти вестерн

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Источник

Что такое «спагетти-вестерн»? Печальные ковбои стреляют не целясь

В начале шестидесятых годов прошлого века итальянский кинематограф переживает небывалый взлет. Феллини, Пазолини, Росселини, Антониони и Бертолуччи — певучие фамилии итальянских режиссеров на слуху у всего мира.

Они талантливы. Созданные ими фильмы бессмертны. Каждый из них обладает совершено неповторимым режиссерским стилем. Они крушат каноны, ломают стереотипы и неустанно экспериментируют с формой и содержанием. Они презирают массовую культуру и творят для избранных. Избранные в восторге! Широкие массы в недоумении.

Отечественный кинопродукт в Италии постепенно переходит в категорию элитарного, а простая, неискушенная публика все чаще отдает предпочтение американским фильмам. Ведь что ни говорите, а Голливуд никогда не считал зазорным снимать кино для массового зрителя.

Вот на этом-то «панамериканизме» соотечественников и решает сыграть тогда еще никому не известный режиссер Серджио Леоне. Имея на руках всего-навсего 200 тысяч долларов — даже по тем временам очень скромный для полнометражного фильма бюджет — Леоне берется за съемку вестерна. Вариант был беспроигрышным: ну, что можно снять более американское, чем фильм про мужественных покорителей Дикого Запада?

Главную роль за символический гонорар в 15 тысяч долларов соглашается сыграть Клинт Иствуд, на тот момент успевший зарекомендовать себя разве что в массовках (титулованные звезды голливудских вестернов Генри Фонда и Чарльз Бронсон предложение итальянского режиссера отвергли). Музыку для фильма пишет малоизвестный по тем временам композитор Эннио Морриконе (который, кстати, был одноклассником Леоне). Экономить пришлось на всем: даже черные джинсы, шляпу и сигары для героя Иствуда Леоне выбрал сам и купил за собственные деньги.

Тем не менее, фильм «За пригоршню долларов» был снят и в декабре 1964 года выпущен в прокат. В афишах не было ни одной итальянской фамилии — хитроумный Леоне предпочел спрятаться за псевдонимом Боб Робертс, другие члены съемочной группы последовали его примеру. На рекламу фильма у Леоне денег не оставалось — впрочем, этого и не потребовалось. Публика валила валом на «настоящий американский вестерн», не подозревая, что он снят соотечественником. Дамы восторгались мужественной физиономией Клинта Иствуда, мужчины одобрительно комментировали многочисленные сцены с перестрелками. И мало кто из зрителей обращал внимание на то, что за традиционными декорациями добротного вестерна скрывается нечто совершенно иное…

Сегодня фильм «За пригоршню долларов» принято считать классическим образцом жанра «спагетти-вестерн», а его создателя Серджио Леоне — отцом упомянутого жанра. Справедливости ради стоит заметить, что до Леоне уже было снято около 25 фильмов в духе «спагетти-вестерна», но «За пригоршню долларов» стал первым из них, вышедшим в широкий прокат.

Формальные отличия «макаронных» вестернов от классических перечислить несложно. Долгое время было принято считать, что не шибко богатые итальянцы просто снимают малобюджетные вестерны, в которых пейзажи попроще, крови побольше, события динамичнее, характеры героев более плоские, а сюжетная логика приносится в жертву внешней эффектности. Итальянские режиссеры не стремились к реалистичности: в отличие от американских ковбоев, герои их фильмов, выхватывая кольт из кобуры, даже не пытались сделать вид, что прицеливаются. Они просто стреляли в никуда — и всегда попадали в цель.

Разглядеть пресловутую «интеллигентскую фигу» в кармане Серджио Леоне и его коллег кинообщественности удалось не сразу. Итальянцы ерничали в свое удовольствие, один за другим снимая фильмы про апокалипсис великой американской мечты. Это в голливудских вестернах герои были полны сил и энергии, устремлялись навстречу светлому будущему, ощущали себя первопроходцами и покорителями неизведанных миров. Мир изменчив, и все перемены — к лучшему, — вот кредо вестерна по-американски.

Ничто не ново в этом мире, все уже было и повторится еще бессчетное количество раз — твердят итальянские режиссеры. Их герои существуют в выжженных, мертвых пространствах, они одержимы жаждой мести за давно минувшие злодеяния, их будущее заключено в их прошлом. Они ищут давно похищенные клады на братских кладбищах и возят пулеметы, спрятанные в гробах. Визитная карточка американских вестернов — погони, безумные скачки прериями, открытая борьба благородных соперников — в «спагетти-вестернах» трансформируется в бесконечные засады, выстрелы в спину из-за угла и «прятки» в разрушенных домах вымерших селений.

Герои «спагетти-вестернов» — вовсе не первооткрыватели. У них нет наивной, полудетской убежденности в собственной исключительности, в них не бушуют страсти, из них не рвется наружу влюбленность в этот мир. Они циничны и подчас аморальны, они все видели и все знают. Им все безразлично.

Кроме Леоне, явные признаки «вестернов по-итальянски» прослеживаются в работах Серджио Корбуччи, Карло Лидзани, Энцо Кастеллари. Сам Леоне после выхода «За пригоршню долларов» с годичными интервалами снимает фильмы «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Во всех трех картинах, объединяющихся в трилогию, главную роль исполнил Клинт Иствуд.

Успех фильмов Леоне был настолько велик, что в 1969 году его приглашают в Голливуд и подписывают контракт на съемки очередного вестерна — «Однажды на Диком Западе». По иронии судьбы, главные роли в нем исполнили те самые Генри Фонда и Чарльз Бронсон, которые несколько лет назад отвергли предложение Леоне. Фильм не вызвал слишком бурного отклика у современников, однако сегодня кинокритики склонны считать его одним из лучших образцов американского вестерна.

«Ковбойская» карьера Серджио Леоне завершилась в 1971 году. Последующие 14 лет он посвящает работе над шедевром всей своей жизни — эпической сагой «Однажды в Америке». Впрочем, этот фильм действительно шедеврален и заслуживает совершенно отдельной статьи…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *