Что означает спагетти вестерн
Спагетти-вестерн
Что такое «спагетти-вестерн», и с чем его едят. (краткий очерк)
Наиболее знаменитым режиссёром в поджанре спагетти-вестернов считается Серджио Леоне, которого можно назвать «прародителем» этого жанра. С его «лёгкой руки» появились фильмы, которые верно обозначены, как «скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный визуальный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у спагетти-вестернов такой претензии нет».
Наверняка, названия подобных фильмов многим знакомы. Это «Хороший, плохой, злой», «За пригоршню долларов», «Однажды на Диком Западе» и другие. В спагетти-вестернах любил сниматься всем хорошо известный Клинт Иствуд (за что я его не слишком уважаю, потому что американец мог бы бережнее отнестись к истории своей родины).
Собственно, и в американском кинематографе достаточно вестернов низкого качества, в которых сюжет как таковой сводится к некоему противостоянию «плохого» и «хорошего» парня, без полутонов, психологических изысков и привязки к историческим реалиям. Например, «Быстрый и мёртвый» (The Quick and the Dead) 1995 года. Приключение ради приключения, эффекты ради эффектов. Каждый жанр имеет своего зрителя, и каждый фильм рассчитан на соответствующую аудиторию.
Спагетти-вестерн
Вестерн «мэйд ин Европа». Когда к середине 60-х гг. популярность вестерна в США резко упала, в Европе народ только-только вошел во вкус. При этом съемки в Италии и на юге Испании (где в большинстве случаев строились декорации, имитирующие Дикий Запад) обходились на порядок дешевле, чем съемки в Голливуде. Ходила даже шутка, что название «За пригоршню долларов» описывает не сюжет, а бюджет фильма. Это почти правда, двести килобаксов даже по тем временам для Голливуда было весьма скромненько — «Великолепная семерка» четырьмя годами раньше обошлась в десять раз дороже.
Серджио Леоне был не первым, кто пытался выжать что-то из евро-вестерна. Он был первым, кому удалось стяжать успех. Он тщательно изучил ошибки предшественников, как американцев, приведших жанр к стагнации, так и европейцев, копирующих ошибки учителей, и разработал собственную стратегию. В результате фильм порвал кассу, принеся семьдесят долларов прибыли на каждый вложенный — и это только при первичном прокате. 34-летний Клинт Иствуд проснулся звездой.
Американская критика выпала в осадок: макаронники покусились на святое. Но в Голливуде кто рвет кассу, тот и прав. К Леоне выстроились в очередь продюсеры, и «Пригоршня долларов» превратилась в «Долларовую трилогию», а Леоне — в голливудского режиссера.
В пробитую Леоне колею устремились сотни подражателей. Наиболее достойные фильмы, снятые ими, заняли место на полочке классики вестерна рядом с «Долларовой трилогией». Половину из них спродюсировал сам Леоне, в другой половине снялся «открытый» им Клинт Иствуд, который потом начал сам снимать вестерны, но это уже совсем другая история…
Список былинных побед, помимо фильмов Леоне, возглавляет «Джанго» с Франко Неро в главной роли. Некоторые считают его былинным провалом, некоторые полагают, что он проходит по категории «так плохо, что уже хорошо», но серятиной его в любом случае не назовешь. Правда, «Джанго» тут же начал страдать опуханием сиквелов, которые смотреть все же не стоит.
«Меня зовут троица» — если Джанго снят с серьезной миной, то «Троица» откровенно комедийна и пародийна, причем в хвост и в гриву пародируются как американские вестерны, так и спагетти-клоны.
«Великое безмолвие» — примечателен тем, что а) действие происходит зимой в снегах (великий снегопад 1899 года, засыпавший Калифорнию, Неваду и Юту); б) в главной роли снялся не абы кто, а Жан-Луи Трентиньян и в) за все экранное время он не произнес ни слова. Современники считали его трэшаком, но современные киноманы — былинной победой. Фильм впоследствии растаскан на визуальные цитаты, так что является все-таки победой. Трэшак не цитируют.
«Смерть верхом на коне» — еще один оплеванный критиками при премьерном показе и растасканный на визуальные цитаты фильм.
Анатомия кино: из чего состоит спагетти-вестерн
Вряд ли еще существует жанр, который обязан своим названием кинокритикам-расистам. Спагетти-вестерн – это ответ итальянцев американским вестренам, воспевающим дикие прерии США. Западные критики посмотрели на такой постмодернизм от итальянцев и назвали его спагетти-вестерном. Не очень любезно получилось. Тем не менее, именно этот поджанр был на голову выше своего прародителя как по уровню драматургии, так и по заложенному символизму.
16 ноября на Netflix вышла картина «Баллада Бастера Скрагса» братьев Коэн – антология историй в декорациях Дикого Запада. Режиссерский дуэт не впервые берется переосмыслять спагетти-вестерн, так что к релизу фильма предлагаем исследовать поджанр.
Немного истории
В точности сказать когда именно возник жанр спагетти-вестерна не получится. Но одно ясно точно — без Серджио Леоне не было бы ни этого текста, ни, собственно, «Баллады Бастера Скрагса». Более-менее четко поджанр сформировался в середине 60-х — в пик творчества итальянца. В частности пишут, что механизм запустил небывалый кассовый успех «За пригоршню долларов» (1964) Леоне — адаптация самурайского фильма «Телохранитель» (1961) Акиры Куросавы. Однако вестерны со специфическим «спагетти»-оттенком снимались на итальянских киностудиях еще до того, как жанр переизобрел Серджио Леоне. Несколько фильмов были произведены даже во время второй мировой войны, когда фашистское правительство запретило американские вестерны в прокате. К первому европейскому вестерну итальянцы вообще не причастны — в 1962 году вышел «The Savage Guns» Майкла Каррераса, снятый британцами совместно с испанской киностудией. В целом название для поджанра не совсем оправдано — практически все спагетти-вестерны в период своей непродолжительной жизни (со середины 60-х — до середины 70-х) снимались совместно с той же Испанией или Германией.
Но вернемся к Серджо Леоне, ведь именно он определил жанр спагетти-вестерна, навсегда вписав свое имя в список великих кинематографистов. В то время как на западе Джон Форд и Энтони Манн исчерпали фантазию и заметно подустали от жанра, отдав его телевидению, в Европе похождения ковбоев и бандитов приобрело новые высокохудожественные качества. «Долларовая трилогия» Серджио Леоне ( «За пригоршню долларов» 1964-го, «На несколько долларов больше» 1965-го и «Хороший, плохой, злой» 1966-го ) — яркий пример, как из одномерного столкновения хороших парней с плохими сделать стильное кино с четкими антимилитаристский месседжем. К тому же ленты Леоне часто называют предтечей постмодернизма в кино. Режиссер не раз цитировал и переигрывал как культовые сцены вестернов Форда, так и классику немого кино с Бастером Китоном.
Золотым периодом для спагетти-вестерна считается 1968-1970. Именно в эти два года было снято большинство фильмов, ставших классикой мирового кино. Здесь, конечно, вновь стоит вернуться к Леоне, а именно — к «Хорошему, плохому, злому», которого считают квинтэссенцией жанра. Молодой Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф, засветившиеся ранее у Леоне, а также сверхпопулярный тогда Илай Уоллак обеспечили итальянскому фильму успех в международном прокате, особенно у американских зрителей. Не менее успешным стал «Однажды на Диком Западе» (1968), который считается первым спагетти-вестерном признанным высоколобыми критиками.
Между тем, было еще как минимум два Серджио, повлиявших на формирование жанра. В 1966 году Серджио Корбуччи выпустил «Джанго» с Франко Неро — зрелищное кино о мстителе в пончо (трейдмарк спагетти-вестернов). Имя, конечно, дальше встретится не раз — неофициальных сиквелов с Джанго в названии было снято множество, но официальное продолжение есть лишь одно — «Джанго 2: возвращение» (1987) от Нелло Россати. Тем временем в 1968 Корбуччи снимет «Великое безмолвие», где действие происходит в снежную зиму. Обновленный сеттинг — не единственный ход против жанра, ведь здесь чуть ли не впервые рушиться устоявшееся клише о том, что протагонист должен победить.
Третий Серджио, определивший жанр, — Серджио Соллима, которого называли самым политическими режиссером спагетти-вестернов. В «Сдавайся и расплатись» (1966) с Ли Ван Клифом он ставит под сомнение концепцию стрелка, следующего букве закона, а в «Лицом к лицу» (1967) с Жаном Марией Волонте в роли профессора колледжа из Новой Англии разворачивается эпическая история классовой борьбы.
С конца 1969 ажиотаж вокруг жанра начал понемногу спадать. Некоторые режиссеры берутся обыгрывать и пародировать спагетти-вестерн. И если «Меня зовут Троица» (1970) Энцо Барбони со звездами Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером — это развлекательный фарс, то уже в 1973 выходит «Меня зовут Никто» Тонино Валерии — трагикомический взгляд на конец великой культуры Дикого Запада. По сюжету знаменитому стрелку Джеку Борегару, желающему уйти на покой, пытается помешать его же яростный фанат — Никто — который хочет обеспечить своему кумиру вечную славу и поэтому натравливает на него банду из 150 человек.
К слову сам Леоне еще некоторое время продолжал держать спагетти-вестерн подальше от комедийного окраса. К примеру, в 1971 году он выпустил один из наиболее политических своих фильмов — «За пригоршню динамита».
В наши дни приключения бунтарей на Диком Западе в чистом виде практически не снимают. Элементы спагетти-вестерна присутствуют как в драматических лентах вроде «Старикам здесь не место» (2007) или «Железная хватка» (2010) братьев Коэн, так и в sci-fi сериале «Мир Дикого Запада». Роберт Родригес органично сочетал спагетти-вестерн с родной мексиканской культурой в дилогии про Эль Мариачи с Антонио Бандерасом — «Отчаянном» (1995) и «Однажды в Мексике» (2003). Однако самым ярым фанатом жанра среди современных режиссеров остается Квентин Тарантино, снявший «Джанго освобожденный» (2012), как оммаж фильмам Леоне, и «Омерзительную восьмерку» (2015) в снежном сеттинге, явно отдав почести Корбуччи.
Спагетти-вестерн. Легенда о Диком Западе
Сегодня, дорогие друзья, от меня исходит предложение вернуться к вестернам. Еще в статье о классическом американском вестерне я сказал, что сам жанр предполагает огромное количество поджанров. И если классическая форма по понятным причинам — основополагающая, то наиболее оригинальной и влиятельной с художественной точки зрения оказался иной подвид. Я имею в виду спагетти-вестерн.
Это забавно, но именно черты спагетти-вестерна, плотно укоренившиеся в поп-культуре, для современного человека и являются признаками вестерна в целом. Еще более забавно то, что данные картины, хоть все и сделаны про Дикий Запад, однако целиком и полностью произведены… в Италии. Да-да.
Среди многих остается совершенно неизвестным то, что в самом американском из всех голливудских жанров победили итальянцы. Возможно из-за этого поджанр презрительно нарекли именем спагетти-вестерн.
«Долларовая трилогия» Серджио Леоне
Всё началось с никому неизвестного итальянского режиссера, с юности являвшегося большим любителем американских вестернов. Его имя навсегда вошло в историю кино — звали постановщика Серджио Леоне.
Он решил сделать своеобразный ремейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В японском фильме история происходила в средневековой Японии, и героем был самурай. Леоне адаптировал историю под Дикий Запад и сделал первый в истории спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (кстати говоря, потом он проиграл суд Куросаве по обвинению в плагиате).
Этой картиной он положил начало череде своих вестернов, навсегда изменивших лицо жанра и давших дорогу целому потоку аналогичных итальянских картин. Всё тот же Леоне установил и главные отличительные черты спагетти-вестернов.
Рассматривать поджанр следует, пожалуй, на центрообразующей серии фильмов — так называемой «Долларовой трилогии», в которую входят «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой».
«За пригоршню долларов» (1964)
«За пригоршню долларов» (1964 )
Безымянный герой в исполнении Клинта Иствуда прибывает в богом забытый городок Сан Мигель, в котором всю власть делят две группы: коррумпированная семейка шерифа Бакстера и аморальная банда братьев Рохас. Герой сотрудничает то с одними, то с другими, стравливая их друг с другом (частый в вестернах сюжетный стереотип).
Что заявляет Серджио Леоне в первом фильме трилогии? Странный Дикий Запад, очень отличающийся от американского — спагетти-версия данной местности выглядит как некий легендарный мир, в котором существуют вычурные, карикатурные и крайне кинематографичные персонажи. Люди здесь говорят яркими фразами; все будто только и делают, что целыми днями ходят с револьверами и стреляют друг в друга; города носят архитипические названия.
С визуальной точки зрения возникает невиданные для американских вестернов операторские приёмы — большое количество геометрически выстроенных общих и сверхобщих планов, чередующихся со сверхкрупными, и создающих дополнительное ощущение легендарности и эпики.
Наконец, уже в «Пригоршне долларов» Серджио Леоне придумывает две самых замечательных в спагетти-вестерне вещи — сверкающие пафосом, насыщенные саспенсом дуэли и подчинение визуального ряда мощному выразительному саундтреку (в большинстве случаев к спагетти-вестернам музыку писал Эннио Морриконе). Леоне предлагает нам посмотреть на Дикий Запад, как на своеобразный револьверный балет, в котором каждый поворот головы, касание пальцами рукояти пистолета или шаг в сторону наполнен огромной выразительностью.
Фактически первым же фильмом режиссер создает все основные характеристики нового поджанра (понятия не имею, как ему это удалось). Далее он лишь их укрепляет и отрабатывает. За исключением некоторых дополнений, которые будут упомянуты.
«На несколько долларов больше» (1965)
«На несколько долларов больше» (1965)
Уже никакого влияния Куросавы. Самостоятельный сюжет, больший размах, хотя всё по-прежнему довольно-таки малобюджетно. Кроме Клинта Иствуда (являвшегося единственным американским актёром в первой части) добавляется второй герой в исполнении Ли Ван Клифа (этот человек пропишется в спагетти-вестернах практически навсегда).
Сюжет рассказывает о двух охотниках за головами — вновь безымянном герое (кличка Монко) и полковнике Мортимере, которые гоняются за неуловимым и коварным грабителем банков по прозвищу Эль Индио.
Что любопытно, Эль Индио исполняет Джан Марио Волонте — тот же актер, что играл Рамона Рохаса в «За пригоршню долларов». Подобная рокировка касается многих второплановых персонажей и массовки. Таким образом, Леоне добавляет еще одну любопытную деталь в жанр — в разных фильмах используются одни и те же актёры, но у них меняются амплуа. Это на вооружение в дальнейшем возьмут и последователи режиссера.
В истории обыгрываются вопросы мести и золота — темы, ставшие самыми любимыми у постановщиков спагетти-вестернов.
Но дальше Серджио Леоне ждал настоящий успех — он создал вестерн на все времена.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Пожалуй, самый известный и самый популярный вестерн в мире. В рамках самой трилогии в историю добавляется третий главный герой. Таким образом их становится трое: по-прежнему безымянный Клинт Иствуд (в этот раз прозвище Блондин), ставший подонком Ли Ван Клиф в лице персонажа по кличке Ангельские Глаза и вспыльчивый бандит Туко (Элай Уоллах).
Кстати говоря, нельзя чётко определить, является ли Клинт Иствуд одним и тем же персонажем во всех трёх фильмах, ибо есть как общие черты, так и различия.
«Хороший, плохой, злой» рассказывает нам о заварушке, происходящей во время Гражданской Войны в США. Трое героев узнают о зарытой на кладбище огромной сумме денег: Туко знает местоположение кладбища, Блондин знает имя на могиле, Ангельские глаза не знает ничего, но сделает всё, чтобы забрать деньги себе.
Серджио Леоне довёл здесь спагетти-вестерн до совершенства.
«Долларовая трилогия» породила настоящий всплеск спагетти-вестернов в Италии. Их начали штамповать, как горячие пирожки. Как хорошего уровня, так и не выдерживающие никакой критики. Главными режиссерами жанра, кроме Леоне, стали Серджио Соллима, Джулио Петрони, Тонино Валерии и Серджио Корбуччи.
В дальнейшем сам Серджио Леоне снял не менее знаменитые «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита», в которых уже старался раздвинуть рамки собственного жанра, но его нововведения не стали тенденцией.
Давайте сделаем выводы. Признаки спагетти-вестерна.
Чистый спагетти-вестерн сегодня встречается также редко, как и классический американский. К тому же, эталоном всё равно навсегда остается творчество Серджио Леоне.
Тем не менее, использовать элементы или адаптировать поджанр спагетти-вестерна под собственные нужды всегда можно попробовать. Я когда-то решился это сделать в своей короткометражке «Долина прокажённых». Почему бы и вам не поэкспериментировать? Дерзайте!
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Что такое «спагетти-вестерн»? Печальные ковбои стреляют не целясь
В начале шестидесятых годов прошлого века итальянский кинематограф переживает небывалый взлет. Феллини, Пазолини, Росселини, Антониони и Бертолуччи — певучие фамилии итальянских режиссеров на слуху у всего мира.
Они талантливы. Созданные ими фильмы бессмертны. Каждый из них обладает совершено неповторимым режиссерским стилем. Они крушат каноны, ломают стереотипы и неустанно экспериментируют с формой и содержанием. Они презирают массовую культуру и творят для избранных. Избранные в восторге! Широкие массы в недоумении.
Отечественный кинопродукт в Италии постепенно переходит в категорию элитарного, а простая, неискушенная публика все чаще отдает предпочтение американским фильмам. Ведь что ни говорите, а Голливуд никогда не считал зазорным снимать кино для массового зрителя.
Вот на этом-то «панамериканизме» соотечественников и решает сыграть тогда еще никому не известный режиссер Серджио Леоне. Имея на руках всего-навсего 200 тысяч долларов — даже по тем временам очень скромный для полнометражного фильма бюджет — Леоне берется за съемку вестерна. Вариант был беспроигрышным: ну, что можно снять более американское, чем фильм про мужественных покорителей Дикого Запада?
Главную роль за символический гонорар в 15 тысяч долларов соглашается сыграть Клинт Иствуд, на тот момент успевший зарекомендовать себя разве что в массовках (титулованные звезды голливудских вестернов Генри Фонда и Чарльз Бронсон предложение итальянского режиссера отвергли). Музыку для фильма пишет малоизвестный по тем временам композитор Эннио Морриконе (который, кстати, был одноклассником Леоне). Экономить пришлось на всем: даже черные джинсы, шляпу и сигары для героя Иствуда Леоне выбрал сам и купил за собственные деньги.
Тем не менее, фильм «За пригоршню долларов» был снят и в декабре 1964 года выпущен в прокат. В афишах не было ни одной итальянской фамилии — хитроумный Леоне предпочел спрятаться за псевдонимом Боб Робертс, другие члены съемочной группы последовали его примеру. На рекламу фильма у Леоне денег не оставалось — впрочем, этого и не потребовалось. Публика валила валом на «настоящий американский вестерн», не подозревая, что он снят соотечественником. Дамы восторгались мужественной физиономией Клинта Иствуда, мужчины одобрительно комментировали многочисленные сцены с перестрелками. И мало кто из зрителей обращал внимание на то, что за традиционными декорациями добротного вестерна скрывается нечто совершенно иное…
Сегодня фильм «За пригоршню долларов» принято считать классическим образцом жанра «спагетти-вестерн», а его создателя Серджио Леоне — отцом упомянутого жанра. Справедливости ради стоит заметить, что до Леоне уже было снято около 25 фильмов в духе «спагетти-вестерна», но «За пригоршню долларов» стал первым из них, вышедшим в широкий прокат.
Формальные отличия «макаронных» вестернов от классических перечислить несложно. Долгое время было принято считать, что не шибко богатые итальянцы просто снимают малобюджетные вестерны, в которых пейзажи попроще, крови побольше, события динамичнее, характеры героев более плоские, а сюжетная логика приносится в жертву внешней эффектности. Итальянские режиссеры не стремились к реалистичности: в отличие от американских ковбоев, герои их фильмов, выхватывая кольт из кобуры, даже не пытались сделать вид, что прицеливаются. Они просто стреляли в никуда — и всегда попадали в цель.
Разглядеть пресловутую «интеллигентскую фигу» в кармане Серджио Леоне и его коллег кинообщественности удалось не сразу. Итальянцы ерничали в свое удовольствие, один за другим снимая фильмы про апокалипсис великой американской мечты. Это в голливудских вестернах герои были полны сил и энергии, устремлялись навстречу светлому будущему, ощущали себя первопроходцами и покорителями неизведанных миров. Мир изменчив, и все перемены — к лучшему, — вот кредо вестерна по-американски.
Ничто не ново в этом мире, все уже было и повторится еще бессчетное количество раз — твердят итальянские режиссеры. Их герои существуют в выжженных, мертвых пространствах, они одержимы жаждой мести за давно минувшие злодеяния, их будущее заключено в их прошлом. Они ищут давно похищенные клады на братских кладбищах и возят пулеметы, спрятанные в гробах. Визитная карточка американских вестернов — погони, безумные скачки прериями, открытая борьба благородных соперников — в «спагетти-вестернах» трансформируется в бесконечные засады, выстрелы в спину из-за угла и «прятки» в разрушенных домах вымерших селений.
Герои «спагетти-вестернов» — вовсе не первооткрыватели. У них нет наивной, полудетской убежденности в собственной исключительности, в них не бушуют страсти, из них не рвется наружу влюбленность в этот мир. Они циничны и подчас аморальны, они все видели и все знают. Им все безразлично.
Кроме Леоне, явные признаки «вестернов по-итальянски» прослеживаются в работах Серджио Корбуччи, Карло Лидзани, Энцо Кастеллари. Сам Леоне после выхода «За пригоршню долларов» с годичными интервалами снимает фильмы «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Во всех трех картинах, объединяющихся в трилогию, главную роль исполнил Клинт Иствуд.
Успех фильмов Леоне был настолько велик, что в 1969 году его приглашают в Голливуд и подписывают контракт на съемки очередного вестерна — «Однажды на Диком Западе». По иронии судьбы, главные роли в нем исполнили те самые Генри Фонда и Чарльз Бронсон, которые несколько лет назад отвергли предложение Леоне. Фильм не вызвал слишком бурного отклика у современников, однако сегодня кинокритики склонны считать его одним из лучших образцов американского вестерна.
«Ковбойская» карьера Серджио Леоне завершилась в 1971 году. Последующие 14 лет он посвящает работе над шедевром всей своей жизни — эпической сагой «Однажды в Америке». Впрочем, этот фильм действительно шедеврален и заслуживает совершенно отдельной статьи…